Привод от двигателей внутреннего сгорания. Требования охраны труда при работе с абразивным и эльборовым инструментом

Настоящая инструкция по охране труда разработана на основании «Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями», утвержденных приказом Минтруда России от 17.08.2015 г. № 552н, для организации безопасной работы с инструментами и приспособлениями.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция разработана на основании «Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями», утвержденных приказом Минтруда России от 17.08.2015 г. № 552н.
1.2. Данная инструкция устанавливает требования охраны труда при работе с устройствами, механизмами и иными средствами труда, используемыми для воздействия на предмет труда и его изменения, как перемещаемыми работником в ходе выполнения работ, так и установленными стационарно (далее — инструмент и приспособления).
1.3. Требования данной инструкции обязательны для персонала, осуществляющего работы с применением следующих видов инструмента и приспособлений:
— ручного;
— механизированного;
— электрифицированного;
— абразивного и эльборового;
— пневматического;
— инструмента с приводом от двигателя внутреннего сгорания;
— гидравлического.
1.4. К работе с инструментом и приспособлениями допускаются работники, прошедшие в установленном порядке обязательный предварительный медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обученные безопасным методам и приемам ведения работ и успешно прошедшие проверку знаний требований охраны труда.
1.5. К работе с электрифицированным, пневматическим, гидравлическим, ручным пиротехническим инструментом, инструментом с приводом от двигателя внутреннего сгорания допускаются работники в возрасте не моложе 18 лет.
1.6. В дальнейшем инструктажи по охране труда на рабочем месте должны проводиться не реже одного раза в 3 месяца, периодические медицинские осмотры – 1 раз в год; очередная проверка знаний – 1 раз в год.
1.7. При выполнении работ с применением инструмента и приспособлений на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:
— повышенной или пониженной температуры воздуха рабочих зон;
— повышенной загазованности воздуха рабочих зон;
— недостаточной освещенности рабочих зон;
— повышенного уровня шума и вибрации на рабочих местах;
— физических и нервно-психических перегрузок;
— движущихся транспортных средств, грузоподъемных машин, перемещаемых материалов, подвижных частей различного оборудования;
— падающих предметов (элементов оборудования);
— расположения рабочих мест на высоте (глубине) относительно поверхности пола (земли);
— выполнения работ в труднодоступных и замкнутых пространствах;
— замыкания электрических цепей через тело человека.
1.8. Работник должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с утверждёнными «Нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» и Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
1.9. Работник обязан выполнять только ту работу, которая поручена и по которой работник прошел инструктаж по охране труда.
1.10. Работник обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, обо всех замеченных им нарушениях Правил, неисправностях оборудования, инструмента, приспособлений и средств индивидуальной и коллективной защиты.
1.11. Работать с неисправными оборудованием, инструментом и приспособлениями, а также средствами индивидуальной и коллективной защиты запрещается.
1.12. Каждый работник обязан соблюдать требования настоящей инструкции, трудовую и производственную дисциплину, режим труда и отдыха, все требования по охране труда, безопасному производству работ, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности.
1.13. Курить разрешается только в специально отведенных и оборудованных для этого местах. Запрещается употребление алкогольных напитков на работе, а также выход на работу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
1.14. При выполнении работы необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других от работы. Запрещается садиться и облокачиваться на случайные предметы и ограждения.
1.15. Работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за соблюдение требований инструкций, производственный травматизм и аварии, которые произошли по его вине.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Привести в порядок рабочую специальную одежду и обувь: застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду и застегнуть ее на все пуговицы, подготовить защитные очки. Запрещается работать в открытой обуви (сланцы, шлёпанцы, босоножки и т.п.).
2.2. Осмотреть рабочее место, убрать все, что может помешать выполнению работ или создать дополнительную опасность.
2.3. Проверить освещенность рабочего места (освещенность должна быть достаточной, но свет не должен слепить глаза).
2.4. Перед началом работы внимательно изучить инструкцию по эксплуатации применяемого инструмента.
2.5. При работе с инструментом и приспособлениями работник обязан:

2.6. Проверить исправность подножной решётки у стола или верстака.
2.7. Расположить инструмент и приспособления на рабочем месте так, чтобы исключить возможность их скатывания или падения. Размеры полок стеллажей должны соответствовать габаритам укладываемых инструмента и приспособлений и иметь уклон внутрь.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Ежедневно до начала работ, в ходе выполнения и после выполнения работ работник должен осматривать ручной инструмент и приспособления и в случае обнаружения неисправности немедленно извещать своего непосредственного руководителя.
3.2. Во время работы работник должен следить за отсутствием:
— сколов, выбоин, трещин и заусенцев на бойках молотков и кувалд;
— трещин на рукоятках напильников, отверток, пил, стамесок, молотков и кувалд;
— трещин, заусенцев, наклепа и сколов на ручном инструменте ударного действия, предназначенном для клепки, вырубки пазов, пробивки отверстий в металле, бетоне, дереве;
— вмятин, зазубрин, заусенцев и окалины на поверхности металлических ручек клещей;
— сколов на рабочих поверхностях и заусенцев на рукоятках гаечных ключей;
— забоин и заусенцев на рукоятке и накладных планках тисков;
— искривления отверток, выколоток, зубил, губок гаечных ключей;
— забоин, вмятин, трещин и заусенцев на рабочих и крепежных поверхностях сменных головок и бит.
3.3. При работе клиньями или зубилами с помощью кувалд должны применяться клинодержатели с рукояткой длиной не менее 0,7 м.
3.4. При использовании гаечных ключей запрещается:
— применение подкладок при зазоре между плоскостями губок гаечных ключей и головками болтов или гаек;
— пользование дополнительными рычагами для увеличения усилия затяжки.
3.5. В необходимых случаях должны применяться гаечные ключи с удлиненными ручками.
3.6. С внутренней стороны клещей и ручных ножниц должен устанавливаться упор, предотвращающий сдавливание пальцев рук.
3.7. Перед работой с ручными рычажными ножницами они должны надежно закрепляться на специальных стойках, верстаках, столах.
3.8. Запрещается:
— применение вспомогательных рычагов для удлинения ручек рычажных ножниц;
— эксплуатация рычажных ножниц при наличии дефектов в любой части ножей, а также при затупленных и неплотно соприкасающихся режущих кромках ножей.
3.9. Работать с ручным инструментом и приспособлениями ударного действия необходимо в защитных очках (щитке защитном лицевом) и средствах индивидуальной защиты рук работающего от механических воздействий.
3.10. При работе с домкратами должны соблюдаться следующие требования:
— домкраты, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию не реже одного раза в 12 месяцев, а также после ремонта или замены ответственных деталей в соответствии с технической документацией организации-изготовителя. На корпусе домкрата должны указываться инвентарный номер, грузоподъемность, дата следующего технического освидетельствования;
— при подъеме груза домкратом под него должна подкладываться деревянная выкладка (шпалы, брусья, доски толщиной 40 — 50 мм) площадью больше площади основания корпуса домкрата;
— домкрат должен устанавливаться строго в вертикальном положении по отношению к опорной поверхности;
— головку (лапу) домкрата необходимо упирать в прочные узлы поднимаемого груза во избежание их поломки, прокладывая между головкой (лапой) домкрата и грузом упругую прокладку;
— головка (лапа) домкрата должна опираться всей своей плоскостью в узлы поднимаемого груза во избежание соскальзывания груза во время подъема;
— все вращающиеся части привода домкрата должны свободно (без заеданий) проворачиваться вручную;
— все трущиеся части домкрата должны периодически смазываться консистентной смазкой;
— во время подъема необходимо следить за устойчивостью груза;
— по мере подъема под груз вкладываются подкладки, а при его опускании — постепенно вынимаются;
— освобождение домкрата из-под поднятого груза и перестановка его допускаются лишь после надежного закрепления груза в поднятом положении или укладки его на устойчивые опоры (шпальную клеть).
3.11. При работе с домкратами запрещается:
— нагружать домкраты выше их грузоподъемности, указанной в технической документации организации-изготовителя;
— применять удлинители (трубы), надеваемые на рукоятку домкрата;
— снимать руку с рукоятки домкрата до опускания груза на подкладки;
— приваривать к лапам домкратов трубы или уголки;
— оставлять груз на домкрате во время перерывов в работе, а также по окончании работы без установки опоры.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ С ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫМ ИНСТРУМЕНТОМ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯМИ

4.1. При работе с переносными ручными электрическими светильниками должны соблюдаться следующие требования:
— переносные ручные электрические светильники (далее — переносные светильники) должны иметь рефлектор, защитную сетку, крючок для подвески и шланговый провод с вилкой;
защитная сетка переносного светильника конструктивно должна быть выполнена как часть корпуса или укреплена на рукоятке переносного светильника винтами или хомутами;
— патрон переносного светильника должен быть встроен в корпус светильника так, чтобы токоведущие части патрона и цоколя электрической лампы были недоступны для прикосновения;
— для питания переносных светильников в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных помещениях должно применяться напряжение не выше 50 В;
— в случаях, когда опасность поражения электрическим током усугубляется теснотой, неудобным положением работника, соприкосновением с большими металлическими заземленными поверхностями (например, работа в барабанах, металлических емкостях, газоходах и топках котлов или в туннелях), для питания переносных светильников должно применяться напряжение не выше 12 В;
— при выдаче переносных светильников работники, выдающие и принимающие их, должны удостовериться в исправности ламп, патронов, штепсельных вилок, проводов;
— ремонт неисправных переносных светильников должен выполняться с отключением переносного светильника от электрической сети работниками, имеющими соответствующую квалификацию.
4.2. При выполнении работ с применением переносных электрических светильников внутри замкнутых и ограниченных пространств (металлических емкостей, колодцев, отсеков, газоходов, топок котлов, барабанов, в тоннелях) понижающие трансформаторы для переносных электрических светильников должны устанавливаться вне замкнутых и ограниченных пространств, а их вторичные обмотки заземляться.
4.3. Если понижающий трансформатор одновременно является и разделительным, то вторичная электрическая цепь у него не должна соединяться с землей.
4.4. Применение автотрансформаторов для понижения напряжения питания переносных электрических светильников запрещается.
4.5. Работник, перед началом работы с электроинструментом должен проверить:
— класс электроинструмента, возможность его применения с точки зрения безопасности в соответствии с местом и характером работы;
— соответствие напряжения и частоты тока в электрической сети напряжению и частоте тока электродвигателя электроинструмента;
— работоспособность устройства защитного отключения (в зависимости от условий работы);
— надежность крепления съемного инструмента.
4.6. Классы электроинструмента в зависимости от способа осуществления защиты от поражения электрическим током следующие:
— 0 класс – электроинструмент, в котором защита от поражения электрическим током обеспечивается основной изоляцией; при этом отсутствует электрическое соединение открытых проводящих частей (если они имеются) с защитным проводником стационарной проводки;
— I класс – электроинструмент, в котором защита от поражения электрическим током обеспечивается основной изоляцией и соединением открытых проводящих частей, доступных для прикосновения, с защитным проводником стационарной проводки;
— II класс – электроинструмент, у которого защита от поражения электрическим током обеспечивается применением двойной или усиленной изоляции;
— III класс – электроинструмент, в котором защита от поражения электрическим током основана на питании от источника безопасного сверхнизкого напряжения не выше 50 В и в котором не возникают напряжения выше безопасного сверхнизкого напряжения.
4.7. Доступные для прикосновения металлические детали электроинструмента класса I, которые могут оказаться под напряжением в случае повреждения изоляции, соединяются с заземляющим зажимом. Электроинструмент классов II и III не заземляется.
4.8. Заземление корпуса электроинструмента осуществляется с помощью специальной жилы питающего кабеля, которая не должна одновременно служить проводником рабочего тока. Использовать для этой цели нулевой рабочий провод запрещается.
4.9. Работники, выполняющие работы с использованием электроинструмента классов 0 и I в помещениях с повышенной опасностью, должны иметь группу по электробезопасности не ниже II.
4.10. Подключение вспомогательного оборудования (трансформаторов, преобразователей частоты, устройств защитного отключения) к электрической сети и отсоединение его от сети должны выполняться электротехническим персоналом, имеющим группу по электробезопасности не ниже III.
4.11. Установка рабочей части электроинструмента в патрон и извлечение ее из патрона, а также регулировка электроинструмента должны выполняться после отключения электроинструмента от сети и полной его остановки.
4.12. При работе с электроинструментом запрещается:
— подключать электроинструмент напряжением до 50 В к электрической сети общего пользования через автотрансформатор, резистор или потенциометр;
— вносить внутрь емкостей (барабаны и топки котлов, баки трансформаторов, конденсаторы турбин) трансформатор или преобразователь частоты, к которому присоединен электроинструмент.
При работах в подземных сооружениях, а также при земляных работах трансформатор должен находиться вне этих сооружений;
— натягивать кабель электроинструмента, ставить на него груз, допускать пересечение его с тросами, кабелями электросварки и рукавами газосварки;
— работать с электроинструментом со случайных подставок (подоконники, ящики, стулья), на приставных лестницах и стремянках;
— удалять стружку или опилки руками (стружку или опилки следует удалять после полной остановки электроинструмента специальными крючками или щетками);
— обрабатывать электроинструментом обледеневшие и мокрые детали;
— оставлять без надзора электроинструмент, присоединенный к сети, а также передавать его лицам, не имеющим права с ним работать;
— самостоятельно разбирать и ремонтировать (устранять неисправности) электроинструмент, кабель и штепсельные соединения.
4.13. При работе с электродрелью предметы, подлежащие сверлению, должны надежно закрепляться.
4.14. Запрещается:
— касаться руками вращающегося рабочего органа электродрели;
— применять рычаг для нажима на работающую электродрель.
4.15. Шлифовальные машины, пилы и рубанки должны иметь защитное ограждение рабочей части.
4.16. Работать с электроинструментом, не защищенным от воздействия капель и брызг и не имеющим отличительных знаков (капля или две капли в треугольнике), в условиях воздействия капель и брызг, а также на открытых площадках во время снегопада или дождя запрещается.
4.17. Работать с таким электроинструментом вне помещений разрешается только в сухую погоду, а при дожде или снегопаде — под навесом на сухой земле или настиле.
4.18. Запрещается:
— работать с электроинструментом класса 0 в особо опасных помещениях и при наличии особо неблагоприятных условий (в сосудах, аппаратах и других металлических емкостях с ограниченной возможностью перемещения и выхода);
— работать с электроинструментом класса I при наличии особо неблагоприятных условий (в сосудах, аппаратах и других металлических емкостях с ограниченной возможностью перемещения и выхода).
4.19. С электроинструментом класса III разрешается работать без применения электрозащитных средств во всех помещениях.
4.20. С электроинструментом класса II разрешается работать без применения электрозащитных средств во всех помещениях, за исключением работы в особо неблагоприятных условиях (работа в сосудах, аппаратах и других металлических емкостях с ограниченной возможностью перемещения и выхода), при которых работа запрещается.
4.21. При внезапной остановке электроинструмента, при переносе электроинструмента с одного рабочего места на другое, а также при длительном перерыве в работе электроинструмента и по ее окончании электроинструмент должен быть отсоединен от электрической сети штепсельной вилкой.
4.22. Если во время работы обнаружится неисправность электроинструмента или работающий с ним почувствует действие электрического тока, работа должна быть прекращена, а неисправный электроинструмент должен быть сдан для проверки и ремонта (при необходимости).
4.23. Запрещается работать с электроинструментом, у которого истек срок очередного испытания, технического обслуживания или при возникновении хотя бы одной из следующих неисправностей:
— повреждение штепсельного соединения, кабеля или его защитной трубки;
— повреждение крышки щеткодержателя;
— искрение щеток на коллекторе, сопровождающееся появлением кругового огня на его поверхности;
— вытекание смазки из редуктора или вентиляционных каналов;
— появление дыма или запаха, характерного для горящей изоляции;
— появление повышенного шума, стука, вибрации;
— поломка или появление трещин в корпусной детали, рукоятке, защитном ограждении
— повреждение рабочей части электроинструмента;
— исчезновение электрической связи между металлическим частями корпуса и нулевым зажимным штырем питательной вилки;
— неисправность пускового устройства.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ С АБРАЗИВНЫМ И ЭЛЬБОРОВЫМ ИНСТРУМЕНТОМ

5.1. Шлифовальные и отрезные круги перед выдачей в эксплуатацию должны испытываться на механическую прочность в соответствии с требованиями технической документации организации-изготовителя и технических регламентов, устанавливающих требования безопасности к абразивному инструменту. После испытания на механическую прочность на круге должна делаться отметка краской или наклеиваться специальный ярлык на нерабочей поверхности круга с указанием порядкового номера испытания, даты испытания и подписью работника, проводившего испытание.
5.2. Запрещается эксплуатация шлифовальных и отрезных кругов с трещинами на поверхности, с отслаиванием эльборосодержащего слоя, а также не имеющих отметки об испытании на механическую прочность или с просроченным сроком хранения.
5.3. Шлифовальные круги (кроме эльборовых), подвергшиеся химической обработке или механической переделке, а также круги, срок хранения которых истек, должны повторно испытываться на механическую прочность.
5.4. При работе с ручным шлифовальным и переносным маятниковым инструментом рабочая скорость круга не должна превышать 80 м/с.
5.5. До начала работы с шлифовальной машиной ее защитный кожух должен закрепляться так, чтобы при вращении вручную круг не соприкасался с кожухом.
5.6. Работать без защитных кожухов допускается на машинах со шлифовальными головками диаметром до 30 мм, наклеенными на металлические шпильки. Применение в этом случае защитных очков или щитков защитных лицевых обязательно.
5.7. При установке абразивного инструмента на вал пневматической шлифовальной машины посадка должна быть свободной; между кругом и фланцами должны устанавливаться эластичные прокладки из картона толщиной 0,5 — 1 мм.
5.8. Круг должен устанавливаться и закрепляться таким образом, чтобы не было его радиального или осевого биения.
5.9. Шлифовальные круги, диски и головки на керамической и бакелитовой связках должны подбираться в зависимости от частоты вращения шпинделя и типа шлифовальной машины.
5.10. Запрещается работать с инструментом, предназначенным для работ с применением смазочно-охлаждающей жидкости (далее — СОЖ), без применения СОЖ, а также работать боковыми (торцевыми) поверхностями круга, если он не предназначен для этого вида работ.
5.11. При работе с абразивным и эльборовым инструментом запрещается:
— использовать рычаг для увеличения усилия нажатия обрабатываемых деталей на шлифовальный круг на станках с ручной подачей изделий;
— переустанавливать подручники во время работы при обработке шлифовальными кругами изделий, не закрепленных жестко на станке;
— тормозить вращающийся круг нажатием на него каким-либо предметом;
— применять насадки на гаечные ключи и ударный инструмент при закреплении круга.
5.12. При выполнении работ по отрезке или прорезке металла ручными шлифовальными машинами, предназначенными для этих целей, должны применяться круги, соответствующие требованиям технической документации организации-изготовителя на данные ручные шлифовальные машины.
Выбор марки и диаметра круга для ручной шлифовальной машины должен производиться с учетом максимально возможной частоты вращения, соответствующей холостому ходу шлифовальной машины.
5.13. Полировать и шлифовать детали следует с применением специальных приспособлений и оправок, исключающих возможность травмирования рук.
5.14. Работа с деталями, для безопасного удержания которых не требуется специальных приспособлений и оправок, должна производиться с применением средств индивидуальной защиты рук от механических воздействий.

6. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ С ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ИНСТРУМЕНТОМ

6.1. При работе с пневматическим инструментом (далее — пневмоинструмент) работник обязан следить за тем, чтобы:
— рабочая часть пневмоинструмента была правильно заточена и не имела повреждений, трещин, выбоин и заусенцев;
— боковые грани пневмоинструмента не имели острых ребер;
— хвостовик был ровным, без сколов и трещин, соответствовал размерам втулки во избежание самопроизвольного выпадения, был плотно пригнан и правильно центрирован.
6.2. Применять подкладки (заклинивать) или работать с пневмоинструментом при наличии люфта во втулке запрещается.
6.3. Для пневмоинструмента применяются гибкие шланги. Использовать шланги, имеющие повреждения, запрещается.
Присоединять шланги к пневмоинструменту и соединять их между собой необходимо с помощью ниппелей или штуцеров и стяжных хомутов. Присоединять шланги к пневмоинструменту и соединять их между собой каким-либо иным способом запрещается.
Места присоединения шлангов к пневмоинструменту и трубопроводу, а также места соединения шлангов между собой не должны пропускать воздух.
6.4. До присоединения шланга к пневмоинструменту воздушная магистраль должна продуваться, а после присоединения шланга к магистрали должен продуваться и шланг. Свободный конец шланга при продувке должен закрепляться.
Пневмоинструмент должен присоединяться к шлангу после прочистки сетки в футорке.
6.5. Подключение шланга к воздушной магистрали и пневмоинструменту, а также его отсоединение должны производиться при закрытой запорной арматуре. Шланг должен размещаться так, чтобы была исключена возможность случайного его повреждения или наезда на него транспортом.
6.6. Натягивать и перегибать шланги пневмоинструмента во время работы запрещается. Не допускается также пересечение шлангов тросами, кабелями и рукавами газосварки.
6.7. Подавать воздух к пневмоинструменту следует только после установки его в рабочее положение.
Работа пневмоинструмента на холостом ходу допускается лишь при его опробовании перед началом работы.
6.8. При работе с пневмоинструментом запрещается:
— работать с приставных лестниц и со стремянок;
— держать пневмоинструмент за его рабочую часть;
— исправлять, регулировать и менять рабочую часть пневмоинструмента во время работы при наличии в шланге сжатого воздуха;
— использовать для переноса пневмоинструмента шланг или рабочую часть инструмента. Переносить пневматический инструмент следует только за рукоятку;
— работать с пневмоинструментом ударного действия без устройств, исключающих самопроизвольный вылет рабочей части при холостых ударах.
6.9. При обрыве шлангов следует немедленно прекратить доступ сжатого воздуха к пневмоинструменту закрытием запорной арматуры.

7. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ ИНСТРУМЕНТОМ

7.1. Перед применением гидравлического инструмента должна проверяться его исправность.
7.2. Подключение гидравлического инструмента к гидросистеме должно производиться при отсутствии давления в гидросистеме.
7.3. Во время работы с гидравлическим инструментом необходимо следить за герметичностью всех соединений гидросистемы. Не допускается работа с гидравлическим инструментом при подтекании рабочей жидкости.
7.4. При работе с гидравлическим инструментом при отрицательной температуре окружающего воздуха должна применяться незамерзающая жидкость.
7.5. При удерживании гидравлическими домкратами груза в поднятом положении под головку поршня между цилиндром и грузом должны подкладываться специальные стальные подкладки в виде полуколец для предохранения от внезапного опускания поршня при падении давления в цилиндре по какой-либо причине. При длительном удерживании груза его следует опереть на полукольца, после чего снять давление.
7.6. Давление масла при работе с гидравлическим инструментом не должно превышать максимального значения, указанного в технической документации организации-изготовителя.
Давление масла проверяется по манометру, установленному на гидравлическом инструменте.

8. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНСТРУМЕНТА И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

8.1. Обслуживание, ремонт, проверка, испытание и техническое освидетельствование инструмента и приспособлений должны осуществляться в соответствии с требованиями технической документации организации-изготовителя.
8.2. При работе с инструментом и приспособлениями работник обязан:
— выполнять только ту работу, которая поручена и по выполнению которой работник прошел инструктаж по охране труда;
— работать только с тем инструментом и приспособлениями, по работе с которым работник обучался безопасным методам и приемам выполнения работ;
— правильно применять средства индивидуальной защиты.

9. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

9.1. При обнаружении неисправности инструмента или оборудования работу немедленно прекратить, инструмент отключить от электросети и доложить об этом своему непосредственному руководителю.
9.2. В случае возгорания ветоши, оборудования или возникновения пожара необходимо немедленно отключить пневмоинструмент от сети питания, сообщить о случившемся в пожарную охрану по телефону 101, руководителям и другим работникам предприятия и приступить к ликвидации очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения.
9.3. В случае возникновения аварийной или чрезвычайной ситуации, опасности для своего здоровья или здоровья окружающих людей отключить инструмент, покинуть опасную зону и сообщить об опасности непосредственному руководителю.
9.4. При несчастном случае оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103. Сообщить непосредственному руководителю о произошедшем. Сохранить обстановку на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих.

10. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

10.1. Отсоединить инструмент от шланга и сети питания.
10.2. Протереть шланг сухой тряпкой и аккуратно смотать его в бухту.
10.3. Произвести уборку рабочего места и сдать его руководителю, доложить обо всех неисправностях, имевших место во время работы.
10.4. Убрать инструмент в отведенное для хранения место.
10.5. Снять спецодежду, повесить ее в шкаф.
10.6. Вымыть лицо и руки теплой водой с мылом, по возможности принять душ.

Благодарим Елену Антонову за предоставленную инструкцию! =)

Наряд-допуск
на производство работ повышенной опасности

_______________________________________________________________

(наименование организации)

1. Наряд

1.1. Производителю работ

с бригадой в составе ___ человек поручается произвести следующие работы:

1.3. Начать работы: в __ час. __ мин. "__"___________20__г.

1.4. Окончить работы: в __ час. __ мин. "__"___________20__г.

1.5. Наряд выдал руководитель работ

1.6. С условиями работы ознакомлены:

2.1. Инструктаж по охране труда в объеме инструкций

проведен бригаде в составе ___ человек, в том числе:

2.2. Мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, выполнены. Производитель работ и члены бригады с особенностями работ ознакомлены. Объект подготовлен к производству работ.

2.4. Подготовку рабочего места проверил. Разрешаю приступить к производству работ.

3. Оформление ежедневного допуска на производство работ

3.2. Работы завершены, рабочие места убраны, работники с места производства работ выведены.

Наряд-допуск закрыт в __ час. __ мин. "__"___________20__г.

Приводом называют энергосиловое устройство, приводящее в движение машину. Привод состоит из источника энергии (силовой установки), передаточного устройства (трансмиссии) и системы управления для включения и отключения механизмов машины, а также для изменения режимов их движения.

Силовая установка состоит из двигателя и обслуживающих его устройств. На­пример, в случае двигателя внутреннего сгорания - топливного бака, устройств для охлаждения, для отвода выхлопных газов и т. п.

Трансмиссии могут быть механическими, электрическими, гидравлическими, пневматическими и смешанными. Только в механических и смешанных трансмиссиях на их механических участках механическое движение передается без его преобразования в другие формы энергии. Во всех других случаях вращательное движение выходно­го вала двигателя силовой установки с помощью электрогенераторов, гидравлических или пневматических насосов преобразуется соответственно в электрическую энергию, энергию движения рабочей жидкости или энергию сжатого воздуха, которая поступает к электро-, гидро- или пневмодвигателям, повторно преобразующим ее в механическое движение. Все указанные выше преобразователи энергии (механической в иные формы и наоборот) являются составными частями трансмиссий.

Обычно свое наименование привод получает либо по типу двигателя силовой ус­тановки (от карбюраторного двигателя, дизельный), либо по виду используемой энергии внешнего источника (электрический, пневматический), либо по типу трансмиссии (гидравлический, дизель-электрический и т. п.).

Для характеристики режимов работы привода отдельных механизмов и машин в целом пользуются отношениями максимальных значений усилий (вращающих момен­тов) Р m ах (Т m ах) и скоростей υ m ах (ω m ах) на выходном звене привода к их средним значе­ниям соответственно Р c р (Т c р) и υ c р (ω c р), продолжительностью включений ПВ в процен­тах от общего времени работы машины и количеством включений KB в час. В зависи­мости от степени изменения этих параметров, которые колеблются в пределах Т m ах /Т c р = 1,1 ... 3 (для вращательного движения), ПВ = 15 ... 100%, KB = 10 ... 600, режимы нагружения многих машин и их механизмов условно подразделяют на легкий, средний, тя­желый и весьма тяжелый.

2.2. Двигатели внутреннего сгорания

Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) относятся к группе тепловых двигателей. В ДВС химическая энергия топлива, сгорающего в рабочих полостях цилиндров, преобразуется в механическую энергию.

В ДВС все процессы сгорания топлива, выделения теплоты и превращения ее в механическую энергию происходят в рабочих цилиндрах при перемещени­ях в них поршней, приводящих во вращение коленчатый вал через шатуны во вре­мя рабочего хода и приводимых в движение коленчатым валом на всех других этапах ра­бочего цикла. В приводах строительных машин применяют многоцилиндровые карбю­раторные и дизельные двигатели (дизели) с четырьмя (рис. 2.3, а), шестью (рис. 2.3, б), восемью (рис. 2.3, в) или двенадцатью цилиндрами. Карбюраторные двигатели работа­ ют на бензине, а дизели - на дизельном топливе. ДВС является сложным механическим устройством, состоящим из корпуса, кривошипно-шатунного механизма, механизма га­зораспределения, систем смазки, охлаждения, питания, зажигания (для карбюраторных двигателей), пуска, впуска и выпуска.

Рис. 2.3. Схемы четырехтактных двигателей внутреннего сгорания

Рабочим циклом или рабочим процессом ДВС называют последовательность пе­риодически повторяющихся процессов (впуск, сжатие и сгорание топлива, расширение образовавшихся при сгорании газов и их выпуск). Часть рабочего цикла, совершаемого за ход поршня в одном направлении, называют тактом.. В приводах строительных ма­шин, кроме малых машин, применяют обычно четырехтактные двигатели, у которых ра­бочий цикл совершается за четыре такта или за два оборота коленчатого вала.

Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя представлен схе­мой (рис. 2.4). В течение первого такта (рис. 2.4, а) приводимый коленчатым валом 1 че­рез шатун 2 поршень 4 перемещается вниз, всасывая в рабочую полость цилиндра 5 че­рез открытый впускной клапан 6 топливовоздушную смесь из паров бензина и возду­ха, поступающую из карбюратора - специального устройства для ее приготовления. На втором такте (рис. 2.4, б) поршень, также приводимый коленчатым валом, перемещает­ся снизу вверх, сжимая находящуюся в цилиндре рабочую смесь при закрытых впуск­ном 6 и выпускном 8 клапанах. Вследствие сжатия рабочей смеси ее давление и температура повышаются, чем создаются хорошие условия для ее сгорания. В конце такта смесь воспламеняется электрической искрой от све­чи 7 (рис.2.4, а). Образовавшиеся в результате сгорания рабочей смеси газы, увеличиваясь в объеме, создают повышенное давление в рабо­чей камере, воздействуя на поршень, который вследствие этого совершает рабочий ход - движение вниз (третий такт, рис. 2.4, в), передавая усилие через палец 3 (рис.2.4, а) и шатун 2 коленчатому валу, заставляя его вращаться и через соединенную с ним трансмиссию при­водить в движение рабочий орган или исполнительные механизмы. На четвертом, заклю­чительном такте (рис. 2.4, г) поршень перемещается коленчатым валом вверх, выталки­вая отработавшие газы из рабочей полости цилиндра через открытый выпускной клапан, 8 (рис.2.4, а) в атмосферу.

Рис. 2.4. Схема работы четырехтактного карбюраторного двигателя

У дизеля топливо-воз­душная смесь образуется непосредственно в рабочей полости цилиндра из впрыскиваемого через форсунку 7 (рис. 2.5, а) распыленного дизельного топ­лива и всасываемого из атмо­сферы через клапан 6 воздуха. Порядок движений поршня и клапанов на всех четырех так­тах рабочего цикла такой же, как и у карбюраторного двигателя. Воздух поступает в рабочую полость через открытый клапан 6 в течение первого такта. Топливо впрыскивается топливным насосом через форсунку 7 в конце второго такта (рис. 2.5, б) - сжатия при закрытых клапанах б (рис. 2.5, а) и 8. Смешиваясь с воз­духом, при дальнейшем сжатии топливо прогревается, частично испаряется и самовос­пламеняется. В дальнейшем работа дизеля аналогична работе карбюраторного двигате­ля.

Рис. 2.5. Схема работы четырехтактного дизеля

При установке на коленчатом валу нескольких цилиндров (см. рис. 2.3) в один и тот же момент времени все они находятся на разных стадиях (тактах) рабочего цикла. Так, например, если в первом цилиндре четырехцилиндрового двигателя (рис. 2.3, а) происходит рабочий ход, то в четвертом цилиндре при таком же положении поршня -впуск рабочей смеси (для карбюраторных двигателей) или всасывание воздуха (для ди­зелей), второй цилиндр работает на сжатие рабочей смеси, а третий - на выпуск отрабо­тавших газов. Таким образом, рабочий ход осуществляется последовательно цилиндра­ми 1, 3, 2 и 4. При этом за счет энергии рабочего хода одного цилиндра преодолевают­ся как внешние сопротивления, так и сопротивления перемещениям поршней других цилиндров, находящихся в других стадиях рабочего цикла двигателя.

Чем больше цилиндров установлено на двигателе, тем более равномерно враще­ние коленчатого вала. С той же целью на коленчатом валу устанавливают маховик 1 (см. рис. 2.2), накапливающий энергию на интервалах ускоренного вращения коленчатого вала и отдающий ее в движущуюся механическую систему при замедлениях.

Как следует их описанных рабочих процессов ДВС, теплота сгорающего в рабо­чей полости топлива преобразуется в механическое движение только на третьем такте, которому должны предшествовать такты впуска и сжатия. Это означает, что для начала работы ДВС его коленчатый вал следует привести во вращение внешней силой. Запус­тить карбюраторный двигатель небольшой мощности можно от руки вращением колен­чатого вала рукояткой, палец которого сцепляется с храповиком на переднем конце ва­ла. Более мощные ДВС запускают установленным на машине электродвигателем посто­янного тока, называемым стартером и питаемым от аккумуляторной батареи. Дизели средней и большой мощности запускают с помощью вспомогательного карбюраторно­го двигателя, обычно одноцилиндрового двухтактного, установленного на основном ди­зеле и запускаемого в свою очередь стартером. Рабочий процесс двухтактного двигате­ля отличается от работы четырехтактного тем. что у него горючая смесь поступает в ра­бочую камеру в начале хода сжатия, а отработавшие газы удаляются в конце рабочего хода продувкой потоком горючей смеси.

Основными показателями работы ДВС являются: мощность и крутящий момент на коленчатом валу; часовой и удельный расход топлива, характеризующие экономич­ность двигателя; эффективный КПД, характеризующий совершенство конструкции ДВС. Удельным расходом топлива называют отношение его часового расхода к мощно­сти на коленчатом валу. Под эффективным КПД понимают отношение указанной выше мощности к затраченной теплоте использованного топлива. Дизели обладают более вы­соким эффективным КПД (0,35 ... 0,45) по сравнению с карбюраторными двигателями (0,26 ... 0,32), а также более низким удельным расходом топлива - 190 ... 240 г/кВт-ч при 280 ... 320 г/кВт-ч у карбюраторных двигателей. В выхлопных газах дизелей содержит­ся меньше токсичных веществ. К недостаткам дизелей относятся: затрудненный запуск при низких температурах, высокая чувствительность к перегрузкам, а также большая масса.

Двигатель внутреннего сгорания для инструментов ударного действия относится к машиностроению и может быть использован в устройствах ударного действия с возвратно-поступательным движением рабочего органа, например, в отбойных молотках, перфораторах, вибраторах, трамбовках и т.п. Двигатель содержит цилиндрический корпус с крышкой и дном, размещенный в корпусе подпружиненный в осевом направлении поршень-ударник, камеру сгорания, образованную торцом поршня-ударника и крышкой, подпоршневую полость, образованную вторым торцом и дном, установленные в подпоршневой полости возвратную пружину и соосно ей хвостовик рабочего инструмента, выходящий через отверстие на дне наружу. На боковой поверхности поршня-ударника продольно нанесены кулачковый профиль и зубчатая рейка, которая в паре с шестерней, установленной в корпусе напротив рейки, образует пусковой механизм, причем часть зубьев шестерни удалена. Зубья на рейке и шестерне ступенчато и ответно укорочены по длине. В теле поршня-ударника выполнен перепускной канал с возможностью сообщения в конце рабочего хода поршня-ударника подпоршневой полости последовательно с камерой сгорания и атмосферой, посредством выполненных в корпусе продувочного и выпускного каналов. Применение предлагаемого двигателя внутреннего сгорания позволит повысить коэффициент полезного действия и надежности работы двигателя в инструментах ударного действия. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано в устройствах ударного действия с возратно-поступательным движением рабочего органа, например, в отбойных молотках, перфораторах, вибраторах, трамбовках, и т.п., для применения в строительстве, горном деле и других отраслях народного хозяйства. Известен ДВС для инструментов ударного действия , содержащий корпус, боек, ударный инструмент, шток с поршнем, цилиндр с головкой, взрывную камеру и свечу зажигания. Поршень снабжен подпружиненным клапаном, а головка выполнена в виде корпуса, в вершине которого смонтирована детонационная трубка с электрической свечой зажигания. Кран детонационной трубки снабжен клапаном от смесителя и соединен через рычаг с блоком автоматического управления. Последний соединен с управляющей тягой, взаимодействующей с инструментом. Недостаток ДВС заключается в том, что он имеет низкий КПД, т. к. для обеспечения работы двигателя необходим сжатый воздух, на что затрачивается энергия, а так же жидкое топливо для увеличения силы удара. На каждом этапе преобразования и передачи энергии происходят ее потери, что и приводит к повышенным затратам энергии (топлива, эл. энергии) на единицу произведенной полезной работы. Низкий КПД двигателя обусловлен также применением нескольких звеньев (поршень со штоком, боек, ударный инструмент) для передачи энергии взрыва горючей смеси к разрушаемой породе. Потери энергии происходят как в длинном и тонком штоке вследствие его вибрации, так и на границах от одной детали к другой . Известен ДВС для инструментов ударного действия , содержащий муфту, которая с тыльного конца соединена с поршнем. Движущийся возвратно-поступательно ударник имеет удлиненный передний участок, который образует с корпусом амортизирующую камеру, возвращающую ударник после рабочего хода. Концевой участок ударника образует с корпусом кольцевой зазор. Камера сгорания имеет с тыльной стороны входные и выходные каналы. Каналы сообщаются через прорези с наружней стороны муфты пазы с первым и вторым отверстиями. Концевой участок ударника периодически закрывает отверстия и отсекает камеру сгорания от входного и выходного каналов. Кольцевой зазор соединен с амортизирующей камерой отдельной прорезью. Недостатки ДВС заключаются в том, что он имеет низкий КПД, т. к. для обеспечения работы двигателя необходим сжатый воздух, на что затрачивается энергия, а так же жидкое топливо для увеличения силы удара. Ненадежность работы двигателя, выражающаяся в том, что уже при небольших утечках воздуха в амортизирующей камере ударник не будет досылаться в камеру сгорания до требуемой степени сжатия топливо-воздушной смеси (ТВС), что за несколько циклов приведет к остановке инструмента, к тому же отсутствует пусковое устройство и требуется дополнительная система для подготовки ТВС. Известен ДВС для инструментов ударного действия , включающий цилиндр с выхлопными окнами, поршень-боек, установленный в цилиндре между передней и задней головками, камеру сгорания, буферную камеру, канал для подвода сжатого воздуха, породоразрушающий инструмент, насос-форсунку со штоком, установленную в одном из сквозных отверстий задней головки, и приспособления для управления перемещением штока насоса-форсунки, расположенное в другом сквозном отверстии задней головки. Устройство снабжено диафрагменным пневмодвигателем для перемещения штока насоса-форсунки и приспособлением управления перемещением штока насоса-форсунки. Недостаток ДВС заключается в том, что он имеет низкий КПД. Для обеспечения работы устройства необходим сжатый воздух, на что затрачивается энергия, а так же жидкое топливо для увеличения силы удара. Известен ДВС для инструментов ударного действия , содержащий цилиндрический корпус с закрепленной в нем гильзе. В гильзу помещен поршень, шарнирно соединенный с шатуном. На другом конце шатуна имеется головка с осевым буфером-стволом. В последний свободно установлена меньшая ступень двухступенчатого корпуса пневматического амортизатора. Механизм пуска выполнен в виде клиновидного бокового выступа, размещенного на головке шатуна, толкателя в виде двуплечего рычага, большее плечо которого взаимодействует с боковой поверхностью шатуна, а скошенный торец периодически контактирует с клиновидным боковым выступом. Механизм подъема выполнен в виде двух соосных зубчатых колес, храповой собачки и рейки, жестко связанной с боковой поверхностью шатуна. Недостатки ДВС заключаются в том, что он имеет низкую надежность работы. В основе работы лежит принцип действия дизель-молота для забивания свай, в котором энергия падающего тяжелого цилиндра (или поршня) используется как для совершения полезной работы, так и для воспламенения ТВС для совершения нового цикла. Для этого необходим большой запас кинетической энергии, чтобы довести степень сжатия в камере сгорания до величины 1215, для надежного самовоспламенения ТВС и совершения полезной работы . Поэтому поршень в ДВС должен быть либо большой массы, либо падать с большой высоты. То и другое исключает ДВС из класса ручных инструментов. Поскольку в описании ДВС представлен как ручной инструмент, то вышеназванные причины приводят к ненадежности работы этого двигателя. Герметичность камеры сгорания обеспечивается тремя подвижными уплотнениями, в случае нарушения любого из них снижается надежность самовоспламенения ТВС. КПД ДВС значительно снижается в результате того, что падающий поршень совершает удар не непосредственно по поршню-бойку, а передает свою энергию через газовую подушку в камере сгорания. Пусковая шестерня постоянно находится в зацеплении с поршнем, что снижает КПД и надежность работы в результате увеличения пар трения и износа. Надежность работы дизель-молотка снижается при отклонениях его продольной оси от вертикали. Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является ДВС для инструментов ударного действия , содержащий цилиндрический корпус с крышкой и дном, размещенный в корпусе подпружиненный в осевом направлении поршень-ударник, камеру сгорания, образованную торцом поршня-ударника и крышкой, подпоршневую полость, образованную вторым торцом и дном, установленные в подпоршневой полости возвратную пружину и соосно ей хвостовик рабочего инструмента, выходящий через отверстие в дне наружу, установленные в крышке впускные и выпускные клапаны, выполненные в виде тарелки со штоком, и электрическую цепь зажигания, в крышке установлены механизмы взвода впускного и выпускного клапанов, каждый из которых выполнен в виде двух рычагов, своими концами соответственно шарнирно связанных с крышкой и штоком клапана, и пружин, размещенных на рычагах между их шарнирными осями, и механизмом зажигания, выполненным в виде шарнирно закрепленных на крышке подпружиненного рычага, с которым периодически взаимодействует впускной клапан, и стержня, подвижно установленного в крышке, взаимодействующего с рычагом и предназначенного для включения и выключения электрической цепи, а шток впускного клапана выполнен с осевым каналом и отверстиями в тарелке, сообщенными между собой и служащими для подачи топлива в камеру сгорания. Недостатки ДВС заключаются в том, что, во-первых, он имеет низкий КПД работы, который вызван следующими причинами: степень сжатия равна нулю, т.е. ТВС начинает гореть при атмосферном давлении, поэтому выделение энергии будет небольшим по отношению к единице объема ТВС и, как следствие, будет слабый удар поршня-ударника по рабочему инструменту; герметичность камеры сгорания, кроме неподвижных, обеспечивается двумя подвижными соединениями, при этом увеличивается вероятность утечек и уменьшается сила удара, и во-вторых, в ненадежности его работы, которая обусловлена следующими причинами: многоэлементностью газораспределительного механизма, что в условиях динамических нагрузок приводит к отказам по причине перекосов, заклиниваний, износа и т. п. ; сложностью настройки механизма взвода впускного и выпускного клапанов, т. к. в результате температурных воздействий, смолистых отложений, нагара, износа изменяются усилия открытия и закрытия клапанов; закоксовыванием канала, управляющего открытием выпускного клапана; ненадежностью работы узла зажигания, выражающаяся в заклинивании подвижных частей механизма удержания в результате нагара, возможностью сваривания контактов, сложностью регулировки момента зажигания; отсутствием пускового механизма; отсутствием охлаждения поршня, что приводит к выгоранию смазки; прекращением работы в случае пропуска зажигания, т.к. ход сжатия возвратной пружины равен полному ходу поршня. Несгоревшая ТВС не сможет продвинуть поршень до открытия выпускного канала вследствие постоянного противодействия пружины, поэтому не произойдет зарядки свежей ТВС. Задачей, на решение которой направлено предложенное изобретение, является повышение КПД и надежности работы ДВС для инструментов ударного действия. Указанная задача решается тем, что в ДВС для инструментов ударного действия, содержащем цилиндрический корпус с крышкой и дном, размещенный в корпусе подпружиненный в осевом направлении поршень-ударник, камеру сгорания, образованную торцом поршня-ударника и крышкой, подпоршневую полость, образованную вторым торцом и дном, установленные в подпоршневой полости возвратную пружину и соосно ей хвостовик рабочего инструмента, выходящий через отверстие в дне наружу, в отличие от прототипа на боковой поверхности поршня-ударника продольно нанесены кулачковый профиль и зубчатая рейка, которая в паре с шестерней, установленной в корпусе напротив рейки, образует пусковой механизм, причем часть зубьев шестерни удалена для обеспечения расцепления с рейкой после запуска, а зубья на рейке и шестерне ступенчато и ответно укорочены по длине для обеспечения правильного зацепления после остановки поршня-ударника в произвольном месте, в теле поршня-ударника выполнен перепускной канал с возможностью сообщения в конце рабочего хода поршня-ударника подпоршневой полости последовательно с камерой сгорания и атмосферой, посредством выполненных в корпусе продувочного и выпускного каналов, причем ход сжатия возвратной пружины равен ходу поршня-ударника после открытия выпускного канала, а подпоршневая полость дополнительно сообщается с атмосферой через карбюратор с обратным клапаном, на корпусе с возможностью перемещения относительно его продольной оси и взаимодействия с кулачковым профилем на поршне-ударнике установлены контакты управления моментом зажигания, а блок зажигания электрически соединен со свечой зажигания, установленной в крышке корпуса и с контактами управления моментом зажигания. Конструкция предлагаемого ДВС обеспечивает повышение КПД его работы тем, что обеспечивается необходимая степень сжатия и точная регулировка момента зажигания для сообщения поршню-ударнику большей энергии при ударе. Увеличение надежности работы предлагаемого двигателя достигается за счет того, что уменьшено число лижущихся частей, для чего применено газораспределение поршнем, вследствие этого отсутствуют клапаны, рычаги и т.п., снижено количество подвижных уплотнений камеры сгорания до одного, применено охлаждение поршня-ударника, что улучшает условия его смазки, уменьшен ход сжатия возвратной пружины по отношению к полному ходу поршня-ударника, что позволяет в случае пропуска зажигания совершить продувку и зарядку свежей ТВС камеры сгорания для следующего рабочего цикла в результате колебаний поршня-ударника с гарантированным открытием выпускного и перепускного каналов, применен пусковой механизм с расцеплением шестерни и рейки после запуска, что уменьшает число подвижных деталей и трущихся пар во время работы. На фиг.1 представлена принципиальная схема предлагаемого двигателя внутреннего сгорания для инструментов ударного действия; на фиг.2 - схематичный вид шестерни и рейки. Двигатель состоит из цилиндрического корпуса 1, закрытого с одного конца крышкой 2, с другого конца дном 3, размещенного в корпусе подпружиненного в осевом направлении поршня-ударника 4, камеры сгорания 5, образованной торцом поршня-ударника и крышкой, подпоршневой полости 6, образованной вторым торцом и дном, установленных в подпоршневой полости возвратной пружины 7 и соосно ей хвостовика рабочего инструмента 8, выходящего через отверстие в дне наружу. На боковой поверхности поршня-ударника продольно нанесены кулачковый профиль 9 и зубчатая рейка 10, которая в паре с шестерней 11, установленной в корпусе напротив рейки, образует пусковой механизм, причем часть зубьев шестерни удалена для обеспечения расцепления с рейкой после запуска, а зубья на рейке и шестерне ступенчато и ответно укорочены по длине для обеспечения правильного зацепления после остановки поршня-ударника в произвольном месте, в теле поршня-ударника выполнен перепускной канал 12 с возможностью сообщения в конце рабочего хода поршня-ударника подпоршневой полости последовательно с камерой сгорания и атмосферой, посредством выполненных в корпусе продувочного 13 и выпускного каналов 14, причем ход сжатия возвратной пружины равен ходу поршня-ударника после открытия выпускного канала, а подпоршневая полость дополнительно сообщается с атмосферой через карбюратор 15 с обратным клапаном 16, на корпусе с возможностью перемещения относительно его продольной оси и взаимодействия с кулачковым профилем на поршне-ударнике установлены контакты управления моментом зажигания 17, а блок зажигания 18 электрически соединен со свечой зажигания 19, установленной в крышке корпуса, и с контактами управления моментом зажигания. Двигатель работает следующим образом. Вращают шестерню 11 по часовой стрелке. Происходит зацепление шестерни и рейки 10 той парой зубьев, длины которых соответствуют друг другу в данном положении поршня-ударника. Поршень-ударник перемещается в сторону подпоршневой полости 6, после открытия выпускного канала 14 начинает сжимать возвратную пружину 7. После того, как последний зуб перед срезанным сектором шестерни выйдет из зацепления с последним зубом рейки, поршень-ударник освобождается и под действием сжатой пружины движется в сторону камеры сгорания, перекрыв выпускной и продувочный каналы. В подпоршневой полости создается разряжение, клапан 16 открывается и подпоршневая полость заполняется ТВС через карбюратор 15. Непосредственно перед тем моментом, когда поршень-ударник израсходует свою энергию на сжатие ТВС, находящуюся перед тем в камере сгорания, и остановится, кулачковый профиль 9 воздействует на контакты управления моментом зажигания 17. Блок зажигания 18, получив сигнал от контактов управления зажиганием, посылает электрический импульс на свечу зажигания 19. Начинается рабочий ход. Поршень-ударник движется в сторону подпоршневой полости. При открытии выпускного канала происходит выпуск отработанных газов. Поршень-ударник начинает сжимать возвратную пружину и в конце хода ударяет по хвостовику рабочего инструмента 8, совершая полезную работу. При рабочем ходе поршня-ударника давление в подпоршневой полости увеличивается, обратный клапан 16 закрывается. В момент открытия выпускного и продувочного каналов сжатая в подпоршневой полости ТВС проходит через перепускной канал 12, охлаждает поршень, производит очистку цилиндра от остаточных газов и зарядку цилиндра свежей смесью. Далее цикл повторяется. Источники информации, принятые во внимание: 1. Авторское свидетельство СССР N 279527, кл. E 21 C 37/16, 1970. 2. Патент Великобритании N 1398739, кл. B 25 D 9/10, 1975. 3. Авторское свидетельство СССР N 1335692, кл. E 21 C 3/18, 1987. 4. Авторское свидетельство СССР N 1523331, кл. B 25 D 9/10, 1987. 5. Авторское свидетельство СССР N 656825, кл. B 25 D 9/10, 1979. 6. Александров Е.В., Соколинский В.Б. Прикладная теория и расчеты ударных систем. М. Наука, 1969. 7. Орлин А. С.. Круглов М.Г. Теория поршневых и комбинированных двигателей. М:, Машиностроение, 4-е изд., переработанное и дополненное, 1984.

Формула изобретения

Двигатель внутреннего сгорания для инструментов ударного действия, содержащий цилиндрический корпус с крышкой и дном, размещенный в корпусе подпружиненный в осевом направлении поршень-ударник, камеру сгорания, образованную торцом поршня-ударника и крышкой, подпоршневую полость, образованную вторым торцом и дном, установленные в подпоршневой полости возвратную пружину и соосно с ней хвостовик рабочего инструмента, выходящий через отверстие в дне наружу, отличающийся тем, что на боковой поверхности поршня-ударника продольно нанесены кулачковый профиль и зубчатая рейка, которая в паре с шестерней, установленной в корпусе напротив рейки, образует пусковой механизм, причем часть зубьев шестерни удалена, а зубья на рейке и шестерне ступенчато и ответно укорочены по длине, в теле поршня-ударника выполнен перепускной канал с возможностью сообщения в конце рабочего хода поршня-ударника подпоршневой полости последовательно с камерой сгорания и атмосферой посредством выполненных в корпусе продувочного и выпускного каналов, причем ход сжатия возвратной пружины равен ходу поршня-ударника после открытия выпускного канала, а подпоршневая полость дополнительно сообщается с атмосферой через карбюратор с обратным клапаном, на корпусе с возможностью перемещения относительно его продольной оси и взаимодействия с кулачковым профилем на поршне-ударнике установлены контакты управления моментом зажигания, а блок зажигания электрически соединен со свечой зажигания, установленной в крышке корпуса, и с контактами управления моментом зажигания.

Двигатель внутреннего сгорания для инструментов ударного действия

88. Начальник структурного подразделения (механик участка), является ответственным за содержание в исправном состоянии инструмента с приводом от двигателя внутреннего сгорания, обязан проверять его исправность при выдаче работникам, а также не реже одного раза в 6 месяцев проводить его осмотр и проверку состояния.

89. Перед применением бензопилы или моторной пилы (далее - бензопила) необходимо убедиться:

1) в исправности и правильном функционировании захвата и тормоза цепи бензопилы, задней защиты правой руки, ограничителя ручки газа, системы гашения вибрации, контакта остановки;

2) в нормальном натяжении цепи;

3) в отсутствии повреждений и прочности закрепления глушителя, в исправности деталей бензопилы и в том, что они затянуты;

4) в отсутствии масла на ручках бензопилы;

5) в отсутствии подтекания бензина.

90. При работе с бензопилой работник обязан соблюдать следующие условия:

1) в зоне действия бензопилы отсутствуют посторонние лица, животные и другие объекты, которые могут повлиять на безопасное производство работ;

2) распиливаемый ствол дерева не расколот либо не напряжен в месте расщепления-раскола после падения;

3) пильное полотно не зажимается в пропиле;

4) пильная цепь не зацепит грунт или какой-либо объект во время или после пиления;

5) исключено влияние окружающих условий (корни, камни, ветки, ямы) на возможность свободного перемещения и на устойчивость рабочей позы;

6) используются только те сочетания пильной шины/цепи, которые рекомендованы технической документацией организации-изготовителя.

91. В целях избежания дополнительных рисков и травмоопасных ситуаций не допускается выполнять работы с бензопилой, связанные с валкой и обрезкой леса, деревьев, строительных и монтажных конструкций, при неблагоприятных погодных условиях:

1) густом тумане или сильном снегопаде, если видимость составляет в равнинной местности менее 50 м, в горной - менее 60 м;

2) скорости ветра свыше 8,5 м/с в горной местности и свыше 11 м/с на равнинной местности;

3) при грозе и при ливневом дожде;

4) при низкой (ниже - 30 °C) температуре наружного воздуха.

92. В случае повреждения глушителя бензопилы необходимо исключить контакт работника с откладывающимся в глушителе нагаром, который может содержать канцероопасные химические соединения.

93. При работе с бензопилой запрещается:

1) дотрагиваться до глушителя бензопилы как во время работы, так и после остановки двигателя во избежание термических ожогов;

2) запускать бензопилу внутри помещения (за исключением помещений, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, которая включается до запуска и начала работы с бензопилой) или рядом с легковоспламеняемым материалом;


3) при запуске двигателя бензопилы наматывать трос стартера на руку;

4) пользоваться бензопилой без искроулавливающей сетки (в случае если она обязательна на месте работы) или с поврежденной искроулавливающей сеткой;

5) пилить ветки кустарника (во избежание захвата их цепью бензопилы и последующего травмирования работника);

6) работать бензопилой на неустойчивой поверхности;

7) поднимать бензопилу выше уровня плеч работающего и пилить кончиком пильного полотна;

8) работать бензопилой одной рукой;

9) оставлять бензопилу без присмотра.

94. Во время работы с бензопилой необходимо соблюдать следующие требования:

1) бензопилу необходимо крепко держать правой рукой за заднюю ручку и левой за переднюю, плотно обхватывая ручки бензопилы всей ладонью. Такой обхват используется независимо от того, является ли работник правшой или левшой, позволяет снизить эффект отдачи и держать бензопилу под постоянным контролем. Нельзя допускать вырывание бензопилы из рук;

2) при зажиме цепи бензопилы в пропиле необходимо остановить двигатель. Для освобождения пилы рекомендуется использовать рычаг, чтобы развести пропил.

Не допускается пилить сложенные друг на друга бревна или заготовки.

Отпиленные части должны складироваться в специально отведенные места.

95. При установке бензопилы на землю следует заблокировать ее цепным тормозом.

При остановке работы бензопилы более чем на 5 минут следует выключить двигатель бензопилы.

Перед переноской бензопилы следует выключить двигатель, заблокировать цепь тормозом и надеть защитный чехол на пильное полотно.

Переносить бензопилу следует при обращенных назад пильном полотне и цепи.

96. Перед заправкой бензопилы топливом двигатель должен выключаться и охлаждаться в течение нескольких минут. При заправке крышку топливного бака следует открывать медленно, чтобы постепенно стравить избыточное давление. После заправки бензопилы необходимо плотно закрыть (затянуть) крышку топливного бака. Перед запуском необходимо отнести бензопилу в сторону от места заправки.

Разрешается производить заправку двигателя бензопилы в помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией, или вне помещения в месте, в котором исключена возможность искрообразования и воспламенения.

97. Перед выполнением ремонта или технического обслуживания бензопилы необходимо остановить двигатель и отсоединить провод зажигания.

Не допускается работать с бензопилой с неисправными элементами защитного оборудования или с бензопилой, в конструкцию которой были самовольно внесены изменения, не предусмотренные технической документацией организации-изготовителя.

Запрещается запускать бензопилу, если при заправке топливо пролилось на корпус. Брызги топлива следует протереть и дождаться испарения остатков топлива. Если топливо попало на одежду и обувь, их необходимо заменить.

98. Крышка топливного бака и шланги должны регулярно проверяться на отсутствие протекания топлива.

Смешивание топлива с маслом должно производиться в чистой емкости, предназначенной для хранения топлива, в следующей последовательности:

1) наливается половина необходимого количества бензина;

2) добавляется требуемое количество масла;

3) смешивается (взбалтывается) полученная смесь;

4) добавляется оставшаяся часть бензина;

5) тщательно смешивается (взбалтывается) топливная смесь перед заливкой в топливный бак.Смешивать топливо с маслом следует в месте, в котором исключена возможность искрообразования и воспламенения.

99. Перед началом работы с бензопилой работник обязан:

1) установить все защитные приспособления;

2) убедиться в отсутствии людей на расстоянии не менее 1,5 м от места запуска двигателя.

100. Запрещается работать бензопилой в закрытом помещении, не оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией.Бензопилу необходимо держать с правой стороны от тела. Режущая часть инструмента должна находиться ниже пояса работника.

101. Во время работы с бензопилой работник обязан контролировать приближение к месту работы посторонних лиц и животных. При приближении к месту работы посторонних лиц и животных на расстояние менее разрешенного требованиями технической документации организации-изготовителя необходимо немедленно остановить двигатель бензопилы.Запрещается поворачиваться с работающей бензопилой, не посмотрев перед этим назад и не убедившись в том, что в зоне работы никого нет.

102. Во избежание получения механических травм, перед тем как убирать материал, намотавшийся вокруг оси режущей части бензопилы, необходимо выключить двигатель.После выключения двигателя бензопилы запрещается притрагиваться к режущей части до тех пор, пока она полностью не остановится.

103. В случае появления симптомов перегрузки от длительного воздействия вибрации работу следует прекратить и, при необходимости, обратиться за оказанием медицинской помощи.

104. Хранить и транспортировать бензопилу и топливо следует таким образом, чтобы не было риска контакта подтеков или паров топлива с искрами или открытым огнем.Перед чисткой, ремонтом или проверкой бензопилы необходимо убедиться в том, что после выключения двигателя режущая часть находится в неподвижном состоянии, а затем снять свечной кабель.Перед длительным хранением бензопилы следует опорожнить топливный бак и выполнить полное техническое обслуживание в соответствии с технической документацией организации-изготовителя.