Ввод в эксплуатацию автомобиля.

Если получено ОС от учредителей в ноябре, а зарегистрировано транспортное средство в ГАИ на организацию в декабре, то вводить в эксплуатацию можно когда зарегистрировано в ГАИ?

Факт госрегистрации автомобиля в ГИБДД не является достаточным оcнованием для позднего введения автомобиля в эксплуатацию, т.к. пользоваться автомобилем можно и без госрегистрации (например, по доверенности). Поэтому вам необходимо озадачиться дополнительными причинами для отсрочки – например, тех. обслуживание, ремонт, приведение автомобиля к состоянию, пригодному для эксплуатации (документальное подтверждение обязательно).

Как ввести в эксплуатацию основное средство

Ввод основного средства в эксплуатацию – это документально оформленные действия, которые подтверждают готовность имущества к использованию по назначению. Такое определение дано в ГОСТ 25866-83 , который утвержден постановлением Госстандарта СССР от 13 июля 1983 г. № 3105 .

Это означает, что в эксплуатацию вводят те объекты, которые в принципе готовы к использованию, что следует из документов. Даже если фактически эксплуатировать готовое к этому имущество еще не начали, оно уже изнашивается и морально устаревает. А значит, его можно и нужно амортизировать. И только если объект простаивает и законсервирован , его свойства не ухудшаются. Но поступить так можно только после ввода объекта в эксплуатацию.

Прежде чем начать амортизировать имущество, проводят оценку самой возможности его применения. Кроме того, определяют первоначальную стоимость , амортизационную группу и срок полезного использования имущества. А сам ввод в эксплуатацию оформляют необходимыми документами.

Документальное оформление

В эти формы можно добавить специальные графы для внесения необходимых сведений налогового учета. В частности, таких:

  • дата ввода в эксплуатацию;
  • первоначальная стоимость;
  • срок полезного использования (амортизационная группа);
  • способ начисления амортизации.

Вы также вправе создать и утвердить собственную форму акта ввода в эксплуатацию. Главное, чтобы в нем были все необходимые реквизиты . Иначе документ не признают первичным. Например, можно составить такой акт ввода в эксплуатацию .

В любом случае форму документа, которым вы оформите ввод в эксплуатацию и оприходование имущества в качестве основного средства, утверждает руководитель приказом к учетной политике.

Кроме того, на основное средство заводят инвентарную карточку или книгу в зависимости от того, как вы учитываете основные средства. При этом можно воспользоваться следующими типовыми формами: № ОС-6 , ОС-6а , ОС-6б .

Ситуация: как определить дату, когда основное средство ввели в эксплуатацию

Датой ввода в эксплуатацию считайте день, когда основное средство будет готово к использованию. Подтвердите это актом или отдельным приказом .

Момент, когда вы фактически начнете использовать имущество, значения не имеет. Ведь готовое к использованию имущество начинает изнашиваться и морально устаревать сразу. Его нужно амортизировать. При этом если объект не введен в эксплуатацию, его не амортизируют. Это следует из пункта 4 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

Исключение предусмотрено только для законсервированного имущества. Но даже его все равно сначала вводят в эксплуатацию, а потом консервируют .

Внимание: если документов, подтверждающих дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, не будет, при проверке налоговые инспекторы могут исключить начисленную амортизацию из затрат, учтенных при расчете налога на прибыль. Связано это с тем, что в отличие от бухучета в налоговом учете амортизация начисляется со следующего месяца после ввода объекта основных средств в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Как следствие, на сумму недоимки организации начислят пени и штрафы.

Чтобы зафиксировать дату ввода в эксплуатацию, используйте типовые документы – формы № ОС-1 , ОС-1а или ОС-1б . Для этого в них добавьте графу «Дата ввода основного средства в эксплуатацию». Так позволяет поступить Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации , утвержденный постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20 . Дополнительный реквизит в форме № ОС-1 пропишите в учетной политике .

В качестве альтернативы можно использовать акт ввода в эксплуатацию, разработанный самостоятельно , или просто зафиксировать дату приказом руководителя.

Для бухучета факт ввода в эксплуатацию не столь важен. Ведь в составе основных средств на счете 01 нужно отражать любое имущество, соответствующее установленным критериям . И начинать амортизировать основное средство в бухучете нужно именно после его принятия к бухучету.

Застройщику для ввода в эксплуатацию возведенной им недвижимости придется оформить еще и специальное разрешение. Выдает его учреждение, которое ранее разрешило строительство. Такое указание есть в пункте 2

Чтобы получить разрешение, придется подать следующие документы:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок (собственный, арендованный и т. д.);
  • градостроительный план;
  • разрешение на строительство;
  • акт приемки объекта капитального строительства;
  • заключение органа Госстройнадзора (в установленных случаях) и т. д.

Такие документы приведены в пункте 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.

Внимание: если основное средство было приобретено, изготовлено или построено в одном месяце, а на счете 01 () отражено в последующих, необходимо заручиться документами, подтверждающими неготовность его к использованию. Иначе при проверке налоговые инспекторы признают, что в момент приобретения имущество ошибочно не учли в составе основных средств. В результате налог на имущество за месяцы, в которых основное средство числилось на счете 08, пересчитают и на сумму недоимки начислят пени и штрафы (письма Минфина России от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33 , от 4 сентября 2007 г. № 03-05-06-01/98).

По этому вопросу есть примеры судебных решений, принятых в пользу налоговых инспекций (см., например, решение ВАС РФ от 17 октября 2007 г. № 8464/07 , определения ВАС РФ от 25 мая 2009 г. № ВАС-6250/09 , от 19 сентября 2008 г. № 11258/08 , от 28 апреля 2008 г. № 16599/07 , от 14 февраля 2008 г. № 758/08 , постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24 февраля 2009 г. № А29-3496/2007 , от 12 мая 2008 г. № А43-21471/2007-6-749 , от 25 апреля 2008 г. № А29-3494/2007 , Северо-Кавказского округа от 8 октября 2007 г. № Ф08-6588/2007-2440А , Западно-Сибирского округа от 23 июня 2008 г. № Ф04-3844/2008(7130-А75-40) , Уральского округа от 28 октября 2008 г. № Ф09-7833/08-С3 , Московского округа от 5 ноября 2008 г. № КА-А40/10237-08).

Однако суды встают и на сторону налогоплательщиков, если налоговая инспекция не может представить доказательств того, что спорный объект пригоден к эксплуатации (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 17 июня 2008 г. № А65-26068/07 , от 10 июня 2008 г. № А55-14778/07 , Уральского округа от 11 октября 2007 г. № Ф09-8293/07-С3 , Северо-Западного округа от 16 июля 2007 г. № А56-2271/2007).

Документами, подтверждающими, что на момент приобретения основное средство было не доведено до состояния, пригодного к использованию, могут быть:

  • акты сторонних организаций на оказание услуг по монтажу и наладке оборудования;
  • накладные на приобретение комплектующих к основному средству;
  • наряды на монтаж оборудования;
  • договор подряда на выполнение строительных работ;
  • отчеты о проделанной работе по доведению основного средства до состояния, пригодного к использованию.

Если основное средство начали фактически эксплуатировать позже принятия его на учет, то к счету 01 () откройте субсчета «Основные средства на складе (в запасе)» и «Основные средства в эксплуатации». Принятие на учет основного средства отразите в общем порядке проводкой:

Предприятие купило автомобиль 30 декабря 2016 года. Оплата госпошлины и постановка на учет произведены в январе 2017 года. 1. Какой датой оформлять приобретение ТС и каким документом? 2. Обязательно включать госпошлину в стоимость ТС для налогового учета? 3. Ввод в эксплуатацию ТС по дате постановки на учет в ГИБДД? Каким документом оформлять? 4. С какого месяца начислять амортизацию - с января или с февраля?

1) Оформить приобретение автомобиля нужно актом приемки на основе типовых форм (например, ОС-1) или же самостоятельно разработанных, главное, чтобы в нем были все необходимые реквизиты.

По общему правилу акты надо составлять на дату, когда право собственности на имущество переходит от продавца к покупателю.

2)Если госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество или за регистрацию транспортного средства уплачена после ввода объекта в эксплуатацию, ее сумму включите в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1, 40 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество или за регистрацию транспортного средства уплачена до ввода объекта в эксплуатацию, ее сумму нужно учесть при формировании первоначальной стоимости имущества. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 мая 2009 г. № 03-05-05-01/26, от 18 мая 2009 г. № 03-05-05-01/26.

Ранее Минфин России придерживался другой точки зрения (письма от 19 октября 2007 г. № 03-03-06/1/725, от 16 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/116). Минфин разрешал учитывать госпошлину за регистрацию транспортных средств в составе прочих расходов, даже если она уплачена до ввода основных средств в эксплуатацию. Однако с выходом более поздних разъяснений финансового ведомства включение в состав прочих расходов госпошлины, уплаченной до ввода основного средства в эксплуатацию, может привести к разногласиям с проверяющими.

3) При этом без регистрации автомобиля эксплуатировать его на дорогах общего пользования запрещено. Собственник или владелец автомобиля обязан зарегистрировать его в установленном законом порядке в течение 10 суток после приобретения (таможенного оформления) или в течение срока действия знака «Транзит». Такое указание есть в пункте 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 № 938.

Ввод в эксплуатацию надо оформить первичным документом. Такой порядок установлен в части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ. Оформить ввод в эксплуатацию имущества Вы можете типовыми формами, например № ОС-1;

4)П общему правилу амортизацию начисляют с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство было введено в эксплуатацию. Таковы правила пункта 4 статьи 259 НК. Но в пункте 11 статьи 258 НК РФ есть норма, согласно которой основные средства, права на которые подлежат госрегистрации, включаются в амортизационную группу с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию этих прав. Поэтому налоговики считают, что амортизировать машину организация сможет не ранее месяца, следующего за месяцем, в котором организация поставит автомобиль на учет и введет его в эксплуатацию.

Такой же точки зрения придерживаются московские судьи (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.06.06 № КА-А40/5390-06).

Сергея Разгулина,

Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Как оформить и отразить в бухучете приобретение основных средств за плату

Документальное оформление

После обследования поступившего имущества комиссия должна дать заключение о возможности его использования. Такую отметку ставят, оформляя приобретенное имущество, в акте приемки-передачи основного средства. Этот документ составьте на основе типовых форм или же самостоятельно разработанных, главное, чтобы в них были все необходимые реквизиты .*

Типовые бланки актов приема-передачи для основных средств есть разные:

  • для одного объекта, кроме зданий и сооружений, – форма № ОС-1 ;
  • для нескольких однородных объектов, кроме зданий и сооружений, – форма № ОС-1б ;
  • для одного здания или сооружения – форма № ОС-1а .

Какую бы форму вы ни использовали – типовую или самостоятельно разработанную, руководитель должен ее утвердить в приказе.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 29 сентября 2009 № 03-05-05-04/61 .

Из ситуации

Сергея Разгулина , действительный государственный советник РФ 3-го класса

нужно ли в налоговом учете включить в первоначальную стоимость имущества госпошлину, уплаченную за регистрацию прав на объекты недвижимости, а также за регистрацию транспортных средств

Ответ на этот вопрос зависит от того, когда организация платит госпошлину: до или после ввода основных средств в эксплуатацию.

Если госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество или за регистрацию транспортного средства уплачена после ввода объекта в эксплуатацию, ее сумму включите в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. , п. 1 ст. 264 НК РФ).* Объясняется это тем, что к моменту ввода основного средства в эксплуатацию его первоначальная стоимость должна быть сформирована. Изменять первоначальную стоимость можно только при реконструкции объекта, его модернизации, достройки, дооборудования, техническом перевооружении, частичной ликвидации или при наличии других аналогичных оснований. Это следует из положений пункта 2 статьи 257 Налогового кодекса РФ. Регистрация прав на объект недвижимости (регистрация транспортного средства) к таким основаниям не относится. Поэтому увеличивать первоначальную стоимость основного средства на сумму уплаченной госпошлины в таком случае неправомерно.

Если госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество или за регистрацию транспортного средства уплачена до ввода объекта в эксплуатацию, ее сумму нужно учесть при формировании первоначальной стоимости имущества. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 мая 2009 г. № 03-05-05-01/26 , от 18 мая 2009 г. № 03-05-05-01/26 , от 27 марта 2009 г. № 03-03-06/1/195 , от 1 июня 2007 г. № 03-03-06/2/101 , от 5 июля 2006 г. № 03-06-01-04/138 . Позиция финансового ведомства основана на положениях пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ, согласно которым первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (сооружение, изготовление) и доведение до состояния, пригодного к использованию. При этом в первоначальную стоимость нельзя включать только суммы НДС и акцизов. По мнению Минфина России, в рассматриваемой ситуации уплата госпошлины является обязательным условием для законной эксплуатации основных средств. Поэтому включение этих расходов в первоначальную стоимость объекта недвижимости (транспортного средства) является обоснованным.

Главбух советует: есть аргументы, которые позволяют учитывать госпошлину за регистрацию объектов недвижимости (транспортных средств) в составе прочих расходов, даже если она уплачена до ввода основных средств в эксплуатацию. Они заключаются в следующем.*

Уплата госпошлины не является расходом, связанным с приобретением основного средства и доведением его до состояния, в котором он пригоден для использования. Госпошлина взимается за регистрацию уже приобретенного объекта недвижимости или транспортного средства. Сам по себе факт уплаты госпошлины не влияет на пригодность основного средства к эксплуатации. Кроме того, госпошлина является федеральным сбором, что является основанием для ее включения в состав прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поэтому учитывать ее при формировании первоначальной стоимости основных средств не нужно. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых признается правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 25 ноября 2008 г. № Ф09-8694/08-С3 , от 30 января 2008 г. № Ф09-57/08-С3 , Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г. № А05-5787/2006-18 , Центрального округа от 7 апреля 2006 г. № А08-601/05-9). Приведенные решения были приняты в отношении госпошлины, уплаченной при регистрации транспортных средств. Однако выводы, содержащиеся в этих документах, справедливы и в отношении госпошлины, уплаченной за регистрацию прав на объекты недвижимости.

Ранее такой же точки зрения придерживался Минфин России (письма от 19 октября 2007 г. № 03-03-06/1/725 , от 16 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/116 , от 2 марта 2006 г. № 03-03-04/1/165 , от 30 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/137). Однако с выходом более поздних разъяснений финансового ведомства включение в состав прочих расходов госпошлины, уплаченной до ввода основного средства в эксплуатацию, может привести к разногласиям с проверяющими.*

По налоговому законодательству, если одни и те же затраты с равными основаниями могут быть отнесены к разным группам расходов, организация вправе самостоятельно определить такую группу (п. 4 ст. 252 НК РФ). Выбранный вариант нужно закрепить в учетной политике (абз. 5 ст. 313 НК РФ). Следует отметить, что у каждого из рассмотренных вариантов есть свои преимущества. Включение госпошлины в состав прочих расходов позволяет быстрее списать ее в налоговом учете. Включение госпошлины в первоначальную стоимость основного средства позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет.

Из статьи журнала

Можно ли амортизировать машину до ее регистрации в ГИБДД

Кирилл Владимирович Муравьев , заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Да, можно. Автомобиль становится амортизируемым имуществом с момента перехода к организации права собственности на него (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса). Автомобиль не является объектом недвижимости, значит, в госрегистрации права собственности на него не нуждается (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Поэтому ограничения, установленные пунктом 11 статьи 258 НК РФ, на регистрацию автомобиля в ГИБДД не распространяются. И начислять амортизацию по автомобилю можно с месяца, следующего за тем, в котором он был введен в эксплуатацию.

Но есть примеры судебных решений, в которых суды признавали начисление амортизации до регистрации автомобиля в ГИБДД неправомерным (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.06.10 № А27-19317/2009). По мнению судей, срок полезного использования не должен начинаться ранее даты, с которой организация может реализовать право пользования автомобилем.

Из ситуации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

можно ли для расчета налога на прибыль начислять амортизацию по автомобилю до его регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора)

Да, можно.

Основные средства (в т. ч. автомобиль) признаются амортизируемым имуществом для целей налогового учета, если они соответствуют всем необходимым для того

Основные средства, права на которые подлежат госрегистрации, включаются в состав амортизируемого имущества с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 11 ст. 258 НК РФ). Однако в Налоговом кодексе РФ не уточняется, является ли такой регистрацией постановка транспортных и самоходных средств на учет в органах Гостехнадзора.

ФАС Западно-Сибирского округа пришел к выводу, что указанные средства можно амортизировать с момента их ввода в эксплуатацию

25.05.2012
КонсультантПлюс

Налоговый орган доначислил организации налог на прибыль, мотивировав это тем, что компания неправомерно начисляла амортизацию по транспортному средству (карьерный самосвал), не имея свидетельства о его регистрации в инспекции Гостехнадзора. Налогоплательщик оспорил данное решение в суде, указав, что спорное имущество было поставлено на учет и введено в эксплуатацию.

Суд первой инстанции посчитал, что срок полезного использования имущества в целях применения ст. 258 НК РФ не может начинаться ранее даты регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора, и признал решение инспекции правомерным. Однако суды апелляционной и кассационной инстанции пришли к противоположному выводу, руководствуясь следующим. В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода, а его стоимость погашается путем начисления амортизации. Если право собственности на такое имущество подлежит госрегистрации, то имущество включается в состав амортизируемого имущества с момента подачи документов на регистрацию (п. 11 ст. 258 НК РФ). При этом регистрация транспортных средств не является госрегистрацией имущества в том смысле, который в силу закона порождает право собственности. В силу п. 1 ст. 223, ст. 224, 433 ГК РФ право собственности на транспортное средство возникает из договора купли-продажи и других подобных сделок после их заключения и передачи этого средства. Регистрации же подлежит само транспортное средство, а не связанное с ним право. Таким образом, начало начисления амортизации не зависит от даты регистрации транспортного средства в соответствующих органах - такие средства должны включаться в состав амортизируемого имущества в общем порядке на основании п. 1 ст. 256 НК РФ. К аналогичным выводам, как указали суды, пришел Минфин России в Письме от 20.11.2007 N 03-03-06/1/816. Следовательно, организация была вправе начислять амортизацию по самосвалу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию, независимо от момента его регистрации в органах Гостехнадзора.

Аналогичные выводы относительно регистрации транспортных (самоходных) средств в Гостехнадзоре и ГИБДД содержатся в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 04.10.2010 N А27-975/2010, ФАС Московского округа от 07.09.2010 N КА-А40/10331-10, ФАС Уральского округа от 24.09.2007 N Ф09-7797/07-С3 и др. Однако в судебной практике встречались и противоположные решения (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010 N А27-19317/2009, от 03.05.2005 N Ф04-2522/2005(10706-А27-40)) и разъяснения (Письмо УФНС России по г. Москве от 25.11.2004 N 26-12/76625).

После покупки автомобиля компания получила транзитные номера и несколько дней эксплуатировала транспортное средство. Зарегистрировать его в ГИБДД удалось только в следующем квартале. Разберемся, в какой момент принять к учету этот автомобиль и инужно ли включать в первоначальную стоимость регистрационную пошлину

15.10.2012
Журнал «Бухгалтерия. Просто, понятно, практично»

Чем руководствоваться

1 Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утв. приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001.

2 Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утв. приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001.

3 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

4 Постановление Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

5 Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

6 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные акти-вы», утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н.

Регистрация в ГИБДД

Транспортные средства регистрируются в органах ГИБДД по месту нахождения покупателя. Причем компания должна позаботиться о регистрации в ограниченные сроки (п. 4 Правил 1):

В течение 5 суток после приобретения или таможенного оформления - если автомобиль куплен на территории подразделения ГИБДД, где он должен быть зарегистрирован;

В течение срока действия регистрационного знака «ТРАНЗИТ» - если автомобиль перегоняется с территории другого подразделения ГИБДД.

Если все документы в порядке, то процесс регистрации занимает не более трех часов с момента приема заявления и подтверждения факта уплаты госпошлины. В случаях, когда требуется дополнительная проверка документов подразделением ГИБДД, регистрация может затянуться до 30 суток (п. 25 Административного регламента 2).

ПРОСТОИМЕЙТЕ В ВИДУ

Знак «ТРАНЗИТ» новый владелец автомобиля должен получить в течение 5 суток после покупки, а действует он в течение 20 суток (пп. 33, 33.1 Правил1)

Так или иначе, получается, что период между покупкой автомобиля и постановкой его на учет в ГИБДД может составить почти два месяца. Разумеется, в этот период компания уже использует автомобиль: сначала со знаком «ТРАНЗИТ», а потом, например, на территории своего предприятия.

Когда принимать к учету

Автомобиль принимается к бухгалтерскому учету как основное средство, если одновременно выполняются условия п. 4 ПБУ 6/01 3:

Автомобиль будет использоваться в производстве, для управленческих нужд либо сдаваться в аренду;

Срок использования превышает 12 месяцев или обычный операционный цикл (если он больше 12 месяцев);

Организация не намерена продавать авто;

Автомобиль способен приносить доход в будущем.

Если при поступлении автомобиля от продавца все эти условия выполняются, компания обязана принять его на учет сразу, не дожидаясь регистрации в ГИБДД. При этом непосредственно в момент приобретения заполняется акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений) по форме № ОС-1. По этому акту автомобиль принимается к учету и вводится в эксплуатацию (<Указания>, утв. Постановлением 4). При этом делаются проводки:

Дт 08 Кт 60 - оприходован автомобиль (на основании товарной накладной);

Дт 01 Кт 08 - автомобиль принят к учету в составе основных средств (на основании акта по форме № ОС-1).

На новый объект основных средств бухгалтер открывает инвентарную карточку (п. 12 Методических указаний 5). Например, по форме № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств» (утв. Постановлением 4).

Налог на имущество

Средняя стоимость имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ), признаваемого объектом налогообложения за отчетный период (п. 1 ст. 374 НК РФ), определяется так. Берутся величины остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом. Эти величины складываются, полученная сумма делится на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Таким образом, имущество включается в налоговую базу по налогу на имущество с того месяца, в котором оно принято к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств. Можно предположить, что в зависимости от конкретной ситуации налоговая инспекция будет по-разному оценивать правильность исчисления налога на имущество.

ПРОСТО НЕ УПУСТИТЕ

Если автомобиль поступил в собранном виде и не требует монтажа (например, установки кузова), то акт о приеме-передаче основных средств нужно оформ-лять сразу в момент поступления.

Регистрация в месяце покупки. Налоговики вполне могут опираться на автори-тет Минфина. В письмах ведомства от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61 и от 05.07.2006 № 03-06-01-04/138 чиновники разъясняют, что в фактические затраты на приобретение автомобиля, которые формируют его первоначальную стоимость, включаются в том числе государственная пошлина и плата за государственный технический осмотр.

Однако Минфин ушел от ответа на вопрос, в какой же момент компания должна учесть авто как основное сред-ство для целей налога на имущество.

В этом случае логично предположить, что принятие автомобиля к бухгалтерскому учету подождет несколько дней - до завершения госрегистрации. Ведь для бюджета выгоднее, чтобы сумма госпошлины за регистрацию транспортного средства и другие возможные платежи включались в первоначальную стоимость объекта.

Регистрация позже месяца покупки. Компании не следует особенно затягивать с постановкой имущества на учет. Лучше сделать это в месяце покупки, не дожида-ясь регистрации. Иначе налоговики сочтут, что компания тянет с увеличением налоговой базы по налогу на имущество. Отсюда риск навлечь налоговые санкции.

Поэтому если компания не хочет рисковать, то бухгалтер может создать оценочное обязательство на сумму будущей госпошлины, увеличив на его величину первоначальную стоимость. По правилам бухучета компания, в принципе, и так обязана это сделать (пп. 4, 5, 8 ПБУ 8/2010 6).

Приведем схему проводок ниже.

В месяце покупки автомобиля:

Дт 08 Кт 60 - оприходовано авто;

Дт 08 Кт 96 - создано оценочное обязательство на сумму будущей госпошлины (бухгалтерская справка);

Дт 01 Кт 08 - автомобиль принят к учету в составе основных средств.

В месяце уплаты госпошлины:

Дт 68 Кт 51 - уплачена госпошлина;

Дт 96 Кт 68 - на дату регистрации начислена госпошлина.

Налоговый учет

Можно ли не включать госпошлину в налоговом учете в первоначальную стоимость и амортизировать автомо-биль, не дожидаясь регистрации? В законодательстве прямого ответа нет, а из норм НК РФ проглядывают разные подходы.

Подход 1. Госпошлина включается в первоначальную стоимость. Первоначальная стоимость купленного основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (кроме возмещаемых НДС и акцизов) (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если регистрацию в ГИБДД считать действием по доведению автомобиля до эксплуатационного состояния, то госпош-лину за регистрацию нужно включать в первоначальную стоимость. При таком подходе до регистрации в ГИБДД амортизировать автомобиль в налоговом учете нельзя.

Подход 2. Госпошлина учитывается как прочий расход. Государственная пошлина за регистрацию в ГИБДД является федеральным сбором (ст. 13, гл. 25.3 НК РФ). Поэтому в налоговом учете она должна включаться в состав прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). При таком подходе первоначальная стоимость формируется задолго до регистрации автомобиля в ГИБДД.

В пользу плательщиков. Отметим, что совсем недавно Минфин России и налоговые органы придерживались подхода 1(письмо Минфина России от 01.06.2007 № 03-03-06/2/101). Однако налогоплательщикам удавалось доказать несостоятельность этого подхода и правомерность подхода 2 (постановления ФАС Уральского округа от 25.11.2008 № Ф09-8694/08-С3, от 30.01.2008 № Ф09-57/08-С3).

Успехи налогоплательщиков в судах, вероятно, и повлияли на позицию Минфина России. Так, в письме от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303 финансовое ведомство прямо не подтвердило правомерность налоговой амортизации автомобиля до регистрации в ГИБДД, но косвенно допустило такую возможность.

Интересно, что в письме была проведена грань между регистрацией прав на недвижимость и регистрацией транспортных средств. Основные средства, права на которые подлежат госрегистрации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию (п. 11 ст. 258 НК РФ). Между тем, госрегистрации подлежат права собственности на объекты недвижимости (ст. 164, 223 ГК РФ). Исходя из ст. 130 ГК РФ автотранспортное средство является движимой вещью. Его регистрация в ГИБДД не является регистрацией сделки по передаче права собственности.

Ввод в эксплуатацию до регистрации

В том же письме от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303 финансисты сделали такой вывод.

Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества - транспортному средству - начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

В результате остается неясность: насколько правомерен ввод транспортного средства в эксплуатацию до регистрации в ГИБДД. Чтобы найти решение, можно прибегнуть к аналогии.

В частности, суды разбирали похожую проблему: можно ли начислять в налоговом учете амортизацию по объектам связи, на которые не получено разрешение Минсвязи на ввод в эксплуатацию.

Точку поставил Президиум ВАС РФ в постановлении от 18.09.2007 № 5600/07. Судьи заключили, что для целей налогообложения необходимым подтверждением ввода объектов в эксплуатацию является их принятие к бухучету на основании акта приемки-передачи основных средств по унифицированной форме № ОС-1. И что дополнительные условия, налагае-мые нормативными правовыми актами в сфере государственного надзора, не влекут изменения порядка принятия данных объектов к бухгалтерскому учету. И не влияют на налоговые последствия.

ПРАКТИЧНО ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ

Если госпошлину с равными основаниями можно отнести как к первоначальной стоимости, так и к прочим расходам, компания вправе самостоятельно определить, куда именно она отнесет эти затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим – микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать.

Автомобиль на балансе доставляет немало хлопот бухгалтеру. Причем проблемы связаны не только с учетом эксплуатационных расходов. Сложности возникают и при начислении амортизации.

Например, перед бухгалтером практически каждого предприятия, купившего автомобиль, встает дилемма: можно амортизировать автомобиль до его регистрации в ГИБДД или нет?

Другая проблема – определение срока службы машины. Особенно если речь идет о подержанном автомобиле.

Ну и, конечно, особого внимания заслуживает вопрос о применении специальных коэффициентов. В частности, при амортизации дорогих микроавтобусов и автомобилей.

Амортизация и регистрация в ГИБДД

Итак, компания купила автомобиль. Обязательно ли дожидаться регистрации машины в ГИБДД, чтобы начать ее амортизировать?

Требования закона…

Сразу скажем, что прямой зависимости между регистрацией и амортизацией не содержит ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство.

Для целей главы 25 НК РФ амортизацию по основным средствам нужно начислять «с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию» (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что , права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию. Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД. Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики. Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г. № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет. А вот финансисты недавно высказались на этот счет.

Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД. Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство. Фактически это просто постановка автомобиля на учет. То есть начинать амортизировать автомобили нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816).

Регистрация автомобиля в ГИБДД не является регистрацией прав на транспортное средство. А значит, начинать амортизировать автомобили, по мнению финансистов, нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию.

Заметим, что точно такой же позиции придерживаются и судьи (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г. № А05-5787/2006-18, ФАС Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. № Ф04-1621/2005 (9589-А27-23)) .

Что же касается бухучета, то здесь основное средство амортизируют «с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету» (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Критерии отнесения активов к числу основных средств приведены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, необходимо, чтобы объект был предназначен для использования в производстве. Факт же ввода в эксплуатацию не имеет никакого значения. Как пояснил Минфин России в письме от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, объект нужно принимать к учету в качестве основного средства, как только он «приведен в состояние, пригодное для использования». Что же касается регистрации в ГИБДД, то в пункте 4 ПБУ 6/01 она не упоминается.

…и здравый смысл

Получается, для того чтобы ответить на вопрос, можно ли в бухгалтерском и налоговом учете амортизировать автомобиль, не зарегистрированный в ГИБДД, нужно решить, является ли такое транспортное средство пригодным для использования и можно ли его вводить в эксплуатацию. На этот счет есть две точки зрения.

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о регистрации в ГИБДД говорится как о допуске автомобиля к участию в дорожном движении. На основании этого налоговики довольно часто заключают, что до момента постановки на учет в ГИБДД еще рано говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию и пригодности его к использованию, а следовательно, и о начислении амортизации. Зачастую такой же позиции предпочитают придерживаться и организации.

Регистрация в ГИБДД – это допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Поэтому налоговики считают, что до момента регистрации говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию преждевременно.

Однако, на наш взгляд, это неверно. Во-первых, на регистрацию автомобиля отводится пять дней с момента покупки или же время, в течение которого действует знак «Транзит» (п. 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938). Его выдают на срок от пяти до 20 дней в случае, когда машину необходимо перегнать к месту регистрации. То есть, по меньшей мере, в течение первых пяти дней после приобретения компания с полным правом может эксплуатировать автомобиль. Во-вторых, даже если компания и нарушит сроки, то использование незарегистрированного транспортного средства будет исключительно административным нарушением. Никаких налоговых последствий у него быть не должно. Ну а в-третьих, пригодность автомобиля к использованию, по нашему мнению, определяется его техническими данными, а не фактом постановки на учет в ГИБДД. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2007 г. № Ф08-1969/07-1099А, где судьи указали, что «ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства».

Пример 1

ООО «Сатурн» купило в марте 2008 года легковой автомобиль за 236 000 рублей (в том числе НДС – 36 000 рублей). На учет в ГИБДД он был поставлен только в апреле. При этом были перечислены регистрационные пошлины в размере 500 рублей.

ООО «Сатурн» ввело в эксплуатацию автомобиль в марте, не дожидаясь регистрации. Ежемесячная норма амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета составила 2 процента.

Бухгалтер ООО «Сатурн» сделал следующие проводки.

В марте 2008 года:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– 200 000 руб. (236 000 – 36 000) – отражены расходы на приобретение автомобиля;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 36 000 руб. – учтен НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 36 000 руб. – принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 200 000 руб. – автомобиль включен в состав основных средств.

В апреле 2008 года:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» КРЕДИТ 51

– 500 руб. – перечислены пошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»

– 500 руб. – учтены пошлины.

Ежемесячно, начиная с апреля 2008 года:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02

– 4000 руб. (200 000 руб. Х 2%) – начислена амортизация.

В налоговом учете в апреле 2008 года (месяце, следующем за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию) ООО «Сатурн» включило в состав прочих затрат 10-процентную амортизационную премию в сумме 20 000 руб. (200 000 руб. Х 10%).

Также фирма отнесла на расходы амортизационные отчисления в размере 3600 руб. ((200 000 руб. – 20 000 руб.) Х 2%). Эту же сумму (3600 рублей) организация будет ежемесячно включать в состав затрат в течение периода амортизации автомобиля.

Регистрационные пошлины для целей расчета налога на прибыль компания списала как прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Определяем срок эксплуатации

Период, в течение которого фирма будет через амортизационные отчисления списывать стоимость автомобиля, определяется сроком его полезного использования. Этот срок как в бухгалтерском, так и в налоговом учете компании устанавливают самостоятельно. Причем для целей главы 25 НК РФ фирмы обязаны руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот же документ можно взять за основу и в бухучете.

В зависимости от технических характеристик автомобили (легковые и грузовые) и автобусы в соответствии с Классификацией относятся к третьей, четвертой или пятой группе. То есть срок их полезного использования может варьироваться от трех до пяти лет, от пяти до семи лет или же от семи до десяти лет.

Так, например, легковые автомобили высшего и большого класса относятся к пятой амортизационной группе. А значит, организации могут установить для них срок службы в пределах от 85 до 120 месяцев. Все же остальные легковые автомобили (кроме машин малого класса для инвалидов, которые относятся к четвертой группе) попадают в третью амортизационную группу. А значит, их стоимость может быть полностью списана в течение 37–60 месяцев. К третьей амортизационной группе относятся и микроавтобусы.

Если компания приобрела подержанный автомобиль, то , определенный по Классификации, она может уменьшить на число месяцев эксплуатации машины прежними владельцами (п. 12 ст. 259 НК РФ). Но лишь при условии документального подтверждения времени службы у бывших собственников.

Срок полезного использования подержанного автомобиля можно определить с учетом времени службы у предыдущих владельцев. Период, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно узнать из паспорта транспортного средства.

Если прежним хозяином была фирма, узнать, сколько месяцев автомобиль работал на ее благо, можно из акта приема-передачи основного средства (форма № ОС-1). Такие данные должны быть приведены и в инвентарной карточке (форма № ОС-6). А значит, ее заверенная копия вполне может служить документальным подтверждением. Кроме того, по мнению финансистов, срок, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно определить по данным паспорта транспортного средства (письмо Минфина России от 3 августа 2005 г. № 03-03-04/1/142). Эти разъяснения особенно актуальны по отношению к автомобилям, в числе собственников которых были физические лица.

Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина. Или даже превышающим его. Как сказано в пункте 12 статьи 259 НК РФ, в таком случае новый собственник автомобиля может определять срок полезного использования самостоятельно «с учетом требований техники безопасности и других факторов».

Пример 2

ООО «Юпитер» купило у ЗАО «Луна» легковой автомобиль среднего класса с рабочим объемом двигателя 2 литра. Такие транспортные средства (код по ОКОФ – 15 3410120) относятся к третьей амортизационной группе (срок полезного использования – от трех до пяти лет).

Из акта приема-передачи (форма № ОС-1) следует, что ЗАО «Луна» использовало автомобиль в течение трех лет и десяти месяцев. Организация получила его в качестве вклада в от учредителя – физического лица. Из паспорта транспортного средства видно, что общее время эксплуатации автомобиля составляет пять лет и семь месяцев. То есть оно превышает максимальный срок полезного использования, предусмотренный для основных средств, включаемых в третью амортизационную группу.

Учитывая техническое состояние автомобиля, ООО «Юпитер» решило установить срок полезного использования равным 24 месяцам.

Может ли этот срок полезного использования подержанной машины быть меньше года? На наш взгляд, да. Если компания решит, что пользоваться автомобилем она сможет меньше 12 месяцев, его стоимость можно будет списать единовременно, а не погашать через амортизацию. Правда, не исключено, что при проверке налоговики не согласятся с таким подходом. Особенно если окажется, что на деле фирма пользовалась этим транспортным средством больше года. Например, в письме УФНС России по г. Москве от 18 августа 2004 г. № 26-12/54016 фискалы настаивали на том, что срок полезного использования изношенного автомобиля меньше года быть не может.

Дорогое авто

Если фирма приобрела дорогой легковой автомобиль или микроавтобус, она должна амортизировать их с применением специального понижающего коэффициента. Основную норму амортизации, которая рассчитана исходя из срока службы машины, определенного по Классификации, нужно умножать на 0,5. То есть фактически компания будет списывать стоимость покупки вдвое дольше. Ведь в результате применения коэффициента уменьшится сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

Важно помнить, что такой порядок действует только в налоговом учете. ПБУ 6/01 использование каких-либо понижающих коэффициентов не предусмотрено.

Применение коэффициента 0,5 – не право, а обязанность фирмы – владельца легкового автомобиля, первоначальная стоимость которого превышает 600 000 рублей, или же микроавтобуса, стоящего более 800 000 рублей (п. 9 ст. 259 НК РФ). Заметим, что до 2008 года понижающий коэффициент следовало применять к автомобилям дороже 300 000 рублей и микроавтобусам стоимостью свыше 400 000 рублей.

В связи с повышением лимитов у всех владельцев дорогого транспорта возник закономерный вопрос: можно ли прекратить применять коэффициент 0,5, если первоначальная стоимость автомобиля (микроавтобуса) меньше новых значений? Финансисты ответили на этот вопрос отрицательно. В письме от 18 января 2008 г. № 03-03-06/1/11 Минфин России аргументировал свою позицию тем, что «выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации».

Финансисты считают, что организация должна продолжать амортизировать с понижающим коэффициентом легковые автомобили и микроавтобусы, которые до 2008 года считались дорогостоящими. Даже если теперь их первоначальная стоимость не превышает новых лимитов

Действительно, пункт 3 статьи 259 НК РФ такой запрет содержит. Только вот какое отношение понижающий коэффициент имеет к методу амортизации?

В налоговом учете компании могут начислять амортизацию одним из двух способов: линейным или нелинейным. Каждый метод предусматривает свою формулу для расчета основной нормы амортизации. Именно ее владельцы дорогих машин должны умножать на 0,5. Если же фирма перестанет применять понижающий коэффициент, то метод амортизации все равно останется прежним (как, впрочем, и основная норма). То есть требование, установленное пунктом 3 статьи 259 НК РФ, никоим образом не нарушится. А значит, компании, по нашему мнению, имеют полное право с января 2008 года не учитывать коэффициент 0,5 при амортизации легковых автомобилей стоимостью от 300 000 до 600 000 рублей и микроавтобусов стоимостью от 400 000 до 800 000 рублей.

Упомянутое письмо Минфина России – ответ на частный запрос. Фирмы не обязаны руководствоваться этими разъяснениями. Однако не исключено, что их возьмут на вооружение налоговики. В таком случае компаниям, которые отказались от применения понижающего коэффициента, по всей видимости, придется отстаивать свою позицию в суде.

Пример 3

В 2007 году ООО «Меркурий» купило микроавтобус, первоначальная стоимость которого составила 750 000 рублей. Срок полезного использования машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете установлен равным 40 месяцам. А амортизация начисляется линейным методом. Основная норма амортизации составила 2,5% (1: 40 Х 100%).

Поскольку микроавтобус стоит больше 400 000 рублей, в 2007 году ООО «Меркурий» должно было амортизировать это основное средство с учетом понижающего коэффициента. Учетной политикой компании предусмотрено применение амортизационной премии в размере 10 процентов капитальных вложений. Таким образом, ежемесячная сумма налоговых амортизационных отчислений в 2007 году составляла:

(750 000 руб. – 750 000 руб. Х 10%) Х 2,5% Х 0,5 = 8437 руб. 50 коп.

В бухгалтерском учете в течение 2007 года бухгалтер ООО «Меркурий» ежемесячно начислял амортизацию в сумме:

750 000 руб. Х 2,5% = 18 750 руб.

В 2008 году организация приняла решение не применять понижающий коэффициент. Ведь теперь первоначальная стоимость микроавтобуса уже не превышает установленного кодексом ограничения (750 000 руб. < 800 000 руб.). Начиная с января сумма ежемесячных амортизационных отчислений для целей налогового учета равна:

(750 000 руб. – 750 000 руб. Х 10%) Х 2,5% = 16 875 руб.

В бухгалтерском учете фирма по-прежнему будет начислять амортизацию в размере 18 750 рублей в месяц.