Ушедшая в историю страна: советские автобусы. Самый красивый советский автобус

Услуги транспортных компаний, в том числе и пассажирские перевозки, в наши дни давно уже стали привычной. Аренда микроавтобуса в Москве не исключение. Но всегда ли это было так? Как обстояли дела с пассажирскими перевозками в Советском Союзе?

Микроавтобусы из СССР - «Рафик» является одним из символов нашего детства - своей надежностью и удобством он обеспечил себе долгие годы жизни на дорогах нашей страны. Данная модель активно использовалась в Скорой Помощи, милиции и других государственных организациях в Москве и регионах. Вместе с тем, советский микроавтобус РАФ-977 знаком гораздо более узкому кругу лиц. Пик его популярности пришелся на 60-70е годы XX века. Данная модель - огромная редкость в наши дни.

Решение о разработке первого микроавтобуса в Советском союзе было принято из соображений экономии, ведь на тот момент их роль выполняли недешевые ЗИС-110. Назвать их комфортными можно было лишь условно даже по советским меркам. Помимо громоздкости и ужасной планировки, их минусом был высокий расход топлива.

Рижская автобусная фабрика (первоначально - РЗАК, Рижский завод автомобильных кузовов) появилась на свет в 1949 году. В 1954 году усилиями трудового коллектива предприятия свет увидела модель автобуса РАФ-251. Именно успешная реализация этого проекта послужила толчком к идее разработки инновационного микроавтобуса, а заодно привела и к смене названия завода.

В качестве прообраза первого микроавтобуса использовался Volkswagen Transporter первого поколения, производившийся в Германии и пользовавшийся огромной популярностью. Однако стать легендарной модели РАФ-10 было не суждено. Только в 1959 году, после полного пересмотра концепции, в серийное производство запустили новую модель, основанную на агрегатах советского ГАЗ-21. Автомобиль РАФ-977 получил имя «Латвия», в дальнейшем переданное по наследству РАФ-2203.

По началу рижские мастера столкнулись с рядом проблем, основной из которых было отсутствие конвейера. Однако, к 1962 году она была удачно решена, а сам автомобиль претерпел ряд визуальных изменений, в числе которых и знаменитая решетка радиатора, ставшая своеобразным символом этой машины.

В течении следующих 7 лет микроавтобус пережил множество косметических доработок, в результате которых к 1969 году мы и получили такой близкий и родной нам «Рафик».

География распространения РАФ-2203 включает в себя Финляндию, Венгрию, Болгарию и множество других стран как социалистического лагеря, так и Европы. В 1970 году снятие ГАЗ-21 с производства на Горьковском заводе положило конец выпуску легендарного «Рафика».

В наше время аренда микроавтобуса не позволит еще раз прокатиться в «Рафике», но на смену ему пришли гораздо более вместительные и комфортные модели ведущих производителей России и мира. Выбрать транспортную компанию и автомобиль, который идеально удовлетворит все Ваши запросы Вы сможете на нашем сайте.

18 декабря 1963 года в газете «Правда» была опубликована небольшая заметка о создании нового микроавтобуса «Старт» со стеклопластиковым кузовом, которая во многом перевернула представления о возможностях применения пластика в массовом автомобилестроении. Несмотря на значительный вклад в развитие нашей промышленности, проект спустя короткое время был забыт, поэтому история создания этого микроавтобуса обросла множеством слухов, домыслов и легенд. Нам удалось разыскать создателей этого автомобиля и участников тех событий.

Эта удивительная история началась в ту пору, когда начальником главного автотранспортного управления Луганского совнархоза был назначен энергичный и инициативный А.С. Антонов, который ни дня не мог прожить без какой-нибудь новаторской идеи. Одна из идей – постройка прицепа-дачи с кузовом из стеклопластика – была поручена коллективу Северодонецкой авторемонтной базы (САРБ) треста автотранспортных предприятий Минтяжстроя УССР. Почему именно из стеклопластика? Во-первых, в то время набирала обороты правительственная кампания по внедрению альтернативных материалов, основным из которых была пластмасса. А во-вторых, регион изобиловал предприятиями химической промышленности, которые выпускали стекловолокно, эпоксидную смолу и другие полимеры.


После постройки этого прицепа молодой коллектив авторемонтной базы во главе с Г.В. Дьяченко и главным инженером автотреста А.Г. Ивановым задумали опробовать свои силы в создании автомобиля. Все понимали, что автомобиль – это более сложная конструкция, которая требует серьезного подхода к разработке и проектированию. Но это лишь добавляло азарта, который сыграл немаловажную роль в реализации этой инициативы.

Для создания микроавтобуса на САРБ был организован конструкторский отдел при экспериментальном участке, где закипела работа над проектом. Пригласили двух выпускников Харьковского автодорожного института Я.М. Балясного и Б.Ф. Крутенко, имевших опыт работы со стеклопластиковыми кузовами при разработке гоночных автомобилей ХАДИ.


В ходе работы коллектив сталкивался с массой проблем, ведь, по сути, создавалась технология изготовления стеклопластиковых кузовов. Но энтузиазм работников, их стремление проявить себя не знали границ.

Первенцем этих начинаний стал масштабный (1:10) макет микроавтобуса, который назвали «Старт». Над его внешним видом трудился художник-дизайнер Ю.И. Андрос. Когда окончательный дизайн «Старта» был согласован со всеми членами коллектива и руководством обкома партии, приступили к изготовлению гипсового макета в натуральную величину. После этого поверх макета начали выклеивать контрформу, которая с внутренней стороны принимала все его очертания. Впоследствии в этой контрформе изнутри и изготавливались кузова микроавтобусов.


Для большей жесткости конструкции «Старта» использовались закладные детали, обклеенные стеклопластиком: с их помощью к кузову крепились двери, пол и сварная рама основания. На раму устанавливали мосты и двигатель от ГАЗ-21.

Первый микроавтобус «Старт» цвета слоновой кости с вишневой полосой представлял собой туристский вариант: в салоне располагалось три сиденья-дивана (два вдоль кузова и одно поперечное в конце салона), шкафчики для посуды, капот двигателя использовался в качестве столика, а в багажнике был смонтирован походный умывальник.

«Старт» собрали на САРБ за полтора месяца до конца 1963 года. На заводе спешили успеть к заседанию коллегии Госкомитета автотракторного и сельхозмашиностроения СССР, куда конструкторов выдвинули руководители местных партийных органов. Коллегия была посвящена вопросам промышленного применения пластических масс, предполагалось выслушать доклады директоров многих заводов об использовании пластмассы в автомобильной и тракторной отраслях.


Поэтому многие исправления в конструкцию автомобиля приходилось вносить в процессе сборки, которую вели днем и ночью. В итоге в середине декабря «Старт», успешно преодолев расстояние почти 1000 км, прибыл в Москву, где за неделю произвел настоящий фурор среди общественности, успел «засветиться» и на центральном телевидении в программе «Время», и в «Правде», и в Кремле. Кроме того, этот микроавтобус экспонировался в декабре 1963 года на ВДНХ СССР и был показан Н.С. Хрущеву, который остался доволен машиной. Так «Старт» и его создатели получили всесоюзную известность.

В Северодонецк конструкторы вернулись настоящими героями и, получив «добро» от председателя Комитета автотракторного и сельхозмашиностроения СССР Н. И. Строкина на поставку 50 «волговских» комплектов с ГАЗа, с января 1964 года приступили к сборке «Стартов», один из которых решили подарить П. Е. Шелесту, первому секретарю ЦК КП Украины. Этот белый микроавтобус с голубой полосой уже имел стандартный пассажирский салон с отдельными сиденьями, но, как и полагается автомобилю для высшего руководства республики, был с «изюминкой» – автономной системой спецсвязи КГБ, с антенной, вмонтированной в крышу кузова. Спецсвязь была установлена непосредственно в Киеве при участии инженеров САРБ.

Из остальных полученных запчастей от ГАЗ-21 работникам северодонецкой авторембазы удалось наладить мелкосерийное производство микроавтобусов, некоторые из них попали в историческую хронику страны. Например, один «Старт», командированный на «Мосфильм», снимали в кинофильме «Кавказская пленница»; другой работал на областной телерадиостудии Луганска и по роду службы часто мелькал на многих мероприятиях. Этот микроавтобус представляет особый интерес, так как был единственным спецавтомобилем, выпущенным в Северодонецке на базе «Старта»: его укомплектовали специальной аппаратурой, внешне он отличался крупными антеннами и громкоговорителями на крыше. По некоторым данным, эта машина использовалась по своей основной «профессии» вплоть до конца 1980-х годов.

После того, как централизованная поставка комплектующих с Горьковского автозавода прекратилась, изготовление микроавтобусов на САРБ ориентировалось на конкретные заказы от организаций при наличии агрегатов ГАЗ-21, как правило, со списанных автомобилей-такси. Таким образом, за три с небольшим года (1964–1967) в Северодонецке было всего выпущено около 100 микроавтобусов «Старт».

В 1964 году Антонова, который стоял у истоков этого проекта, перевели в донецкий совнархоз. А поскольку ему хотелось, чтобы «Старты» выпускались на новом месте, по его настоянию дублирующую оснастку на производство кузовов также передали донецкой автобазе треста «Главдонбасстрой». В парке автобазы насчитывалось порядка 1000 машин, были хорошие производственные площади по ремонту подвижного состава. Поэтому на этой территории в контрформе, сделанной на САРБ по контуру готового кузова (макет к тому времени не сохранился), начали изготавливать и собирать микроавтобусы-близнецы, которые получили собственное название «Донбасс». Их было сделано не более десяти.


К сожалению, проект микроавтобусов «Старт», несмотря на инновационность и перспективность, не получил дальнейшего развития по ряду причин: «сырая» и трудоемкая технология изготовления стеклопластиковых кузовов, не годившаяся для массового производства; высокая себестоимость материалов; дефицит горьковских агрегатов. Но главной причиной, по словам создателей машины, стала зависть «обделенных лаврами славы» руководителей заводов и НИИ автопрома, которые всячески пытались вставлять палки в колеса, чтобы не допустить реализации проекта, в котором они оказались не у дел. Естественно, эти бюрократы сделали все, чтобы коллектив маленького завода отказался от своей инициативы.

Казалось бы и конец... если не вспомнить еще один примечательный фрагмент из истории «Старта». В конце 1966 года, когда на САРБ выпуск микроавтобусов был практически свернут, на Луганском автосборочном заводе по инициативе директора Д.А. Мелконова начали самостоятельно разрабатывать оснастку для изготовления «собственных» «Стартов».

На ЛАСЗ технология изготовления стеклопластиковых кузовов кардинально отличалась от северодонецкой: кузов микроавтобуса «выклеивался» не внутри контрформы, а поверх натурального деревянного макета. Такой метод был более трудоемким с точки зрения обработки наружной поверхности, которую требовалось дольше зачищать и шпатлевать. Из-за этого наладить серийный выпуск оказалось не по силам – завод смог изготовить лишь партию из 20 штук.


Сейчас известно о нескольких сохранившихся микроавтобусах марки «Старт» на территории бывшего СССР – трех в Москве и одной в Краматорске.

Собранные в Луганске микроавтобусы отличались от исходного «Старта» наклонной боковой стойкой взамен треугольной, как у северодонецкого родича. Вдобавок они имели подвеску от автомобиля «ЗИМ», что придавало им плавность хода. Эти микроавтобусы заводчане ласково звали «Луганчиками». Со слов сына Мелконова, один из них долгое время был служебной машиной отца...

Вот так печально сложилась судьба этого проекта. Остается сожалеть, что разработке «Стартов» не было уделено достойное внимание «сверху», хотя тема применения альтернативных материалов в автомобилестроении актуальна и сейчас. Но микроавтобус «Старт» был первым пластмассовым автомобилем, который получил общественное признание.








Этот небольшой микроавтобус в восьмидесятые годы был неотъемлемой частью советского пейзажа практически в любом уголке огромной страны. Маршрутное такси, «скорая», служебный автомобиль – «рафики» трудились во всех отраслях, связанных с перевозками небольших групп пассажиров. Именно поэтому со временем «ласкательно-уменьшительное» прозвище, которое получила эта машина, стало именем нарицательным – многие жители СССР даже после развала Союза по инерции называли «рафиком» практически любой небольшой микроавтобус. Чем же этот автомобиль завоевал признание обычных граждан и более того – большую симпатию у водителей, которым довелось поработать за рулём рижских машин?

Пластическая масса

Н овым микроавтобусом в Риге стали заниматься вскоре после того, как начался серийный выпуск РАФ-977. Уже в 1963 году конструкторы РАФа занялись разработкой новой модели, кузов которой планировали выполнить не из традиционного металла, а из армированного стекловолокна. Подобное направление в те годы было достаточно популярным – можно вспомнить и мелкосерийный , и другие экспериментальные модели со стеклопластиковыми кузовами.

Альтернативный материал был выбран по нескольким причинам. Во-первых, химическая промышленность СССР в это время активно занималась инновационными материалами для широкого применения – а это значило, что стеклопластику могло найтись применение и в автомобильной отрасли. Во-вторых, применение пластика вместо традиционного листового металла теоретически сделало бы автомобиль не только гораздо легче, но и долговечнее – ведь с точки зрения коррозионной устойчивости пластмассовый кузов получился бы «вечным». Наконец, такой приём сулил неплохую экономию стального листа, что в масштабах всей страны казалось весьма перспективным вариантом для снижения себестоимости продукции.

Однако по ряду причин освоение стеклопластика в качестве материала для изготовления кузовных деталей было приостановлено. Смена руководства страны означала и пересмотр приоритетов и направлений – в том числе, это касалось и химической промышленности. К тому же эксперименты со стеклопластиком показали, что этот материал не обладает достаточной механической прочностью и проигрывает металлу в стабильности характеристик.

Два варианта

После того, как работы по стеклопластику были окончательно свернуты, конструкторы вернулись к более традиционному металлу, из которого и должен был изготавливаться кузов будущего микроавтобуса. Техническое задание в конце шестидесятых годов еще не было конкретно сформировано, но все на Рижской автобусной фабрике понимали, что автомобиль должен базироваться на агрегатной базе все той же «двадцать первой» Волги. Единственное ограничение – пассажировместимость: микроавтобус в итоге должен был получиться двенадцатиместным.

В специально организованном конкурсе приняли участие две творческие группы заводских конструкторов, каждая из которых должна была построить по два опытных образца собственной конструкции. Прототипы отличались только «добавочной» цифрой в индексе: группа А. Миезиса строила РАФ-982-1, а команда А. Бергса – РАФ-982-2.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Коллектив Миезиса пытался уйти от вагонной компоновки к полукапотной – примерно по такой же схеме был выполнен новейший Ford Transit образца 1965 года. Важное отличие такой схемы – водитель и пассажир сидели не «на колесе», как у первого микроавтобуса РАФ, а за передней осью (как на современных ГАЗелях). При этом микроавтобус по виду получился довольно тяжеловесным и устаревшим. Эффект лишь усиливался небольшой площадью остекления и высоко поднятой боковой линией.

1 / 2

2 / 2

РАФ-982-1 группы Миезиса выглядел довольно тяжеловесно

А вот вариант, который спроектировала группа Бергса, получился совершенно другим. Не отступая от привычной вагонной компоновки с расположением водителя и пассажира над передней осью, второй команде удалось создать очень необычный внешне однообъемный автомобиль, который благодаря большой площади остекления и сильному наклону лобового стекла выглядел нетрадиционно и при этом очень современно.

В конце шестидесятых нарисованный членом Союза художников СССР Артуром Эйсертом РАФ-982-2 смотрелся этаким «пришельцем из будущего» – микроавтобусом, опередившим своё время.

1 / 2

2 / 2

Группа Бергса создала удивительно футуристичный прототип

Действительно, даже зарубежный автопром на тот момент не выпускал автомобили со столь смелой и самобытной внешностью. И удивительнее всего, что при всей нетривиальности микроавтобус получился очень привлекательным – гармоничным эстетически и попросту красивым.

Межведомственная комиссия Минавтопрома на показе первых экземпляров каждой группы внимательно изучила оба варианта и вместе с представителями Министерства здравоохранения и специалистами НАМИ пришла к выводу, что более традиционный и привычный вариант Миезиса с точки зрения запуска в серийное производство выглядит предпочтительнее. Однако к следующим «смотринам» в 1971 году группа Бергса смогла подготовить усовершенствованный вариант РАФ-982-2, избавив по возможности свой прототип от самых очевидных недостатков. При этом внешность машины намеренно слегка «приземлили», что впоследствии благоприятно сказалось на восприятии «концепта».

«Второе издание» было принято лучше первого, и комиссия вынесла свой вердикт: в Латвии будет выпускаться автомобиль, созданный на основе именно прототипа 982-2. Правда, для этого сначала нужно было… построить новый завод, поскольку Рижская фабрика по уровню технологий и производственным мощностям никак не соответствовала требованиям, которые закладывались еще на стадии разработки проекта нового микроавтобуса. Поэтому РАФ второго поколения должны были выпускать не в самой Риге, а в соседней Елгаве, где вскоре началось строительство нового автозавода.

Будущий РАФ-2203 появился на обложке журнала «За Рулем» уже в 1974 году, но еще в 1971-м фото прототипа мелькало на страницах издания!

Поскольку в начале семидесятых годов автомобильная промышленность была на подъеме, на новом предприятии устанавливали самое современное прессовое, штамповочное и окрасочное оборудование. В это время в Армении как раз активно меняли оснастку для производства , но завод в Елгаве если и не превосходил Ереванский завод по уровню технологий, то по объемам будущего производства был на порядок выше, в один миг став самым крупным производителем микроавтобусов в СССР.

Но на момент начала строительства нового автозавода в Латвии работы над самим микроавтобусом еще не были закончены. Для доводки новой конструкции были подключены специалисты из НАМИ, задачей которых было сделать машину «самой-самой» по техническим характеристикам, надежности и даже конкурентоспособности на внешних рынках. Наконец, нужно было охватить всю гамму модификаций, ведь будущему микроавтобусу предстояло освоить массу профессий и предстать в самых различных ипостасях. В отличие от прежних РАФов и уже упоминавшихся ЕрАЗов, микроавтобус нового поколения также должен был стать самым массовым автомобилем такого типа – а это значит, что и технология его производства, и конструкция должны были «затачиваться» под этот важный нюанс.

1 / 4

2 / 4

Предсерийные версии имели другую отделку

3 / 4

Предсерийные версии имели другую отделку

4 / 4

Предсерийные версии имели другую отделку

В процессе доводки микроавтобус далеко ушел от своего прототипа – в серийном РАФ-2203 угадывается первый вариант Бергса с индексом 982-2, но – не более того.

При этом за время разработки новой модели и цикла доводочных работ у РАФа появился новый «донор агрегатов» – в Горьком вместо привычной и уже устаревшей ГАЗ-21 начался выпуск более современной Волги ГАЗ-24. Разумеется, для латвийской новинки решили использовать узлы и агрегаты «двадцать четверки» – благо, конструктивно они отличались от компонентов предшественницы не настолько значительно, чтобы это потребовало серьезных изменений в конструкции или компоновке микроавтобуса.

Новый «рафик»

По сравнению с РАФ-977Д, микроавтобус второго поколения стал не только современнее внешне, но и комфортабельнее. Благодаря другим пропорциям у автомобиля заметно понизился центр тяжести, что благоприятно сказалось на развесовке и, как следствие, управляемости и устойчивости. За безопасность РАФ-2203 отвечала более современная двухконтурная система привода тормозов, а в салоне появились удобные раздельные кресла для всех пассажиров; металлические элементы салона прикрыли мягкими накладками.

1 / 4

2 / 4

Ранние экземпляры визуально можно опознать по круглым зеркалам и «подфарникам» от ГАЗ-24

3 / 4

Ранние экземпляры визуально можно опознать по круглым зеркалам и «подфарникам» от ГАЗ-24

4 / 4

Ранние экземпляры визуально можно опознать по круглым зеркалам и «подфарникам» от ГАЗ-24

Интересная деталь: новый микроавтобус получил собственную… эмблему, состоявшую из стилизованного силуэта машины, в который латиницей «вписали» заводскую аббревиатуру RAF. Поэтому некоторые советские граждане поначалу были уверены в том, что этот микроавтобус изготовлен «за границей», а эффектный дизайн новинки лишь усиливал подобное впечатление.

В конце 1975 года в Елгаве была собрана первая партия микроавтобусов РАФ-2203, а уже с 1977 года в серию запустили и модификацию скорой медицинской помощи РАФ-22031. Ведь именно «скорая» по объемам выпуска планировалась в качестве основной модификации новой модели.

1 / 9

2 / 9

Масштабная модель РАФ-2203 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

3 / 9

Масштабная модель РАФ-2203 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

4 / 9

Масштабная модель РАФ-2203 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

5 / 9

Масштабная модель РАФ-2203 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

6 / 9

Масштабная модель РАФ-2203 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

7 / 9

Масштабная модель РАФ-2203 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

8 / 9

Масштабная модель РАФ-2203 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

9 / 9

Масштабная модель РАФ-2203 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

Ранние микроавтобусы (выпуска до 1979 года) отличаются от более поздних «рафиков» некоторыми деталями отделки. Визуально опознать такую машину можно по круглому корпусу боковых зеркал и плавным углам переднего бампера без отдельных «клыков», парой небольших бамперов по углам задней части, «подфарникам» от ГАЗ-24 и хромированным колпакам от «двадцать первой» Волги. Также машины первых выпусков оснащались оригинальной панелью приборов, от которой впоследствии отказались в пользу стандартной детали ГАЗ-24.

Более поздние РАФ-2203 легко отличить по «автобусным» указателям поворотов под передним бампером. Именно такая версия «рафика» (вплоть до 1987 года) без особых изменений.

«Рафик» использовался не только на рейсовых маршрутах, но и в качестве такси

Несмотря на то, что в 1979-м продукция Рижской автобусной фабрики была удостоена государственного Знака качества, уже с начала восьмидесятых на уровень изготовления и сборки маршрутных такси и карет скорой помощи поступало немало нареканий.

1 / 4

2 / 4

Работа «неотложкой» была одной из главных профессий для нового микроавтобуса Рижской автобусной фабрики

3 / 4

Работа «неотложкой» была одной из главных профессий для нового микроавтобуса Рижской автобусной фабрики

4 / 4

Работа «неотложкой» была одной из главных профессий для нового микроавтобуса Рижской автобусной фабрики

Когда уровень брака превысил 10% от количества выпущенных автомобилей, руководство завода сменили, а для модернизации микроавтобуса были выделены немалые государственные средства.

В результате усовершенствований РАФ планировали сделать не только современнее, но и качественнее. Еще в начале восьмидесятых годов в Риге создали опытный образец РАФ-22038 – как сказали бы сейчас, рестайлинговую версию первой модели. В ходе обновления планировалось усиление кузова, улучшение вентиляции салона благодаря наличию люка и дополнительных форточек, более современная ходовая часть с другой конструкцией передней подвески и новый интерьер.

1 / 2

2 / 2

Перспективные варианты модернизированного микроавтобуса в начале восьмидесятых смотрелись вполне актуально

Однако к середине восьмидесятых годов стало понятно, что завод не в состоянии сразу внедрить все новшества, поэтому в 1987 году началось производство «переходной» модели под индексом 2203-01. Её главное техническое отличие – двигатель ЗМЗ-402.10 от Волги ГАЗ-24-10, а внешне модель легко отличить от первой итерации «рафика» по ряду характерных признаков. Так, передние «поворотники» переехали под решетку радиатора, вместо «круглых» бамперов на машине появились детали из алюминиевого профиля с черными боковыми клыками, передние двери лишились форточек и получили большие пластиковые зеркала, а вместо хромированных колпаков по центру колёсных дисков появились пластиковые вставки.

Кроме основных модификаций (маршрутное такси и скорая помощь), в Риге были разработаны и другие версии микроавтобуса специального назначения – передвижной пожарный штаб или машина для оперативной службы МВД СССР. Однако впоследствии такие «спецверсии» в Латвии не выпускались, а различные ремонтные предприятия по заказу переделывали таким образом обычные пассажирские РАФ-2203.

1 / 2

2 / 2

«Милицейские» модификации обычно переоборудовались уже за пределами Латвии

В 1979 году было выпущено несколько , которые должны были обслуживать грядущую Олимпиаду-80. Рижский завод подготовил спецверсии и до начала 1980 года изготовил в цехе малых серий около 300 экземпляров «олимпийских рафиков». Так, почетное сопровождение олимпийского огня из Греции в СССР (дань древнегреческой традиции) было возложено на РАФ-2907, в котором ответственные хранители вместе с запасными факелами сопровождали бегунов. Разумеется, специфика такой езды с низкой скоростью на протяжении длительного времени потребовала серьезной доработки системы охлаждения, однако РАФ с честью справился с «олимпийской миссией».

1 / 2

2 / 2

Спецверсии «рафика», изготовленные к Олимпиаде-80

Самым необычным вариантом был РАФ от финской компании TAMRO, которая по заказу СССР занималась переоборудованием «рафиков» в реанимобили скорой помощи. В Финляндии было сделано не так уж и много «реанимаций», однако в восьмидесятые годы на улицах многих городов можно было встретить микроавтобусы лимонно-желтого цвета с ярко-красными полосами и высокой стеклопластиковой надстройкой крыши.

1 / 5

2 / 5

Медики СССР ласково называли финскую версию TAMRO «Тамарой»

3 / 5

Медики СССР ласково называли финскую версию TAMRO «Тамарой»

4 / 5

Медики СССР ласково называли финскую версию TAMRO «Тамарой»

5 / 5

Медики СССР ласково называли финскую версию TAMRO «Тамарой»

Советские водители общественного транспорта и работники «неотложки» быстро полюбили небольшой, но достаточно комфортабельный и маневренный микроавтобус.

Конечно, у РАФ-2203 были недостатки – кроме огрехов изготовления и сборки, конструктивно микроавтобус получился не слишком безопасным для водителя и переднего пассажира. Ведь при фронтальном ДТП лишенная зон деформации машина с несущим кузовом слабо поглощала энергию удара. Да и «волговская» платформа при максимальной загрузке была слабовата, поэтому постоянно работавшие на маршрутах «рафики» уже через 4-5 лет интенсивной эксплуатации требовали капитального ремонта. При этом из-за вагонной компоновки микроавтобус был не слишком удобен в обслуживании, а доступ к двигателю был возможен только со стороны салона, поэтому любое серьезное вмешательство требовало демонтажа силового агрегата.

Минивэн является универсальным транспортом идеально подходящим как для частного, так и для коммерческого использования. На нашем рынке преобладает продукция иностранного производства, слегка разбавленная продукцией горьковского автомобильного завода, но так было не всегда.

Во времена железного занавеса, автомобили такого типа производились исключительно собственными силами, а на рынке встречались достаточно интересные экземпляры, о которых и пойдёт речь в этой статье.

САРБ . Во времена Хрущёвской оттепели на территории СССР настала пора смелых технических и дизайнерских экспериментов. В этот временной период 3 предприятия одновременно трудились над созданием своего собственного микроавтобуса. МЗМА разрабатывал Москвич-А9, РАФ создавал проект РАФ-977 "Латвия", а непосредственно САРБ (Северодонецкая авторемонтная база) работала над проектом Старт.

Проект начался с прихода в автотранспортное управление Луганского совнархоза нового амбициозного начальника Антонова А.С., который предложил создать дачу на колёсах из стеклопластика. Проект получился столь удачным, что решено было сделать автомобиль.

В то время не существовало отработанных технологий создания пластиковых кузовов, поэтому каждое предприятие придумывало технологию с нуля. Поэтому после утверждения дизайна машины в обкоме, создали гипсовый макет в натуральную величину, обклеили его пластиковой контрформой (создав матрицу), а уже по ней создавали готовые кузова.

Автомобиль был уникален во всём, во-первых, необычный материал кузова, во-вторых, прорывной дизайн, в-третьих, расположение двигателя (посередине салона), а также наличие багажника словно у легкового автомобиля.

В его производстве были использованы заимствованные от других автомобилей элементы, так задние фонари были взяты от волги, передние и задние стёкла от автомобиля УАЗ-450.

В то время не существовало никаких тестов безопасности, поэтому для проверки прочности кузова его просто сбросили с 12-метровой высоты. В результате не было замечено существенных повреждений и его признали безопасным.

Первый образец был скомпонован по принципу туристического автобуса с продольными диванами по бокам и одним поперечным в задней части салона. Следующие модели комплектовались отдельными сидениями, а между водителем и пассажирами была установлена перегородка.

Опытные образцы в середине декабря 1963 года отправились в Москву и преодолев 1000 километров стали настоящей сенсацией, засветившись в программе "Время", газете "Правда" и на смотрах в Кремле и на ВДНХ.

Большинство выпущенных автомобилей использовались в роли маршрутного такси, а несколько машин было выкуплено Мосфильмом, один из которых даже засветился в фильме "Кавказская пленница".

Тем не менее проект быстро свернули, по разным версиям из-за дефицита горьковских компонентов, высокой себестоимости, сырости технологии или банальной мести чиновников, в обход которых был создан данный проект.

РАФ . История микроавтобусов РАФ начинается со скромного заимствования. После того как инженеры предприятия познакомились с микроавтобусом от Volkswagen, они решили выпустить свой аналог в надежде на высокий внутренний спрос.

В результате чего был разработан микроавтобус РАФ-10 "Фестиваль" на шасси и двигателе ГАЗ-М20 "Победа", который был выпущен для обслуживания Международного фестиваля молодёжи в Москве.

Следующей моделью стал РАФ-08 "Спридитис" (в переводе с латышского мальчик с пальчик) с двигателем и задним мостом от автомобиля Москвич-407.

В результате всех этих экспериментов и был рождён РАФ-977 "Латвия" на узлах 21-й Волги. Модель была одобрена в правительстве и запущена в массовое производство.

Микроавтобус имел несущий кузов, просторный и светлый салон, а благодаря легковой трансмиссии автомобиль получился тихим, мягким и динамичным.

Автомобиль получил широкое распространение в качестве маршрутного такси, скорой помощи, передвижной лаборатории, туристического автобуса, также использовался для обслуживания гостиниц, аэропортов, детских парков.

В общей сложности и с минимальной модернизацией автомобиль продержался на конвейере 36 лет, закончив своё существование лишь после распада союза.

НАМИ-013 "Чита" . Данный автомобиль является пилотным проектом по созданию автомобиля вагонной компоновки. Работа над ним велась по двум направлениям: «проектирование экспериментального обтекаемого кузова» и «самоходная платформа для испытания перспективных агрегатов». Создать дизайн оказалось делом абсолютно не простым, ведь в нашей стране в то время не было ни одного примера подобного автомобиля, поэтому любой дизайн казался вызывающим и чересчур смелым.

В результате был объявлен конкурс между дизайнерами-конструкторами и на его основе решили делать коллективный проект. Пока дизайнеры работали над будущим обликом автомобиля, конструкторы успели построить для него платформу. Было изготовлено днище автомобиля, размещён двигатель, сиденья и органы управления, поверх всего был приварен металлический каркас, который обтянули брезентом и в таком виде отправили автомобиль на испытания. В ходе испытаний были выявлены и отбракованы слабые и бракованные агрегаты, но несмотря на это удалось сохранить множество технических новинок, в числе которых была автоматическая трансмиссия собственной разработки.

Когда был готов кузов, его установили на уже испытанное шасси и продолжили испытания, в ходе которых выяснилось, что двигатель расположенный в задней части сильно перегревался и автомобиль вновь отправили на доработку. Тем не менее автомобиль ждала печальная судьба, после всех испытаний и доработок его просто пустили на металлолом, сохранив правда всю наработанную документацию.

ЗИЛ-118 "Юность" . Данный автомобиль является первым микроавтобусом премиум-класса. Над его созданием конструкторы завода имени Лихачёва работали в свободное от работы время. После того как чертежи были полностью готовы, проекту потребовалось 2 года, чтобы превратиться в первый опытный образец. За основу был взят ЗИЛ-111, который основательно модернизировали, усилили подвеску, добавили стабилизаторы поперечной устойчивости спереди, усилили тормозную систему и рулевой механизм.

Оригинальный двигатель дефорсировали с 200 л.с. до 150 л.с., чтобы перевести микроавтобус на обыкновенное топливо. Дизайн получился невероятно футуристичным, смелым и стильным. Салон сделали не менее впечатляющим, были установлены комфортабельные сидения, индивидуальное освещение, пепельницы, а также улучшена шумоизоляция. Салон был оснащён эффективной системой отопления и кондиционирования воздуха.

За счёт большой площади остекления салона, удалось добиться лёгкости и светлости интерьера. Усилия не пропали даром и автомобиль был по достоинству оценён руководством страны в лице Никиты Сергеевича Хрущева. Помимо этого в 1967 году микроавтобус завоевал 12 наград на международной автобусной неделе.

К великому сожалению этот великолепный проект не сумел получить должного финансирования из-за действовавшей семилетки и в результате было собрано вручную лишь 20 экземпляров.

February 5th, 2017

Я очень хорошо застал микроавтобус "Рафик". Прокатится на нем в качестве маршрутки по городу да еще не переднем сиденье было большим шиком. Билет на это транспортное средство стоил дороже чем на автобус. Не каждый мог себе позволить. А ведь это был не единственный микроавтобус в СССР.

Помните, как в конце фильма "Кавказская пленница" футуристичный микроавтобус, на котором в конце ленты от неудачника Шурика навсегда уезжает красотка Нина.



Машинка настолько симпатичная, а главное не типичная для советского периода, что в детстве многие до хрипоты спорили, что за автомобиль собственно? Одни уверяли - иномарка, другие настаивали на самодельном происхождении бусика, я же как школьник, знакомый с книжками Юрия Долматовского, склонял одноклассников к иной версии. Долдонил всем, мол, Наталья Варлей уезжает на экспериментальном однообъемнике “Белка”, созданном специалистами НАМИ и собственно самим Долматовским.

Все в итоге оказались неправы. Загадочный микроавтобус на самом деле назывался “Старт”, разработкой и выпуском которого занималось предприятие САРБ (Северодонецкая Авторемонтная база).

Сегодня вообще сложно понять каким чудесным образом “какая-то там автобаза” вдруг взяла и разработала цельный автомобиль. Тем не менее, во второй половине 50-х годов в период хрущевской оттепели многие советские предприятия получили экономическую самостоятельность, пусть и с известными оговорками. Про совнархозы слышали?
Вот-вот…

Когда новым руководителем главного автотранспортного управления Луганского совнархоза, в сфере влияния которого находилась и САРБ, стал А. С. Антонов началось самое интересное. Новый начальник слыл человеком весьма деятельным и активным. Для начала товарищ Антонов решил в качестве эксперимента построить автомобильный прицеп для туристов - по сути дачу на колесах. Среди подконтрольных Луганскому совнархозу предприятий было немало химических заводов, поэтому в качестве основного материала для передвижной дачи приняли ультрамодный в ту пору стеклопластик. Эксперимент еще не успели признать удачным, а деятельный Антонов уже носился с новой идеей - созданием автомобиля! Со стеклопластиковым кузовом!

Скромненькая заметка о "Старте" в журнале За Рулем. Пишут о планах автоматизировать производство стеклопластиковых кузовов и указывают массу машины в 320 кг. Явная опечатка, конечно. Единичка куда-то запропастилась…

Конечно, шеф Луганского совнархоза понимал - это уже совсем другой уровень сложности. Это не ремонт двигателей и даже не разработка прицепа. Автомобиль - целая история. Поэтому к проекту привлекли специалистов Харьковского Автодорожного института, работавших в том числе над серией рекордных автомобилей ХАДИ, а главное талантливого инженера-художника Юрия Андроса.

В качестве творческого объекта был выбран микроавтобус - дико востребованный в то время форм-фактор. Ведь таких машин советская автопромышленность выпускать почему-то еще не сподобилась.

В основу конструкции будущего буса легло шасси от “Волги” ГАЗ-21 (70-сильный 2,4-литровый мотор ЗМЗ-21А, 3-ступенчатая механика, независимая пружинная передняя и зависимая рессорная задняя подвеска) на который установили стеклопластиковый кузов, усиленный закладными деталями.

Но главное - это дизайн! Слушайте, ну это с большой буквы Д! Термина дизайнер в советское время официально не существовало, но Андроса хочется назвать большим мастером. Просто потому, что в начале 60-х он создал, пожалуй, самый футуристичный микроавтобус планеты Земля. Конечно, в облике “Старта” - для своего первого автомобиля Северодонецкая Автобаза выбрала крайне незатейливое имя - прежде всего угадываются мотивы американского дизайна.

А четырехфарная система освещения и бескапотная конструкция, похоже, навеяна чертами симпатичного заднемоторного (!) однообъемника Chevrolet Corvair Greenbrier, дебютировавшего в 1960-м. Вполне, возможно Юрий Андрос был знаком с работой американских коллег, но назвать “Старт” калькой с “Гринбриера” значит обидеть художника.

Начать с того, что советский микроавтобус получился не однообъемным как Corvair Greenbrier, а двухобъемным. Уникальной особенностью стеклопластикового кузова “Старта” стал багажник в задней части отделенный от пассажирского салона. Ну а потом по части футуристики американец также явно уступал советскому коллеге. Взгляните на фейерверк стилистических примочек “Старта”: огромные чуть ли не в половину габаритной длины боковые плавники, суровые брови передних фар уходящие на передние крылья, запоминающаяся и довольно злобная пасть решетки радиатора, необычная центральная стойка крыши в виде треугольника, залихватский “развал” задней оптики, двухцветная окраска наконец. Это было что-то с чем-то!

Ничего подобного в мире тогда еще не было. Посмотрите на уже упомянутый Greenbrier, его сверстника Dodge A100, немецкие VW Type 2, европейский Ford Taunus Transit, французский Renault Estafette и десятки других микроавтобусов 60-х. Каждый из них хорош по-своему, но такого цельного футуристического образа нет ни у кого. “Старт” вполне можно считать лучшей адаптацией стиля детройтского барокко на микроавтобусную тему.

Любопытно, что весь модерновый северодонецкий дизайн был что называется умозрительным. Как потом окажется весь напускной аэродинамизм микроавтобуса окажется величиной чисто декоративной. Напротив, эффектное килевое оперение только ухудшит динамику воздушных потоков.

Но не будем слишком строги. Во-первых речь о 60-х годах, а кроме того Северодонецкая Авторемонтная база не располагала возможностями не то что западных автомобильных гигантов, но и отечественных специализированных предприятий.

По сути речь идет о полукустарном проекте, в котором тем не менее нашлось место не только для яркого дизайна.

Вспомним саму компоновочную схему — десять мест плюс отдельный багажник. Боюсь ошибиться, но такого вот по сути двухобъемного микроавтобуса в мире точно не было. Другое вопрос, что отдельно торчащий трюм, который совершенно не видно с водительского места, затруднял маневры задним ходом. Впрочем, об удобстве водителя тогда не особо заботились. Неудачно скомпонованный педальный узел, а вернее слишком придвинутое к рулю водительское сидение, еще одно тому подтверждение. Не добавлял машине практичности и доступ к двигателю, который осуществлялся… из салона.

Логично - когда на практически нетронутое шасси любимого автомобиля Юрия Деточкина надели бескапотный кузов мотор оказался внутри, по сути разделив передний ряд сидений и пассажирский салон. Проявив известную смекалку, инженеры САРБ оформили крышку капота как салонный столик. Не пропадать же добру…
Машину построили очень быстро. Поговаривали, что первый макет в масштабе 1:10 и полностью ездовой прототип разделили буквально полтора месяца!
Причем первый собранный “Старт” своим ходом отправился покорять Москву и, счастливо преодолев расстояние почти в 1000 км… мгновенно ее покорил! Вроде как на смотринах в Кремле стеклопластиковый микроавтобус произвел сильное впечатление на самого Хрущева. Главный в то время распорядитель по автомобильным делам страны Николай Иванович Строкин (в будущем министр автомобильной промышленности СССР) приказал обеспечить Северодонецкое предприятие полусотней шасси от “Волги” ГАЗ-21. На Горьковский автозавод поступил соответствующий циркуляр.

Что это как не победа романтиков от автомобиля из Северодонецка?! Жаль миг славы оказался недолгим.
В 1964-м Хрущева сместил Брежнев, через год совнархозы распустили, тем самым поставив крест на творческой самостоятельности на местах. Так что новые машинокомплекты в Донецк из Горького уже не придут. 50 штук и баста!

В дальнейшем САРБ перебивался единичными заказами, в качестве заготовок шасси для которых шли как правило списанные, сильно уставшие “Волги”. Но действительно началом конца стали испытания “Старта” проведенные специалистами НАМИ осенью 1965-го.

На самом деле, это был реальный шанс для красивого детища Юрия Андроса стать действительно всесоюзным автомобилем. Микроавтобусов в стране по-прежнему не хватало. И тогда для всесторонней оценки конструкции пластикового красавчика, пару “Стартов” отправили на свежеоткрытый Дмитровский автополигон, а после устроили машинам и испытание в реальной среде обитания - на трассах маршрутных такси.

Результаты оказались не слишком впечатляющими. Красивый и футуристичный “Старт” неожиданно по всем принципиальным позициям проиграл заочный спор рижскому РАФ-977.
Автобусик из Прибалтики, также построенный на шасси “Волги”, не баловал дизайном и во всех смыслах представлял собой гораздо более традиционную конструкцию с цельнометаллическим кузовом.

Скромненький “рафик” оказался более крепким, как ни странно более экономичным (сказалась худшая аэродинамика “Старта”), а главное значительно более дешевым в производстве. Полукустарная технология проклейки стеклопластиковых кузовов, освоенная САРБом, подразумевала большой объем ручного труда. Вот почему стоимость новенького “Старта” почти вдвое превышала цену “Волги” - 9,5 тысяч рублей против 5 тысяч… Автоматизация процесса, в свою очередь, представлялась геморроем, с которым никто не захотел связываться…

Получилось, что стеклопластик, который собственно и сделал возможным футуристичный дизайн “Старта” одновременно поставил крест на амбициях массового производства.
Общий тираж “стартов” составил чуть больше сотни экземпляров. Причем, в дополнение к машинам из Северодонецка мелкие партии микроавтобусов собирали еще в Луганске и Донецке.

Несмотря на фактическую вечность кузова - что станет со стеклопластиком-то?! - до наших дней дотянули совсем немногие “старты”. Впрочем, в частных коллекциях попадаются и восстановленные экземпляры и ходовые реплики.

Людям, которым удалось поездить на выжившем “Старте” не скрывали разочарования: тухлая динамика, плохая устойчивость в поворотах, низкая энергоемкость подвески, ужасно организованное место водителя. Как ни крути, сыроватая получился машина у северодонецких энтузиастов…