Зимняя езда на авто. Особенности вождения автомобиля в зависимости от типа привода

Статья о том, как правильно управлять автомобилем зимой, на что обращать особое внимание. В конце статьи - интересное видео о контраварийном вождении машины зимой.

Перед наступлением холодов желательно проверить свою машину в СТО и обратиться к квалифицированным опытным автомеханикам. При необходимости проконсультируйтесь в выборе соответствующих вашей модели автомобиля средств по уходу при пониженной температуре.

Как зима действует на автомобиль


Что ожидает «железного коня» в период пониженных температур, периодического таяния снега и попадание грязи? Автомобиль состоит из множества деталей, выполненных из различных материалов, и не все они приспособлены к условиям морозной заснеженной зимы. Для автовладельцев это целая катастрофа, но если быть готовыми заранее ко всем трудностям, избежать проблем с машиной довольно просто. На что зимой обратить особое внимание:
  1. Конечно же, аккумуляторная батарея, которая в зимний период находится в особо условиях усиленной работы.
    СОВЕТ : Зарядите аккумулятор или позаботьтесь о наличии проводов для прикуривателя, что тоже не будет лишним.
  2. Дворники и лобовое стекло. Пора покупать незамерзайку или специально созданные для этого жидкости с пометкой «антилёд», которые сохранят мотор стеклоочистителя. Перед тем, как очистить снег с лобового стекла, сметите его аккуратно щеткой, а потом уже включайте дворники. Замерзшее лобовое стекло можно отогреть - заведите машину и направьте поток горячего воздуха на стекло.
    СОВЕТ : Купите зимние дворники, которые оснащены резиновыми вставками. На ночь не прислоняйте их к стеклу, так как они могут просто примерзнуть.
  3. Машина не открывается – замерз замок. С этой проблемой сталкивается практически каждый владелец автомобиля. Что делать в таких ситуациях? Купить специальные жидкости с пометкой WD-40, которые способны разморозить не только замок, но и резиновый уплотнитель. Сочетайте их с литиевой смазкой. Не стоит в этом отношении забывать и о бензобаке.
    СОВЕТ : Зимняя езда очень изнашивает машину. После поездки обязательно откройте все двери, чтобы горячий воздух вышел из салона, а температура внешняя и внутренняя сравнялись. Уплотнители дверей, специальные резиновые части смазывайте силиконовыми средствами. Это поможет избежать их дальнейшего растрескивания.
  4. Что надежнее при пониженных температурах - дизельное топливо или бензин? В бензобаке машины, использущей бензин, может скапливаться конденсат. Поэтому стоит решить эту проблему, добавляя в него средства для удаления влаги. Дизель потребует добавления антигеля. Как видим, и у дизеля, и у бензина возникают зимой неприятности.
  5. Тормозные колодки тоже страдают от морозной свежести зимы. Если в автомобиле дисковые тормоза, необходимо обливать их жидкостями с содержанием спирта. В случае наличия барабанных – лучше обратиться к специалистам.
    СОВЕТ : Не используйте ручной тормоз длительное время. Буксировка в таких случаях не поможет.
  6. Реагенты. Специальные химические растворы, которыми покрыты дороги, помогают авто не застрять в сугробах и ездить без скольжения по магистрали, но они приводят к появлению ржавчины не только на поверхности, но и на деталях машины. Следите за этим и покрывайте машину антикоррозийными средствами перед наступлением зимы.
  7. Как помогут цепи противоскольжения? Длительные поездки по трассе заставляют задуматься о возможных заносах на скользкой дороге. Здесь и пригодятся резиновые и металлические «помощники». Разница их в том, что резиновые более легкие, помогают достичь скорости 80 км/ч, сохраняют шины, а металлические используются в более сложных условиях, поэтому они более жесткие. Скорость при их использовании невелика - до 40 км/ч.
  8. Необходимо ли зимой мыть машину? Конечно же, да. Смываете грязь, химические реагенты и частицы других элементов, попадающих на поверхность авто.
    СОВЕТ : Не пытайтесь самостоятельно вымыть автомобиль в холодный период, доверьте это работникам СТО. Главное – не очистить, а хорошо высушить машину.
И самое важное: если Вы - новичок вождения, лучше обращайтесь к профессионалам или спросите совета бывалых водителей.

Покупка зимней резины


Насколько важна зимняя резина? Как правильно выбрать и купить надежную зимнюю резину? Рассмотрим отдельно, так как с этой проблемой сталкиваются все владельцы автомобилей.

Зимняя резина в отличие от летней более эластичная и мягкая. Это особенность позволяет ей не твердеть в мороз.


Производят ее обычно из каучука с добавлением присадок из кремния. Она имеет более громоздкий профиль и меньшую ширину. Использовать зимнюю резину следует при температуре -5 градусов.

Различают климатические характеристики шин:

  • Скандинавские. Применяются на территориях с обледенелыми дорогами, снежным настом. Имеют ромбовидную структуру рисунка;
  • Европейские. Содержат специальные водоотталкивающие элементы. Созданы для зимней езды по небольшому количеству подтаявшего снега и в условиях мокрой дороги с небольшим количеством льда. Они содержит большое количество прорезей и имеют хорошее сцепление с дорогой.
Рисунок также имеет свои особенности:
  • Симметричный. Более дешевый вид резины. Создает неудобство автовладельцам из-за небольшого гула в салоне. Приспособлены шины для городского вождения;
  • Асимметричный. Предусматривает вождение автомобиля по городу, магистралям. Не создает дополнительный шум.
Отдельно каждая категория разделяется по характерным особенностям:
  • направленные рисунки - прекрасно справляются с сугробами и настами снега;
  • ненаправленные изображения помогут от воздействия снега с водой.
Важный показатель зимней резины - максимальное значение скорости, которую позволяют развивать колеса, «обутые» в зимнюю резину. Здесь необходимо знать буквы и их числовое значение:
  • F – 80 км/ч;
  • G - 90 км/ч;
  • J - 100 км/ч;
  • K - 110 км/ч;
  • L - 120 км/ч;
  • M - 130 км/ч;
  • N - 140 км/ч;
  • P - 150 км/ч;
  • Q - 160 км/ч;
  • R - 170 км/ч;
  • S - 180 км/ч;
  • T - 190 км/ч;
  • H - 210 км/ч;
  • V - 240 км/ч;
  • W - 270 км/ч;
  • Y - 300 км/ч.
Резина с шипами имеет свои особенности. Первый километр езды на такой резине держите максимальную скорость 80 км/ч, что позволит обкатать «обувь» авто. Этот комплект прекрасно справляется со льдом, заснеженной поверхностью дороги. Маленький тормозной путь на обледенелых участках. Но мокрый и сухой асфальт значительно снижают устойчивость машины. Шум создает неудобство.

Зимняя резина без шипов проезжает сухой и мокрый асфальт, не реагирует на высокую температуру, практически не издает шума. Но в условиях скользкой дороги такая резина бесполезна.


Чтобы зима не стала причиной повышенного уровня аварий на дорогах и возможного с этим травматизма, следует придерживаться и некоторых простых правил вождения:
  1. Зимняя езда предполагает особо опасный вид передвижения. Забудьте о летних поездках, теперь Вам потребуется внимательность, сосредоточенность и максимально ответственное вождение. Старайтесь установить водительское сидение и подголовники так, чтобы в непредвиденных случаях или возможных ДТП вы были плотно были прижаты к креслу без вреда для здоровья.
  2. Ремни безопасности. Особенно актуально их использование в зимний период. Не ленитесь их пристегивать - неожиданные ситуации при езде в гололед могут поджидать каждого.
  3. Ближний свет должен быть всегда включенным. Так улучшится видимость машины для других участников движения и пешеходов в сильный снегопад и туман. При поломке или выхода из строя деталей автомобиля не забывайте прижиматься к обочине дороги и включать соответствующие сигналы аварийного состояния. Используйте специальные знаки со световыми отражателями, особенно в вечернее и ночное время, когда видимость ограничена.
  4. Зеркала. Не забывайте регулярно их протирать, чтобы зона видимости всегда была хорошо различима - это очень важно. Заранее отрегулируйте положение зеркал.
  5. В начале пути нужно правильно завести машину и тронуться с места. Не старайтесь играть в каскадера и избегайте буксования. Трогайтесь максимально плавно, немного раскачайте машину назад и вперед. Старайтесь выезжать на второй передаче.
  6. Тормозить следует также очень осторожно. Если машина оснащена антиблокировочной системой ABS, лучше всего плавно нажимать на педаль. В противном случае блокировка колес вам гарантирована. Если таковая отсутствует, прерывистое торможение поможет в гололед. Передачу выключать не следует.
  7. Заносы. Коварные и хитрые, подстерегают повсюду. Избегайте скоростной езды, не геройствуйте. Скорость лучше ограничить при движении до 30 км/ч. Машина с передним приводом при увеличении скорости может выехать из хитрого незапланированного заноса. Заднеприводная, наоборот, должна сбросить газ. Водителю придется вывернуть руль по направлению заноса машины. Благодаря центробежной силе и инерции автомобиль примет первоначальное положение. После выхода из заноса следите за движением и поведением машины. Руль постепенно поворачивайте в противоположную заносу сторону.
  8. Соблюдайте максимальную дистанцию на дороге. Если летом можно было плотно прижиматься к рядом стоящей машине, то зимой лучше этого не делать. Любой, даже небольшой участок со льдом спровоцирует скольжение и, как итог, аварию или небольшое ДТП.
  9. Следите за дорожными знаками, так как разметка зимой не видна. С осторожностью переезжайте дорожные и трамвайные пути. Избегайте буксования машины на таких участках.
  10. При движении в горку помните, что необходимо увеличить скорость, а при спуске не надейтесь на нейтральное положение. Включите низкую передачу и осторожно съезжайте, внимательно следите за поведением машины.
  11. Осторожно перестраивайтесь из ряда в ряд. Проскочить в свободное место в соседнем ряду, как летом, может не получиться. Если нужно, сделайте это медленно, плавно и заранее.
  12. Входить в поворот не следует на большой скорости. Занос гарантирован.
  13. При езде по сугробам и глубокому снегу не стоит набирать скорость, двигайтесь медленно, на пониженной передаче. Чтобы проехать по сугробу, наберите скорость. А лучше его объехать. Если нельзя это сделать, лучше сугроб расчистить или попросить кого-то помочь, чтобы избежать буксования. Будьте осторожны, так как под сугробами Вас могут ожидать сюрпризы в виде пеньков, канализационных открытых люков или ям, кусков арматуры.
Это основные зимние советы по вождению. Новичкам хочется пожелать избегать аварийных ситуаций и при необходимости лучше перестраховаться: сбросить скорость, пропустить другую машину вперед, не ездить по льду и сугробам. В холод и мороз всегда возите с собой:
  • шанцевый инструмент (лопату, лом и пр.);
  • буксирный трос;
  • провода для «прикуривания»;
  • автомобильное зарядное устройство;
  • щетка для лобового стекла;
  • фонарик.
Новичкам рекомендуется не только в зимние время, но и летом использовать соответствующие наклейки на стекло с изображением восклицательного знака. Они помогают опытным водителям объезжать такие машины или пропускать их, зная, что за рулем находится начинающий автолюбитель. Автоледи используют рисунки туфельки.

Зима, как говорят чиновники, "Снова пришла внезапно"... Первый снег - первая радость для кого-то, а для автомобилистов это - испытание на прочность, большие проблемы и постоянный риск. Учитывая погодные условия и статистику ДТП, сегодня мы решили поговорить том, как же все-таки надо ездить зимой, каких правил зимнего вождения необходимо придерживаться чтобы езда зимой была безопасной. Статья будет интересна новичкам, а также тем, кто считает, что знает о зимнем вождении все...

Итак поехали... Как правильно ездить зимой?

Для начала о том, без чего зимняя езда вообще недопустима.

Существует несколько неотъемлемых атрибутов зимней езды, прежде всего – это зимняя резина, морозоустойчивая жидкость для омывателя, а также исправная светотехника.
Если вы едете не на зимней резине, считает директор школы Audi Quattro Геннадий Брославский, дальнейший разговор просто бесполезен. А вот шипы, по мнению Брославского – не такой принципиальный момент. На голом чистом асфальте, которым иногда радуют автомобилистов столичные коммунальщики, шипы держат машину даже хуже, чем нешипованная резина. Но на перекрестках и у светофоров, где дорога всегда особенно скользкая, шипы очень помогают.

Правило №1. Управлять на снегу и льду надо плавно.

Речь идет и о руле, и о педалях. Инструктора советуют представлять себе, что вы не спеша плывете в бассейне, где вода смягчает и замедляет все движения.
Но это общая рекомендация, а когда утром вы садитесь в машину и обнаруживаете, что не только плавно ехать, но даже тронуться с места не получается, все советы как-то сразу забываются. Водитель газует, а машина, вместо того чтобы выезжать куда положено, соскальзывает вбок, где стоит еще одна машина. Тут желательно вспомнить еще одно правило...

Правило №2. Газ при зимней езде должен быть минимальным.

Запас тяги, который так приятно иметь летом, сейчас только мешает – колеса срываются в пробуксовку, и вся тяга уходит исключительно на шлифование ледовой корки на асфальте. Даже трогаться с места зимой иногда приходится на второй передаче (не зря же по этому принципу работают многие автоматические коробки, снабженные зимним режимом).

Итак, вы выезжаете со стоянки на минимальном газу (лучше несколько раз заглохнуть и снова завестись, чем прокопать колесами колеи, которые помешают выбраться). Если не получается, пытайтесь выбраться враскачку. Нажал газ – отпустил и нажал сцепление – снова нажал газ. Настоящие мастера могут вытащить таким способом машину из очень неприятных ситуаций, но и обычным водителям этот прием довольно полезен. А вообще-то кое о чем не мешало подумать еще накануне, когда ее сюда ставили – не заезжать впритирку к другим машинам, чтобы, если ваш автомобиль начнет скользить вбок, не упереться в них. А если останавливаетесь ненадолго, лучше не подъезжать близко к тротуару, где больше всего снега – въехать-то вы с разгона въедете, а выбраться обратно не удастся. Лучше встать чуть дальше от края. Совсем плохо останавливаться на горке, если потом не будет возможности съехать обратно задним ходом. При трогании с места колеса точно забуксуют.

Какой привод лучше под горку?

Тут, кстати будет упомянуть один нюанс: на заднем приводе въезжать в гору легче, потому что машина приседает при старте и нагрузка на заднюю ось увеличивается, соответственно уменьшая вероятность пробуксовки. А передние ведущие при трогании на горке, наоборот, разгружаются. Отсюда известный рецепт: на переднем приводе заезжать на горку задним ходом. Впрочем, не стоит этот способ переоценивать – может, лучше осторожно съехать вниз и попробовать еще раз, но только посильнее разогнавшись. Конечно, если вокруг нет стоящих машин, которые ваша может поцарапать, съехав вбок.

Правило №3. По возможности, тормозить лучше двигателем.

К слову, современные автоматы, как правило, этому не препятствуют – они «понимают», что при отпущенном газе водитель, скорее всего, хочет затормозить двигателем. И, конечно, не стоит ждать от тормозной динамики автомобиля чего-то сверхъестественного. Надо держать большую дистанцию и тормозить заблаговременно. Проклятые летние привычки дают о себе знать: водитель жмет на педаль и ожидает обычной в таких случаях реакции машины – а она все едет. Лучше, выехав из двора, сразу же, не дожидаясь пока жизнь заставит, сделать несколько пробных торможений и сразу понять, чего от этого процесса можно ожидать. Тем, у кого АБС, остается просто давить на педаль.

При отсутствии АБС ее можно сымитировать

Это называется прерывистым торможением. Есть еще ступенчатое, когда сила нажатия изменяется от раза к разу, а также множество других видов. Но прерывистое торможение – самое простое, и людям не слишком опытным лучше им и ограничиться.

На прямой, если тормозить не приходится, особых проблем не возникает даже зимой. Разве что заднеприводную машину может чуть водить из стороны в сторону, и это подсказывает водителю, что не все сегодня хорошо на дорогах. А переднеприводник и этого предупреждения лишен – пока он не задумает какой-нибудь маневр, машина будет идти ровно. Поворот – главная зимняя проблема после торможения.

: поворот – главная проблема, если вы не опытный гонщик.

Зима для спортсменов только в радость. Занос для них – привычное и полезное явление, а отрабатывать его на льду намного проще, потому что скорость для достижения желаемого эффекта нужна гораздо меньшая. Для простого гражданина – наоборот. Зимой всякий водитель должен стремиться к тому, чтобы не стать нехотя спортсменом. Для этого надо заранее затормозить и перейти на пониженную передачу, с тем чтобы по дуге ехать ровно, не тормозя, с небольшим газом.

Если же вы к повороту подъехали слишком быстро, машина просто перестает в него вписываться. От типа привода это совершенно не зависит – любой автомобиль в этом случае выносит наружу, что сопровождается неприятным скрипом колес. Именно по скрипу неопытные водители обычно и понимают, что не все гладко. Когда машина не хочет поворачивать, естественная реакция – закрутить руль сильнее. Получается еще хуже: передним колесам в такой ситуации еще сложнее восстановить сцепление с дорогой. Едва ли у кого-то это получится без тренировки, но в принципе правильный способ состоит в том, чтобы, во-первых, отпустить газ, а во-вторых, чуть уменьшить угол поворота руля. Передние колеса при отпускании газа нагружаются (машина делает клевок), а поскольку они стоят уже под меньшим углом к дороге, больше вероятность, что они за нее зацепятся и начнут крутиться. Затем уже можно опять довернуть руль в сторону поворота. А все остальное, что касается поворота, – это уже из околоспортивной сферы, куда обычному, совсем не тренированному автолюбителю, лучше не соваться.

Ведь у спортсменов все наоборот – они еще и сами вызывают занос. На заднем приводе для этого нужно после поворота руля добавить газа. Задняя ось скользит, и машина начинает поворачивать нос куда нужно. Но проблема в том, что как только начался занос, надо немедленно крутить руль в ту же сторону, куда несет зад машины, чтобы ее из него вывести. А это, увы, сложнее, чем вызвать занос. На переднем приводе добавление газа никакого заноса не вызовет. На маленькой скорости создать занос задней оси может помочь ручник – поворачиваем руль и тянем рычаг. Задние колеса блокируются, зад разворачивает. На большой скорости так не делают – может повредиться ручник. Тут надо прежде всего бросить газ – машина при этом клюет носом, передние колеса нагружаются и становятся менее склонны к скольжению. После этого, если повернуть руль, уже может начаться небольшой занос задней оси, который помогает направить нос машины в нужном направлении. Чтобы занос стал сильнее, надо чуть-чуть нажать на тормоз. Но только совсем чуть-чуть, лишь коснутся тормоза, иначе заблокируются все колеса, и автомобиль просто будет скользить наружу. А при очень легком нажатии за счет перераспределения массы вперед (клевка) облегченная задняя ось начинает скользить. Еще раз повторив, что все это не для простых водителей, упомянем третий способ вызвать занос задней оси на переднем приводе. Подъезжая к повороту, надо сначала повернуть руль в противоположную сторону. И только после того, как машина послушается, уже крутить в сторону поворота. Этим предварительным поворотом вы как бы раскачиваете машину, а раскачка приводит к заносу задней оси. Но в том-то и проблема, что всякий занос требует выхода из него – а это сложнее, чем его вызвать. Чтобы получилось, надо повторять одно и то же упражнение много раз. Наш опыт обучения показывает, что чем дольше повторяешь, тем лучше понимаешь, как это на самом деле не просто. А такое чувство уже хороший знак, считайте, преодолели первый этап.

Многие думают, что, правильно подбирая скорость движения по зимней дороге, можно легко избежать заноса. Но это верно только отчасти. Конечно, "партизанский шаг" - это очень, очень предусмотрительно, однако вероятность заноса остается - при резком сбросе газа или торможении, даже во время разгона или ускорения… В общем, понесёт совершенно неожиданно.

В отличие от "переднеприводника", автомобиль с задними ведущими колесами больше склонен к заносу задней оси. Объясняется это просто: при классической компоновке основная масса приходится на переднюю часть машины - ее нагружает силовой агрегат + коробка передач, задняя часть загружена гораздо меньше, а значит- хуже сцепление ведущих колес с дорогой.

Но это не мешает истинным асам "фигурного катания" управлять подобным авто на скользкой дороге абсолютно безопасно.

Ситуация первая , распространенная. Поворот, голый лед, полное неповиновение рулю - т.е. снос передней оси. Рецепт один - "обратить" состояние сноса "передка" в занос задних ведущих колес. Если понесло на большой скорости - достаточно сбросить газ, при условии, что передние колеса уже "смотрят" в сторону поворота, а скользкое покрытие хоть как-то, но держит автомобиль. Но запомните на всю, еще пока оставшуюся, слава Богу, жизнь: превышение скорости на голом льду является грубейшей ошибкой, исправить которую практически невозможно!

На небольшой скорости не следует и пытаться справиться с заносом "передка" с помощью рабочих тормозов - это только усугубит ситуацию. Дергайте ручник или резко и коротко нажмите на газ, что вызовет пробуксовку задних колес. Кстати, второй вариант требует определенных навыков и "чувства" автомобиля: "переборщив" с оборотами, вы рискуете развернуться на все 180 градусов. Включение пониженной передачи с намеренно резким отпусканием сцепления тоже поможет делу, но и тут понадобится немалая сноровка…

Ситуация вторая , очень распространенная. Багажник начинает "обгонять" капот. "Игра на опережение", в общем… Отсюда и рекомендация: не дожидаться заноса, а опередить его своими опытными каскадерскими действиями, в данном случае чрезвычайно парадоксальными - искусственным провоцированием заноса. Может не получиться. Тогда - пресечь начавшееся скольжение резким поворотом руля в сторону заноса и сразу же обратно, сопровождая это сбросом газа. Здесь главное - возвращать руль сразу, не дожидаясь реакции. Иначе такие манипуляции могут привести к "смене позиции": машину понесет другим боком под еще большим углом.

Вопреки устоявшемуся мнению, если ею пользоваться аккуратно, облегчает зимнюю езду. Дело в том, что ведущий "мост" связан с двигателем не жестко, а через гидромуфту, которая сглаживает рывки и толчки в трансмиссии и не позволит колесам неожиданно провернуться (заблокироваться) при резком нажатии (отпускании) педали газа. Т.е., трансмиссия "сгладит" возможные ошибки водителя (до определенного предела, разумеется). Но надо учитывать скорость! Принудительные пониженные передачи плюс превышение скорости часто равняется принудительно сломанной коробке или блокировке ведущих колес с последующим принудительным же заносом...

"Езжу зимой, поэтому предпочитаю передний привод" - так рассуждают многие автомобилисты. Они увереннее чувствуют себя и в повороте, и на прямой, и уверяют, что их машины почти не буксуют. Действительно, благодаря прекрасной курсовой устойчивости, переднеприводный автомобиль дает водителю несколько большее чувство уверенности, чем "задний привод". Передние колеса "тянут", задние послушно катятся за ними. Кроме того, двигатель своим весом постоянно нагружает передние колеса, что значительно улучшает их сцепление с дорогой, а если машина забуксовала, то у водителя в запасе большой резерв: поворачивая передние ведущие, обычно можно найти за что зацепиться.

Все это так. Но, бывает, на обледенелом повороте машина теряет управление, и как бы водитель ни крутил руль, начинает скользить по прямой. Что сделает неподготовленный: интуитивно повернет руль еще круче и затем "вдарит" по тормозам, чем окончательно выведет ситуацию из-под контроля. "Не бросайте газ!" - советуют авто-асы. Это верно, но способов вернуть неуправляемой машине послушность - много.

Сначала усвойте простую истину: если начался снос передних колес, единственное, что может вернуть их "к жизни" - занос задней оси. Каковой можно вызвать разными способами, в зависимости от текущей скорости автомобиля.

На небольшой скорости достаточно на мгновение заблокировать задние колеса. Достигается это аккуратным торможением: можно либо слегка "поддернуть" ручник, либо нежно наступить на педаль. "Газ" в этот момент ослаблять нельзя, а лучше даже усилить.

Главным отличием управляемого скольжения переднеприводного автомобиля от заднеприводного является то, что колеса нужно направлять на дорогу, то есть в ту сторону, куда автомобиль обязан ехать, а отнюдь не в сторону заноса, как нас раньше учили в автошколе. Это аксиома. Но на скоростях до 40-50 км/ч от нее можно отступить: кратковременный поворот руля именно в сторону начинающегося заноса поможет сориентировать автомобиль в нужном направлении. Ну, а дальше газуйте потихоньку, "вытягивая" машину из скольжения в прямолинейное движение по дороге.

При высоких скоростях все меняется.

"Переднеприводник" очень сильно реагирует на резкий сброс газа заносом задней оси. И наш неопытный водитель, сильно пугаясь обледенелого поворота, невольно отпускает педаль газа. Не готов, ох, не готов он к реакции автомобиля на это судорожное действие - а тут еще совет "бывалого": "не бросай газ, если машину понесло". А ведь он правильно сделал, ведь нам этого-то и нужно, только ненадолго! Кратковременный сброс газа "переставит" машину на дороге, и останется только "подбавить" обороты и "вытянуть" авто в поворот.

Но для "чайника" это сложно. Судите сами - машину несет на приличной скорости, а вместо "спасительной" педали тормоза надо жать на "газ". Поэтому еще раз "проговорим" правильный алгоритм действий: резкий сброс газа провоцирует снос задней оси, и в этот самый момент водитель выворачивает руль в сторону начинающегося заноса и прибавляет газ. Имейте в виду: смотреть надо только в ту сторону, куда вам нужно ехать (т.е. на выход из поворота) и ни в коем случае не туда, куда "несет" автомобиль!

Если все-таки машину "закрутило", то следуйте примеру опытных автогонщиков - тормоз и сцепление в пол! Не думая! Это позволит стабилизировать и остановить вращающийся автомобиль, а главное - не заглохнет двигатель, что поспособствует вам быстро убраться со встречной полосы и отъехать в безопасное место.

Остается лишь напомнить: резкий сброс газа может вызвать вращение автомобиля даже на прямом участке дороги, если под колесами неожиданно оказался лед. С педалью газа надо обращаться очень осторожно: плавно и дозированно нажимать и точно также отпускать. И если не хотите "фигурного катания" - никаких резких движений рулем! Но если оно все-таки началось - то, наоборот, действуйте решительно. Чем резче поворот руля в сторону заноса, тем быстрее выравнивающая реакция автомобиля. Вывернув колеса в сторону заноса, возвращайте их обратно, не дожидаясь реакции автомобиля - иначе машина попадет в ритмический занос с увеличивающейся амплитудой.

Правила вождения зимой значительно требовательней и существенно отличаются от аналогичных правил в летний сезон. Вам придется на время забыть об удобной функции круиз-контроль , научится контролировать занос автомобиля, чтобы избежать аварии. Выезжая на лед нужно понимать, что авто будет практически не управляем как сани, катящиеся с горы, которые невозможно сразу остановить или быстро изменить направление движения.

Правила вождения зимой

Зимнее вождение связано с рядом опасных ситуаций, таких как гололедица или снежные наносы. При торможении или ускорении на льду даже опытный водитель может потерять контроль над транспортным средством. К тому же зимой из-за снегопада или тумана уменьшается глубина восприятия расстояния, что мешает заблаговременно выбрать безопасную дистанцию перед впереди идущим автомобилем.

Как тормозить зимой на механике?

Когда вы оказываетесь в опасной ситуации естественная реакция быстрее нажать на тормоз . Если же на дороге гололед, то будьте уверены, что колеса заблокируются и машина уйдет в занос. Чтобы этого не случилось, важно знать, как правильно тормозить зимой на механике . Следует плавно отпустить педаль газа, не выключая скорость и автомобиль замедлиться сам. Для более быстрого снижения скорости последовательно переключайте рычаг КПП на низшие передачи вплоть до остановки.

В общем, когда на на улице гололед лучше ехать медленнее, чем обычно и стараться увеличить дистанцию до впереди идущего авто. Дистанцию между вашим и впереди идущим автомобилем стоит увеличить в три раза как минимум. Тогда запаса тормозного пути хватит, чтобы безопасно остановиться, даже на скользком покрытии. Если нужно экстренно остановиться, то без педали тормоза не обойтись. Для предотвращения возможного заноса нажимайте на нее плавно.

При движении по снегу или льду машины, оборудованные механической коробкой передач, имеют свои преимущества и недостатки. Плюсы «механики» заключаются в большем контроле над автомобилем.

Недостатком механической КПП на скользкой дороге является проблемное преодоление подъемов в гору. Нужно обладать большим опытом вождения, чтобы заставить авто поехать по скользкой дороге под уклон.

Стратегия заключается в объезде маршрутов с крутыми подъемами, но это не всегда возможно. Если же нужно остановиться на уклоне припаркуйте автомобиль по правой или левой части дороги, где лежит не уплотненный снег. Рыхлый снег обеспечит большее сцепление, чем укатанный. Если необходимо начать движение, то включите вторую передачу. Колеса будут поворачиваться медленнее и обеспечат больший крутящий момент.

Особенности управления автомобилем зимой на льду

Благодаря своей структуре лед при определенных условиях, кажется темным, и становиться малозаметным для глаз. Он образовывается при таянии снега, вода от которого замерзает и находится обычно под мостами, эстакадами, в тенистых местах. При движении по шоссе в тени деревьев предугадать его появление можно по участкам, напоминающим свежий асфальт или по пятнам, которые находятся обычно возле стока для воды. Образовавшийся в этих местах лед неотличим по цвету от покрытия дороги.

Когда колеса попали на темный лед, они начинают буксовать. Самое правильное решение немедленно убрать ногу с педали газа. Особенностью управления автомобилем с передним приводом при заносе в этом случае является поворот руля в направлении, котором нужно двигаться. После восстановления сцепления с дорогой следует плавно нажать на газ.

Самые бесполезные опции автомобиля зимой

Круиз контроль – удобная функция, но может быть очень опасна, если пользоваться ей на заснеженной трассе или при гололеде. Включенный круиз-контроль не позволяет водителю контролировать скорость авто самостоятельно. Для его отключения обычно нажимают на педаль тормоза. Но проблема в том, что нажатая педаль может отправить машину в неуправляемый занос. Для максимального контроля над автомобилем данную опцию лучше не использовать.

Современные модели автомобилей оснащены, казалось бы, бесконечным множеством технических помощников, таких как радар для обнаружения пешеходов, кросс-система для измерения дистанции и т.д. Все эти функции призваны исключить человеческие ошибки, и дают ложное чувство безопасности вождения. При вождении в ненастную погоду, не полагайтесь на электронику вместо этого отрабатывайте правильные приемы управления автомобилем.

Как вести себя на заснеженной дороге?

Если снежная буря застала вас с автомобилем посреди трассы, то рассчитывать стоит только на себя. Скорее всего, другие водители также оказались в сходной ситуации, и помочь не смогут. Может случиться, что в условиях низкой температуры вы пробудете пару часов. Так что будьте готовы.

Преодолевая значительные расстояния с собой всегда необходимо иметь базовый набор для выживания. В комплекте должна быть вода, еда (батончики орехи сухофрукты), аптечка, перчатки, одеяло, инструменты, лопата, фонарик и зарядное устройство для сотового телефона.

Если вы застряли в снегопад и авто стоит на одном месте, самое главное убедиться, что выхлопная труба очищена от снега. Если это не сделать, то при работающем двигателе угарный газ (СО) проникнет в салон автомобиля. Трубу следует проверять довольно часто, чтобы убедиться, что удалению выхлопных газов ничего не мешает.

Если выпадет снег, уберите его по направлению к шоссе, чтобы проехать, когда путь расчистят.

Лучшее что водитель может сделать для совершенствования правильных навыков зимнего вождения – это найти пустую парковку и проверить теорию на практике. Набрав небольшую скорость, проезжая по снегу и льду нажмите на тормоз, чтобы посмотреть, что произойдет с автомобилем, а заодно проверьте время своей реакции. Многократное повторение описанных выше действий стоит потраченного времени, т.к. поможет избежать развития опасной ситуации.

Не забудьте своевременно подготовить автомобиль к холодному сезону . Правильное обслуживание авто в зимний период также будет способствовать вашей безопасности.

Скоро зима и ездить на автомобиле станет не так безопасно как летом. Нерасчищенные дороги, гололед, метели – все это неотъемлемые спутники ДТП. Недаром многие на зиму убирают машину в гараж, предпочитая городской транспорт собственной машине. Особенно боятся первой зимы новички, у которых еще нет навыков зимнего вождения. Но, на самом деле, все не так страшно. Просто нужно знать некоторые правила, соблюдая которые вы обезопасите себя от возможных происшествий на дороге. Зимнее вождение требует некоторой подготовки, как машины, так и ее владельца. В этой статье мы расскажем вам, что нужно сделать, чтобы зимнее вождение было легким, приятным и безопасным.

Правило №1. Подготовка автомобиля к зиме

Для того чтобы чувствовать себя на дороге спокойно, проверьте и приведите в порядок все основные узлы автомобиля. Для начала замените все эксплуатационные жидкости, такие как моторное масло, тормозная жидкость, жидкость гидроусилителя руля. Не забудьте про жидкости в узлах подвески и трансмиссии. Проверьте состояние аккумулятора, а также резиносодержащие части подвески. И, конечно, даже новички знают, что необходимо поставить комплект зимней резины . Не забудьте о том, что запасное колесо тоже нужно переобуть.

Правило №2. Не делайте резких движений

Итак, вы тщательно проверили и подготовили машину к зимним дорогам. Теперь наступило время подготовить себя. Запомните, что делать резких движений нельзя. Это правило относится не только к зиме, но в это время года резкие движения руками или ногами особенно опасны, и могут привести к аварийной ситуации. Старайтесь все делать плавно и спокойно – поворачивать руль, тормозить, набирать и сбрасывать скорость.

Правило №3. Соблюдайте скоростной режим

Не зря в народе говорят, что ПДД написаны кровью. В тяжелых ситуациях на дорогах, к которым относится и гололед, их несоблюдение чревато ужасными последствиями. Помните, что вы подвергаете риску, не только свою жизнь, но и жизнь пассажиров и других участников движения. Зимой гораздо сложнее уйти от столкновения, увильнуть в экстренной ситуации. Поэтому двигайтесь только с той скоростью, которая позволит вам вовремя затормозить даже в гололед.

Правило №4. Излишняя самоуверенность – враг на дороге

Гораздо хуже на дорогах обстановка с теми, кто слишком уверен в себе, чем с теми, кто опасается аварий и перестраховывается, пряча в глубине души страх. Конечно, все мы изучали в автошколе экстремальное вождение. Обучение было теоретическим, а на практике все гораздо сложнее. Поэтому будьте внимательнее и адекватно оценивайте обстановку.

Правило №5. Соблюдайте дистанцию

Не торопитесь. Несколько минут потерянных в пробке ничего не решают. Не стоит постоянно перестраиваться и пытаться пролезть вперед. Это вам ничего не даст. Выдерживайте безопасную дистанцию между вами и едущей перед вами машиной.

Правило №6. Прогревайте машину

Прогревать машину нужно обязательно. Прогрев нужен и коробке передач и двигателю. Кроме того, очень важна температура в салоне и состояние стекол. Запотевшие стекла ухудшают обзор и создают неудобства. А это чревато последствиями на зимней дороге.

Правило №7. Помните о том, что зимняя дорога непредсказуема

Не гоните, если едете по сухому участку дороги. Впереди может быть что угодно – и лед, и снег. Все-таки это зима.

Правило №8. Держите в запасе незамерзайку

Вы не должны отправляться в путь, если у вас в багажнике нет литра незамерзайки. Не пренебрегайте этим правилом, даже, если вы совсем недавно залили полный бачок. Особенно, если дорога предстоит дальняя. Никогда не знаешь, сколько осталось до ближайшей заправки.

Правило №9. Не перестраивайтесь лишний раз

Спешка на дорогах никогда ни к чему хорошему не приводит. Особенно зимой. В это время года перестроение на дороге должно быть оправдано. Просто так перестраиваться из ряда в ряд и в шахматном порядке недопустимо. Старайтесь этого избежать. Допустим, через два километра вам нужно повернуть налево. Сразу занимайте левый ряд и не обращайте внимание на сигналы едущих после вас машин.

Правило №10. Выбирайтесь из сугроба плавно

Зимой, во время обильных снегопадов, часто можно увидеть такую картину. Вышли вы утром на улицу, а вашей машины из под снега практически не видно. В этой ситуации не нервничайте, не шлифуйте колесами лед – это не даст никакого эффекта. На такой случай у вас в багажнике всегда должна лежать лопата. Выходите из машины и расчистите снег в радиусе полуметра, тщательно отгребая снег от колес. Теперь можно попробовать выбраться из этой ловушки. Трогайтесь со второй передачи. Если у вас автомат, то задача несколько усложняется. Вам нужно подложить под ведущие колеса доски, песок, плотный картон и другие подручные средства. Другой вариант – отправляться на поиски помощников. В самом крайнем случае, если у вас нет возможности использовать первые два варианта и при условии, что в багажнике есть рабочий компрессор, можно спустить ведущие колеса. Повторимся, только если у вас есть возможность сразу после этого их подкачать.

Правило №11. Если у вас полноприводный автомобиль

Хотим немного разочаровать владельцев таких автомобилей. Полноприводные машины, действительно, способны развить большую скорость на скользкой дороге, а вот торможение у них практически ничем не отличается от моноприводных автомобилей. Так что на вашей безопасности полный привод никак не скажется. Так что, не будьте слишком самоуверенны. Все правила, которые были перечислены в этой статье, имеют отношение и к вам тоже.

Вот, пожалуй, и весь список правил, которые обязательно нужно соблюдать на зимней дороге. Поведем итоги. Самое важное в зимнем вождении – не торопиться, быть осторожнее и соблюдать элементарные правила. Только в этом случае ваша жизнь будет в безопасности.

Здравствуйте, уважаемые гости и читатели автомобильного блога Автогид.ру. Сегодня в статье мы разберём особенности вождения автомобиля зимой. Это коварное время года, таящее в себе немало угроз и в первую очередь для человека недавно получившего права на управление автомобилем.

Сложные погодные условия такие, как снег, мороз, сильный ветер, снегопад и гололёд заставляют водителя неоднократно задуматься о целесообразности использования машины зимой. Многие так и делают просто оставляя автомобиль в гараже или под окном, пока он не превратится в снежный холмик и только очертания будут выдавать машину.

Но что делать если без машины невозможно обойтись зимой? Надо ездить каждый день на работу, учёбу, домой. Возить детей в школу или детский сад. Статья об особенностях вождения машины зимой поможет правильно использовать и управлять автомобилем в зимнее время.

Почему зимой водить автомобиль сложнее?

Наступление зимы проявляется понижением температуры воздуха, выпадением осадков в виде снега, появление гололёда на улицах городов, дорогах и автомобильных трассах.

Согласно статистике количество аварий в зимнее время увеличивается. Это прежде всего мелкие дворовые столкновения, невнимательность при маневрировании, так и серьёзные аварии с человеческими жертвами и большим материальным ущербом.

Выделяют следующие зимние погодные условия, заметно усложняющие жизнь водителя:

Низкая температура воздуха

Понижение температуры воздуха может вызывать следующие негативные последствия касающиеся эксплуатации машины:

Ухудшение пуска мотора при высоком морозе

Низкая температура заметно снижает способность к воспламенению воздушно-топливной смеси и прежде всего дизельных автомобилей. Использование летнего дизельного топлива делает практически невозможным пуск мотора при температуре от 10 градусов ниже нуля.

Замерзание лобового стекла

Достаточно распространённое явление когда машина стоит во дворе дома, а не гараже. Утром приходиться использовать скребок для удаления льда с поверхности лобового стекла. Многие нетерпеливые водители очищают небольшой участок стекла и выбираются в путь.

Плохой обзор на дороге и особенно в ранние утренние или вечерние часты когда на улице темно приводит к значительному риску попасть в ДТП. Если нужно быстро удалить лёд с поверхности лобового стекла машины можно использовать специальные размораживатели.

Снегопад

Очень частое зимнее погодное явление, характеризующееся интенсивным выпадением снежных осадков за короткий промежуток времени. Обильный снег создаёт самую настоящую снежную пелену, укрывающую собой полотно дороги. Водителю тяжело ориентироваться на дороге и скорость принятия решений замедляется.

Зачастую первый выпавший снежок очень быстро скатывается и дорога превращается в каток. Машина не едет по дороге, а просто скользит. Очень высокий риск оказаться в кювете при несоблюдении скоростного режима или использовании экстренного торможения.

Гололёд

Первые морозы приносят с собой гололёд. Коварное природное явление способное спровоцировать серьёзные аварии. Незаметное на первый взгляд, так как зачастую дорога выглядит как обыкновенный асфальт. На самом деле он покрыт тонкой коркой льда, а между колёсами и асфальтом нет точек соприкосновения. При торможении автомобиль, просто скользит вперёд практически не снижая своей скорости.

В принципе, это основные погодные факторы характерные для зимы и влияющие в на сложность управления и вождения автомобиля. Конечно, их больше, но именно эти оказывают сильное влияние.

Вождение переднеприводного автомобиля зимой

Большая часть автомобилей, колесящих по дороге нашей Родины, да и во всём мире имеют передний привод колёс. Это значит, что крутящийся момент от двигателя передаётся на 2 передних колеса машины.

Существуют следующие правила вождения машины имеющей передний привод колёс:

  1. При заносе руль поворачивается в сторону заноса автомобиля. Плавным движением ноги на педаль газа увеличиваются обороты двигателя. Резко газовать не стоит, так как можно сделать только хуже. После выравнивания машины ногу с педали газа можно убрать и плавно снизить скорость движения без экстренного торможения. Хаотичных движений рулём при заносе переднеприводного автомобиля делать не стоит, так как ситуация только ухудшится. Возвратить контроль над машиной после этого будет практически невозможно.
  2. При входе в поворот на зимней дороге не стоит злоупотреблять педалью газа. Этим самым можно «сорвать» машину в занос и тем самым уйти в кювет. Тормозить то же необязательно можно просто убрать ногу с педали газа и машина сама снизит скорость движения.
  3. При неблагоприятных условиях движения (снегопад, гололёд, высокая скорость ветра, большой снежный покров) лучше снизить скорость автомобиля до величин когда можно свободно контролировать автомобиль.
  4. Обязательно нужно использовать зимнюю резину на колёсах автомобиля. Экономия на зимней резине приводит к печальным последствиям. Очень часто «экономисты» ремонтировали машину после ДТП.

Специалисты, вообще считают, что вождение переднеприводного автомобиля зимой проще чем заднеприводной машины. Именно поэтому новичкам, не имеющим богатого опыта использования автомобиля зимой при выборе модели машины лучше выбирать передний привод.

Вождение заднеприводного автомобиля зимой

Задний привод автомобиля считается классическим. Первые автомобили обладали задними ведущими колёсам. Крутящийся момент от двигателя передавался на задние колёса и приводил машину в движение.

Сегодня количество заднеприводных машин значительно сократилось. Некоторые именитые автомобильные марки (БМВ, Мерседес и прочие) продолжают выпускать автомобили с задним приводом.

Выделяют следующие правила вождения заднеприводного автомобиля зимой:

  1. При заносе заднеприводной машины надо вращать руль в сторону противоположную заносу и убрать ногу с педали газа. Тормозить нельзя, так как машину начнёт раскручивать и просто сбросит с дороги в кювет. Это чревато опрокидыванием машины и существенными техническими повреждениями.
  2. При движении на автомобиле с задним приводом надо соблюдать скоростной режим. Машины этого типа сложнее в управлении и особенно осторожны должны быть водители недавно получившие права. Самоуверенность очень часто доводила до выноса машины с дороги.
  3. Зимняя резина на машине должна стоять обязательно. Не нужно использовать зимнюю резину сугубо на заднем приводе, а на переднем оставлять летнюю. Это ещё хуже, чем езда только на летней резине. Решения не должны быть половинчатыми.
  4. На заднем приводе надо забыть о скоростных прохождениях поворотов. Неосторожное обращение с педалью газа чревато заносом машины и схождением её с дороги. Повороты зимой надо проходить осторожно без резких ускорений.

Вождение полноприводного автомобиля зимой

Полным приводом оснащаются некоторые модели кроссоверов и все настоящие внедорожники. Он может быть постоянным или подключаемым. Полный привод, значит, что крутящийся момент от мотора машины передаётся на все 4 колеса.

Некоторые модели автомобилей дают возможность водителю отключать или подключать два колеса. Тем самым достигается экономия топлива. Другие модели, например российская Нива имеет постоянный полный привод. Выбор зависит от личных предпочтений водителя.

Выделяют следующие правила вождение полноприводного автомобиля зимой:

  1. При заносе полноприводной машины не нужно теряться. Руль вращать нужно в направлении заноса и медленно увеличивать подачу топлива педалью газа. Применять торможение нельзя, так как машина может начать вращаться.
  2. При заходе в поворот на полноприводной машине необходимо выполнять по максимально большей траектории. Это позволит минимизировать возможные риски заноса.
  3. Очень часто владельцы полноприводных машин теряют бдительность и считают, что гололёд им не помеха прокатится с ветерком. На самом деле это очень опасное заблуждение и законы физики не смог опровергнуть ещё ни один внедорожник.
  4. Даже на полном приводе не нужно зимой с горки пускать машину накатом на нейтральной передаче. Очень часто автомобиль при наезде на бугорок или ямку терял управление.

Правила вождения автомобиля зимой

Следующие правила помогут водителю в зимнее время сохранять полный контроль над дорогой и избежать неприятностей. Самое главное сохранять твёрдость руки и самообладание в любой ситуации.

Проверка машины перед началом движения

Перед тем как выезжать на дорогу надо проверить работу дворников, повороты, исправность ближнего и дальнего света. Необходимо помнить, что зимой темнеет рано и в тёмное время суток возможность контроля за дорожной обстановкой снижается.

Скорость движения

Половина всех дорожно-транспортных происшествий зимой совершается в результате неправильно выбранной скорости движения автомобиля. Превыше скорости на скользкой зимней дороге чревато вылетом с трассы и опрокидывания.

Дистанция между автомобилями

Несоблюдение дистанции между автомобилями зачастую становится причиной мелких ДТП. Водитель сзади просто не успевает остановиться, так как сцепление колёс с дорогой зимой намного хуже чем летом. Это многие не учитывают и пренебрегают дистанцией при движении в городском плотном потоке.

Правильное торможение

Очень часто многие водители не знают как правильно тормозить зимой и не могут остановить машину на скользкой дороге. Большая часть просто резко давит на педаль тормоза и тем самым блокируя колёса.

Машина начинает идти юзом и водитель теряет управление. Тормозить надо прерывисто ударяя ногой по педали тормоза короткими сериями. Это правило действует только в отношении машин, не оснащённых системой ABS.

В ином случае надо просто что есть мочи давить ногой на педаль тормоза и не отпускать её до полной остановки автомобиля.

Движение по оживлённой трассе

Выбирать скорость движения, нужно учитывая погодные условия. Если начался сильный снегопад лучше остановиться на стоянке и переждать непогоду. Выбирать для движения лучше светлое время суток.

Обязательно надо отдыхать и не делать длительных «забегов» на машине без остановок. Особое внимание надо уделять проезду поворотов, крутых подъёмов и спусков.

Заключение

Надеемся, что советы по вождению автомобиля зимой вам пригодятся и позволят избежать неприятностей на снежной трассе или дороге. В любой ситуации надо сохранять трезвость ума, расчётливость и нельзя поддаваться панике.

В дорогу зимой надо обязательно брать с собой автомобильную зарядку, мобильный телефон, термос с тёплой водой или чаем, провиант, тёплые одеяла, фонарик и светоотражающие жилеты.