Рейтинг самых экономичных кроссоверов. Экономичность дизельных двигателей по сравнению с бензиновыми

  • 3.2. Силы, действующие на автомобиль при движении
  • 3.3. Мощность и момент, подводимые к ведущим колесам
  • 3.4. Потери мощности в трансмиссии. Кпд трансмиссии
  • 3.5. Радиусы колес автомобиля
  • 3.6. Скорость и ускорение автомобиля
  • 3.7. Реакции дороги, действующие при движении на колеса автомобиля
  • 3.8. Тяговая сила и тяговая характеристика автомобиля
  • 3.9. Тяговая характеристика автомобиля с дополнительной коробкой передач
  • 3.10. Сила и коэффициент сцепления колес автомобиля с дорогой
  • 3.11. Силы сопротивления движению и мощности, затрачиваемые на их преодоление
  • Сила сопротивления качению
  • Коэффициент сопротивления качению
  • Сила сопротивления подъему
  • Сила сопротивления дороги
  • Сила сопротивления воздуха
  • Коэффициент учета вращающихся масс
  • 3.12. Уравнение движения автомобиля
  • 3.13. Силовой баланс автомобиля
  • 3.14. Силовой баланс автомобиля при различной нагрузке
  • 3.15. Динамические факторы автомобиля
  • 3.16. Динамическая характеристика автомобиля
  • 3.17. Динамический паспорт автомобиля
  • 3.18. Динамический паспорт автопоезда
  • 3.19. Мощностной баланс автомобиля
  • 3.20. Степень использования мощности двигателя
  • 3.21. Разгон автомобиля
  • Ускорение при разгоне
  • Время и путь разгона
  • 3.22. Динамические нормальные реакции на колесах автомобиля
  • 3.23. Динамическое преодоление подъемов
  • 3.24. Движение накатом
  • 3.25. Влияние различных факторов на тягово-скоростные свойства автомобиля
  • 4. Топливная экономичность
  • 4.1. Измерители топливной экономичности
  • 4.2. Уравнение расхода топлива
  • 4.5. Топливная экономичность автопоезда
  • 4.6. Нормы расхода топлива
  • 4.7. Влияние различных факторов на топливную экономичность автомобиля
  • 5. Тягово-скоростные свойства и топливная экономичность автомобиля с гидропередачей
  • 5.1. Гидромуфта
  • 5.2. Гидротрансформатор
  • 5.4. Влияние гидропередачи на тягово-скоростные свойства автомобиля
  • 5.5. Показатели топливной экономичности автомобиля с гидропередачей
  • 5.6. Влияние гидропередачи на топливную экономичность автомобиля
  • 5.7. Повышение тягово-скоростных свойств и топливной экономичности автомобиля с гидропередачей
  • 6. Тяговый расчет автомобиля
  • 6.1. Поверочный тяговый расчет
  • 6.2. Проектировочный тяговый расчет
  • 6.3. Влияние передаточного числа главной передачи на максимальную скорость автомобиля
  • 6.6. Тяговый расчет автопоезда
  • 6.7. Особенности тягового расчета автомобиля с гидропередачей
  • 7. Тормозные свойства
  • 7.1. Измерители тормозных свойств
  • 7.2. Уравнение движения при торможении
  • 7.3. Экстренное торможение
  • 7.4. Время торможения
  • 7.5. Тормозной путь
  • 7.6. Коэффициент эффективности торможения
  • 7.8. Служебное торможение
  • 7.10. Торможение автопоезда
  • 7.11. Влияние различных факторов на тормозные свойства автомобиля
  • 8. Управляемость
  • 8.1. Поворот автомобиля
  • 8.3. Увод колес автомобиля
  • 8.4. Колебания управляемых колес
  • 8.5. Стабилизация управляемых колес
  • 8.6. Установка управляемых колес
  • 8.7. Влияние различных факторов на управляемость автомобиля
  • 9. Поворачиваемость
  • 9.1. Виды поворачиваемости автомобилей
  • 9.2. Критическая скорость автомобиля по уводу
  • 9.3. Коэффициент поворачиваемости автомобиля
  • 9.4. Диаграмма устойчивости движения автомобиля
  • 9.5. Влияние различных факторов на поворачиваемость автомобиля
  • 10. Маневренность
  • 10.1. Показатели маневренности
  • 11. Устойчивость
  • 11.1. Показатели поперечной устойчивости
  • 11.2. Поперечная устойчивость на вираже
  • 11.3. Занос автомобиля
  • 11.5. Продольная устойчивость автопоезда
  • 11.6. Влияние различных факторов на устойчивость автомобиля
  • 12. Проходимость
  • 12.1. Габаритные параметры проходимости
  • 12.2. Тяговые и опорно-сцепные параметры проходимости. Комплексный фактор проходимости
  • 12.3. Влияние различных факторов на проходимость автомобиля
  • 13. Плавность хода
  • 13.1. Колебания автомобиля
  • На пассажиров и водителя
  • 13.2. Измерители плавности хода
  • 13.3. Колебательная система автомобиля
  • 13.4. Приведенная жесткость подвески
  • 13.5. Свободные колебания автомобиля
  • 13,6. Парциальные частоты колебаний
  • 13.7. Свободные колебания автомобиля с учетом неподрессоренных масс
  • 13.8. Свободные колебания автомобиля с учетом затухания
  • 13.9. Свободные колебания автомобиля с учетом неподрессоренных масс и затухания
  • 13.10. Вынужденные колебания автомобиля
  • 14. Экологичность
  • 14.2. Меры по снижению токсичности двигателей
  • 14.3. Малотоксичные и нетоксичные двигатели
  • 14.4. Электромобили
  • 14.6. Меры по снижению уровня шума
  • 14.7. Влияние различных факторов на экологичность автомобиля
  • 5. Тягово-скоростные свойства и топливная
  • 4. Топливная экономичность

    Топливная экономичность автомобиля имеет важное значение в эксплуатации, так как топливо - один из основных эксплуата­ционных материалов, потребляемый автомобилем в большом ко­личестве. Себестоимость перевозок существенно зависит от топ­ливной экономичности автомобиля, поскольку затраты на топли­во составляют примерно 10... 15 % всех затрат на перевозки. По­этому чем выше топливная экономичность автомобиля, тем меньше расход топлива и ниже себестоимость перевозок.

    4.1. Измерители топливной экономичности

    Топливная экономичность автомобиля оценивается двумя груп­пами измерителей. К первой группе относятся измерители топ­ливной экономичности самого автомобиля, ко второй - измери­тели топливной экономичности двигателя автомобиля.

    Измерителями первой группы являются расход топлива в лит­рах на единицу пробега автомобиля (путевой расход топлива) q n , л на 100 км, и расход топлива в граммах на единицу транспортной работы q n , г/(т∙км) или пасс.-км.

    К измерителям второй группы относятся расход топлива в ки­лограммах за час работы двигателя (часовой расход топлива) G т, кг/ч, и удельный эффективный расход топлива в граммах на ки­ловатт-час q e , г/(кВт∙ч).

    Рассмотрим указанные измерители топливной экономичности.

    Путевой расход топлива

    где Q - общий расход топлива, л; S a - пробег автомобиля, км.

    В указанном выражении единицей пробега являются 100 км пути (принято для автомобилей в России и многих европейских стра­нах).

    Путевой расход топлива - легко определяемая величина, но не учитывающая полезной работы автомобиля. Так, например, ав­томобиль, который перевозит груз, расходует больше топлива,

    чем автомобиль без груза. Поэтому согласно формуле он оказыва­ется менее экономичным по сравнению с автомобилем, соверша­ющим порожний рейс.

    Расход топлива на единицу транспортной работы

    ,

    где m rp - масса перевезенного груза (число пассажиров), кг (пасс); S rp - пробег автомобиля с грузом, км; р т - плотность топлива, кг/л.

    Расход топлива на единицу транспортной работы более пра­вильно оценивает топливную экономичность автомобиля. Однако практическое использование этой величины сопряжено с опреде­ленными трудностями вследствие того, что объем транспортной работы, выполненной автомобилем, не всегда поддается точному измерению.

    Часовой расход топлива

    ,

    где T д - время работы двигателя, ч.

    Удельный эффективный расход топлива

    ,

    где N e - эффективная мощность двигателя, кВт.

    С учетом удельного эффективного расхода топлива определим его путевой расход:

    ,

    где величина g e выражена в г/(кВт∙ч), N e - в кВт, a v - в м/с.

    4.2. Уравнение расхода топлива

    В процессе движения автомобиля эффективная мощность дви­гателя затрачивается на преодоление сил сопротивления движе­нию. Для ее определения воспользуемся уравнением мощностного баланса автомобиля:

    .

    Подставив найденную величину N e в выражение для путевого расхода топлива, получим уравнение расхода топлива автомоби­лем

    В этих выражениях мощность представлена в кВт, сила - в Н, а скорость - в м/с.

    Из уравнения расхода топлива следует, что путевой расход топ­лива зависит от топливной экономичности двигателя (g e ), техни­ческого состояния шасси (η тр), дорожных условий (Р д), скорости движения и обтекаемости кузова (Р в), нагрузки и режима движе­ния (Р и).

    При использовании уравнения расхода топлива для определе­ния путевого расхода топлива в различных дорожных условиях должна быть известна зависимость удельного эффективного рас­хода топлива от степени использования мощности двигателя при разных значениях угловой скорости коленчатого вала. Такая зави­симость для бензинового двигателя приведена на рис. 4.1.

    Из этого рисунка следует, что удельный эффективный расход топлива g e существенно зависит от степени использования мощ­ности двигателя И и в меньшей степени - от угловой скорости коленчатого вала ω е . При увеличении степени использования мощности двигателя и снижении угловой скорости коленчатого вала g e уменьшается. Возрастание удельного эффективного расхода топлива при низкой степени использования мощности двигателя вызвано уменьшением механического коэффициента полезного действия двигателя и ухудшением условий для сгорания смеси в цилиндрах. Удельный эффективный расход топлива также несколь­ко возрастает при высокой (близкой к полной) степени исполь­зования мощности из-за обогащения горючей смеси.

    Рис. 4.1. Зависимости удельного эффектив­ного расхода топлива g e от степени исполь­зования И мощности двигателя при разных значениях угловой скорости коленчатого вала ω е :

    ω е 1 - ω е 3 - значения угловой скорости коленча­того вала двигателя

    4.3. Топливно-экономическая характеристика автомобиля

    Топливно-экономической характеристикой автомобиля назы­вается зависимость путевого расхода топлива от скорости при рав­номерном движении автомобиля по дорогам с разным сопротив­лением.

    Топливно-экономическая характеристика позволяет определять расход топлива по известным значениям скорости движения и коэффициента сопротивления дороги. Она может быть построена для любой передачи, однако обычно ее строят для высшей пере­дачи.

    На рис. 4.2 представлена топливно-экономическая характерис­тика автомобиля для трех различных дорог с разными коэффици­ентами сопротивления, причем ψ 1 < ψ 2 < ψ 3 .

    Каждая кривая топливно-экономической характеристики име­ет три характерные точки - a , b и с.

    Точка а соответствует минимальной устойчивой скорости дви­жения автомобиля.

    Точка b (точка минимума) определяет наименьший расход топ­лива q min при движении автомобиля по дороге с определенным коэффициентом сопротивления ψ. Скорость, соответствующая этой точке, является оптимальной для данной дороги с точки зрения топливной экономичности.

    Точка с характеризует расход топлива при его полной подаче, т.е. при полной нагрузке двигателя. Она соответствует максималь­но возможной скорости движения на данной дороге. Кривая, про­веденная через точки c 1 , с 2 и с 3 , отвечает расходу топлива при полной нагрузке двигателя.

    Из рис. 4.2 видно, что каждому значению сопротивления доро­ги соответствуют определенный минимальный расход топлива, оптимальная и максимально возможная скорости движения авто­мобиля. При возрастании сопротивления дороги увеличивается рас­ход топлива, а эти скорости уменьшаются.

    Рис. 4.2. Топливно-экономическая характеристика автомобиля:

    ψ 1 - ψ 3 - значения коэффициента сопро­тивления дороги, соответствующие трем кривым путевого расхода топлива; а 1 - а 3 - точки, отвечающие минимальной устой­чивой скорости движения v min ; b 1 - b 3 - точки минимума кривых; с 1 - с 3 - точки, соответствующие максимальной скорос­ти движения по каждой дороге; q min , v эк1 , v max 1 – минимальный расход топлива, оп­тимальное и максимальное значения ско­рости движения по дороге, характеризуе­мой коэффициентом ψ 1 .

    Хотя движение автомобиля с оптимальной скоростью сопро­вождается наименьшим расходом топлива, из этого не следует, что при выполнении транспортной работы необходимо двигаться с указанной скоростью. При выборе скорости движения нужно исхо­дить не из условий, обеспечивающих топливную экономичность, а из времени перевозок, безопасности движения, сохранности груза и комфортабельности пассажиров. Так, например, увеличение ско­рости движения приводит к повышению производительности ав­томобиля и уменьшению себестоимости перевозок.

    Представленная топливно-экономическая характеристика ти­пична для автомобилей с бензиновыми двигателями. Аналогич­ный вид имеет и топливно-экономическая характеристика авто­мобилей с дизелями. Ее отличительной особенностью является менее крутой подъем кривых в области низких значений скорости движения, что можно объяснить более высокой экономичностью дизелей при малой угловой скорости коленчатого вала.

    4.4. Построение топливно-экономической характеристики

    Существует несколько способов построения топливно-эконо­мической характеристики автомобиля:

      по результатам дорожных испытаний;

      по результатам стендовых испытаний;

      приближенный расчетный способ.

    В первом и втором случаях топливно-экономическая характе­ристика строится на основании экспериментальных данных, тог­да как при использовании третьего способа она может быть пост­роена при отсутствии экспериментальных данных. Рассмотрим рас­четный способ построения топливно-экономической характерис­тики автомобиля.

    В соответствии с этим способом удельный эффективный рас­ход топлива определяется по формуле

    g e = g N k ω k И

    где g N - удельный эффективный расход топлива при максималь­ной мощности двигателя, г/(кВт∙ч); k ω - коэффициент измене­ния удельного эффективного расхода топлива в зависимости от угловой скорости коленчатого вала двигателя; k И - коэффициент изменения удельного эффективного расхода топлива в зависимо­сти от степени использования мощности двигателя.

    Удельный эффективный расход топлива при максимальной мощ­ности для бензиновых двигателей составляет 300...340 г/(кВт∙ч), а для дизелей - 220...260 г/(кВт∙ч).

    Коэффициент k ω определяется в зависимости от отношения ω е N угловых скоростей коленчатого вала двигателя при текущем и максимальном значениях мощности:

    k ω

    Коэффициент k И определяется в зависимости от степени ис­пользования мощности двигателя И:

    (бензиновый)

    k И

    Коэффициенты k ω и k И могут быть также найдены по специ­альным графикам, представленным на рис. 4.3.

    Расчет и построение топливно-экономической характеристи­ки выполняют в такой последовательности:


    Рис. 4.3. Графики для определения коэффициентов k И (а ) и k ω (б ): 1 - дизели; 2 - бензиновые двигатели


      задают коэффициент сопротивления дороги у;

      выбирают пять-шесть значений угловой скорости коленчато­- го вала двигателя ω е в диапазоне от ω min до ω m ах;

      для выбранных значений ω е определяют отношения ω е / ω N (зна­- чение ω N известно) и по полученным отношениям находят значе­- ния k ω ;

      для выбранных значений ω е определяют соответствующие скорости движения автомобиля v и для этих скоростей по задан­ному коэффициенту сопротивления дороги ψ находят мощнос­ти, затрачиваемые на преодоление сопротивления дороги N Д и воздуха N B ;

      по внешней скоростной характеристике двигателя для выб­ранных значений ω е определяют эффективную мощность двигате­ля N e или для соответствующих скоростей движения по графику мощностного баланса находят значения тяговой мощности N T на ведущих колесах;

      по известным значениям мощностей N Д + N B и N e (или N T) для каждого значения ω е (или v ) определяют степень использования мощности двигателя И и по полученным значениям находят k И;

      по найденным значениям коэффициентов k ω и k И определяют удельный эффективный расход топлива g e ;

    По полученным значениям g e находят путевой расход топлива q П для дороги с заданным коэффициентом сопротивления ψ, для чего используют уравнение расхода топлива при равномерном движении автомобиля.

    Повторив указанные выше расчеты для других коэффициентов сопротивления дороги ψ, строят топливно-экономическую харак­теристику автомобиля.

    3 декабря 2015, 12:51

    Армения сегодня занимает лидирующие позиции среди стран, где природный газ используется в качестве моторного топлива. Более 77% всего автотранспорта в республике работает на компримированном природном газе (КПГ).

    Активному развитию рынка газомоторного топлива способствовала Программа восстановления газоснабжения и газификации, которую в период с 1998 по 2011 гг. реализовала компания «Газпром Армения», в тот период - ЗАО «Армросгазпром».

    По словам Председателя Правления - Генерального директора ЗАО «Газпром Армения» Вардана Арутюняна, благодаря выбранной компанией позиции рынок сжатого природного газа Армении полностью либерализован. Это в свою очередь способствует тому, что рынок продолжает расширяться. За период с 2001 по 2014 годы объемы потребления выросли более чем в 16 раз - с 29 млн до 480 млн куб. м. в год.

    Заместитель министра энергетики и природных ресурсов РА Арег Галстян, в свою очередь, отмечает, что компания «Газпром Армения» сработала достаточно гибко и очень быстро создала соответствующую инфраструктуру для развития рынка сжатого природного газа. А потребитель и бизнес, по его словам, сам выбирает КПГ в качестве моторного топлива с учетом его экономичности по сравнению с бензином и дизельным топливом.

    Перевод общественного, коммунального, грузового, сельскохозяйственого и частного транспорта на КПГ, а также расширение потребительского спроса на этот вид моторного топлива привели к ежегодному увеличению объемов потребления природного газа в транспортном секторе. И сегодня на долю автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) приходится 25% от реализуемого в республике газа.

    Газифицированная на рекордные 96% Армения в скором времени может достичь этого показателя и по части потребления газомоторного топлива. Сегодня общественный транспорт во всех областях страны практически полностью переведен на природный газ, что существенно снизило транспортные издержки хозяйствующих субъектов и населения: владельцы транспортных компаний сократили затраты на топливо, а пассажиры избежали повышения тарифов на проезд.

    В настоящее время на территории Армении действуют 360 АГНКС, из них более 30-и - в столице. Развитая инфраструктура газозаправочных станций позволяет осуществлять заправку автомобилей сжатым природным газом практически в любом регионе страны.

    Первая в республике АГНКС открылась в 1986 г. в одном из пригородов Еревана. Эта станция работает и в настоящее время. В начале 90-х годов на территории Армении действовали 4 АГНКС, ежегодный объем потребления природного газа этими станциями составлял порядка 650 тыс. куб. м.

    Экономичность

    Годы назад Армения стала одним из пионеров по использованию газомоторного топлива, и сегодня природный газ по сравнению с бензином и дизельным топливом - вне конкуренции. Основная причина в том, что это существенно сократило расходы автовладельцев на моторное топливо, заметно улучшив их личный бюджет.

    Как отмечает Председатель Правления - Генеральный директор ЗАО «Газпром Армения», использование КПГ в качестве моторного топлива имеет большое значение для экономики всей республики. Расширение газового рынка положительно сказалось и на социальной сфере. В частности, расчеты показывают, что только за счет разницы между ценой сжатого природного газа и бензина в Армении ежегодно экономия составляет почти 80–90 млрд драмов.

    Экологичность

    Природный газ - самый экологичный вид топлива, выхлопные газы транспорта, работающего на метане, на 60% менее вредны для здоровья по сравнению с бензином или дизельным топливом. Выбросы угарного газа снижаются в 10 раз, задымленность - в 9, а сажа, соединения серы и свинца просто отсутствуют.

    По словам академика Международной академии экологии Карине Даниелян, в случае с КПГ происходит полное сгорание, значительно снижается уровень выделения побочных веществ. Но самое главное, как подчеркивает эксперт в области экологии, не образуются циклические углеводороды, имеющие очень серьезное и мутагенное, и канцерогенное влияние. Поэтому перевод транспорта на КПГ экологи очень приветствуют.

    Безопасность и технологичность

    Еще одно преимущество природного газа в том, что он относится к самому безопасному классу топлива. Метан в 2 раза легче воздуха и в случае утечки быстро улетучивается. Для взрыва или воспламенения необходимо образование топливовоздушной смеси, то есть смешение газа с воздухом. Нахождение газа в баллоне под давлением исключает возможность проникновения воздуха, в то время как в баках с бензином или дизельным топливом всегда присутствует смесь их паров с воздухом.

    Газ повышает и ресурс работы автомобильного двигателя: при сгорании не образуются твердые частицы и зола, которые изнашивают поршни двигателя.


    Служба по связям с общественностью и средствами массовой информации ЗАО «Газпром Армения»

    Foto: Eero Vabamägi

    Бытует мнение, что газ дешевле электричества. И выгоднее купить газовую плиту, нежели стеклокерамическую. А уж старые добрые советские, с конфорками, вообще лучше всех. ”МК-Эстония” решила посчитать, какая плита будет самой экономичной, и выяснить, чем вообще отличаются дорогие плиты от бюджетных.

    На самом деле ныне в магазинах плит столько, что рассказать о каждой не представляется возможным. Разброс цен - от 20 евро за плиточку с одной конфоркой до нескольких тысяч за кулинарный агрегат высокохудожественной ценности.

    И все же, если отбросить художественные и дизайнерские ценности и рассуждать только с позиций функционализма, то можно выделить шесть типов плит: газовая, четыре типа электрических и плита смешанного типа. При этом мы сейчас не будем заострять внимание на духовках, поскольку это отдельная, большая и сложная тема. Будем изучать только варочные поверхности.

    Чугунные ”блины”

    Самая неэкономичная из всех возможных электрических - это старая электроплита с чугунными блинами конфорок. Она же самая недорогая - 18 евро за одну конфорку, за 206 евро можно купить уже полноценную плиту. Однако мы советуем трижды подумать, приобретать ли такую даже для дачи. Она весьма неэкономична.

    Масса энергии уходит для того, чтобы разогреть чугунные ”чурки”, и когда блюдо уже приготовлено, они все еще остывают. Из-за этого у многих хозяек, не привыкших к электроплитам, продукты подгорают.

    Секрет готовки на таких плитах довольно прост, конфорки нужно выключать до того, как блюдо полностью приготовлено, или как только оно приготовлено, снимать его с плиты. Очень удобно на электроплитах ”томить” блюда, достаточно выключить конфорку заранее, и блюдо само доходит до готовности.

    Вкус у еды, приготовленной на таких чушках, совсем другой, чем у еды, приготовленной на газе. Более нежный. На такой плите, как и на других электроплитах, нельзя ставить котелки, казаны, а также кастрюли с выгнутым дном. На газовых плитах такие кастрюли закипают быстрее, а вот на электроплитах такие кастрюли портят дорогостоящие нагревательные элементы.

    Иногда конфорки-”блины” перегреваются и деформируются (выгибаются) - и тогда готовить практически невозможно - потому что кастрюля, к примеру, не стоит ровно, и соприкасается с конфоркой не полностью. Надо просто вызвать мастера и поменять конфорку. Случается это, когда электроплитой пытаются топить помещение или ставят посуду с неровным дном.

    Стеклокерамические плиты с нагревательными элементами

    Первое, что необходимо отметить, - это то облегчение, которое испытывают хозяйки, когда к ним на кухню попадает стеклокерамическая плита. Одним движением руки плита очищается от любой накипи и грязи. Поверхность ровная, очень гладкая и к ней ничего не прилипает. Чистить такую - одно удовольствие.

    Хотя с первого взгляда все стеклокерамические поверхности одинаковые, они довольно серьезно отличаются и по конструкции, и по цене, и по экономичности. Обойтись такая плита может и в 279 евро, и в 700.

    Отличие стеклокерамической плиты с нагревательными элементами - это удивительная способность стеклокерамики к нагреванию. Поперек слоя стеклокерамического листа (сквозь него) тепло очень хорошо проходит, а вот вдоль листа - плохо. Благодаря этому тепловое излучение раскаленной докрасна спирали нагревательного элемента прекрасно достигает дна посуды и лишь в незначительной степени распространяется за пределы зоны нагрева. Вы можете совершенно безболезненно касаться стекла вне конфорок и ощутите лишь тепло, без риска обжечься.

    А чтобы не получить ожога, случайно прикоснувшись к недавно выключенной зоне нагрева, стеклокерамические варочные поверхности снабжены специальными индикаторами остаточного тепла. Они напоминают вам своим свечением о необходимости быть осторожными, пока температура зоны нагрева превышает 50°С.

    По сравнению с ”блинами” такие плиты тратят гораздо меньше энергии, но разнятся они и между собой. Нагревательные элементы бывают спиральными, ленточными и галогенными.

    Галогенные нагревательные элементы быстрее нагреваются, но и тратят немного больше энергии.

    ТОП

    Спиральные и ленточные энергии тратят меньше, хотя и немного медленнее нагреваются.
    Чтобы разогреть литр воды, плита с ленточным нагревателем потратила на 1 минуту и 18 секунд больше времени, но при этом сэкономила 0,04 кВт/час. Если посмотреть годовую экономию, то разница между потреблением плит 8,4 евро. Хотя и выигрыш во времени - около 6 часов готовки! Тут уж кому что важнее. А ценовая категория у этих плит примерно одинаковая.

    Индукционные плиты

    Внешне эти плиты мало чем отличаются от стеклокерамических. Та же стерильность на кухне, те же круги на плоской поверхности, обозначающие конфорки. Но, во-первых, эти плиты на порядок безопаснее - они просто перестают работать, когда вы снимаете с нее кастрюлю или сковородку. А во-вторых, они гораздо экономичнее.

    По сути индукционные плиты - абсолютный рекордсмен экономичности. Даже по сравнению с газовой плитой пока что индукционная плита экономнее газовой.

    Принцип их действия несколько фантастичен - под стеклом этих плит находятся катушки индуктивности. Текущий по катушке переменный электрический ток по закону индукции должен навестись в находящемся поблизости проводнике - им является дно поставленной на конфорку посуды. Вот так, без лишних потерь энергии - сразу в кастрюле или сковородке, а уж она при этом разогреется быстрее, чем на газу или электрической конфорке. Индукция– абсолютный рекордсмен по КПД (до 90%), экономичности и скорости нагрева.

    Проще говоря, в индукционных плитах поверхность не нагревается вообще. С этим связано несколько довольно забавных демонстрационных фокусов. В одном из них на конфорку кладут половину сковороды и разбивают посередине яйцо, так чтоб половина была на сковороде, а половина на поверхности без сковороды. На сковороде яйцо поджаривается, на второй половине остается сырым. Этот фокус наглядно показывает, что индукционная плита воздействует только на металл кастрюль и сковород. И нагревает только кастрюли и сковороды, а сама поверхность если и нагревается, то только от тепла сковороды или кастрюли.

    Другой известный фокус, когда на плиту между конфоркой и кастрюлей кладут денежную купюру. Вода кипит, купюра цела. (Евро для фокусов использовать нельзя, в них есть металл, а доллары - пожалуйста.) Поверхность получает тепло от дна кастрюли и не разогревается более 60 градусов.

    По цене индукционные плиты имеют очень большой разброс - 39 евро за одну конфорку, порядка 499 евро за полноценную плиту. На разницу цен влияет и экономичность, и объединенные конфорки, когда для большой кастрюли можно использовать сразу несколько конфорок, и плита, сама распознающая размер кастрюли, и многое другое. Регуляторы температуры, как правило, сенсорные. Чем больше градаций, тем экономнее плита.

    Газовая плита

    До сих пор у многих жителей Эстонии - именно газовые плиты. Люди к ним привыкли и уже не замечают их недостатков, будучи свято убеждены в их экономичности. Цены на них тоже вполне демократичны - 11 евро за одну конфорку, порядка 219 евро за полноценную плиту.

    Недостатков по сути всего два - низкий КПД и взрывоопасность. Любая перестановка плиты на кухне чревата утечкой газа. Утечка газа может привести к взрыву. Зато долгое время наши газовые плиты были крайне выгодны исходя из цены на газ. Но сегодня цены на газ таковы, что кухонные газовые плиты уже не самые выгодные.

    Выгода складывается из разницы тарифов на газ и электричество. На сегодняшний день газовые плиты (там, где есть магистрали природного газа) менее экономны, чем электрические индукционные, новые стеклокерамические плиты с галогенными (HI LIHT) или ленточными нагревателями. И даже не выгоднее, чем старые электрические плиты.

    Есть еще вариант - газ в баллонах, как правило, это пропан-бутан. Теплоемкость у пропан-бутана больше, но все равно цены на него таковы, что люди придумывают разные хитрости при готовке. Например, чтобы сварить картошку или макароны, используют кипяток из электрочайника. Про духовку стараются не вспоминать и т.д.

    Вдобавок примерно каждый месяц нужно покупать баллон и устанавливать его.

    В погоне за экономией

    Если вы, изучив цифры, решите заменить свою газовую плиту с подключением к магистрали природного газа на более экономную индукционную, помните: окупится маленькая индукционная плита в одну конфорку (за 39 евро) примерно за полтора года.

    Но на даче это может происходить медленнее (даже если разница тарифов на газ и электричество сохранится). Ведь сколько тратится газа на даче? Хорошо, если один баллон или 6-8 м 3 за сезон. А то и за два-три сезона, если приезжать только на выходные и не особенно заморачиваться с готовкой.

    Статья целиком - в еженедельнике ”МК-Эстония”.

    Является в наши дни главным критерием выбора для потенциального покупателя. Никто не хочет потратить 1,2млн. рублей или больше, покупая автомашину, и в итоге получить не очень большое преимущество по экономии топлива, по сравнению с более дешевыми автомобилями. Покупая экономичную машину, покупатель хочет получить существенную экономию бензина или дизельного топлива, которая со временем хотя бы частично окупит переплаченные деньги за экономный автомобиль.

    Мы составили для вас рейтинг, состоящий из 10 автомобилей, являющиеся самыми экономными и по своей стоимости имеют смысл для покупки, так как переплатив за экономность автомобиля со временем, возможно окупить вложенные деньги за счет меньших трат на заправке.

    Не смотря на то, что в последние годы в основном наблюдается появление новых современных технологий, которые используются в двигателях внутреннего сгорания, что позволило существенно снизить средние потребление топлива, в нашей подборке нет и одного автомобиля с обычным бензиновым или дизельным двигателем. Все автомобили, представленные в рейтинге .

    Причина в том, что пока технологии не позволяют современным традиционным моторам конкурировать по потреблению топлива с автомашинами, работающие на гибридных силовых агрегатах.

    Отметим, что в нашей подборке представлены полноразмерные автомобили. Мы намеренно не включаем в рейтинг маленькие автомобили, имеющие низкий расход топлива, так как такие автомобили маловместительные (чаще двухдверные) и маломощные, которые не пользуются большим спросом во всем в мире и не очень актуальны в нашей стране.

    Представленные автомашины в ТОП-10 достаточно мощные, но, тем не менее являются экономными по потреблению топлива.

    1) 2013 Lexus CT200h - 1,32-1,7 млн. рублей

    Наш список начинается с роскошного Lexus CT200h. Этот автомобиль один из немногих гибридных автомобилей продается в России (в США и в Европе представлено куда больше автомашин с гибридными двигателями), цены на который начинаются от 1,318,000 рублей. Этот не большой автомобиль в комбинированном режиме (одновременная работа обычного двигателя и электрического) расходует топлива всего 5,6 литров на 100 километров пути.

    Такой низкий расход топлива стал возможен благодаря использованию технологий Toyota Hybrid Synergy, которая используются на многих гибридных и полностью электрических Японских автомобилях.

    Гибридная силовая установка состоит из четырехцилиндрованного бензинового двигателя объемом 1,8 литра и электрического силового агрегата. Общая мощность составляет 134 л.с. Вес - 1445-1485 кг. (Полная снаряженная масса автомобиля составляет 1790кг.)

    Пятидверный хэтчбек Lexus CT200h считается более спортивным и приятным в управлении по сравнению с Тойота Приус, на котором он основан.

    2) 2013 Ford Fusion Hybrid (Mondeo) - $ 27995 (цена в США)

    Цена в России: 1,30-1,65млн. рублей с учетом таможенных сборов и доставкой из США.


    Компания Форд тратит большие усилия по развитию гибридных технологий. Модель Fusion, которая больше известна в России, как Форд Мондео не смотря, что официально не представлен в РФ, занимает вторую строчку нашего рейтинга. Невзирая на ее небольшую стоимость в Штатах, купить за небольшие деньги этот автомобиль в России не возможно. Для того, чтобы приобрести этот автомобиль, необходимо ехать за ней в Америку или заказывать автомашину через компании специализирующих на перепродажах автомобилей из США.

    Но цена автомобиля вырастит за счет таможенных платежей и доставки в Россию. Так таможенный сбор будет составлять примерно 469тыс. рублей.

    Не смотря на высокий ценник, автомобиль и сложностью его приобретения в РФ этот автомобиль попал в наш рейтинг из-за своей экономичности. Расход топлива в комбинированном режиме составляет всего 5 литров на 100км. Гибридная установка представляет собой 2-х литровый бензиновый двигатель, совмещенный с электрической 7.6 Квт установкой. Работа в комбинированном режиме дает 188 л.с. мощности, благодаря использованию электронной автоматической бесступенчатой коробки передач ECVT.

    Форд признало успех проекта оснащения гибридными двигателями модели Ford Fusion Hybrid (Mondeo). Благодаря успеху, Американская компания приняла решение использование этой гибридной системы на автомобилях Ford C-MAX.

    3) 2013 Toyota Prius V - 1.25-1,59млн. рублей


    Не смотря на то, что во всем мире Тойота Приус является очень популярным гибридным автомобилем, в нашей стране этот автомобиль пользуется не очень огромным спросом по причине дороговизны по сравнению с другими странами. Не говоря уже о версии Prius V. Но мы решили включить ее в рейтинг, так как без этого автомобиля подборка самых экономичных автомобилей в мире была бы не полная.

    Прямой конкурент Приусу это Форд С-Макс. Приус 5 по сравнению с обычным Приусом имеет большие габариты, который специально спроектирован для большой вместительности людей и багажа (багажник это проблема для всех гибридных автомобилей, так как это единственное удобное место для установки аккумуляторной батареи, питающая электродвигатель).

    Расход топлива в комбинированном режиме составляет 5,6 литров на 100 километров.

    Используя свою фирменную технологию гибридных установок Toyota Synergy Drive, автомобиль имеет мощность 134 л.с., что является низким показателем для автомобиля таких габаритов. Разгон с 0 до 100 км/час 10,6 секунд.

    4) 2013 Toyota Camry Hybrid - $ 26,935 (цена в США)

    Цена в России: 1,18-1,53млн. рублей с учетом таможенных платежей и доставкой из США.


    Более доступной в отличие от 2013 Ford Fusion Hybrid (Mondeo) является автомобиль 2013 Toyota Camry Hybrid, который к сожалению также официально не представлен в РФ. В настоящие время гибридные технологии от компании Тойота в виде гибридной Тойоты Камри доступны для всех тех, кто не может терпеть стиль и дизайн Тойоты Приус.

    Расход топлива при совместной работе 2,5 литрового бензинового двигателя и электрического мотора составляет 5,7л./100км. Помимо формы кузова, стиля, Камри отличается от Приуса хорошей мощностью (200 л.с.), благодаря чему, этот полноразмерный седан среднего класса разгоняется до 100 км/час всего за 7,6 секунд, что очень не плохо для гибридного четырехдверного автомобиля.

    5) 2013 Ford C-Max Гибридная - $ 25995 (цена в США)

    Цена в России: 1,18-1,51млн. рублей с учетом таможенных платежей и доставкой из США или Европы.


    Ford C-Max является идеальным гибридным автомобилем для тех, кому нравится 2013 Ford Fusion Hybrid USA (Mondeo), но необходимо больше пространства для пассажиров и багажа. Этот автомобиль, как и большинство гибридных автомобилей не продается официально в нашей стране. Так, что поклонникам этой марки, придется покупать этот автомобиль в США или в Европе, затрачивая деньги на таможню и доставку в Россию.

    Тем не менее, не смотря на сложности покупки C-Max дешевле гибридной Мондео. Обратите внимание на то, что C-Max и Ford Fusion используют одинаковый двигатель и трансмиссию. Также одинаковый у этих моделей расход топлива, который составляет всего 5л./100км., но у C-Max габариты кузова больше, что имеет преимущество, перед Fusion Hybrid USA. Мощность 188 л.с. (при совместной работе электрического двигателя и бензинового 2-х литрового).

    При тестировании гибридного С-Макс стоит отметить, что гораздо приятней в управлении, чем Prius V.

    6) 2014 VW Jetta Гибрид - $ 25790 (цена в США)

    Цена в России: 1,15-1,49млн. рублей с учетом таможенных сборов и доставкой из США.


    Обладая бензиновым 4-х цилиндрованным 1,4 литровым турбодвигателем и электрическим мотором, Volkswagen намного мощнее Приуса. Мощность гибридной Jetta составляет 170 л.с. Последние модели этого гибридного автомобиля оснащаются автоматическими коробками автомат DSG с двойным сцеплением.

    При такой мощности VW Jetta расходует всего 5,23 литра на 100 километров пути, что является отличным результатом с учетом не маленькой мощности. Цена, за которую его можно купить в Североамериканском континенте, очень привлекательна.

    7) 2013 Honda Civic Hybrid - $25,150 (цена в США)

    Цена в России: 1,14-1.47млн. рублей с учетом таможенных платежей и доставки в Россию.

    В России предлагаются в продаже б/у гибридные Honda Civic VII 2009-2010 годов по цене от 450тыс.-550тыс. рублей. (данные Auto.ru)


    В отличие от других гибридных автомобилей, представленных в этом рейтинге не дорогих и самых экономичных автомобилей, Хонда Цивик является гибридом, который может работать только в комбинированном режиме работы электродвигателя и бензинового мотора. Так, что поездить на одной только электротяге на этой автомашине не получится.

    Не смотря на это, расход топлива Honda Civic Hybrid составляет всего 5,35л./100 километров расстояния, что очень не плохо для 1,5 литрового двигателя, работающего в паре с электрическим силовым агрегатом.

    Единственный минус, это не очень большая мощность, составляющая всего 93 л.с. (для рынка Японии 91 л.с.). С учетом небольшой цены и низким расходом топлива, расходы на переплату за гибридный автомобиль могут окупиться всего за несколько лет.

    8)2013 Toyota Prius - $24,995 (цена в США)

    В России стоимость составляет 1,19-1.53млн. рублей. Цена б/у автомобили в среднем ниже 1млн. руб.


    Тойота Приус, по сравнению с примерно таким же классом автомобилей, работающие на традиционных двигателях, стоит примерно также, что является одним из самых главных факторов в пользу покупки этого гибрида. Плюс очень низкий расход топлива - 4,7 литра на 100 км. Хоть обычный Приус и меньше по размеру чем Prius V, мощности в 134 л.с. все равно маловато.

    Так же, как и на Приус 5, в Toyota Prius в стандартном кузове используется тот же бензиновый двигатель, объемом 1,8 литра, работающего в паре с электрическим мотором и с бесступенчатой автоматической коробкой автомат (CVT). Не смотря на не очень стильный дизайн автомобиля и некоторые недостатки, цена и расход топлива на Тойота Приус главные преимущества для принятия решения о покупки гибридного автомобиля.

    Благодаря экономичности и его доступной цены, расходы по покупки автомобиля, частично окупятся в процессе эксплуатации, за счет экономии денег на бензин.

    9) 2014 Toyota Prius С - $19,875 (цена в США)

    Цена в России: 1,09-1,30млн. рублей с учетом доставки из США и таможенных платежей.


    Новая модель Тойоты Приус С на целых почти 5000 долларов дешевле, чем обычная модель Prius. Размер новой модели Toyota Prius С ровно в два раза меньше чем обычная модель Приус. Эта модель является первым гибридным автомобилем Тойота в США, по стоимости ниже 20,000 долларов. Несмотря на маленький размер, сократить расход топлива на этой модели не удалось.

    Автомашина расходует такое же количество топлива, что 2013 Toyota Prius (4,7 л./100км.). Также ожидать резвости за счет веса этого автомобиля не стоит. На автомобиле в паре с электродвигателем установлен 1,5 литровый маломощный двигатель от Toyota Yaris (почти 100 л.с.).

    Но вопреки скучных технических показателей, главное в автомобиле низкая цена (на территории США), которая очень привлекательна, что естественно привлечет большое количество покупателей.

    10) 2013 Honda Insight Гибрид - $ 19390 (цена в США)

    Цена в России: 1,00-1,25млн. рублей с учетом доставки из США и таможенных сборов в РФ.

    Этот автомобиль заканчивает нашу десятку самых экономичных и недорогих автомобилей. Он является самым доступным по цене для покупки. Как и все полноразмерные автомобили нашего рейтинга, 2013 Honda Insight является гибридом. Гибридная установка состоит из электрического силового агрегата и бензинового 1,3 литрового двигателя, мощностью 98 л.с.

    Как и гибридная Honda Civic 2013 года, Insight не может работать самостоятельно на одной электрической тяге, но, тем не менее, расход топлива достаточно хорош, составляющий 5,6 литров на 100 километров пути. По стилю, дизайну и другим параметрам автомобиль уступает всем машинам, представленным в рейтинге.

    Но по цене конкурентов у него нет. С учетом специфики нашего , низкая цена позволяет быстрее всего окупить затраты на покупку этого гибридного автомобиля, благодаря экономии денежных средств на заправке.

    Оценочные показатели. Основной показатель топливной экономичности автомобиля - путевой расход топлива - расход, отнесенный к пройденному расстоянию. В нашей стране расстояние 100 км принято эталонным. Таким образом, размерность показателя топливной экономичности следующая: л/100 км.

    Удельный расход топлива - это путевой расход топлива с учетом массы перевезенного груза (пассажиров), л/(т 100 км).

    Государственные стандарты и Правила ЕЭК ООН устанавливают следующие оценочные показатели топливной экономичности автомобиля:

    • контрольный расход топлива (КРТ);
    • расход топлива в магистральном ездовом цикле на дороге (РТМЦ);
    • расход топлива в городском ездовом цикле на дороге (РТГЦд);
    • расход в городском цикле на стенде (РТГЦ);
    • топливная характеристика установившегося движения (ТХ);
    • топливно-скоростная характеристика на магистрально-холмистой дороге (ТСХ);
    • удельный контрольный расход топлива для грузовых автомобилей (УКРТ).

    Приведенные оценочные показатели топливной экономичности не нормированы. Они используются для сравнительной оценки автомобилей. Условия испытаний по определению топливной экономичности регламентируются стандартами.

    КРТ определяют для всех видов автомобилей, как правило, при двух (в диапазоне 40... 120 км/ч) регламентируемых скоростях движения по прямой горизонтальной дороге на высшей передаче. Для различных категорий автотранспортных средств установлены свои скорости движения при испытаниях. КРТ приводят в документации на автомобиль в качестве оценочного.

    РТМЦ измеряют для всех категорий автотранспортных средств, кроме городских автобусов, при движении по измерительному участку с соблюдением заданных режимов движения: разгон, торможение,

    Рис. 96.

    равномерное движение, переключение передач. Пример карты цикла приведен на рис. 96.

    РТГЦд определяют для автотранспортных средств всех категорий, кроме магистральных автопоездов, междугородных и туристских автобусов, по методике измерения РТЦМ. Отличие состоит в режиме движения, определяемого картой цикла.

    РТГЦ определяют только для автомобилей, вес которых (7 а

    ТХ и ТСХ представляют собой графики (рис. 97) зависимости расхода топлива Q s от скорости в заданных дорожных условиях. Зависимость ТХ строят по результатам измерений при установившемся движении на высшей передаче по горизонтальной дороге. А характеристику ТСХ получают при движении по холмистой магистральной дороге с заданным профилем. Эта характеристика строится для магистральных автопоездов, междугородных и туристских автобусов в зависимости от допустимой скорости у доп при движении по специальной скоростной дороге с вероятностным распределением уклонов и некоторыми дополнительными условиями.

    УКРТ грузового автомобиля предназначен для сравнительной оценки автомобилей по топливной экономичности. Его определяют при движении автомобиля с установившейся скоростью 60 км/ч на горизонтальной дороге с твердым покрытием.

    Расчет топливной экономичности. Топливную экономичность автомобиля строят по предложенной Е.А. Чудаковым зависимости Q s =Л v a) (рис. 98) при движении с постоянной скоростью по дорогам с разным коэффициентом сопротивления.

    При тяговом расчете находят путевой расход топлива Q s , который по определению представляет собой расход топлива на 100 км пути, л/100 км. Чтобы рассчитать расход топлива Q s , необходимого для преодоления пути длиною 100 км, следует часовой расход топлива

    Рис. 97.

    Рис. 98.

    двигателем G T умножить на время t, за которое автомобиль пройдет 100 км:

    После замены получим

    где G T , g e - часовой и удельный расход топлива в данных условиях по нагрузке и дорожным условиям; N e - эффективная мощность двигателя, необходимая для перемещения автомобиля в данных условиях по нагрузке и дорожным условиям; v a - скорость автомобиля.

    Удельный расход топлива в соответствии с определением будет равен

    Чтобы учесть при расчете топливной экономичности автомобиля работу с неполной загрузкой двигателя и с разным скоростным режимом, необходимо иметь соответствующие зависимости (рис. 99, а), отражающие удельный расход топлива на частичных нагрузочных и скоростных режимах. Их получают из нагрузочной и внешней скоростной характеристик.

    Существуют и другие способы коррекции g e . Так, И.С. Шлиппе предложил формулу

    где g N - удельный расход топлива при максимальной мощности; к х - коэффициент, учитывающий загрузку двигателя; к ш - коэффициент, учитывающий скоростной режим работы двигателя.

    Для определения коэффициентов, входящих в эту формулу, используют графики (рис. 99, б), также предложенные И.С. Шлиппе.

    Эффективную мощность двигателя, необходимую для подстановки в формулу (131), определяют как сумму

    Каждую из составляющих этой суммы рассчитывают по рассмотренным ранее зависимостям для конкретных условий работы автомобиля.

    Характеристики строят в координатах Как видно из

    рис. 98, путевой расход топлива зависит от скорости движения автомобиля и дорожных условий, характеризуемых коэффициентом ц/. Каждым дорожным условиям соответствует свой минимум Q s . Чем хуже дорога, тем больше сила сопротивления качению и составляющая Л/Д133), тем меньшей скорости автомобиля соответствует минимальный расход топлива. Наряду с этим, при движении с меньшей скоростью возрастает время прохождения участка дороги и вследствие этого - расход топлива.

    Слева семейство зависимостей на рис. 98 ограничено

    минимально устойчивой скоростью движения автомобиля. В общем случае эти скорости различны для разных дорожных условий. Однако условно их принимают одинаковыми и при всех значениях ц/ расчет ведут по co min . Справа и сверху характеристика ограничивается кривой, соответствующей расходу топлива по скоростной внешней характеристике двигателя.

    Рис. 99. Графики для определения удельного расхода топлива: а - в зависимости от загрузки по мощности; 6 - коэффициенты к и к ш в зависимости от нагрузки и частоты вращения вала двигателя"

    Способы повышения топливной экономичности. Известно, что только 24...30% энергии, образовавшейся в результате сгорания топлива в бензиновом двигателе, превращается в эффективную мощность. Из этих 24...30% примерно 10% расходуется на трение в трансмиссии. Таким образом, к ведущим колесам автомобиля подводится около 20...25% энергии сожженного топлива. На легковых автомобилях большого класса общие потери энергии на пути от двигателя к колесам еще выше и, по зарубежным данным, достигают 88%.

    Способы повышения экономичности двигателей рассмотрены в курсе теории двигателей внутреннего сгорания. Рассмотрим другие конструктивные параметры и эксплуатационные факторы, определяющие топливную экономичность автомобиля.

    Удельная мощность а вто м о б и л я. В соответствии с рис. 100 можно получить оптимальное значение удельной мощности автомобиля, при которой расход топлива будет минимальным. При снижении N = N emax /G a (см. рис. 100) относительно оптимального значения расход топлива увеличивается в основном вследствие ухудшения динамичности автомобиля и более частого

    Рис. 100.

    использования промежуточных ступеней в коробке передач. При увеличении N yjl относительно оптимального значения расход Q s повышается, потому что двигатели завышенной мощности обладают завышенным часовым расходом топлива. Кроме того, в этом случае двигатель работает с малой нагрузкой, поэтому повышаются относительные механические потери (см. рис. 49), снижается индикаторный КПД двигателя.

    При одинаковой мощности двигателей топливная экономичность автомобилей зависит от запаса крутящего момента или коэффициента приспособляемости к м. По данным НАМИ, изменение к м от 1,07 до 1,13 приводит к увеличению средней скорости на 10% и уменьшению расхода топлива на 7...8%. Это объясняется лучшей приспособленностью двигателя к преодолению временных перегрузок как при установившемся режиме работы, так и при разгоне.

    Грузоподъемность автомобиля. На рис. 89 представлен график изменения отношения грузоподъемности автомобиля к его полной массе (т г /т а = к г) в зависимости от т а. Рисунок показывает, что с увеличением полной массы автомобиля т а грузоподъемность повышается в большей степени. Следовательно, по сравнению с автомобилями меньшей грузоподъемности у большегрузных автомобилей из общего количества топлива, затраченного на одну ездку, большая часть используется на перевозку груза и меньшая - на перемещение самого автомобиля (без груза).

    Рассмотрим, как изменятся составляющие уравнения баланса мощности (133) при повышении грузоподъемности автомобиля.

    Мощность N Tp , возрастет, но не прямо пропорционально увеличению грузоподъемности, а с некоторым отставанием. Мощность также увеличится не прямо пропорционально, а в меньшей мере, в соответствии с законом уменьшения коэффициента сопротивления качению при увеличении веса автомобиля (см. п. 2.4, рис. 19).

    Мощность практически не должна измениться с увеличением грузоподъемности или может повыситься незначительно.

    Коэффициент к ш не зависит от грузоподъемности. Габаритные размеры по высоте и ширине, определяющие площадь поперечного сечения, могут быть несколько разными только при сравнении автомобилей малой грузоподъемности с автомобилями высокой грузоподъемности. Габаритные размеры автомобилей большой грузоподъемности ограничены стандартом. Скорости автомобиля можно принять одинаковыми.

    Составляющая N,- возрастет прямо пропорционально увеличению полной массы автомобиля т а.

    Следовательно, перевозки автомобилями большой грузоподъемности более выгодны по соображениям топливной экономичности, если отсутствуют другие ограничения по их применению.

    Наибольшая экономия топлива на единицу массы перевозимого груза отмечается при использовании автопоездов. Объясняется это главным образом лучшим использованием массы.

    Сопротивление воздуха. Аэродинамическое сопротивление современных автомобилей в несколько раз превышает сопротивление идеальных форм, достигнутых чаще всего в исследовательских целях. Основная причина этого заключается в том, что к форме автомобиля предъявляют много требований, вытекающих из его функционального назначения: вместительный пассажирский салон, определяющий габариты поперечного сечения автомобиля; кузов и различные элементы, которые увеличивают сопротивление воздуха. Большое значение имеет современный дизайн, который не всегда согласуется с хорошими аэродинамическими формами. Расход топлива крупногабаритного автомобиля на преодоление сопротивления воздуха в 3 раза больше, чем малолитражного.

    Основные способы снижения сопротивления воздуха следующие. Автомобиль в целом должен быть наклонен вперед на 1...2 0 . В плане передняя часть автомобиля должна иметь некоторое сужение вперед. В боковой проекции капот должен быть покатым. Обращенные вперед кромки и углы на капоте, крыльях, фарах, окантовке ветрового стекла должны быть скруглены, чтобы предотвратить срыв потока воздуха. Задняя часть автомобиля должна быть обтекаемой. Низ кузова должен иметь поддон, закрывающий по возможности выступающие элементы и выполняющий функции экрана.

    Снижение коэффициента сопротивления воздуха k w на 10% уменьшает расход топлива примерно на 3% при езде по смешанному циклу и значительно больше - при движении по трассе с большой скоростью. Поэтому если обтекатели, показанные на рис. 82, установлены, то путевой расход топлива снижается существенно.

    Сопротивление качению. Установлена эмпирическая линейная зависимость между снижением сопротивления качению и

    повышением топливной экономичности, выражающаяся отношением 5:1. Это означает, что уменьшение силы сопротивления качению на 5% снижает расход топлива на 1 %. Основную часть потерь на качение автомобильного колеса составляют гистерезисные потери (до 90%). За последнее время достигнуто существенное снижение сопротивления качению автомобильного колеса за счет следующих основных факторов: применение более легких шин вследствие уменьшения массы автомобилей; повышение давления в шинах; более широкое применение радиальных шин и материалов с меньшими гистерезисными потерями. Благодаря этому достигнут коэффициент сопротивления качению автомобильных шин на дорогах с твердым покрытием 0,007...0,015.

    В дальнейшем сопротивление качению будет снижаться также за счет совершенствования конструкции шины и уменьшения гистерезисных потерь в ней, применения новых материалов, снижения массы автомобиля.

    Параметры трансмиссии. Помимо механического КПД, основными параметрами трансмиссии, оказывающими влияние на топливную экономичность автомобиля, являются: передаточное число главной передачи; передаточные числа и диапазон передаточных чисел коробки передач; закономерность построения ряда передаточных чисел. При выборе этих параметров стремятся обеспечить наиболее высокие средние скорости движения и наименьшие расходы топлива в тех условиях эксплуатации, для которых автомобиль предназначен. Рассмотрим влияние на топливную экономичность передаточного числа трансмиссии / тр.

    На рис. 101 представлена многопараметровая (универсальная) характеристика двигателя, на которой нанесено семейство гипербол г, каждая из которых представляет совокупность произведений М к со д =N e = const, т.е. это линии постоянной мощности. Другое семейство кривых д - линии постоянного удельного расхода топлива.

    На многопараметровой характеристике можно провести линию еж, которая будет охватывать широкий диапазон режимов работы двигателя по мощности, но каждый из этих режимов будет реализован при минимальном удельном расходе топлива. С целью достижения высокой топливной экономичности (лучше бесступенчатой) при изменении нагрузки и при переходе с одной кривой N e = const на другую передаточное число трансмиссии должно изменяться так, чтобы угловая скорость вала двигателя со д всегда соответствовала точке (зоне) пересечения кривой N e = const с линией минимального удельного расхода топлива еж.

    Рассмотренная схема служит лишь иллюстративным примером. Современные системы на основе микропроцессорной техники позволяют реализовать различные программы согласованного регули-

    Рис. 101.

    рования скоростных и нагрузочных режимов работы двигателя и трансмиссии с целью достижения высокой топливной экономичности автомобилей.

    Следует иметь в виду, что движению автомобиля на прямой передаче соответствует КПД трансмиссии примерно на 4% выше (КПД двух шестеренчатых пар, находящихся одновременно в зацеплении), чем КПД при движении на остальных передачах. Поэтому из соображений топливной экономичности целесообразно применять коробки передач с прямой высшей передачей, так как 85...90% времени автомобиль работает на высшей передаче.

    Правила эксплуатации. Как отмечено выше, в целях экономии топлива всегда выгоднее перевозить грузы большегрузными автомобилями, потому что топливная экономичность заметно повышается при увеличении полезной нагрузки. В эксплуатации это можно достигнуть также применением автопоездов.

    Существенно большей экономичностью обладают автомобили с дизелями по сравнению с автомобилями, оснащенными бензиновыми двигателями.

    Техническое состояние автомобиля влияет на силу сопротивления качению и сопротивление воздуха, а следовательно, и на удельный расход топлива. Способы снижения сопротивления воздуха проана

    лизированы ранее. Сопротивление качению зависит главным образом от давления воздуха в шинах и состояния протектора. Важно, чтобы давление воздуха в шинах по осям было одинаковым и соответствовало инструкции завода-изготовителя.

    На топливную экономичность карбюраторного двигателя влияет уровень топлива в поплавковой камере карбюратора, угол опережения зажигания, зазоры в прерывателе, состояние свечей, фазы газораспределения, тепловой режим эксплуатации.

    Выбор режима движения. Расход топлива существенно зависит от умения водителя выбрать экономичный режим работы двигателя в данных дорожных условиях, а также использовать кинетическую энергию разгона при движении под уклон для преодоления подъемов. Из условий экономии топлива можно рекомендовать следующие приемы вождения автомобиля:

    • на горизонтальном участке дороги соблюдать скорость движения на 25% ниже максимальной;
    • средняя частота вращения вала двигателя должна быть на 30.. .40% ниже номинальной;
    • по возможности использовать более высокие передачи;
    • обеспечивать равномерное движение автомобиля без резких разгонов и торможений;
    • по возможности реже переключать передачи и использовать тормоза.

    Поскольку экономичность двигателя всегда выше в режиме работы, соответствующем большой загрузке по крутящему моменту при низкой частоте вращения коленчатого вала, то целесообразно как можно раньше включать высокую передачу.