Газ 66 почему шишига. "шишига"- это зверь с лебедкой и на колесах

ГАЗ-66 - легендарный советский грузовой внедорожник. Приличная грузоподъемность, полноценный полный привод, неприхотливость и широкие возможности по модернизации - всё это сделало его очень популярным начиная с 1960х годов. И по сей день шестьдесят шестой остаётся востребованным в армии, научно-полевых изысканиях, туризме и путешествиях.

ГАЗ-66 - история создания или с чего всё начиналось


Впервые этот тяжелый и многофункциональный внедорожник предстал перед публикой в 1962-м году. Грубо говоря, это была не сделанная с нуля модель, а очередная хорошая модификация менее популярного . Тот уже изжил своё и требовал адекватной замены. Между 62-м и 66-м какое-то время выпускали ГАЗ-63, но он тоже не снискал популярности. Его окончательно прекратили выпускать в 1968-м. Что же касается конкретно ГАЗ-66, то к 1964-му году его официально запустили в серийное производство. На то время это был маленький прорыв - на замену устаревшим грузовикам пришел новый, сравнительно небольшой внедорожник с отличными данными. И, хотя первые модели были далеки от совершенства, он всё равно стал очень распространенным.

Постепенно шестьдесят шестой дорабатывался, выходили новые его разновидности, допиливался функционал. Так, в 1968-м году он стал массово комплектоваться системой регулировки воздуха в шинах (которая оказалась настолько живучей, что до сих пор работает на большинстве стареньких подержанных 66х). Примерно в эти же годы ГАЗ-66 презентовали на Московской выставке современной техники, где он получил самый главный приз (что само по себе уже является хорошим показателем актуальности и интересности модели на тот момент). Выставлялся 66й и за рубежом. Например, в Лейпциге он смог получить «золотую» награду за свои выдающиеся грузовые и внедорожные качества.


В 1969-м ГАЗ-66 удостоился национального Знака Качества и после этого начался его интенсивный экспорт практически во все социалистические страны. Серийный выпуск становился всё более массовым и грузовик стал верным спутникам самых разных категорий общества. Особенно популярным его признавали, что естественно, в армии и в сельском хозяйстве. Полноприводный советский грузовик даже официально приняли на вооружение в армию (и до сих пор во многих бывших социалистических странах и республиках СССР он стоит на балансе вооруженных сил).

Выпускать ГАЗ-66 прекратили в 1995-м году, сменив его на менее популярную, но достаточно распространенную машину типа ГАЗ-3308 «Садко». Выпускались единичные модели и партии по спецзаказам, но в 1999-м году сделали самый последний официальный грузовик. Согласно статистике, всего на автозаводе было выпущено 965 тысяч ГАЗ-66.

ГАЗ-66 - характеристики и описание


ГАЗ-66 был сделан для использования на бездорожье в тех условиях, где другая техника работать не могла или же была не столь эффективна. Грузовик имеет повышенную проходимость, самоблокирующиеся дифференциалы в обеих мостах, а также функцию регулирования шинного давления. Интересной особенностью внедорожника является и практически идеальная сбалансированность - благодаря грамотно распределенному центру тяжести нагрузка на переднюю и заднюю части авто почти одинаковая. К некоторым минусам внедорожника можно отнести то, что кабина расположена прямо над передними шасси и объем её достаточно мал - особо не развернуться. Хотя грузовик от этого несколько выиграл - стал достаточно компактным. Но чтобы получить доступ к моторному отсеку, кабину нужно откидывать. Изначально на двигатель монтировался защитный не снимаемый кожух и нужно было избегать общих перегрузок по весу из-за одинарных рессор.

Также, с завода автомобили шли с брезентовой койкой, которая вешалась в кабине как гамак. Для одного человека получалось универсальное место для отдыха - всяко лучше, чем спать на сиденьях.

Какие версии ГАЗ-66 вообще выпускались


За время выпуска придумали множество модификаций этого универсального внедорожного грузовичка. Известно о 14-ти версиях авто с теми или иными модулями, а также о нескольких серийно выпускаемых специальных автомобилях определенного назначения:

    ГАЗ-66-1 - самая первая версия грузовика. Выпуск закончился через несколько лет после начала - в 1968-м. Примечательная особенность - функции регулировки воздуха в покрышках не имела;

    ГАЗ-66А - первая модель, выпускаемая с лебедкой с завода;

    ГАЗ-66Б - модификация для десантников, сделанная для спуска с парашюта. Имела откидную раму лобового стекла, а также меняющуюся рулевую колонку и складывающуюся крышу;

    ГАЗ-66Д - эта версия комплектовалась коробкой отбора мощности;


    ГАЗ-66П - выпускалась недолго, представляя собой крупный тягач опытного образца;

    ГАЗ-66Э - интересная модель, в которой всё электрооборудование было сделано экранированным. Но её быстро перестали производить - в 1968-м выпущен последний грузовой внедорожник такого типа;

    ГАЗ-66-01 - основной вариант автомобиля, оснащенный функцией регулировки давления в покрышках;

    ГАЗ-66-02 - тоже самое, что предыдущий вариант, но уже с заводской лебедкой;

    ГАЗ-66-03 - тоже самое, что и 01 с 02 вариантами, но еще и с экранированным электронным оборудованием;

    ГАЗ-66-04 - эта версия включала в себя всё тоже, что и предыдущие, но имела экранированные колеса;


    ГАЗ-66-05 была моделью с лебедкой и экранированием электрического оборудования;

    ГАЗ-66-11 - существенно усовершенствованная оригинальная версия внедорожника, но без каких-то новых модулей;

    ГАЗ-66-12 - еще один улучшенный вариант базового модификации, но с лебедкой;

    ГАЗ-66-14 - один из наиболее полных вариантов, включающий в себя всё.

Это были перечислены те модели, которые предлагались для использования в СССР. Разрабатывались и специальные модели ГАЗ-66 на экспорт - это 66-51, 66-52, 66-81 и 66-91.


Стоит вспомнить и специализированные варианты этого легендарного грузовика - их затачивали под более эффективное выполнение определенных задач:

    АС-66 - классический и очень популярный в то время медицинский внедорожник;


    АП-2 - тоже санитарная модель, но уже главная в группе. Что-то вроде медштаба;

    ДДА-2 - душевой агрегат с дезинфекцией. Интересный вариант, предназначенный для работ в зонах с радиоактивным заражением;

    ГЗСА-731 - специализированные полноприводные фургоны для развоза почты, хлеба и лекарств. Делали для использования в городах, но широкого распространения машина не получила;

    Р-142 - командно-штабная модификация с полным оснащением всем необходимым;

    МЗ-66 - маслозаправочный внедорожник, используемый больше военными в специфичных целях.


Что же касается технических характеристик, то они были достаточно неплохими. Во-первых, автомобиль был компактным, что для грузового внедорожника всегда было плюсом. Во-вторых, при клиренсе по умолчанию в 315мм автомобиль показывал чудеса проходимости, что и обеспечило ему такую распространенность в определенных кругах. А грузоподъемность в 2 тонны лишь подчеркнула тот факт, что внедорожник был многоцелевым и прекрасно справляться как с военными, как с исследовательскими, так и с гражданскими задачами.

Заводская версия ГАЗ-66 может преодолевать броды глубиной до 0,8 метра и развивать максимальную скорость до 90 км/ч. До 60 км/ч автомобиль разгоняется за 30 секунд. По паспорту значится, что внедорожный грузовик может преодолевать подъемы до 31 градуса.


Постепенно, по мере развития, модель становилась всё более устойчивой и удобной в управлении. Как уже было выше сказано, у грузовика был очень хорошо расположенный центр тяжести, что обеспечивало его возможностью преодолевать самые разные препятствия относительно безопасно. Сугробы под 80 сантиметров были для внедорожника не преградой, как и небольшие броды. Что же касается расхода, то с завода авто потребляло 20 литров на 100 километров. Изначально автомобиль заправлялся 72-м, 76-м и 80-м топливом. При объеме бака в 210 литров это обеспечило его достаточно хорошим запасом для путешествий и поездок на дальние расстояния.

ГАЗ-66 оборудовался четырехтактным агрегатом типа V8 с обычным жидким охлаждением. Это был небольшой мотор, который от своих современников отличался целым набором интересных и даже уникальных фишек. Двигатель имел объем 4,25 литра и мог развивать мощность до 117 л.с. Чуть позже, уже в 90х, выпустили дизельный мотор на 84 л.с. А еще позже начали делать не очень распространенные турбированные дизеля мощностью в 114 л.с.


Что касается коробки передач, то это механика на 4 скорости. У неё немного необычное расположение - сзади и как бы справа от водительского места, поэтому управление требует некоторого опыта и с непривычки кажется очень неудобным. Помимо обычной КПП грузовик оснащен ведущими мостами гиподного типа и раздаткой на 2 ступени. Тормоза у ГАЗ-66 барабанные по кругу, для усиления используется гидровакуумная установка.

Где применялся ГАЗ-66

Изначально этот грузовой советский внедорожник был предназначен для военных, но быстро разошелся для различных нужд по всей стране. Его активно эксплуатировали в исследовательских и строительных целях, в горном деле (добыча полезных ископаемых), использовали для путешествий и активного туризма. Автомобиль зарекомендовал себя как крайне выносливый и неприхотливый, поэтому успешно эксплуатировался даже в сложных и экстремальных условиях. Модификаций было настолько много, что каждая сфера смогла приспособить этот внедорожник под себя. Согласно статистике, между 60 и 80-ми годами ГАЗ-66 использовался практически повсеместно и везде. Особенно успешным его применение было в сельскохозяйственной местности, так как у фермеров до него не было ничего аналогичного по характеристикам.


Базовая версия грузовика была универсальной - она комплектовалась обыкновенным кузовом из металла с откидными боковыми скамейками. Для защиты использовался обычный тент. Кабина была тоже сделана из металла и в ней было место всего для двух кресел - пассажирского и водительского. Как уже упоминалось выше, в салоне было место для организации гамака. Благодаря ограниченному пространству, в кабине зимой было довольно тепло (чему способствовал и двигатель, расположенный прямо под ней).

Поскольку производство легендарного ГАЗ-66 завершилось в конце прошлого века (1999й год), сейчас найти новый автомобиль затруднительно. Но масса модификаций до сих пор находится на консервации в военных частях, многие из которых периодически снимаются, списываются и продаются. Предлагаются как версии с КУНГами, так и обыкновенные бортовые. Цены разные, но подержанный грузовик можно купить по вполне сходной стоимости. Привести его в порядок выйдет не очень дорого, но вот сделать из него походный вариант для дальних путешествий с комфортом - тут бюджет нужен практически неограниченный. Хотя стоит напомнить, что даже в базовом варианте этот автомобиль - весьма достойны и, оборудовав жилой КУНГ, можно смело отправляться на встречу приключениям!

В 1968 году Горьковский завод сменяет 63-ю модель на 66-у. Этому предшествовала целая череда событий. В середине 60-х проходят испытания ГАЗ-62, близкого по форме и содержанию к ленд-лизовскому Dodge ¾. Впрочем, еще больше он напоминал располневшего «Козлика», ГАЗ-69.

Общемировые конструкторские тенденции заставили разработчиков перейти на бескапотную схему. Это позволяло, при той же колесной базе, удлинить грузовую платформу. Теперь на ней удавалось перевозить не 750 кг, а 1200 килограммов. ГАЗ-62 был революционным автомобилем: рессоры переменной жесткости, герметизированные тормозные барабаны, обдув лобового стекла. Кроме того, впервые в мире, была внедрена так называемая форкамерно-факельная система зажигания.

Суть такой системы зажигания в следующем: в традиционном бензиновом моторе поджигает топливную смесь непосредственно в рабочем цилиндре, при форкамерной схеме, возгорание происходит сперва в отдельном, вспомогательном объеме, а образовавшийся огненный факел инициирует вспышку в основном цилиндре. Такая конструкция ощутимо повышает мощность мотора и значительно снижает расход бензина.


Машина пошла в серию и выпускалась почти 2 года. Армию она, в общем и целом, устраивала, но были претензии к недостаточной грузоподъемности. Говоря проще – «Сделайте нам такую же, но только покрупнее». Пожалуй, лишь только настоящий специалист сможет отличить модель ГАЗ-62 от ее старшего собрата .

Армейские шоферы окрестили автомобиль «Шишига», видимо, потому что при быстром произнесении, 66-я сливалась в один звук. Всем была хороша эта машина, даже по сравнению со своим старшем, вполне заслуженным, одноклассником ГАЗ-63 – небо и земля. Развиваемая скорость больше на 20 км, проходимость и управляемость на порядок выше. За счет низкого центра тяжести, возросла устойчивость на склонах. Что же говорить об омывателе ветрового стекла – эта опция только стала появляться на легковых автомобилях.

Не обошлось и без минусов. Расположение коробки передач было очень неудобным – за спиной водителя. А еще, расположение сидений – прямо над передней осью. В общем, шоферу приходилось не сладко, но в конце концов – это же армия, а не санаторий.

Стал первым советским автомобилем, получившим в 1969 году знак качества СССР – вполне заслуженно. Не было, пожалуй, в советской армии ни одной части, где бы обошлись без этого вездехода. Он возил солдат и горючее, ремонтные мастерские и мобильные госпитали. Встречались и уникальные модификации в виде спиртозаправщиков. 50-ти процентным водяным раствором заправлялись системы охлаждения сверхзвуковых перехватчиков.


Умел прыгать с парашютом, для войск ВДВ выпускался специальный вариант с брезентовой кабиной и откидным лобовым стеклом. Но в ВДВ использовались и стандартные машины.

35 лет ГАЗ-66 продержался на конвейере, попытка поменять его на другой безкапотник с дизелем не увенчалась успехом. Слишком высокими были затраты на переналадку оборудования. И все таки в 2001 году, на смену 66-му пришел ГАЗ-33097 «Садко». Почему же пришел возврат к исходной схеме, мотор перед кабиной? Афганский опыт показал, что водители капотных машин менее уязвимы при подрыве на мине. Здесь, основной поток смертоносной энергии приходится на двигатель, а в 66-ой огонь на себя принимал экипаж. Еще, на «Шишигу» точили зуб ремонтники, без автогена чинить ее цельносварную кабину было невозможно. Другое дело «Садко» - отвинтил помятое крыло и поставил другое. Что же касается проходимости, то у нового ГАЗ-а она оказалась даже выше. Почему? У автомобильной промышленности есть свои загадки.

Модификации ГАЗ-66

ГАЗ-66-1 (1964-1968) - первая модель без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах
ГАЗ-66А (1964-1968) - с лебёдкой
ГАЗ-34 - опытный образец с колёсной формулой 6×6
ГАЗ-66Б (с 1966) - авиадесантный вариант с телескопической рулевой колонкой, складной крышей и откидной рамкой ветрового стекла
ГАЗ-66Д (1964-1968) - шасси с коробкой отбора мощности
- седельный тягач (опытный)
ГАЗ-66Э (1964-1968)
ГАЗ-66-01 (1968-1985) - базовая модель с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах
ГАЗ-66-02 (1968-1985) - с лебёдкой
ГАЗ-66-03 (1964-1968) - с экранированным электрооборудованием
ГАЗ-66-04 (1968-1985) - шасси с экранированным электрооборудованием
ГАЗ-66-05 (1968-1985)
ГАЗ-66-11 (1985-1996) - модернизированная базовая модель
ГАЗ-66-12 (1985-1996) - с лебёдкой
ГАЗ-66-14 (1985-1996) - шасси с экранированным электрооборудованием и коробкой отбора мощности
ГАЗ-66-15 (1985-1996) - с экранированным электрооборудованием и лебёдкой
ГАЗ-66-16 (1991-1993) - модернизированый вариант с двигателем ЗМЗ-513.10, усиленными шинами (колеса - односкатные), доработанными тормозами, платформой без надколесных ниш (впоследсттвии устанавливалась также на ГАЗ-66-11 и ГАЗ-66-40); грузоподъемность 2,3 т
ГАЗ-66-21 (1993-1995) - народнохозяйственная модификация с двойными шинами заднего моста и деревянной платформой типа ГАЗ-53, грузоподъёмность 3,5 т.
- шасси для самосвалов
ГАЗ-66-41 (1992-1995) - с безнаддувным дизелем ГАЗ-544
ГАЗ-66-40 (1995-1999) - с турбодизелем ГАЗ-5441
ГАЗ-66-92 (1987-1995) - северный
- шасси для вахтовых автобусов

Экспортные

ГАЗ-66-51 (1968-1985)
ГАЗ-66-52 (1968-1985) - с лебёдкой
ГАЗ-66-81 (1985-1995) - для стран с умеренным климатом
ГАЗ-66-91 (1985-1995) - для стран с тропическим климатом

Специализированные

АП-2 - автоперевязочная, основная транспортная единица медицинского пункта полка.
АС-66 - санитарный автомобиль, предназначенный для эвакуации раненых.
ДДА-2 - дезинфекционно-душевая установка, используется в войсковых (иногда в гражданских) санитарно-эпидемиологических подразделениях.
ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714 - фургоны «Почта», «Хлеб» и «Медикаменты».
МЗ-66 - маслозаправщик.
Р-142 - командно-штабная машина
3902, 3903, 39021, 39031 - передвижные мастерские для оказания техпомощи сельхозтехнике.
2001, 2002, 3718, 3719, 3716, 3924, 39521 - передвижные клиники.
ГАЗ-САЗ-3511 - самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка - Саранск).
ГАЗ-КАЗ-3511 - самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка - Бишкек, Киргизия).

Автобусы

НЗАС-3964, Волгарь-39461 - вахтовые автобусы (на шасси устанавливался комфортабельный кузов с креслами для пассажиров).
АПП-66 - автобус повышенной проходимости, шины с регулировкой давления. Выпускался 172 Центральным автомобильным ремонтным заводом только для нужд Министерства обороны СССР. До 1987 г. выпущено около 8 000 экз.
ПАЗ-3201 , полноприводный вариант ПАЗ-672.
ПАЗ-3206 , полноприводный вариант ПАЗ-3205.

Технические характеристики ГАЗ-66-11:

Тип Двухосный грузовой автомобиль
Грузоподъёмность 4 000 кг
Разрешенная максимальная масса 5 940 кг
Длина 5 806 мм (с лебёдкой)
Ширина 2 322 мм
Высота по тенту без нагрузки 2 520 мм
Высота по кабине с полной массой 2 490 мм
Колёсная база 3 300 мм
Дорожный просвет 315 мм
Колея передних колес 1 800 мм
Колея задних колес 1 750 мм
Радиус поворота 9,5 м
Глубина преодолеваемого брода (по дну) 0,8 м
Двигатель ЗМЗ-66-06 восьмицилиндровый четырёхтактный,с жидкостным охлаждением
Рабочий объём 4 254 см3
Мощность 120 л.с.
КПП механическая 4-ступенчатая с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах
Раздаточная коробка С понижающей передачей и отключаемым передним мостом
Привод задний или полный
Колёса специальные с разъёмным ободом и бортовым кольцом 8,00-18; шины 12,00-18
Давление в шинах 0,5-3 кг/см2
Максимальная скорость с полной массой 90 км/ч
Ёмкость топливных баков 210 л
Контрольный расход топлива, л/100 км при скорости 60 км/ч 20
Марка топлива бензин А-72, A-76, АИ-80
Ёмкость АКБ 75 А·ч
Максимальный ток автомобильного генератора 85 А

Газ 66 — широко известный полноприводный грузовик с двумя осями и высокой грузоподъемностью. Долговечность и несравнимая проходимость отличают данную модель от аналогичной техники.
В Советском Союзе создавались легендарные автомобили, которые пользуются популярностью до сих пор. Одной из таких уникальных машин является Газ 66. Эта техника была создана для преодоления бездорожья. Техника с компактными размерами и простым устройством используется для перевозки грузов и людей по непроходимым трассам.

При создании модели конструкторы ориентировались желания военной сферы. Машина использовалась в армии для транспортировки десантных войск. А также были другие области применения:

  • нефтяная промышленность;
  • газовая промышленность;
  • лесное хозяйство;
  • геология.

Техника перевозила буровые инструменты, тяжелую аппаратуру, приборы.
В современных условиях машина используется для активного отдыха туристов на побережье.

Технические характеристики

При разработке автомобиля стояла задача изготовить устойчивое, мощное изделие. Авто Газ 66 обладает такими техническими показателями:

  • грузоподъемность – 2 т;
  • наибольшая масса транспортируемого груза – 5,9 т;
  • габариты – 5,8х2,32х2,52 м;
  • дорожный просвет – 315 мм;
  • колея передних колес – 18 см;
  • колея задних колес – 17,5 см;
  • наибольшая углубленность преодолеваемого брода – 8 м;
  • наибольшая скорость – 90 км/час;
  • давление в колесах – 0,5-3,0 кг/см2.

Технические показатели автомобиля рассчитаны для езды по плохой местности.

Характеристики двигателя

При разработке модели было принято решение об ее оснащении мотором Заволжского моторного завода. Военный Газ 66 имел четырехтактный двигатель с восьмью цилиндрами карбюраторного вида. Вследствие V-образной конструкции агрегат был небольших размеров.

Основные характеристики:

  • марка мотора – ЗМЗ-66-06;
  • тип двигателя – бензиновый;
  • объем – 4,254 л;
  • мощность – 120 л.с.;
  • тип охлаждения – жидкостный;
  • наибольший крутящий момент – 284,4 Нм;
  • частота вращения – 2500 об/мин;
  • диаметр цилиндра – 9,2 см;
  • ход поршня – 8 см;
  • разновидность карбюратора – К-126, К-135;
  • материал изготовления – алюминиевый сплав;
  • вес мотора – 262 кг.

Для запуска в холодное время года предусмотрен предпусковой подогреватель ПБЖ-12. В конце 80-х годов автомобиль комплектовался мотором марки ЗМЗ-513-10 с мощностью 125 л.с. Позднее разрабатывали силовые агрегаты, работающие на дизельном топливе с турбосистемой. Модификация с таким мотором значилась как Газ 6641.

Кабина

Кабина Газ 66 имеет наддвигательное расположение. Конструкция выполнена из цельного металла. В кабине оборудованы два кресла для водителя и пассажира. Они разделены металлическим кожухом, предназначенным для покрытия мотора. При отрицательных температурах кожух служил дополнительным устройством подачи тепла из-за нагретого двигателя. Для комфорта длительных поездок установлено подвесное спальное место, состоящее из гамака, крючков. Присутствует вентиляционные отверстия и отопители. Передние стекла снабжены очистителями, механизмами обмыва. А также предусмотрен обдув лобового стекла.
Чтобы подобраться к мотору, кабину необходимо откинуть вперед. Это производится легко благодаря наличию шарниров. Из-за несъемного кожуха мотора переключатель передач находится поодаль от водителя: справа внизу. Размер кабины Газ 66 – 2,42х2,49х2,32 м с учетом высоты колес.

Расход топлива

Бак машины рассчитан на 210 литров. При средней скорости передвижения 70 км/час расходуется 20-25 литров на 100 километров.

Устройство

Автомобиль состоит из кабины и кузова. Кузовная часть покрыта тентом. Внутри находятся скамейки с функцией откидывания. Кузовная часть изготовлена из цельной металлической платформы. С обоих боков находятся борта с решеткой. Сзади расположен откидывающийся борт. Размеры кузова Газ 66 соответствуют 3,31 м по длине и 2,05 м по ширине.
Вездеходность техники обеспечивается полноприводной системой, укороченными свесами и шинами односкатного типа. Задний мост делится на составляющие:

  • картер;
  • сборный редуктор;
  • две полуоси;
  • пара цапф.

Для редуктора предусмотрено определенное утолщение в картере. Передний мост содержит:

  • редуктор (как и в заднем мосту);
  • шарниры равных угловых скоростей.

Периодическая смазка шарниров продляет срок эксплуатации мостов.
Торможение автомобиля осуществляется за счет гидросистемы с вакуумным усиливающим устройством. Этот механизм препятствует выключению мотора при перемещении по спуску. Для рулевого механизма, также, установлен гидроусилитель. В 1968 году Газ 66 оборудовался централизованной системой для регулировки воздуха в шинах. Изменение давления воздуха производится с места водителя. Можно это делать во время движения и во время стоянки. Эта система предполагает сохранение движения при малых шинных повреждениях.


Коробка передач техники имеет 4 ступени с синхронизацией на 3 и 4 передачах. Сцепление однодискового вида с гидравлическим приводом. Трансмиссию еще образует раздаточная коробка с 2 ступенями. Эта коробка усиливает крутящий момент, отвечает за распределение его по мостам.
Подвеска образована продольными рессорами полуэллиптической формы. Амортизаторы рессор телескопического вида симплексным шагом и гидравликой. Загрузка автомобиля сверх нормы невозможна из-за наличия на заднем мосту одинарных рессор. А также перегрузу препятствуют дифференциалы с автоблокировкой в главных передачах. Все о Газ 66 можно найти в глобальной сети.

Преимущества и недостатки

К основным преимуществам техники Газ 66 относятся:

  • преодоление ухабистых местностей и неглубоких рек;
  • полный привод;
  • высокая способность совершать различные маневры несмотря на большую грузоподъемность;
  • отличная балансировка благоприятствует распределению нагрузки на обе оси;
  • неприхотливость в обслуживании;
  • централизованная балансировка в шинах;
  • продолжительный срок эксплуатации.

К недостаткам техники относится расположение кабины над колесами. Такое расположение снижает защищенность водителя. Подобная конструкция кабины уменьшает габариты Газ 66.

Чем может комплектоваться

На различные модификации предусмотрена установка дополнительного оборудования. Модификации 02,05,12,15,52 оборудованы механической лебедкой. Лебедка производит движение за счет коробки отбора мощности посредством 2 карданов и соединяющей опоры, находящейся в промежутке.
Газ 66 05 имел лебедку длиной 50 м и толщиной 1,6 см. Благодаря наличию этого приспособления тяговая нагрузка увеличивается до 3,5 тонн.
Модификации Э,04,05,14,15 оборудовались экранированным оборудованием.
Изготовитель также разрабатывал специальные модификации для северных и южных территорий. Газ 66 92 выпускался в 1987-1995 годах и пользовался популярностью в северных регионах. Разновидность 91 выпускалась для жарких широт и шла на экспорт.
Технические характеристики Газ 66 15 позволили соединить лебедку и помехозащищенное электрооборудование. Эта разновидность производилась с 1985 года.

Было принято решение о создании новой модели. За разработку взялся Р. Заворотный, возглавляющий группу конструкторов. Куратором проекта был А.Д. Просвирин. Конструкторы добились больших успехов за время своей работы, ведь на протяжении долгого времени было мало автомобилей подобного типа, которые могли бы составить конкуренцию 66 модели. В народе эту модель называют Шишигой. Шишига показывала отличные результаты и использовалась в различных сферах деятельности, к которым можно отнести:

  • . сельское хозяйство;
  • . перевозка грузов в труднодоступные горные районы;
  • . военное применение;
  • . преодоление лесных массивов и прочее.

Серийный выпуск данного грузового автомобиля начался в 1964 году на Горьковском автомобильном заводе. Выпускались они вплоть до 1995 года, а некоторые модификации Газ-66 изготавливались до 1999 года.

Выпускавшиеся автомобили 66 модели неоднократно награждались разного рода медалями на всевозможных выставках, к которым относятся: Золотая медаль с ярмарки Лейпцига (1967 год), золотая медаль сельхоз выставки в Москве (1966 год). Одним из первых в СССР Газ-66 получил на свой борт Госзнак качества.

Даже не смотря на то, что грузовик ГАЗ-66 был снят с производства еще в прошлом столетие, он до сих пор пользуется популярностью. Грузовик обладает превосходной проходимостью и надежной конструкцией, в настоящее время цена грузовика ГАЗ-66 относительно не высока. Конечно новый ГАЗ-66 купить уже точно не получится, а вот стоимость Б/У грузовика, который вполне способен послужить своему владельцу начинается от 100 тысяч рублей. Максимальная же цена , которую удалось найти в объявлениях о продаже, составляет 500 тысяч рублей за модификацию с буровой установкой, которая по заявлению продавца в идеальном состоянии.

Дизайн и конструкция

База ГАЗ-66 располагается на рамной конструкции. Шишига славится высокой, среди своего класса, проходимостью, которая обусловлена системой полного привода, шин односкатного вида и укороченных свесов. Для автоматической подкачки и регулировки давления в колесах в 1968 году была установлена специальная централизованная система. Кузов автомобиля выполнен единым металлическим элементом с решетчатыми бортами. Откидывается только задний борт. Для перевозки людей по обе стороны бортов имеются скамейки, которые можно сложить. Для защиты от погодных явлений предусмотрена натяжка тентовоного покрытия.

Отдельного внимания заслуживает кабина грузовика, которая размещается над двигателем, поэтому автомобиль не имеет выступающего капота. Но такой вариант кабины насчитывает как минусы, как и плюсы:

Минусы:

  • маленький размер;
  • при раскачивании есть вероятность удара о поверхности и края кабины;
  • расположение кабины над шасси увеличивает опасность людей в автомобиле при взрыве мины во время военных действий;
  • затрудненный доступ к моторному отсеку.

Плюсы:

Габариты ГАЗ-66

Кабина выполнена из цельного металла и рассчитана на два человека. Установлена она над двигателем и для обогрева имеется отопительная система. Снаружи установлен омыватель ветрового стекла. Было предусмотрено спальное место, которое можно сложить. Чтобы добраться к мотору придется откинуть вперед кабину.

Габариты кузова довольно компактные. Длина составляет 5 метров 80 сантиметров, ширина 2 метра 32 сантиметра, а высота 2 метра 52 сантиметра. На обычной дороге грузовик придерживается приделов колеи благодаря колесной базе, которая составляет 3300 мм. Ширина передней оси — 1800 мм, а задней — 1750 мм. Максимальная масса автомобиля составляет 5970 кг. Грузоподъемность машины, независимо от местности, составляет 2 тонны.

Двигатель ГАЗ-66

В базовом варианте на ГАЗ-66 установлен восьмицилиндровый V-образный, работающий на бензине, двигатель ЗМЗ-66. Объем этого двигателя — 4250 см3. Можно использовать марки бензина АИ-76 и АИ-80. При максимальной скорости в 90 км/ч, мощность достигает 115 лошадиных сил. Чтобы выполнить плавный запуск двигателя в холодную погоду установлен предпусковой подогреватель ПЖБ-12. Можно убрать ограничитель для разгона двигателя, и максимальная скорость составит 120 км/ч, но при таких нагрузках двигатель быстро выйдет из строя. Существуют модификации с дизельными двигателями (Д-245 и Д-243).

Из расчета будущего применения машины на трудных местностях, была установлена четырехступенчатая механическая коробка передач. Третья и четвертая передачи синхронизированы. Для более легкого прохождения по крутым склонам или большой загруженности предусмотрен понижающий делитель. Во время движения по хорошей дороге отключается передний мост, что существенно экономит топливо.

Что касается топлива, то его хватает на 800 км благодаря двум бакам по 105 литров. Зачастую расход топлива значительно выше.

Управление

Для более легкого и удобного управления установлен гидроусилитель руля. Плавный ход обеспечивается гидравлическими амортизаторами. Гидравлическая раздельная система тормозов не позволяет перемещаться отключив двигатель. Размер шин позволяет легко преодолевать бездорожье, грязь и снег.

Модификации

После удачного серийного производства появилось множество модификаций этой машины, которые применялись во многих сферах деятельности. Был разработан ГАЗ-66 Б, который применялся в десантных войсках. Так же другие модели используются в роли буксировщиков на аэродромах и в роли тягача на крейсере «Адмирал Кузнецов».На некоторые модели были установлены приводы с лебедкой.

За время серийных производств ГАЗ-66 был выпущен в количестве около миллиона экземпляров. На смену этой модели пришел современный аналог грузовик «Садко».

Фотографии

ГАЗ-66

Сергей Шумаков

Полноприводной автомобиль , выпускавшийся на база с 31 августа 1948 года, был отличным автомобилем. Однако военных не устраивала малая площадь его грузовой платформы, и они выразили желание заиметь автомобиль с более ёмким кузовом, но чтобы его длина не превышала при этом длину . Ещё в начале 50-х годов в Горьком велись работы по созданию автомобиля , предназначенного для воздушно-десантных войск. Первоначально для него была разработана кабина капотной компоновки, представлявшая собой несколько модифицированную кабину с решёткой радиатора, похожей на ту, что имелась у . Однако в 1958 году горьковчане решили перейти к размещению кабины над двигателем. Капотную же кабину передали в Миасс, и ею стали оснащать автомобиль УралЗИС-355М .

В 1962 году на основе и был создан новый автомобиль ГАЗ-66 . В народе автомобиль получил прозвище Шишига . Так в русском фольклоре называется маленькое горбатое существо женского пола, которое живёт в камышах, предпочитая мелкие речушки и водоёмы

Ранний вариант ГАЗ-66 с кабиной от ГАЗ-62

ГАЗ-66 стал воплощением самых передовых конструктивных решений своего времени. На нём были применены гипоидная передача ведущих мостов, самоблокирующие кулачковые дифференциалы, цельнометаллическая грузовая платформа, омыватель ветрового стекла. Однако самым главным достижением отечественных конструкторов стала феноменальная проходимость ГАЗ-66 . Так, если мог преодолевать 45-сантиметровый снежный покров, то ГАЗ-66 не застревал даже в 80-сантиметровых сугробах. Максимальный подъем, с которым справлялся «шестьдесят шестой» на сухом твердом грунте, был равен 37°, а для «шестьдесят третьего» 28-градусный подъём был пределом возможностей. Но особенно ярко преимущество ГАЗ-66 проявлялось на сыпучем грунте: там ГАЗ-66 мог преодолевать 22-градусный подъём, в то время как застревал уже на четырёхградусном.
Наряду с достигнутым улучшением проходимости и экономичности автомобиля ГАЗ-66 по сравнению с его предшественником, удалось добиться значительного улучшения устойчивости. На бетонной площадке при движении на повороте радиусом 25 метров ГАЗ-66 начинало заносить на скорости в 65 км/час, в то время как опрокидывался при тех же условиях уже на 44-километровой скорости.
Такое повышение устойчивости было достигнуто расширением колеи, которая у передних колес составляет 1780-миллиметровую величину (против 1588 у ), а у задних равна 1750 мм (против 1600 у предшественника). Кроме того, благодаря размещению запасного колеса за кабиной, удалось снизить центр тяжести автомобиля и погрузочную высоту (1100 мм против 1280 у ).

Кабина ГАЗ-66 : 1 – педаль сцепления; 2 – ножной переключатель света; 3 – сигнализатор включения фонарей опознавательного знака автопоезда; штепсельная розетка; 5 – кнопочные предохранители; 6 – выключатель фонарей опознавательного знака автопоезда; 7 – выключатель системы аварийной сигнализации; 8 – центральный переключатель света; 9 – переключатель стеклоочистителя и омывателя стекла; 10 – выключатель поворотной фары; 11 – выключатель зажигания и стартера, 12 – переключатель указателей поворотов; 13 – переключатель датчиков указателя уровня бензина; 14 – рулевое колесо; 15 – щиток приборов; 16 выключатель проверки сигнализатора выхода из строя рабочей тормозной системы; 17 – манометр тормозной системы; 18 – ручка привода заслонки обдува ветрового стекла; 19 ручка привода заслонки воздухопритока; 20 – манометр системы регулирования давления в шинах; 21 – рычаг коробки передач; 22 – рычаг включения переднего моста; 23 – рычаг переключения передач раздаточной коробки; 24 – переключатель магнитного клапана и электродвигателя вентилятора подогревателя; 25 – рычаг коробки отбора мощности; 26 – кран переключения бензобаков; 27 – выключатель аккумуляторной батареи; 28 – кнопочный предохранитель подогревателя; 29– выключатель свечи подогревателя; 30 ручка ручного управления дроссельными заслонками, 31 – ручка управления воздушной заслонкой; 32 рукоятка крана управления системой регулирования давления в шинах; 33 – рукоятка стояночного тормоза; 34 рукоятка управления жалюзи радиатора; 35 выключатель вентиляторов отопителя; 36 – выключатель плафона кабины; 37 – педаль дроссельных заслонок; 38 – педаль тормоза.

Кабина ГАЗ-66 была по-военному аскетична. Корпус кабины был выполнен из силового каркаса в виде замкнутой жесткой сварной системы силовых элементов, усиленных наружными облицовочными панелями. Водителя и пассажира отделял друг от друга широкий капот, через который открывался доступ к двигателю. В кабине были установлены два одноместных унифицированных сиденья для водителя и пассажира. Основой сиденья был металлический остов, собранный из двух шарнирно соединенных между собой половин, на которых крепились спинка и подушка, изготовленные из губчатой резины и обтянутые чехлом из кожзаменителя. Угол наклона спинки можно было регулировать в пределах 10 градусов, а подушку сиденья можно было двигать взад и вперёд на 75 мм.

Возле водителя и пассажира имелись крепления для автомата Калашникова , а на капоте – для прибора ночного видения. Зимой в кабине было достаточно тепло, не столько благодаря отопителю, сколько из-за нагревающегося капота. Некоторые водители снимали на зиму капотный чехол, что позволяло комфортно чувствовать себя в кабине в самые сильные морозы. На задней стенке кабины имелась специальная выемка, сделанная для того, чтобы рычаг КПП не уперся в эту же стенку при включении задней передачи.

В качестве силовой установки на ГАЗ-66 был использован двигатель ЗМЗ-53 Заволжского моторного завода. При 92-миллиметровом диаметре цилиндра и 80-миллиметровом ходе поршня этот V- образный восьмицилиндровый бензомотор имел 4,254-литровый рабочий объём. При 3200 оборотах в минуту двигатель развивал 115-сильную мощность, которая позволяла автомобилю иметь 95-километровую максимальную скорость. При создании двигателя конструкторы столкнулись с тем, что выпускной клапан не выдерживал тепловых нагрузок. Пришлось сделать его пустотелым, а полость заполнить металлическим натрием. Передний мост был отключаемым, но при его отключении управляемость и тяговые качества ГАЗ-66 сильно снижались. Виной тому была развесовка по осям, при которой львиная доля загрузки приходилась на передний мост, а задняя ось оставалась слабозагруженной даже при полном кузове.

Именно более высокая загруженность передней оси вынудила создателей ГАЗ-66 применить на передних колёсах две ведущие тормозные колодки.

Трансмиссия состояла из четырёхступенчатой коробки и двухступенчатой раздатки.

В народном хозяйстве ГАЗ-66 широко используют строители, геологи, нефтяники, связисты. На шасси этой машины горьковский завод специализированных автомобилей выпускает передвижные почтовые отделения ГЗСА-731 для отдаленных районов и фургоны ГЗСА-947 для доставки почты, хлебные фургоны ГЗСА-3714 и фургоны ГЗСА-3713 для перевозки медикаментов. Далматовский завод в Молдавии монтировал на шасси ГАЗ-66 алюминиевые цистерны для перевозки молока (АЦПТ-1,7) и питьевой воды (АВЦ-1,7). Маслозаправщики М3-66 на той же базе изготовляет могилевский автомобильный завод. Многие другие предприятия берут ГАЗ-66 за основу для создания передвижных ремонтных мастерских, других специальных машин, таких, в частности, как универсальный снегопогрузчик УП-66. Наконец, агрегаты ГАЗ-66 , в частности его двигатель, трансмиссия, ведущие мосты, нашли применение на автобусе повышенной проходимости ПАЗ-3201 . Кроме того, на базе ГАЗ-66 строились П-2 – автоперевязочная, основная транспортная единица медицинского пункта полка; АС-66 – санитарный автомобиль, предназначенный для эвакуации раненых; ДДА-2 – дезинфекционно-душевая установка, используется в санитарно-эпидемиологических подразделениях.

Специально для десантников, лишившихся в результате на перехода на ГАЗ-66 автомобиля ГАЗ-62, в 1966 году был сконструирован ГАЗ-66 Б

с телескопической рулевой колонкой, складной крышей и откидной рамкой переднего стекла.

ГАЗ-66Б для ВДВ

Примерно тогда же была предпринята попытка увеличить грузоподъёмность ГАЗ-66 путём добавления к нему ещё одного моста. Автомобиль с колёсной формулой 6х6 получил название ГАЗ-34 , но в серию он не пошёл.

ГАЗ-34

В 1966 году ГАЗ-66 получил золотую медаль на выставке в Лейпциге, а когда в 1967 году был введён знак качества, то первым автомобилем, им удостоенным стал именно ГАЗ-66 .

После того, как Горьковский автозавод освоил выпуск модели ГАЗ-3308 «Садко», производство ГАЗ-66 было прекращено. Возвращение к капотной компоновке объяснили тем, что в этом случае шансы выжить при наезде передним колесом на мину более высоки. Последний экземпляр ГАЗ-66 сошёл с конвейера 1 июля 1999 года. Всего было выпущено 965 941 автомобилей семейства ГАЗ-66 .


Смотрите также:

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Как остановить вырождение нации

В какой стране пьют больше всех?