Водитель школьного автобуса требования. Должностная инструкция водителя автобуса

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции водителя автобуса, образец 2019 года. Должностная инструкция водителя автобуса должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности водителя автобуса, права водителя автобуса, ответственность водителя автобуса.

В должностной инструкции водителя автобуса должны быть отражены следующие пункты:

1. Общие положения водителя автобуса

1.1. Данная должностная инструкция регламентирует основные должностные обязанности и права водителя, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа в маршрутных автобусах.

1.2. В случае возникновения критической ситуации, водитель автобуса обязан применить все знания и навыки, а так же все зависящие от него меры по устранению угрозы жизни и здоровью пассажиров автобуса.

2. Должностные обязанности водителя автобуса

Водитель автобуса обязан:

2.1. Подчиняться и выполнять приказы диспетчерского персонала и работникам, руководящим за движением и осуществляющих контроль над работой автомобильного транспорта на линии.

2.2. Соблюдать график движения автобуса, согласно обслуживаемому маршруту, при этом, не превышая разрешенных скоростей и не нарушая технологических требований транспортного средства.

2.3. Заранее знать обслуживаемый маршрут, места расположения остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, а так же расположения медицинских учреждений, заправочных и технических пунктов помощи на маршруте следования.

2.4. Знать и строго следовать правилам дорожного движения, перевозки пассажиров и багажа, данную должностную инструкцию, а так же другие документы, регламентирующие работу пассажирского транспорта и работы по пассажирским перевозкам.

2.5. Перед выходом на маршрут проверить:

  • внешнее и внутреннее состояние автобуса, заправку его расходными материалами;
  • состояние автомобильных шин и зеркал заднего вида;
  • исправность работы аварийных выходов, систем, узлов, агрегатов и приборов, влияющих на безопасность движения;
  • работу систем вентиляции, отопления и переговорного устройства;
  • укомплектованность инструментом, огнетушителями, аптечкой, знаком аварийной остановки, противооткатными упорами;
  • наличие и состояние указателей маршрута.

2.6. Заранее (за полчаса до выхода на маршрут) прибыть к диспетчеру автобусного парка, предъявить удостоверение на право управления автобусом, получить за своей подписью путевой лист, тех. талон, а также при необходимости билеты и билетно-учетный лист.

2.7. При отправлении для работы по специальным заказам (туристическим, экскурсионным и прочим), выписать и получить согласованный с заказчиком путевой лист и схему маршрута.

2.8. Пройти медосмотр и получить разрешение для выхода на линию.

2.9. При движении через контрольно-пропускной пункт автобусного парка предъявить главному механику путевой лист с соответствующими подписями, подтверждающими прохождение медицинского освидетельствования и исправность технического транспортного средства. Произвести в соответствующей документации отметку времени отхода их парка.

2.10. В случае заболевания и/или плохого самочувствия водителя, а так же в случае обнаружения неисправности в транспортном средстве, которая может угрожать безопасности дорожного движения, незамедлительно информировать ответственное лицо автопарка о невозможности выхода на линию.

2.11. Водитель автобуса на линии обязан:

  • иметь опрятный вид, быть в форменной одежде утвержденного образца и при себе водительские права с соответствующей категорией;
  • аккуратно относиться к прикрепленному за ним автобусу, следить за его техническим состоянием;
  • на остановках, продолжительность которых превышает 5 минут, в обязательном порядке выключать двигатель транспортного средства;
  • безукоризненно следовать распоряжениям диспетчеров и других работников, касающихся перевозки пассажиров и обеспечения безопасности дорожного движения;
  • в случае работы двух водителей согласно графику, погодных условий и состояний дороги проводить смену за рулем в пунктах, указанных в путевом листе. Каждую смену в рейсе подтверждать росписью водителя, принимающего управление транспортным средством;
  • по прибытию на конечный пункт маршрута, произвести отметку в путевом листе о времени прибытия и передать путевой лист диспетчеру;
  • в случае работы по специальным, туристическим и экскурсионным маршрутам руководствоваться утвержденным с заказчиком графиком движения и документацией, регламентирующей обслуживание пассажиров: туристов, иностранных туристов и делегаций;
  • при перевозке детей установить на видном месте на передней и задней сторонах автобуса знак «Дети», а так же руководствоваться правилами дорожного движения и инструкцией о порядке перевозки детей автотранспортом.

2.12. При работе водителя автобуса на городских маршрутах:

  • объявлять остановки, внимательно следить за посадкой и высадкой пассажиров, напоминать об оплате за проезд. Начинать движение транспортного средства только после полного закрытия всех дверей автобуса;
  • на остановках подъезжать вплотную к тротуару и останавливаться в зоне указанной дорожными знаками;
  • на конечных остановках проверять салон автобуса на предмет оставленных или забытых вещей, а в случае их обнаружения сдавать диспетчеру.

2.13. Перед отправкой автобуса в рейс объявить пассажирам по громкой связи состав обслуживающего экипажа, маршруте следования, предстоящих промежуточных остановках и предполагаемом времени прибытия в конечный пункт, а так же проинструктировать пассажиров о пользовании аварийными выходами.

2.14. Производить остановку автобуса с соблюдением правил дорожного движения и разметки на всех остановках маршрута, предусмотренных расписанием. Производить посадку пассажиров в автобус исходя из технических норм вместимости транспортного средства.

2.15. На междугородных и международных рейсах предусматривать размещение багажа в правых багажных отсеках.

2.16. На остановках в пути следования междугородных и пригородных маршрутов, где отсутствуют кассы, лично осуществлять продажу билетов пассажирам на проезд и провоз багажа.

2.17. В трудных погодных условиях вести автобус со скоростью, обеспечивающей безопасность перевозки пассажиров и движения. В подобных случаях водитель может следовать по маршруту, не придерживаясь установленного расписания.

2.18. Производить экстренные остановки автобуса по просьбе пассажиров. В случае плохого самочувствия пассажира, оказывать первую медицинскую помощь, используя имеющиеся в аптечке медицинские препараты и приборы.

2.19. Производить остановку автобуса по сигналу работников милиции, ГБДД и ВАИ, контролеров, должностных лиц системы Министерства транспорта РФ. Предъявлять им для проверки путевую и билетную документацию, а также денежную кассу. Информировать пассажиров о предстоящей проверке билетов, оказывать сотрудничество и содействие проверяющим лицам.

2.20. В случае обнаружения неисправности в автобусе во время движения, съехать с проезжей части дороги, включить аварийную сигнализацию, проинформировать пассажиров об опасности выхода на проезжую часть дороги, выставить знак аварийной остановки, доложить о неисправности диспетчеру.

2.21. В случае переутомления и/или плохого самочувствия в пути передать управление транспортным средством второму водителю, в случае его отсутствия остановить автобус. В случае невозможности продолжать работу, принять меры по вызову сменщика или другого автобуса из ближайшего автопарка.

2.22. При совершении дорожно-транспортного происшествия и/или несчастного случая руководствоваться правилами дорожного движения, а также сообщить о случившемся диспетчеру.

2.23. По требованию водителя неисправного автобуса принять его пассажиров, на основании купленных ими билетов. Зафиксировать номера билетов в своем билетно-учетном листе.

2.24. При температуре воздуха ниже 5°C, включать отопление салона.

2.25. По прибытии на промежуточный и/или конечный пункт водитель обязан:

  • произвести остановку автобуса в специально отведенном месте, не создавая помех движению другого транспорта и пешеходов, поставить его на ручной тормоз, заглушить двигатель и включить первую или вторую передачу. Проинформировать пассажиров об остановке и её продолжительности;
  • произвести у диспетчера, кассира или оператора соответствующие отметки в путевом листе о времени прихода. Продолжить движение по маршруту только с разрешения диспетчера, кассира или оператора.
  • на междугородных и международных маршрутах, по прибытию на конечную станцию следования, объявить по громкой связи пассажиром о завершении поездки, осмотреть салон на наличие забытых вещей и выдать пассажирам багаж.

2.26. При необходимости дозаправки автобуса на маршруте, произвести высадку пассажиров вне зоны заправочной станции, произвести заправку при выключенном двигателе.

2.27. По прибытию автобуса в парк:

  • проинформировать главного механика обо всех неисправностях, обнаруженных в дороге, произвести вместе с механиком осмотр транспортного средства и при необходимости оформить протокол учета неисправностей;
  • произвести у диспетчера соответствующую прибытию отметку в путевом листе, зафиксировать остаток горючего, показания спидометра и сдать путевой лист ответственному лицу;
  • в случае выполнения водителем обязанностей кондуктора, сдать и отчитаться в выручке за смену, в соответствии с установленным порядком заполнить и сдать соответствующие документы;
  • сообщить и заполнить все необходимые документы в случае нарушений правил дорожного движения и/или дорожно-транспортных происшествий;
  • зафиксировать в журнале дежурного диспетчера замечания обо всех выявленных на маршруте недостатках, а так же свои предложения по их устранению.

3. Права водителя автобуса

Водитель автобуса имеет право:

3.1. Бесплатного проезда в автобусах городских и пригородных маршрутов.

3.2. Обслуживания вне очереди в пунктах питания на территориях автобазы, промежуточных и конечных пунктах остановок.

3.3. Внеочередного обслуживания в случае покупки билетов на проезд в автобусах.

3.4. На маршруте допускать отклонения от графика:

  • на городских маршрутах ± 5 минут;
  • на пригородных маршрутах ± 7 минут;
  • на междугородных маршрутах ± 10 минут;
  • на международных маршрутах ± 30 минут;

3.5. Контролировать наличие билетов на проезд и провоз багажа у пассажиров, а также на городских автобусных маршрутах взимать штраф с безбилетных пассажиров, с последующей выдачей штрафной квитанции.

3.6. На загородных маршрутах производить посадку и высадку пассажиров по их требованию вне пунктов остановки, но при соблюдении правил дорожного движения.

3.7. Контролировать соблюдения пассажирами норм поведения в общественном транспорте, а так же принимать меры по наказанию виновных, вплоть до высадки из автобуса, и проинформировав о случившемся должностному лицу автобусного парка.

3.8. Требовать от ответственных должностных лиц содействия и при необходимости оказания технической помощи для обеспечения завершения рейса в соответствии с расписанием, в случае невозможности продолжения рейса – обеспечить условия для отдыха сотрудников и пассажиров.

3.9. Требовать от начальства создания и поддержания режима труда и отдыха, а так же поддержания условий, необходимых для работы на линии и в парке.

3.10. В установленном законодательством порядке, подать жалобу на неправомерные действия сотрудников и/или руководства автобусного парка.

3.11. Участвовать в обсуждении и рассмотрении дел, материалов и поступивших на него жалоб, касающихся его непосредственных должностных обязанностей и функций.

3.12. Выносить на обсуждение руководства предложения по улучшению дорожных условий, совершенствованию маршрутов, безопасности перевозок, повышению качества обслуживания пассажиров, улучшению питания, условий труда и отдыха и других.

3.13. Водителю строго запрещается:

  • производить управление автобусом в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, состоянии утомления или болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных средств и препаратов, реагирующих на скорость реакции и внимание;
  • выходить на маршрут и/или продолжать движение на транспортном средстве с неисправностями технического характера, которые могут угрожать безопасности движения, а так же без указателей маршрута автобуса, неисправными переговорными устройствами, без путевого листа и необходимого запаса билетов;
  • передавать управление автобусом другому лицу, фамилия которого не указана в путевом листе и/или не имеющего права управления данным транспортным средством;
  • передавать управление автобусом сменному водителю, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, состоянии утомления или болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных средств и препаратов, реагирующих на скорость реакции и внимание;
  • двигаться на буксире и/или буксировать неисправный автобус, при наличии присутствующих в салоне пассажиров;
  • во время движения производить продажу билетов пассажирам, оформлять документацию, принимать пищу и отвлекаться от работы разговорами. На городских маршрутах транслировать по громкой связи в салон автобуса радиоприемники, магнитофоны и другие звуковые устройства;
  • осуществлять перевозку пассажиров сверх числа мест для сиденья, а на городских и пригородных маршрутах - свыше регламентированной заводом-производителем вместимости;
  • совершать резкое торможение, производить открывание дверей до полной остановки автобуса, а так же начинать движение с незакрытыми дверями;
  • изменять маршрут следования автобуса и нарушать расписание движения, а также выходить на линию раньше установленного в расписании времени;
  • получать от пассажиров и хранить использованные билеты;
  • производить реализацию билетов пассажирам вне салона автобуса, а так же в автобусе до прекращения работы касс станции;
  • оставлять автобус для стоянки вне отведенных для этого местах;
  • курить в кабине и салоне автобуса, а так же провозить в кабине посторонних лиц;
  • развешивать в кабине, салоне автобуса, а так же наносить на внешние стороны транспортного средства различную печатную продукцию, нарушающую действующее руководство по оформлению подвижного состава;
  • проносить и провозить с собой спиртные напитки, а так же допускать распитие пассажирами спиртных напитков в салоне автобуса.

Примерная форма должностной инструкция водителя автобуса - образец 2019 года. Должностные обязанности водителя автобуса, права водителя автобуса, ответственность водителя автобуса.

Утверждено приказом БОУ «Должанская сош»

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ №18 ДИ/ТР

ВОДИТЕЛЯ ШКОЛЬНОГО АВТОБУСА

1.1. Водитель школьного автобуса назначается и освобождается от должности директором БОУ «Должанская сош» .

1.2. Водитель школьного автобуса подчиняется непосредственно заместителю директора школы по административно-хозяйственной работе.

1.3. Водитель школьного автобуса должен знать:

Правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение;

Основные технические характеристики и общее устройство автобуса, показания приборов и счетчиков, элементы управления (предназначение клавиш, кнопок, рукояток и т.д.);

Порядок установки и снятия систем сигнализации, характер и условия их срабатывания;

Сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра, проверки давления в шинах, износа шин, угла свободного хода рулевого колеса и т.п., согласно инструкции эксплуатации автобуса.

1.4. В своей деятельности водитель школьного автобуса руководствуется «Методическими рекомендациями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом» (утв. Роспотребнадзором, МВД РФ 21.09.2006), приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. №2 Об утверждении положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», приказом Министерства транспорта РФ от 09 марта 1995г. № 27 «Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами БОУ «Должанская сош» (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы), настоящей должностной инструкцией.

Водитель школьного автобуса соблюдает Конвенцию ООН «О правах ребёнка».

Основным направлением деятельности водителя школьного автобуса является осуществление перевозки пассажиров – учащихся и работников общеобразовательного учреждения в соответствии с приказом и по установленным маршрутам, обеспечение сохранности транспортного средства, контроль за его состоянием и принятие мер к своевременному ремонту.

Водитель школьного автобуса обязан:

3.1. Обеспечивать корректное плавное профессиональное вождение автобуса, максимально обеспечивающее сохранность жизни и здоровья пассажиров и технически исправное состояние самого автобуса; не применять без крайней необходимости звуковые сигналы и обгоны впереди идущих автомобилей; предвидеть любую дорожную обстановку; выбирать скорость движения и инстанцию, исключающие возникновение аварийной ситуации.

3.2. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. При возникновении в пути неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация транспортных средств, должен устранить их, а если это невозможно, то следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

3.3. Ежедневно перед выходом в рейс проходить медицинское освидетельствование с отметкой в путевом листе.

3.4. При перевозке детей устанавливать на транспортном средстве спереди и сзади опознавательные знаки «Перевозка детей».

3.5. Перед началом перевозки детей убедиться в наличии сопровождающих взрослых у каждой из дверей транспортного средства.

3.6. Движение начинать при наличии приказа, путевого листа и двигаться по утвержденной схеме маршрута движения, проявляя особое внимание к опасным участкам.

3.7. Перевозку детей осуществлять в светлое время суток с включенным ближним светом фар. Выбирать скорость движения (а при сопровождении – старшим по его обеспечению) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но не превышая 60 км/ч.

3.8. Осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.

3.9. Не выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, запрещается осуществлять движение задним ходом.

3.10. Сдавать забытые и потерянные пассажирами вещи на хранение ответственному за это работнику учреждения.

3.11. Не оставлять автобус без присмотра за пределами видимости на любой максимальный срок, дающий шанс его угона или кражи каких-либо вещей из салона. Парковать автобус лишь на охраняемых стоянках.

3.12. В обязательном порядке ставить автобус на сигнализацию при любых случаях выхода из салона. Во время движения и стоянки все двери автомобиля должны быть блокированы. При выходе из автобуса (посадке) необходимо убедиться в отсутствии потенциальной опасности.

3.13.Следить за техническим состоянием автобуса, выполнять самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции об эксплуатации), своевременно проходить техническое обслуживание в гараже и технический осмотр.

3.15. Строго выполнять все распоряжения директора школы и его заместителя по административно-хозяйственной работе. Обеспечивать своевременную подачу автобуса.

3.16. Сообщать своему непосредственному руководителю правдивую информацию о своем самочувствии.

3.17. Не употреблять перед или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные, антидепрессивные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.

3.18. Категорически не допускать случаев подвоза каких-либо пассажиров или грузов по собственному усмотрению, а также любых видов использования автобуса в личных целях без разрешения руководства. Всегда находиться на рабочем месте в автобусе или в непосредственной близости от него.

3.19. Ежедневно вести путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива и количество времени.

3.20. Внимательно следить за окружающей дорожной обстановкой. Запоминать номера и приметы автомобилей в случае их длительного следования «на хвосте» автобуса. Сообщать непосредственному начальнику все свои подозрения, касающиеся вопросов безопасности, вносить свои предложения по ее повышению.

3.21. Иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, а также дружинникам и внештатным сотрудникам милиции для проверки документы, указанные в Правилах дорожного движения.

3.22. Проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения. В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

3.23. При дорожно-транспортном происшествии, в случае причастности к нему:

Немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь), не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

Принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа) и возвратиться к месту происшествия;

Освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. Предварительно в этом случае, а также при необходимости доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение, зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и приметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

Сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

3.24. Не допускать случаев занятия посторонними делами в рабочее время. Проявлять творческий подход к своим непосредственным обязанностям, стараться быть полезным школе в ее текущей хозяйственной деятельности, проявлять разумную конструктивную инициативу.

Водитель школьного автобуса имеет право:

4.1. Требовать от пассажиров соблюдения норм поведения, чистоты, пристегиваться ремнем безопасности.

4.2. Представлять на рассмотрение администрации предложения, направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автобуса, а также по любым другим вопросам своей деятельности.

4.3. Получать от директора школы и его заместителей информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4.4. Требовать от администрации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

4.5. Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы, проходить стажировку.

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, приведшее к дезорганизации образовательного процесса водитель школьного автобуса несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством РФ. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, водитель школьного автобуса несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Водитель школьного автобуса:

6.1.Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утверждённому директором школы.

6.2.Получает от директора школы и его заместителя по административно-хозяйственной работе информацию нормативно-правового и организационного характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

Ответственный за безопасность дорожного движения,

Для того чтобы правильно оформить все требования к профессии и ответить на вопросы, касательные прав и обязанностей водителя автобуса, существует такой документ, как должностная инструкция. Она составляется в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, а также другими законодательными проектами, которые принимают участие в формировании трудовых отношений.

Содержание должностной инструкции

Весь документ поделен на несколько разделов, каждый из которых включает в себя пункты, раскрывающие его. Должностная инструкция состоит из таких частей как:

  • общие положения - в данном разделе описываются основные моменты, которые касаются профессии водителя автобуса, кто может претендовать на эту должность;
  • профессиональные навыки - перечисляются те знания и умения, которыми должен обладать работник для вступления на данную должность;
  • обязанности водителя - в разделе прописываются те обязанности, которые должны строго выполняться в ходе осуществления рабочей деятельности;
  • требования к безопасности на рабочем месте;
  • что нельзя делать водителю автобуса на рабочем месте;
  • права - указываются права сотрудника, которыми он может пользоваться для защиты себя и улучшения условий работы;
  • ответственность - находясь на рабочем месте, водитель обязательно несет ответственность за совершенные им действия, которые могут наказываться в той степени, насколько серьезное было нарушение;
  • оценка работы - для повышения квалификации, повышения в должности или начисления премии, руководство должно в первую очередь оценить непосредственно работу своего сотрудника, в разделе перечисляются основные критерии, на которые обращается внимание в первую очередь.

Общие положения

Это самый главный раздел должностной инструкции, потому что тут описываются самые важные особенности работы специалиста, например, кому он подчиняется, кто может уволиться, обозначается место работы и т.д. Эти положения типовые, а поэтому подходят как для водителей школьного автобуса, так и для работников ГУП Мосгортранса. Основные моменты по должности водителя автобуса:

Профессиональные навыки

Для каждой профессии разработан свой минимум знаний и навыков, в том числе и для водителей, поскольку зачастую бывает мало просто иметь категорию. В каждой организации и автопарке обязанности могут меняться, от них зависят и требуемые профессиональные навыки. Водитель автобуса должен знать:

  1. Инструкцию по эксплуатации автобуса, его внутреннее устройство и принцип работы.
  2. Способы устранения поломок автобуса.
  3. Правила дорожного движения.
  4. Также водитель должен изучить закрепленный за ним маршрут на предмет опасных участков дороги и интенсивного движения.
  5. Стоимость и способы оплат проезда, действующие на настоящую дату.
  6. Как оформляются документы, связанные напрямую с его деятельностью, например, путевые листы и другие билетно-учетные документы.
  7. Инструкцию по охране труда при работе с автотранспортом, а в частности с автобусом.
  8. Инструкцию при действии во время столкновения с террористической угрозой.
  9. Правила поведения во время дорожно-транспортного происшествия.
  10. Правила работы с горюче-смазочными материалами.
  11. Способы вызова скорой помощи, а также адреса медицинских пунктов.

Обязанности

Водитель автобуса обязан:

  1. Согласно рабочему графику прибывать на автобусную стоянку в трезвом виде, опрятно одетым и ждать медицинского осмотра. При себе обязательно нужно иметь водительские документы, если зрение слабое и врачом было прописано ношение очков или контактных линз, то их наличие также обязательно.
  2. Перед сменой получать у диспетчера путевой лист с согласованным маршрутом и графиком. Также получить талоны для заправочных станций.
  3. Перед началом работы осмотреть общее состояние автобуса и проверить количество топлива. При обнаружении неполадок с транспортом, нужно обязательно сообщит об этом начальству и подать заявку на ремонт, если решить проблему самостоятельно не получается.
  4. Организовывать в салоне порядок, осуществлять высадку и посадку пассажиров на автобус, останавливаясь на каждой автобусной остановке.
  5. Поддерживать чистоту в кабине, бережно относиться к технике, предоставленной работодателем.
  6. При необходимости носить рабочую форму.

Обратите внимание, это только примерный перечень обязанностей водителей. Руководитель организации или подразделения сам разрабатывает требования, поэтому этот раздел в разных организациях может включать и иные пункты.

Требования к безопасности на рабочем месте

На рабочем месте необходимо соблюдать правила безопасности:

Что нельзя делать водителю

Водителю запрещается:

  1. Приступать к управлению автобусом в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, в состоянии отсутствия сна на протяжении долгого времени. Также нельзя перед работой принимать лекарственные препараты, которые могут иметь побочные действия в виде ухудшения зрения, головокружения или рассеянности внимания.
  2. Осуществлять движение транспорта с открытыми или неисправными дверями.
  3. Впускать в кабину водителя посторонних людей.
  4. На ходу совершать продажу билетов, употреблять пищу, пить или курить, а также пользоваться телефоном. Все это делается только во время остановок.
  5. Совершать остановку в непредусмотренном для этого месте.
  6. Меняться с другим водителем без уведомления диспетчера.
  7. Развешивать внутри или снаружи автобуса объявления, содержащие постороннюю информацию, без наличия разрешения.

Права

Водитель автобуса имеет право:

Ответственность

Водитель несет ответственность:

  1. За нарушение трудового распорядка, за опоздание на работу, не выход на нее.
  2. За подвергание пассажиров и пешеходов опасности. А также за грубое обращение с ними без ведомой на то причины.
  3. За несоблюдение графика времени остановок или несоблюдение маршрута.
  4. За несоответствие денежных средств на конец смены и проданных билетов, при отсутствии кондуктора.
  5. За перерасход топлива, использование транспорта в своих личных целях.
  6. За работу без водительского удостоверения.
  7. За неправильное оформление или отсутствие сдачи отчетной документации.
  8. За нарушение правил безопасности и нарушение правил дорожного движения.
  9. За ненадлежащее выполнение своих рабочих обязанностей или полный отказ от них.
  10. За возврат транспортного средства на стоянку без причин, в неположенное для этого время.
  11. За совершение всех действия того лица, которое находилось в кабине водителя или на его рабочем месте. Кроме уполномоченных на это лиц.

Оценка работы

При оценке работы водителя автобуса учитывается:

Должностная инструкция является важным документом, поэтому с ней обязательно нужно ознакомиться. В ней находятся ответы на все вопросы, так она составлена с учетом всех моментов, которые могут затрагиваться при работе. Также сотрудник может предложить вносить коррективы в инструкцию , если на его усмотрение, если в ней присутствуют какие-то неточности, руководство обязательно примет такое предложение в рассмотрение.

Данное видео поможет взглянуть на профессию водителя автобуса изнутри, чтобы узнать все тонкости и особенности такой работы.

Обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров

Когда и кем утвержден документ

Сборник инструкций для водителей, осуществляющих пассажирские автоперевозки, закреплен Приказом, выпущенным Министерством транспорта 1 января 1986 года.
Документ включает в себя следующие подразделы:

  • общие обязанности, распространяющиеся на водителей, занимающихся перевозками людей;
  • обязанности водителя, осуществляемые до выполнения рейса и в момент движения автотранспорта;
  • требования при выполнении рейсов в сложных условиях;
  • требования при работе в вечернее и ночное время при недостаточном естественном освещении;
  • особенности, которые необходимо учитывать при работе в весенне-летний период;
  • особенности работы водителей в осенне-зимний период;
  • правила эвакуации людей при наступлении экстренного случая;
  • обязанности водителя при перевозке в автобусе детей;
  • обязанности, возникающие при перевозке людей и требования, предъявляемые к транспортному средству;
  • условия безопасного проезда при движении автотранспорта с пассажирами, продолжительность которого составляет более 1 рабочей смены;
  • правила оказания первой помощи пострадавшим при аварии и в иных чрезвычайных ситуациях.

Что должен знать водитель

Водитель любого автобуса, перевозящего людей обязан знать:

  • правила дорожного движения. На знание ПДД периодически проводятся проверки;

Кроме этого при пересадке с одного автотранспорта на другое водитель должен пройти переподготовку с учет не только технических знаний, но и правил движения.

  • правила эксплуатации автобуса, на котором работает;
  • правила использования средств оповещения пассажиров при осуществлении регулярных рейсов;
  • технику безопасности при движении и остановке автотранспортного средства, а так же правила пожарной безопасности;
  • способы выявления и устранения неисправностей автотранспорта, являющегося рабочим местом водителя;
  • порядок вызова экстренной помощи при невозможности устранить неисправность самостоятельно;
  • способы связи с персоналом, обслуживающим перевозку пассажиров. Быстрая связь может потребоваться при необходимости изменения маршрута движения, при наступлении чрезвычайных обстоятельств и так далее. Для связи могут использоваться сотовый телефон или рация;
  • маршрут движения, места остановок для посадки (высадки) пассажиров, опасные участки на пути следования автобуса, пути объезда в случае ремонтных работ на дороге, а так же расположение лечебных учреждений, заправочных станций и станций контроля технического состояния автобуса на маршруте;
  • правила перевозки людей в автобусе, а так же правила провоза багажа и ручной клади, разработанные и утвержденные Министерством транспорта РФ;
  • правила по тарифам и взиманию платы за проезд в регулярных маршрутах;
  • особенности вождения транспорта в зимнее время или при наступлении плохой погоды;
  • порядок действий при возможности террористического акта или обнаружения в салоне автобуса оставленных предметов;
  • режим труда и отдыха, который требуется соблюдать водителю при длительных поездках;
  • порядок прохождения предрейсового медицинского осмотра;
  • перечень документов, которые необходимо иметь при совершении рейса и предъявлять сотрудникам автоинспекции для проверки;
  • нормативные акты, действующие в транспортной компании и личную должностную инструкцию.

О заключении договора фрахтования автобуса для перевозки детей читайте здесь.

Обязанности водителя автобуса при перевозке людей

Обязанностями водителя, осуществляющего перевозку людей автобусами, являются:

  • необходимость прохождения определенных процедур перед выполнением рейса, к которым относятся:
    • проверка технического состояния транспортного средства. Проверке подлежат: внутреннее и внешнее состояние автобуса, который должен быть в чистом виде, наличие топлива в баке, соответствие шин погодным условиям, наличие зеркал для заднего вида, исправность всех устройств, влияющих на безопасность движения, корректную работу аварийных выходов, системы вентиляции и отопления салона, наличие инструментов, огнетушителей, аптечки первой помощи;
    • прохождение медицинского контроля перед отправкой в рейс. Медицинский работник обязан осмотреть водителя на общее состояние здоровья, при необходимости замерить температуру тела, проверить артериальное давление, при наличии подозрений взять пробу на алкоголь или наркотики;
    • получение документов: свидетельство о регистрации, путевой лист, полис ОСАГО, маршрутную карту или договор на заказную перевозку, список пассажиров (для перевозки по заказу).
  • во время движения автотранспортного средства:
    • четкое следование указанному в документах маршруту и указаниям диспетчерской службы;
    • слежение за посадкой и высадкой пассажиров. При этом начинать движение можно только с закрытыми дверями. Исключением из этого правила являются ледовые переправы, движение по которым требуется осуществлять с открытыми дверями;
    • резкое торможение и быстрый разгон допускаются только в экстренных случаях. Во всех остальных ситуация водитель обязан соблюдать плавность хода автобуса и не допускать резкого маневрирования;
    • соблюдать скоростной режим, рекомендованный не только дорожными знаками, но и погодными условиями;
    • во время движения не отвлекаться на пассажиров и иные действия;
    • в случае обнаружения неисправности остановиться, сообщить пассажирам и диспетчерской службе, при необходимости вызвать помощь;
    • при ДТП оказать пострадавшим первую помощь.
  • после прибытия в пункт назначения или окончания регулярных рейсов:
    • сообщить механику, ответственному за выпуск автотранспорта на линию, обо всех выявленных недостатках или неисправностях автобуса;
    • сдать документы диспетчеру, который обязан проставить соответствующие отметки после окончания перевозки или рабочей смены.

На предприятии

Если осуществляется перевозка людей, работающих на предприятии, и для этого используется собственное транспортное средство, то водитель автобуса обязан:

  • перед рейсом произвести осмотр автотранспорта и убедиться в его исправности;
  • пройти медицинское освидетельствование;
  • получить у диспетчера (ответственного сотрудника) документы на перевозку с указанием маршрута движения, приблизительного времени отправления и прибытия (путевой лист);
  • произвести доставку людей. При этом требуется четкое соблюдение ПДД, скоростного режима, правил безопасности;
  • сдать диспетчеру путевой лист и указать такие параметры, как пробег, совершенный за перевозку, количество оставшегося бензина и так далее.

Школьного транспорта

При перевозке детей школьными автобусами водитель обязан:

  • проверять техническое состояние автобуса перед осуществлением каждой перевозки;
  • проходить медицинский контроль перед перевозкой;
  • производить посадку (высадку) детей исключительно в полностью безопасных местах;
  • не производить перевозку при неработающих стеклоочистителях в темное время суток или плохую погоду;
  • не перегружать автобус. Максимальное количество маленьких пассажиров должно соответствовать количеству посадочных мест;
  • не допускать открытия окон в салоне, так как открытое окно может стать причиной причинения ущербу здоровью ребенка;
  • не производить перевозку детей без старших, являющихся сопровождающими и отвечающих за безопасность детей во время движения;
  • не превышать скорость движения. Максимальная скорость для школьного автобуса – 40 км/ч.

Маршрутного автобуса

Маршрутные автобусы должны двигаться строго по указанному маршруту с соблюдением всех остановок, указанных в документации.
Водитель маршрутного автобуса обязан:

  • проверить исправность автобуса перед выходом в рейс;
  • пройти медицинское освидетельствование перед выпуском на линию;
  • получить документы и при отсутствии кондуктора билеты для пассажиров;
  • строго соблюдать указанный маршрут;
  • сообщать пассажирам о прибытии на остановку;
  • производить остановку исключительно в специально оборудованных местах;
  • ограничивать вместимость автобуса по своему усмотрению;
  • не начинать движение от остановки с открытыми дверями;
  • производить продажу билетов исключительно на остановках;
  • соблюдать все правила дорожного движения.

Какие имеет права

Водители автобусов, помимо обязанностей имеют следующие права:

  • вне очереди получать питание в столовой автобазы или на конечных и промежуточных станциях;
  • отклоняться от существующего графика движения при городском маршруте не более чем на 5 минут, в пригородных маршрутах на 7 минут, при осуществлении междугородних перевозок на 10 минут, при работе на международных маршрутах не более (менее) чем на 30 минут;
  • самостоятельно контролировать наличие билетов у пассажиров и осуществлять взимание штрафов при отсутствии документов на проезд;
  • на маршрутах, проходящих за пределами города, производить высадку (посадку) пассажиров вне оборудованных мест. При этом должны четко соблюдаться правила движения в области остановки и стоянки;
  • контролировать поведение пассажиров при перевозке и при необходимости принимать меры по урегулированию обстановки;
  • требовать от руководства транспортной компании, в которой водитель работает соблюдения режимов труда и отдыха при работе с пассажирами.

Ответственность за нарушение должностных обязанностей

Водитель самостоятельно несет ответственность:

  • за несоблюдение ПДД;
  • за неисполнение правил, предусмотренных нормативными актами, в том числе ответственность за исполнение правил перевозки пассажиров;
  • за безопасность пассажиров в пути следования;
  • за сохранность доверенного в управление транспортного средства;
  • при выполнении регулярной перевозки за сохранность выручки от продажи билетов при отсутствии кондуктора;
  • за перерасход топлива по собственной вине, то есть в ситуации когда невозможно доказать обоснованность перерасхода нормы бензина;
  • за самовольное использование автобуса не по назначению. Например, в личных целях.

Ответственность устанавливается в рамках российского законодательства.

Водитель автобуса, осуществляющего перевозку людей, должен знать, не только как управлять транспортным средством, но и как вести себя в той или иной ситуации, а так же как оказать первую помощь пострадавшим пассажирам.

Для этого водители проходят постоянные стажировки и переобучения. Водитель несет ответственность перед пассажирами за безопасность перевозки и перед владельцем автобуса за сохранность принадлежащего ему имущества.

Управление образования администрации района

Login

Должностные инструкции работников, обеспечивающих безопасность дорожного движения при перевозках детей школьным автобусом.

Председатель ПК Директор МБОУСОШ № 2

Г.И.Погиба ____ Л.Л.Тюрина

Должностная инструкция водителя школьного автобуса

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Водитель автобуса принимается на работу и увольняется с работы директором школы.

Водитель автобуса подчиняется непосредственно директору школы.

К управлению школьным автобусом допускается водитель:

1, 2 класса, имеющий удостоверение на право управления транспортными средствами

не допустивший в течение календарного года грубые нарушения ПДД и трудовой дисциплины;

не имевший случаев отстранения от управления автотранспортными средствами по причине нетрезвого состояния;

прошедший: инструктаж по охране труда; специальный инструктаж о порядке,

условиях и особенностях движения и работы на маршруте; медицинский осмотр и не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья к работе на маршруте.

Продолжительность рабочей смены водителя, занятого на перевозках детей, не должна превышать 8 часов.

В своей работе водитель автобуса руководствуется Положением о порядке осуществления «школьных маршрутов» в Краснодарском крае, Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (приказ министра транспорта РФ от 09.03.95 г. №27), требованиями законодательных актов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, а так же Уставом школы, Правилами внутреннего трудового распорядка школы и настоящей инструкцией.

2. ФУНКЦИИ

Основными направлениями деятельности водителя автобуса являются:

Осуществление перевозки детей по школьному маршруту: МБОУСОШ № 2 – х. Зозулин – х.Цуревский и обратно.

Осуществление поездок учащихся на спортивные соревнования, предметные олимпиады, экскурсии и т.д.;

Поддержание в исправном техническом состоянии школьного автобуса;

Осуществление выполнения своих должностных обязанностей без нарушений ПДД и совершении ДТП.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Водитель школьного автобуса выполняет следующие должностные обязанности:

перед выездом на маршрут проводит проверку технического состояния автобуса;

своевременно проводит заправку автобуса топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью;

проходит предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр с соответствующей записью в путевом листе и журнале регистрации медицинских осмотров;

проходит периодические медицинские освидетельствования в установленные сроки и имеет при себе медицинскую справку соответствующей формы;

при движении по маршруту имеет в салоне автобуса график движения и схему маршрута с указанием опасных участков;

осуществляет перевозку детей в светлое время суток с включением ближнего света фар;

выбирает скорость движения в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом во всех случаях скорость не должна превышать 60 км/ч;

не выходит из кабины автобуса при посадке и высадке детей;

не осуществляет движение задним ходом;

следит за тем, чтобы окна в салоне автобуса при движении были закрыты;

несёт ответственность за то, чтобы количество перевозимых в автобусе детей вместе с сопровождающими не превышало числа оборудованных для сидения мест;

не перевозит пассажиров в попутном направлении вместе со школьниками;

по графику проводит ТО-1 и ТО-2 автобуса;

при появлении неисправности в работе двигателя и систем автобуса принимает вправо, съезжает на обочину дороги, останавливает автобус. Движение продолжает только после устранения возникшей неисправности;

при получении учащимся травмы, оказывает первую помощь пострадавшему, при необходимости доставляет его в ближайшее лечебное учреждение и сообщает об этом администрации школы;

проходит инструктаж не реже одного раза в месяц с соответствующей регистрацией в журнале учета инструктажей;

ежегодно проходит обучение по 20-ой программе (техминимум) по ПДД и повышению профессионального мастерства по установленным программам;

соблюдает правила ТБ и противопожарной безопасности при работе на маршруте;

знает порядок действий при возникновении пожара в автобусе, ДТП, по эвакуации детей из автобуса, оказании первой медицинской помощи пострадавшим, захвате автобуса террористами;

несет ответственность за нарушение нормативных актов по обеспечению безопасности дорожного движения и Положения о порядке осуществления «школьных маршрутов» в Краснодарском крае;

3.21 отвечает за техническое состояние автобуса, устраняет неисправности, возникшие на маршруте, требующих разборки механизмов;

3.22 знает способы обнаружения и устранения неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автобуса, порядок проведения технического обслуживания, способы предотвращения ДТП, правила подачи автобуса под посадку и высадку детей;

3.23. осуществляет правильное оформление путевых листов.

4. ПРАВА

Водитель автобуса имеет право:

на обеспечение соответствующим инструментом, оборудованием, материалами, спецодеждой по установленным нормам;

при выявлении на маршруте недостатков в состоянии и содержании дороги, угрожающих безопасности движения, в зависимости от обстоятельств, прекратить движение на маршруте;

проводить инструктаж с учащимися по соблюдению ими правил ТБ и поведения при осуществлении движения по маршруту;

в случае обнаружения неисправностей в механизмах автобуса при поведении предрейсового или послерейсового осмотра не выезжать на маршрут, поставив при этом в известность администрацию школы;

на обеспечение необходимыми путевыми документами (путевыми листами, графиком движения, схемой маршрута с указанием опасных участков).

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин правил внутреннего трудового распорядка школы, законных приказов и распоряжений директора школ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе — за неиспользование предоставленных прав. Водитель автобуса несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

За нарушение правил эксплуатации автобуса, пожарной безопасности, охраны труда, правил при перевозке учащихся водитель автобуса привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ .
Водитель автобуса:

работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40 — часовой рабочей недели и утверждённому директором школы;

получает от директора школы информацию нормативно — правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

проходит инструктаж, проводимый директором школы, не реже одного раза в месяц.

С инструкцией ознакомлен _______________________________

26 августа 2015 года в г. Краснодаре на Театральной площади делегации муниципального образования Апшеронский район во главе с главой муниципального об …

» >Парк школьных автобусов пополнен

  • 1. Должностная инструкция заведующего детского сада. 2. Должностная инструкция заместителя заведующего детского сада по воспитательной и методической …

    » >Должностные инструкции работников детского сада.

  • Должностные инструкции работников, обеспечивающих безопасность дорожного движения при перевозках детей школьным автобусом. СОГЛАСОВАНО …

    Более новые статьи:

    • в соответствии с постановлениям Правительства РФ №1176 от 17.12.2013 г. «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» и № 1 …

    » >Постановление администрации от 29.11.2013 №1773 «Об утверждении Порядка организации подвоза обучающихся»

  • 1. Общие положения 1.1. Термины, содержащиеся в настоящих Правилах, имеют следующие определения: Автобус -автотранспортное средство для перево …

    » >Положение об организованных перевозках обучающихся СОШ №.

  • Приказы по школе при осуществлении безопасного подвоза учащихся. П Р И К А З (название образовательного учреждения) от«___» ___________20__г. …

    Более старые статьи:

    • Инструкции для водителя школьного автобуса по обеспечению безопасности движения. В сборнике представлены образцы основных документов, необходимых дл …

    » >Инструкции для водителя школьного автобуса по обеспечению безопасности движения.

  • В соответствии с решением заседания комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в муниципальном образовании Апшеронский район (протокол …

    » >Распоряжение главы администрации «О создании рабочей группы по обследованию школьных автобусных маршрутов».

  • Приказ ДОН №2168 от 10.05.2011_О мерах по обеспечению эффективного использования автобусов и безопасности дорожного движения при организации перевозок …

    » >Нормативные документы по организации перевозок учащихся. Краевой уровень.

  • Положение о порядке передачи, постановки на учет, использования и списания автобусов для перевозки детей, приобретенных за счет средств федерального …

    Инструкция водителя автобуса

    1.2. Водитель автобуса должен знать:

    — Правила дорожного движения и иные акты в области организации дорожного движения;

    — Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила эксплуатации автотранспортных средств и перевозки пассажиров;

    — структуру и задачи пассажирского автотранспортного предприятия;

    — основы диспетчерской системы руководства пассажирскими автомобильными перевозками;

    — порядок движения на дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств;

    — психологические основы деятельности водителя;

    — основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения;

    — основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством;

    — общее устройство автобусов и варианты их компоновки;

    — назначение, устройство, принцип действия агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемого автобуса;

    — системы активной и пассивной безопасности автобуса;

    — виды и периодичность технического обслуживания автобусов;

    — нормы расхода топлива и смазочных материалов;

    — причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автобуса;

    — влияние погодных условий на безопасность управления автобусом;

    — способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

    — нормы времени на пробег по маршруту;

    — правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров и контроля за соблюдением этих правил;

    — средства диспетчерской связи при работе на линии;

    — расписание движения автобуса на линии;

    — порядок оказания технической помощи автобусам на линии;

    — основные формы первичного учета работы автобусов;

    — порядок выдачи и заполнения путевых (маршрутных) листов;

    — правила заполнения билетно-учетного листа, листа регулярности движения на линии;

    — тарифы на проезд в автобусах;

    — виды билетов, применяемых для оплаты пассажирами проезда в автобусах;

    — льготы на проезд в автобусах;

    — порядок расчетов с пассажирами;

    — основы страхования на пассажирском транспорте;

    — мероприятия по экономии топлива и смазочных материалов и опыт передовых водителей автобусов;

    — порядок учета и выдачи талонов на топливо и смазочные материалы;

    — меры предосторожности при заправке автобуса топливом;

    — правила поведения водителей в случаях, когда автобус начинает движение от обозначенного места остановки;

    — порядок действия водителя автобуса в нештатных ситуациях;

    — инструкции о порядке экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях и оказании первой медицинской помощи;

    — номера телефонов экстренных служб, полиции, скорой помощи, пожарной команды и т.п.;

    — порядок прохождения предрейсовых медосмотров;

    — режим труда и отдыха водителей автобусов;

    — правила пользования медицинской аптечкой;

    — Правила внутреннего трудового распорядка;

    — правила и нормы по охране труда, санитарии и гигиены, пожарной безопасности;

    1.3. Водитель автобуса должен:

    — обладать культурой общения;

    — проявлять вежливость, тактичность, внимательность, терпение, доброжелательность и предупредительность в отношениях с пассажирами;

    — быть выдержанным, обладать способностью избегать конфликтных ситуаций;

    2. Обязанности

    2.1. Перед началом рабочего дня водитель автобуса:

    — проходит в установленном порядке предрейсовые медицинские осмотры;

    — проводит подготовительные работы перед выездом на линию (проверку технической исправности, состояние колес, шин, подвески, стекол, зеркал, государственных номерных знаков, внешнего вида автобуса и салона, др.);

    — получает путевую документацию и талоны на горюче-смазочные материалы;

    — получает в диспетчерской прогноз погоды и информацию об изменениях в организации движения по маршруту следования;

    — проверяет наличие действительного талона государственного технического осмотра и полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

    — проверяет исправность средств связи;

    — получает необходимые документы строгой отчетности, билетно-учетную документацию и разменные деньги для расчетов с пассажирами;

    — одевает форменную одежду;

    — проходит при необходимости инструктаж по охране труда;

    2.2. В процессе работы водитель автобуса:

    — соблюдает Правила дорожного движения;

    — немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;

    — соблюдает расписание и маршрут движения;

    — делает отметки в путевом листе в контрольных пунктах на маршруте;

    — заменяет маршрутные указатели при переходе на другой маршрут;

    — контролирует выполнение пассажирами правил пользования автобусом;

    — обеспечивает экономное расходование автомобильного топлива;

    — контролирует исправность топливной аппаратуры, приборов электрооборудования и других механизмов и систем, от которых зависит расход топлива;

    — оказывает первую (доврачебную) помощь пострадавшим при травмировании, отравлении в аварийных ситуациях и внезапном заболевании;

    — соблюдает требования личной гигиены и производственной санитарии.

    2.3. В течение рабочего дня водитель автобуса:

    2.3.1. Обеспечивает безопасную перевозку пассажиров и соблюдение регулярности движения.

    2.3.2. Производит посадку и высадку строго в пунктах остановок на маршрутах и только через соответствующие двери автобуса во время полной остановки автобуса и при фиксации его стояночным тормозом.

    2.3.3. Осуществляет открытие дверей по прибытии автобуса на остановку и прекращении движения, закрытие дверей только после окончании выхода и входа пассажиров.

    2.3.4. Следит за выходом и входом пассажиров, по возможности не допуская посадки через переднюю дверь лиц, не имеющих на это право.

    2.3.5. Следит за наполнением автобуса в пределах установленной нормы и предупреждает пассажиров об окончании посадки при полном наполнении салона автобуса.

    2.3.6. Объявляет пассажирам:

    — по прибытии автобуса на остановочный пункт — название остановочного пункта;

    — перед отправлением с остановочного пункта — об окончании посадки и название следующего остановочного пункта;

    — на остановочных пунктах перед отправлением, а также в ходе движения — о порядке оплаты и получении билетов;

    — на конечном пункте — о прибытии на конечный пункт и окончании маршрута;

    2.3.7. При выявлении неисправности автобуса, препятствующей дальнейшему движению, содействует скорейшей высадке пассажиров в местах остановки общественного транспорта.

    2.3.8. Продает пассажирам билеты на остановочных пунктах, производит расчеты, ведет учет проданных билетов.

    2.3.9. В случае причинения пассажирами материального ущерба автобусу сообщает в диспетчерскую и следует указаниям оператора.

    2.3.10. В пути следования и на остановках сообщает оператору диспетчерской:

    — о прибытии к начальному и контрольным пунктам;

    — о месте нахождения (при запросе оператора диспетчерской);

    — о наличии затруднении в движении транспорта по маршруту следования;

    — о забытых пассажирами вещах;

    — о конфликтах с пассажирами, требующих вмешательства полиции;

    — о дорожно-транспортных происшествиях с участием автобуса;

    2.4. Во время работы на линии водителю автобуса запрещается:

    — осуществлять перевозку пассажиров на автобусе, техническое состояние и оборудование которого не отвечают требованиям Правил дорожного движения и Правил технической эксплуатации;

    — принимать пищу в кабине автобуса;

    — вести посторонние разговоры;

    — провозить в кабине людей, багаж, горюче-смазочные материалы;

    — производить размен денег;

    — начинать движение до полного закрывания дверей;

    — открывать двери до полной остановки;

    — отклоняться от маршрута без разрешения линейного диспетчера или уполномоченного на то лица;

    — производить посадку и высадку пассажиров вне остановочных пунктов (за исключением случаев вынужденной остановки автобуса в связи с технической неисправностью или запрещением в установленном порядке дальнейшего движения);

    2.5. Водитель автобуса в конце рабочего дня:

    — заправляет автобус топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью;

    — предъявляет автобус для проверки технического состояния;

    — сообщает об обнаруженных во время работы на линии технических неисправностях автобуса;

    — сдает путевой лист, заказ на перевозку пассажиров автобусом, билетно-учетную документацию, полученные за проданные билеты денежные средства;

    — ставит автобус в зону стоянки;

    — в случае обнаружения забытых пассажирами вещей передает их в диспетчерскую для принятия мер по поиску владельцев;

    — включает стояночный тормоз;

    — закрывает дверь кабины водителя, окна, люки;

    — сдает на хранение форменную одежду;

    — выполняет гигиенические процедуры, производит осмотр (самоосмотр);

    3. Права

    При выполнении своих обязанностей водитель автобуса обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом РФ и иными актами трудового законодательства.

    4. Ответственность

    4.1. За некачественное и несвоевременное исполнение обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции, водитель автобуса привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ.

    4.2. Водитель автобуса несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенного ему транспортного средства и груза.

    4.3. Водитель автобуса за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий несет гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

    5. Заключительные положения

    5.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

    Статья написана по материалам сайтов: skola.su, znaybiz.ru, avtourist-dtp.ru, apruo.ru, obrazec.org.

  • ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

    ВОДИТЕЛЯ ШКОЛЬНОГО АВТОБУСА

    ОУ Шимолинская МСОШ

    1.Общие положения

    1.1.Водитель школьного автобуса назначается и освобождается от должности директором школы.

    1.2.Водитель школьного автобуса подчиняется непосредственно директору школы.

    1.3.Водитель школьного автобуса должен знать:

    Правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение;

    Основные технические характеристики и общее устройство автобуса, показания приборов и счетчиков, элементы управления (предназначение клавиш, кнопок, рукояток и т. д.);

    Порядок установки и снятия систем сигнализации, характер и условия их срабатывания;

    Сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра, проверки давления в шинах, износа шин, угла свободного хода рулевого колеса и т. п., согласно инструкции эксплуатации автобуса.

    1.4.В своей деятельности водитель школьного автобуса руководствуется правилами и нормами охраны труда , техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы), настоящей должностной инструкцией .

    Водитель школьного автобуса соблюдает Конвенцию ООН «О правах ребёнка».

    2. Функции

    Основным направлением деятельности водителя школьного автобуса является осуществление перевозки пассажиров – учащихся и работников общеобразовательного учреждения в соответствии с приказом и по установленным маршрутам, обеспечение сохранности транспортного средства, контроль за его состоянием и принятие мер к своевременному ремонту.

    3.Должностные обязанности

    Водитель школьного автобуса обязан:

    3.1.Обеспечивать корректное плавное профессиональное вождение автобуса, обеспечивающее сохранность жизни и здоровья пассажиров и технически исправное состояние самого автобуса; не применять без крайней необходимости звуковые сигналы и обгоны впереди идущих автомобилей; предвидеть любую дорожную обстановку; выбирать скорость движения и динстанцию, исключающие возникновение аварийной ситуации.

    3.2.Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. При возникновении в пути неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация транспортных средств, должен устранить их, а если это невозможно, то следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

    3.3.Ежедневно перед выходом в рейс проходить медицинское освидетельствование с отметкой в путевом листе.

    3.4.Перед началом перевозки детей убедиться в наличии сопровождающих взрослых.

    3.5.Движение начинать при наличии путевой документации (приказа, путевого листа и т. д.) и двигаться по утвержденной схеме маршрута движения, проявляя особое внимание к опасным участкам.

    3.6.Перевозку детей осуществлять в светлое время суток с включенным ближним светом фар. Выбирать скорость движения (а при сопровождении – старшим по его обеспечению) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но не превышая 60 км/ч.

    3.7.Осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытой дверью и не открывать ее до полной остановки.

    3.8.Не выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, запрещается осуществлять движение задним ходом.

    3.9.Сдавать забытые и потерянные пассажирами вещи на хранение ответственному за это работнику учреждения.

    3.10.Не оставлять автобус без присмотра за пределами видимости на любой максимальный срок, дающий шанс его угона или кражи каких-либо вещей из салона.

    3.11.В обязательном порядке ставить автобус на сигнализацию при любых случаях выхода из салона. Во время движения и стоянки дверь автомобиля должна быть блокирована. При выходе из автобуса (посадке) необходимо убедиться в отсутствии потенциальной опасности.

    3.12.Следить за техническим состоянием автобуса, выполнять самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции об эксплуатации), своевременно проходить техническое обслуживание и технический осмотр.

    3.14.Строго выполнять все распоряжения директора школы и его заместителя по хозяйственной работе. Обеспечивать своевременную подачу автобуса. В своей работе руководствоваться памяткой по обеспечению безопасной перевозки обучающихся. (См. приложение)

    3.15.Сообщать своему непосредственному руководителю правдивую информацию о своем самочувствии.

    3.16.Не употреблять перед или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные, антидепрессивные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.

    3.17.Категорически не допускать случаев подвоза каких-либо пассажиров или грузов по собственному усмотрению, а также любых видов использования автобуса в личных целях без разрешения руководства. Всегда находиться на рабочем месте в автобусе или в непосредственной близости от него.

    3.18.Ежедневно вести путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива и количество времени.

    3.19.Внимательно следить за окружающей дорожной обстановкой. Запоминать номера и приметы автомобилей в случае их длительного следования «на хвосте» автобуса. Сообщать непосредственному начальнику все свои подозрения, касающиеся вопросов безопасности, вносить свои предложения по ее повышению.

    3.20. Всегда иметь при себе и по требованию сотрудников милиции предоставлять им для проверки документы, указанные в Правилах дорожного движения.

    3.21.Проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения. В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

    3.22.При дорожно-транспортном происшествии, в случае причастности к нему:

    Немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь), не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

    Принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «скорую медицинскую помощь », а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа) и возвратиться к месту происшествия;

    Освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. Предварительно в этом случае, а также при необходимости доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение, зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и приметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

    Сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

    3.23.Не допускать случаев занятия посторонними делами в рабочее время . Проявлять творческий подход к своим непосредственным обязанностям, стараться быть полезным школе в ее текущей хозяйственной деятельности, т. е. в случае простоя, независящего от водителя и работодателя, выполнять другие школьные работы в хозяйственной деятельности по указанию руководителя школы, проявлять при этом разумную конструктивную инициативу.

    4.Права

    Водитель школьного автобуса имеет право:

    4.1.Требовать от пассажиров соблюдения норм поведения, чистоты, обязательного пристегивания ремнем безопасности.

    4.2.Представлять на рассмотрение администрации предложения, направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автобуса, а также по любым другим вопросам своей деятельности.

    4.3.Получать от директора школы и его заместителей информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

    4.4.Требовать от администрации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

    4.5.Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы.

    5.Ответственность

    5.1.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, приведшее к дезорганизации образовательного процесса водитель школьного автобуса несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством РФ. За неоднократное или грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

    5.2.За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, водитель школьного автобуса несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

    6. Взаимоотношения. Связи по должности

    Водитель школьного автобуса:

    6.1.Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утверждённому директором школы.

    6.2.Получает от директора школы и его заместителя по хозяйственной работе информацию нормативно-правового и организационного характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

    С должностной инструкцией ознакомлен, один экземпляр получил

    на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

    ____________ ___________________________

    (подпись) (инициалы, фамилия)

    «_______»____________________20___г.