Нужны ли нам «черные ящики» в автомобилях? В нп «глонасс» считают установку «черных ящиков» в автомобилях избыточной.

Каких только теорий я не нашел в интернете по поводу так называемых автомобильных «черных ящиков». И что это заговор правительства, с целью следить за гражданами, когда они на машинах едут и что это ретрансляторы для спутников и т.п. На сам же деле «черный ящик» вашего автомобиля это всего лишь функция, алгоритм блока управления, которая дает команду на запись данных полученных с датчиков ускорения, проскальзывания колес, двигателя и других систем автомобиля на электронный цифровой носитель электрохимическим способом. Чаще всего это чип EEPROM, реже обычная флэшка.

Чип EEPROM это перезаписываемое ПЗУ. Выглядит он в блоке управления - вот так:

Представьте себе, что все датчики автомобиля работают одновременно и через блок управления проходят сотни сигналов, которые обрабатываются по определенным программам, отвечающим за нашу безопасность. Все сигналы приходят в блок управления через шину обмена данных, например шину CAM. И после обработки логическими операторами и электронными устройствами выходные параметры записываются в память блока управления. Схематично это можно представить следующим образом:

Слева вы видите шину обмена данными, которая по своей структуре напоминает сеть интернет. Никаких тайных шпионских программ как вы сами видите, записывается скорость, ускорения, проскальзывания колес, углы поворота рулевого колеса и пр. Никаких данных о самих водителе или пассажире, не тем более их разговоры никуда не записываются. Какие же данные содержит «черный ящик» автомобиля?

Самое главное, что есть в записях этого устройства это скорость автомобиля до ДТП. Обычно данные до расшифровки выглядят вот так:

А после их расшифровки, они являются несопоставимым по своей ценности источником информации при реконструкции и анализе процесса ДТП при проведении автотехнической экспертизы. И выглядят вот так:

Например, на данном графике зафиксировано увеличение продольного ускорения при ударе в автомобиль сзади. Эти и другие данные являются основными доказательствами по делам о ДТП где нет свидетелей ДТП. Эксперт автотехник, при проведении автотехнической экспертизы обязан изучить все данные относящиеся к событию, в том числе и данные «черного ящика». Если это было не сделано, то в суде существует высокая вероятность отказа в иске на основании неправильно проведенной автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП.

Если у вас возникли вопросы по данному виду экспертиз, то вы можете обратиться к нашим специалистам.

К сожалению, в наше время, ДТП (дорожно-транспортные происшествия) становятся повседневными участниками городских хроник происшествий. Для снижения риска и предотвращения ДТП ежедневно разрабатываются новые правила, принципы и устройства. Но, что делать тем, кто уже попал в ДТП, к счастью, отделавшись легким испугом, что не скажешь о личном транспорте, восстановление которого требует значительных затрат. Для этих целей правительство Российской федерации ввело закон об обязательном автостраховании, призванное взять на себя бремя расходов на восстановление ТС (транспортного средства) после ДТП. Но, и этот закон действует не всегда – особенно в спорных моментах (отсутствие свидетелей и т.п.). В своей идее я предлагаю исправить этот недостаток. А именно, оснащать автомобили недорогими аналогами авиационных «черных ящиков». Предупрежу сразу, данная статья не является инструкцией к действию, она призвана дать информацию к размышлению.


Правда, название «черный ящик» весьма условно, так как в авиации подобное устройство (бортовой самописец, или точнее – бортовое устройство регистрации рабочих параметров) призвано, в первую очередь, регистрировать рабочие параметры всех систем (основных систем) летательного аппарата (рабочие параметра двигателя, электропроводки, топливной аппаратуры и т.п.), то наш автомобильный «черный ящик» будет, в первую очередь, выступать видеосвидетелем.


Для создания собственного автомобильного «черного ящика» нам понадобится:


  • компьютер на базе Intel Pentium II 300MHz и выше;

  • винчестер от 4 Gb (с хорошей вибростойкостью);

  • пара устройств UPS (источники бесперебойного питания для компьютера);

  • Mobile rack (устройство переноса винчестера);

  • пара USB web-камер;

  • клавиатура+мышь+коврик по вкусу;

  • умелые руки и небольшая смекалка.

«Черный ящик»


«Сердцем» «черного ящика» будет компьютер, операционная система может быть любой, главным критерием работы должна быть штатная поддержка web-камер.


Для начала разберем системный блок и соберем его собственное подобие, с учетом того, что системный блок будет располагаться в багажнике, поэтому ударопрочность, влаго — и пылестойкость данного ящика должна быть удовлетворительной.


Сделав системный блок, монтируем его в багажнике (если нет места, то есть штатные места под сидениями и т.п.), снабдив его хорошей вентиляцией, приступаем к установке web-камер. Камеры нужно установить так, чтобы был максимальный угол обзора. Я советую разместить их в лобовой и задней части автомобиля (камер, может быть больше двух, все зависит от количества USB-портов в системном блоке). Соединяем камеры с системным блоком при помощи обычных USB разъемов. Техническая сторона системы готова.


Программное обеспечение
ПО призвано сохранять изображение с камер на винчестер компьютера, т.е., фиксировать все то, что происходит перед «глазами» камер.


Нам необходимо, чтобы:


  • система вела непрерывное видеонаблюдение с интервалом «последние 30 минут »;

  • изображение запоминалось в распространенном видеоформате с отметкой на кадре текущей даты и времени (часы – минуты — секунды);

  • была достаточно надежной (минимум программных ошибок);

  • программа обеспечивала, минимум, 10 кадров/сек при разрешении 640х480 и выше.

Сейчас ПО, отвечающего нашим требованиям, достаточно много, начиная от специальных программ для создания видеонаблюдения с помощью WEB-камер, до общих программ использования WEB-камер. Но, в общем, трудности с написанием подобной программы не возникнет.


Система питания
Тут нам очень пригодятся UPS-устройства, так как они имеют штатные преобразователи 12/220В, т.е. им вполне хватает 12В, выдаваемых автомобильным генератором тока (или аккумуляторной батареей). Более того, данные устройства снабжены стабилизатором напряжения, что очень хорошо отразиться на «черном ящике». Итак, берем UPS, вынимаем аккумулятор (есть свой автомобильный аккумулятор на 12В), а схему переделываем так, чтобы она «обманывала» датчик входного напряжения и датчик преобразования 12/220В включался сразу, а не при пропадании напряжения в сети. Более того, данная система позволит использовать в автомобиле устройства, использующие 220В переменного тока (это один из бонусов «черного ящика»).


Итоги
Вот в целом и все – автомобильный «черный ящик» создан. Использование монитора – дело добровольное, он необходим для контроля работоспособности и устойчивости системы. Винчестер лучше сделать на съемных салазках, чтобы обеспечить максимально быстрое и удобное изъятие винчестера из «черного ящица». И еще много разного по вашему вкусу и смекалке. Хочу напомнить, что данная статья не является подробной инструкцией к действию, а лишь информацией к размышлению.


Как итог приведу принцип работы системы: во время работы автомобиля, изображение с WEB-камер поступает на компьютер, где непрерывно сохраняются последние 30 минут, т.е. во время движения камеры призваны контролировать и фиксировать все, что происходит вокруг автомобиля. Естественно, если, не дай бог, случиться ДТП с вашим участием и возникнет спорный момент, то изображение с камер будет дополнительным свидетельством вашей правоты.


Почему подобная система построена на базе компьютера? Есть разнообразные методы и способы, начиная с простых видеомагнитофонов, заканчивая специальными устройствами видеозаписи. Но, система, построенная на базе компьютера, решает ряд дополнительных задач, которые я рассмотрю в одной из следующих статей по идеям бизнеса (забегу вперед – компьютер «умеет» всё).


Принципы заработка
Так как это идея бизнеса, то на этой идее нужно как-то заработать. Подобного рода системы очень популярны среди людей, которые боятся попасть в ДТП и при этом возникнет спорная ситуация (кто кого подрезал, скрытие с места преступления и т.п.) – поэтому основной источник доходов – это монтаж подобного рода систем на автомобили.


Подсчитаем затраты:


  • системный блок с винчестером — от 3000 рублей;

  • пара камер – от 1500 до 3000 рублей;

  • UPS – от 1500 рублей;

  • Провода, периферия – от 500 рублей;

  • умелые руки и смекалка – бесплатное приложение к вам.

Монтаж и сборка системы – это ваши затраты, которые вы включите в стоимость установки системы.


Итого: первоначальные затраты составят от 6000 рублей (~200 долларов),т.е. это стоимость средней автомагнитолы с акустикой.


Согласитесь, очень маленькая цена в сравнении с потраченными нервами и временем в судах с попыткой доказать свою правоту. Ведь при наличии подобного рода «черного ящика» существенно экономится время на разборы ДТП.


Сначала установите систему у себя, затем у друзей, затем начните сотрудничать с автосервисом (где часто бывают автомобили после аварии), не бойтесь того, что они самостоятельно могут реализовать эту схему, у вас же она уже отработана:).


Первоначально Вы можете устанавливать системы за сумму от 7000…8000 рублей, эта сумма покроет ваши расходы, затем Вы можете устанавливать абонентскую плату за обслуживание системы (смена винчестера, проверка, диагностика и т.п.) и, рано или поздно, вы можете вырасти в небольшую фирму, предоставляющую весь , касающийся автосервиса.


Главным плюсом вашего бизнеса основанном на данной статье — это необычность, оригинальность, гибкость (вы можете воплощать очень смелые проекты при помощи компьютера), низкая себестоимость комплектующих и достаточно, на мой взгляд, высокий спрос, так как подобную систему можно поставить в любой автомобиль, как отечественный, так и иностранный. Подобную систему легко монтировать (при должном умении, не сложнее, чем установка автомагнитолы).


Еще одно применение подобной системы – контроль за передвижением, так как достаточно увеличить интервал записи с последних 30 минут до, например, 40…50 минут и всегда можно будет сказать — где был водитель, на каких улицах и т.п.


В общем, проявите полет фантазии и смекалку, и даже старый компьютер сможет послужить вам с огромной пользой и источником дохода.


Сам себе режиссер

По крайней мере, в случае аварии извечные российские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» могут потерять актуальность. Начнем с ответа на второй вопрос - перед поездкой надо установить в своей машине миниатюрный черный ящик и нажать на Record. А кто виноват в ДТП, разобраться органам дознания будет не в пример легче, располагая видеосвидетельством произошедшего.

Мысль записать дорожный инцидент «на пленку» не нова. Кто-то, едва оправившись от шока, обводит место происшествия мобильником в дрожащей руке - какой-никакой видеоролик. Но после драки кулаками не машут, надо бы запечатлеть развитие событий за несколько секунд до столкновения или иного форс-мажора. Перефразируем слова инспектора из анекдота про асфальтовый каток и «мерс»: «Ну покажи, как подрезал, как обгонял!» Но кто может похвастать даром провидца и включенной в нужный момент видеокамерой, которая к тому же всегда под рукой?

Хвала небесам, этот черный ящик бесстрастно фиксирует все происходящее в поле его зрения. Фишка в том, что камера работает в цикличном режиме. При полном заполнении памяти автоматически стирается прежняя информация, на освободившееся место ведется свежая запись. Заминка перед очередным циклом совсем небольшая, 1,5–2 с. Поэтому, строго говоря, размер карточки SD или MMC (в диапазоне от 128 Мб до 2 Гб) не критичен. Главное не забыть, попав в передрягу, остановить запись.

В установке камеры нет ничего сложного. Первым делом на передней панели поближе к ветровому стеклу крепится подставка. Лучше не снимать сразу защитную пленку с клейкой «подошвы», а сделать пристрелочную запись. Просмотреть, что получилось на экране телевизора или компьютерного монитора, и уточнить угол обзора.

Подставку, скорее всего, хозяин машины тревожить больше не будет. А значит, дальнейший монтаж сведется к нехитрой операции: затянув до упора боковой фиксатор, настраиваем нужное положение видеорегистратора в вертикальной плоскости. Для точной юстировки создатели прибора предусмотрели лазерную указку, включаемую нажатием на центральную кнопку. Направляем луч повыше капота: красная точка по-снайперски точно замирает на корме впередистоящей машины. В самый раз!

Питается камера от прикуривателя или трех батареек ААА. Их хватает надолго: только после трех часов работы заморгал красный светодиод, сигнализирующий о снижении напряжения.

Нет подставам!

Признаться, поначалу трудно было перебороть скепсис по отношению к крохе стоимостью около $100. Смажется картинка на колдобинах и в резких виражах - глодал червь сомнения. Да что вообще можно рассмотреть на видео с разрешением наладонного компьютера, 320х240 точек? Оказалось, очень даже многое. Мы намотали десятки километров по улицам Москвы на яркокрасной Mazda6, а потом прокрутили маршрут на экране монитора. Наш самописец оказался на редкость расторопным. Изображение четкое, не дрожит. Угол охвата в 60 градусов (две полосы движения с гаком) вбирает большинство потенциальных угроз - от лихачей до шальных пешеходов, перебегающих дорогу. Номера впереди идущих машин отчетливо читаются с расстояния 6–7 метров. Прекрасно видны сигналы светофора на дальней стороне перекрестка, вплоть до поворотных стрелок. Учтите только, кино будет немое, микрофона у камеры нет. На выходе получаем файлы в формате avi, которые можно прокрутить на компьютере. Карточка памяти объемом 2 Гб вмещает около шести часов записи.

Не подкачала матрица прибора и в ночное время на загородном шоссе. Изображение не засвечивалось от встречных фар. Цифры на задних номерных знаках можно было различить на дистанции 3–4 метра.

Назовем несколько типичных ситуаций, в которых пригодится видеосоглядатай.

Вариант первый - подстава. По крайней мере, та ее разновидность, при которой злоумышленник засветится спереди. Допустим, вы едете в крайнем левом ряду, справа вас обгоняет автомобиль-«перехватчик», резко перестраивается влево и жмет по тормозам… Скорее всего, наличие видеокомпромата подействует на негодяя отрезвляюще. Кстати, в нашу «хронику» попал черный Accord, совершивший похожий маневр, - видимо, спешил человек очень…

Другая ситуация, когда видеозапись не помешает, - пешеход бросается через дорогу прямо перед авто, вдали от зебр и перекрестков. Подобное реалити-шоу устроила шустрая старушка, вынырнувшая с сумкой-тележкой изза припаркованных у обочины машин. В тот момент я мысленно поблагодарил Mazda6 за острый руль и цепкие тормоза…

Третий эпизод - проезд светофора на мигающий зеленый или на желтый. Без аргументов черного ящика попробуйте доказать инспектору, что вы не нарушали правила.

Должен сказать, мерцающий зеленый огонек камеры (идет запись) магическим образом прибавляет уверенности сидящему за рулем. Водитель знает, что в критической ситуации ему теперь есть чем подкрепить свои слова. Интересно, а как оценивают появление новинки должностные лица ГИБДД, юристы, представители страховых компаний?

Комментарий автоюриста Сергея Радько

- Каково в целом отношение к появлению в автомобиле видеорегистратора?

Только положительное. Камера позволит объективно фиксировать дорожнуюобстановкуивсю окружающую ситуацию, можнопредъявить эту запись в случае вменения нарушения или совершения ДТП. Не секрет, что доказательственная база, связанная с нарушением правил дорожного движения, зачастую строится только на показаниях сотрудников ГИБДД, и расхожая фраза «у суда нет оснований не доверять показаниям инспектора», получившая в последнее время широкое распространение в практике, будет применяться очень осторожно, так как показания участников процесса легко проверяются. Имеет значение и психологический фактор - осознание того факта, что действия любого инспектора или водителя могут быть зафиксированы и продемонстрированы, станет сдерживающим обстоятельством.

- Будут ли сотрудники ГИБДД принимать в расчет показания этого прибора, устанавливая виновного в ДТП?

Ни одно из доказательств не имеет заранее установленной силы, а потому трудно сказать, насколько велико будет доверие к записи, сделанной видеорегистратором, однако наличие такой записи однозначно не позволит сотрудникам ГИБДД произвольно трактовать обстоятельства происшествия. Можно предположить, что такие записи помогут значительно увеличить объективность результатов рассмотрения материалов по делам об административных правонарушениях, ведь сделанная камерой запись является объективным свидетельством обстоятельств, в отличие, например, от показаний и объяснений водителей, так как люди могут давать неправильные или неточные показания в силу разных причин - неправильное восприятие событий, умышленное искажение обстоятельств и проч.

Беспристрастная видеозапись исключает человеческий фактор и все связанные с ним ошибки. Правда, на практике может возникнуть проблема с приобщением к делу видеозаписей. Однако можно предположить, что в городах компьютеры имеются во всех подразделениях ГИБДД, а потому просмотреть запись окажется возможным.

Конечно, вопрос о допустимости такого доказательства должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств дела, однако трудно представить, что какое-то должностное лицо решится прямо проигнорировать запись, на которой четко видны действия участников дорожного движения. При этом будет некоторым образом установлен и паритет в состязательности сторон процесса - ведь показания технических приборов, в том числе и средств фиксации, ныне применяемых сотрудниками ГИБДД (например, измерители скорости, фиксирующие не только скорость, но и сам автомобиль, а также его водителя), признаются доказательствами, а потому вполне объективным выглядит и предоставление возможности другим участникам движения фиксировать дорожную обстановку, в которой они находятся.

- Ваш прогноз - при массовом внедрении видеорегистраторов снизится ли число ДТП и противоправных действий (подставы и т.д.)?

При массовом внедрении можно прогнозировать снижение числа ДТП, однако, поскольку причины этих происшествий в основном заключаются в нарушениях правил дорожного движения, значительного снижения количества нарушений ожидать не стоит - видеорегистратор, скорее, поможет гражданину защитить самого себя в случае неправомерных действий со стороны других лиц. Оказывать же психологическое влияние на других водителей камера будет лишь косвенно, хотя бы потому, что при действующем законодательстве, возлагающем ответственность за нарушение правил дорожного движения именно на водителя транспортного средства, прежде всего необходимо доказать, кто конкретно был за рулем автомобиля в момент нарушения. Если же лицо водителя не зафиксировано, доказать его присутствие за рулем весьма проблематично. Поэтому наибольшее практическое применение данный прибор найдет скорее именно в спорных ситуациях, когда гражданину необходимо доказать свою правоту. Однако все-таки можно предположить, что чем более широкое распространение получит камера, тем более внимательными будут участники дорожного движения друг к другу.

Алексей Саенко, заместитель руководителя юридического департамента ООО «Росгосстрах-Столица»

Помогут ли данные видеорегистратора установить виновного в ДТП? Вопрос интересный. Тут нужно принципиально разделить два момента: первый - административное разбирательство, то есть признание лица нарушившим ПДД, и второй - судебное разбирательство, связанное с исками о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП. Сразу оговорюсь, это влияет исключительно на то, какими кодексами и статьями регулируется использование подобных данных. В первом случае вопрос использования тех или иных доказательств регламентируется КоАПом (ст. 26.2):

1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Под показания специальных технических средств эта камера не подходит, так как не является измерительным прибором, утвержденным в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющим соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку.

Но КоАП подобную съемку приравнивает к документам (п. 2 ст. 26.7), поэтому эти данные могут быть рассмотрены наравне с прочими доказательствами.

Во втором случае вопрос регламентирован Гражданским процессуальным кодексом (ст. 55):

1. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Причем аудио- и видеозаписи могут быть на электронном носителе (ст. 77 ГПК).

Таким образом, как при рассмотрении дела об административном правонарушении, так и при решении вопроса о возмещении вреда данные видеорегистратора могут быть использованы и подлежат оценке наряду с другими доказательствами.

Предполагаю, что проблема возникнет лишь в том случае, если другая сторона будет оспаривать достоверность записи (видеофайл может быть смонтирован и с помощью компьютера). Однако экспертиза способна показать, вносились ли изменения в запись - такие технологии уже используются.

Николай Казанцев, председатель регионального Комитета по защите прав автомобилистов:

Считаю, что видеорегистратор может стать важным элементом доказательной базы при возникновении ДТП и, кроме того, дисциплинирует автолюбителей. Ведь, если все ваши действия за рулем фиксируются, поневоле придется следить за соблюдением правил. Это означает, что и количество аварийных ситуаций на дороге при массовом использовании черных ящиков уменьшится.

Министерство транспорта России отложило обязательное введение «черных ящиков» в легковых автомобилях на неопределенный срок. Об этом сообщил информированный источник в Минтрансе. Предполагалось, что уже с 2015–2016 годов все автомобили будут оборудованы устройствами, считывающими и запоминающими различные параметры движущегося автомобиля, чтобы в случае ДТП можно было доподлинно восстановить картину произошедшего. Впрочем, проект не остановлен полностью: сейчас ведется работа по интеграции оборудования «черных ящиков» и системы «ЭРА-Глонасс».

В 2015–2016 годах «черные ящики» точно не появятся, как планировалось. Это вопрос даже не ближайших 2–3 лет, а далекого будущего, - рассказал источник в Минтрансе.

В пресс-службе ведомства уклонились от ответа на вопрос о переносе сроков по вводу автомобильных самописцев.

От идеи введения «черных ящиков» мы не отказываемся, но она сейчас находится на стадии проработки. Технически их введение возможно уже сегодня, и многие на добровольной основе в индивидуальном порядке уже это делают. К примеру, страховщики за оснащение машины таким «ящиком» [услуга «умное страхование»] предоставляют скидку по страховке каско. Вносить изменения в нормативные акты в связи с этой инициативой в ближайшее время мы не планируем, - сообщил начальник пресс-службы Минтранса Тимур Хикматов.

Причины решения, очевидно, экономические.

- «Черные ящики» если у нас и появятся, то явно не в нынешних экономических реалиях. Я убежден, что именно поэтому Минтранс отложил их внедрение. Ведь прежде всего это вопрос удорожания автомобиля. Пусть это будет 20–30 тыс. рублей, но это сейчас не готовы принять водители, - полагает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

Инициатива бортовых самописцев в автомобилях, работающих по аналогии с «черными ящиками» в самолетах, поездах и судах, появилась в Минтрансе в 2012 году (izvestia.ru/news/528133). Тогда замминистра транспорта Олег Белозеров (ныне глава РЖД) направил в правительство РФ письмо с просьбой проработать интеграцию этих устройств в бортовую аппаратуру российской системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-Глонасс». Наличие последней с 2015 года обязательно для впервые сертифицируемых автомобилей, а с 2017 года - для всех новых автомобилей на территории Таможенного союза. В Минтрансе полагают, что указанный прибор существенно ускорит работу ДПС при регистрации аварии. Кроме того, эта идея должна поставить преграду мошенникам, пытающимся нажиться на получении страховых выплат после подставных аварий.

Помимо Минтранса, в разработку оборудования для портативных самописцев вовлечен Росстандарт, на нем лежит обязанность проверки точности навигации устройств.

Наше сотрудничество с Минтрансом в области бортовых устройств касается метрологических исследований и проработки некоторых аспектов навигации. В частности, в навигации наша работа заключается в проверке корректности работы навигационного приемника и программных алгоритмов позиционирования. Кроме того, мы проверяем, если говорить простым языком, точность определения координат объекта на местности, и если она будет соответствовать заявленным параметрам, мы выдаем подтверждение. Для проведения этих испытаний у нас есть соответствующее оборудование - имитатор сигналов, инфраструктура и, что самое главное, специалисты, - рассказал Сергей Голубев, заместитель руководителя Росстандарта.

Предполагается, что основную информацию устройство будет получать от бортового компьютера автомобиля, а также от всех датчиков, снимающих информацию с агрегатов (ABS, курсовая стабилизация, датчики угла поворота рулевого колеса и позиции дроссельной заслонки и т.д.). Устройство работает от бортовой сети автомобиля, но имеет и собственное резервное питание. Электроника самописца фиксирует разнообразный перечень параметров автомобиля: ускорения по трем осям координат с разрешением до 1 миллисекунды, скорость движения, параметры работы двигателя и коробки передач, углы поворота руля, маршрут следования автомобиля и пр. Снимать показания с прибора после аварии смогут специально подготовленные сотрудники МВД. Для предотвращения взлома программное обеспечение будет кодироваться при помощи блока криптозащиты. Наиболее распространены «черные ящики» в США, где местные и японские автопроизводители в добровольном порядке оснащают ими свою продукцию.

Наиболее спорный момент, который потенциально может вызвать критику автомобилистов, связан с тем, что аппаратура записывает голос людей в салоне.

Лидер движения «Автомобилисты России» Виктор Похмелкин убежден, что в при продвижении «черных ящиков» не должно быть всеобщей водительской повинности.

Я знаком с этими исследованиями и сам даже пытался несколько лет назад продвигать их для маршрутных такси. Если идея получит поддержку правительства, то это будет совершенно правильно: в дополнительном контроле нет ничего крамольного, поскольку в первую очередь он нацелен на расширение доказательной базы в случае ДТП, - говорит Похмелкин. - Единственное, конечно, нельзя «черные ящики» продвигать как принудительную обязанность для всех водителей, потому что многие граждане могут воспринять это как слежку за ними. Тут можно пользоваться стимулирующими мерами, скажем, в виде дополнительной скидки на ОСАГО. Исключение - деятельность, связанная с пассажирскими перевозками, там «черные ящики» должны быть в обязательном порядке.

Следующая новость

Правительство РФ одобрило идею об оснащении всех эксплуатируемых в стране автомобилей черными ящиками — специальными устройствами, которые записывают и передают данные о движении, скорости и состоянии транспортного средства в ГИБДД. Сценарий изменений нормативно-правового регулирования для обеспечения возможности внедрения интеллектуальных телематических систем (ИТС) разработает межведомственная группа, в которую войдут представители Минпромторга, Минтранса, МВД, Минкомсвязи, Минфина, МЧС, «Банка России», некоммерческого партнерства ГЛОНАСС и группы «АвтоНет», сообщили «Известия».

Что такое черный ящик

Пока что готового аналога авиационного черного ящика для автомобилей, который записывал и передавал бы не только данные о скорости, местоположении и состоянии автомобиля, но и разговоры тех, кто находится в салоне, не существует. Неизвестно, какие именно данные будут собирать и как их предполагается хранить, разработкой этой системы как раз должна заняться межведомственная группа.

«Мы считаем целесообразным разработку двух дорожных карт: одну по совершенствованию нормативного правового и нормативно-технического регулирования и вторую — по интеграции создаваемой системы с другими государственными информационными и информационно-навигационными системами», — заявил президент ГЛОНАСС Александр Гурко.
Самописец для легковых машин можно собрать вручную — инструкции опубликованы в интернете. Это обойдется автомобилисту в семь-восемь тысяч рублей, в зависимости от того, какую информацию он будет фиксировать.

Сейчас существуют различные «умные» системы наблюдения и тахографы, устанавливаемые в машины, например БУ 1201 (используется системой «Платон») или ЭРА ГЛОНАСС — так называемая система экстренного реагирования при авариях, аналог европейской eCall. С 2020 года ЭРА ГЛОНАСС станет обязательным атрибутом для всех автомобилей, выпускаемых на территории Таможенного союза. Тот же видеорегистратор тоже, по сути, черный ящик. Правда, данные, полученные им, остаются исключительно в распоряжении автовладельца.

Овчинка выделки не стоит

По мнению главы общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константина Крохмаля, внедрить черные ящики стоило бы в общественный транспорт и такси, также система поможет ловить нарушителей ПДД. Но разработка подобной системы и новых бортовых устройств — дорогостоящее мероприятие.

«Автомобиль — это продукт массового потребления, в России их огромное количество. Овчинка выделки не стоит. Но идея абсолютно правильная — насколько я понимаю, весь общественный транспорт будет оборудован черными ящиками, это правильно. Второе — обязательно должны быть оборудованы такси, потому что водитель несет ответственность не только за себя и пассажиров, но и за окружающих. И самый главный момент — это, конечно, нарушители. Доказать нарушение скоростного режима и так далее бывает очень непросто», — пояснил Крохмаль «Коммерсанту ».

Другой эксперт, гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков считает, что для рынка подобные траты будут неподъемными.

«Придется разрабатывать данную систему с нуля, думать, как ее внедрять, как работать над ее ошибками, как обновлять эти системы, потому что это все-таки не софт, который можно обновить через интернет. И за это придется немало заплатить, а в условиях не вполне благоприятной экономической ситуации в нашей стране эта плата может стать просто неподъемной для участников рынка. Будь то обычный автолюбитель, или, если за это придется заплатить автоконцернам, на фоне того, что объемы продаж автомобилей в этом году стремительно падают, и мы рискуем разменять худший 2009 год», — сказал он.

Рынок ждет

Директор по развитию бизнеса АО «Группа Т-1» Игорь Хереш наоборот считает, что лучше России не ждать появления зарубежных аналогов черных ящиков и взяться за дело самостоятельно. Создание среды для развития ИТС может обеспечить отечественным компаниям временное преимущество, благодаря которому они смогут создать и довести до нужного уровня свои продукты раньше, чем конкуренты.

«Прежние меры государства по регулированию рынка телематических услуг были своевременными и удачными, поэтому мы имеем развитый рынок автомобильной телематики, хотя еще семь-восемь лет назад мы сильно отставали от других стран. Та же ЭРА ГЛОНАСС у нас уже работает, а европейский ее аналог — eCall — пока нет, хотя проект eCall стартовал раньше. Поэтому я считаю, что государству и в дальнейшем необходимо формировать среду для появления новых все более сложных и специализированных телематических сервисов. Рынок ждет этих шагов от регуляторов», — объяснил свою точку зрения Хереш.

Черные ящики в авто — это нарушение Конституции

Некоторые эксперты высказались кардинально против этой идеи. Зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков и зампред комитета ГД по транспорту и строительству Алексей Русских посчитали ее нарушением одного из основных положений Конституции — о правах и свободах граждан.

«Эти черные ящики будут определять не только местоположение машины, но и стиль езды водителя, и скорость на протяжении всей поездки. То есть, по сути, будет тотальный контроль над каждым автовладельцем», — рассказал Лысаков «Национальной службе новостей».

«Мое мнение, если эта идея останется в таком виде, как представлена сейчас, то это нарушает права и свободы граждан и однозначно увеличивает стоимость автомобиля», — согласился Русских, его слова цитирует РИА «Новости».

Мы созрели для черных ящиков в автомобилях

Есть и другое мнение. Председатель МРОО «Движение автомобилистов» Армен Оганесян считает, что идея оснащения самописцами не лишена смысла. Во-первых, это поможет снизить смертность в ДТП.

«Наличие такого устройства в автомобилях граждан — это огромный плюс, потому что при экстренной ситуации кнопка SOS ЭРА ГЛОНАСС автоматически срабатывает и дает координаты человека, дает информацию о том, что с ним. Кроме того, мы должны все-таки понимать, что эта система дает информацию о том, как товарищ ехал до этой определенной ситуации: он превысил скорость или, наоборот, спокойно ехал, в соответствии с требованиями ПДД. Вся эта информация способствует дальнейшему быстрому реагированию. Я думаю, мы уже созрели для того, чтобы данные устройства у нас были установлены в автомобилях. Поэтому я считаю, что это одно из редких положительных действий в сторону автомобилистов, которые мы наблюдаем со стороны властей», — сказал эксперт телеканалу «360».

По его мнению, стоимость автомобилей при этом вырастет незначительно — всего на пять-семь тысяч рублей. Что касается сохранности полученных системой данных, этот вопрос должно отработать правительство.

«Есть закон о персональных данных. Если обеспечится сохранность данных, то никакой опасности не будет. <…> В стране должен работать закон, все должны ходить под этим законом. А когда работают „понятия“, и кто-то больше подвержен действию закона, чем другой, это уже неправильно и приводит к бардаку», — заявил Оганесян.

Следующая новость