Каким током надо заряжать автомобильный аккумулятор. Напряжение зарядки аккумулятора автомобиля

Свинцовые кислотные аккумуляторы доминируют в автомобильном транспорте в качестве бортового источника электроэнергии, в системах аварийного, резервного бесперебойного питания. Для поддержания длительного срока службы необходимо понимать, как правильно заряжать аккумулятор. От условий хранения и заряда зависит срок жизни батареи, который может достигать 5-8 лет.

Особенности хранения

Свинцовые батареи следует хранить в холодных помещениях в заряженном состоянии. Температуры выше 30º и низкий уровень заряда приводят к быстрой деградации с потерей работоспособности. При длительном хранении происходит постепенное снижение уровня заряда. При комнатной температуре заряжать потребуется с периодичностью раз в 8 месяцев, при -20º - раз в год.

Немного теории

Аккумуляторные батареи состоят из последовательно соединённых элементов напряжением ~2В. Таким образом, 6, 12 или 24В получаются последовательным соединением 3, 6 или 12 ячеек соответственно.

Нормальный уровень напряжения элемента 2.1 -2.17В. Напряжение ниже 1.8В говорит о полном разряде и является критическим.

Основным параметром является ёмкость, обозначаемая латинской буквой С. Характеризует количество накапливаемой энергии в Ампер-часах. Ёмкость С = 50 А/ч — это способность отдавать ток равный 1/20С = 2,5А в течение 20 часов.

Ещё один важный параметр — внутреннее сопротивление Rвн. Оно характеризует способность батарей принимать и отдавать ток. Когда состояние аккумулятора ухудшается, например, вследствие сульфатации пластин, внутренне сопротивление растёт. При очень высоких значениях Rвн батарея перестаёт принимать и отдавать в нагрузку ток, приходит в негодность.

Основными достоинствами, определяющими широкое применение АКБ, являются:

  • способность работать при температуре ниже -30 градусов;
  • способность отдавать большие, свыше 10С токи;
  • низкий саморазряд;
  • простота обслуживания;
  • относительно низкая стоимость;
  • отсутствие необходимости применения сложных зарядных устройств.

Способность работать при низких температурах, отдавать большие токи являются уникальными свойствами свинцово-кислотных батарей.

Как правильно заряжать аккумулятор

Не следует заряжать аккумулятор на морозе. Вследствие повышения внутреннего сопротивления при низкой температуре, придётся повысить напряжение, при этом возникает риск перезаряда. Лучше всего делать это при комнатной температуре, в номинальных режимах. При наличии заливных пробок, их следует отвернуть, но не вынимать. Параллельно стоит проверив уровень электролита. При низком уровне, долить дистиллированной воды.

Режим заряда

Соблюдение режимов возлагается либо на зарядное устройство, либо на человека.

Диаграмма выше характеризует режим заряда. В начале заряда внутреннее сопротивление Rвн аккумулятора низкое. Важно ограничить ток на безопасном уровне, чтобы не допустить сверхтоков, способных вызвать коробление пластин - горизонтальный участок зелёной кривой. Напряжение заряда тоже постепенно растёт, и ограничивается на уровне номинального, чтобы не допустить перезаряда. С ростом уровня заряда увеличивается Rвн, I заряда начинает падать (зелёный график) а напряжение остаётся на номинальном уровне (красный график). Для автоматических зарядных устройств сигналом окончания заряда является достижение минимального тока заряда, после чего зарядное устройство отключается или переходит в режим буферной поддержки. Ещё одним визуальным сигналом завершения процесса станет обильное выделение газов «кипение» электролита.

Напряжение и ток

Напряжение заряда должно быть ограничено на уровне 2,4В на элемент. Для 12В батарей номинальным напряжением заряда является ~14-14,4 В и ток, равный 0,1С. при температуре 20ºС. Для 50А\ч емкости 0.1*50 = 5А.

Однако, бывают случаи, когда нет времени соблюдать правила, а нужно быстро завести автомобиль. В таких случаях напряжения с токами можно повысить, если позволяет мощность зарядного устройства. Подобный форсаж не принесёт ничего хорошего, но как вынужденная разовая мера не нанесёт существенного вреда.

Типы зарядных устройств

По типу преобразования напряжения делятся на трансформаторные и импульсные (инверторные).

Трансформаторные обладают большей массой, просты и надёжны. Из-за сложностей управления выходным напряжением и током трансформатора, редко встречаются автоматические модели, в лучшем случае они оснащены вольтметром, амперметром с простейшим регулятором напряжения. Контроль параметров и времени осуществляется вручную.

Импульсные ЗУ гораздо более компактные и мощные, как правило поддерживают полностью автоматический режим, умеют контролировать токи, напряжения, отслеживают окончание процесса.

Какое ЗУ выбрать

Недозаряд и перезаряд одинаково вредны и сокращают срок службы АКБ. Оптимальным выбором будет полностью автоматическое ЗУ. Такое ЗУ избавит вас от необходимости вручную контролировать параметры заряда, отслеживать время, контролировать окончание процесса. Импульсные устройства обладают более высоким КПД и сниженным расходом электроэнергии, в том числе за счёт отключения при окончании работы.

Кроме того, продвинутые ЗУ позволяют обеспечивать такой полезный режим как цикл заряд-разряд, способствующий десульфатации и восстановлению ёмкости батареи.

Заряжаем правильно – экономим деньги. Знание правил, режимов зарядки и хранения, вместе с выбором правильного зарядного устройства позволят продлить срок службы аккумулятора.

Хитрости зарядки аккумулятора: видео

Перед тем как разобраться каким током лучше заряжать автомобильные аккумуляторы , давайте ответим на простые вопросы - для чего они нужны и как они заряжаются?

Для чего нужен аккумулятор?

Аккумуляторная батарея (автомобильный аккумулятор) в любом транспортном средстве при работающем двигателе заряжается от генератора. Сам же аккумулятор накапливает электроэнергию для питания всех электросистем транспортного средства.

Самый большой миф – чем больше двигатель работает, тем больше заряжает аккумуляторную батарею. Аккумуляторная батарея позволяет запустить двигатель, без использования физической силы, проворачивая коленчатый вал и давая первые искры на свечах в камерах сгорания.

При дальнейшей работе двигателя аккумуляторная батарея выступает в виде стабилизатора от перепада напряжения поступающего от генератора. Потому как в зависимости от оборотов двигателя напряжение варьируется от 11,2В до 13,7В .

Генератор не может в полном объем зарядить АКБ , поэтому необходимо постоянно (во время прохождения технического контроля, плановых ТО) проверять номинальное напряжение аккумулятора. Это позволит на современных кислотных герметичных аккумуляторах без проблемно использовать в течении 3-5 лет .

Обслуживать современные (кислотные) аккумуляторные батареи на предмет доливки электролита и т.д. не требуется ввиду их герметичности. Требуется только очистка внешних контактов от грязи, во избежание появления окисей.

Как заряжать автомобильный аккумулятор

Во многих источниках сказано, что заряжать аккумуляторную батарею в автомобиле необходимо силой тока, не хватающей ему емкости до полного заряда АКБ. Таким образом, если АКБ имеет емкость Х А/ч и уровень заряженности соответствует половине, то в первые моменты заряда необходимо устанавливать ток в половину от емкости АКБ (Х/2) и постепенно его снижать, до абсолютного 0, до полного заряда аккумуляторной батареи .

Хотя некоторые позволяют выполнять зарядку в так называемом полуавтоматическом режиме. В большей степени, автомобильная аккумуляторная батарея разряжена на половину (что позволяет выполнить ее основное свойство – запуск двигателя), поэтому зная ее емкость, можно с легкостью произвести расчёт времени заряда.

Например, для аккумулятора емкостью 180 А/ч , для полного его заряда достаточно поднять зарядный ток до 100 А/ч. Для этого на зарядном устройстве выставляем ток заряда 10А, и спустя 10 часов автомобильный аккумулятор будет достаточно заряжен для своего использования.

Плановое обслуживание и правильная эксплуатация АКБ в автомобиле продлевает срок службы и обеспечивает гарантированный пуск двигателя при любых температурных колебаниях, даже в арктических температурах до -60.

Компания 4АКБ-ЮГ производит интеллектуальные зарядные устройства собственной разработки, под торговой маркой Зевс. Заряд аккумуляторов нашими устройствами происходит импульсным методом, который исключает кипение и обеспечивает качественную зарядку. Наши зарядные устройства выпускаются с предустановленной программой автоматизированного алгоритма заряда.

Средняя продолжительность жизни современного аккумулятора составляет, при правильной эксплуатации от 3 до 5 лет . Современные зарядные устройства, могут продлить жизнь АКБ до 7 лет . Что дает возможность существенно сократить бюджет в больших транспортных компаниях и авто транспортных мастерских.

В зимний период времени особенно актуальны темы связанные с аккумуляторами автомобиля, ведь холодный пуск может его быстро разрядить. Многие меняют старые батареи (), покупают новые (главное ) – однако большинство старается их подзарядить и использовать дальше. Благо современные батареи ходят достаточно долго (порядка 4 – 5 лет), но этот срок может быть намного уменьшен! Если вы неправильно подадите ток и рассчитаете неправильное время заряда, то аккумулятор может быстро выйти из строя. Поэтому сегодня подробная информация — сколько по времени нужно проводить зарядку вашего АКБ …


Сразу хочется оговориться — специальным зарядным устройством, при примерной температуре в 25 градусов Цельсия, это важно, ведь если температура превышает 35 градусов, то процесс лучше не начинать (здесь зависимость температуры электролита и окружающего воздуха)! Все дело в том, что электролит имеет различную плотность при различной температуре (кстати, можете посмотреть — ). Однако я предлагаю вспомнить принципы заряда и разряда.

Принцип работы аккумулятора

Для того чтобы его заряжать нужно понимать как он работает — нет я сейчас не буду разлагать его на различные составляющие, все и так знают что внутри свинцовые пластины в . Нам нужно понять — что такое, например — 55 Ампер*час и 12 Вольт.


  • Ампер и часы – измеряется в Ампер/часах. То есть если ваш АКБ (аккумуляторная батарея) 60 А*ч – то он может отдавать 60 Ампер в течение одного часа. Соответственно если нагрузка падает, например до 30А, то он может отдавать уже два часа и так далее. Думаю это понятно.
  • Напряжение – принято считать, что напряжение равно 12 Вольт, хотя это не совсем правильно. Нормальное значение рабочего варианта 12,6 – 12,7В (есть варианты и с большим), это полностью заряженный на 100%.


Если напряжение составляет 12В, то можно констатировать что разряд батареи примерно 40 – 50%, однако с такими показателями можно ездить. Если ваш авто исправен и генератор дает нормальную «зарядку», то напряжение быстро восстановится. Также хочется отметить что показатель в 11,5 – 11,6В говорит о «», это очень «неприятно» для батареи. Начинается процесс «сульфации» свинцовых пластин внутри, что просто уменьшает емкость АКБ — может настолько, что автомобиль просто не запуститься.

То есть мы с вами поняли — нормальные показатели в 12,7В (заряжен), именно с таким напряжением будет отдаваться 60 Ампер в течении часа, а дальше оно упадет до 11,6В (разряжен). Потом зарядка и повторная эксплуатация.

Два строения аккумуляторов

Это также важная строчка, все дело в том — что заряжать каждый из типов, нужно по-разному, точнее готовиться к процессу заряда. ИТАК:

Первый тип – это так называемые необслуживаемые батареи. У которых внутри есть электролит и он как бы «запаян» внутри, то есть не может испариться. Если превращается в пар, дальше конденсируется на стенках и повторно выпадает в основной электролит. Это самый беспроблемный тип. Не нужно забивать голову с пополнением уровня, плотностью и т.д.


Второй тип – (который уходит в прошлое) – обслуживаемый. У него нет герметичного корпуса, поэтому электролит (а точнее вода из него), может испаряться, тем самым понижая уровень. Этот вариант один из самых проблемных, за ним нужно уметь ухаживать и заряжать! Например, если понижен уровень — зарядка недолжна производиться! Нужна правильная подготовка.


Подготовка аккумулятора

Прежде чем заряжать батарею, ее нужно правильно подготовить, ведь если вы ее снимаете, то нужно проверить все и сразу. Как я писал сверху пойдет речь именно об обслуживаемом аккумуляторе.

  • Для начала нужно удалить весь конденсат, окись и грязь с поверхности и контактов. Для этого просто берем обычную тряпку, мочим ее в растворе обычной соды и протираем верхнюю часть – контакты. Таким образом, мы добиваемся чистоты – это важно! Ведь если ваш аккумулятор имеет откручивающиеся крышки сверху, то в них при демонтаже может попасть грязь – что крайне не желательно! Ведь она может быть причиной выхода из строя батареи, просто .
  • Можно открутить крышки. Проверяем уровень электролита, если он крайне низок – не закрывает пластины, то нужно – ОБЯЗАТЕЛЬНО, добавить дистиллированной воды. Иначе просто «убьете» свою батарею. Свинцовые пластины нагреются и осыпяться.
  • В идеале нужно замерить плотность электролита. Напомню для рабочего, нормального аккумулятора она составляет – 1,26 – 1,30 г/см3.

После подготовительных работ можно переходить к зарядке. Однако стоит отметить — что она бывает двух вариантов – при помощи постоянного тока и при помощи постоянного напряжения, время может сильно разниться от этих параметров. Если конечно у вас не универсальное зарядное устройство, там вы по минимуму имеете настроек.

Время заряда постоянным током

Думаю, не стоит объяснять — что минусовую клемму аккумулятора вы подсоединяете к минусу «зарядника» с плюсом точно также. Многие придерживаются именно этого варианта, ведь «Ампераж» который мы подаем на АКБ очень важный параметр – его ни в коем случае нельзя превышать, а если сильно занизить, то батарея будет долго заряжаться.

Также хочется предупредить — что напряжение должно быть больше номинального – то есть от зарядного устройства получаем около 13,8 — 14В, примерно столько же дает автомобильный генератор. Только тогда пойдет заряд, если напряжение будет меньше чем 12 (а тем более 11В), то ничего не произойдет, а скорее всего еще более усугубит разряд.

ИТАК : Оптимальным считается напряжение в 10% от общей емкости батареи, то есть если у вас 75 А*ч, то заряжать нужно с током в 7,5А.


Таким образом — если ваша батарея полностью разряжена (напряжение менее 11,7В), то она должна зарядиться за 10 часов! Однако время может сократиться от уровня разряда.

В варианте с обслуживаемой батарей определить это достаточно легко – как только пойдут пузырьки с поверхности электролита в банках, это значит — заряд полностью состоялся.

От себя хочу добавить – в далекие времена (лет так 20 назад), мой отец очень часто заряжал АКБ дома, особенно зимой. Он ставил на 60Ач вариант ток в 2А и оставлял на ночь, таким образом — батарея брала нужное количество энергии — из этого малого тока. Нужно отметить разряд был тогда не глубоким. Поэтому если хотите просто «подпитать» свой АКБ, например напряжение на контактах ровно 12В, поставьте его на ток в 1 – 2А на ночь!

Однако сейчас существует еще один способ, который требует также минимум вмешательства человека.

Время заряда постоянным напряжением

Этот вариант набирает все большую популярность – именно этот принцип реализован на многих китайских устройствах, где практически нет индикаторов «ВОЛЬТАЖА» и «АМПЕРАЖА», а есть только светящиеся «точечки» или шкала, которая сигнализирует заряд. Такое устройство разработано специально для необслуживаемых аккумуляторов, ведь вы не сможете смотреть за кипением электролита и выделением из него газа, ибо все герметично. Поэтому первый вариант, не совсем хорош. Здесь автоматически регулируется напряжение и «ампераж».

ИТАК : Напряжение может плавать в пределах от 13,8 до 14,5В, чем больше напряжение тем быстрее идет заряд.

Так в первый час батарея может впитать в себя от 50 до 60% от номинальной емкости. ТО есть если она 60А, то 60Х60%=36А

Во второй час – напряжение падает, и заряд происходит медленнее, около 15 – 20%

Третий час – еще ниже, около 7 – 8%

Четвертый – почти полная емкость в 90 – 96%.


Чтобы зарядить аккумуляторную батарею (АКБ) не нужно каких-либо профессиональных знаний, так как этот процесс не представляет особых трудностей. Для этого необходимо всего лишь внимательно прочитать руководство по эксплуатации , иметь данные об аккумуляторе, а также понимать, какой ток предпочтительнее для зарядки аккумулятора. От этого зависит продолжительность срока службы АКБ.

Во избежание потери информации блоком управления двигателем, сбоя настроек дополнительного оборудования и прочих неприятностей, вызванных снятием аккумулятора и отключением всех систем от питания, заряжать АКБ рекомендуется непосредственно на авто. Для этого необходимо следовать некоторым правилам:

  • все электроприборы при подготовке и непосредственно зарядке, следует отключить либо перевести в режим сна;
  • ЗУ рекомендуется подключать к клеммам АКБ только в выключенном состоянии и при минимальном токе;
  • в процессе зарядки АКБ автомобиля, ток зарядки аккумуляторанеобходимо постепенно добавлять;
  • -контакт на клеммах должен быть максимально качественным.

Если при зарядке падает ток, то это значит, что схема ЗУ привязана к напряжению. При зарядке аккумулятора уровень заряда поднимается, и ток соответственно тоже растет.

Способов зарядки существует несколько и каждый из них имеет свои особенности.

Зарядка током постоянной силы

При таком способе сила тока выступает как постоянная, а рассчитать средний ток зарядки аккумулятора можно следующим образом:

  • для кислотных АКБ – емкость аккумулятора согласно паспорту разделить на 10;
  • для щелочных – разделить на 4.

Кислотные АКБ для авто являются более чувствительными к условиям эксплуатации и режимам в процессе зарядки, а также такие АКБ являются наиболее распространенным видом. Ток зарядки аккумулятора на автомобиле подбирается в соотношении общей его емкости произведенной на 0,1. Т.е. если эта емкость составляет 60А/ч, то ток устанавливается 6А.

Для зарядки аккумулятора мотоцикла, емкостью 6А/ч, достаточно тока 0,6 Ампер. Такой ток может дать портативное зарядное устройство импульсного типа «Аида УП-12».

При этом способе нужно контролировать температуру электролита, его плотность и напряжение аккумулятора. О том, что АКБ зарядился полностью, свидетельствует неизменное напряжение и плотность электролита, а также бурное выделение газов. Но за процессом нужен периодический контроль (хотя бы каждый час), так как для качественной зарядки ток необходимо регулировать и не пропустить газовыделение в период окончания зарядки.

Чтобы увеличить уровень заряда АКБ, ток, при увеличении напряжения до 14,4В, должен быть уменьшен вдвое. Зарядка аккумулятора малым токомпродолжается до тех пор, пока не начнется выделение газов.

Ускоренная зарядка

Данный способ применяется для ускоренного восстановления рабочего состояния АКБ за счет зарядки на повышенных значениях тока. Отличается он от вышеописанного метода лишь тем, что в этом случае сила тока для зарядки аккумуляторанемного больше. Ее значение устанавливается в зависимости от максимально возможного тока, который способно выдавать ЗУ.

Ускоренная зарядка АКБ, при постоянном использовании, сокращает срок его службы

Основным недостатком ускоренного способа зарядки (при его частом повторении) является сокращение длительности эксплуатации АКБ. Поэтому применять этот метод нежелательно. Поскольку форсированная зарядка не предполагает заряд АКБ до полного восстановления ее емкости, то его необходимо в ближайшее время дозарядить более приемлемым методом.

Зарядка АКБ при стабильном напряжении

Уровень заряда, в случае использования этого метода, зависит непосредственно от напряжения, которое в состоянии обеспечить ЗУ. Например, если самое большое напряжение на выходе ЗУ составляет 14,4В, то при непрерывном заряде на протяжении суток, АКБ зарядится максимум на 85%, при этом значении напряжения в 15В – до 90%, при 16В – до 97%. Полной зарядки можно достичь только при использовании ЗУ с напряжением на выходе 16,4 В.

Этот способ позволяет заряжать АКБ автоматически, в наблюдении за процессом здесь нет необходимости. Окончание зарядки определяется по напряжению на выводах АКБ, оно должно равняться напряжению на выходе ЗУ плюс 0,1В. Но для 95% заряда, если зарядка выполняется при помощи ЗУ с выходящим напряжением 14,4В, потребуется больше 24 часов.

Зарядка аккумулятора импульсным током

Импульсная зарядка – это применение ЗУ с непостоянным током либо напряжением, т.е. их величины увеличиваются и уменьшаются с определенным интервалом. Импульсный ток подразделяется на ассиметричный и пульсирующий.

При зарядке на ассиметричном токе в каждом цикле происходит изменение его полярности. Но электрический заряд больше при прямой полярности, нежели при обратной (соотношение заряда к разряду 10/1, а продолжительности их импульсов 1/2). Благодаря этому и заряжается АКБ.

Пульсирующий ток заряжает батарею за счет изменения своей величины, а полярность при этом остается неизменной.

Зарядка АКБ с использованием стабилизатора тока

Стабилизатор тока для зарядки аккумуляторапредставляет собой устройство с безтранформаторной схемой с конденсаторами. Этот прибор позволяет заряжать стабильным током 130мА одновременно до 4 АКБ. Ток можно уменьшить до 65мА, если удалить 1 конденсатор.

Аккумуляторы необходимо подключать параллельно размещению стабилитронов в схеме, соблюдая при этом полярность. Именно стабилитроны позволяют одновременно без переключателя производить зарядку 4 батарей, за счет того, что во время зарядки он находится в закрытом положении, а когда АКБ отсутствует в ячейке – стабилитрон открывается, что способствует пропусканию тока.

Аккумуляторные батареи подключаются к стабилизатору тока непосредственно перед его включением в сеть. При его эксплуатации следует быть предельно внимательным, потому что его выходные клеммы связаны с сетью, а одно неосторожное движение может привести к поражению электрическим током.

Аккумуляторная батарея – неотъемлемая часть любого автомобиля. Она служит источником энергии для него, он нее запускается двигатель, именно АКБ питает энергией всю электронику вашего автомобиля до момента запуска двигателя, и наконец-то, именно она снимает излишнюю нагрузку с генератора вашего авто.

Производство автомобильных аккумуляторов не стоит на месте, оно идет в ногу со временем. За последние годы технологии производства аккумуляторных батарей усовершенствовались, и это позволило увеличить их емкость, что существенно сокращает количество циклов зарядки за время использования.

С момента покупки автомобиля, ну или нового аккумулятора пройдет немало времени, прежде чем вам . Однако этот момент все же наступит, и возникнет закономерный вопрос: ?

На приборной панели каждого автомобиля имеется индикатор, срабатывание которого говорит владельцу автомобиля о низко уровне заряда АКБ. Аккумулятор может подавать и другие сигналы, в частности перебои в его работе во время старта двигателя и есть причиной для проведения диагностических работ.

Если вы заметили, что ваш аккумулятор нуждается в подзарядке, то вам необходимо сделать следующие:

  1. Необходимо измерить плотность электролита. Для этого можно использовать специальный прибор под названием аремометр. Полученные с его помощью данные нужно сопоставить с данными в специальной таблице и на их основе сделать вывод о степени разрежённости АКБ. Стоит также отметить, что величина заряда, которую вы найдете по таблице, для единичной ячейки в летний сезон не должна быть больше 25% и для зимнего периода – 50%.
  2. Необходимо определить уровень напряжения аккумулятора. Для этого можно использовать нагрузочную вилку, которая поможет получить данные о напряжении в каждой банке АКБ. Аккумулятор считается разряженным, если величина напряжения для каждой банки не превышает 1,7В.

Предварительную диагностику можно проводить, не вынимая аккумулятор с автомобиля. Однако если метод предварительной диагностики все же говорит о необходимости подзарядки, то придется. Но прежде чем это делать, нужно найти подходящее зарядное устройство.

Как выбрать зарядное устройство для АКБ?

При выборе зарядного устройства для аккумулятора стоит учитывать ёмкость вашего аккумулятора, от этого же параметра будет зависеть и стоимость устройства. Если аккумулятор не большой емкости, то для него вполне подойдет относительно недорогой вариант зарядного. Ну а если большая, то вам понадобится зарядное устройство намного мощнее.

Кроме мощности зарядные устройства могут отличаться набором функций. Есть варианты с плавной регулировкой напряжения, устройства. Которые выключаются после полной зарядки АКБ.

Цена устройства тесно связана с каждым из параметров, и если вы хотите приобрести «умное» зарядно устройство, то придется потратиться.

Однако если вы не планируете использовать устройство ежедневно, то смысла в столь дорогой покупке нет. Здесь вполне сгодится обычный механический прибор для зарядки.

Важно! Будьте осторожны! Не пытайтесь изготовить зарядное устройство самостоятельно. Без необходимых знаний и опыта вы можете нанести непоправимый вред не только АКБ, но и своему здоровью.

Порядок зарядки АКБ

Диагностика и выбор зарядного устройства уже позади, и теперь самое время перейти к не менее ответственному шагу – непосредственно к процессу зарядки.

  1. Прежде чем подключить АКБ к зарядному устройству его необходимо снять с автомобиля. На самом деле зарядить аккумулятор можно, и не вынимая его из посадочного гнезда. Но это крайне не желательно. Дело в том. Что, вынимая аккумулятор мы, так или иначе, осматриваем его на предмет утечки электролита, появления трещин и других дефектов. Кроме того АКБ нуждается в уходе. Перед зарядкой аккумулятор нужно очистить от загрязнений. Таким образом, мы предотвращаем образование налета между клеммами АКБ, а значит, увеличиваем без дополнительной зарядки.

После полной очистки АКБ, в том числе и клемм, можно переходить к следующему шагу.

  1. Необходимо снять пробки на банках АКБ и удостовериться в том, что уровень электролита в них находится в пределах нормы. Также следует очистить и сами пробки.
  2. Теперь можно подключить аккумулятор к зарядному устройству. Здесь все просто, главное, . Для этого достаточно подсоединить «плюс» и «минус» зарядного устройства к «плюсу» и «минусу» АКБ соответственно.
  3. Теперь можно включить зарядное устройство и начать сам процесс разрядки. Если у вас самое простое механическое устройство для зарядки АКБ, то необходимо выставить максимальный ток (исходя из емкости АКБ), а после снижения напряжения его добавить. Если же ваше зарядное устройство имеет функцию электронного контроля за процессом зарядки, то вам остается только включить его и ждать, пока аккумулятор зарядится.

Зарядка АКБ. Что нужно знать?

Эти советы будут необходимы тем, кто использует механическое зарядное устройство.

Поскольку обычное зарядное устройство не имеет функции контроля тока и уровня заряда АКБ, то вам придется контролировать эти параметры вручную. Опытные автомобилисты считают, что заряжать аккумулятор нужно небольшими токами. И ни в коем случае зарядка аккумулятора не должна происходить бесконтрольно.

Если аккумулятор полностью зарядится, а вы в этот момент не отключите его зарядного устройства, то начнется перезаряда. Это может негативно сказаться на дальнейшем сроке службы аккумулятора и частоте его подзарядок.

Когда следует отключить АКБ от зарядного устройства?

Отключать зарядное устройство следует после полной зарядки АКБ, не раньше и не позже. Для этого нужно вовремя понять, что АКБ уже полностью заряжена.

О полном заряде может свидетельствовать постоянное выходное напряжение, которое держится в течение часа (не превращая процесс зарядки).

Для измерения этой величины можно использовать любой тип вольтметра, точность его показаний и класс значения не имеют, главное, зафиксировать постоянное напряжение.

Нужно ли отключать аккумулятор от бортовой сети?

Даже если вы хотите зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, не вынимая его из посадочного гнезда автомобиля, вам все равно придется отключить АКБ от бортовой сети.

Это в первую очередь обусловлено тем, что даже выключенное зажигание не может гарантировать, что к бортовой сети не подключено какое-либо электронное устройство. Особенно это актуально для современных автомобилей. Такие нюансы должны быть подробно расписаны в руководстве по эксплуатации автомобиля, но лучше не испытывать судьбу и все же отключить АКБ от бортовой сети.

В противном случае такая зарядка аккумулятора может привести к поломке электронного устройства, которое было включено в этот момент.

Как часто нужно заряжать аккумулятор. Если он не эксплуатируется?

Аккумуляторная батарея некоторое время может не эксплуатироваться, в первую очередь это обусловлено тем, что некоторые автомобилисты не пользуются авто в зимний период.

Если вы не планируете эксплуатировать автомобиль долгое время, то вам обязательно требуется снять АКБ. Хранить аккумулятор нужно в теплом помещении, чтобы избежать промерзания электролита.

Даже если вы сняли с автомобиля хорошо заряженный аккумулятор, это не значит, что он больше не нуждается в подзарядке. Такой аккумулятор все равно саморазряжается, следовательно, его тоже нужно заряжать. Точно определить период зарядки аккумулятора сложно. В среднем это нужно делать каждые 3 месяца.

Если же вы не снимали АКБ с машины, однако она не эксплуатируется, то зарядку следует проводить чаще. Примерно 1 раз в 1,5 месяца.

Какой ток во время зарядки поставить и сколько заряжать?

Существуют определенные стандарты, по которым следует выставлять величину тока во время зарядки. Согласно этим стандартам, зарядный ток должен составлять 10% от емкости АКБ. Однако величина тока зависит не только от емкости АКБ, а и от степени ее разреженности.

То есть если аккумулятор еще не полностью разрядился, то нужно ставить ток приблизительно в 2 раза ниже того, который необходим по стандарту. Такой режим зарядки называется щадящим. При этом время зарядки увеличивается. Если же сделать наоборот и поставить высокий ток, чтобы зарядить АКБ максимально быстро. То такие действия обязательно скажутся на сроке службы аккумулятора.

Если использовать все приведенные в статье советы, то срок службы вашего аккумулятора будет намного больше обещанных 5 гарантийных лет. Главное, следить за всеми параметрами аккумулятора, вовремя его обслуживать и правильно заряжать.