Ручная или автомат. Автомат или механика

В наше время, перед покупкой нового автомобиля, таким вопросом задается каждый. С одной стороны «продвинутые» автомобилисты, любители драйва твердят, что на автомате вы никогда не станете «настоящим» водителем, а с другой, — автомобиль с АКПП явно легче и комфортней в управлении. Чтобы разобраться какую коробку передач все же лучше выбрать, в этой статье мы разложим «по полочкам» все преимущества и недостатки акпп и мкпп, а также определимся с такими понятиями, как роботизированная механика и вариатор.

О цене, расходе топлива и стоимости ремонта АКПП и МКПП

Однозначно можно утверждать – автомобиль с автоматом стоит дороже, чем автомобиль с механической коробкой . Точную цифру сказать сложно, т.к. цена зависит от класса автомобиля, но в среднем эта разница будет составлять 1000 – 2000 американских долларов. Что касается расхода топлива, то бытует мнение, что, обладая определенными знаниями и навыками, на механике можно сэкономить до 15% горючего. Но тут многое зависит от стиля вождения. Новичок или, наоборот, любитель резких разгонов может потратить ощутимо больше горючего, чем водитель автомобиля с «умным» автоматом.

К тому же, говоря о современных автомобилях , инженеры разработали настолько «умные» системы, что они как бы подстраиваются под вашу манеру вождения и темп движения. А это, как утверждают производители, также позволяет неплохо экономить горючее.

С другой стороны, ТО и ремонт АКПП в несколько раз проблематичнее и, соответственно, во столько же раз дороже. Все дело в том, что для стабильной работы МКПП нужно просто один раз в несколько лет производить замену масла. Это можно сделать на любом СТО, а приловчившись, даже самостоятельно. АКПП же для нормальной работы требуется специальная жидкость для автоматической коробки передач – ATF (с англ. automatic transmission fluid), которая, кроме стандартной функции смазывания трущихся поверхностей, выполняет также функцию передачи крутящего момента от двигателя к АКПП. Менять ATF рекомендуется вместе с фильтром каждые 50 000 км, причем за такую работу берутся только специализированные сервисы за относительно немалые деньги.

Популярно мнение, что ресурс АКПП ниже, чем МКПП. Это миф! При правильном использовании АКПП, ресурс автомата может в несколько раз превзойти механику.

Итак, по стоимости автомобиля, ТО и ремонту, автомат явно проигрывает механике. Давайте теперь разберемся с удобством управления.

Для того, чтобы окончательно разобраться со всеми плюсами и минусами вождения автомобиля с механикой и автоматом, нужно для начала определиться с основными типами АКПП.
В настоящее время существует 3 основных вида АКПП : гидромеханическая АКПП или классический автомат, вариаторная АКПП или вариатор и роботизированная АКПП или робот.

Виды АКПП

Классическая АКПП

В автомобилях с классическим автоматом , как уже говорилось выше, крутящий момент передается двигателю с помощью жидкости ATF. В современных автомобилях такая классика дополнена специальной электроникой, которая позволяет оснащать гидромеханические коробки передач режимами зимней и спортивной езды, программами экономии топлива, а также возможностью ручного переключения передач.
И вроде бы все хорошо – сама едет, сама переключается, но не может быть все идеально. Главный ее недостаток – это увеличенное потребление топлива в сравнении с МКПП.

Вариаторная АКПП

Главное преимущество вариатора заключается в отсутствии ступеней передач. Собственно, сам вариатор в упрощенном смысле представляет собой 2 шкива и ремень. Благодаря тому, что диаметр одного из шкивов плавно меняется, происходит такое же плавное изменение передаточного числа.

Принцип работы вариатора наглядно представлен в видео

Все гениальное просто, а главное комфортно. Расход топлива на автомобилях с вариатором меньше, чем с классическим автоматом, а разгон более динамичный. Однако и тут есть свои недостатки. Первый — это дороговизна вариаторной АКПП, но, как говорится, за любой комфорт нужно платить. А во-вторых, из-за использования ремня (многозвенной цепи) вместо зацепляющих шестерен, вариатор невозможно использовать с мощными двигателями.

Роботизированная механика

Последний, и, пожалуй, самый продвинутый тип АКПП – это так называемый робот . В обычном своем исполнении – это та же механика, но с электронным блоком вместо педали сцепления. Роботизированная механика хороша меньшим потреблением топлива и спокойной размеренной ездой. Но, как только вам захочется «поддать газу», вы сразу же почувствуете на себе все недостатки этого типа АКПП – дело в том, что переключение передач будет происходить очень резко и с рывками – как будто за рулем сидит новичок.

Решение этой проблемы нашли инженеры концерна Volkswagen. Они разработали шестиступенчатую коробку передач с двумя сцеплениями, называемую DSG. Пока вы, допустим, едете на четной передачи, второе сцепление уже подготовило нечетную и только ждет подходящего момента, чтобы переключится с одной на другую. Момент передач в таких автомобилях занимает каких-то 7 миллисекунд, вы, в прямом смысле, и глазом моргнуть не успеете. Учитывая практическое отсутствие недостатков у такой коробки, можно смело утверждать, что за ней будущее.

Разобравшись со стоимостью, удобством вождения и типами автоматов, можно четко определить все плюсы и минусы АКПП и МКПП.

Преимущества автоматической коробки передач

  • удобство вождения;
  • повышенный ресурс двигателя и трансмиссии из-за автоматического контроля оборотов, что практически исключает возможность перегрева двигателя;
  • более низкий расход топлива на некоторых современных автоматах, вариаторах и роботах.

Недостатки автоматической коробки передач

  • стоимость автомобиля с автоматом дороже;
  • необходимость довольно частой замены жидкости ATF;
  • ремонт автомата намного дороже и проблематичнее;
  • классический автомат на авто среднего класса разгоняется медленнее и требует больше топлива, чем механика.

Преимущества механической коробки передач

  • разгонная динамика у автомобиля с механикой лучше, чем у авто с АКПП;
  • если вы опытный водитель и имеете специальные для этого навыки, то на МКПП вам удастся значительно сэкономить топливо;
    меньший расход масла;
  • ремонт МКПП обойдется значительно дешевле, кроме того его можно провести и в «гараже», не обращаясь к официальным представителям;
  • МКПП гораздо удобнее автоматической коробки передач зимой. Во-первых, легче заводится, а во-вторых, из сугроба вам проще будет выбраться именно на автомобиле с механикой.

Недостатки механической коробки передач

  • основным недостатком МКПП однозначно является неудобство вождения. Особенно трудно бывает привыкнуть к постоянному переключению передач и выжиманию сцепления начинающим водителям;
  • есть вероятность спалить сцепление, однако, опять-таки, это скорее относится к новичкам за рулем;
  • меньший ресурс двигателя, в основном из-за того, что часто его «раскручивают до предела».


Разобравшись во всех преимуществах и недостатках АКПП и МКПП, точно можно сказать только одно – какую коробку передач лучше выбрать, зависит от многих факторов . Это ваши предпочтения, стаж вождения, класс автомобиля и цели, с какими будет использоваться авто.

Начинающему водителю многие советуют научиться управлять именно МКПП, ведь освоив сцепление и ручное переключение передач, в будущем с легкостью можно пересесть на автомат. А наоборот, к сожалению, уже не получится.

Любителям раскручивать двигатель до предела, ощущать скорость и драйв однозначно подойдет только механика. Автомат не позволит это сделать просто по определению. И именно поэтому, часто автомат также предпочитают девушки . Редко встретишь представительниц прекрасного пола, которым нравится «лихаческое» управление автомобилем. Хотя, и мужчины, которым часто приходится стоять в пробках, выберут скорее автомат, чем бесконечное переключение передач. В общем, если говорить о комфортном управлении автомобилем, то это автомат.
Ко всему прочему, во многих машинах представительского класса комплектации МКПП уже просто не существует.

Исходя из всего этого, можно утверждать, что, рано или поздно, но механика отойдет в историю, а будущее – за классическим, вариаторным и роботизированным автоматами.

Это одна из тем, споры вокруг которых вряд ли когда-то утихнут. Но так ли устарела механическая КПП и действительно ли автомат настолько удобнее?

Чем хороша механика?

Это самая настоящая классика - в отличие от автоматических коробок, здесь не происходит каких-то регулярных нововведений и уж тем более революций. Пяти-, реже шести-ступенчатые коробки остались верны традициям - они просты и надёжны.

У машин на механике лучше динамика. Если не брать в расчёт те автоматические коробки, что устанавливают на спортивные машины, то механика существенно выигрывает у автомата в динамике. Машины на АКПП разгоняются заметно медленнее, что в определённых ситуациях может спровоцировать угрозу возникновения аварийной ситуации.

Машина на «ручке» экономичней. Расход топлива - одна из важнейших характеристик автомобиля. МКПП позволяет полностью контролировать автомобиль, самостоятельно определяя режим езды - овощ-эконом или гонка-ракета.

Экономия на обслуживании. Интервал замены масла в обоих типах коробок примерно одинаковый, но вот в механику его нужно гораздо меньше. Разница может быть в три, а то и четыре раза. Да и ремонт МКПП несравнимо дешевле автомата.

Механика идеальна для зимы. В условиях нашего климата механическая коробка подходит как нельзя лучше. Она быстрее прогревается. На ней можно буксовать в сугробах, не боясь перегреть и сломать. Можно ехать на пониженных передачах. Можно тормозить двигателем.

Чем хорош «автомат»?

Выражение «коробка автомат» - это собирательный образ, под ним подразумевают, как правило, агрегаты нескольких типов: классический автомат, вариаторы, роботизированные коробки. Их конструкция постоянно модернизируется, сейчас нормой уже считается не 4-ступенчатые, а АКПП с 6 передачами или даже 8-ступенчатые.

Главное - комфорт. Это главная причина, по которой отдают предпочтение автоматическим коробкам передач. Плотный городской трафик, многочисленные пробки - через пару часов езды в таких условиях левая нога начнёт «отваливаться». С АКПП водитель меньше устаёт и может больше сосредоточится на дороге.

Ресурс. Как ни странно, но несмотря на более сложную конструкцию, у автоматов намного больше моторесурс. При покупке б/у-автомобилей эксперты рекомендуют отдавать предпочтение именно классическим автоматам, как более надёжным агрегатам.

Можно, и быстро, и экономично. Современные коробки, такие как DSG, способны быстро переключать передачи, позволяя разгоняться достаточно динамично. Да и в сравнении с архаичными 4-ступенчатыми автоматами современные коробки гораздо экономичнее. Такие

агрегаты вполне могут соперничать по этим критериям с механикой. Тем более, что жалоб на упомянутую DSG стало вроде бы поменьше.

Что же выбрать?

Каждый сам решает, что для него лучше, тем более что при покупке нового автомобиля переплата за автомат не такая уж и большая, а некоторые модели, так и вовсе недоступны с механической коробкой. АКПП подарит комфорт, вот только чрезмерная расслабленность за рулём ни к чему хорошему не приводит. МКПП же позволит полностью контролировать автомобиль, но поездки в городе будут сильно выматывать.

Текст: Наталья Халезова

Фото с интернет-ресурсов

Очень много споров по данному вопросу «автомат или механика». Многие на дух не переносят автоматическую трансмиссию — доказывая, что нет ничего лучше механики (механической коробки передач). Многие наоборот говорят как это удобно и я уже никогда не вернусь на механическую коробку. Каждый прав в своем, тут как говорится на вкус и цвет. Но все же, если откинуть все предрассудки и подумать что лучше? Давайте подумаем…


Для начала, откуда взялся такой спор. Например, у меня много друзей, которые считают что автоматическая коробка передач, это удел девушек и «чайников» что мол — думать не нужно, за тебя все включат. А вот механический вариант трансмиссии – это да, для настоящих мужиков. Лично я считаю, каждый вариант имеет свое право на существование. Например «ручка» (МКПП) лучше при плохих дорожных условиях, например на бездорожье — заснеженных дорогах. А вот АКПП, лучше на ровных дорогах города, где вы часто стоите в пробках, «толкаетесь» если хотите – комфорт от такой трансмиссии просто зашкаливает, опять же новоиспеченные водители, легче и лучше усваивают именно АКПП, чувствуют себя более уверенно за рулем, а это значит, не создадут лишних аварийных ситуаций. Однако хочется поговорить, более подробно. Постараюсь рассказать о каждом типе трансмиссии отдельно. Итак, первым в вопросе — расскажу, пожалуй о механике, потому как сам начинал с нее.

Механика (механическая коробка передач)


Механическая трансмиссия автомобиля. На данный момент достаточно технически развитая. Мы уже давно не помним механики на 4 – ре передачи, а тем более на три. А ведь на заре появления механической трансмиссии их было всего две, затем технологический прорыв добавил еще одну и в 50 – 60 года прошлого века механика была уже на три передачи. Сейчас другие скорости, да и технологии шагнули вперед, поэтому минимальное количество — у механики это – пять. Но уже сейчас появляются коробки на шесть скоростей, и я думаю, что это не предел (вот тут думали — ). Так чем же механика лучше, чем автомат? Давайте по пунктам.

Плюсы механической коробки

1) Разгонная динамика автомобиля с рядовой механикой лучше, чем у автомата. С ней вы можете раскручивать двигатель, до «красной зоны», а вот автомат начнет переключать передачи при определенных оборотах (если конечно вы едете не на ручном режиме), поэтому динамика разгона на несколько секунд быстрее, чем у автомата.

2) При определенном мастерстве вождения и быстром , а также при мастерстве пускать автомобиль накатом, можно добиться приличной экономии топлива, у оппонента сделать такое будет затруднительно. Автоматическую коробку — вообще .

3) Требует меньше масла, чем оппонент. В автоматическую трансмиссию нужно лить от 6 до 10 литров, трансмиссионного масла. В механическую около 3 литров.

4) Зимой автомобиль легче завести. Во-первых, в коробке меньше масла, во-вторых, при нажатии на педаль сцепления, вы как бы отключаете коробку передач от двигателя, соответственно нагрузка при пуске двигателя снижается.

5) Ремонт. Механический вариант — отремонтировать значительно дешевле, да и сделать могут практически любые, даже не официальные компании.

6) Последнее, зимнее вождение. На автомобиле с механикой можно спокойно буксовать в снегу, на автомате это не желательно, масло трансмиссии может перегреться.

Минусы механики

2) Сцепление. Начинающие водители на автомобилях с механической коробкой, могут запросто спалить автомобиля, из-за неопытности. А это уже дорогостоящий ремонт, у конкурента такого не произойдет по принципу.

2) Классический (4 – ре передачи) расходует больше топлива, но если взять современные (на 6 ть или бесступенчатые трансмиссии), то у них уже потребление топлива намного ниже, иногда, даже ниже чем на механике.

3) Удобство вождения автомобиля намного выше. Даже не опытный водитель сможет спокойно без нервов и рывков тронуться с места, не создавая аварийной ситуации.

4) Ресурс двигателя и узлов трансмиссии, намного выше — контролирует обороты и не даст перегреть двигатель.

О цене

Кстати сейчас АКПП в продажах растет быстрее чем МКПП, это логично — ведь первая для города комфортнее. Люди даже готовы переплачивать 40 — 50000 рублей, за автоматизированную версию. А вот те у кого денег нет совсем, то есть наскребли все что могли — купили механическую коробку, начинают поливать оппонента грязью, то не то, так не так — да и ресурс ниже! Не смешите меня, АКПП особенно на 4 передачи — очень практическая трансмиссия, я бы даже сказал по ресурсу она может перетянуть МКПП (тут многое от манеры езды и обслуживания зависит). Так что переплата здесь идет за комфорт, да и конструкция более сложная — так что от этого не куда не уйти.


Про ресурс

Сейчас ходит много споров о том, что якобы МКПП вообще не убиваемая, а вот АКПП, нужно ремонтировать — менять чуть ли не через 100 000 километров. Доля правды в этой информации есть.

1) Если честно, то механика чащу нуждается в техническом обслуживании, сменить диск «Феродо» (сцепления), поменять масло, раз в 30 — 40 000 километров вы один фиг, туда залезете. Поэтому и ходят они дольше, масло то поменяно! Однако чаще меняется и диск сцепления, особенно у новичков, ведь он реально быстро изнашивается, особенно если вы трогаетесь не так хорошо.


2) Автомат в свою очередь, до 70 — 80 000 вам не доставит вообще никакой проблемы (я сейчас говорю про обычный гидротрансформаторный, все же роботы и вариаторы, немного не «сюда»). Дале просто меняет масло и опять на 70 — 80 тысяч. Так почему же могут сломать через 100 000 км? ДА все просто, некоторые производители начинают заверять что их АКПП необслуживаемые, рассчитаны на всю эксплуатацию автомобиля! Может где-нибудь в Европе, по хорошим дорогам, без снега, без нормальной зимы (всегда в плюсовой зоне) — это и прокатит! Но не у нас, даже если производитель заверяет что масло менять не нужно — менять надо, при тех же 70 — 80 тысяч. А я бы посоветовал при 50 — 60, чем чаще тем лучше. Если смените то поломки практически исключены, то есть катаемся, и радуемся. Даже диск Феродо, не нужно менять. Но если вы не меняете масло, то уже при 100 — 120 тысячах, могут начать проявлять проблемы, буксование, толчки и т.д. Говорит о том, что некачественное масло — просто убило вашу АКПП.

Так что запоминаем — менять масло нужно, хоть в механике (правда там это обязательно), хоть на автомате (даже если производитель не указывает). От этих замен, напрямую зависит ресурс трансмиссии.

Споры на эту тему продолжаются уже не одно десятилетие и, судя по всему, прекратятся еще не скоро. Лично я прекрасно знаю точку зрения представителей обеих сторон баррикад, и обычно все плюсы и минусы «механики» и «автомата» сводятся к эксплуатационным показателям. Это расход топлива, стоимость машины при покупке, удобство и стоимость обслуживания КП (коробки передач), ее уязвимости и возможности буксировки машины. А в условиях крупного города для большинства водителей становится важным и такой фактор как удобство езды в пробках.

Очень жаль, что автовладельцы редко оценивают преимущества этих КП с точки зрения безопасности дорожного движения. Единственное, что мне приходилось слышать – это то, что начинающему водителю ездить с автоматом проще, ведь автомат освобождает от проблемы выбора передач, и водитель может больше внимания уделять дорожной обстановке. А значит, езда с автоматом - безопаснее, чем с механикой.

Да, я согласен с такой точкой зрения, но она на самом деле актуальна лишь для начинающих водителей и представляет собой только одну сторону медали. В этой статье я и хотел бы взглянуть на ее обратную сторону.

Кому что ближе

«Зеркалка» или «мыльница»?

Мои студенты и просто знакомые автовладельцы часто меня спрашивают: «Что лучше, механика или автомат»? Для сравнения я обычно провожу аналогию с фотоаппаратом: «зеркалка» или «мыльница»?

Зеркалка, а еще лучше - аналоговый пленочный фотоаппарат, дает, безусловно, лучшее качество снимка, чем мыльница, но для получения этого качества нужно приложить гораздо больше усилий. И нужно быть профи или хотя бы увлеченным любителем. Тем, кто умеет с ней обращаться, зеркалка дает возможность получить удовольствие от процесса: самому настроить баланс белого, выдержку, диафрагму, резкость и т.п. Не говоря уже о романтическом вечере в компании красной лампы и ванночек с проявителем и фиксажом:) Эх… Аж слюнки потекли! Мыльница же дает приемлемое качество снимка при минимуме затрат пользователя. Для большинства людей этого вполне достаточно. Они не умеют профессионально фотографировать и, тем более, печатать фото в проявителе при свете красной лампы. Они не то что удовольствия от этого не получают, для них это морока и ненужная трата времени.

Удовольствие от процесса или от результата?

Похожим образом обстоит дело и с коробками передач. Механика пока дает больше возможностей водителю при условии профессионального владения коробкой передач. И больше подходит для любителей получать удовольствие от процесса. Такие водители любят выжимать педаль сцепления, рукой переводить рычаг от передачи к передаче и чувствовать момент зацепления шестеренок в коробке. Им не интересно просто доехать из пункта А в пункт Б, им важно то, КАК они доехали. Таких водителей сегодня меньшинство, и с каждым днем все больше и больше водителей относятся к вопросу перемещения в авто потребительски: надо доехать до места назначения с минимумом усилий и с комфортом. И для них нет никакого кайфа в педали сцепления, особенно в пробках, и в «клацанье» шестеренок в коробке. То есть эти водители не получают удовольствия от процесса переключения передач и больше ориентированы на результат – доехать, быстро, комфортно.

Безопасное вождение: нужная передача в нужное время

Отвлечемся от вопросов удобства и удовольствия и обсудим преимущества механики и автомата с позиции безопасности движения. На сегодняшний день бесспорно следующее утверждение: механика, безусловно, «умеет» то, чего пока не умеет ни один автомат . Давайте разберемся, что же она такое умеет, и для начала обсудим, как связано переключение передач с безопасностью вождения автомобиля.

Правильный выбор передачи

Безопасность зависит от многих факторов и, в частности, от того, какая передача включена в данный момент движения . Подробно я об этом я написал в статье «Безопасное вождение: крутящий момент двигателя », а в рамках данной статьи я скажу лишь вкратце, что от выбранной передачи зависит способность автомобиля интенсивно ускоряться и тормозить двигателем . Скажем, если на загородной дороге пойти на обгон по встречной полосе при скорости 70 км/ч, то на пятой передаче ускорение будет очень вялым. И такой маневр займет, скажем, 10 секунд. А на второй передаче машина буквально «выстрелит» и лично у меня на такой обгон уходит в среднем 5 секунд. Почувствуйте разницу! Какой вариант, по-вашему, безопаснее, если на тебя по «встречке» надвигается Камаз?

Причем выбор передачи актуален, независимо от машины. Однажды я тестировал Porsche 911 Carrera 4S мощностью 485 «лошадей» и попробовал ускориться на шестой передаче при скорости 100 км/ч. Безрезультатно:(Машина «поехала» только на третьей передаче. И это при 485-то лошадях! Что уж говорить об обычных машинах…

Когда можно экономит топливо?

Соответственно, с точки зрения безопасности, движение в экономичном режиме на повышенной передаче (например, на 4 передаче при скорости 60 км/ч или на 5 передаче при скорости 90 км/ч) допустимо лишь при одновременном соблюдении следующих четырех условий :

  1. движение с постоянной скоростью;
  2. движение по прямой дороге (без поворотов);
  3. движение по горизонтальной дороге (без подъемов и спусков);
  4. движение по дороге с гладким и качественным твердым покрытием (асфальт, укатанный снег и т.д.).

Вам экономично или безопасно?

Другими словами, движение на повышенной передаче позволяет вам экономить топливо, но этим «бонусом» вы можете воспользоваться лишь при вышеуказанных условиях. Если хотя бы одно из этих условий нарушается/не соблюдается, то безопасность движения требует от вас включения понижающей передачи в ущерб экономии топлива . Аналогично, я перечислю эти ситуации:

  1. необходимость разгона или торможения;
  2. движение по дуге поворота (достаточной крутизны);
  3. движение на подъем или спуск (достаточной крутизны);
  4. движение по дороге с рыхлым или вязким покрытием (снежная «каша», грунт, лужи).

При этом, чем больше возникает сопротивление (круче поворот, спуск, подъем, толще слой снега, грязи и т.д.), тем ниже должна быть скорость движения и ниже передача. Возможно, для вас не очевидно, почему движение в повороте подразумевает включение пониженной передачи, об этом вы сможете узнать из следующих статей или из курсов «Вождение по гоночной трассе» и «курс MBA для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».

Поздно переключил передачу – потерял в безопасности

Но самое важное – то, что залогом безопасности является заблаговременное включение понижающей передачи . Ваше движение наиболее безопасно, если вы включите нужную передачу до въезда в снежную или грунтовую «кашу», а не после въезда. До входа в поворот, а не на дуге поворота, до въезда на подъем, а не на подъеме. И – наиболее критично – до начала обгона, а не во время его выполнения.

Зная эти тонкости, а также владея профессиональными приемами переключения передач, которые вы узнаете из следующих выпусков или из курса «Магия переключения передач», вы можете грамотно и своевременно включать передачи и обеспечивать требуемый уровень безопасности. Как вы понимаете, чтобы своевременно включать понижающие передачи, от вас как водителя требуется навык прогнозирования дорожной обстановки.

Автомат не умеет предвидеть

Поэтому на сегодняшний день механика имеет преимущество с точки зрения правильного выбора передачи. Правильно выбрать передачу возможно только с участием водителя, владеющего навыками защитного вождения и способного делать прогноз дорожной ситуации . Другими словами, для обеспечения безопасности движения необходимо ручное переключение передач : на механических КП или на автоматических КП с опцией ручного переключения (tiptronic).

Нам поможет ручной режим

На современных автоматах почти всегда есть ручной режим переключения, который позволяет вам брать управление на себя. Но и тут есть подвох: психологически очень сложно себя заставить переключать передачи вручную, когда знаешь, что у тебя автомат, который может сделать все вместо тебя. Даже я - поклонник механики, - ленюсь и не всегда могу себя заставить дергать «ручку», если еду в машине с автоматом.

Ручное переключение передач на автомате возможно при наличии режима ручного переключения (tiptronic) (рис. 1). Переключать передачи можно следующими способами:

  • в результате движения селектором передач «на себя» или «от себя» (в зависимости от конкретной модели КП);
  • с помощью подрулевых лепестков или кнопок на руле.

Второй способ гораздо удобнее, так как позволяет вам все время держать руки на рулевом колесе. Но лепестками или кнопками, к сожалению, оборудуются не все автомобили.

Механика или автомат?

Так что же все-таки лучше: механика или автомат? На мой взгляд, лучше всего использование автомата именно в ручном режиме переключения . Это оптимальный вариант, это компромисс между традиционной механикой с педалью сцепления и традиционным автоматом, который переключает передачи «сам». При использовании ручного режима, с одной стороны, вы контролируете все переключения самостоятельно, а с другой – вам не досаждает педаль сцепления, спасаясь от которой многие автовладельцы пересели за автоматы.

Если вернуться к аналогии с фотоаппаратами, то я предлагаю использовать, типа, современный цифровой фотоаппарат и ручные настройки снимка. Известно, что один и тот же цифровик дает куда более качественный и живой снимок при грамотной ручной настройке, чем при съемке в режиме «автомат».

Итак, для повышения безопасности вождния автомобиля нам с вами необходимо самостоятельно и вовремя переключать передачи вручную и использовать комбинированное торможение . На механике это делать или на автомате - решать, конечно, вам. Важно, чтобы в нужный момент была включена нужная передача , а двигатель работал в нужном диапазоне оборотов.

Умный автомат

Есть еще один вариант, с моей точки зрения, идеальный: и передача включена почти всегда правильная, и все это в автоматическом режиме без участия водителя. На сегодняшний день этот вариант осуществим только на автомобилях с секвентальными роботизированными коробками. Volkswagen их называет DSG, Audi - S-tronic, на машинах Porsche они называются PDK. Это коробки с двумя сцеплениями, которые переключают передачи без паузы в нейтрали и без потери крутящего момента. Если в обычной коробке последовательность переключения выглядит как «первая передача - нейтраль - вторая», то здесь: «первая - вторая». Коробки с двумя сцеплениями сегодня ставят многих производители: и BMW, и Форд, и Ниссан, и, возможно, другие. Суть в другом и совсем не в количестве сцеплений на них: на машинах концерна Volkswagen эти коробки правильно запрограммированы.

Коробка DSG, как и многие другие автоматы, имеет два автоматических режима: стандартный режим «D» и как бы спортивный режим «S». Режим «D» ничем не примечателен и такой же непутевый, как на других коробках. А вот режим «S» настроен идеально: при снижении стрелки тахметра до 2000-2500 об/мин автоматически подключается пониженная передача. Это как раз то, что нужно! Я не вижу связи между такой настройкой переключения и устройством коробки DSG (я имею в виду 2 сцепления). Я тестировал эти коробки только на автомобилях концерна Volkswagenне и не знаю, как настроены аналогичные коробки других производителей. Возможно, там тоже «грамотный» споритвный режим, но точно знаю, что классические автоматы других производителей этого не умеют. И для меня до сих пор большая загадка, почему нельзя так же настроить свои автоматы всем производителям, и почему до этого догадался только Volkswagen, и почему только сейчас, а не сорока годами раньше, и почему только на коробках DSG. Все же просто: надо всего лишь включать пониженные передачи при оборотах ниже 2500…

В общем, я - преданный поклонник механики и уже, казалось, был готов признать ее поражение перед коробкой DSG . Тем более, что DSG дает машине большую динамику разгона и одновременно большую топливную экономичность. Но даже на DSG приходится пользоваться ручным режимом, ведь и эта умная коробка не может прогнозировать и заранее включать пониженные передачи, исходя из дорожной ситуации . Выше я описал 4 ситуации, требующие включения понижающей передачи, причем заблаговременно. И именно в них приходится пользоваться ручным включением передачи, особенно, по части заблаговременности. Так что полностью исключить участие водителя в выборе передачи пока нельзя, и вопрос «механика или автомат?» в общем пока еще спорный. Но вопрос «обычный автомат или умный автомат (DSG)?», на мой взгляд, имеет однозначный ответ: умный автомат .

Итоги

Так что, друзья мои, вот основные задачи в плане безопасности вождения автомобиля и переключения передач:

1) держать стрелку тахометра в зоне не ниже 2500 об/мин и не давать ей опускаться при торможении, то есть включать пониженные передачи. Что интересно, аналогичная картина и в плане экономии топлива! Об это подробне читайте в статье «Экономичное вождение: минусы автомата ». Болшинство автоматов этого не делают, потому вариантов остается немного: либо вы сами включаете пониженные передачи в ручном режиме, либо вы используете режим S, если у вас коробка DSG или ее аналог . Собственно, как именно вы решите задачу поддержания оборотов - не важно, но важно, чтобы она была решена. В этом случае ваш уровень безопасности вождения автомобиля будет на ступеньку выше.

2) заблаговременно включать пониженную передачу в одной из 4 ситуаций: необходимость интенсивного разгона в ближайшее время, предстоящий въезд на подъем/спуск, предстоящий въезд на рыхлую дорогу, подход к повороту. Это в идеале можно сделать только с помощью ручного переключения передач, поскольку для любого, даже умного автомата понятие «заблаговременно» отсутствует.

В этой статье мы постараемся рассмотреть все достоинства и недостатки АКПП, сравним автомобили с коробкой автомат и автомобили с механикой, а также попытаемся ответить на вечный вопрос: "что лучше МКПП или АКПП".

Цена.
Автомобиль с автоматической коробкой передач стоит дороже автомобиля с механикой. Разница в цене примерно около 1000$, в зависимости от класса автомобиля стоимость может колебаться как в меньшую, так и в большую сторону. Тут конечно преимущество бесспорно на стороне автомобиля с механической трансмиссией.

Легкость в управлении.
В легкости управления автомобиль с автоматической коробкой передач превосходит автомобили с механикой. При движении по трассе разница особо не заметна, хотя и тут тоже есть некоторые отличия. При обгоне в автомобиле с МКПП нужно переключаться на пониженную передачу чтобы набрать разгон при обгоне. У автомобилей с АКПП при разгоне на трассе переключать ничего не надо, достаточно будет резко прибавить газу, и АКПП сама переключится на пониженную передачу, как бы "поняв", что вы идете на обгон (включается так называемый кик-даун). Вроде бы мелочь, но все равно приятно. Самый большой плюс автомобиля с автоматической коробкой это езда (ну конечно, если это можно назвать ездой) в пробках, иногда кажется, что для этого и придумали АКПП. Не нужно постоянно давить педаль сцепления, дергать ручку переключения передач, нажал слегка на педаль газа, подъехал, отпустил. Езда в пробках с коробкой автомат это одно удовольствие. Также очень удобно в АКПП трогаться в гору - отпустил педаль тормоза, нажал газ и поехал, никакой тебе там игры со сцеплением. В легкости управления автомат в разы превосходит механику.

Расход топлива.
В автомобилях с АКПП расход топлива больше. Но этот расход значительно ситуации не меняет. Разница в расходе между АКПП и МКПП на 100 км до 1-го литра. Некоторые экстремальные водители при резких разгонах и на механике по расходу топлива могут даже переплюнуть АКПП. Как уменьшить расход бензина? Не нужно резко жать на газ, все движения должны быть плавными. При правильном вождении расход топлива в автомобилях с автоматической трансмиссией будет почти как у автомобиля с механикой.

Обслуживание.
В автомобилях с механической коробкой передач обслуживание заключается в том, чтобы залить масло до уровня, закрутить пробку и время от времени следить за уровнем, и чтобы масло нигде не подтекало. Замену масла в МКПП производят раз в несколько лет, которую можно сделать практически на любом СТО. С автоматической коробкой передач все сложнее. Что же касается автоматической трансмиссии то тут необходимо объяснить некоторые детали. Дело в том что в АКПП масла нету, да роль как бы "масла" тут исполняет так называемая ATF (automatic transmission fluid). Чем же отличается ATF от масла? Маслом принято называть вещество которое предназначено для смазывания трущихся поверхностей деталей. Жидкость ATF в отличии от масла помимо смазывания деталей выполняет еще ряд функций и работает в жестких температурных условиях. В автомобилях с АКПП нет жесткой сцепки коробки с двигателем как в механике. Тут функцию сцепления выполняет так называемый гидротрансформатор. Как можно понять из названия гидротрансформатор гидро-это жидкость, трансформатор-превращает, то есть жидкость передает крутящий момент от двигателя к АКПП. Жидкостью тут конечно выступает ATF. При таких жестких условиях работы ресурс ATF (как не стараются производители) слишком мал от перегревов она испаряется и теряет свои технические свойства. Замену ATF рекомендуют производить примерно каждые 50 тыс.км. При замене ATF также нужно заменить и фильтр. Такие работы на обычной СТО производить не рекомендуется, нужно искать специализированные сервисы, что конечно же несет дополнительные затраты на обслуживание автомобиля. Ремонт АКПП это самая больная тема. Если посмотреть статистику запросов по поиску в интернете за месяц, "ремонт АКПП" искали 34 тыс. пользователей, а "ремонт МКПП" только 5 тыс. Но это совсем не значит, что коробки автомат ломаются в семь раз чаще. Скорее всего это говорит о том, что в России и странах СНГ мало качественных сервисов и специалистов. Вот и приходится людям искать где можно качественно и недорого отремонтировать АКПП. Как правило стоимость такого ремонта составляет порядка 1000$ с гарантией 10 тыс. пробега или пол года езды. В стоимости обслуживания автоматические коробки передач проигрывают механике во многом.

Малый ресурс.
Бытует мнение что у автоматических коробок передач по сравнению с механикой ресурс значительно меньше. Это конечно же не так. При правильной эксплуатации автомобиля ресурс у автоматов может в разы превзойти механику. Постоянно следите за уровнем ATF. Для АКПП критично как малый уровень ATF так и его излишек, так как при излишке жидкость вспенивается, что тоже плохо отражается на ее работе. Не используйте автомобиль в качестве тягача. Не делайте резких рывков при старте на светофоре. Если машина загрузла в болоте, или в снегу не нужно долго пробуксовывать, это критично для АКПП. Дело в том что при пробуксовке коробка как бы "думает", что вы разгоняетесь, и начинает включать повышенную передачу. Еще один недостаток автомобилей с АКПП то, что из сугроба, или болота невозможно выбраться с помощью раскачки как на механике (включил первую передачу, потом резко заднюю). У автомата при переключении передач происходит задержка в несколько секунд, что не позволяет делать резких рывков. Для того чтобы вытянуть автомобиль из сугроба лучше воспользоваться буксиром.

Проблема при запуске двигателя и буксировке.
Если на автомобиле с АКПП разрядился аккумулятор , то завести его с толкача или с буксира не получится. Все дело в том, что как уже говорилось выше у автомата нет жесткого сцепления с двигателем. Обороты от двигателя коробке передаются через гидротрансформатор. Для работы коробки передач необходимо, чтобы жидкость ATF подавалась насосом под давлением, а так, как насос работает от двигателя, то соответственно при нерабочем двигателе и коробка работать не будет. Еще один важный момент - нельзя буксировать автомобиль с АКПП на большие расстояния и желательно при этом завести двигатель при чем двигаться с небольшой скоростью.

Из личного опыта могу сказать, что первый автомобиль должен быть с механикой. Сейчас появилось много курсов вождения на автомобиле с АКПП, но не надо забывать, что умение пользоваться механикой позволяет водителю без проблем пересесть на автомобиль с автоматом, а вот наоборот, увы, нет. Со временем можно пересесть на автомобиль с автоматической коробкой по комфорту он лучше, но нужно выбирать автомобиль с небольшим пробегом, а в идеале это новый автомобиль.