Что такое турбины. Что такое турбина и как она работает?: МашиноМания

Статья о том, что такое турбонаддув, как он работает, его основные плюсы и минусы. В конце статьи - видео об особенностях и принципах работы турбонаддува.

Поэтому весьма неплохим решением является использование системы принудительного нагнетания воздуха в камеру сгорания. Самые последние инженерные конструкции охватывают не только улучшение принудительного нагнетания воздуха в топливную систему, но и установку такого же устройства в систему выхлопа отработанных газов.

Для чего нужен турбонаддув


Чтобы понимать важность работы турбонаддува и принцип его действия, необходимо знать, что двигатель не может потреблять топливо в чистом виде. Для вспышки бензина в герметичной емкости нужен воздух, иначе двигатель работать не будет.

То есть, в камеру сгорания должна поступать смесь, состоящая из топлива и воздуха в нужной пропорции. В цилиндре эта смесь сгорает. Появившиеся в результате сгорания газы совершают свою главную работу и затем удаляются через систему выхлопа.

Обычный турбонагнетатель дает возможность увеличить мощность двигателя путем нагнетания дополнительного давления воздуха в цилиндре. За счет этого воспламеняемость смеси многократно увеличивается, и мощность мотора, разумеется, тоже повышается.


Проще говоря, с помощью турбонаддува воздух сжимается, и в камеру сгорания он поступает в большем количестве, нежели при атмосферном давлении.

Устройство и принцип работы турбонагнетателя


Главная деталь нагнетателя, выполняющая основную функцию – это крыльчатка с лопастями. Вращаясь с огромной скоростью (200 тыс. оборотов в минуту) и действуя как компрессор, она закачивает воздух в турбинную камеру.

После этого происходит сжатие воздуха, за счет чего объем, который этот воздух занимает, уменьшается. Однако давно известно, что по законам физики во время сжатия воздух имеет свойство нагреваться. И это является главным недостатком системы турбонаддува.

Разумеется, эта проблема не могла пройти мимо внимания конструкторов. Решая эту задачу, специалисты попробовали использовать промежуточное охлаждение воздуха на пути его перехода в двигатель.

В результате появился интеркулер. В этом устройстве применяется эффект теплообменника, который имеет свойство охлаждать воздух за счет хладагента. Интеркулер способен увеличить мощность мотора до 20%, и при этом он еще снижает вероятность детонации выхлопных газов.

Особой разницы между турбонаддувом бензиновых и дизельных двигателей почти нет. Отличие лишь в степени наддува. Дизельные двигатели требуют большего давления, и поэтому они оснащены более мощными нагнетателями воздуха. В бензиновых моторах установлены нагнетатели меньшей мощности, потому что при слишком большом давлении в камере сгорания может возникнуть детонация.

Преимущества турбонаддува


«Дармовая» дополнительная мощность. Существует расхожее мнение: наличие добавочной турбины на выхлопном коллекторе мотора порождает добавочную энергию, которая должна вращать точно такую же турбину на впуске, в результате чего выхлопные газы становятся бесплатным источником энергии для нагнетателя.

Однако эта концепция весьма спорная, потому что существует так называемое сопротивление выпуска. Автомобильные конструкторы многие десятилетия добивались снижения этого сопротивления, потому что именно в этом случае повысится мощность двигателя.

Для этого в систему монтируется специальное генерирующее устройство, которое значительно снижает выходное сопротивление. Поэтому было бы неправильным считать работу турбонаддува на дармовой энергии. «Дешевая придаточная энергия» - это будет звучать более точно.

В техническом отношении этот процесс не представляет ничего сложного. Нагнетатель представляет собой устройство, состоящее из двух колес – компрессорного и турбинного. Турбинное колесо захватывает выхлопные газы, приводящие его в движение. В результате начинает вращаться и компрессорное колесо, которое и служит для сжатия воздуха.

Компрессор в обязательном порядке контактирует с системой охлаждения, потому что в процессе действия его температура поднимается довольно высоко. Сила наддува регулируется с помощью перепускного клапана. В случае необходимости он может переводить часть выхлопа мимо турбины, чтобы понизить внутрисистемное давление.

Повышение мощности двигателя без увеличения его объема и массы. Технология турбонаддува позволяет повышать мощность двигателя без увеличения объема цилиндров и их количества. В результате легкие и небольшие по размеру моторы приобретают отличные характеристики, и, кроме этого, сокращается общая масса автомобиля, уменьшаются тормозной путь и время разгона.

Экономичность. Расход топлива у двигателей, оснащенных системой турбонаддува, в разы меньше, нежели расход топлива у мотора такой же мощности с простым атмосферным нагнетанием воздуха. Это объясняется тем, что в цилиндрах с турбонаддувом на один ход поршня тратится намного меньше топлива за счет полного его сгорания. То есть, бедная смесь компенсируется дополнительным напором воздуха, и в результате мощность увеличивается.

Недостатки


Зависимость от оборотов. «Турбояма». Проблема заключается в следующем: нет активного ускорения при разгоне на малых оборотах. Динамика разгона слабая, уступающая даже машинам с атмосферным нагнетанием. А все дело в том, что при малых оборотах энергия выхлопных газов слабая, и, соответственно, турбина нагнетателя тоже вращается слабо, создавая минимальное давление смеси в камере сгорания. То есть, нужный эффект от турбонаддува возникает только при высоких оборотах двигателя.

Кроме этого, есть еще одна проблема: медленность процесса нагнетания воздуха. Действительно, для того, чтобы создать нужное давление на впуске, необходимо некоторое время. Специалисты проводят инженерные исследования в этой области, и уже в какой-то степени удалось уменьшить этот интервал в динамике работы нагнетателя.

Помимо этого, наличие вариатора или автоматической трансмиссии дает возможность машине во время разгона автоматически переключаться на пониженную передачу. За счет этого вредные последствия от инертности нагнетателя ликвидируются.

Сегодня имеются следующие способы решения проблемы инертности турбонаддува:

  • битурбонаддув (двойной наддув);
  • турбина с адаптивной геометрией;
  • комбинированный наддув.
При двойном турбонаддуве применяются две небольшие турбины, которые в совокупности работают намного быстрее, чем одна с номинальным размером. Число цилиндров распределяется между этими турбинами поровну. Аналогом такой системы может быть применение нескольких компрессоров, которые приходят в движение на разных оборотах мотора, каждый в своем режиме.

Турбина с адаптивной геометрией способна изменять размер впускного канала и тем самым регулировать силу потока выхлопных газов, что также повышает эффективность работы системы.

Комбинированный наддув состоит из турбокомпрессора и механического нагнетателя. Нагнетатель создает нужное давление на малых оборотах, но как только обороты возрастают до определенной величины, в работу включается турброкомпрессор.

Высокая температура. Как уже было сказано, сжатие воздуха влечет за собой его нагрев, что отражается на работе мотора не самым лучшим образом. Поэтому зачастую приходится подключать дополнительное охлаждение, и на это уходит часть энергии.

Однако несмотря на перечисленные недостатки, турбонаддув – это отличное средство для повышения мощности и эффективности ДВС, а также его экономичности. Кроме того, многолетний опыт специалистов показывает, что варианты усовершенствования этой системы еще не исчерпаны.

Турбина (турбокомпрессор) стала определяющим агрегатом в деле увеличения мощности моторов.

Что такое турбина и для чего она нужна?

Турбина — устройство в автомобиле, которое направлено на увеличение давления во впускном коллекторе автомобиля для того, чтобы обеспечить большее поступление воздуха, а значит и кислорода, в камеру сгорания.
Главное назначение турбины – с ее помощью можно значительно увеличить мощность автомобиля. При увеличении давления во впускном коллекторе на 1 атмосферу в камеру сгорания попадет в два раза больше кислорода, а значит от небольшого турбового двигателя можно ожидать мощности как от атмосферника с объемом в два раза больше — грубая теоретическая арифметика не лишенная смысла…

Принцип работы турбокомпрессора

Принцип работы турбины несложен: горячие выхлопные газы через выпускной коллектор поступают в горячую часть турбины, проходят через крыльчатку горячей части приводя ее и вал на который она крепится в движение. На этом же вале закреплена крыльчатка самого компрессора в холодной части турбины, эта крыльчатка при вращении создает давление во впускном тракте и впускном коллекторе, что обеспечивает большее поступление воздуха в камеру сгорания.

Турбина состоит из двух улиток — улитки компрессора, через которую всасывается воздух и нагнетается во впускной коллектор, и улитки горячей части, через которую проходят выхлопные газы вращая колесо турбины и выходят в выхлопной тракт. Из крыльчатки компрессора и крыльчатки горячей части. Из шарикоподшипникового картриджа. Из корпуса, который соединяет обе улитки, держит подшипники, так же в корпусе находится охлаждающий контур.

В процессе работы турбина подвергается очень большим термодинамическим нагрузкам. В горячую часть турбины попадают выхлопные газы очень большой температуры 800-9000 °С, поэтому корпус турбины изготавливают из чугуна особого состава и особого способа отливки.

Частота вращения вала турбины достигает 200 000 об/мин и более, поэтому изготовление деталей требует большой точности, подгонки и балансировки. Помимо этого в турбине высокие требования к используемым смазочным материалам. В некоторых турбинах служит так е системой охлаждения подшипниковой части турбины.

Система охлаждения турбин

Система охлаждения турбин двигателя служит для улучшения теплоотдачи частей и механизмов турбокомпрессора.
Существует два самых распространенных способа охлаждения деталей турбокомпрессора — охлаждение маслом, которое используется для смазки подшипников и комплексное охлаждение маслом и антифризом из общей системы охлаждения автомобилем.

Оба способа имеют ряд преимуществ и недостатков.
Охлаждение маслом.
Преимущества:

  • Более простая конструкция
  • Меньшая стоимость изготовления самой турбины

Недостатки:

  • Меньшая эффективность охлаждения по сравнению с комплексной системой
  • Более требовательна к качеству масла и к его более частой смене
  • Более требовательна к контролю за температурным режимом масла

Изначально, большинство серийных двигателей с турбонаддувом оснащались тубинами с масляным охлаждением. При прохождении через шарикоподшипниковую часть масло сильно нагревалось. Тогда, когда температура выходила за пределы нормального рабочего температурного диапазона, масло начинало закипать, коксоваться забивая каналы и ограничивая доступ смазки и охлаждения к подшипникам. Это приводило к быстрому износу, заклиниванию и дорогостоящему ремонту. Причин у неполадки могло быть несколько — некачественной масло или не рекомендованное для данного типа двигателей, превышение рекомендованы сроков замены масла, неисправности в системе смазки двигателя и пр.

Комплексное охлаждение маслом и антифризом
Преимущества:

  • Большая эффективность охлаждения

Недостатки:

  • Более сложная конструкция самого турбокомпрессора, как следствие большая стоимость

При охлаждении турбины маслом и антифризом повышается эффективность и такие проблемы, как закипание и коксование масла, практически не встречаются. Но данная систем охлаждения имеет более сложную конструкцию т.к. имеет раздельные масляный контур и контур охлаждающей жидкости. Масло как и прежде служит для смазки подшипников и для охлаждения, а , который используется из общей системы охлаждения двигателя, не дает перегреться и закипеть маслу. Как следствие увеличивается стоимость самой конструкции.

При работе турбины воздух под действием компрессора сжимается и, как следствие, очень сильно греется, что приводит к нежелательным последствиям т.к. чем выше температура воздуха, тем меньшее количество кислорода в нем содержится — тем меньше эффективность наддува. С этим явлением призван бороться — промежуточный охладитель воздуха.

Нагрев воздуха не единственная проблема, с которой пытаются справиться конструкторы при проектировании турбодвигателя. Насущной проблемой является инерционность турбины (лаг турбины, турбояма) — задержка в реакции мотора на открытие дроссельной заслонки. Турбина выходит на пик своих возможностей при определенных оборотах двигателя, отсюда и появилось мнение, что турбина включается при определенных оборотах. Турбина в большинстве случаев, работает всегда, а значение оборотов при которых ее эффективность максимальная у каждого двигателя и у каждой турбины разные. В погоне за решением этой проблемы появились системы их двух турбин (твин-турбо , twin-turbo , би-турбо , biturbo ), твин-скрол (twin-scroll ) турбины, турбины с изменяемой геометрией сопла и изменяемым углом наклона крыльчатки (VGT ), изменяются материалы частей чтобы повысить прочность и увеличить вес (керамические лопатки крыльчатки) и пр.

Twin-turbo (твин-турбо) — система при которой используются две одинаковые турбины. Задача данной системы повысить объем или давление поступающего воздуха. Используется когда необходима максимальная мощность на высоких оборотах, например в драг-рейсинге. Такая система реализована на легендарном японском автомобиле Nissan Skyline Gt-R с двигателем rb26-dett.

Такая же система, но с маленькими одинаковыми турбинами позволяет добиться прироста мощности при небольших оборотах и держать наддув постоянным до красной зоны.

Biturbo (би-турбо) — систем а с двумя разными турбинами, которые соединены последовательно. Система устроена таким образом, что при низких оборотах работает маленькая турбина, обеспечивая хороший отклик на малых оборотах, при определенных условиях «включается» большая турбина и обеспечивает наддув при высоких оборотах. Это позволяет автомобилю уменьшить лаг двигателя и получить хороший прирост производительности во всем диапазоне работы двигателя.

Такая систем турбонаддува используется в автомобилях BMW biturbo.

Турбина с изменяемой геометрией (VGT ) — система при которой лопатки крыльчатки в горячей части могут изменять угол наклона к потоку выхлопных газов.

При малых оборотах двигателя пропускное сечение прохода выхлопных газов становится более узкое и «выхлоп» проходит с большей скоростью и большей отдачей энергии. Когда обороты двигателя увеличиваются проходное сечение становится шире и и уменьшается сопротивление движению выхлопных газов, но при этом достаточно энергии для создания необходимого давления компрессором. Чаще систему VGT используют на дизельных двигателях т.к. там меньше тепловые нагрузки, меньшая скорость вращения ротора турбины.

Twin-scroll (двойная улитка) — система состоит из двойного контура движения выхлопных газов энергия которых вращает один ротор с крыльчаткой и компрессором. При этом существует два типа реализации когда выхлопные газы идут по обоим контурам сразу, при этом система работает как twin-turbo в одном корпусе — выхлопные газы делятся на два потока каждый из которых идут в свой контур горячей части раскручивая ротор турбины. Второй тип реализации работает на подобии системы biturbo горячая часть имеет два контура с разной геометрией, при низких оборотах выхлопные газы направляются по меньшему контуру, который увеличивает скорость и энергию прохождения за счет небольшого диаметра, при повышении оборотов двигателя выхлопные газы двигаются по контуру диаметр которого больше — тем самым сохраняется рабочее давление в системе впуска и не создается запора на пути выхлопных газов. Это все регулируется клапанами, которые переключают поток из одного контура в другой.

Кто-то ценит в автомобилях комфорт, другие выбирают себе транспортное средство в зависимости от престижности, третье отдают предпочтение сверхсовременной электронике. Предпочтений множество. Но всех водителей объединяет желание иметь быстрый и мощный автомобиль.

Внимание! Турбонаддув позволяет добиться роста мощности автомобиля.

Вам, наверное, не раз приходилось замечать на машине надпись turbo. Обычно подобные шильды крепятся на багажнике неподалёку от названия вместе с объёмом двигателя. Но что означает для автомобиля система турбонаддува, знают немногие.

Зачем нужен турбонаддув

Чтобы узнать, что такое турбонаддув в общих чертах, необходимо понять мотивацию автомобилестроителей. Каждый автомобильный концерн желает, чтобы его машины имели высокую скорость и хорошие динамические показатели. Именно поэтому инженеры идут на самые разнообразные шаги, чтобы усовершенствовать свои концепты. Турбонаддув — это один из наиболее эффективных и простых шагов повышения мощности.

Вспомните хотя бы эволюцию автомобильного двигателя. Сначала серийные автомобили не разгонялись быстрее 50 миль в час, но прошло не более 20 лет, как этот показатель пересёк отметку в 100. Если же говорить про количество лошадиных сил и объёмы двигателей, то они росли просто с ошеломляющей скоростью.

Внимание! Установка в своё время на автомобили турбонаддува значительно помогла в борьбе за мощность.

Чтобы не быть голословными, сравним Ford Model T (это первый серийный автомобиль) и Ferrari 458 Speciale. Первый имел 20 лошадиных сил, а вторая больше 600. Прогресс за сто лет более чем впечатляющий. Естественно, важную в нём роль сыграла установка на машины турбонаддува.

Желая ещё больше увеличить динамические показатели мотора, автомобильные производители прибегали к самым разным хитростям. Одной из самых интересных технических новинок является система турбонаддува.

Принцип работы

Автомобильный двигатель работает за счёт сгорания топлива. Чем больше его сжигается, те выше прирост мощности. Это простая, но действенная закономерность, которой воспользовались инженеры, создавая систему турбонаддува.

Но не всё так просто как может показаться, на первый взгляд. Чтобы топливо горело, необходим кислород. Поэтому в цилиндры попадает не топливо в чистом виде, а его смесь с воздухом.

Важно! Топливо и воздух должны быть перемешаны в правильной пропорции, иначе ничего работать не будет. Турбонаддув позволяет не только подавать правильное количество воздуха, но и делать это максимально эффективно.

Если в качестве примера взять бензиновый двигатель, то на одну часть топлива припадает 14—15 частей бензина. Это довольно грубый подсчёт, так как во внимание необходимо брать состав топлива, а также характеристики всей системы.

Простой двигатель работает по следующему принципу: он засасывает воздух в цилиндры благодаря разности давлений. Как результат, чем больше объём цилиндра, тем больше количество кислорода. Естественно, это напрямую влияет на размеры двигателя: система турбонаддува помогает значительно уменьшить габариты конструкции.

Внимание! Турбонаддув позволяет загнать в цилиндры намного больше воздуха, без увеличения размеров последних.

История создания турбонаддува и его прототипов

Придумал систему турбонаддува Вильгельм Даймлер. Этот немецкий учёный изобрёл двигатель. Через несколько лет экспериментов он начал использовать для закачки воздуха в нагнетатель.

Нагнетатель и был прототипом современного турбонаддува. Он состоял из вентилятора, последний вращался за счёт работы двигателя. В результате эффективность всей системы повышалась в несколько раз.

Но это было только началом истории турбонаддува. Альфред Бюхи пошёл куда дальше. В 1905 он запатентовал аппарат, использующий для своей работы энергию выхлопных газов. Именно так была создана первая в мире система турбонаддува.

Всё что нужно знать о турбонаддуве

Использование системы турбонаддува на бензиновых и дизельных двигателях

Система турбонаддува применяется как на дизельных, так и на бензиновых двигателях. Но не всё так просто уровень эффективности кардинально отличается. Использование данного устройства на дизеле позволяет добиться качественно других результатов.

Внимание! Всё дело в повышенной степени сжатия. Также дизельные двигатели с системой турбонаддува имеют меньшую частоту вращения вала.

Нужно заметить, что использование системы турбонаддува на бензиновых двигателях имеет определённые ограничения. Во-первых, существует риск детонации из-за слишком высоких оборотов двигателя. Во-вторых, на устройствах, работающих за счёт бензина, слишком высокая температура выхлопных газов.

Если проводить сравнение, то температура выхлопных газов в двигателе, работающем на дизеле, составляет около 600 градусов по Цельсию. Аналогичный показатель в бензиновых агрегатах достигает отметки в 1000, что крайне негативно сказывается на системе турбонаддува.

Устройство

Устройство системы турбонаддува не представляет особой сложности. По внешнему виду конструкция напоминает две улитки, соединённые между собой шлангом. Аппарат состоит из таких элементов, как:

  • интеркуллер,
  • турбокомпрессор,
  • воздухозаборник,
  • воздушный фильтр,
  • дроссельная заслонка,
  • напорные шланги,
  • впускной коллектор,
  • соединительные патрубки.

Некоторые производители добавляют в свои устройства впускные заслонки. Если же говорить об общей схеме, то они все практически идентичны, за исключением некоторых элементов.

Главным элементом конструкции считается турбокомпрессор. Именно он обеспечивает нагнетание воздуха. Узел состоит из таких деталей:

  • корпус,
  • турбинный корпус,
  • турбинное колесо,
  • подшипники,
  • компрессорное колесо,
  • уплотнительные кольца.

Турбинное колесо находится в специальном корпусе, который является устойчивым к повышенным температурам. Данная деталь отвечает за превращение энергии отработанных газов. Именно благодаря ей вращается компрессорное колесо.

В результате работы колеса воздух попадает внутрь, где происходит процесс сжимания. Лишь после этого полученная смесь направляется в цилиндры. Колёса крепятся к валу ротора. Нормальное вращение возможно благодаря подшипникам.

Интеркуллер — это простой радиатор. Он отвечает за охлаждение аппарата. Обычно в конструкции допускается использование интеркуллеров двух типов: жидкостный и воздушный. Первый считается более эффективным.

Важно! Интеркуллер охлаждает воздух. В результате увеличивается его плотность.

Системой управляет регулятор. По сути — это припускной клапан. Он ограничивает энергию газов. В результате та часть, которая может навредить системе, перенаправляется мимо турбинного колеса.

Регулятор позволяет достичь оптимальной величины давления наддува. Привод может быть двух видов: пневматический или электрический. Чтобы он сработал, вначале должна поступить информация с датчика.

Плюсы и минусы системы турбонаддува

Любая технология имеет как свои достоинства, так и недостатки. Турбонаддув не стал тому исключением. К основным плюсам устройства можно причислить:

  • повышение КПД двигателя,
  • рост экономичности всей системы,
  • экологичность.

Главное достоинство аппарата в том, что он работает за счёт отработанных газов. Это позволяет сэкономить ресурс мотора для обеспечения большей мощности.

Рассматривая плюсы системы турбонаддува, не помешает рассмотреть их в сравнении с «атмосферником», выполняющим те же функции. На первый взгляд, «амтосферник» является куда более экономичным решением. С ним двигатель сжигает меньше топлива, но при этом мощность всей системы падает.

Важно! Система турбонаддува обеспечивает практически полное сгорание горючего. За счёт этого, мощность машин, оснащённых подобными устройствами гораздо выше.

Ещё одним немаловажным достоинством турбонаддува является то, что подобная система позволяет добиться более низкой температуры в камере сгорания топливно-воздушной смеси. Из-за этого уменьшается образование оксида азота.

А теперь к минусам. Подобное устройство является весьма хрупким и требует к себе особенного отношения. К примеру, если вы только что использовали возможности двигателя по максимуму, не стоит его сразу глушить. Дайте мотору немного поработать на холостых оборотах. В противном случае возможен перегрев всей системы.

Важно! Выйти из этой ситуации помогает турботаймер, который не заглушит двигатель до достижения нормальной температуры.

Ещё одним весомым недостатком данной системы нагнетания воздуха является наличие так называемых турбоям. Когда вы нажимаете на педаль газа — машина откликается не сразу.

Устройство может эффективно работать только тогда, когда коленвал вращается в определённом диапазоне. Достойно справиться с этой проблемой помогает двойной турбонаддув. Такой аппарат имеет две турбины. Крыльчатки у них разного размера, каждая способна эффективно работать в своём диапазоне.

Итоги

Турбонаддув — это, безусловно, важная деталь, позволяющая значительно увеличить мощность мотора. Но из-за определённых особенностей её не особо выгодно устанавливать в бензиновых двигателях. Дело в том, что лишком большая температура сгорания топливно-воздушной смеси в камере, крайне негативно сказывается на устройстве.

Турбонаддув представляет собой разновидность наддува, позволяющий подавать воздух в цилиндры ДВС под высоким давлением, которое обеспечивается высвобождаемой от сгорания топлива энергией выхлопных газов.

За счет турбонаддува повышается рабочая мощность двигателя, при этом не увеличивается внутренние объемы цилиндров двигателя и количество оборотов, совершаемых коленвалом. Кроме всего прочего турбонаддув позволяет снизить прожорливость двигателя, а также уменьшить токсичность газов благодаря более эффективному сгоранию топливовоздушной смеси.

Турбонаддув довольно широко используется на ДВС, работающих как на бензине так и на дизтопливе. При этом использование системы турбонаддува на дизелях считается более выгодным благодаря высокому показателю сжатия ДВС и малой частоте оборотов коленвала.

В бензиновых двигателях высока вероятность возникновения детонирующего эффекта вследствие значительного увеличения количества оборотов двигателя и высокого температурного режима газов при сгорании топлива (до 1000 °C, у дизеля лишь 600 °C).

Устройство системы турбонаддува

Система турбонаддува состоит из следующих элементов:

  • воздушный заборник и фильтр;
  • дроссельная заслонка;
  • турбинный компрессор;
  • интеркулер;
  • коллектор впускной;
  • соединительные патрубки;
  • напорные шланги

Турбинный компрессор (нагнетатель)

Основной элемент устройства турбонаддува, который предназначен для увеличения рабочего давления воздушной массы в системе впуска. Турбокомпрессор состоит из турбинного и компрессорного колес, которые установлены на роторном валу. Все элементы турбокомпрессора находятся в специальных защитных корпусах.

Турбинное колесо используется для переработки энергии, выделяемой отработанными газами. Колесо и его корпус изготавливаются из высокопрочных и жароустойчивых материалов - стальных и керамических сплавов.

Компрессорное кольцо применяется для всасывания воздушной массы, с дальнейшим ее сжатием и нагнетанием в цилиндры ДВС .

Кольца турбокомпрессора установлены на роторном валу, который совершает вращательные движения в плавающих подшипниках. Для более эффективной работы подшипники постоянно смазываются маслом, которое поступает по канальцам, расположенным в подшипниковом корпусе.

Интеркулер

Интеркулер - воздушный или жидкостной радиатор, который применяется для своевременного охлаждения предварительно сжатого воздуха, вследствие чего происходит увеличивается давление и плотность воздушного потока.

Регулятор давления наддува

Ключевым элементом управления турбонаддувом является регулятор давления наддува, который по сути своей является перепускным клапаном. Основным назначением клапана является сдерживание и перенаправление части вырабатываемых газов в обход турбинного колеса для снижения давления наддува.

Перепускной клапан может быть оснащен приводом электрического или пневматического типа. Активация клапана происходит вследствие приема сигналов от датчика давления.

Предохранительный клапан

Клапан предохранительный используется для предотвращения скачков давления воздушной массы, которое часто возникает при быстром закрытии дроссельной заслонки. Избыточное давление либо стравливается в атмосферу, либо переподается на вход компрессора.

Принцип действия турбонаддува

Система турбонаддува использует энергию газов, которые образуются при сгорании топлива. Газы обеспечивают вращательные движения колеса турбинного типа, которое в свою очередь запускает компрессорное колесо, отвечающее за сжатие и нагнетание воздушной массы в систему. Далее происходит охлаждение воздуха при помощи интеркулера и подача его в цилиндры.

Очевидно, что хотя турбонаддув механически никак не связан с коленвалом двигателя, однако его работа и ее эффективность находится в прямой зависимости от скорости вращения коленчатого вала . Чем выше обороты двигателя, тем эффективнее работает турбонаддув.

Несмотря на свою практичность и эффективность, система турбонаддува имеет некоторые недостатки. Ключевым из них является появление турбоям - задержка в увеличении мощности ДВС.

Подобное явление проявляется вследствие инерционности системы - задержки в увеличении давления наддува при достаточно резком нажатии на газ, что может привести к разрыву между требуемой мощностью двигателя и производительностью турбины.

Для устранения эффекта турбоямы используются три основных метода:

  • Использование системы с двумя (и более) турбокомпрессорами. Турбины могут устанавливаться параллельно - это допускается на двигателях V-образного типа. При этом каждая турбина устанавливается на свой ряд цилиндров. Идея данного метода в том, что две турбины меньшего размера обладают более низкой инерционностью, чем одна большая турбина. Турбины так же могут устанавливаться и последовательно, причем их может быть от двух до четырех (Bugatti). Увеличение производительности и максимальная эффективность турбонаддува в этом случае достигаются за счет того, что при разных оборотах двигателя используется свой турбокомпрессор.
  • Использование турбины с изменяемой геометрией . Подобный метод обеспечивает более рациональное использование энергии отработанных газов за счет изменения площади сечения входного канала турбины. Данный метод весьма часто используется на дизельных двигателях, например всем известная система TDI от Volkswagen.
  • Использование комбинированного типа турбонаддува . Данный метод позволяет применять симбиоз двух систем - механического и турбинного наддува. Механический наддув эффективен на малых оборотах коленвала, при которых сжатие воздуха обеспечивается нагнетателем механического типа. Турбонаддув применяется при высоких оборотах коленвала, где функцию нагнетания воздуха берет на себя турбинный компрессор. Наиболее распространенной системой комбинированного наддува является наддув двигателя TSI от Volkswagen.

Настоящий любитель скоростной езды не побрезгует установкой на автомобиль турбокомпрессора, основным предназначением которого является увеличение мощности работы мотора. Наверное, каждый хотел бы хотя бы глубоко в душе произвести тюнинг с тем, чтобы получить в конечном итоге прибавку к мощности. В современных реалиях установить турбокомпрессор и получать адреналин от скоростной езды, достаточно легко и просто.

Сегодня на рынке можно найти много самых разных узлов, элементов и агрегатов, которые в той или иной мере смогут приблизить Вас к ожидаемому результату. Есть масса разных способов, благодаря выполнению которых можно получить серьезную прибавку мощности к Вашему двигателю. Выделим несколько из них:

  • Электронный чип-тюнинг. За счет оптимизации работы датчиков и электронного бортового устройства позволит либо сделать Ваш автомобиль более мощным и скоростным, либо спокойнее и экономным
  • Установка на мотор и другие системы автомобиля специальных доработанных деталей и элементов
  • Расточка блока цилиндров с соответствующей заменой поршней.

Наиболее оптимальным вариантом будет установка турбины или турбокомпрессора. Не все правильно понимают, что это такое и какой будет эффект.

Так называемая турбина – это небольшой и мощный автомобильный компрессор, механическое устройство, которое сможет увеличить мощность работы мотора за счет искусственного нагнетания воздуха в рабочий объем цилиндра, образование его большего объема. Принцип действия турбокомпрессора достаточно простой и понятный. Тут имеется крыльчатка выпускного коллектора, которая соединена жесткой связкой с крыльчаткой впускного коллектора. В тот момент, когда из мотора выходят отработанные газы, происходит раскручивание крыльчатки выпускного коллектора, та, в свою очередь, вращает крыльчатку на впускном коллекторе. Результатом этого процесса будет наличие поступления большего объема воздуха и топлива в цилиндры. А это, незамедлительно, приведет к большему сгорания топлива, чем продуктивнее будет этот процесс, тем большей мощности получит мотор.

Итак, необходимость и принцип действия турбокомпрессора, увеличивающего нагнетание воздуха в цилиндры и мощь мотора уже понятны. Нельзя не заметить, что крыльчатка компрессора может достигать значение оборотов до 200 тысяч, а это влияет на большую инерционность и появление эффекта турбо – ямы. Внешне оно будет ощущаться во время резкого нажатия на педаль газа, тогда как набор оборотов двигателя начнется с некоторой задержкой. Нужно около 2-3 секунд для того, чтобы крыльчатка набрала обороты, а, следовательно, чтобы и воздух нагнетался в цилиндры. Процесс довольно не приятный и не нужный. Данная проблема лечится очень просто, для чего устанавливаются дополнительно два отдельных перепускных клапана. Один из них призван регулировать выход отработанных газов, второй – оптимизировать поступление воздуха к цилиндрам из впускного коллектора. С такими клапанами во время отпускания педали газа обороты будут уменьшаться достаточно медленно, а при резком нажатии мотор получит прибавку воздуха в нужном объеме.

Говоря о возможности установки турбокомпрессора не редко можно услышать следующие термины: твинтурбо и битурбо. Как можно догадаться из названия «битурбо» - это два компрессора, которые устанавливаются один параллельно другому, собственно эффективность работы от турбины увеличивается вдвое. В понятие «твинтурбо» вкладывается наличие трех турбокомпрессоров. Чаще всего такие турбины устанавливают либо на истинно спортивные автомобили, болиды, либо на машины, которые имеют спортивный заряд и соответствующий «характер».

Настоящие любители тюнинга наверняка знают, что такое «интеркулер». Его зачастую устанавливают вместе с компрессором. Основная задача состоит в том, чтобы охлаждать поступающий в коллектор воздух до минимально возможного значения. В своем роде это небольшой миниатюрный дополнительный радиатор под капотом.

Один из самых известных и распространенных вариантов турбокомпрессора сегодня получил название GARRETT gt17, однако есть и масса других, каждый из которых по-своему привлекателен и может обеспечить значительное увеличение технических характеристик мотора.