Летняя, зимняя, всесезонка. Чем шины отличаются друг от друга

Любой автомобилист, у которого есть хотя бы небольшой стаж езды, знает на своем опыте, как важно выбрать хорошую резину. От нее зависит качество и безопасность езды. Кроме того, в нашей стране обязательно нужно ездить на резине, соответствующей сезону. Из-за этого уже штрафуют. И дело не в том, что сотрудникам ГИБДД нужно обязательно к чему-то придраться, просто это действительно создает опасность, когда водитель не «переобул» машину, причем, не только для него самого, но и для остальных участников дорожного движения. Очень важно, еще и правильно выбрать шины.

Влияет ли бренд на качество шин?

Если изучать материалы, статьи, где даются советы по выбору резины для авто, редко когда можно найти что-то о брендах. Упор делается не на них, а на остальных параметрах, потому что это действительно важнее. Но, бренд тоже имеет значение, потому что разные производители могут выпускать сильно отличающуюся по качеству продукцию. И известный бренд, например, такой как, Hankook, Michelin, Pirelli и т. д., сам по себе является гарантом качества. Приобрести качественные и оригинальные шины сегодня можно и через интернет, если в своем населенном пункте это невозможно, либо они стоят дорого. Например, подобрать Шины Hankook можно здесь http://www.e-katalog.ru/list/337/hankook , а также воспользоваться доставкой.

Почему брендовые шины лучше?

Что такое бренд? Это торговая марка, выпускающая ту или иную продукцию. В данном случае – это шины. Если продукция у производителя качественная, она очень быстро обретет популярность и будет покупаться. Если же бренд малоизвестный, он, либо новичок, либо его продукция не такая качественная. Раскрученные и известные бренды не могли бы быть такими популярными, если бы не выпускали качественные шины. В этом и заключается их преимущество. Можно со 100% уверенностью говорить, что брендовая оригинальная авто-резина будет намного качественнее продукции малоизвестных компаний, а также тех, кто неоригинальную продукцию.

Есть ли разница?

Все зависит от того, что именно сравнивается. Например, если это продукция популярных производителей, существенной разницы между ними нет, она во всех случаях высокого качества. А если это продукция какого-то малоизвестного бренда, не очень дорого стоит, скорее всего, качество резины будет ниже, чем у именитых конкурентов. Она быстрее придет в негодность, и ее нужно будет менять. Именно в этом и заключаются главные отличия.

Насколько важно соответствие шин различным погодным условиям, можно понять, посмотрев хотя бы один заезд «Формулы 1». Больше половины комментариев составляет обсуждение того, какие шины на каком болиде стоят, нужно ли их менять, сколько они прошли кругов и т. п. В гран-при изменение температуры воздуха или асфальта на пару градусов может серьёзно повлиять и на результат, и на безопасность. Что же говорить про сезонные колебания в нашем континентальном климате?

Так какая связь между температурой и выбором покрышки? - Прямая. Все когда-нибудь видели эффектные кадры, как разбиваются предметы, опущенные в жидкий азот: супернизкие температуры разрушают связи и предмет становится хрупким. Но даже разница в 10-20 ˚С может кардинально изменить свойства материи. Всё это справедливо и по отношению к резине как основному компоненту автомобильных шин. Чем ниже температура, тем твёрже покрышка. При этом снижаются её сцепные свойства, что отрицательно сказывается на управляемости и торможении. При повышении температуры увеличиваются сцепные свойства, возникает большее сопротивление качению, и как следствие, растёт расход топлива и износ шины.

Для того чтобы эти процессы сбалансировать, шинные компании разработали летние и зимние покрышки, которые отличаются химическим составом и рисунком протектора.

Резина, используемая в летних шинах, более жёсткая , выдерживает контакт с разогретым в жару асфальтом, достаточно износостойка. Её свойства сбалансированы между сцеплением с поверхностью и сопротивлению качению, шина достаточно эластична, чтобы «держать» автомобиль на заложенном курсе, но при этом не изнашивается за 100 км пробега. При низких температурах покрышка становится жёсткой, а способность к уверенному контакту с дорогой стремительно уменьшается, процесс качения начинает больше походить на скольжение.

Зимние шинные имеют более мягкий состав резины , поэтому при плюсовых температурах она становится очень мягкой и быстро изнашивается. Но когда показания термометра ниже 0, зимняя шина достаточно эластична, чтобы давать возможность уверенно управлять автомобилем. Помимо самого химического состава, зимняя шина может быть более пористой для увеличения площади контакта. Особенно это хорошо сказывается на движении по льду, когда мельчайшие неровности цепляются за почти гладкую поверхность, сокращая тормозной путь.

Пограничной температурой для обоих типов шин является +10 ˚С. При её установлении лучше «переобуться».

Что же касается рисунка , то в летнем варианте он имеет больше продольных и выводящих канавок, которые необходимы для увода влаги из пятна контакта и уменьшения последствий аквапланирования. Такие же выводящие канавки характерны и для зимних шин, но они более глубокие, а блоки, которые они разделяют, более крупные. Часть рисунка имеет поперечную направленность для лучшего сцепления со скользкой поверхностью.

Этому же служит большое количество ламелей (мелких разрезов в блоках профиля), которые делают покрышку более эластичной и приспосабливаемой к поверхности. Для улучшения сцепления на скользких поверхностях и снегу на зимних шинах могут устанавливаться шипы.

Есть ещё и так называемые «всесезонные» шины . Это самый бюджетный вариант, но он имеет больше недостатков, позаимствованных у летних и зимних покрышек, чем достоинств. Так, летом эти шины из-за большей мягкости быстрее изнашиваются, а зимой менее эластичны. Лучше всего «всесезонка» ведёт себя в околонулевых температурах.

Шины являются главным связующим звеном между автомобилем и дорогой. От того насколько правильно они подобраны и установлены, очень сильно зависит управляемость автомобиля.

Типы шин

Практически все современные легковые шины - бескамерные (внутри отсутствует камера) и с радиальной конструкцией каркаса.

В радиальной шине нити в конструкции каркаса расположены параллельно друг другу, то есть не пересекаются как в диагональной конструкции.

Протектор шины бывает: с направленным, ненаправленным и с ассиметричным рисунком.

Направленный рисунок протектора позволяет быстро отводить воду из пятна контакта шины с дорогой и значительно снижает риск всплывания колеса над водой (аквапланирование).

На шинах с направленным рисунком обязательно присутствует маркировка в виде стрелки с надписью Rotation, которая указывает на правильное направление вращения колеса. Такие колеса нельзя переставлять с правой стороны машины на левую без демонтажа шины с диска. Если установить шину неверно, то в дождь автомобиль «поплывет» даже на маленькой скорости.

Ненаправленный рисунок протектора не требует какой-либо определенной установки, так как является наиболее универсальным. Такие шины самые доступные по цене и благодаря своей универсальности часто устанавливаются еще на конвейере завода.

Ассиметричные шины состоят из двух частей с разным рисунком, то есть правая часть - «дождевая», левая - «сухая». В таких шинах боковина внутренней и внешней стороны имеет разную жесткость. Так как внешняя сторона имеет большую нагрузку (особенно в поворотах), разная жесткость позволяет ассиметричной шине лучше держаться за дорогу.

На ассиметричной резине всегда есть маркировка Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards), которая указывает на внутреннюю и внешнюю сторону шины. После правильной установки должна быть видна только надпись Outside или Side Facing Out. Ассиметричные шины могут быть как с направленным, так и с ненаправленным рисунком протектора.

Низкопрофильные шины

У водителей предпочитающих динамичный стиль езды очень популярны низкопрофильные шины. Отношение высоты профиля к ширине (серия) на такой шине не превышает 55% (195/55, 205/50, 225/45 и т.п.)

Низкопрофильные шины улучшают управляемость автомобиля за счет большего сцепления с дорогой. Позволяют сократить тормозной путь и улучшить разгон. Но при этом обладают повышенной шумностью и жесткостью и более склонны к аквапланированию.

Кроме того, такие шины «любят» только ровную дорогу, так как при наезде на неровности существенно повышают риск повреждения диска. Высоких бордюров и бездорожья с такими шинами лучше избегать.

Беспрокольные шины

С каждым годом в мире увеличивается количество автомобилей, которые оснащаются шинами с технологией Run Flat (Run on Flat). Технология Run Flat позволяет проехать на проколотой шине 100-150 км. на скорости до 80 км/ч. В таких шинах применяется усиленная боковина, которая не дает ей деформироваться даже при полной потере давления.

Активнее всего продвигает новую технологию концерн , который серийно оснащает таким типом резины большинство своих моделей, включая и модели под маркой .

Внедорожные шины

Поклонники частых вылазок на серьезное бездорожье обычно используют внедорожный тип шин. Внедорожные шины отличаются очень высоким профилем резины и глубоким, разреженным рисунком протектора. Это позволяет шине лучше вгрызаться в бездорожье и карабкаться по склонам.

Но такие шины плохо приспособлены для передвижения на высокой скорости по ровной дороге, так как глубокий протектор плохо держит дорогу и быстро стирается. Кроме того, очень сильно увеличивается тормозной путь автомобиля.

Сезонные шины

Одним из основных отличий шин является их сезонность.

По сезонности шины делятся на: летние, зимние и всесезонные. Мы с вами не носим зимой босоножки, а летом сапоги, также и наши автомобили не должны зимой ездить на летних шинах и наоборот. Нужно помнить, что зимой, автомобиль обутый, даже в дешевые зимние шины, будет ехать лучше, чем на самых дорогих летних колесах.

Основная задача летней шины обеспечивать максимальное сцепление шины с дорогой, а соответственно и безопасность движения. Летние шины имеют высокий индекс скорости и хорошую износостойкость. Но при температуре воздуха ниже +7 любая летняя шина начинает замерзать (дубеть) и теряет свои сцепные свойства. Это приводит к существенному увеличению тормозного пути и ухудшению управляемости. И тут на помощь приходят зимние шины.

Состав зимней резины более мягкий и шина не «дубеет» в холодную погоду. Протектор зимней шины на ощупь будет значительно мягче летней. Основное отличие зимней шины - это большое количество ламелей - узких прорезей в рисунке протектора. Благодаря ламелям колесо имеет хороший контакт с дорогой даже на снегу и льду. Но на сухом асфальте и при температуре воздуха выше +9 зимняя резина начинает очень быстро изнашиваться. С приходом весны не стоит затягивать с переобуванием на летнюю резину.

Кроме того, существуют еще и шипованные зимние шины, которые предназначены для суровых зим. Но использовать такие шины нужно, только в действительно сложных условиях. Шипы запрещены во многих европейских странах, так как они наносят вред дорожному покрытию. Тем более, что современные дорогие зимние шины неплохо справляются со снегом даже без шипов. В Украине смысл ставить шипованную резину есть, только если Вы совершаете поездки в заснеженные регионы с неочищенными дорогами, например в Карпаты.

На особенно сложных заснеженных участках на помощь зимним шинам могут прийти цепи противоскольжения, которые необходимо иметь с собой при путешествии по тем же Карпатам. Цепи противоскольжения одеваются на колеса только для преодоления с небольшой скоростью (до 40 км/ч) тяжелого участка дороги.

Всесезонные шины являются компромиссным решением для стран с очень мягкими зимними условиями. Грубо говоря, у такой шины одна половина протектора зимняя, а другая летняя. Они уступают по своим качествам как летним, так и зимним шинам.



Маркировка

P195/55 R15 84 H - размер шины
P - категория шины для легковых авто.
195 - ширина шины в мм.
55 - серия шины (отношение высоты профиля к его ширине, выраженное в процентах).
R - радиальная конструкция шины (а не радиус колеса!).
15 - посадочный диаметр шины (диаметр диска).
84 - Индекс нагрузки на шину - условное обозначение, которое соответствует определенной максимальной нагрузке в кг. См. таб.:

60 .......250
74 .......375
88 ........560
102 ........850
116 .......1250
61 .......257
75 .......387
89 ........580
103 ........875
117 .......1285
62 .......265
76 .......400
90 ........600
104 ........900
118 .......1320
63 .......272
77 .......412
91 ........61
105 ........925
119 .......1360
64 .......280
78 .......425
92 ........630
106 ........950
120 .......1400
65 .......290
79 .......437
93 ........650
107 ........975
121 .......1450
66 .......300
80 .......450
94 ........670
108 .......1000
123 .......1500
67 .......307
81 .......462
95 ........690
109 .......1030
124 .......1550
68 .......315
82 .......475
96 ........710
110 .......1060
125 .......1600
69 .......325
83 .......487
97 ........730
111 .......1090
126 .......1650
70 .......335
84 .......500
98 ........750
112 .......1120
127 .......1700
71 .......345
85 .......515
99 ........775
113 .......1150
128 .......1750
72 .......355
86 .......530
100 .......800
114 .......1180
129 .......1800
73 .......365
87 .......545
101 .......825
115 .......1215
130 .......1850

H - Индекс максимальной скорости - условное обозначение, которое соответствует определенной максимальной скорости. См. таб.:


Модель шины - Pilot, Potenza.
Торговая марка - Toyo, Dunlop.
Товарный знак предприятия
Название страны изготовителя
Дата изготовления - четыре цифры в овале, первые две цифры неделя изготовления, следующие две год изготовления (1808 = апрель 2008).

Условные символы на шинах:

MAX PRESSURE (индекс внутреннего давления) - максимально допустимое давление в шине, в кПа.
MAX LOAD (максимальная нагрузка) - значения в кг.
REINFORCED - усиленная шина или шина с повышенной несущей способностью.
TUBE TYRE - камерная шина.
TUBELESS - бескамерная шина.
REGROOVABLE - возможность углубления рисунка протектора нарезкой.
ALL STEEL - для шин с металлокордным брекером и каркасом.
RADIAL - шина радиальной конструкции.

Е - знак официального утверждения сертификата соответствия правилам ЕЭК ООН.
TWI, DSI или другой символ, обозначающий место расположения индикаторов износа.
M&S (Mud + Snow - грязь плюс снег) - зимние или всесезонные шины.
All Season - всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования.
Rotation - направленная шина, направление вращения которой указано дополнительной стрелкой (не путайте эту стрелку с логотипом на шинах компании Dunlop).
Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) - ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск.
Left или Right - означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые - слева, правые - справа.
RAIN, WATER, AQUA (или символ «зонтик») - означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от аквапланирования.
E (в кружочке) - шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe)
DOT - соответствие стандартам безопасности США.

Temperature А, В, С - термостойкость шины при высокой скорости на стенде. (А - лучший показатель).
Traction А, В, С - способность шины к торможению на влажном дорожном полотне (А - лучший показатель).
Treadwear - коэффициент износостойкости (коэффициент 100 примерно равен 48 тысячам км. пробега)



Эксплуатация и хранение шин

Обязательно соблюдайте нужное внутреннее давление в шине и проверяйте его каждые две недели. Давление должно совпадать с нормой указанной в инструкции по эксплуатации Вашего автомобиля, также данная норма часто дублируется на внутренней крышке лючка бензобака. Проверять давление нужно только в «холодной» шине, то есть перед поездкой, а не после нее.

Кроме этого проверяйте внешний вид шины, на боковине шины не должно быть порезов, пузырей (грыж), трещин. Следите за износом протектора, его глубина согласно ПДД должна составлять не менее 1,6 мм. Но желательно поменять шины при достижении глубины в 2 мм., а зимние шины следует менять уже при 4 мм.

На каждой есть индикатор износа, который представляет собой перемычку между канавками протектора или цифры, показывающие оставшуюся глубину в мм. Место, где находится этот индикатор, показывают символы «TWI», «DSI». У компании Michelin на индикатор указывает фирменная эмблема (Бибендум) или снежинка (на зимней резине).

Хранить шины нужно в прохладном (от +10 до +25С), сухом и затемненном помещении. Рядом с ними не должно быть бензина или каких-либо химических веществ. После демонтажа шин не забудьте написать на колесах место их установки (переднее правое, заднее левое), чтобы в последствии вернуть каждое колесо на свое место.

Шины без дисков нужно хранить только в вертикальном положении, их нельзя складывать друг на друга или подвешивать. Кроме того, примерно раз в месяц шины необходимо немного вращать, чтобы точка нагрузки не была постоянно в одном месте.

Шины на дисках должны храниться в подвешенном или горизонтальном (лежачем) положении, то есть их нельзя ставить вертикально.

Самый идеальный способ хранения шин - это сдать их в компании, которые предлагают услугу сезонного хранения колес. Там шины будут находиться в специально оборудованном помещении и храниться по всем правилам. Это удобно и практично.



Нелегкий выбор

Шинные технологии не стоят на месте. Еще каких-то 10 лет назад сложно было бы себе представить, что даже с полностью пробитой шиной можно спокойно продолжать движение, не особо сбрасывая скорость. Или, что на зимней нешипованной резине можно достаточно уверенно двигаться по снегу или льду.

Шина это непросто кусок резины, намотанный на диск. Это высокотехнологичный продукт, от качества которого может зависеть Ваша жизнь.

Тщательно выбирайте новые шины для своего «железного» коня, благо сегодня действительно есть из чего выбрать. Обязательно соблюдайте правила установки и эксплуатации шин, не пренебрегайте их сезонной сменой, и Ваши колеса будут держаться за дорогу изо всех сил.

Для того, чтобы выбрать подходящие покрышки, автолюбитель должен понимать, чем одни шины отличаются от других. Дорогие и дешевые шины могут внешне выглядеть абсолютно одинаково, однако стоит понимать, что отличие в них заключается в таких важных и не заметных глазу не специалиста вещах, как материал из которого они сделаны, и технология их производства.
Эти факторы и являются основными при определении цены. Некоторую роль в формировании цены играет так же и бренд производителя, который может быть разрекламирован, а значит в стоимость изделия уже изначально входят расходы на рекламу.

Как правило, дорогие шины, обладают свойствами, которые отличают их от более дешевых моделей. К ним можно отнести:

  • уменьшение уровня шума, производимого шинами;
  • улучшенное сцепление с дорогой (улучшенная управляемость);
  • увеличение срока службы (уменьшенная истираемость);
  • меньший вес (обеспечивает более динамичную езду);
  • уменьшение тормозного пути транспортного средства;
  • уменьшение расхода топлива.

Состав автомобильных шин

Чем дороже шины, тем, как правило, они мягче, чем их более дешевые аналоги. Это связано с тем, что в их состав входит более десятка компонентов.

Мягкость резины обеспечивается за счет процентного соотношения в ней такого материала, как каучук. Это дорогой компонент, поэтому производители недорогих шин включают его в состав своих изделий в гораздо меньшем количестве. Из-за этого дешевые шины на ощупь более твердые и «дубовые».

Состав компонентов, из которых делают шины, производители держат в строжайшем секрете. Однако имеются и основные компоненты, которые входят в состав: как уже было отмечено ранее, это каучук (40-60%) , сажа (30%) , кремневая кислота, сера, масла, селика, экологические смеси и др.

Различия шин по рисунку протектора

Шины различаются также по рисунку протектора. Он может быть симметричным, асимметричным или направленным.

Во время установки симметричных шин нет никаких особенностей и отличий. Их рисунок выполнен абсолютно симметрично и не имеет отличий с разных сторон, в отличии от асимметричных. На ассиметричных указано какой стороной наружу и во внутрь необходимо производить их установку.

Асимметричный продольный рисунок шин пользуется большим спросом у автовладельцев, несмотря на более высокую стоимость. Это объясняется их свойствами при управлении транспортным средством – улучшенные свойства при выбросе снега и воды из-под колеса, а, следовательно, более надежное сцепление с дорогой.

Выбор шин в зависимости от времени года

При покупке автомобильных шин, необходимо определиться в какое время года будет эксплуатироваться транспортное средство.

Если температура воздуха во время эксплуатации будет опускаться ниже 7 градусов по Цельсию, то летние шины уже не подойдут.

В зависимости от погодных условий, шины делятся на летние, зимние и всесезонные. Они отличаются по составу и рисунку протектора.

Необходимо подбирать шины под конкретный стиль езды.

Летние шины бывают для комфортной езды, скоростной езды. Как правило, производители маркируют их словом комфорт, спорт и т.д. Они отличаются по составу и рисунку протектора.

Как выбрать зимние шины

Зимние шины бывают шипованные и нешипованные.

Шипованные шины

Предназначены для езды по утрамбованному снегу и льду, обеспечивает высокий коэффициент сцепления с данными видами покрытия. Это позволяет водителю контролировать ситуацию даже при наклоне дороги. Они подходят для автомобилей с передним приводом – предотвращают попадание в занос и пробуксовку.

Следует отметить, что для езды зимой по очищенным от снега и льда дорогам такие шины не подходят. На асфальте они не обеспечивают необходимого сцеплении и даже проскальзывают, а также обладают повышенными шумовыми свойствами.


Нешипованные шины

Подходят для езды зимой практически во всех дорожных условиях, кроме льда и сильно утрамбованного снега. Они минимизируют занос, однако, не способны удержать автомобиль при большом наклоне дороги. Подходят также для езды в межсезонье.

Каким должен быть радиус и ширина резины?

Радиус шин

Он выбирается в зависимости от диаметра колеса, который предусмотрен заводом-изготовителем автомобиля и размера диска. Чем меньше размер диска, тем больше должна быть высота профиля резины.

Ширина резины

Для полноприводных и переднеприводных автомобилей ширина шин должна быть одинаковой на всех колесах, и она предусмотрена заводом-изготовителем транспортного средства.

Для конкретной модели автомобиля есть определенные типоразмеры (указаны в инструкции по эксплуатации). Для зимней езды более предпочтителен выбор резины более узкой, а для летней более широкой.

На мощные автомобили с задним приводом для езды в теплое время года на заднюю пару колес ставят шины шире, чем на переднюю.

Маркировка шин легковых и грузовых автомобилей. Расшифровка

Есть еще такие показатели, которые следует учитывать при выборе шин: индекс нагрузки и индекс скорости.

Индекс нагрузки на шины (таблица)

Он определяется по специальной таблице. Показатель нагрузки – это тот максимальный вес, который допустим при максимальной скорости автомобиля на одну шину.

индекс 70-80 80-90 90-100 100-110
масса (кг) 335-450 450-600 600-800 800-1090

Индекс скорости шин (таблица)

После того, как мы определились какие именно шины нам необходимы, можно заняться непосредственно их выбором и заказом. В этом нам поможет маркировка, которая имеется на шинах. Рассмотрим конкретный пример маркировки:

195 – ширина профиля. Обычно указывается в дюймах или мм. В данном случае это 195мм.
65 – показатель указывается в процентах соотношения высоты профиля к его ширине.
R – радиальный тип каркаса шины.
15 – диаметр шины. Указывается в дюймах.
91 – максимальная нагрузка на шину. Смотрим на таблицу – это 600кг.
Т максимальная скорость, которую можно развивать на ТС, используя данные шины.
Маркировка шин M и S что означает?
M+S – в данном случае брались за пример зимние шины. Эта маркировка обозначает грязь и снег (Mud+Snow).

Могут быть также указаны буквы AS, которые обозначают, что шины всесезонные (All Season), или Aw (All Weather), означает, что шины можно использовать в любую погоду.

Стоит обратить внимание, что лучше покупать проверенные временем и другими водителями марки автомобильных шин, и лучше это делать в проверенных местах, так как подделки автомобильных шин, к сожалению, не редкость в наше время. Сэкономив на шинах, можно потом пожалеть об этом на дороге.