Тягач а 20 комсомолец. Лёгкий артиллерийский тягач "Комсомолец"

Полоса 1

  • Заголовок в газете: Когда Мамаев - Павел-спаситель

    В пятницу, 19 октября, состоялось судебное заседание по делу Александра Кокорина и Павла Мамаева - в итоге суд не изменил меру пресечения футболистам. Игроки на время следствия остаются в СИЗО до 8 декабря. Тем временем мы узнали об истории из жизни Павла Мамаева, о которой он сам никому не рассказывал. Встретиться с нами согласилась Ирина Малышева, для которой футболист и его жена Алана стали ангелами-хранителями.

  • Заголовок в газете: Директор Добрынина: «Вячеслав жив. Абсолютно точно»

    Любимый многими эстрадный певец и замечательный композитор, народный артист России Вячеслав Добрынин, по некоторым данным, был срочно госпитализирован в Москве. В СМИ появилась информация о том, что у Добрынина инсульт. За комментариями мы обратились к директору артиста Сергею Карпову.

  • Заголовок в газете: Россия - страна ракет и миллиардеров

    Зато мы делаем ракеты, и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей. Cловами из песни Визбора советские граждане гордо отвечали на вызовы общества потребления. C тех пор Енисейская ГРЭС и балет утратили актуальность. Из прежних предметов гордости на сегодняшний день у нас остались ракеты (некоторые, правда, падают). Но, к счастью, не только ими мы можем гордиться. К ракетам прибавилось и кое-что новое. Это «кое что новое» - наши российские миллиардеры.

  • Заголовок в газете: Крым оплакал и похоронил

    На площади Ленина в Керчи прошла церемония прощания с погибшими во время трагедии в политехническом колледже. Среди огромной массы людей были раненые во время атаки керченского стрелка студенты с забинтованными руками и ногами, на каталках - они отпросились из больницы, чтобы проводить товарищей и учителей в последний путь. После церемонии траурный кортеж направился на городское кладбище. Большинство жертв массового расстрела похоронят на центральной аллее.

  • Заголовок в газете: Мария Максакова: «Я - как лошадь, в которую впились гиены»

    Квартира в Киеве, где проживает певица Мария Максакова, подверглась нападению девяти воинственных людей, намеревавшихся выселить певицу с малолетним ребенком и его няней из жилища. Максакова рассказала нам о подоплеке случившегося и об истории со своим неожиданным замужеством. Накануне в Киеве прибывшая полиция арестовала налетчиков, а медийное пространство бурно обсуждает теперь скандал, в котором оказался замешан Денис Панаитов.

  • Заголовок в газете: Боровск признали временно несносным

    В городе Боровске Калужской области приостановлен снос ряда исторических зданий в центре города. За историческую застройку вступилась местная интеллигенция и градозащитный «десант» из Москвы - они убедили мэра Боровска повременить со сносом. Логика краеведов простая: если планомерный снос старой застройки удастся в Боровске - рядовая дореволюционная застройка пойдет под снос по всей стране.

Полоса 2

  • Заголовок в газете: Крепкие узбекские объятия

    Владимира Путина Ташкент встретил неласковой погодой (на днях здесь даже шёл снег), зато традиционным восточным горячим гостеприимством. По всему городу развесили узбекские и российские флаги. «Вы слегка преувеличиваете мой вклад в историю, но мы будем исполнять то, о чем мы договорились», - дипломатично заверил Путин своего коллегу, президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, назвавшего его политику «мудрой и решительной».

  • Заголовок в газете: Предпенсионер - всем рабочим пример

    Не успевшие выйти на пенсию в связи с поднятием пенсионного возраста граждане предотвратят дефицит рабочей силы, который образовался бы через несколько лет. А произошел бы он из-за уменьшения общей численности россиян: по демографическому прогнозу Росстата до 2035 года жителей нашей страны станет на 2,9 млн человек меньше. К такому выводу пришел Центробанк в очередном выпуске информационного бюллетеня «О чем говорят тренды».

  • Заголовок в газете: Премьер-министр возмездия

    Глава ДНР Денис Пушилин снял с себе полномочия премьер-министра самопровозглашенной республики и назначил на этот пост экс-сотрудника «Внешторгсервиса» Александра Ананченко, только месяц назад ставшего вице-премьером.

    ,

Полоса 3

  • Заголовок в газете: Такие дети и без охраны

    Многие вещи в нашей стране делаются по принципу: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». После трагедии в «Зимней вишне» вдруг заговорили о безопасности в торговых центрах и проводили пресс-конференции, обсуждая, не перенести ли все кинотеатры на первые этажи. Кажется, что теперь, после убийства в Керчи, все учебные заведения в стране должны охраняться как зеница ока. Так мы и думали, когда отправлялись в подмосковное Одинцово, чтобы проверить местные школы, колледжи и вузы.

  • Заголовок в газете: Психопат звонит трижды

    Можно ли было предвидеть, что 18-летний студент-тихоня пойдет на массовое убийство? Кто мог (или был обязан) это заметить? Возможно ли было избежать трагедии, если вовремя сообщить о «звоночках», о которых сегодня вспоминает окружение керченского стрелка? «МК» расспросил специалистов, стоило ли бить тревогу раньше?

    ,
  • Заголовок в газете: Убийца с богатой практикой

    В пятницу в Керчи весь день продолжались следственные действия после трагедии. Сотрудники СКР изучали здание колледжа, общались с теми, кто может пролить свет на обстоятельства трагедии. Нам стали известны детали показаний сотрудников судоремонтного завода в Керчи, где летом этого года убийца Владислав Росляков проходил производственную практику.

  • Заголовок в газете: Двуликий вождь острова свободы

    В последние дни кубинский лидер Мигель Диас-Канель устроил по крайней мере две презентации нового политического стиля. Он выступил с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, а потом пообщался с большой группой кубинских иммигрантов, проживающих в США. В результате, как решили местные СМИ, новый вождь продемонстрировал два различных лица. Во время выступления в зале ООН Диас-Канель категорически опроверг слухи о том, что он является реформатором.

Полоса 4

    Как вам перспектива: оказаться (и пребывать!) в обществе сплошных воров, убийц и проституток? Скажете: невозможно! Ибо среди кромешного кошмара непременно сыщется кто-то не желающий жить по преступным канонам. У вас может недостать смелости примкнуть к такой уж очень невыигрышной позиции, но достаточно и того, что будете знать: незамаранный отщепенец наличествует и осознанно держится в сторонке от грязи.

  • Основателя и главу сообщества стритрейсеров под названием Smotra Эрика Китуашвили Дорогомиловский суд Москвы приговорил к 4 годам 8 месяцам лишения свободы за многомиллионные махинации со страховыми выплатами. Сам видеоблогер, который, кстати, вырос в семье сотрудников МВД, до последнего вину категорически отрицал, по его словам, дело на него сфабриковали правоохранители, чтобы он перестал рассказывать о коррупции в ГИБДД.

  • Заголовок в газете: Гоша Куценко не спас «Давидыча»

    Приговор Эрику Китуашвили, известному блогеру, обвинявшемуся в мошенничестве со страховыми полисами, защита предпринимателя встретила с воодушевлением. Сегодня по решению Дорогомиловского суда общественный деятель получил 4 года 8 месяцев колонии общего режима.

  • Заголовок в газете: Виртуальный друг стал реальным убийцей

    Ученицу московского лицея, которая с конца августа этого года числилась без вести пропавшей, убил ее приятель-ровесник из Хабаровска. Тело девушки до сих пор не нашли, так как парень расчленил и разбросал части по мусорным бакам и канализациям.

    Станислав Юрьев

Полоса 5

Полоса 6

  • Заголовок в газете: Мальчика-с-пальчик - в добрые руки!

    В городе Щелково, за домом номер 7 на улице Комарова есть уютная детская площадка. Сейчас на ней шумно: куча малышей весело носится по лестницам домиков и горкам под пристальным взглядом мам и бабушек. Именно на этой площадке несколько дней назад непонятным никому образом оказался маленький мальчик Саша. Тот самый, родителей, родственников или людей, хоть что-то знающих о ребенке, сейчас разыскивают через соцсети и объявления о розыске.

Некоторые любители порассуждать от истории много говорят о том, что в РККА не уделялось внимания механизации войск, уповали на лошадей. Можно согласиться только в той части, где говорится о том, что танкам уделялось доминирующее внимание.

Тем не менее, работы велись, и результаты были. Об одном из них и пойдет сегодняшнее повествование.

Артиллерийский бронированный тягач Т-20 «Комсомолец».

Разработчик: КБ Астрова.
Год начала работ: 1936.
Год выпуска первого прототипа: 1937.

Боевая масса - 3,5 т.
Экипаж - 2 чел.
Десант - 6 чел.

Бронирование:
Лоб - 10 мм, борт и корма - 7 мм.

Двигатель: ГАЗ-М, карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения.
Мощность двигателя - 50 л. с.
Скорость по шоссе - 50 км/ч
Запас хода по шоссе - 250 км.

Преодоление препятствий:
подъём - 32 градуса без прицепа
стенка - 0,47 м
ров - 1,4 м
брод - 0,6 м

Тягачи Т-20 использовались до конца Второй мировой войны в том числе и в качестве легких танков/танкеток и даже орудийных платформ РККА и армиями Германии, Финляндии и Румынии.

Для буксировки орудий в РККА, как и во многих других армиях мира, нашли себе широкое применение обычные сельскохозяйственные трактора. Это была вполне нормальная практика того времени, позволяющая не заморачиваться с подготовкой кадров и наличием определенного резерва машин на случай войны.

Как правило, каждая дивизия или полк располагали машинами типа С-65 «Сталинец», С-2 “Сталинец-2” или ХТЗ-НАТИ, обладавшими неплохими тяговыми характеристиками, но с низкой мобильностью.

К тому же они абсолютно не подходили для мелкокалиберной артиллерии, вроде 45-мм противотанковых орудий. Следующий рассказ будет как раз о С-65, этот огромный тракторина, нормально таскавший 122 и 152-мм гаубицы, для перемещения чего-то мелкого и мобильного точно не подходил.

Для дивизионных и полковых пушек требовалась более легкая бронированная машина, которая смогла бы сразу перевезти экипаж и боекомплект к огневой позиции, возможно и под огнем противника.

Созданию Т-20 предшествовала целая череда экспериментов. На шасси танка Т-16 был создан “легковой (малый) трактор РККА”, который не пошел в серию по причине низких тяговых характеристик (требовалось 3 тонны). В качестве временного решения как тягачи использовали танкетки Т-27, снятые с эксплуатации строевых частей.

Более удачной попыткой стало создание в 1935 году тягача-транспортера “Пионер”, разработку которого занималось КБ под руководством А.С.Щеглова. Тягач попросту «передрали» с британского «Виккерса», от которого позаимствовали схему ходовой части.

«Пионер» получил часть элементов от легкого танка Т-37А и автомобильный двигатель Форд-АА. То есть, использовалось то, что уже было наработано.

Машина получилась неплохой, но слишком тесной и с минимальным бронированием корпуса. Армию машина не устроила и сразу после начала серийного производства “Пионеру” стали искать замену.

Проектированием нового артиллерийского тягача теперь занялось КБ НАТИ под руководством Н. А. Астрова. Используя опыт, накопленный при создании плавающих танков Т-37А и Т-38, “астровцы” предложили проект на качественно новом уровне, предусмотрев полное бронирование кабины механика-водителя и командира-стрелка.

Корпус тягача, конструктивно делился на три части. Спереди размещалась трансмиссия, состоявшая из следующих компонентов: однодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка передач, обеспечивавшая четыре передачи вперед и одну передачу заднего хода, одноходовой демультипликатор для получения прямой или замедленной передач, коническая главная передача, два многодисковых сухих бортовых фрикциона с ленточными тормозами с накладками из ферродо и два бортовых одноступенчатых редуктора.

Главный фрикцион, коробка передач и коническая главная передача были заимствованы у грузового автомобиля ГАЗ-АА.

Далее располагалось отделение управления, защищенное бронированной надстройкой. Место водителя находилось с левого борта. С правого борта находилось место командира машины, который также выполнял обязанности пулеметчика. Единственный пулемет ДТ калибра 7,62-мм размещался в шаровой установке справа и имел небольшой сектор обстрела, являясь скорее курсовым. Патронные ящики, рассчитанные на 1008 патронов, размещались на двух стеллажах. Один стеллаж на 6 дисков находился сзади сидения водителя. Второй, на три диска - справа от стрелка. Ещё шесть дисков укладывались в специальных станках, а последний 16-й сразу устанавливался на пулемет.

Моторное отделение располагалось в средней части корпуса. Здесь устанавливался 4-цилинровый бензиновый двигатель ММ-6002 (доработанный ГАЗ-М) мощностью 50 л.с., оснащенный жидкостной системой охлаждения, с карбюратором "Зенит", экономайзером и обогатителем.

Максимальная емкость двух топливных баков составляла 121,7 литра, причем на основной приходилось 115 литров, а дополнительный вмещал до 6,7 литра горючего. Моторный отсек закрывался броневым капотом с откидными крышками. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера МАФ-4006 или от заводной рукоятки.

Грузовое отделение размещалось над двигателем за броневой перегородкой. Как и на “Пионере” его разделили на две секции с трехместными сидениями, каждая из которых закрывалась бронированными крышками. Инженерами был предусмотрен следующий вариант их использования. Будучи повернутыми наружу, сидения образовывали своими спинками борта грузовой платформы для перевозки боезапаса и артиллерийского снаряжения. При перевозке артиллеристы размещались спинами друг к другу, в габаритах тягача. В ненастную погоду при длительных маршах мог устанавливаться закрытый тент с окошками, при этом высота машины увеличивалась до 2,23 м.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТЭ-100 емкостью 100 А/ч и генератор ГБФ-4105 напряжением 6-8 В мощностью 60-80 Вт. Средства внешней и внутренней связи на машине не устанавливались. Наружное освещение обеспечивалось двумя фарами, закрепленными на лобовом листе корпуса, и одним габаритным фонарем на кормовом бронелисте. В боевых условиях фары снимались и укладывались внутрь корпуса.

Бронирование корпуса было дифференцированным. Лобовые бронелисты, защищавшие трансмиссионный отсек и отделение управления, имели толщину по 10 мм. Борта и корма закрывались 7 мм бронёй. Практически все броневые листы соединялись на металлическом каркасе при помощи заклепок и болтов. От попадания снарядов 10-мм броня не спасала, но надежно защищала от пуль и осколков.

При движении по шоссе максимальная скорость Т-20 доходила до 50 км/ч. С буксируемым 2-тонным прицепом и полной массе 4100 кг скорость снижалась до 40 км/ч, а среднетехническая составляла 15-20 км/ч, в зависимости от типа покрытия дороги.

На бездорожье скорость снижалась до 8-10 км/ч, но при этом Т-20 мог двигаться с креном 40° и валить деревья диаметром до 18 см. Максимальный преодолеваемый подъем с экипажем из двух человек и полной заправкой без прицепа доходил до 45°; при полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг до 18°.

Радиус разворота на месте составлял всего 2,4 м, что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности машины. Тягач Т-20 мог буксировать за собой прицеп грузоподъёмностью 2 тонны, но при включении замедленной передачи демультипликатора этот показатель возрастал до 3 тонн. Такие показатели вполне подходили под армейские требования.

Неприятным моментом был большой выброс грязи из-под гусениц тягача, ‘благодаря” чему буксируемое орудие приходилось приводить в порядок после марша в течении 2-х часов и то, при наличии воды.

Автомобильный двигатель для тягача оказался откровенно слабоват. При длительных нагрузках (например, на многокилометровых маршах с орудием, передком к нему и расчетом) доработанный ГАЗ-М работал в предельном режиме выносливости и часто выходил из строя.

Начиная уже со 2-й серии, Т-20 получили вместо откидных щитков смотровые приборы типа “триплекс”. Вместо броневых жалюзи, установленных на вырезе под выход охлаждающего воздуха, стали применять перекрывающие друг друга броневые пластины. Снаружи он также прикрывался металлической сеткой. Часто на кормовом листе корпуса справа крепили запасной опорный каток.

Производство тягачей Т-20 развернули с декабря 1937 года на заводе №37, где также изготовлялись плавающие такни Т-38 и комплектующие к ним, а также на спецпроизводствах СТЗ и ГАЗ. Благодаря простой конструкции и унификации отдельных её элементов выпуск готовой продукции проходил высокими темпами. В результате получилась очень интересная ситуация - на 1 января 1941 года заказчик в лице РККА принял 4401 машину трех серий (20,5% парка специальных тягачей), при по положенных по штату 2810.

К 22 июня 1941 года общее количество тягачей составляло уже 6700 единиц. Машина оказалась простой в эксплуатации и надежной в техническом плане. Выпуск Т-20 мог продолжаться значительно дольше, если бы не начавшаяся война с Германией. Уже в июле завод №37 нагрузили заказами на легкие танки Т-40, а затем на Т-30 и Т-60. Сборка артиллерийских тягачей снова оказалась менее приоритетной задачей и с августа “Комсомольцы’ больше не выпускались. До этого времени удалось собрать 7780 машин, абсолютно большая часть из которых попала на фронт.

После всех доработок и внесенных изменений, можно сделать вывод, что Т-20 оказался вполне годной машиной. Небольшой, быстрый (по меркам того времени), маневренный, он использовался не только как тягач, но и заменял собой танкетки и бронеавтомобили при проведении разведки.

Хорошая скорость и маневренность позволяла оперативно смыться в случае нужды, а пулемет был хорошим подспорьем при боестолкновениях.

Наши противники тоже по достоинству оценили «Комсомольца», и трофейные машины использовались как Вермахтом, так и союзниками Германии.


В целом же - очень неплохая и полезная машинка получилась. Всю войну Т-20 протаскал "сорокапятки" и "полковушки", а после войны фактически стал прообразом МТ-ЛБ.

Данный экземпляр Т-20 находится в экспозиции музея военной истории в с. Падиково Московской области.

Источники:
Павлов М. Трактор-транспортер Т-20 «Комсомолец» // Военная летопись. Серия «Бронетанковый музей». №14. 2007.
Коломиец М. 1941. Танки в битве за Москву. 2009.

Чел.

Тип двигателя

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    UNBOXING модели Т-20 комсомолец 1/35 восточный экспресс

    T-20 Komsomolec WalkAround

    Пушки победы конструктора Грабина Вторая мировая война Документальные

    Субтитры

История создания

Развитие артиллерийского вооружения в межвоенный период шло по пути непрерывного усиления огневого могущества орудий, повышения дальности их стрельбы , скорострельности и маневренности на поле боя. Конная тяга, до тех пор господствовавшая в артиллерии, уже не могла обеспечить необходимую подвижность новых артсистем, особенно корпусных и большой мощности, масса которых с учетом возимого боекомплекта и снаряжения существенно возросла. Особое положение в Красной Армии начала 1930-х годов стала занимать зарождающаяся как особый вид войск противотанковая и батальонная артиллерия, представленная тогда лёгкими 37-мм пушками образца 1930 года и 45-мм пушками образца 1932 года , а также полковой 76,2-мм пушкой образца 1927 года . Ей требовалась особо высокая маневренность при смене огневых позиций, не уступавшая подвижности противостоящих танков, стрельба прямой наводкой на дистанции 500-1000 м в условиях переднего края, быстротекущего боя и мощного ружейно-пулеметного огня противника. И здесь конная тяга, при всем уважении к ней тогда в Красной Армии, уже не годилась. Нужен был лёгкий, подвижный и малогабаритный гусеничный тягач «переднего края», созданный с полным учетом специфики его нового применения, массовое производство которого для быстрого и полного насыщения противотанковых дивизионов и артиллерийских полков было бы под силу промышленности. Такими возможностями тогда обладали автотракторные заводы и те машиностроительные предприятия, которые с их помощью строили танкетки и лёгкие разведывательные танки. Очевидно, что легкий артиллерийский тягач такого класса целесообразно было создавать на их базе с использованием хорошо освоенных агрегатов шасси и ходовой части, вполне подходивших для этой цели по своим техническим параметрам. Силовым агрегатом мог стать бензиновый 4-цилиндровый двигатель ГАЗ-А мощностью 40 л.с., вместе с автомобильными сцеплением и коробкой передач, широко применявшийся практически на всех производимых тогда малых танках.

Описание конструкции

Машина имела более просторный клепано-сварной корпус из бронелистов толщиной 7-10 мм, защищавших экипаж (водитель и командир-стрелок) от пуль винтовочного калибра и мелких осколков. Кроме того, командир получил стрелковую установку - танковый пулемет ДТ в подвижной маске (впоследствии увеличенной по размеру) лобового листа брони, что позволяло экипажу вести активные боевые действия в зоне переднего края, где для артиллеристов был вероятен непосредственный контакт с противником. Кабина экипажа, бронированная со всех сторон, имела сверху два выходных люка-лаза, а впереди и по бортам - откидные бронещитки, прикрывающие щели для наблюдения, позже замененные пулестойкими стеклами и блоками «триплекс». За кабиной находилось моторное отделение (двигатель, как и на «Пионере», располагался сзади и был развернут маховиком вперед), закрытое сверху броневым капотом с откидными крышками. Над ним, за бронеперегородкой, размещалось грузовое отделение с двумя блоками продольных 3-местных сидений. Будучи повернутыми наружу, они образовывали своими спинками борта грузовой платформы для перевозки боезапаса и артиллерийского снаряжения. В положении перевозки людей орудийный расчет размещался на открытых сиденьях (спинами друг к другу, в габаритах тягача). Сзади его прикрывала кормовая перегородка. В ненастную погоду при длительных маршах сверху мог устанавливаться закрытый тент с окошками, увеличивающий высоту машины до 2,23 м. Специальное буксирное устройство было согласовано (для соединения) с дышлами легких орудий и их передков.

Силовой автомобильный агрегат ГАЗ-М с 4-ступенчатой коробкой передач (с блокировкой включения) был дополнен демультипликатором от трёхосного автомобиля ГАЗ-ААА, что удваивало число ступеней в трансмиссии и позволяло иметь 2 диапазона: тяговый и транспортный. Отсюда и возможность минимальной («ползучей») скорости движения в 2-2,5 км/ч при тяговом усилии на крюке до 3000 кГс. Остальные агрегаты трансмиссии: главная передача, бортовые фрикционы с тормозами, бортовые передачи с ведущими звездочками, а также мелкозвенчатая гусеница, опорные и поддерживающие обрезиненные катки были использованы от Т-38. Тележки с блокированными попарно опорными катками в отличие от Т-38 имели более компактную рессорную подвеску, что было вызвано необходимостью понизить высоту гусеничного обвода для удобного размещения расчета. Первоначально задний опорный каток выполнял роль и направляющего колеса, но ввиду частых случаев опрокидывания тележки, которые не удалось предотвратить установкой ограничителя, было введено отдельное направляющее колесо. К сожалению, не оправдало себя и применение в опытном порядке бесшумной резинотросовой гусеницы с металлическими плицами - она часто соскакивала.

Воздух для системы охлаждения первоначально забирался вентилятором через боковые воздухопритоки над гусеницами, что при движении в сухую погоду вызывало загрязнение двигателя и его быстрый износ. На последней серии тягачей забор был перенесен в более чистую зону между спинками сиденья с выбросом нагретого воздуха назад. Для повышения живучести машин командир-стрелок имел дублированное управление (кроме переключения передач), что впоследствии не раз выручало при выходе из строя водителя.

Серийное производство

Армейские испытания «Комсомольца», проведенные в августе-ноябре 1937 года, показали, что он при условии устранения отдельных недоработок пригоден для буксировки названных артсистем и может быть принят на снабжение Красной Армии. Средняя скорость движения с прицепом по шоссе достигала 15-20 км/ч, по проселку и бездорожью - до 8-11 км/ч, что было признано весьма высокими показателями. Машина преодолевала ров 1,4 м, брод 0,6 м, стенку 0,47 м, деревья толщиной 0,18 м. Движение было возможно при крене 30о (иногда спадали гусеницы с короткими перьями траков). Радиус поворота составлял всего 2.4 м (разворот на месте), что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности тягача. Правда, автомобильный двигатель, не рассчитанный на длительную напряженную работу на гусеничном тягаче (и на танках), был перегружен и нередко преждевременно выходил из строя (износ шатунных подшипников, пробой прокладки головки, течи через сальники). Однако других подходящих - легких и компактных - двигателей тогда не было.

Выпуск тягача «Комсомолец» начался в 1937 году и кроме головного завода № 37 был развернут на спецпроизводстве ГАЗ. На последнем, в спецтехотделе, возглавляемом М. И. Казаковым, велись и самостоятельные работы по созданию легких артиллерийских тягачей на базе агрегатов автомобилей и легких танков. Ввиду напряженного положения в стране с выпуском бронелиста были сделаны попытки создания небронированных вариантов «Комсомольца» для возможности расширения его массового производства с использованием значительных мощностей автотракторных заводов. Такими машинами на заводе № 37 стали легкие тягачи ЛТ-1 и ЛТ-2 с автомобильными двигателями ГАЗ-М (50 л.с.) и ГАЗ-11 (76 л.с.), созданные в 1939 году под руководством Г. С. Суреняна. На ГАЗе в 1940-1941 гг. были построены (ведущие конструкторы Н. И. Дьячков и С. Б. Михайлов) легкие тягачи ГАЗ-20 («Комсомолец-2») с двигателем ГАЗ-М (60 л.с.) и ГАЗ-22 (Т-22) на базе легкого танка Т-40 (катки с индивидуальной торсионной подвеской) с двигателем ГАЗ-11. Все они имели задние ведущие звездочки, кабину и платформу - от грузового автомобиля ГАЗ-ММ, а по своим тяговым свойствам могли буксировать орудия дивизионной и зенитной артиллерии. Однако ввиду выявившихся существенных недостатков эти тягачи не поддержали военные, а доработка и постановка их на производство были нереальны в то сложное предвоенное время.

Выпуск «Комсомольцев» был прекращен в июле 1941 года ввиду необходимости расширения производства легких танков. Всего было изготовлено 7780 машин в рамках трех производственных серий, несколько отличавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения. Так московский завод № 37 выпустил в 1937 году 574 машины, в 1938 - 1904, в 1939 - 2394, в 1940 - 2426 [ ] .

Тягачи получили широкое распространение в Красной Армии и сыграли заметную роль в деле её моторизации.

Служба и боевое применение и Великой Отечественной войне .

На фронтах войны «Комсомольцы», количество которых непрерывно убывало (на 1 сентября 1942 года в армии осталось 1662 машины), продолжали нести службу. При отсутствии других тягачей они применялись и для буксировки более тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, работая с перегрузкой. Кроме того, летом 1941 года при обороне и нанесении контрударов по врагу тягачи «Комсомолец» иногда использовались, как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой и суррогат бронетранспортера. Использовали «Комсомольцев» и партизаны - они оказались идеальными машинами для лесных дорог, к тому же всегда обеспеченными автомобильными запчастями.

Машины на базе «Комсомольца»

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.