Какая марка автомобилей кому принадлежит. Какие марки принадлежат Форд

Наш мир стремительно меняется. Все, что было популярно вчера, может неожиданно потерять интерес у публики уже сегодня. Время меняет всё вокруг нас. Это же относится и к автомобильному миру. Еще вчера многие казались фантастикой, а уже сегодня мы порой даже не задумываемся, насколько стали сложными современные автомобили.

Но вместе с развитием автопромышленности, меняется расстановка сил на авторынке. Например, еще недавно Корейские автомобили никто не воспринимал в серьез. Сегодня же на равных конкурируют со многими Европейскими и Японскими брендами.

В этой сложной современной действительности порой уже тяжело всё отследить. Например, знаете ли вы каким автоконцернам принадлежат известные авто бренды? Знаете ли вы, что Немецкая марка «Опель » уже давно принадлежит Американской компании . Или что легендарный Шведский бренд «Вольво » теперь полностью принадлежит Китайской корпорации?

Давайте узнаем, как же выглядит мировая автопромышленность. Для этого мы отсортировали все известные автомобильные бренды по корпорациям, которым они принадлежит. Благодаря нашему каталогу, вы сможете узнать, какая автомобильная марка принадлежит той или иной автомобильной компании.

Японские автоконцерны


Автомобильные бренды компании Toyota Motor

- одна из крупнейших в мире корпораций, которая занимается промышленным производством автотранспорта. Уже несколько лет компания Toyota является самым крупным производителем автомобилей в мире.

Основной бизнес «Toyota Motor» это производство легковых, грузовых автомобилей и автобусов, которые выпускаются под разными брендами. Вот список автомобильных марок, которые принадлежат автоконцерну «Toyota Motor»:

, Daihatsu, Hino, Ranz, (Scion - бренд перестал существовать в 2016 году)

Автомобильные бренды компании Honda Motor


Это ведущий мировой производитель мототехники и автомобилей. Основные подразделения компании занимаются разработкой и выпуском различной мототехники, начиная от мопедов и заканчивая спортивными байками. Недавно компания стала мировым лидером по производству квадроциклов.

Но, несмотря на явный акцент деятельности по производству мотоциклов и другой мототехники Японская компания «Honda Motor» также является одной из крупнейшей в автопромышленности. Ежегодно Японский автоконцерн выпускает множество моделей автомобилей.

Вот список автомарок, которые принадлежат компании «Honda Motor»:

Acura,

Suzuki Motor Corporation


Японская компания «Suzuki Motor Corporation» является одной из крупных среди автомобильных корпораций мира. «Suzuki Motor» производит грузовые и легковые автомобили. В том числе компания также является мировым производителем мототехники и лодочных двигателей.

Вот список автомарок, которые принадлежат компании «Suzuki Motor Corporation»:

Maruti,

Mazda Motor


«Mazda Motor» - крупнейшая автопроизводительная компания Японии, которая также является крупной и на мировой арене автопромышленности. Основная деятельность компании это производство автомобилей. Автозаводы компании расположены во многих странах мира.

«Mazda Motor» выпускает автомобили под брендом:

Fuji Heavy Industries


Компания «Fuji Heavy Industries» начала свою деятельность с 1917 года. Во время Второй мировой войны компания являлась крупнейшей в мире по производству самолетов. После окончания Великой Отечественной войны, Японская корпорация «Fuji Heavy Industries» благодаря слиянию нескольких компаний превратилась в крупнейшего автопроизводителя на мировой арене.

«Fuji Heavy Industries» производит междугородние автобусы, а также . В том числе компания производит военные вертолеты для армии Японии. В том числе Японский концерн является производителем гражданских вертолетов известных по всему миру.

Вот список автомарок, которые принадлежат компании «Fuji Heavy Industries»:

Renault-Nissan Alliance


«Renault-Nissan Alliance» это крупнейший в мире автомобильный альянс двух компаний - Японской компании «Nissan» и Французской «Renault». Благодаря совместной деятельности, компании производят множество моделей автомобилей по всему миру.

Также Альянс «Renault-Nissan» является акционером ряда автомобильных брендов в разных странах мира. Так, например в 2009 году наше Правительство предложила компании «Renault» совместно развивать компанию Автоваз. В итоге Альянс «Renault-Nissan Alliance» начала модернизировать производственные мощности автозавода в Тольятти.

Благодаря инвестициям и обновлению производственных линий за последние годы с конвейера завода сошли несколько новых моделей под брендом Лада, которые стали популярны в России.

, Dacia, Datsun, Samsung, Venucia

Американские автоконцерны


General Motors


Компания «General Motors» на протяжении 77 лет являлась самым крупным в мире автопроизводителем. К сожалению, из-за финансового кризиса в 2008 году компания потеряла лидерство на мировом авторынке. В наши дни «General Motors» по объему производству и количеству продаж занимает только 3-е место в мире, уступая таким маркам как «Toyota» (1-е место) и «Volkswagen» (2-е место).

Компания «General Motors», которая имеет сокращенное название «GM» имеет производство в 35 странах мира. Продукция GM присутствует в 192 странах мира. Это одна из старейших в мире автокомпания, которая имеет удивительную историю.

В настоящий момент компания выпускает автомобили под следующими брендами:

Alpheon, Baojun, Buick, GMC, Jie Fang, Holden, Ravon, Vauxhall, Wuling

Ford Motor Company


В настоящее время Американская компания «Ford» занимает четвертую строчку в мире среди всех мировых автопроизводителей. На Американском рынке компания занимает третью строчку по продажам, уступая только таким корпорациям как «General Motors» и «Toyota».

В настоящий момент компания является крупнейшим в мире производителем легковых автомобилей, внедорожников, кроссоверов и коммерческого транспорта. Производственные площадки корпорации расположены во многих странах мира. В том числе и в России, где локализован выпуск многих популярных моделей.

Вот список автомарок, которые принадлежат «Ford Motor Company»:

Lincoln, Troller, FPV

Fiat Chrysler Automobiles (FCA Group)


«FCA Group» это мультинациональная автомобильная корпорация, которая является в наши дни седьмой по величине среди всех мировых автомобильных концернов. Эта компания была основана после слияния компании «Fiat» с «Chrysler» в 2009 году.

Корпорация «FCA Group» разделена на несколько подразделений: «FCA Италия» и «FCA США».

Эта группа автомобильных компаний владеет следующими брендами:

Abarth, Fiat, Lancia, Dodge, Ram Truck,

Немецкие автоконцерны


Volkswagen AG (VW Group)


Немецкая автомобильная группа «Volkswagen AG» владеет огромным количеством подразделений по всему миру и другими компаниями, которые занимаются автопроизводством. Компания «VW Group» является одним из лидеров мировой автопромышленности.

В компании официально работают около 375,000 человек. Производство автомобилей под управлением «Volkswagen AG» организовано в более чем в 20 странах мира. Основная деятельность компании связана с серийным производством автомобильной продукции.

Вот список автомарок, которые принадлежат «Volkswagen AG (VW Group)»:

, , MAN AG

Daimler AG


Крупнейшая Немецкая автомобильная корпорация «Daimler AG» не только является одним из лидеров авторынка Европы, но и входит в топ самых крупных автомобильных компаний мира.

Компания помимо выпуска легковых автомобилей занимается производством грузовых транспортных средств, различных автобусов и мототехники.

Вот список автомарок, которые принадлежат «Daimler AG»:

, Mercedes-Smart Automobile, Western Star, Thomas Built Buses, Setra, BharatBenz

BMW Group (Bayerische Motoren Werke AG)


«BMW Group» является крупным автопроизводителем роскошных автомобилей, мотоциклов и велосипедов. Эта корпорация является одним из лидеров по мировым продажам люкс-автомобилей премиум класса.

Вот список автомарок, которые принадлежат «BMW Group»:

,

Российские автоконцерны


Соллерс


«Соллерс» это крупнейшая в России автомобильная корпорация, которая занимается промышленным производством автотранспорта как Российских автомобильных марок (УАЗ), так и зарубежных (SsangYong, Ford, Toyota). Кроме того, компания «Соллерс» производит грузовые автомобили и коммерческие автобусы.

Вот список автомарок, которые принадлежат «Соллерс»:

Группа «Русские машины»


Группа «Русские машины» является крупным участником Российского авторынка. Так корпорация помимо выпуска авиатехники и дорожно-строительной техники занимается выпуском автомобилей под брендом «ГАЗ».

Вот список автомарок, которые принадлежат группе «Русские машины»:

Индийские автоконцерны


Tata Motors

«Tata Motors» это крупная мировая Индийская автомобильная корпорация, которая занимается выпуском легковых и грузовых автомобилей. Также компания производит автобусы, коммерческие фургоны, военную технику и строительную технику. По объему производству и по величине, компания «Tata Motors» занимает 5-ую строчку в мире.

По величине производства грузовых транспортных средств Индийская корпорация занимает 4-е место во всем мире. Но самое удивительное, что также компания «Tata» занимает 2-ю строчку в мире по объему производства автобусной техники.

Вот список автомарок, которые принадлежат группе «Tata Motors»:

, Tata, Tata Daewoo

Mahindra & Mahindra Limited


«Mahindra & Mahindra Limited» является крупнейшим в Индии производителем автомобилей и тракторов. В том числе эта компания выпускает спецтехнику для военных нужд страны, а также множество моделей сельхозтехники.

Стоит отметить, что «Mahindra & Mahindra Limited» занимает первое место в мире по объему производства тракторов.

Вот список автомарок, которые принадлежат «Mahindra & Mahindra Limited»:

SsangYong, Mahindra

Французские автоконцерны


PSA Group (Peugeot Citroën PSA)


«PSA Group» это Французский автомобильный альянс, который занимается производством легковых автомобилей, кроссоверов, коммерческих фургонов (микроавтобусов) и мотоциклов. В том числе группа «Peugeot Citroën» выпускает двигателя для известных на авторынке компаний: «Citroën», «Ford», «Jaguar», «Mini» и «Peugeot».

Вот список автомарок, которые принадлежат «PSA Group»:

, DS

Renault-Nissan Alliance


Вот список автомарок, которые принадлежат Альянсу «Renault-Nissan»:

, Dacia, Datsun, Infiniti, Mitsubishi, Nissan, Renault, Samsung, Venucia

Корейские автоконцерны


Hyundai-Kia Automotive Group


«Hyundai-Kia Automotive Group» это Южнокорейская автомобильная корпорация, которая занимает, по объему производству продукции в Азии, вторую строчку, уступая только компании «Toyota». Также компания «Hyundai-Kia Automotive Group» занимает четвертое место в мире среди всех мировых автопроизводителей после «General Motors», «Volkswagen Group» и «Toyota».

Основная деятельность корпорации на автомобильном рынке, это производство легковых автомобилей, кроссоверов, внедорожников, автобусов, коммерческой техники, а также грузовых автомобилей.

Вот список автомарок, которые принадлежат компании «Hyundai-Kia Automotive Group»:

,

Китайские автоконцерны


Zhejiang Geely Holdings Group


«Zhejiang Geely Holdings Group» является одной из десяти крупнейших Китайских автомобильных компаний. В настоящий момент холдингу на территории Китая принадлежат 9 автозаводов.

Помимо производства обычных автомобилей компания занимается выпуском автомобилей для таксомоторных перевозок, мотоциклов, двигателей, коробок передач. Эта компания стала известна на весь мир, после того как купила Шведскую легендарную автомобильную марку «Вольво».

Вот список автомарок, которые принадлежат компании «Zhejiang Geely Holdings Group»:

Geely,

Автомобильная индустрия всегда отличалась тем, что во взаимоотношениях компаний-производителей было весьма трудно разобраться. Вслед за тем, как всемирный финансовый кризис нанёс ей серьёзный удар буквально во всех странах, автомобильные гиганты США и Европы стали лихорадочно перепродавать свои марки. В этой кутерьме стало и вовсе непонятно, кто сегодня находится в ответе за знаменитые бренды. На форуме потребителей часто обсуждаются эти вопросы. Попробуем прояснить историю запутанных взаимоотношений ведущих автомобильных марок.

Собственниками германского Porsche являются семьи Порше и Пих, потомкии основателя фирмы Фердинанда Порше и его сестры Луизы Пих. Семейство владеет количеством акций компании, предоставляющим право принимать ключевые решения, а меньшая часть привилегированных акций котируется на немецких фондовых рынках. Между прочим, этот семейный клан существенным образом воздействует на рынок автомобилей в Германии. В частности внук Фердинанда Порше, Фердинанд Пих, в период 1993–2002 гг. был главой компании Volkswagen.

В 2009 г. у семейной фирмы появился и первый значительный иностранный акционер. Им оказался Катарский эмират, который приобрёл 10% акций концерна. Кстати, самим холдингом Volkswagen фактически владеет Порше и с 2009 г. компании Volkswagen принадлежит 49,9% акций фирмы Porsche AG. Первоначально автокорпорация Volkswagen была государственной, но в 1960 г. была реорганизована в акционерное общество. При этом 20% акций имеют германское федеральное правительство и правительство Земли Нижняя Саксония.
Кроме собственного производства, структурными подразделениями группы Volkswagen сегодня служат: Audi (куплена у Daimler-Benz в 1964 г.), Seat (с 1990 г. Volkswagen Group принадлежит 99,99% акций), Lamborghini (концерн был приобреёен дочерней фирмой Audi в 1998 г.), Bugatti, Bentley.

Японским концерном Toyota Motor Corporation, президентом которого является Акио Тойода, внук основателя корпорации, на 6,29% владеет The Master Trust Bank of Japan, 5,81% принадлежит Toyota Industries Corporation, 6,29% - Japan Trustee Services Bank, и 9% приходится на казначейские акции.

Из всех производителей автомобилей в Японии только Toyota может похвалиться отличным набором брендов (Daihatsu, Scion, Lexus) и Subaru. Помимо этого, в составе Toyota Motor находится ещё и Hino, производитель грузовиков.

Успехи Honda более скромные. Помимо премиум-марки Acura да мотоциклетного подразделения, похвастать больше нечем.

Автокомпанией Peugeot-Citroen до сей поры на 30,3% (или 45,1% акций, обладающих голосом) владеет семейство Пежо. Также акции принадлежат работникам корпорации (2,76 %), имеются и казначейские акции (3,07%). Прочие акции пребывают в свободном обращении.

Между прочим, корпорация Peugeot SA купила 38,2% акций концерна Citron ещё в 1974 г., а уже спустя пару лет достигла удельного веса до 89,95%. Таким образом «Пежо» в настоящее время практически целиком контролирует некогда отдельный «Ситроен».

Другим крупнейшим мировым производителем авто является автоальянс Renault-Nissan, который владеет такими брендами, как Renault, Infiniti, Nissan, Dacia и Samsung. Также с декабря 2012 г. Renault-Nissan принадлежит 50% плюс одна акция «АвтоВАЗа», так что сегодня маркой Lada также фактически владеет французско-японский концерн.

За последние 60 лет компания «Рено» понемногу вышла из-под государственного контроля. До 1945 г. концерн Renault был частным на 100%. Впрочем, во время войны предприятия фирмы подверглись разрушению, а сам Луи Рено был обвинён в сотрудничестве с нацистами и осуждён. Предприниматель скончался в заключении, а его компания была национализирована. Однако с течением времени доля государственного участия стала снижаться. И если ещё в 1996 г. Renault была государственной компанией более чем наполовину, то в 2005 г. доля государства составляла всего лишь 15,7% акций. А в 1999 г. между фирмами «Рено» и «Ниссан» был заключён, вероятно, самый прочный автомобильный союз в мире. Концерном «Ниссан» на 44,4% владеет французский производитель, а 15% акций «Рено» владеют японцы.

Пятую по величине автомобильную компанию Daimler Chrysler полюбили арабы. Собственником топовых брендов Maybach, Mercedes-AMG, Mercedes-Benz и Smart, в качестве основного акционера является арабский инвестфонд Aabar Investments (9,1%), 7,2% акций принадлежит правительству Кувейта, ещё примерно 2% владеет эмират Дубай. По соседству с такими марками удивительно наблюдать наш КАМАЗ, 10-процентную долю которого Daimler купил в 2008 г. Немецкая компания внесла плату 250 млн USD за акции КАМАЗа моментально, оставив ещё 50 млн до 2012 г. По итогам сделки Daimler приобрёл один пост в совете директоров производителя грузовиков. В феврале же текущего года концерн увеличил свою долю ещё на 1% акций КАМАЗа.

Баварская компания BMW, которую в 1959 г. Герберт Квандт фактически спас от продажи своим единоличным решением, до сих пор находится под контролем его семейства. В конце 50-х убыточной германской маркой заинтересовался конкурирующий концерн Daimler-Benz, однако Квандт не продал её, хорошенько вложившись в неё сам. В настоящее время под контролем его детей Стефана и Сюзанны и вдовы Джоанны Квандт находится 46,6% акций BMW, что позволяет им жить весьма неплохо. Стефан Квандт некоторое время даже занимал должность заместителя председателя правления концерна. Невзирая на то, что в разные периоды General Motors, Ford, Volkswagen, Fiat и Honda предлагали очень выгодные условия сделки, наследники Герберта Квандта отказывались от продажи, так как считают сохранение семейной марки делом чести.

В последнее время в число лидеров мировой автоиндустрии стремительным образом вырвался альянс Hyundai-Kia. Сегодня он производит автомобили под брендами Kia и Hyundai, однако корейцы в ближайшем будущем намереваются создать и премиум-марку. По неподтвержденным пока сведениям, она будет носить имя Genesis.

Фирму Hyundai Motor практически поднял с колен один-единственный человек - Чунг Монг Ку, старший сын основателя индустриальной группы Hyundai. На исходе 90-х годов он основательно принялся за повышение качества автомашин. За каких-то шесть лет кореец смог поднять продажи на американском рынке до 360%, заняв 4 место среди импортных автобрендов.

Ford Motor управляется правнуком легендарного Генри Форда - Уильямом Фордом-младшим. Сам Генри Форд издавна желал пребывать единоличным владельцем компании. В 1919 г. Генри с сыном Эдселом выкупили акции завода у остальных акционеров, став единственными его собственниками. В том, что свои доли им продали легко, сомневаться не приходится, поскольку первыми акционерами были: торговец каменным углём, его бухгалтер, банкир, доверявший торговцу углём, 2 брата, владевших мастерской по производству моторов, плотник, пара юристов, один клерк, собственник галантерейной лавки и человек, изготовлявший пневматические ружья и ветряные двигатели.

До недавней поры «Форд» мог похвалиться ещё парой британских марок - «Ягуар» (в 1989 г. «Форд» за 2,5 млрд долларов приобрёл Jaguar) и «Лэнд Ровер» (в 2000 г. куплен «Фордом» у BMW за 2,75 млрд долларов). В 2008 г. оба бренда по причине громадных долгов были выставлены на аукцион, где в июне 2008 г. их приобрёл индийский концерн Tata Motors.

В настоящее время кроме автомобилей под собственным именем Ford Motor является собственников брендов Mercury и Lincoln. Также концерну принадлежит 9,4% акций «Киа Моторс Корпорэйшн» и 33,4% акций Mazda.

General Motors, долгие годы удерживавший лидирующие позиции на авторынке, в настоящее время находится под контролем государства (61% акций). К его главным акционерам относятся: Канадское правительство (12%), Объединённый профсоюз работников автоиндустрии США (17,5%). Оставшиеся 10,5% акций распределены между ведущими кредиторами.

Легендарной автокомпании до сих пор принадлежат такие марки, как Chevrolet, Opel, Pontiac, Cadillac и Buick. Совсем недавно она ещё являлась собственником контрольного пакета акций шведского концерна Saab (50%), однако с приходом кризиса в январе 2010 г. шведская фирма была продана голландскому производителю спортивных авто Spyker Cars.

Летом 2008 г. концерном General Motors было принято решение о продаже бренда Hummer, он почти целый год пытался продать её, то китайцам, то индусам, то россиянам. В итоге единственное перспективное соглашение с китайским Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co подверглось срыву и 26 мая 2010 г. сошёл последний внедорожник данной марки с конвейера предприятия General Motors в американском Шривпорте.

Fiat Group с 1 января 2011 г. разделилась на 2 дочерних фирмы по двум сегментам: Fiat SpA - легковые машины, и Fiat Industrial - промышленные виды транспорта. Из поглощений и слияний последних лет следует отметить переход бренда Volvo под контроль китайской компании Geely и приобретение индийской Tata Motor британских премиальных марок Land Rover и Jaguar. Наибольшим курьёзом в ряду данных событий служит покупка голландским карликовым производителем суперкаров Spyker шведской марки SAAB.

От былой мощи английской автоиндустрии сегодня остались лишь одни воспоминания. Знаменитые британские автопроизводители давно утратили былую независимость, однако даже и небольшие английские компании перешли под контроль зарубежных собственников. Знаменитой фирмой Lotus владеет малазийская Proton, а MG приобрела компания SAIC из Китая. В это же самое время у SAIC индийский автопроизводитель Mahindra&Mahindra купил корейскую SsangYong Motor.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

В настоящее время концерн Volkswagen — крупнейший в Европе и второй в мире производитель автомобилей.

Сегодня немецкая группа, начинавшая когда-то с выпуска ультрабюджетных «Жуков», предлагает продукты для любых покупателей. Все это благодаря объединению нескольких марок под единым руководством.

В корпоративном портфеле группы восемь легендарных брендов, большая часть которых в свое время оказалась в тяжелом финансовом положении. Компании были вынуждены пойти на союз с немецким производителем, поскольку это был вопрос их выживания.

Volkswagen

Марка была основана Адольфом Гитлером в 1938 году. Сегодня специализируется на массовом сегменте. Самые известные модели: Golf, Passat, Polo, Tiguan.

Audi

Специализируется на сегменте премиум. Присоединение марки к Volkswagen произошло в 1964 году. Самые известные модели: A4, A6, R8. В 1993 году управляющая компания Audi AG приобрела бренды Ducati и Lamborghini, оставаясь при этом собственностью Volkswagen.

Porsche

Специализируется на сегментах премиум и суперпремиум. Хотя был одним из основателей первого завода Volkswagen, присоединение созданной им компании к немецкому гиганту произошло только в 2007 году. Сегодня союзники приходятся друг другу взаимными акционерами. Самые известные модели: Cayenne, Panamera.

Bentley

В 1929 году английский производитель премиальных автомобилей был продан Rolls-Royce. В 1997 году после финансового кризиса бренд Rolls-Royce был продан BMW, а марка Bentley досталась Volkswagen. Самые известные модели: Continental GT, Flying Spur.

Skoda

Эта марка пережила немецкую оккупацию, советскую эпоху и была присоединена к Volkswagen в 1991 году. Смена стратегического партнера позволила увеличить производство в 5 раз. Сегодня Skoda специализируется на массовом бюджетном сегменте. Самые известные модели: Octavia, Fabia, Yeti.

SEAT

В 1986 году из-за финансовых трудностей итальянский концерн FIAT продал 99,9% акций испанского автопроизводителя группе Volkswagen. Сегодня марка специализируется на массовом сегменте. Самые известные модели: Ibiza, Leon.

Lamborghini

На рубеже 60-70 гг. прошлого столетия итальянский производитель спорткаров несколько раз менял собственников. В 1998 году бренд был куплен Audi AG и оказался под крылом Volkswagen. Самые известные модели: Aventador, Huracan.

Bugatti

В 1956 году эта легендарная марка фактически прекратила свое существование. В конце 80-х итальянский предприниматель Романо Артиоли возродил производство и в 1998 году продал актив концерну Volkswagen. Сегодня марка специализируется на сегменте суперпремиум. Самая известная модель: Veyron.

Какие еще компании принадлежат Volkswagen

  • MAN – производитель грузовиков, седельных тягачей, самосвалов, автобусов, гибридных и дизельных двигателей;
  • Scania – производитель грузовиков, седельных тягачей, самосвалов, автобусов и дизельных двигателей;
  • Volkswagen Commercial Vehicles – производитель коммерческого транспорта (автобусов, микроавтобусов, тягачей);
  • Ducati Motor – производитель мотоциклов;
  • ItalDesign Giugiaro – студия автомобильного дизайна.

Некоторое время ходили слухи о намерении Volkswagen купить итало-американский альянс Fiat-Chrysler, чтобы стать крупнейшим в мире автопроизводителем, однако эта сделка не состоялась.

05/08/2010

Автомобильная промышленность всегда страдала тем, что во взаимоотношениях фирм-производителей было очень сложно разобраться. После того как мировой финансовый кризис основательно подкосил ее практически во всех странах, европейские и американские автогиганты начали судорожно перепродавать свои бренды. В этой неразберихе стало непонятно, кто теперь отвечает за знаменитые марки. Online812 проследил сложную историю взаимоотношений крупнейших автомобильных брендов.


С охранить свою самостоятельность на конкурентном рынке удается немногим. В основном это крупнейшие бренды, до сих пор находящиеся в руках семей своих основателей. Так, например, автоконцерн Peugeot Citroen до сих пор на 30,3% (45,1% голосующих акций) принадлежит семье Пежо. Акциями также владеют сотрудники концерна (2,76 %), есть и казначейские акции (3,07%). Остальные акции находятся в свободном обращении.

Кстати, компания Peugeot SA приобрела 38,2% акций компании Citroën еще в 1974 году, а уже через два года довела эту долю до 89,95%. Так что на сегодняшний день «Пежо» практически полностью контролирует прежде самостоятельный «Цитроен».

Баварский концерн BMW , который в 1959 году фактически единолично спас от продажи Герберт Квандт, до сих пор зависит от его семьи. В конце 50-х убыточным немецким брендом заинтересовалась конкурирующая компания Daimler-Benz, но Квандт не стал ее продавать, и вложился сам. Сегодня его вдова Джоанна Квандт и дети Стефан и Сюзанна контролируют 46,6% акций BMW и живут весьма неплохо. Стефан Квандт какое-то время даже занимал пост заместителя председателя правления компании. Несмотря на то, что в разное время Ford, General Motors, Volkswagen, Honda и Fiat предлагали весьма выгодные сделки, наследники Квандта отказываются от продажи, поскольку считают сохранение бренда за семьей делом чести.

Ford Motor управляет Уильям Форд-младший, правнук знаменитого Генри Форда. Сам Генри Форд всегда мечтал быть единоличным собственником компании. В 1919 году Генри и его сын Эдсел выкупили акции предприятия у других акционеров и стали единственными владельцами своего детища. В том, что акции им продали без проблем, сомневаться не приходиться, ведь первыми акционерами были: торговец углем, его бухгалтер, банкир, который доверял торговцу углем, два брата, у которых была мастерская по изготовлению двигателей, плотник, два юриста, один клерк, владелец галантерейного магазина и человек, который выпускал ветряные двигатели и пневматические винтовки.

Позже бизнес всегда передавался по наследству. Так отец нынешнего директора, оставив совет директоров, передал бразды правления сыну, оставаясь при этом крупнейшим акционером. В январе 1956 года «Форд Мотор Компани» снова стала открытым акционерным обществом. В XXI веке у компании насчитывется около 700 000 акционеров. При этом семье Форд принадлежит 40 % голосующих акций, что определяет основную политику компании, а остальные акции находятся в свободном обращении.

Немного раньше других, в 2007 году, Ford пережил серьезный кризис. За год он потерял 12,7 млрд. долларов. Семья Фордов пыталась преодолеть ситуацию, и даже вынуждена была продать фамильное поместье и переехать в усадьбу поменьше. Тем не менее, чтобы хоть как-то выкарабкаться из долговой ямы, концерну пришлось продать Aston Martin (который принадлежал Ford на 100%) консорциуму инвесторов за $925 млн. До 2008 года, под напором японских конкурентов, ситуация только ухудшалась. Акционеры начали избавляться от акций «Форда». Так поступил и один из крупнейших инвесторов - миллиардер Кирк Керкорян, сокративший свою долю в компании до 4,89% (107 млн акций).

До недавних пор «Форд» мог похвастаться еще двумя британскими брендами - «Ягуар» (в 1989 году «Форд» купил Jaguar за 2,5 миллиарда долларов) и «Лэнд Ровер» (в 2000 был перекуплен «Фордом» за 2,75 миллиардов долларов у BMW). В 2008 оба бренда из-за огромных долгов были выставлены на продажу. В июне 2008 года их выкупила индийская Tata Motors.

В марте 2010 года шведский автогигант Volvo достиг соглашения с китайской компанией Zhejiang Geely о продаже Volvo Cars за 1,8 млрд долларов. В августе этого года Ford, как бывший владелец Volvo, получил от Geely 1,3 млрд. долларов наличными и кредитные ноты на сумму 200 млн. долларов. До конца года китайцы также переведут на счета Ford еще 300 млн. долларов.

На сегодняшний день помимо автомобилей со своим именем, Ford Motor владеет марками Lincoln и Mercury. Также «Форд» владеет 33,4% акций Mazda и 9,4% акций «Киа Моторс Корпорэйшн».

Немецким Porsche владеют семьи Порше и Пих - наследники основателя компании Фердинанда Порше и его сестры Луизы Пих. Семейному клану принадлежат акции компании, дающие право принятия ключевых решений, и небольшая часть привилегированных акций, котирующихся на фондовых биржах Германии. Кстати, ушлая семейка весьма существенно влияет на автомобильный рынок Германии. Так, например, Фердинанд Пих (внук Фердинанда Порше), с 1993 по 2002 год возглавлял Volkswagen.

В 2009 году у семейного концерна появился первый крупный зарубежный акционер. Им стал катарский эмират, выкупивший 10% акций холдинга.

Кстати, сама компания Volkswagen фактически принадлежит Порше, и наоборот - с 2009 года Volkswagen владеет 49,9% акций компании Porsche AG.

Изначально автоконцерн Volkswagen был государственным. В акционерное общество он был реорганизован только в 1960 году, и по 20% акций в его капитале получили федеральное правительство Германии и правительство Нижней Саксонии. На 2009 год основными акционерами концерна были: 22,5% - Porsche Automobil Holding SE, 14,8% - Нижняя Саксония, 30,9% - частные акционеры, 25,6% - Иностранные инвестиционные институты, 6,2% - Германские инвестиционные институты. В августе 2009 года, Porsche SE и Volkswagen Group достигли соглашения, по которому Volkswagen и Porsche AG будут окончательно объединены к 2011 году.

Помимо собственного производства, подразделениями группы Volkswagen в настоящее время являются: Audi (приобретена у Daimler-Benz в 1964 году), Seat (с 1990 года Volkswagen Group владеет 99,99% акций), Škoda, Bentley, Bugatti, Lamborghini (компания была приобретена дочерней компанией Audi в 1998 году).

Hyundai Motor «поднял с колен» один-единственный человек - Чунг Монг Ку, старший сын основателя промышленной группы Hyundai. В конце 90-х годов он всерьез взялся за качество автомобилей. За каких-то 6 лет кореец смог увеличить продажи на рынке США 360% и занять четвертое место среди импортных брендов.

Сегодня 4,56% акций Hyundai владеет национальная пенсионная служба Южной Кореи, которая терпеть не может Чунга, и каждый раз всячески препятствует его переизбранию. В принципе, их сомнения понятны - в 2007 году, 72-летний Чунг был приговорен к трехлетнему тюремному заключению за хищение 90 млрд вон (77 млн долларов) через мошеннические схемы. Позднее апелляционный суд приостановил действие этого приговора и перевел Чунга на общественные работы, но репутация была безвозвратно потеряна. В 2010 году районный суд Сеула все-таки потребовал от экс-председателя совета директоров выплатить компенсацию в размере 70 млрд вон (около 60 млн долларов) за принятые им бизнес-решения, невыгодные для Hyundai.

Компания Kia Motors на сегодняшний день является вторым по величине южнокорейским производителем, и седьмым в мире. Она входит в Hyundai Kia Automotive Group, и по большей части принадлежит Hyundai Motor Co. (38,67% акций), Ford Motor (9,4%), Credit Suisse Financial (8,23%), сотрудникам (7,14%), Hyundai Capital (1,26%).

Еще один крупный азиатский производитель - корпорация Suzuki Motor , на собственном балансе имеет всего 16,9% акций. Остальными владеют: Millea Holdings - 3,86%, Mitsubishi UFJ Financial Group - 3,28%, General Motors - 3%, еще 16,24% акций находятся в свободном обращении. В январе этого года стал к крупнейшим акционером Suzuki Motor примкнул Volkswagen AG, выкупивший19,9% акций за 222,5 млрд иен ($2,5 млрд). При сделке Suzuki получила право на половину этой суммы приобрести акции германской корпорации.

Концерн «Рено» за последние 60 лет постепенно выходит из-под контроля государства. До 1945 года Renault было на 100% частным. Однако во время войны заводы компании были разрушены, а самого Луи Рено обвинили в сотрудничестве с фашистами и осудили. Крупный предприниматель умер в тюрьме, а его фирму благополучно национализировали. Однако с годами государственная доля начала снижаться. И если в 1996 году Renault был государственным более чем наполовину, то в 2005 году ему уже принадлежали только 15,7% акций. В 1999 году Рено и Ниссан заключили, пожалуй, самый прочный автомобильный альянс. Ниссан на 44,4% принадлежит французскому производителю, а Рено, в свою очередь, отдал 15% акций японцам.

Пятый по величине автомобильный концерн DaimlerChrysler очень полюбился арабам. Владелец топовых марок Maybach, Mercedes-Benz, Mercedes-AMG и Smart, в качестве главного акционера имеет арабский инвестиционный фонд Aabar Investments (9,1%), 7,2% акций владеет правительство Кувейта, еще около 2% принадлежит эмирату Дубай. Рядом с такими брендами удивительно видеть наш КАМАЗ, 10% акций которого Daimler приобрел в 2008 году. Немецкий автоконцерн заплатил за акций «КАМАЗа» 250 млн долл. сразу и 50 млн оставил до 2012 года. В результате сделки Daimler получил одно место в совете директоров «КАМАЗ». В феврале этого года концерн купил еще 1% акций производителя грузовиков.

Кстати, в других компаниях DaimlerChrysler владеет большим пакетом акций: 85,0% Mitsubishi Fuso Truck and Bus, 50,1% - Automotive Fuel Cell Cooperation, 19,9% Chrysler Holding LLC (в 2007 году 80,1% акций подразделения были проданы за $7,4 млрд частному инвестиционному фонду Cerberus Capital Management, L.P.), 10,0% Tesla Motors, 7,0% Tata Motors Ltd.

Японская T oyota Motor Corp. , президентом которой является внук основателя компании Акио Тойода, на 6,29% принадлежит The Master Trust Bank of Japan, 6,29% - Japan Trustee Services Bank, 5,81% - Toyota Industries Corporation, 9% составляют казначейские акции.

General Motors , долгое время занимавший лидирующее положение на автомобильном рынке, на сегодняшний день контролируется государством (61% акций). Его основными акционерами являются: правительство Канады (12%), Объединенный профсоюз работников автопромышленности США (17,5%). Остальные 10,5% акций были разделены между крупнейшими кредиторами.

Знаменитый автоконцерн до сих пор владеет марками Chevrolet, Pontiac, Buick, Cadillac и Opel. Еще совсем недавно он владел и контрольным пакетом акций шведской компании Saab (50%), но после кризиса, в январе 2010 года продал фирму голландскому производителю спортивных машин Spyker Cars.

Летом 2008 года компания General Motors приняла решение о продаже марки Hummer, и почти год пыталась продать ее то китайцам, то русским, то индусам. В результате единственная перспективная сделка с китайской Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co сорвалась, и 26 мая 2010 г. c конвейера завода General Motors в американском городе Шривпорте сошёл последний внедорожник марки.

Помимо этого «Дженерал Моторз» являлся крупными акционером нескольких компаний. Например, еще недавно он имел по 20% акций японских компаний Fuji Heavy Industries (автомобили Subaru) и Suzuki Motor Corporation, а также 12% Isuzu Motors.

Почти тридцать лет назад легендарный Ли Якокка предсказывал, что к началу 21 века в мире останется всего несколько автопроизводителей. Бывший президент Ford и Chrysler прекрасно видел тенденции развития мирового автопрома, и поэтому неудивительно, что его предсказания практически полностью подтвердились.

Это только кажется, что в мире существует множество независимых автопроизводителей. На самом же деле подавляющее большинство автомобильных фирм входят в составы различных групп и альянсов. Если быть точнее, то Ли Якокка оказался прав во всем – в настоящее время в мире действительно осталось всего несколько крупных автопроизводителей, которые фактически разделили между собой мировой автомобильный рынок.


Что касается бывшего места работы Ли Якокки – Ford и Chrysler, то эти столпы американского автопрома, наравне с General Motors, понесли наиболее серьезные потери во время экономического кризиса, причем подобных потерь они не знали за всю свою историю. General Motors и Chrysler обанкротились, а Ford устоял лишь чудом. Однако за выживание была заплачена очень дорогая цена. Ford лишился премиального отделения Premiere Automotive Group, куда входили Jaguar, Volvo и Land Rover. Помимо этого Ford был вынужден продать английского производителя суперкаров Aston Martin, избавится от контрольного пакета акций Mazda и ликвидировать марку Mercury. В настоящее время от некогда огромной империи Ford остались лишь два бренда – сам Ford и Lincoln.


Не менее серьезные потери понес General Motors. Американцы лишились SAAB, Hummer, Saturn но, несмотря на банкротство, смогли отстоять Opel и наиболее ценный бренд – Daewoo. В настоящее время в General Motors входят Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden и Vauxhall. Плюс ко всему американский концерн имеет российское СП GM-АвтоВАЗ, выпускающее внедорожники Chevrolet Niva.
Что касается Chrysler, то американский концерн отныне является стратегическим партнером Fiat, который до этого уже собрал под своим «крылом» такие марки как Alfa Romeo, Ferrari, Maserati, Lancia. Теперь к ним добавились Chrysler, Jeep, Dodge и Ram.


Совсем иначе, чем в Америке, обстоят дела в Европе. Кризис тоже внес коррективы в расстановку сил, но на положении грандов европейского автопрома это никак не сказалось. Volkswagen продолжает пополнять свою «коллекцию» брендов, приобретя в 2009 году Porsche. Теперь в Volkswagen Group входят девять марок – Volkswagen, Audi, Porsche, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Skoda, Seat и производитель грузовиков Scania. Не исключено, что скоро эту компанию дополнит Suzuki – в 2009 году Volkswagen Group выкупил 20% акций Suzuki Motor.
Два других крупнейших немецких автопроизводителя – Daimler AG и BMW таким обилием брендов похвастать не могут. Daimler AG выпускает автомобили под марками Mercedes, Maybach и Smart, а BMW кроме одноименного бренда владеет еще Rolls-Royce и Mini.


Еще одним крупнейшим мировым автопроизводителем является альянс Renault-Nissan, которому принадлежат такие марки как Renault, Dacia, Nissan, Infiniti, Samsung. Кроме того, Renault владеет 25% акций АвтоВАЗа, так что отныне марка Lada так же входит в орбиту влияния французско-японского альянса.
Другой крупнейший французский автопроизводитель – концерн PSA владеет марками Citroen и Peugeot.
Из всех японских автопроизводителей лишь Toyota может похвастаться неплохой «коллекцией» брендов – Lexus, Scion, Daihatsu и Subaru. Кроме того, в состав Toyota Motor входит производитель грузовиков Hino.


Достижение Honda гораздо скромнее. Кроме премиум-бренда Acura да мотоциклетного отделения, японцам больше похвастать нечем.
В последние годы в число лидеров мирового автопрома стремительно вырывается альянс Hyundai-Kia. В настоящее время альянс выпускает автомобили под марками Hyundai и Kia, но в ближайшем будущем корейцы планируют создать премиум-бренд. По неподтвержденной пока информации он будет называться Genesis.
Из слияний и поглощений последних лет хотелось бы отметить переход марки Volvo под контроль китайской Geely и покупку индийской Tata Motor английских премиальных брендов – Jaguar и Land Rover. Наиболее курьезной в этом ряду выглядит приобретение крошечным голландским производителем суперкаров Spyker шведского бренда SAAB.
От некогда мощного британского автопрома сейчас остались одни воспоминания. Известнейшие британские автопроизводители давно потеряли независимость, но даже и небольшие английские фирмы перешли к иностранным владельцам. Легендарная фирма Lotus принадлежит малазийской Proton, а MG купила китайская компания SAIC. В то же самое время SAIC продала корейскую SsangYong Motor индийскому автопроизводителю Mahindra&Mahindra.
Все эти поглощения, объединения, альянсы и стратегические партнерства лишний раз доказывают правоту Ли Якокки. В современном мире фирмам-одиночкам уже не выжить. Есть, конечно, исключения типа английской Morgan, японской Mitsuoka или той же малазийской Proton. Но эти фирмы независимы в полном смысле этого слова. От них в мировом автопроме не зависит ровным счетом ничего. Но вот чтобы продавать автомобили сотнями тысяч в год, не говоря уж про миллионы, надо иметь очень крепкие «тылы». Которые обеспечивают либо партнеры, как в случае альянса Renault-Nissan, либо целый выводок брендов, как это практикует Volkswagen Group. А вот такие фирмы как Mazda или Mitsubishi в дальнейшем будут испытывать все большие и большие сложности. И если Mitsubishi готовы оказать посильную помощь партнеры из PSA, то Mazda со всеми невзгодами вынуждена бороться в одиночку. А это в современном мире становится с каждым днем делать все сложнее. О чем еще тридцать лет назад предупреждал Ли Якокка.