Черный ящик в каждое авто: Рогозину предложили установить тотальный контроль за транспортом.

Сам себе режиссер

По крайней мере, в случае аварии извечные российские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» могут потерять актуальность. Начнем с ответа на второй вопрос - перед поездкой надо установить в своей машине миниатюрный черный ящик и нажать на Record. А кто виноват в ДТП, разобраться органам дознания будет не в пример легче, располагая видеосвидетельством произошедшего.

Мысль записать дорожный инцидент «на пленку» не нова. Кто-то, едва оправившись от шока, обводит место происшествия мобильником в дрожащей руке - какой-никакой видеоролик. Но после драки кулаками не машут, надо бы запечатлеть развитие событий за несколько секунд до столкновения или иного форс-мажора. Перефразируем слова инспектора из анекдота про асфальтовый каток и «мерс»: «Ну покажи, как подрезал, как обгонял!» Но кто может похвастать даром провидца и включенной в нужный момент видеокамерой, которая к тому же всегда под рукой?

Хвала небесам, этот черный ящик бесстрастно фиксирует все происходящее в поле его зрения. Фишка в том, что камера работает в цикличном режиме. При полном заполнении памяти автоматически стирается прежняя информация, на освободившееся место ведется свежая запись. Заминка перед очередным циклом совсем небольшая, 1,5–2 с. Поэтому, строго говоря, размер карточки SD или MMC (в диапазоне от 128 Мб до 2 Гб) не критичен. Главное не забыть, попав в передрягу, остановить запись.

В установке камеры нет ничего сложного. Первым делом на передней панели поближе к ветровому стеклу крепится подставка. Лучше не снимать сразу защитную пленку с клейкой «подошвы», а сделать пристрелочную запись. Просмотреть, что получилось на экране телевизора или компьютерного монитора, и уточнить угол обзора.

Подставку, скорее всего, хозяин машины тревожить больше не будет. А значит, дальнейший монтаж сведется к нехитрой операции: затянув до упора боковой фиксатор, настраиваем нужное положение видеорегистратора в вертикальной плоскости. Для точной юстировки создатели прибора предусмотрели лазерную указку, включаемую нажатием на центральную кнопку. Направляем луч повыше капота: красная точка по-снайперски точно замирает на корме впередистоящей машины. В самый раз!

Питается камера от прикуривателя или трех батареек ААА. Их хватает надолго: только после трех часов работы заморгал красный светодиод, сигнализирующий о снижении напряжения.

Нет подставам!

Признаться, поначалу трудно было перебороть скепсис по отношению к крохе стоимостью около $100. Смажется картинка на колдобинах и в резких виражах - глодал червь сомнения. Да что вообще можно рассмотреть на видео с разрешением наладонного компьютера, 320х240 точек? Оказалось, очень даже многое. Мы намотали десятки километров по улицам Москвы на яркокрасной Mazda6, а потом прокрутили маршрут на экране монитора. Наш самописец оказался на редкость расторопным. Изображение четкое, не дрожит. Угол охвата в 60 градусов (две полосы движения с гаком) вбирает большинство потенциальных угроз - от лихачей до шальных пешеходов, перебегающих дорогу. Номера впереди идущих машин отчетливо читаются с расстояния 6–7 метров. Прекрасно видны сигналы светофора на дальней стороне перекрестка, вплоть до поворотных стрелок. Учтите только, кино будет немое, микрофона у камеры нет. На выходе получаем файлы в формате avi, которые можно прокрутить на компьютере. Карточка памяти объемом 2 Гб вмещает около шести часов записи.

Не подкачала матрица прибора и в ночное время на загородном шоссе. Изображение не засвечивалось от встречных фар. Цифры на задних номерных знаках можно было различить на дистанции 3–4 метра.

Назовем несколько типичных ситуаций, в которых пригодится видеосоглядатай.

Вариант первый - подстава. По крайней мере, та ее разновидность, при которой злоумышленник засветится спереди. Допустим, вы едете в крайнем левом ряду, справа вас обгоняет автомобиль-«перехватчик», резко перестраивается влево и жмет по тормозам… Скорее всего, наличие видеокомпромата подействует на негодяя отрезвляюще. Кстати, в нашу «хронику» попал черный Accord, совершивший похожий маневр, - видимо, спешил человек очень…

Другая ситуация, когда видеозапись не помешает, - пешеход бросается через дорогу прямо перед авто, вдали от зебр и перекрестков. Подобное реалити-шоу устроила шустрая старушка, вынырнувшая с сумкой-тележкой изза припаркованных у обочины машин. В тот момент я мысленно поблагодарил Mazda6 за острый руль и цепкие тормоза…

Третий эпизод - проезд светофора на мигающий зеленый или на желтый. Без аргументов черного ящика попробуйте доказать инспектору, что вы не нарушали правила.

Должен сказать, мерцающий зеленый огонек камеры (идет запись) магическим образом прибавляет уверенности сидящему за рулем. Водитель знает, что в критической ситуации ему теперь есть чем подкрепить свои слова. Интересно, а как оценивают появление новинки должностные лица ГИБДД, юристы, представители страховых компаний?

Комментарий автоюриста Сергея Радько

- Каково в целом отношение к появлению в автомобиле видеорегистратора?

Только положительное. Камера позволит объективно фиксировать дорожнуюобстановкуивсю окружающую ситуацию, можнопредъявить эту запись в случае вменения нарушения или совершения ДТП. Не секрет, что доказательственная база, связанная с нарушением правил дорожного движения, зачастую строится только на показаниях сотрудников ГИБДД, и расхожая фраза «у суда нет оснований не доверять показаниям инспектора», получившая в последнее время широкое распространение в практике, будет применяться очень осторожно, так как показания участников процесса легко проверяются. Имеет значение и психологический фактор - осознание того факта, что действия любого инспектора или водителя могут быть зафиксированы и продемонстрированы, станет сдерживающим обстоятельством.

- Будут ли сотрудники ГИБДД принимать в расчет показания этого прибора, устанавливая виновного в ДТП?

Ни одно из доказательств не имеет заранее установленной силы, а потому трудно сказать, насколько велико будет доверие к записи, сделанной видеорегистратором, однако наличие такой записи однозначно не позволит сотрудникам ГИБДД произвольно трактовать обстоятельства происшествия. Можно предположить, что такие записи помогут значительно увеличить объективность результатов рассмотрения материалов по делам об административных правонарушениях, ведь сделанная камерой запись является объективным свидетельством обстоятельств, в отличие, например, от показаний и объяснений водителей, так как люди могут давать неправильные или неточные показания в силу разных причин - неправильное восприятие событий, умышленное искажение обстоятельств и проч.

Беспристрастная видеозапись исключает человеческий фактор и все связанные с ним ошибки. Правда, на практике может возникнуть проблема с приобщением к делу видеозаписей. Однако можно предположить, что в городах компьютеры имеются во всех подразделениях ГИБДД, а потому просмотреть запись окажется возможным.

Конечно, вопрос о допустимости такого доказательства должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств дела, однако трудно представить, что какое-то должностное лицо решится прямо проигнорировать запись, на которой четко видны действия участников дорожного движения. При этом будет некоторым образом установлен и паритет в состязательности сторон процесса - ведь показания технических приборов, в том числе и средств фиксации, ныне применяемых сотрудниками ГИБДД (например, измерители скорости, фиксирующие не только скорость, но и сам автомобиль, а также его водителя), признаются доказательствами, а потому вполне объективным выглядит и предоставление возможности другим участникам движения фиксировать дорожную обстановку, в которой они находятся.

- Ваш прогноз - при массовом внедрении видеорегистраторов снизится ли число ДТП и противоправных действий (подставы и т.д.)?

При массовом внедрении можно прогнозировать снижение числа ДТП, однако, поскольку причины этих происшествий в основном заключаются в нарушениях правил дорожного движения, значительного снижения количества нарушений ожидать не стоит - видеорегистратор, скорее, поможет гражданину защитить самого себя в случае неправомерных действий со стороны других лиц. Оказывать же психологическое влияние на других водителей камера будет лишь косвенно, хотя бы потому, что при действующем законодательстве, возлагающем ответственность за нарушение правил дорожного движения именно на водителя транспортного средства, прежде всего необходимо доказать, кто конкретно был за рулем автомобиля в момент нарушения. Если же лицо водителя не зафиксировано, доказать его присутствие за рулем весьма проблематично. Поэтому наибольшее практическое применение данный прибор найдет скорее именно в спорных ситуациях, когда гражданину необходимо доказать свою правоту. Однако все-таки можно предположить, что чем более широкое распространение получит камера, тем более внимательными будут участники дорожного движения друг к другу.

Алексей Саенко, заместитель руководителя юридического департамента ООО «Росгосстрах-Столица»

Помогут ли данные видеорегистратора установить виновного в ДТП? Вопрос интересный. Тут нужно принципиально разделить два момента: первый - административное разбирательство, то есть признание лица нарушившим ПДД, и второй - судебное разбирательство, связанное с исками о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП. Сразу оговорюсь, это влияет исключительно на то, какими кодексами и статьями регулируется использование подобных данных. В первом случае вопрос использования тех или иных доказательств регламентируется КоАПом (ст. 26.2):

1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Под показания специальных технических средств эта камера не подходит, так как не является измерительным прибором, утвержденным в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющим соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку.

Но КоАП подобную съемку приравнивает к документам (п. 2 ст. 26.7), поэтому эти данные могут быть рассмотрены наравне с прочими доказательствами.

Во втором случае вопрос регламентирован Гражданским процессуальным кодексом (ст. 55):

1. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Причем аудио- и видеозаписи могут быть на электронном носителе (ст. 77 ГПК).

Таким образом, как при рассмотрении дела об административном правонарушении, так и при решении вопроса о возмещении вреда данные видеорегистратора могут быть использованы и подлежат оценке наряду с другими доказательствами.

Предполагаю, что проблема возникнет лишь в том случае, если другая сторона будет оспаривать достоверность записи (видеофайл может быть смонтирован и с помощью компьютера). Однако экспертиза способна показать, вносились ли изменения в запись - такие технологии уже используются.

Николай Казанцев, председатель регионального Комитета по защите прав автомобилистов:

Считаю, что видеорегистратор может стать важным элементом доказательной базы при возникновении ДТП и, кроме того, дисциплинирует автолюбителей. Ведь, если все ваши действия за рулем фиксируются, поневоле придется следить за соблюдением правил. Это означает, что и количество аварийных ситуаций на дороге при массовом использовании черных ящиков уменьшится.

Национальная администрация безопасности дорожного движения США выступает с предложением оснащать все новые автомобили устройствами, записывающими показания бортового компьютера до и после аварии (так называемые черные ящики). Однако, несмотря на то, что в настоящее время некоторые автопроизводители уже начали устанавливать черные ящики на свои машины, до сих пор не существует единых стандартов или правительственных рекомендаций для записывающих устройств.

В настоящее время на автомобилях уже используются некоторые системы регистрации и фиксации данных. Это автомобильные тахографы, которые регистрируют все основные показатели грузовых автомобилей, производящих международные автомобильные перевозки, а также автомобильные видеорегистраторы.

Тахограф для грузовиков

Автомобильный тахограф - это бортовое техническое устройство измерения, предназначенное для непрерывной идентификации и регистрации в автоматическом режиме времени, скорости движения и пробега автомобиля, периодов времени труда и отдыха водителей. Идея применения тахографа возникла в Европе в момент бурного развития автомобильных грузоперевозок. Тахограф является обязательным устройством для автомобилей, осуществляющих грузопассажирские международные перевозки.

Фото: wikimedia.org Тахограф является обязательным устройством для автомобилей, осуществляющих грузопассажирские международные перевозки

Тахограф призван обеспечить соблюдение режимов труда и отдыха водителей и контроль скорости движения транспортного средства, при этом показания тахографа являются юридически признаваемыми данными при разбирательстве в суде или транспортном контроле на дорогах. Выдаваемый тахографом документ является основанием для наложения взысканий правоохранительными органами, поскольку он является объективным, автоматически формируемым, защищенным от фальсификаций документом. На сегодняшний день весь новый транспорт, осуществляющий международные перевозки, обязательно должен быть оснащен цифровыми тахографами.

Еврокомиссия внедрила новые требования для тахографов, согласно которым с 1 октября 2011 года все новые тахографы, устанавливаемые на автомобили для международных перевозок, должны быть электронными. Новые требования Еврокомиссии направлены на защиту от мошенничества, более точный учет времени в дороге и уменьшение времени на загрузку данных с тахографов в компьютеры транспортных компаний.

Видеорегистратор

Автомобильный видеорегистратор - это устройство, установленное в автомобиле, основная функция которого - непрерывная запись абсолютно каждой происходящей ситуации на дороге. Каждый кадр видеороликов промаркирован временем, данные видеозаписи являются документальным подтверждением тех или иных событий, которые имели место на дороге. Стоит отметить, что видео, сделанное данным устройством, имеет огромнейший вес в суде, если не сказать более - данного рода материалы оспорить в суде не представляется возможным.

Фото: emagzin.com Современные видеорегистраторы оснащены встроенными GPS-приемниками, ИК-подсветкой, датчиками движения и снимают в FULL HD разрешении

Это устройство зафиксирует все, что происходит непосредственно перед вашим автомобилем, а если установить дополнительные камеры, то он будет регистрировать и то, что происходит внутри или же сзади вашей машины. Современные видеорегистраторы оснащены встроенными GPS-приемниками, ИК-подсветкой, датчиками движения и снимают в FULL HD разрешении.

В нашей стране автомобильный видеорегистратор становится все более востребованным продуктом. Видеозапись происходящего на дороге во время движения автомобиля будет неоспоримым доказательством при возникновении любых проблемных ситуаций. Автомобильный видеорегистратор на сегодняшний день - едва ли не единственный способ противостоять беспределу на дорогах, как со стороны власть имущих, так и, безусловно, сотрудников правоохранительных органов. Камера позволяет объективно фиксировать дорожную обстановку и всю окружающую ситуацию, можно предъявить эту запись в случае обвинения в нарушении или совершении ДТП.

Не секрет, что доказательственная база, связанная с нарушением правил дорожного движения, зачастую строится только на показаниях сотрудников ГАИ, и расхожая фраза "у суда нет оснований не доверять показаниям инспектора", получившая в последнее время широкое распространение в практике, будет применяться очень осторожно, так как показания участников процесса легко проверяются. Имеет значение и психологический фактор - осознание того факта, что действия любого инспектора или водителя могут быть зафиксированы и продемонстрированы, станет сдерживающим обстоятельством.

Наличие записи, сделанной видеорегистратором, однозначно не позволит сотрудникам ГАИ произвольно трактовать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. Можно предположить, что такие записи помогут значительно увеличить объективность результатов рассмотрения материалов по делам об административных правонарушениях. Ведь сделанная камерой запись является объективным свидетельством обстоятельств, в отличие, например, от показаний и объяснений водителей, так как люди могут давать неправильные или неточные показания в силу разных причин - неправильное восприятие событий, умышленное искажение обстоятельств и т.д.

Беспристрастная видеозапись исключает человеческий фактор и все связанные с ним ошибки. Правда, на практике может возникнуть проблема с приобщением к делу видеозаписей. Однако можно предположить, что в городах компьютеры имеются во всех подразделениях ГАИ, а потому просмотреть запись окажется возможным.

Конечно, вопрос о допустимости такого доказательства должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств дела, однако трудно представить, что какое-то должностное лицо решится прямо проигнорировать запись, на которой четко видны действия участников дорожного движения.

При этом будет некоторым образом установлен и паритет в состязательности сторон процесса - ведь показания технических приборов, в том числе и средств фиксации, ныне применяемых сотрудниками ГАИ (например, измерители скорости, фиксирующие не только скорость, но и сам автомобиль, а также его водителя), признаются доказательствами. Потому вполне объективным выглядит и предоставление возможности другим участникам движения фиксировать дорожную обстановку, в которой они находятся.

В общем, видеорегистратор может стать важным элементом доказательной базы при возникновении ДТП и, кроме того, дисциплинирует автолюбителей. Ведь, если все ваши действия за рулем фиксируются, поневоле придется следить за соблюдением правил. Это означает, что и количество аварийных ситуаций на дороге при массовом использовании черных ящиков уменьшится. Поэтому в Европе, Америке, Японии и Корее уже в 2012 году планируют стандартно оснащать все автомобили видеорегистраторами.

Автомобильный "черный ящик"

Для слежки за автомобилями предложено использовать навигационную систему ЭРА-ГЛОНАСС, изначально разрабатывавшуюся для помощи людям, попавшим в ДТП


В правительстве РФ родилась идея радикального решения проблемы нарушения российскими автомобилистами правил дорожного движения. Министры полагают, что начиная с 2020 года все новые машины должны оборудоваться «черными ящиками» - устройствами, которые на основе сигнала системы ГЛОНАСС будут следить за движением автомобиля и передавать всю информацию в МВД.

Как сообщают «Известия» , инициатива была озвучена заместителем министра транспорта РФ Алексеем Цыденовым на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина. Известно, что план получил поддержку, и в результате Минпромторгу, Минкомсвязи, Минэконому, Минтрансу и госкомпании АО «ГЛОНАСС» было поручено изучить проект и подготовить предложения по его реализации.

Технические тонкости: из спасателей в контролеры

Подготовка тотальной слежки за всем российским автотранспортом оформлена правительством как формирование «Единой государственной среды передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями» (ЕГСНИ). Реализовывать концепцию предполагается на базе первоначально создавалась для помощи людям, попавшим в ДТП: аббревиатура «ЭРА» расшифровывается как «экстренное реагирование при авариях».

При создании системы предлагалось, что датчик ГЛОНАСС будет передавать спасателям и медикам точные координаты машины, попавшей в аварию. Однако теперь власти хотят использовать возможности точного определения каждого автомобиля для слежения за транспортом в целом.

Обозреватели отметили, что речь идет о расширении функций, а не о создании новой системы. Дело в том, что обязательная установка следящих блоков системы ЭРА-ГЛОНАСС с 2020 года прописана в техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза. В штатном же режиме ЭРА-ГЛОНАСС начала работу с 1 января текущего года. Правда, пока ею оборудуются только отдельные машины: Lada, Mercedes, Bentley и некоторые другие марки.

Между тем, слежка за движением автотранспорта и отправка отчетов в ГИБДД - далеко не все опции, на которые можно «раскрутить» спасательную систему. таким образом, чтобы с ее помощью можно было дистанционно глушить двигатель. Сторонники идеи утверждали, что новшество может помочь при поимке автоугонщиков и прочих преступников.

Определенная неопределенность

В качестве спасательной системы перспективы ЭРЫ-ГЛОНАСС вопросов не вызывают. Однако попытка навесить на нее дополнительный функционал порождает весьма сложные вопросы как технического, так и финансового плана, отмечают обозреватели. Во-первых, это касается информации с которой приходится иметь дело. В России 42 миллиона транспортных средств; передача данных только о разбившихся машинах - один уровень сложности, а отслеживание и анализ поведения всех автомобилей - совершенно другой, подчеркивают эксперты.

Также во властных коридорах пока нет единого представления о том, зачем, собственно, нужно следить за автомобилистами. «Представители Минтранса за манерой вождения, но, правда, нам это преподносилось как инструмент для страхования: чтобы страховщики могли оценивать, как водитель ездит, и могли бы применять понижающие либо повышающие коэффициенты», - рассказал журналистам президент Московского транспортного союза Юрий Свешников.

Открытым остается и вопрос о финансировании проекта: государство уже вложило в создание системы более 3,9 миллиардов рублей, и больше тратить денег, похоже, не намерено. По крайней мере, государственное финансирование проект должен получать лишь первые три года работы, после чего ему придется выйти на самоокупаемость.

Только представьте - проезжаете мимо поста ДПС, раздается "пилик" и ваша телеметрия, удаленно считавшись, отправилась на анализ в ГИБДД. Повторный сигнал уже от мобильника - вам пришла СМС о списанных с карты штрафах. Ужас…

Корреспондент НедоСМИ решил испытать автомобильный "черный ящик" на себе…

К счастью, о светлом будущем задумались не законодатели, а страховые компании. Выписывать штрафы они не будут, как и постоянно вас мониторить. Клиентам предлагается установить в автомобиль маленькое устройство с GPS/ГЛОНАСС-трекером и симкой сотового оператора. Не надолго, всего лишь на месяц. Этого времени достаточно, чтобы собрать достоверный портрет стиля вождения.

Страховая компания анализирует как резко автомобиль стартует и тормозит, насколько плавно входит в повороты и перестраивается, какое в среднем преодолевает расстояние и с какой скоростью. После обработки эти данные определяют итоговый балл, с которым могут играться маркетологи и специалисты по оценке рисков. Например, снижать стоимость КАСКО аккуратным водителям.

Установка

Устройство вставляется в стандартный сервисный разъем OBD2. Он есть практически в каждом автомобиле моложе 10 лет. И почти всегда находится под рулевой колонкой. Процедура занимает ровно столько времени, сколько нужно, чтобы найти под торпедой разъем или его схему расположения в интернете.

"Черный ящик" устанавливает менеджер страховой компании. Переставить устройство на дедушкину машину можно, но сервисный разъем оно втыкается не случайно. Оттуда, кроме питания, оно получает уникальный код автомобиля и, как только произойдет подмена авто, страховая это увидит.

Конечно, на время уличных гонок, его можно просто вытащить и о ваших подвигах система не узнает. Но то, что "ящик" отключался - тревожный знак для компании и это скажется на финальном балле.

Эксплуатация

Что можно рассказать о черной коробочке? Стоит, никому не мешает. Хотя, нет, мешает. В некоторых моделях авто его даже не видно, но не в моем случае. Устройство даже можно, вытащить из гнезда, задев обувью, и уронить на пол. Что я дважды за месяц и сделал. Нагнулся, нашел рукой на коврике и вставил на ощупь. А вечером зашел сосед и сказал, что у меня фары не выключены. Спустился к автомобилю - горят. Переключатель света стоит на "авто". Видимо, девайс очень важно вставлять именно на выключенный автомобиль, но мне об этом не сообщалось и в инструкции этого не указано.

Иногда ящик пищит. Непредсказуемо. В будущем, замечая, что водитель ведет себя на дороге плохо, оно может давать звуковые сигналы, напоминая о том, что контроль ведется. Этакое предупреждение нарушений. Но это только в планах. Пока же я заметил, что внутри есть еле-еле горящие лампочки - синяя и красная. Если устройство вытащить, то через несколько часов оно запищит и огоньки пропадут. Может быть те звуки, что я слышал - предупреждения, что "ящик" выпал из разъема. Не знаю.

За каждую поездку вы получаете баллы. За ними можно следить на сайте или в приложении, их функционал абсолютно одинаков.

Водителю сообщают сколько было резких торможений, разгонов и минут превышения скорости. По сути эта информация для нас бесполезна. Это только то, что хочет нам показать страховая, чтобы мы поигрались с интерфейсом. Сама же она знает намного больше: сколько было поездок в темное время суток, где авто ночевало, как много водитель ездит в городе, вне его и так далее. Страховая сама решит, какой дневной пробег - норма, и никогда вам не раскроет алгоритмов того, как рассчитываются баллы и какие параметры при этом учитываются.

Я специально забыл о "черном ящике" и ездил как обычно. Сразу обнаружились две вещи.

1. Мои поездки иногда бились на короткие отрезки. Даже если я ехал далеко и не останавливаясь. Новой поездка считается, если автомобиль не двигается 5 минут. Даже для пробок 5 минут совсем без движения - редкость. Оказалось, что не во всех машинах сервисный разъем стоит удачно. Иногда его расположение таково, что сигнал GPS теряется. Для таких случаев предусмотрена дополнительная антенна на торпеду. Заметив рваные треки, страховая предложит ее поставить. В дальнейшем, когда статистика по моделям будет собрана, некоторым владельцам авто антенну будут выдавать сразу.

2. Почти в каждой поездке у меня было одно резкое ускорение. Как будто я отъезжал исключительно с визгом шин и дымом из под колес. Консультация с разработчиками нашла причину - устройство "загружалось" не мгновенно, а когда автомобиль уже набрал скорость. Обалдев от рекордного разгона до сотни, оно "стучало" в страховую о том, что в городе появился Спиди-гонщик. Баг пофиксили и в дальнейшем он не проявлялся.

Программа ставит баллы за каждую поездку. Например, одно резкое торможение на 27 километров, их не снижает

А за 1 торможение за 5 минут, ставит "семерку"

Резкий разгон на километре - 4 красных балла.

Чтобы получить "кол" нужно 7 минут из 35 километров ехать с превышением скорости. Тут надо объяснить подробнее. Пока программа считает только минуты, когда машина ехала со скоростью больше 120 км/ч. Но скоро она будет сравнивать скорость авто со средней скоростью на этом участке. То есть, если разрешено 60, а все едут 85, то за 85 км/ч наказания не будет. Так же будут учитываться время суток, день недели и праздничные дни.

Разработчики заявляют, что так же анализируется плавность перестроений и входа в повороты. Но при такой точности позиционирования как на скриншоте, мне в это не верится. Здесь я лихо рассекал по бульварным пешеходным дорожкам и перескакивал ограждения.

1. В сервисный разъем вставляются не только дилерские диагностические устройства. Но и различные нехорошие девайсы скрутки/накрутки пробега и корректировки межсервисных интервалов. Выглядят они точно так же, как и "черный ящик":

Любой официальный дилер, увидев установленное устройство на гарантийной тачке забьет тревогу. Я, естественно, забыл его вытащить, когда оставял машину в сервисе. Потом объяснял по телефону, что пишу статью про безобидный треккер и это не то, что они могли подумать.

2. Легкодоступность информации о поездках. Достаточно взять телефон супруга и открыть приложение. Пароль спрашиваетя только один раз при установке. Я понимаю, что видеорегистратор вообще не имеет пароля, а записывает даже разговоры жены с подругой во время поездки. Возможно, там информация даже более "криминальная". Но это надо брать ключи от машины, вытаскивать флэшку, вставлять в комп, смотреть, возвращать... Очень сложно. А быстро просмотреть поездки, пока половинка в душе - 5 секунд.

3. Не во всех машинах разъем находится в удобном месте. Про это я уже говорил.

4. Ненужная информация в приложении и на сайте. Я и сам знаю куда езжу и где бываю. Если нужно вспомнить, мой Андроид все равно записывает все перемещения, я не ставил галочку на запрете. Затраты на поездку вообще "прикидочные" - меня просят ввести цену бензина и расход на сотню. Целых два приблизительных параметра! И простым делением показывают результат. Сделать это я могу без программы и намного точнее - знаю сколько у меня стоит бак и как часто я заправляюсь.

5. Устройство не умеет определять вежливость водителя. Вы можете подрезать, ездить по обочинам, поворачивать из второго ряда, не смотреть по сторонам, создавать аврийные ситуации, и при этом получать 10 баллов.

1. Легкость и быстрота установки
2. Ничего не нужно делать. Установил и забыл.
3. Каждая страховая компания может на его основе сделать собственный продукт со своими рассчетами. Например, вы оплатили КАСКО и начали ездить. Тут вам СМС: "Вы были прекрасным водителем на прошлой неделе, мы вернули вам 2000 рублей". Таких стимулирующих программ можно придумать массу, это интереснее, чем собирать наклейки в "Перекрестке".
4. Что известно страховой о нас, как о водителях? "Стаж с... года" и все. Теперь же есть способ доказать, что ты хороший. И получить скидку, что после всеобщего повышения цен на КАСКО крайне актуально.

Что в итоге

В течении месяца я тестировал телематическое устройство по программе

С 2017 года войдет в силу обязательное обустройство автомобилей устройствами фиксации ДТП, которые, по сути, являются аналогами «черных ящиков», устанавливающихся в самолетах.

Они предназначены для считывания и запоминания различных параметров автомобиля, которые в случае ДТП дадут возможность с высокой точностью установить причину, по которой оно произошло. По мнению чиновников, применение такого оборудования позволит в разы снизить количество аварий на российских дорогах и повысить уровень дисциплинированности водителей.

Долгий ящик для «черных ящиков»

Впервые идея обязательного введения «черных ящиков» в комплектацию авто появилась в 2012 году. Тогда Минтранс обратился к правительству с просьбой проработать возможность интеграции «черных ящиков» в бортовую систему машин.

Планировалось, что уже с 2015-2016 года все автомобили будут оснащены данными устройствами. Однако нынешние экономические реалии вынудили представителей власти отложить реализацию этой инициативы до 2017 года. Более того, некоторые чиновники не исключают, что если ситуация в экономике не изменится, то вопрос «черных ящиков» может быть отложен вновь.

Вместе с тем, данный проект нельзя назвать полностью «замороженным» — сегодня проводится активная работа по внедрению системы и оборудования «черных ящиков».

При этом представители Минтранса признают, что реализацию инициативы «тормозят» экономические факторы, а также отсутствие государственных стандартов, регулирующих возможности использования «черных ящиков» и право доступа к зафиксированной ими информации.

Так, эксперты подчеркивают, что прежде чем обязывать водителей устанавливать на свои авто портативные самописцы, необходимо разработать соответствующую нормативную базу. На законодательном уровне должно быть четко прописано, какие параметры может фиксировать «черный ящик», в каких случаях можно использовать информацию и кто может иметь к ней доступ.

Что в «черном ящике»

Предположительно, портативные самописцы будут устанавливаться на все новые автомобили, а владельцы уже выпущенных машин смогут переоснастить свое авто на добровольной основе. «Черный ящик» предназначен для фиксации определенного перечня параметров, среди которых: скорость движения, показатели работы мотора и коробки передач, маршрут следования авто, ускорение по 3 осям координат, углы поворота руля и т.д.

Всю основную информацию самописец сможет получать не только от бортового компьютера, но и от всех остальных датчиков авто. «Черный ящик» будет работать от электросети машины, плюс иметь собственный резервный источник питания.

Программное обеспечение устройства будет закодировано для предотвращения взлома. Право снятия показаний с самописца будут иметь специально подготовленные сотрудники правоохранительных органов.

Некоторые чиновники предлагают еще одну версию использования данных устройств. Согласно их инициативе, страховым компания будет предложена возможность самостоятельного выбора поставщика портативных самописцев и разработки системы скидок для водителей, которые согласятся на установку «черного ящика».

Таким образом, страховые компании смогут увеличить свою клиентскую базу, плюс доверие к портативным самописцам среди населения вырастет, что поможет ускорить внедрение данных устройств.

Мнение экспертов

Многие эксперты сходятся во мнении, что перенос обязательного обустройства авто «черными ящиками» на является вполне закономерным. Так, в сегодняшних условиях масштабные нововведения вряд ли возможны и все они отлаживаются до лучших времен. Кроме того, властям необходимо поработать над законодательной базой и тщательно продумать все ее детали.

Наибольшие сомнения экспертов в возможности быстрого внедрения «черных ящиков» вызывает высокая стоимость данных устройств. Добавление в комплектацию авто отечественного автопрома портативного самописца повысит цену автомобиля почти до уровня иномарок. Это может привести к заметному «проседанию» спроса на российские машины среди населения.

А учитывая, что уже сегодня на автомобильном рынке заметно ощущается сокращение продаж по причине экономического кризиса, то удорожание автомобилей может стать сильным «ударом» по отечественному автопрому.

Что касается водителей, то их мнения по поводу инициативы Минтранса несколько рознятся. С одной стороны, владельцы машин считают положительной возможность фиксировать показатели авто, которые в случае аварии помогут выявить виновника ДТП и получить страховые выплаты.

С другой стороны, водителей несколько тревожит то, что устройство, предположительно, сможет записывать разговоры в машине. Ну а главным минусом «черных ящиков» одноголосно была признана их цена.