Что может сделать шлем? Конструкция шлема для горных лыж и сноуборда — какую выбрать.

Перед тем, как перейти, непосредственно, к теме этой статьи, предлагаем вам пройти небольшой тест, определяющий, прожжённый вы ММА-шник, занимаетесь контактными единоборствами или обычный человек. Итак, внимание: шлем.

Что вам пришло в голову первым?

Конечно, сразу же найдутся люди, которые будут уверять, что загадали сноубордический или лыжный шлемы, но знаете, вы не наша целевая аудитория, хотя мы и рады, что читаете эту статью.

На сегодняшний день трудно найти контактное боевое единоборство, в котором бы не использовалось шлема, все они немного отличаются между собой, но созданы для того, чтобы защитить самое дорогое, что у вас есть - вашу голову. Шлемы используются в тренировках по ММА, боксу, кикбоксингу, САМБО, АРБ, тхэквандо, карате… да и вообще, куда легче перечислить единоборства, где они не используются.

Кстати, - такой элемент защиты бойца, который обычно все покупают в самый последний момент: ведь он и стоит не особенно дешево и, как думают многие, не особо и нужен. К сожалению, утверждение про его ненужность является огромным заблуждением начинающих спортсменов, и мы сейчас постараемся объяснить почему.

Их носили еще динозавры...

Не смотря на то, что как элемент боксерской экипировки шлем введен в обращение в конце 19 века, впервые мы встречаем упоминания о нем еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. Что примечательно, шлемы были больше всего похожи на те, что сейчас используют спортсмены, ведь делали их из кожи. Получается, что даже тогда люди думали о безопасности своей головы, а вы все еще нет.

Ну а если серьезно, то давайте разберемся, для каких категорий людей шлем будет не просто полезным девайсом, а необходимостью.

Выступающие спортсмены

Конечно, чем выше ваш уровень ударной техники, тем вы реже должны получать на тренировках по голове, но спарринги у профессионалов обычно максимально приближены к реальным поединкам, поэтому они рубятся там от души и в полную силу. Спортсмены бояться не самих травм, а того, что можно их получить за несколько недель или дней до боя, что может свести всю проведенную подготовку, которая длится порой несколько месяцев, на нет. Хороший шлем не только спасет от сечек и ссадин, но и практически исключит возможность сломать нос (если имеется бамперная защита).

Кроме тренировочных шлемов существуют еще и шлемы для выступлений, так как на многих любительских и даже профессиональных соревнованиях они являются обязательным элементом защиты. Так, например, в АРБ, САМБО, любительском ММА и боксе. Также существуют шлема для тайского бокса.

Публичные люди

Если вы работаете с людьми, и в процессе этого общения присутствует визуальный контакт, то очень важно, чтобы вы выглядели опрятно и на вас было приятно смотреть. Нет, мы не советуем вам приходить на встречу в шлеме, скорее всего это напугает еще больше, чем вы с синяками и сломанным носом, лучше наденьте его на тренировку во избежание ненужных травм лица. Хотя, если вас зовут Тайлер и вы любите варить мыло, то можете смело забить на наш совет.

Ценю свое здоровье

Мы слукавим, если скажем, что шлем c большой долей вероятности спасет вас от сотрясения мозга. Получив мощный удар по открытой голове, а особенно в челюсть, что в шлеме, что без него вы, скорее всего, отправитесь спать, а ведь всего-то, что надо было - выше ручки держать. Но избежать царапин, сечек, сломанного носа в шлеме будет гораздо проще, ведь именно для этого он и создан. Вы удивитесь, но не редки случаи, когда человеку ломают нос, а он об этом узнает только через несколько лет на каком-нибудь плановом медосмотре и наконец-то понимает, почему просыпается от своего же сопения посреди ночи. В шлеме с бампером такой ситуации просто не может получиться. Так что вместо того, чтобы тратить деньги и время на исправление носовых перегородок, косметических операций по удалению шрамов от сечек, лекарств от стафилококка занесенного в царапину на лице - купите шлем и тренируйтесь себе на здоровье. Кстати, фирма Hayabusa выпустила специальную линейку шлемов для ММА, которые плотно облегают голову, что позволяет бороться, а также имеют защиту макушки, что исключает получение травмы, от случайного удара локтем.

Забота о жизни и собственном здоровье — отличие настоящего райдера от безумного экстремала. С каждым годом на горных склонах появляется все больше людей в шлемах, и это не может не радовать — здравый смысл торжествует. Давайте поговорим о том, как выбрать горнолыжный шлем и не пожалеть об этом во время катания.

Зачем нужен шлем?

Бытует миф, будто на склоне можно с легкостью обойтись теплой шапочкой или какой-нибудь каской. Это смертельно опасное заблуждение уже порядком надоело опытным спортсменам и инструкторам, которые без устали повторяют — шапки подойдут лишь для прогулок у базы отдыха и кафе .

Популярный горнолыжный шлем Atomic Redster wc из кевлара и стекловолокна. Унисекс, подходит женщинам и мужчинам

Горнолыжники и сноубордисты, любящие жизнь, не могут обойтись без прочного шлема. Только он спасет райдера от травм различной степени тяжести и запотевания масок. С последним, кстати, мы не ошиблись — шлем выполняет не только защитную функцию. Благодаря ему испарения не затуманят линзу и не заставят вас лишний раз останавливаться, если вы вдруг решите сдвинуть маску на бок.

ЗАПОМНИТЕ! Удар головой полученный в результате неловкого движения, может с легкостью привести не только к синяку, шишке или сотрясению. Статистика не врет: чаще всего именно небрежность становится причиной смерти на горнолыжном спуске. Следом за ней идут случайные столкновения с другими лыжниками или препятствиями.

Постепенно курорты обрастают списками правил, которые регламентируют не только поведение, но и внешний вид на склонах. Шлемы становятся обязательны в любом списке, ведь туристические страховщики все чаще отказывают в возмещении убытка из-за травмы, полученной без необходимой экипировки и защиты.

Да и причин НЕ носить шлем становится все меньше: цены на модельный ряд становятся ниже, а дизайн интереснее. Достойный шлем для занятия горными лыжами можно уже купить от 3 тысяч рублей.

Как меняется рынок?

Технологии все чаще поражают, а дизайнеры создают легкие и прочные модели самых разных видов и силуэтов. Временами попадаются совершенно удивительные вещи — например, горнолыжные шлемы от Casco лимитированной серии — они обделаны кристаллами Сваровски, чем не произведение искусства?

Такие характеристики, как терморегуляция, тоже ежегодно улучшаются. На сегодняшний момент при правильном выборе шлема, спортсмены начисто забывают о жаре и мокрых волосах.

Сейчас на рынке представлены более 20 серьезных компаний, предлагающих горнолыжное снаряжение. Все они ориентируются на разный достаток клиентов, но каждая проходит обязательную сертификацию (о которой мы написали в конце статьи). Оборудование обязано соответствовать стандартам, принятым в спортивном мире. Эти стандарты подразумевают всевозможные тесты, которые определяют сопротивляемость ударам.

Конечно, большой ассортимент сопряжен с муками выбора — ориентироваться на спортивном рынке, не имея соответствующего опыта, очень сложно. Среди разнообразия тяжело определить, что первично, а что вторично, особенно если консультант не может грамотно рассказать о том, как ведут себя товары на практике. Мы постарались облегчить этот процесс подбора шлема.

Конструкция шлема для горных лыж и сноуборда — какую выбрать?

Важно понимать, что представляет из себя строение шлема. Поэтому представьте: все изделия состоят из трех частей:

  1. Внешняя оболочка. Она, как правило, тонкая и жесткая. Ее функция — распределение энергии от возможного удара сразу по всей площади шлема. Именно оболочка защищает внутреннюю часть и череп от проникновения различных осколков. Такая скорлупа выполняется из высококачественной пластмассы или же в более дорогих моделях из кевлара и стекловолокна. Иногда встречается карбон. Все эти материалы определяют прочие характеристики горнолыжного шлема — его вес и прочность.
  2. Внутренняя оболочка. Она всегда мягкая, потому что именно внутренняя часть поглощает энергию от удара и защищает мозг от травмы. Качественная внутренняя подкладка должна быть сделана из полипропиленовой пены или пенополистирола.
  3. Подкладка — третья составляющая шлема. Она изготавливается из антибактериальных материалов повышенной прочности, что гарантирует комфорт и необходимый приток воздуха. Некоторые фирмы делают подкладку съемной, чтобы ее можно было время от времени стирать.

Вам стоит знать : при ударе полученная энергия равномерно распределиться по его площади и будет поглощена вспененным пластиком. Он, конечно, деформируется, но спасет вам жизнь.

Замена шлема при столкновении окажется мельчайшей бедой, тем более, что со временем его все равно придется поменять — каркас с годами теряет свои свойства и изнашивается. Многие производители настойчиво рекомендуют покупать новые изделия раз в несколько лет, чтобы быть уверенными в степени защиты.

На что обратить внимание при выборе горнолыжного шлема?

Оказавшись в магазине, новички горнолыжного спорта теряются от разнообразия и непонятных обозначений, поэтому вот небольшая памятка.

Вес шлема

Взрослому человеку будет тяжело кататься, если вес будет превышать 800 грамм, для ребенка цифра в два раза меньше — его предел 400 грамм. К большому сожалению, надежность изделия даже в современном мире зачастую прямо пропорциональна весу, поэтому цена на легкие изделия может зашкаливать.

Производители стараются не скупиться на материалах и использовать дорогие разработки, например карбон.

Форма

Условно все шлемы можно поделить на открытые и закрытые — первые удобны для катания по подготовленным склонам, а последние хороши для новичков и любителей экстрима.


Открытый мужской шлем для горных лыж Uvex P1us 2.0 с поворотным кольцом для регулировки размера. Стоимость от 6 тысяч рублей.

Закрытые модели в основном громоздкие, но надежные. Они нравятся тем, кто занимается скоростными спусками и слаломом. Закрытые шлемы спасают тех, кто часто падает, поэтому оказываются полезны любителям фрирайда и скикросса.

Уши

Они бывают жесткие и мягкие. Жесткие лучше спасают от падений, но опять же это всё условно. В первую очередь шлем с жёсткими ушами советуют выбирать для занятий , чтобы не получить палочкой от проезжающего мимо коллеги, а вот мягкие облюбовали сноубордисты.

Пригодится пост о том, чтобы не выколоть коллегам глаза или уши во время спуска.

Если только начинаете заниматься горнолыжным спортом, то выбирайте шлем с мягкими ушами — они дадут вам возможность слышать инструктора или же других участников катания. Мягкие уши очень любят сноубордисты, ведь у них лыжных палок нет.

Вентиляция


Этот показатель, вероятно, дастся тяжелее прочих — шлемы бывают с регулируемой и нерегулируемой вентиляцией, с внешней и внутренней, с целым набором вентиляционных отверстий и каналов. Тут вам придется положиться на профессионализм консультанта, который определит модель, отвечающую вашему стилю катания.

Важные характеристики снаряжения таковы. На всех современных шлемах присутствуют отверстия вентиляции, есть только некоторые детские модели, где не предусмотрено вентилирование воздуха, так как предполагается, что дети не будут долго кататься на горных лыжах и сильно потеть.

Отверстия могут открываться и закрываться специальным выключателем либо затыкаются резиновыми затычками. Затычки снимаются в зависимости от активности катания и погодных условиях на склоне.

Главное запомнить

Если вы много времени проводите на горнолыжной трассе, вам нужна система вентиляции, которую можно регулировать. С ее помощью вы сможете создать комфортные условия и сбережете собственное здоровье.

Крепление камеры

С каждым годом всё популярнее, а некоторые экземпляры шлемов могут включать и встроенную камеру. Лучше конечно первый вариант, когда есть возможность подсоединить свою камеру.

Шлем с креплением и экшн камерой GoPro

Встроенная аудиосистема

Некоторые шлемы оснащены встроенными динамиками, которые позволяют слушать музыку с телефона во время горнолыжного спуска. Работать могут через проводное подключение или bluetooth. Яркие представители: Bogner Flames и Salomon Ranger AIR.

Ещё пару слов о чехле для шлема и защитных дугах (чингарда).

Передняя защита придаст чувства безопасности, да и сохранит лицо и челюсть горнолыжника он серьёзных травм. В первую очередь выбирать этот аксессуар надо начинающим фрирайдерам и фанатам скоростного слалома. Крепится защитная дуга к шлему на четыре болта, главное чтобы он поддерживал такой апгрейд.

Регулировка объема: что регулировать, зачем и почему?

Одна из важнейших характеристик хорошего шлема — возможность регулировать его размер согласно собственным показателям . Защита должна максимально плотно сидеть на вашей голове, потому что иначе она не спасет вас при падении, а попросту слетит от малейшего удара.

лучшие посты
В горнолыжном спорте очень важно правильно подогнать размер экипировки, мы это обсуждали в статьи о том , а теперь акцентируем внимание на шлеме.

Форма человеческой головы уникальна и подобрать под нее шлем бывает непросто, однако это самая главная задача при покупке!
3 разновидности конструкций по регулированию размера:

  • Мягкие вставки (накладки), которые можно добавлять, либо убирать в зависимости от анатомических особенностей. Подобная система сейчас применяется только для бюджетных горнолыжных шлемов.
  • Так называемая регулируемая утяжка или кольцо — особая система, позволяющую подогнать внутреннюю часть шлема под окружность головы. Принцип работы прост — за счёт закручивания кольца стягиваются затяжки внутреннего шлема. Откручивая кольцо, соответственно расслабляется затяжка.
  • Система воздушной помпы (пневматическая регулировка), которая наполняет отдельно вынесенные резервуары воздухом. Помпа хороша за счет того, что дает мягкую и точную подгонку, но ее стоимость значительно выше конструкции с поворотным кольцом.

Застежка держащая горнолыжный шлем не должна мешать, давить на кадык, но при этом рот должен свободно открываться.

Как правильно носить шлем?
Кто в армии служил поймёт — высота должна быть два пальца над бровями или 2 см, вот идеальное расположение шлема на голове, которая даст максимальный обзор трассы по всем осям:

На что одевать?
Если тепло, то можно одевать просто на голову. Либо на подшлемник, который удобно к тому же стирать, в отличие от внутренних не съёмных подшлемников. Хотя чаще всего внутренняя оболочка снимается, тут всё зависит от конкретной модели. Отдельно стоит сказать, что сейчас в моду входят нашлемники для горнолыжных шлемов, это такие необычные "шапочки", которые надеваются сверху на шлем. Позволяют выделиться владельцу из толпы лыжников, создать свой неповторимый образ.

Шлем должен плотно облегать голову, но ни в коем случае не сдавливать ее. Надев на голову, потрясти, попрыгайте на пяточках. Если шлем не двигается, то всё хорошо, вы подобрали необходимый размер, если где-то болтается — идём выбирать и мерить дальше.

Таблица размеров горнолыжных шлемов

Нужен ли шлем для горных лыж с визором?
Преимущество современных моделей шлемов в том, что теперь, по аналогии с мотоциклетным спортом, в них добавляют визор — своеобразное «забрало», которое позволяет отказаться от горнолыжных масок и очков.

Визор предохраняет практически от всего — от снега, ветра, ультрафиолета. Его можно сдвинуть на лоб при необходимости, а можно опустить, наслаждаясь в полной мере катанием.

Плюсы такой защиты в лучшем обзоре и отсутствии ощущения инородного предмета на лице. К тому же он не запотевает и дает загару лечь ровно на лицо. Однако, минусы у шлема с визором тоже есть. Они хуже масок защищают от ветра во время спуска по трассе, под них может заносить снег на скорости.

Уход за горнолыжным шлемом

Помните, горнолыжный шлем требует бережного отношения и ухода. Мыть его можно мыльными растворами и теплой водой, съемные детали сушить в условиях комнатной температуры, избегая непосредственной близости с батареями и прочими источниками тепла.

Системы сертификации шлемов для лыж / сноубордов

На данный момент в мире существуют три распространённых стандарта, которым следуют лучшие производители. Если у выбираемого вами шлема этого нет, то стоит задуматься о его качестве и вообще о степени защиты.

  1. ASTM F 2040 : самый распространенный сертификат. Стандарт соответствия разработан в США и обеспечивает максимальную защиту для лыжника. Соответствующая наклейка должна быть во внутренней части шлема.
  2. CE EN 1077 : европейский сертификат для лыжных и сноубордических шлемов. Некоторые модели могут быть сертифицированы как по ASTM, так и по стандарту CE EN.
  3. Snell RS-98 : менее распространённый, но так же соответствует современным требования по безопасности.

Лучшие горнолыжные шлемы выпускают компании: Rossignol, Atomic, Casco, Cebe, Dainese, Salomon, Scott, Uvex .

Сам по себе факт ношения шлема (в отличие от закона, который обязывает тебя это делать!) вовсе НЕ связан с вопросом ущемления твоих гражданских прав — прежде всего он связан с вопросом твоей собственной безопасности!

Мотоциклисты, ратующие за отмену закона об обязательном ношении шлема, накладывают негативный отпечаток на все мотоциклетное движение в целом. У широкой общественности создается впечатление, что они исповедуют экстремистское поведение, и кажется, что буквально у каждого из них обязательно найдется близкий родственник или друг, который пострадал или даже погиб в ДТП с участием мотоциклистов именно из-за того, что в момент аварии был в шлеме.

А ведь несмотря на наличие такого закона, у тебя всегда есть возможность сделать свой выбор самостоятельно и при желании прокатиться без шлема. Последствия могут быть самыми разнообразными, в зависимости от расположения звезд на небе и твоей удачливости: безопасная поездка без особых приключений, штраф, синяк или царапина на голове, травма или полная потеря челюсти, носа, уха или глаза, травма шейного отдела или смерть. При поездке в шлеме, надо сказать, возможные последствия будут точно такими же, за тем лишь исключением, что твои ШАНСЫ заплатить штраф, получить синяк или царапину на голове, потерять часть лица, травмировать шею или погибнуть уменьшаются. Так что выбор у тебя есть всегда, независимо от наличия или отсутствия закона.

Но при обсуждении вопроса о необходимости ношения шлема существуют и такие точки зрения:

— Если при ДТП на тебе был шлем и ты получил травму, то можно ожидать, что это травма не головы, а скорее области шейного отдела позвоночника, то есть шлем в основном спасает голову, перенося силу удара на расположенные ниже незащищенные участки тела (значит, другими словами, шлем хорошо справляется со своими обязанностями, в которые, однако, не входит защита шейного отдела).

— Шлемы не так эффективны при защите от травм/смерти, как могли бы быть (понятно, что максимальной защитой обладает, скажем, 15-килограммовый глубоководный скафандр, но кто захочет таскать на себе такую тяжесть?)

Кое-кто считает, что шлем гарантирует настолько отличную и эффективную защиту, что теперь можно ездить настолько рискованно, как никогда бы не стал без него - но это все равно, что кликать беду.

Полагаю, вы уже примерно представляете мою реакцию на письмо, которое я получил от ассоциации A.I.M. (Aid to Injured Motorcyclists — «Помощь травмированным мотоциклистам»), чьим лозунгом является фраза «Знай свои права!». В этом письме цитировалась статья из газеты под названием «ОТМЕНЕН ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НОШЕНИИ МОТОШЛЕМОВ».

Эта ассоциация не что иное как группа адвокатов, которая представляется как общество, выражающее мнение и чаяния всех мотоциклистов мира. (Несмотря на то, что они используют слово «всех», я уже сейчас на своем личном примере могу утверждать, что это заявление не соответствует действительности). Я вовсе не утверждаю, что они плохо выполняют свою работу с индивидуальными клиентами - это здесь не обсуждается. Я искренне полагаю, что их работа профессиональна и что они действительно исправно и регулярно оказывают реальную помощь мотоциклистам, пострадавшим в авариях. Но когда они делают себе РЕКЛАМУ, сообщая, что получили от компании-производителя шлемов компенсацию в размере 12 млн. долларов за дефект шлема, усугубивший последствия аварии, а потом используют это сообщение как своего рода аргумент в пользу того, что все законы касательно обязательного ношения шлемов необходимо отменить, то я начинаю сомневаться в их истинных целях. (Давайте посмотрим: человек получил серьезную травму, причем отчасти он обязан этим своему дефектному шлему, адвокат получает у производителя компенсацию за физические страдания в 12 млн. долл. [а «компенсация» в данном случае означает, что в реальности иск пострадавшего не был удовлетворен ни судьей, ни присяжными в его пользу, что автоматически говорит о том, что адвокат выполнял не такую уж и сложную работу], из них сам адвокат получает порядка 4 миллионов — или больше — лично себе при том, что сам не пострадал вообще никоим образом. Что ж, отличный стимул на будущее работать именно с такими прибыльными делами, не требующими особых умственных затрат.)

А как насчет еще одного случая САМОРЕКЛАМЫ, в которой эта ассоциация утверждает, что они подали групповой иск на 100 млн. долларов (!!!) от имени всех мотоциклистов, испытывающих необоснованное давление со стороны полицейских? В иске говорится о том, что некоторые офицеры полиции склонны применять меры воздействия к мотоциклистам на дискриминационной основе в зависимости от марки мотоцикла (вроде бы к байкерам на Харлеях они больше привязываются). Еще одна неплохая возможность заработать 33 миллиона, причем в этом случае физически пострадавших нет.

А теперь прикиньте, что подумает общественность про всех мотоциклистов, если этой ассоциации удастся выиграть это дело.

Ну да ладно, эта заметка собственно не о A.I.M., а о шлемах… В этой связи вспомним еще одну ассоциацию - ABATE (American Bikers Aimed Towards Education). Вначале они придерживались крайне экстремистских взглядов и говорили о том, что вопрос обязательного ношения шлемов их вообще не интересует. Сразу после образования организации они открыто заявляли о том, что они против ношения шлемов! Но совсем недавно мне довелось поговорить с Тони Пан Санфелипо, одним из лидеров ABATE, и я узнал, что с тех пор экстремистские взгляды ABATE перешли в несколько иную плоскость, и теперь они действительно выступают больше за права мотоциклистов - они уже не против ношения шлемов, а против любых законодательных актов, которые принуждают нас их носить.

Тем не менее ранние заявления этой ассоциации, однажды оставив у меня в голове четкое и однозначное впечатление об их принципах, не могли не оставить и соответствующего «наследства»: услышав тогда экстремистские тирады их лидеров - противников ношения шлема, я перестал вообще интересоваться работой этой организации и в течение многих лет не следил за их проектами. Теперь эти люди, казалось бы, ушли от экстремизма, но в какую сторону?

[Ниже мной приводится отрывок из статьи, написанной Тони Пан Санфелипо в марте 1994 г. и озаглавленной «Хватит непроверенных слухов о безопасности шлемов»:]

Спустя 22 года, которые я провел в борьбе с законом об обязательном ношении шлемов, я пришел к осознанию того, что мы в итоге боремся сами с собой, ведь многие из нас, сторонников этой борьбы, с готовностью признают, что шлемы действительно снижают риск получения травм и спасают жизни.

Будучи одним из основателей ассоциации ABATE, я хочу посмотреть на нынешнюю ситуацию именно с этого ракурса. Чтобы расставить все на свои места, я однозначно заявляю, что на стадии своего становления ABATE действительно стояла на позициях «против ношения шлемов». Не просто против этих законов, и не за свободу выбора (носить — не носить); мы были против самого их ношения. Могу лишь подтвердить слова наших людей из Висконсина, которые говорят, что мы были абсолютно против шлемов, равно как и против утверждения, что шлемы являются средством безопасности.

В качестве обоснования своих слов ABATE далее приводила такой аргумент: нельзя рекомендовать ношение устройства, которое предотвращает одни увечья и одновременно является причиной возникновения других. То есть, по их мнению, если шлем надежно защитил тебя от сильной травмы головы, то скорее всего тебя ждет не менее сильная травма шеи. Так стоит ли менять шило на мыло, спрашивали они.

Эти утверждения настолько очевидно нелогичны, что без угрызений совести их сложно приводить в нормальной интеллигентной аудитории. Ведь КАЖДЫЙ из нас неоднократно слышал или видел аварии мотоциклистов в шлемах, при которых водители нисколько не пострадали. К тому же для повреждения мозга достаточно силы удара куда меньшей, чем для повреждения шеи. При случайном падении с мотоцикла, находящемся в статичном состоянии, и ударе затылком (без шлема) о землю, у тебя есть ВСЕ шансы вышибить мозги, несмотря на то, что высота падения будет при этом составлять около 1.2 метра, и в результате ты поимеешь частичную или полную потерю трудоспособности или просто помрешь на месте. Но твоя шея останется невредимой (хотя и при таком падении в статике, но если при этом удариться не затылком, травма шеи вполне возможна).

Факты говорят о том, что вспененный пластичный материал внутри шлема способен эффективно и более равномерно распределять нагрузку от удара по большой части поверхности черепа, вместо того, чтобы травмировать небольшой участок головы локальным ударом. Именно так снижается вероятность разрыва тканей мозга при использовании шлема.

Совершенно очевидно, что твердая внешняя поверхность шлема надежно защищает мотоциклиста от большинства мелких летящих предметов, но это вовсе не значит, что если камень или кусок покрышки попадет тебе в шлем, ты получишь травму шеи в результате ношения шлема.

Шлемы-интегралы защищают челюсти и зубы намного лучше, чем открытые шлемы типа 3/4 и 1/2. У тебя есть право решать, какой тип шлема выбрать, а может не выбирать вообще и решить ездить без него. В большинстве штатов, надо сказать, при езде на мотоциклах законом разрешается даже ношение велосипедных шлемов. Не думаю, что лидеры ABATE станут утверждать, что велосипедные шлемы опасны, потому что провоцируют травмы шейного отдела… (Хотя кто их знает, учитывая их экстремистское поведение…)

В любом случае, даже если ты сам лично против ношения мотошлема, разрешил бы ты своему 8-летнему ребенку сесть на мотоцикл позади тебя без шлема? Ах нет? А почему? Потому что таков закон, или потому что ты хочешь получше защитить его? Так почему же его безопасность должна отличаться от твоей собственной?

Свобода выбора? Но в этом случае — не для твоего ребенка, так?

В заключение хочу заметить, что в данной заметке обсуждается скорее вопрос безопасности, а не гражданских прав. Я не призываю к тому, чтобы люди не участвовали в борьбе за свои законные права или против антинародного законотворчества, но это совершенно другая тема, которая здесь не поднимается. В заключение замечу, что ассоциации типа ABATE или AMA являются организаторами других нужных и полезных начинаний и проектов, связанных с развитием мотоциклетного движения.

Сегодняшнее дорожное движение включает в себя плохое качество трасс и низкую культуру вождения, что заставляет автолюбителей задуматься о своей безопасности.

Зачем нужен шлем

Последние показатели ДТП с участием мотоциклов или мопедов растут с геометрической прогрессией. Тем не менее езда на этих видах транспорта становится всё популярнее среди молодых людей и автомобилистов, желающих избежать длинных пробок.

Выбирая мотоцикл для передвижения по городу, вы получаете свободу движения и экстрим, связанный с повышенной опасностью. Поэтому стоит позаботиться о защите и приобрести мотоциклетный шлем.

Так как именно он является самым надёжным способом защиты от различных повреждений головы, к его выбору следует отнестись со всей серьёзностью. Чтобы правильно подобрать мотоциклетный шлем, рассмотрим для начала его конструкцию.

Как устроены мотошлемы

Они изготавливаются по одному и тому же принципу и состоят из:

  • визора - специальное стекло, предотвращающее попадание в глаза различных предметов и насекомых;
  • внутренней прослойки - рассредоточивает энергию, которая не поглощается скорлупой, и гасит её;
  • скорлупы - внешняя оболочка, которая защищает голову от повреждений;
  • подушечек и ремня - предназначены для фиксирования шлема.

Внешняя оболочка, или, как называют её в народе, скорлупа, может быть двух видов:

  • литая - изготавливаемая под давлением из пластика, такого как полиэтилен и полиамиды;
  • клееная - состоящая из стеклопластика, полимерных или карбоновых волокон.

Мотоциклетный шлем, изготовленный из клееного стеклопластика, обладает высокой прочностью и надёжностью. Но в то же время это один из дорогих видов, так как слои из высокопрочной ткани зачастую проклеиваются вручную. Как правило, такие шлемы в несколько раз тяжелее литых.

Простая технология производства такой защиты делает ее сравнительно дешёвой. Она легче и компактнее, но не долговечна.

Внешняя сторона шлема покрывается особыми красками и лаком для защиты материала от разрушений.

Изнутри мотоциклетный шлем покрывают полистиролом. Именно он помогает смягчить удар при падении. Стоит отметить, что после этого внутренняя оболочка деформируется и в исходное состояние уже не возвращается. С каждым ударом снижаются защитные свойства, поэтому рекомендуется после этого сменить шлем, даже если нет видимых трещин.

Чтобы ношение защиты не причиняло дискомфорт, а вентиляция хорошо функционировала, внутреннюю сторону шлема обшивают специальной подкладкой. Изготавливается она из мягкого гипоаллергенного материала. При необходимости её можно отстегнуть и почистить.

Виды мотоциклетных шлемов

Сегодня существует большое разнообразие защитной экипировки для мотоциклов и скутеров. Выбрать подходящую модель не составит трудностей. Наиболее распространены следующие виды:

  1. Он способен обеспечить мотоциклисту максимальную защиту, обладает высокими аэродинамичными свойствами. Минусом данной модели считается недостаток вентиляции в жаркую погоду.
  2. Открытый. Этот вид мотоциклетного шлема покрывает голову лишь наполовину, тем самым обеспечивая минимальную защиту на больших скоростях. Небольшой плюс данной модели заключается в том, что в нём можно есть, пить и разговаривать.
  3. Кроссовый больше подходит для перегонов. По своей конструкции напоминает шлем-интеграл. Имеет вытянутую нижнюю часть, что гарантирует высокую безопасность и вентиляцию. А также он оснащён козырьком, который превосходно защищает от грязи и солнца. Однако отсутствует визор, поэтому шлем продаётся со специальными очками.
  4. Шлем-модуляр. Главной особенностью данной модели является ее передняя часть, которую можно откидывать. Это делает шлем практичным, так как не нужно его снимать на остановках, чтобы закурить или попить.

Выбор размера

Размеры шлемов мотоциклетных, как правило, универсальны для всех видов. Поэтому для выбора подходящего следует замерить окружность головы. Для этого нужно сантиметр расположить чуть выше бровей. Чтобы максимально точно замерить окружность, процедуру лучше произвести несколько раз.

Придя в магазин и выбрав подходящую модель, обязательно примерьте её, застегнув все застёжки. Шлем должен плотно сидеть на голове, но при этом не давить и не болтаться. После того как все застёжки зафиксированы, резко поверните голову сначала в одну сторону, затем в другую. Если присутствует скольжение, то замените его на модель меньшего размера. Если вы свободно его снимаете или затылочная часть головы не соприкасается со шлемом, то это также свидетельствует о большом размере.

Чтобы окончательно убедиться в своём выборе, находитесь в шлеме не меньше 5 минут, оцените все удобства ношения и углы обзора.

Обзор производителей

На основании собранных отзывов можно с уверенностью сказать, что лучшие мотошлемы выпускаются такими компаниями как:

  • AGV - итальянский производитель, продукция которого сочетает в себе высокое качество и приемлемые цены.
  • Arai - японская компания, не нуждающаяся в представлении. Шлемами данного производителя пользуются самые известные пилоты мотогонок.
  • Nolan - итальянская фирма, выпускающая под своим брендом как дорогостоящие мотошлемы, так и бюджетные.
  • Shoei - японская компания, занимающаяся производством подобной защиты с 1959 года. Большое количество поклонников говорит о высоком качестве данной продукции.

Цена мотоциклетных шлемов

При выборе любой продукции цена играет важную роль. И рассматриваемая защита не исключение. Чтобы купить качественный мотоциклетный шлем, цена на него должна быть не ниже 170 $. За эти деньги вам предложат модель из дорогих материалов, с двухслойным визором и хорошей вентиляцией. Более бюджетный вариант можно приобрести за 50-130 $. Шлемы, оформленные по индивидуальному заказу, обойдутся мотоциклисту порядка 350-400 $. В эту сумму входит дизайнерское оформление. А вот шлемы, предназначенные для гонок, премиум-класса стоят не меньше 500 $.

Все, кто имеет средство передвижения на двух колесах, не только должен задуматься о наличии шлема, как обязательного аксессуара при езде, но так же и обязательно его иметь, а посмотреть их можно на сайте motoplanet.ru . Слово “обязательно” - это не при каких обстоятельствах не покупать мотоцикл, мотороллер, мопед, велосипед, не покупая при этом шлема. Далее рассмотрим тот момент, зачем вообще нужен шлем (это - для тех, кто сомневается в его необходимости), и то, как правильно выбрать шлем в зависимости от того, каким вы обладаете транспортным средством.

Нет шлема - нет мотоцикла

Интересным моментом является то, что когда забиваешь в поиск фразу “зачем нужен мотошлем”, или что-то подобное, то в первых строках выдачи мы видим происшествия, которые наглядно убеждают в необходимости все-таки этот шлем иметь на своей голове. А когда начинаешь читать статьи и необходимом наличии шлемов на головах ездоков, то натыкаешься на высказывания по поводу того, что если есть что защищать, то это делать все-таки нужно.

Отчаянные ездоки могут как оправдание выдвинуть теорию о том, что если действительно серьезно долбанешься, то шлем не спасет. И - действительно, знаю случай из жизни, когда ехал себе парень на мотоцикле и в шлеме со скоростью 180 км/ч, резко затормозил, вылетел с мотоцикла головой в перед - и прямо в столб. Содержимое шлема растеклось по его стенкам, и это - действительно печально. Так бывает. Но вот только намного больше случаев, когда шлем действительно спасал жизни, а его отсутствие приводило к обратному сходу.

Все дело в том, что мотошлем - это тот предмет, который относится не только к формальной технике безопасности. Это - тот обязательный элемент, который действительно нужен всем, кто садится на двухколесное средство передвижения с целью ехать на нем. Вот именно. Пассажира это тоже касается. Не зависимо от того, с какой скоростью планируется езда, по какой трассе и в каком состоянии - нужно помнить, что назначение шлема - защищать своего владельца. И он реально в состоянии это сделать. Все элементы шлема, вплоть до каждой мелочи, имеют свое прямое назначение и направлены на то, чтоб оградить голову ездока от травм. При чем, сделать это максимально эффективно.

Интересный факт, доказанный многими исследованиями и тестами: водители, которое ездят в шлемах, намного реже попадают в аварии. А если и попадают, то их последствия имеют совсем не такой тяжелый характер, как при отсутствии шлема на голове.

Тем, кто не верит в необходимость шлема на самой верхней своей конечности во время езды на мототранспорте, можно просто пройтись по тротуару и упасть, задев головой асфальт. При чем, сделать это в шлеме и без него. Конечно, вряд-ли нормальный человек действительно будет проводить данный эксперимент, но не трудно догадаться о его результатах. Все мы понимаем, что даже банальные царапины никому не приносят большой радости. Что и говорить о более серьезных травмах.

Голова - самое важное, что у нас есть. Это - без иронии. А мотоцикл - это то, что может ее серьезно помять. Тем более, что на сегодня мотошлемы - это уже не те нелепые, почти клоунские круглые набалдашники, которые были в обиходе лет 50 назад. Сегодня есть множество разновидностей шлемов, которые могут не только защитить мотолюбителя от травм, но так же и подчеркнуть его индивидуальность, стиль, да и вообще, придать образу изюминку. Шлем - это не только признак того, что человек ездит на мотоцикле. Его наличие говорит о том, что водитель дружит не только с мотоциклом, но так же и с головой.

Многих может так же порадовать статистика, которая говорит о том, что девушки больше “западают” на парней в шлемах. Почему? Наверное потому, что видят не только крутизну молодого человека, но и подсознательно ощущает его чувство ответственности, а значит - и свою защищенность.

Но дело не только в наличии шлема. Его нужно еще и правильно выбрать. Нужно учитывать особенности транспортного средства и то, какой именно шлем нужно подобрать под конкретный вид мототранспорта.

Какими бывают мотошлемы

Во-первых, они могут иметь разный дизайн. Конечный, и на это нужно обращать внимание при выборе шлема. Если шлем есть, то он должен смотреться действительно круто. Но его наличие, в первую очередь является защитной мерой. Потому при покупке шлема нужно ориентироваться именно на этот показатель.

Лучше, выбирать полностью закрытую модель шлема. Нужно понимать, что чем больший объем этого головного убора, тем большую степень безопасности он в состоянии обеспечить. Хотя, в данном случае нужно так же ориентироваться на то, какое именно у вас транспортное средство.

Открытый вариант - это отличный шлем для чоппера или мотороллера. Объемные и закрытые модели могут быть просто не всегда актуальными для этого вида транспортного средства. Но, при выборе открытого шлема нужно очень внимательно отнестись к характеристикам его качества. Так внешняя скорлупа должна иметь максимальную толщину слоя, и желательно, если она будет выполнена из композитных материалов.

Материал для изготовления внешнего слоя шлема имеет большое значение. Обязательно нужно интересоваться при покупке, что за материалы были использованы при изготовлении. Термопластик - это тот материал, который для данного случая является более дешевым, но в то же время и менее прочным. Композитные материалы - наоборот, имеют более высокую стоимость, но и более высокую прочность. К тому же, изделия выполненные из композитных материалов имеют значительно меньший вес по сравнению с пластиковыми. Однако, если фирма-производитель отличается хорошей репутацией и высоким качеством своих изделий, то из пластика тоже может быть выполнен довольно хороший вариант. Так шлем Эндуро - это не обязательно только композитная оболочка изделия. Но не смотря на это, он так же отвечает довольно высоким стандартам качества.

Для кроссовых моделей мотоциклов или эндуро, виды шлемов соответственно, нужно выбирать только кроссовый или Эндуро. Чем сильнее агрегат, тем более высокой степенью защиты должен обладать шлем. Если вы грешите быстрой ездой с сильными наклонами на поворотах, то не нужно экономить на профессиональном, дорогом шлеме. Для мощных скоростных мотоциклов нужно выбирать интегралы, то есть полностью закрытые шлемы с высоким уровнем защиты. При выборе шлема именно этими свойствами и нужно руководствоваться в первую очередь. Он в последствии может значительно сэкономить вам деньги на лечении.

Для прогулочных вариантов больше подойдет модулятор или Флип Ап, который является чем-то средним между открытым шлемом для мотоцикла, и его более защищенным вариантом.

Зачем нужны открытые шлемы для мотоциклов

Открытый мотошлем - это, по сути, облегченный вариант закрытого шлема.

Такой шлем может использоваться для езды на скутере. Открытый шлем для мотоцикла при его хорошем качестве, может обеспечить практически тот же уровень безопасности, что и закрытый шлем. При этом, открытый мотошлем не создает неудобств при учащенном дыхании или когда нужен широкий обзор.

Открытый мотошлем может иметь дополнительную защиту в виде твердого подбородка. Кроме того, внутренняя подкладка, уровень звукоизоляции и аэродинамические свойства открытых шлемов для мотоциклов будут на том же уровне, что и у более тяжелых закрытых шлемов. Естественно, этот вариант может иметь значительно меньший вес, чем его закрытый аналог.

Шлем для скутера - это тот же открытый шлем, который так ценят мотолюбители за его легкость и удобство в использовании. Кроме того, открытые шлемы для мотоциклов могут иметь некоторые дополнительные элементы защиты.

Главное в этом вопросе - не быть чрезмерным оптимистом. Не нужно думать, что все всегда будет хорошо. Даже для чопперов нужны открытые мотошлемы. Потому что аварии случаются со всеми. Даже - с самыми ответственными и осторожными. Лучше в этом случае немного доплатить, чем потом значительно переплатить в не совсем приятной ситуации для своего здоровья.

Цена вопроса

Что касается цен на мотошлемы, то они могут быть самыми разными. Не сложно догадаться, что качество играет в этом вопросе далеко не последнюю роль. Торговая марка, комплектация, материалы, из которых шлем изготовлен - все это играет роль. Конечно, чем выше степень безопасности, тем больше большая стоимость шлема.

Сколько стоит качественный шлем? Цена может измеряться в сотнях долларов. Хороший шлем эндуро стоит долларов 300-400. Открытый мотошлем может стоить от 50 до 150 долларов. Но конечно же, эти расценки довольно условные, невозможно однозначно ответить, сколько придется денежек в долларов эквиваленте нужно будет отдать за хороший мотошлем. В любом случае - выбор за вами.