Как перебороть страх вождения машины. Настройте автомобиль для комфортной и безопасной езды

88 57 907 2

Женщины ничуть не хуже могут водить машину, чем мужчины. Но в большинстве случаев, дамы более эмоциональнее, пугливей, чем представители сильного пола. Иногда девушка, даже успешно получив права, все равно остается пешеходом из-за назойливого страха перед дорогой и вождением.

Как же перестать бояться автомобиля и водить машину без страха?

Страх - это нормально

Если вы получили права, значит в любом случае должны уметь водить. А если все было сдано без знакомств, денег, взяток и тому подобного – значит водите вы вполне неплохо. Помните об этом. Но вы все равно боитесь. И это не просто нормально, а даже прекрасно.

Нормальный человек, который пробует что-то новое обязан волноваться и бояться.

Это признак его адекватности, вменяемости. Для управления машиной это очень важно.

Поверьте, боялись даже самые знаменитые гонщики, впервые самостоятельно сев за руль. Поэтому волноваться из-за того, что вы боитесь, и это ненормально, не стоит. Но попытайтесь сделать так, чтобы вы смогли управлять этим страхом. Не он должен быть выше вас.

Перед тем, как впервые сесть за руль самой, посетите психолога, поговорите, поспрашивайте у других женщин об их чувствах в первый раз.

Наверняка услышите, что они тоже боялись до дрожи в коленях. Даже муж или знакомый мужчина, хотя и не признается в этом, но тоже ужасно боялся, и впервые самостоятельно выехав, держался за руль обеими вспотевшими от испуга руками.

Вспоминайте об этом уже сидя за рулем, и вам будет немного легче.

Нужно побороть страх и сесть за руль!

Избавьтесь от страха

Если вы боитесь так, что не в силах даже сесть за руль, пересильте себя и идите на сиденье водителя. Просто садитесь, заводите машину и поезжайте. Не думайте о том, что вам страшно.

Пусть в первый раз с вами едет муж или друг. Но садиться ему нужно на заднее сидение.

Вы будете понимать, что в случае чего, он выручит. Но с другой стороны, сделать это сидя на заднем сиденье будет трудно. Он не сможет вывернуть руль или нажать на тормоз. Но присутствие родного человека вам придаст сил. В следующие разы не берите с собой никого. Присутствие опытного водителя на заднем сидении возможно раз, максимум – два.

Потом можете попросить мужа или друга ехать за вами на другой машине. Это тоже хорошая подстраховка. Но вы остаетесь с машиной один на один.

Изучите машину

Многие дамы боятся, что машина поломается не в городе, а где-то посреди оживленной или наоборот слишком пустынной трассы, возле леса или в глухой деревне. И никто не сможет им помочь. Но для того, чтобы вы не оказались в такой ситуации, изучите свою машину.

Не просто садитесь за руль, а попросите автомехаников рассказать вам, как менять колесо, почему машина может заглохнуть и что делать в непредвиденных ситуациях. Всегда имейте с собой запчасти, детали, запасное колесо и трос.

Даже если вы хрупкая женщина, все равно нужно знать простой ликбез, понимать свой автомобиль. И поверьте, когда вы изучите свою «ласточку», будете знать как она гудит, когда исправна, как она едет и что она хочет, вам станет не так страшно. Да и вообще, чувство того, что вы знаете, что у машины внутри и, что делать в случае поломки, сделает вас более уверенной.

Для уверенности всегда имейте номер хорошего автосервиса или чего-то наподобие «скорой технической помощи». Будьте уверены, что вам помогут.

Будет неплохо обзавестись знакомыми автомеханиками или друзьями, которые хорошо разбираются в машинах, чтобы в случае какой-то проблемы вы знали куда позвонить и у кого спросить.

Такие моменты здорово укрепляют веру в то, что все будет хорошо. Вы чувствуете себя защищенной.

Аптечка

Некоторые дамы боятся, что в пути им станет плохо, закружится голова, захочется в туалет или неожиданно начнутся месячные. И боязнь того, что девушка так и умрет посреди дороги от боли или одиночества, вгоняет в панику. Но этого делать не стоит.

Помимо стандартной аптечки, держите у себя в машине и «женскую». Положите туда обезболивающие, лекарства от сердца, успокоительные, много бинтов, ваты, спирта и антисептика.

Если боитесь аварий или того, что во время катастрофы на дороге умрете или вы или кто-то другой от потери крови, положите кровоостанавливающие таблетки, шприцы и ампулы с обезболивающими инъекциями.

Скорее всего, более серьезными препаратами вы пользоваться не будете. Но понятие того, что у вас есть самые необходимые лекарства должно вас немного успокоить. И конечно, не забудьте о прокладках, запасных колготках, белье, косметике, салфетках, туалетной бумаге. Берите всего по чуть-чуть для крайней необходимости.

Также, можно взять с собой медицинский справочник или короткое пособие по оказанию первой медицинской помощи. В дороге может всякое случится. Бывает, что такие справочники могут спасти жизнь. Не везде есть интернет. И найти в книге срочную информацию иногда быстрее.

От этого всего вам будет уже спокойнее.

Практика

Без хорошей практики можно бояться всегда. Поэтому просто набивайте руки, побольше катайтесь. И пусть сначала вы будете бояться, вам будет казаться, что езда на машине – не ваше. Скорее всего, через несколько дней, недель или может месяцев вы сможете перебороть себя.

Не надо выезжать в час пик в большом городе.

Для тренировки и опыта выезжайте утром или поздно вечером, для ночных тренировок выбирайте летние, светлые ночи. Также катайтесь в поле, на проселочных дорогах, там, где мало людей.

Если хотите ездить, можно выбрать деревню или маленький городок. Вместе с практикой уйдет страх. Не одна женщина избавилась от пугливости на дороге благодаря опыту.

Верьте в себя

Уверенная женщина не будет бояться за рулем.

Если вы по жизни лидер, умеете преодолевать трудности, скорее всего, страх перед машиной будет у вас присутствовать лишь на самом начальном этапе.

Поэтому, не только учитесь хорошо ездить, но развивайте себя, свой эгоизм, в хорошем смысле слова.

Если вы будете уверенной, сильной женщиной, вас не испугает ни руль, ни авто. К тому же, риск боязни машины снижается у тех дам, которые сами заработали на автомобиль.

Те девушки, которым подарили машину, чаще боятся.

Полюбите машину

Относится к ней как к подруге и помощнице, а не как к опасности, и вы перестанете ее бояться. Придумайте имя своей малышке, относитесь к ней бережно, и она вам ответит тем же.

Пусть машина для вас станет настоящей подругой, садясь за руль чувствуйте ее, не пытайтесь с ней бороться. Лучше подружитесь.

Настройтесь

Иногда никакие советы не помогают, женщина упрямо не садится за руль. Но никто вам не поможет до тех пор, пока вы не захотите помочь себе сами. Настройте себя на то, что не боитесь. Ведь вы умеете водить, не хотите никого травмировать во время езды, знаете свой город, аккуратная и острожная. Вы – умная и сильная женщина, которая может ездить не хуже мужчины.

Музыка

Чтобы было легче, возьмите в машину любимую музыку. Пусть ваша магнитола издает любимые для вас звуки, это отвлечет от страха. Но смотрите, чтобы музыка не отвлекала вас от дороги.

Хорошая музыка сделает поездку уютнее, приятнее. Вам будет легче.

Будьте спокойны

Женщины склонны к истерикам на дороге. Именно из-за свойства рыдать, закрывать лицо руками и бросать руль в ответственный момент над женщинами издеваются мужчины, считают их неспособными водить. Иногда дамы чересчур эмоциональны.

Чтобы избегать неприятных ситуаций, будьте всегда максимально спокойны и не теряйте самоконтроля. Если случилась неприятность на дороге: съезжайте на обочину, успокойтесь и решайте проблему.

Нет возможности съехать – остановитесь, включите аварийку и решайте проблему. В любом случае, всегда оставайтесь спокойной. Иначе, можете иметь много неприятностей.

Не водите авто на большой скорости

Не надо гнать на бешеной скорости, если пока боитесь ехать. Небольшой темп позволят вам чувствовать себя увереннее. Ведь в случае чего вы сможете быстро остановиться.

Но главное – не мешайте никому, водите авто так, чтобы всем было хорошо: и вам, и другим водителям.

На дороге все равны

Помните, что к женщинам всегда относятся снисходительнее. И если вас остановит полиция, или вы поцарапаете машину, спрос с вас будет меньше, чем с мужчин. Это должно вас несколько успокоить. К тому же, вы всегда сможете улыбнуться, подмигнуть, сделать все те хитрости, что может делать дама. Но самое главное, помните, закон один для всех, как и правила дорожного движения. Не нарушайте, и тогда можно избежать многих неприятностей.

Знайте все

Прежде чем выехать на дорогу одной, будьте уверенны, что вы к этому готовы теоретически. Знайте все. Все правила и пункты с дорожного движения. Хотя многие утверждают, что это не так уж и важно, для начинающего водителя – это не так.

Пусть у вас от зубов отскакивают все-все правила. Вызубрите их. Таким образом вы не сделаете элементарных ошибок. И хотя это скорее всего, не избавит вас от страха, но осознание того, что вы знаете все, сделает вас намного увереннее.

К тому же, знайте, что хотя вы и женщина и многое вам простить можно, не нужно одевать колготки, пить кофе, красить губы и писать смс, когда водите машину.

В наше время практически каждый стремится стать автомобилистом. Водительские права нередко входят в комплект документов любого человека – и мужчины, и женщины. Стремление научиться управлять машиной понятно – это полезный навык. Но некоторые люди испытывают дискомфорт и нежелание садиться за руль. Как побороть страх перед вождением? Как перестать нервничать и взять себя в руки? На эти вопросы должен ответить любой, кто проходит обучение в автошколе.

Почему мы испытываем страх и даже панику?

Подсознательно всегда есть опасение, что огромный автомобиль выйдет из-под контроля. В данном случае проявляется скрытая угроза здоровью и жизни. Кроме того, ситуация на дорогах сейчас далека от идеальной – постоянные пробки, загруженный трафик, лихачи и нарушители действуют на нервы. Любой новичок беспокоится о том, что он попадёт в ДТП.

Таким образом, можно выделить несколько ключевых причин появления страха:

  1. Полная ответственность за себя, пассажиров и других участников движения.
  2. Боязнь сложных и непонятных ситуаций (заглохнет машина, на дороге возникнет спорный момент и т.д.).
  3. Вероятность попасть в ДТП или сбить человека.

Опытные водители уже точно знают, как следует действовать в той или иной ситуации. Они уже способны реагировать на любые ситуации на уровне рефлексов, поэтому не задумываются о значении знаков, не пытаются припомнить правила. Но новичкам постоянно приходится быть начеку, и это очень сильно выматывает.

Помимо этого, молодые люди, как правило, стремятся побыстрее получить водительские права и сесть за руль автомобиля. Но сейчас ситуация такова, что езда доставляет мало удовольствия – пробки, плохие дороги, необходимость искать места для парковки, беспокойство за сохранность машины и т.д. Из-за этого иной раз лучше побыть пешеходом.

В любом случае, даже если машиной не предполагается пользоваться часто, необходимо побороть страх перед вождением. Каждый автомобилист и участник дорожного движения должен чувствовать себя уверенно. От этого зависит безопасность и его и других водителей.

Понимание причин, описанных выше, даёт возможность найти эффективные методы преодоление своих опасений.

Направления работы

Обычно выделяют несколько основных направлений "работы над собой":

  • получение необходимого опыта,
  • совершенствование навыков,
  • подробное изучение ПДД и законов.

Часто говорят, что учиться лучше не в крупных городах. Конечно, далеко не у всех есть такая возможность. Но, несмотря на это, первое время после вождения рекомендуется нарабатывать опыт.

Главная задача – научиться "чувствовать автомобиль".

Можно ездить вдали от основных городских трасс и по безлюдным улицам - вот как побороть страх перед вождением. На этом этапе стоит посадить рядом с собой опытного водителя, чтобы он объяснял различные моменты. Несколько таких поездок придадут уверенность.

Оттачивание своих навыков и получение опыта – это основные способы борьбы со страхом перед вождением.

Ещё один важный момент – постоянное обучение. Иногда люди расслабляются после того как получат водительские права. Но это неправильно, потому что сначала новоиспечённые автомобилисты ещё не обладают достаточно прочным и надёжным пластом знаний. И это может сыграть злую шутку.

Первое время стоит регулярно повторять ПДД. Для этого можно читать соответствующие книги или просматривать тематические сайты в интернете. Также имеются различные онлайн-тесты, предназначенные для самопроверки.

Во время езды следует подмечать различные знаки и непонятные ситуации, и стараться разобраться, чтобы впоследствии уже не испытывать дискомфорта.

Страх – это нормальное дело для новичка или неопытного водителя. Но обычно он уходит с появлением опыта. Если одновременно с этим оттачивать свои навыки и проявлять осторожность, то никаких проблем не возникнет.

Что делать, если страх не проходит и перерастает в панику?

Некоторым людям действительно очень трудно сесть за руль. Возможно, стоит себя даже ограничить в этом. Но чаще всего, конечно, необходимо добиться какого-то результата.

В этом случае помогут беседы с опытными водителями и самовнушение. В некоторых случаях необходимо обратиться к психологу. Обычно в такой ситуации они подбирают действенные терапии и уже несколько посещений дают определённые результаты. Возможно, стоит принять перед поездкой немного успокоительных и накатывать первичный опыт на безлюдных трассах.

Сочетание различных методов обычно помогает добиться нужного результата. Но некоторые люди всё-таки не являются "водителями" по натуре, и ничего в этом плохого нет. При необходимости они могут управлять машиной, и этого обычно достаточно.

Видео

Предлагаем посмотреть видео и узнать советы по психологической подготовке к вождению:

Многие будущие водители испытывают чувство страха перед автомобилем. Каждая поездка им представляется опасным, чуть ли не на грани жизни и смерти мероприятием. Разумеется, в таком психологическом состоянии очень трудно осваивать премудрости вождения.

Как же побороть страх? Об этом мы и поговорим в данной статье.
Выраженное нервно-психическое напряжение водителя во многом обусловлено осознанием того, что автомобиль сам по себе представляет собой средство повышенной опасности. Поэтому водитель постоянно испытывает чувство высокой ответственности за жизнь пассажиров, сохранность груза, автомобиля, а также за свою собственную безопасность. При этом нередко преобладают отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, постоянное ожидание возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благополучном исходе. Такие чувства испытывает каждый водитель, однако у опытного, обладающего высокой устойчивостью к нервным перегрузкам водителя степень нервного напряжения будет значительно меньше, чем у эмоционально неустойчивого новичка. Чрезмерное или длительное нервное напряжение приводит к нарушению таких процессов, как восприятие, внимание, мышление, память; отмечается также увеличение времени реакции и нарушение координации движений.

На самом первом этапе овладения водительским мастерством самой большой (по сути, основной) психологической проблемой является то, что учащийся автошколы постоянно, с первого дня обучения и до последнего дня - дня сдачи экзамена в ГИБДД - находится в состоянии стресса. Это вызвано целым рядом причин:
1. Получение удостоверения на право управления транспортным средством очень важно для повышения уровня жизни (продвижения по карьерной лестнице, повышения социального статуса, облегчения решения бытовых вопросов) - вследствие этого пугает сама мысль, что окончить автошколу, получить права и научиться водить автомобиль по каким-либо причинам не удастся;
2. Каждый из учащихся неоднократно видел на дороге (по телевизору, в газетах, на плакатах) последствия ДТП, в т.ч. тяжелые, с человеческими жертвами. Осознание того, что он сам может явиться участником, жертвой, а еще страшнее — виновником ДТП является само по себе сильнейшим стрессором. Ситуация усугубляется в тех случаях, когда в силу своей социальной незрелости человек не может в полной мере осознать и принять на себя груз ответственности за совершаемые им поступки.
3. Многие автошколы не имеют достаточно средств на обновление материальной базы, экономят на тренажерах и автомобилях. Учащиеся садятся за руль автомобиля и выезжают на дорогу без тренажерной подготовки, на старых автомобилях — вследствие этого с первых же практических занятий за рулем автомобиля им приходиться решать сразу несколько сложных задач, опыта решения которых они не имеют.
4. Недостатки в методиках обучения приводят к тому, что учащийся остается один на один со своими проблемами - преподаватели и инструкторы, имеющие большой опыт вождения автомобиля, просто забыли, какие чувства они сами испытывали, обучаясь водить автомобиль, не понимают и не учитывают в процессе обучения страхов и других психологических проблем учащегося.

И если на теоретических занятиях в классе учащиеся чувствуют себя более-менее спокойно, то выезд в город после двух-трех занятий на площадке становится для многих из них настоящим стрессом. Необходимость согласованных действий сразу несколькими механизмами - рулевым колесом, рычагом переключения передач, указателем поворотов, педалями сцепления, тормоза и газа, наблюдения при этом за быстро меняющейся дорожной обстановкой, за светофорами, за дорожными знаками и разметкой, за автомобилями других участников дорожного движения, движущимися в различных направлениях, за показаниями приборов на приборной панели (причем иногда в сложных погодных условиях, на скользкой дороге, в дождь и в снегопад, и т.п.) — для психики новичка все это становится тяжелым испытанием. И пока не наработается достаточная степень автоматизма в действиях учащегося, пока он не начнет чувствовать габариты автомобиля, не научится более-менее уверенно перестраиваться и совершать другие маневры - каждая посадка за руль автомобиля будет оставаться для него стрессовой ситуацией.

Инструктор, сидящий рядом, конечно же, знает о том, какие чувства испытывает новичок - он наблюдает проявления этих чувств практически у каждого. Но, не являясь психологом, не умеет, да и не считает нужным выводить учащегося из этого состояния. Действия наставника сводятся, по сути, к подсказкам и подстраховке, к готовности в случае кризисной ситуации взять управление автомобилем на себя. Присутствие рядом инструктора оказывает некоторое успокаивающее воздействие на учащегося, уверенность в опытном человеке рядом помогает ему более адекватно оценивать дорожную обстановку и действовать соответственно.

Но у этого явления есть и обратная сторона. Очень часто в автошколах сталкиваются с тем, что учащийся, у которого на последних занятиях начинает получаться практически все, который чувствует себя за рулем довольно уверенно и спокойно, экзамен в ГИБДД с треском проваливает. Причиной этого являются тревога, волнение и страх, от которых он, казалось бы, уже совершенно избавился. Объяснить причину того, что с ним происходит, учащийся не может, у него пропадает вера в себя, падает самооценка, он испытывает сильный стресс.
Объясняется это тем, что состояние уверенности, которое начинает испытывать учащийся, и которое помогает ему грамотно действовать за рулем, пока еще основывается не на личном опыте, а ассоциируется с присутствием рядом человека, который поможет справиться с трудной ситуацией. Даже если этот человек просто сидит и молчит, одно его присутствие действует успокаивающе. Когда теряется связь с этим человеком, теряется и состояние уверенности и спокойствия. Психологам хорошо известен этот эффект, являющийся своего рода условным рефлексом, существуют методики устранения его негативных проявлений.

Вот несколько приемов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса:

1. Ауторегуляция дыхания.
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического. Таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем лишь следующие выводы:
- С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.
- При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.
- Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.
- Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.
- Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения — важен ритм.
- От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.
- Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

2. Противострессовое дыхание.
Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

3. Минутная релаксация.
Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

Далее рассмотрим технику, которая часто применяется для устранения последствий психотравмы, вызванной дорожно-транспортным происшествием. Желательно выполнять ее под руководством психолога, владеющего данным методом (НЛП-практика), но можно попробовать делать ее и самостоятельно.
1. Представьте, что вы находитесь в кинотеатре. Постарайтесь увидеть себя в черно-белом изображении на экране за каким-то нейтральным занятием.
2. Постарайтесь как бы «отделиться» от себя и увидеть себя, смотрящего на экpан.
3. Оставаясь в том же положении, посмотрите на экран, где идет черно-белый фильм, в котором вы испытываете то переживание, которое хотите «нейтрализовать».
4. Закончив наблюдение за собой как за героем фильма, когда все снова уладится, «остановите» фильм, «войдите» назад в свое «изображение на экране», представьте его в цвете и очень быстро «прокрутите» фильм назад. В результате у вас сложится впечатление, что вы смотрите фильм с собственным изображением, в котором время идет в обратном напpавлении.
5. Проверьте полученный резyльтат: для этого вспомните о случившемся и обратите внимание на то, можете ли вы теперь думать об этом более спокойно.
Если можете, то вы добились желаемого эффекта. Если нет — повторите процесс или обратитесь за помощью к специалисту.

Страх – это одна из базовых эмоций человека, сигнализирующая об опасности (реальной или предполагаемой). Испытывать страх – это нормально: виды, не испытывавшие страха, если такие существовали, вымерли. Механизм первичного страха прост: получая сигнал опасности, мозг, а точнее, гипоталамус посылает электрохимический импульс надпочечникам, которые тут же впрыскивают в кровь гормоны – адреналин и норадреналин.

Такая «инъекция» приводит к мгновенной комплексной реакции организма, внешние проявления которой у разных людей могут протекать неодинаково. В целом страх может выражаться в виде возбужденного, либо подавленного эмоционального состояния. Применительно к вождению автомобиля и то и другое состояние может привести к фатальной ошибке, однако реакция возбуждения считается более предпочтительной.

Если речь идет о рефлекторных действиях, связанных с реакцией на опасность, тогда имеет смысл поработать со своими рефлексами. В то же время страх вождения автомобиля может иметь отчасти социальный характер: боязнь критики со стороны инструктора, других водителей и т.д. Если у вас есть к тому желание, вы сможете побороть страх. Как это сделать, будет показано в этой статье.

Порция адреналина, попадая в кровь, приводит организм в боевую готовность. Реакцию оперативного реагирования на опасность Уолтер Кеннон назвал «бей или беги». У задиристых мальчишек на переменке в школе считается доблестью использовать лишь первый вариант реагирования. Но, если вы управляете автомобилем, стремительно приближающимся к некоей преграде, согласитесь, правильным решением будет избежать столкновения. Ведь страх и трусость – не одно и то же.

Страхи, связанные с автомобилем

Существует некоторое количество страхов, так или иначе связанных с автомобилем. Нельзя сказать, что все они беспочвенны, ведь автомобиль – средство повышенной опасности и новостные ленты регулярно подтверждают этот тезис. Как известно, назвать врага – это первый шаг к тому, чтобы его победить. Значит, побороть страх перед вождением поможет осознание конкретного момента, который вызывает дискомфорт.

Мы перечислим некоторые страхи, связанные с автомобилем и предложим свои варианты их преодоления.

Страх автомобиля «в принципе»

Этот страх иррационален и возникает он из-за ошибочного подсознательного чувства, что автомобиль, как зверь, обладает собственной волей и «может поехать сам по себе». Подсознание очень доверчиво, в этом есть как отрицательные (удивительно, как туда попала подобная чушь), так и положительные стороны. Последняя проявляется в том, что его можно перепрограммировать, многократно сообщив правдивую информацию о том, что машиной всегда управляет человек.

Страх потерять контроль над автомобилем

Похож на предыдущий, хотя уже и свидетельствует о некотором (очень недостаточном) опыте. Здесь есть три аспекта: во-первых, учите матчасть. Чем лучше вы будете знать устройство автомобиля, тем меньше у вас будет поводов для нареканий о его неуправляемости. Во-вторых, чем больше практики вождения, тем лучше результат. И, в-третьих, всегда убеждайтесь, что вы сели за руль исправной машины. Главное – исправность тормозов, рулевого управления, звукового и световых сигналов.

Страх встречного и попутного транспорта

Возникает вследствие недостаточного опыта и отсутствия чувства габаритов своей машины. Преодолевается регулярной практикой. На начальном этапе – с инструктором и по знакомому, не перегруженному транспортом маршруту. Автор этих строк, много лет назад впервые самостоятельно управляя отцовским автомобилем, преодолев 30 км по пустынной трассе, был весь в испарине, но горд «достижением». Габариты же автомобиля начал осознавать после первой же самостоятельной (не вполне удачной) попытки въехать в гараж. Хотелось бы, чтобы вы избежали подобного опыта при своем обучении. Поверьте, это не только возможно, но и гораздо дешевле.

Страх стать виновником ДТП

Знаете, если у вас есть страх смерти, то… с вами все в порядке. А если серьезно, то избежать ДТП помогут практика и уверенность в себе. Второе растет по мере наработки первого. Если вы научитесь испытывать положительные эмоции от самого процесса вождения, то побороть страх водить машину будет совсем не сложно, ведь негативные эмоции всегда перекрываются позитивными. Да, и еще одно: в процессе борьбы с последним из упомянутых страхов, все же не торопитесь отключать одну очень важную опцию психики – инстинкт самосохранения.

Жизнь без страха

К вождению автомобиля можно отнестись как к увлекательной игре, постепенно усложняя условия. Сначала – просто вождение по полигону, называемому автодромом. Затем – вождение по городу, в ночное время, в условиях ограниченной видимости (дождь, снегопад, туман). И, наконец, в сложных дорожных условиях (гололед, час пик). Все это способствует чудесному приливу адреналина и прекрасно работает, особенно без инструктора. Главное правило, чтобы такое обучение проходило… на электронном тренажере.

На начинающего водителя одновременно обрушивается громадное количество новой информации. От него требуется обладание способностью в очень сжатые сроки принимать большое количество правильных решений, причем, в нужной последовательности. На обдумывание ситуации времени нет. Опытный водитель абсолютное большинство решений принимает рефлекторно. Рефлексы, как известно, тренируемы.

Изучайте устройство машины, повышайте самооценку, помните о правилах дорожного движения и, самое главное, уделяйте как можно больше времени наработке моторных навыков. Научившись всему этому, вы уже больше не будете думать о том, как побороть страх вождения автомобиля. Вы просто избавитесь от него в процессе получения опыта.

Также смотрите видео, из которого вы узнаете, что на самом деле мешает водить автомобиль:

Советы из моего личного опыта подскажут девушкам, как преодолеть страх вождения автомобиля в городе новичку и обрести полную уверенность за рулем своей машины. Автомобиль – это комфортное средство перемещения, которым каждодневно пользуются десятки миллионов человек. Однако есть люди, для которых вождение – настоящая проблема, так как сев за руль, они испытывают безграничную тревогу и дикий страх. Одним из таких людей до недавнего времени была и я.

Как преодолеть страх вождения автомобиля в городе женщинам-новичкам?

Получив права, многие девушки поначалу испытывают эйфорию и гордость собой. Казалось бы, все знаю и умею, ведь с инструктором в автошколе все получалось. Но, выехав первый раз на дорогу самостоятельно, мы начинаем осознавать, что инструктора по вождению рядом нет, контролировать нас некому, и начинает наступать паника. Кажется, что каждая встречная машина так и норовит врезаться в мой автомобиль, пешеходы специально бросаются под колеса, а все вокруг смеются надо мной и чувствуют мой страх.

Так было и со мной. После получения прав я была уверена в своих силах, но в первый день самостоятельного вождения, доехав до места работы, я испытала настоящий стресс. Пешеходы, светофоры, встречные машины и возмущения других водителей – все это повергло меня в настоящий ужас.

Приехав на работу, я решила, что домой буду возвращаться общественным транспортом и больше никогда не сяду за руль автомобиля. Так и случилось: домой я добралась маршруткой, а машину со стоянки на следующий день забрал муж. На следующий день на работу, как и до получения прав, меня подвез муж.

Прошла неделя. Муж уехал в длительную командировку и я начала осознавать, что без машины очень неудобно. Моя машина стояла в гараже, права пылились среди других документов, а я толкалась в маршрутках и метро. Меня все больше начала посещать мысль опять сесть за руль. Но как преодолеть дикий страх, испытываемый мной на дорогах? Боязнь дорожно-транспортных происшествий не покидала меня. Но желание избавиться от этого страха было сильнее, и я решилась.

Что же я сделала для избавления от страха водить машину?


Постепенно я начала привыкать к езде за рулем, приобрела уверенность на дороге и спустя три месяца самостоятельного вождения можно сказать, что я победила свои страхи. Теперь, отправляясь в какую-то поездку, я часто задаю себе вопрос: как же я раньше обходилась без своей машинки?

И напоследок посмотрите видео с советами психолога