Кроссовер: что это такое. "Нива" могла бы быть совсем другой

На постсоветском пространстве до конца девяностых словосочетание «полный привод» означало только ульяновского «козлика» и тольяттинскую «Ниву». Но тут начали массово появляться невиданные доселе машины: Toyota RAV4, Honda CR-V. В обиходе прижилось новое словечко «кроссовер» — нечто среднее между привычной легковушкой и кондовым внедорожником. В гаражах после пропущенного стакана про новую разновидность иномарок заговорили: «Вот могут же! Вот умеют же!». Но советские инженеры «умели и могли» задолго до появления новомодных «японцев»...

2. Кроссоверами (от англ. Crossover — переходное явление, звено) сегодня называют построенные на «легковых» платформах автомобили, которые занимают промежуточное звено между внедорожниками и легковушками. А вот такие признаки, как высокий клиренс и полный привод, стали факультативными, отчего Peugeot и Kia также называют свои модели 3008 и Soul кроссоверами

Идеи скрестить легковушку и внедорожник возникали еще во время Второй мировой. Подобными экспериментами занимались и немецкие, и американские, и советские производители, причём последние пусть малыми, но все-таки сериями выпускали такие машины. В 1940 году стартовало производство ГАЗ-61 (этой машиной, построенной из 6-цилиндровой «эмки» пользовались маршалы Жуков, Конев и Рокоссовский), в 1949 выпустили ЗИС-110Ш — привычный для членов Президиума ЦК ВКП(б) лимузин, но оснащенный мостами и трансмиссией от американского Dodge WC 51.

3.

Но «шестьдесят первый» и «сто десятый» — скорее штучные продукты: первых собрали 238 экземпляров, вторых, включая более позднюю модификацию 110П, — не больше десятка. А всерьёз разработкой кроссовера, точнее «проектированием легкового автомобиля повышенной проходимости», занялись в середине пятидесятых, когда Хрущёв «порекомендовал» представителям автопрома: «Сделайте автомобиль для колхозника!». Ведь именно колхозникам не хватало полноприводных машин — армия «съедала» большинство выпускавшихся тогда ГАЗ-69.

Партия сказала: «Надо!»

С поручением Никиты Сергеича первым справился ГАЗ — в 1955-м началось производство полноприводного ГАЗ-М72, который представлял собой гибрид кузова «Победы» и агрегатов ульяновского «козлика». Кроссовер? Да! Несущий кузов, повышенный клиренс и полный привод. Но «для колхозника» новая машина оказалась... слишком комфортабельной. Мягкая обивка салона пастельных тонов, обтянутые шерстяной тканью диваны: в грязных сапогах и промасленной спецовке сюда не залезешь.

4. Какую машину считать первым в мире кроссовером? Marmon-Herrington (слева вверху), на который ссылаются американцы, отсекаем из-за рамной конструкции. Chevrolet Suburban (справа вверху) не имел полноприводной модификации. AMC Eagle (внизу), который очень многие источники называют первым кроссовером, появился гораздо позже советских ГАЗ-М72 и «Москвич-410» — в 1979 году

Неудивительно, что параллельно роскошному для своего времени ГАЗ-М72 создавалась и машина «попроще», получившая индекс М73. Группа конструкторов под руководством Григория Вассермана, ученика «короля внедорожников» Виталия Грачёва, проектировала компактный кроссовер без оглядки на другие советские автомобили, но двигатель и коробку взяли «москвичёвские» — от модели 402. От «четыреста второго» использовали и кузов, правда, несколько переработанный — из четырёхдверного седана инженеры скроили практичный пикап и... двухместное купе!

5. Выпуск «первого в мире кроссовера» ГАЗ-М72 остался незамеченным для современников: если заднеприводных «Побед» было выпущено 236 тысяч, то полноприводных М72 — всего 4677 штук. Так что неудивительно, что эта модель (слева), как и прототип ГАЗ-М73 (справа), неизвестны широкому кругу автомобилистов. Между тем, протоколы испытаний говорят, что обе машины по проходимости не уступали ГАЗ-69!


Получившийся гибрид поразил испытателей и конструкторов своей проходимостью. При длине 3430 мм (для сравнения, визуальный «эталон» российских автомобилистов, «Ока», короче на 23 см) лихо преодолевал любые препятствия, с которыми новая машина могла встретиться в сельской местности: раскисшие просёлки, тракторные колеи, вспаханный чернозём — всё оказалось «семьдесят третьему» по плечу. Но до конвейера ГАЗ-М73 не добрался: банально не хватало производственных мощностей завода, чтобы поставить новинку на производство.

«Москвич» не для москвичей

Зато М73 послужил добрую службу инженерам МЗМА, Московского завода малолитражных автомобилей (тогда такое название носил будущий АЗЛК), — горьковского «коротыша» взяли за основу при проектировании полноприводной версии «Москвича-402», которая получила собственный индекс 410. В 1957 году первые «четыреста десятые» вышли из ворот завода: ведущие мосты собственной конструкции, рессорная подвеска и рычажные (!) амортизаторы вместо привычных сегодня телескопических, понижающая передача и дорожный просвет в 430 мм под днищем. Полноценный вездеход!

6. Двигатель «четыреста десятого» выдавал всего 35 л.с.! Недостаток мощности инженеры компенсировали малым весом машины, а также удачным подбором размера колёс и передаточных отношений в трансмиссии. После модернизации 1958 года модель получила кузов от «Москвича-407», 45-сильный двигатель, 4-ступенчатую коробку передач вместо 3-ступенчатой и стала называться 410Н

Но машина получилась откровенно неудачной. Возьмём подшивку журналов «За рулём» советского периода и посмотрим, сколько писем в уважаемое издание писали читатели по поводу полноприводного «Москвича». В. Тимошенко из Краснодарского края интересовался: «Можно ли устранить повышенную выбрацию?». В. Жёлудев из города Орша спрашивал: «Можно ли переделать «Москвич-410» на «Москвич-407»?». И таких обращений, в которых автомобилисты СССР пытались найти ответы на вопросы, касающиеся конструкции машины, — превеликое множество...

7. С 1957 по 1960 годы было выпущено 11 890 полноприводных «Москвичей», включая универсал 411 (внизу слева) и модернизированный седан 410Н (внизу справа). Часть машин списали после опрокидывания (а такое часто случалось с «четыреста десятым»), другая часть «саморазрушились» — кузова трескались и ржавели. Так что сегодня сохранившийся «Москвич-410» — большая редкость


Почему потребители были недовольны машиной? Самые главные недостатки — при боковых кренах «Москвич» легко опрокидывался, а кузов оказался недостаточно жёстким: лонжероны лопались, стойки перекашивало... Слабость конструкции пытались устранить необычным образом — вместо кузова типа седан конструкторы МЗМА использовали конструктивно более жёсткий 5-дверный кузов от модели 423. Однако в начале шестидесятых от выпуска полноприводных «Москвичей» отказались. Официальная причина — завод освобождал мощности под производство экспортных моделей.

Алексей Кованов

Казалось бы, кроссоверы — это один из самых молодых классов автомобилей , но проследить их историю до самой-самой первой модели весьма непросто. Главная проблема в том, что само понятие crossover предполагает некое смешение жанров, гибрид разных типов машин, а отсюда и трудности. Даже сегодня не так просто перечислить исчерпывающий набор формальных признаков, позволяющий идентифицировать машину именно как кроссовер и никак иначе. Тем не менее, если мы постараемся такие признаки определить, то выясним, что самых важных, по сути, два: несущий кузов и полный привод. Кто-то считает, что первый автомобиль , который можно считать кроссовером, построила марка . Встречается мнение, что начало этому жанру и вовсе положил российский ВАЗ-2121 «Нива» , хотя сегодня этот отечественный внедорожник никто кроссовером не назовет. Но, пожалуй, самый известный кандидат на истинное первородство в классе — это как раз тот автомобиль, который вы видите на фотографиях. Его зовут .

Рождение АМС Eagle

Разумеется, ни о каких формальных признаках кроссовера в небольшой фирме American Motors Corporation не задумывались. Там просто решили предложить покупателям нечто действительно новенькое. Кузов легковой модели Hornet установили на упрощенное полноприводное шасси без понижающей передачи и получили… да, выражаясь современным языком, это был кроссовер. Тут надо иметь в виду пару важных обстоятельств. Во-первых, компания АМС владела маркой Kaiser Jeep , так что с системами полного привода у нее был полный порядок. А во-вторых, сложности все-таки имели место: в штатной версии кузов легковушки был слишком хлипким для такой машины, и его пришлось дополнительно усиливать.


Приборная панель АМС Eagle

В результате разработчики получили конструкцию, которую мы сегодня называем интегрированной рамой . Получившийся продукт нарекли Eagle , то бишь «Орел», и в 1979 году запустили в серию.

Машина понемногу продавались, но ажиотажного интереса АМС Eagle не вызвал.

С точки зрения конструкции машина опередила свое время на добрый десяток лет, а вот на правильную рекламную компанию и достойную «упаковку» то ли возможностей, то ли времени у компании не хватило. Покупателям было сложно понять, почему машина выглядит как обычная легковушка АМС, но при этом стоит раза в полтора дороже. Кое-кто, конечно, оценил инновационный подход, но такие люди всегда в меньшинстве. Настоящий прорыв в этой области удалось совершить с ее RAV4, но к тому моменту марки АМС уже и на свете не было.

История путешествий первого кроссовера

Тот экземпляр, о котором идет речь, относится к одной из первых серий. Это машина в кузове универсал, хотя Eagle мог быть и седаном, и хэтчбеком, и даже кабриолетом. Интересно, что это одна из относительно немногих машин АМС , которые отправились в Европу, в нашем случае в Швейцарию, а уж затем ее первый владелец привез автомобиль в Россию. Здесь бы дни ее и закончились, когда бы раритет не обнаружил известный спортсмен и любитель необычной техники Игорь Козлов — личность прекрасно знакомая многим любителям автоспорта, так что в данном случае обойдемся без перечисления регалий. За два года Игорь привел полуразрушенный автомобиль во вполне приличное состояние, хотя можно представить, каких сил это могло стоить. Достаточно вспомнить, что АМС Eagle перестали выпускать в 1987 года, причем тогда же прекратила существование и сама марка АМС.

Кстати, ранние версии АМС Eagle были «кроссовернее» поздних, в которых появилась система принудительного подключения полного привода, а иногда встречалась даже понижающая передача. А на нашей машине трансмиссия работает автоматически, посредством вискомуфты. То есть в приличных дорожных условиях «Орел» остается заднеприводным, а когда ведущие колеса начинают буксовать, муфта замыкается и подключает переднюю ось. Почти как в современных кроссоверах , только без электроники. Впереди — стойки McPherson, сзади — классический неразрезной мост. Но даже под его нижней точкой дорожный просвет как у вполне себе нормального внедорожника. При этом еще и свесы весьма небольшие, так что с геометрической проходимостью у машины порядок. Стоящий неподалеку Audi SQ5 на этом фоне выглядит суперкаром. I/I вот тут самое время перейти от теоретического знакомства к практическому.

Полный фарш

Машина у нас, напомню, 1979 года рождения . Когда она сошла с конвейера, автору этих строк было около года. Первое ощущение — дежавю. Запах, как в дедушкиной 24-й «Волге», а его запоминают на всю жизнь. Сиденья такие же, словно из югославского комплекта мягкой мебели. Произносить слова «боковая поддержка» тут даже как-то кощунственно. Похож на «волговский» и левый подрулевой переключатель, тот же шершавый от времени пластик, вот только управляет он… круиз-контролем. Да, на американских машинах эта система появилась аж в 50-х годах прошлого века. А на советских так и не появилась вовсе. На водительской двери что-то вроде небольшого хромированного джойстика — настройка левого зеркала бокового обзора. Второй такой же справа от руля, но уже для правого зеркала. Если оно сбилось, не надо никуда тянуться — почти так же удобно, как электрорегулировки.

Еще тут есть кондиционер, стеклоподъемники всех четырех дверей и радиоприемник. Что касается последнего, с ним у нынешнего владельца вышла целая история. «Предыдущий хозяин отдал мне его разобранным, в целлофановом пакете, — рассказывает Игорь, — а там ведь нет микросхем, только платы, транзисторы. Как выяснилось, умение с ними работать — это практически утерянное искусство. С трудом нашел одного дедушку на Митинском рынке, который смог починить этот приемник». Однако приемник тут больше для аутентичности, в бардачке установлена полноценная музыкальная система, да и динамики теперь стоят вполне современные. Но пора трогаться.

Двигатель первого кроссовера

Сначала надо несколько раз нажать педаль газа, чтобы механический бензонасос накачал топливо в карбюратор. Потом поворачиваем ключ и слышим скрежет, затем могучее тарахтение и, наконец, мотор оживает, издавая низкий, тракторный рокот.

По заокеанским меркам мотор тут стоит не слишком большой, всего-то 4,2 литра. В данном случае он развивает около 120 л.с., но показатели могут быть иными в зависимости от года выпуска и версии машины. Перевожу селектор трехступенчатого автомата в режим Drive, и автомобиль трогается. Нет-нет, взлететь «Орел» не пытается, даже если утопить педаль в пол. Максимальные обороты мотора не то чтобы совсем дизельные, но больше четырех тысяч крутить его не позволяет здравый смысл и чувство автомобиля. Посадка не слишком высокая, но все равно невольно возникает чувство, что едешь на полнощенном внедорожнике. Та же плавная раскачка, та же неторопливо, зато и неудержимо нарастающая тяга, тот же всепоглощающий дорожный просвет. Естественно, ездить по серьезному бездорожью на коллекционном автомобиле, которых на всю Россию от силы штук пять, в наши планы не входило. Но и легкая пересеченка успела показать, что большую часть времени «Орел» остается заднеприводным : передние колеса подключились всего единожды. Недаром Игорь рассказывал, что перед тем, как сработает вискомуфта, задняя ось уже может зарыться.

Наш тест-драйв был недолгим, и вскоре мы уже наблюдали, как, возможно, первый в автомобильной истории кроссовер, тяжело переваливаясь через кочки, выехал на асфальт и степенно отбыл в сторону просторного теплого гаража. Все-таки на примере этой модели убеждаешься, что не просто так придумали известную присказку насчет того, что не стоит бежать впереди паровоза.

19 марта 2017 автолюбителей потрясло печальное известие: на 76-м году жизни скончался Петр Михайлович Прусов, один из ведущих специалистов АвтоВАЗа и создатель легендарного ВАЗ-2121 "Нива". Мы решили почтить память знаменитого инженера, вспомнив любопытные особенности его главного детища.

Внедорожник, который сейчас носит имя Lada 4x4, пользуется большой популярностью в России, а пятого апреля отметит 40-летний юбилей. Печально, что Петр Прусов не дожил до этой памятной даты буквально несколько дней. Однако его дело живет, и будет жить! Знаете ли вы, что "Нива" – это безо всякого преувеличения легендарный автомобиль.

Не верите? Тогда достаточно лишь узнать об истории создания этой модели. В 1970 году председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин поручил руководству АвтоВАЗа представить свой вариант нового полноприводного автомобиля, ориентированного на жителей села. Он пояснял, что сотрудничество с FIAT заканчивается, поэтому новая модель должна быть разработана собственными силами. В итоге уже в 1971 году началась разработка документации, а в апреле 1972 года был изготовлен первый опытный образец - Э2121. Ух и неказистым же он был! Зато очень перспективным технически. Испытания подтвердили эффективность предложенных решений. Тогда же ведущим конструктором проекта и был назначен Петр Михайлович Прусов.

Уже через год, в 1973 году было объявлено о подготовке машины к серийному производству. Тогда же появился и первый опытный образец, напоминавший нынешнюю "Ниву" внешне. В 1974 году были выпущены первые 15 предсерийных образцов, к XXV съезду КПСС в марте 1976 года изготовлена вторая партия – еще 50 машин. А первый серийный образец ВАЗ-2121 сошел с конвейера 5 апреля 1977 года. В дальнейшем "Нива" завоевала популярность не только в СССР, но и стала одной из самых известных моделей АвтоВАЗа в мире. Неудивительно, что автомобиль приобрел преданных поклонников и стал по-настоящему культовым. Предлагаем вам окунуться в мир "Нивы" и вспомнить несколько самых интересных фактов об этой модели.

"Нива" могла бы быть совсем другой

Дизайн "Нивы" безо всяких преувеличений можно назвать очень удачным. В конце концов, сделать так, чтобы подобный автомобиль хорошо смотрелся и в городе, и на бездорожье, удается далеко не каждому. Но знаете ли вы, что внешний вид ВАЗ-2121 во многом получился таким благодаря случайности?

В сентябре 1971 года молодой художник Валерий Семушкин получил поручение создать внешность будущего "сельского джипа". Разрабатывать дизайн нужно было на основе уже изготовленного к тому времен первого прототипа Э2121, также прозванного "Крокодилом". Семушкин продумал вариант, как облагородить автомобиль, хотя он ему откровенно не нравился. Поэтому на свой страх и риск дизайнер решил разработать альтернативный проект внешности будущей "Нивы", который включал в себя и цельнометаллический кузов, и другую компоновку агрегатов. К весне 1972 года он был готов, а в мае этого же года случайно попался на глаза главному конструктору АвтоВАЗа Владимиру Сергеевичу Соловьеву. Проект ему понравился, поскольку отвечал представлениям главного конструктора о такой машине. В итоге в августе 1972 года назначили технический совет для обсуждения будущего автомобиля, в том числе – его внешности. Победила точка зрения Семушкина, которого активно поддерживал Соловьев. Так "Нива" обрела свои узнаваемые формы, вместо того, чтобы остаться "Крокодилом".

"Нива" – первый в мире кроссовер

Преданные поклонники "Нивы" могут обидеться на термин "кроссовер". Поясним, что имеется в виду. Дело в том, что конструкция ВАЗ-2121 для своего времени была действительно уникальной. Например, здесь присутствовала система полного привода с блокировкой межосевого дифференциала, пружинные передняя и задняя подвеска, внушительный дорожный просвет и… несущий кузов. Такое сочетание на "Ниве" было применено впервые. При этом автомобиль имел очень много общего с обычными легковушками, а именно - с ВАЗ-2106. И речь не только об отдельных элементах в отделке салона, но и, например, о 1,6-литровом 80-сильном двигателе, созданном на основе мотора от "Шестерки". Не говоря уже об абсолютно легковой внешности "Нивы". Так что фактически модель стала первым, или по крайней мере – одним из первых кроссоверов, опередив свое время на добрых 20 лет.

На всякий случай также добавим, что подобное звание ничуть не лишает "Ниву" её внедорожных свойств. Более того, по меркам современных кроссоверов "Нива" - это самый настоящий внедорожник, с проходимостью, которой позавидуют многие более современные модели.

"Нива" успешно продается за границей

Наш человек воспринимает вазовский внедорожник в первую очередь как настоящий советский автомобиль – со слегка угловатой внешностью, зато неприхотливый, живучий и с потрясающей проходимостью. Однако многие будут удивлены, узнав, что на зарубежных рынках оригинальная "Нива" была чуть ли не успешнее, чем в собственной стране. Дело в том, что внедорожник активно поставлялся на экспорт!

За несколько десятилетий из 1,8 млн произведенных "Нив" за границу было поставлено свыше 500 тыс. автомобилей. "Нивы" отправлялись не только в страны Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока, но и в Западную Европу, включая Германию, Францию, Швейцарию, Италию и Великобританию, для которой впоследствии была разработана версия с правым рулем. Мелкими партиями "Нива" поставлялась даже в Японию и Канаду, где до сих пор существуют клубы любителей этого автомобиля. А вот в самом СССР "Нива" популярностью долгое время не пользовалась из-за высокой цены и стоимости содержания.

Кстати, "Нива" до сих пор продается за границей. Например, в Германии это – самая покупаемая модель Lada, которая реализуется хотя и маленьким, но стабильным тиражом, и имеет свой пул поклонников. Поэтому если иностранцы вдруг заведут речь о "Ладе" и её невероятных свойствах, будьте уверены – скорее всего это про "Ниву", а вовсе не про "Копейку".

"Нива" выпускается 40 лет без серьезных изменений

Еще во время запуска "Нивы" в серийное производство создатели дорабатывали её конструкцию. Например, благодаря испытаниям автомобилей из опытных партий в 1975-1976 годах у модели поменялась форма передних поворотников, переднего бампера, задних фонарей, а также были проведены другие изменения.

В дальнейшем "Нива" неоднократно дорабатывалась. Первый крупный рестайлинг ВАЗ-2121 произошел в 1993 году, когда автомобиль начал оснащаться более мощным 1,7-литровым 83-сильным мотором и 5-ступенчатой МКП, во внешности модель получила новую заднюю дверь и фонари, а в экстерьере – абсолютно новую переднюю панель. Второе крупное обновление случилось в 2009 году, когда у "Нивы" еще чуть-чуть поменялась внешность, а также была существенно модернизирована подвеска, заменено сцепление и проведены другие улучшения. Также стоит отметить появление "городской" модификации Lada 4x4 Urban в 2015 году. И еще одну модернизацию подвески и переднего моста в 2016 году.

Дело вовсе не в хитром маркетинге или экспериментами с названиями. Хотя "Ниву" в разных странах как только не называли – и Taiga, и Sport, и Cossack. Просто в 2002 году права на бренд Niva были переданы совместному предприятию GM-АвтоВАЗ, который использовал это имя для запуска новой модели – Chevrolet Niva. А оригинальную "Ниву" с 2004 года стали называть Lada 4x4, и такая ситуация сохраняется до сих пор, несмотря на то что General Motors по сути ушел с российского рынка.

А что будет дальше? Скорее всего, с выходом нового поколения Lada 4x4 сохранит свое нынешнее имя, ведь вопрос с правами на название так и не решен. Зато президент АвтоВАЗа Николя Мор пообещал, что после смены генерации российский внедорожник примерит на себя новый "Х-образный" стиль автомобилей Lada, но сохранит свое главное качество – проходимость. "В мире есть только два таких автомобиля – это Lada 4X4 и Land Rover Defender. Это достоинство нужно сохранить в нынешнем виде», - заявил он.

Подписывайтесь на нас в

Пожалуй, этот животрепещущая тема очень интересна многим автолюбителям. Кто же он, первый автомобиль очень популярного ныне сегмента? Или же можно поставить вопрос иначе: какой автомобиль следует считать первым кроссовером в мире? Возможно, что ответ вы найдётся в одном из представленных вариантах.

ГАЗ-М-72

Фото: ГАЗ

Если исходит из общепринятого определения этого типа автомобилей, то «первенцем» очень популярного ныне сегмента можно считать … отечественную модель Победа М-72. Мало того, за более чем полвека до появления на мировом рынке спортивного кросс-купе BMW X4/X6 именно отечественный Горьковский автомобильный завод выпускалась кроссоверы, да и машины с таким типом кузова.

Напомним, серийный выпуск ГАЗ-М-72 осуществлялся советским автогигантом в период с 1955 по 1958 годы. За это время компания произвела практически пять тысяч экземпляров модели. «Рецепт приготовления» прост – автомобиль получил усиленный кузов модели М-20 и ходовую часть/трансмиссию культового внедорожника ГАЗ-69. Причём в моторном отсеке кроссовера располагался обычный 2,1-литровый движок, способный производить 55 сил.

Willys-Overland Jeepster

Willys-Overland Jeepster

Фото: Willys

Этот автомобиль, выпуск которого осуществлялся с 1948 по 1950 год на производственных мощностях в штате Огайо, можно отнести к той категории кроссоверов, которым не обязательно иметь полный привод. Зато, у автомобиля имеется достаточно брутальный внешний вид, который, к слову, в дальнейшем унаследовал внедорожник Wrangler. Добавим сюда достаточно высокий клиренс, получаем кроссовер.

Приобрести автомобиль Willys-Overland Jeepster можно было с 4- и 6-цилиндровыми силовыми агрегатами, объём которых варьировался от 2,2 до 2,6 литра. Стоит сказать, что уже в те далёкие годы этот автомобиль нередко называли кроссовером. Отметим, что чрезвычайно популярным Willys-Overland Jeepster так и не стал, хотя пользовался потребительским спросом, особенно на западном побережье США.

Matra-Simca Rancho

Matra-Simca Rancho

Фото: Matra

Этот кроссовер, выпуск которого начался в 1977 году, также имеет незаурядную внешность «проходимца», но, по факту, использует исключительно классический привод на заднюю ось и скромный силовой агрегат с четырьмя цилиндрами. В настоящее время таких кроссоверов мировой рынок просто заполонён, но не забывайте, о каком времени идёт речь.

В рекламных кампаниях Matra-Simca Rancho позиционировался, как «автомобиль для активного отдыха», чему способствовал антураж. Кузов этого автомобиля выполнен из стеклопластика. Мало того, модель можно считать «прародителем» нынешних семиместных кроссов, поскольку в качестве опции был доступен третий ряд кресел, который устанавливался в салоне против движения машины.

LADA 4×4

ВАЗ-2121 "Нива" (LADA 4×4)

Фото: АвтоВАЗ

Начиная разговор об этом автомобиле, сразу проведём аналогии – легендарную «Ниву» начала выпускать в одно время с моделью Matra-Simca Rancho. По мнению многих экспертов, отечественный автомобиль «может смело считаться первым кроссовером». Почему? Несущий кузов, система полного привода, сдержанный дизайн экстерьера! Хотя, автомобиль имел раздаточную коробку, что, по определению, никак не вписывается в форматы кроссоверов.

Прошло «очень много» лет, а «АвтоВАЗ» по-прежнему занимается выпуском этого … автомобиля. Причём не секрет, что LADA 4×4, она же «Нива», успешно реализуется не только в странах бывшего СССР. Справедливости ради, попытайтесь в настоящий момент найти на рынке Европы такую модель с такими талантами на бездорожье, чтобы его стоимость составляла до двадцати тысяч евро?! В настоящее время купить LADA 4×4 в России можно по минимальной цене от 475 тысяч 900 рублей.

Jeep Wagoneer

Фото: Jeep

Внося в список претендентов модель Jeep Wagoneer, мы, честно говоря, очень сомневались в своей правоте. Всё дело в том, что именно эта модель американского бренда была официально признана автомобилем сегмента SUV (Sport Utility Vehicle). Хотя, есть и другой сегмент CUV (Crossover Utility Vehicle). Однако на фоне своих «собратьев» по марке этот автомобиль выглядел, мягко говоря, не столь убедительно вне дорог общего пользования, что даёт повод назвать его первым кроссовером.

Начало производства Jeep Wagoneer стартовало в 1963 году. Причём стоит отметить, что эта модель простояла на конвейере до 1991 года практически без значительных изменений (сродни нашей «Нивы»). Однако в отличие от отечественного авто, Jeep Wagoneer считается родоначальником роскошных транспортных средств повышенной проходимости, таких, как например, британский Range Rover.

AMC Eagle

Фото: AMC

В отзывах об этом кроссовере можно неоднократно заметить, что его комфорт сохранялся как на асфальте, так и на бездорожье. Машина комплектовалась полным приводом. Конструкция – несущий кузов. Тут непременно стоит напомнить, что американский автомобиль выпускался с 1979 по 1987 год в кузове купе, седан, хэтчбек, универсал и кабриолет. Можно сказать, что машина «передаёт привет» современным моделям Range Rover Evoque Convertible и Nissan Murano CrossCabriolet.

Обширное «проходимое» семейство AMC Eagle можно было купить как с бензиновыми моторами, так и дизельной силовой установкой, которая развивала 150 сил. Эта модель должна была помочь марке AMC «продержаться на плаву», но в конечном итоге компания обанкротилась.

Toyota RAV4

Фото: Toyota

Японский кросс, позволим себе так назвать Toyota RAV4, можно смело назвать первым в мире кроссовером современности. Хотя, тут же ловишь себя на мысли, что автомобиль выпускается свыше двадцати лет. Тем не менее, это один из самых молодых представителей сегмента, который ныне пользуется огромным потребительским спросом во всем мире.

Напомним, название модели расшифровывается, как автомобиль для активного отдыха (RAV – Recreation Active Vehicle). При этом цифровое обозначение – это количество ведущих колёс. За всё время производства японская компания выпустила три поколения Toyota RAV4 . Стоит ли говорить о популярности «японца», который по праву считается одним из самых продаваемых и узнаваемых кроссовером на планете.

Цена актуальной версии Toyota RAV4 в России начинается с отметки 1 миллион 415 тысяч рублей. В моторном отсеке самого доступного автомобиля располагается рядная 2,0-литровая «четвёрка», сопряженная с 6-ступенчатой «механикой» и передним приводом.

Первый в мире полноприводной компактный кроссовер

Первая «Нива», сошла с конвейера 5 апреля 1977 года. Создателями этого автомобиля по праву считаются Прусов Пётр Михайлович (руководитель проекта) и Сёмушкин Валерий Павлович (дизайнер проекта). В «Ниве», пожалуй, воплотился весь профессиональный и житейский опыт этих людей.

Интересно, что ещё до принятия решения о создании на ВАЗе внедорожника, комфортабельного автомобиля для сельской местности, у Сёмушкина уже был макет такого автомобиля в масштабе 1: 5, который и лёг в основу будущей «Нивы».

Основная новизна, этого компактного внедорожника заключалась в использовании несущего кузова. К тому же, была впервые применена задняя пружинная подвеска в сочетании с независимой передней.

Этот автомобиль стал первым в мире полноприводным компактным кроссовером и, как показало время, легендарным автомобилем! Его производство никогда не прекращалось и в следующем году будет отмечаться сорокалетний юбилей с момента схода с конвейера первого комфортабельного внедорожника.

Приведём некоторые яркие вехи в истории этого автомобиля.

В 1979 году «Нива» вошла в тройку лучших автомобилей мира по оценке журналистов, даже при том, что в жюри не было представителя нашей страны.

Внедорожник поставлялся на экспорт в 100 стран мира. «Нива» - единственный отечественный автомобиль, который поставлялся в Японию и там до сих пор есть «Клубы любителей «Нивы» как впрочем и в Германии и в других странах.

До 1986 г. «Нива» была первой по продажам на всех рынках, а в 1995 году входила в тройку самых продаваемых автомобилей во Франции.

- «Нива» побывала на всех континентах, включая Арктику и Антарктику: более 15 лет (с 1990г. по 2005 г.) работала на полярной антарктической станции имени Беллинсгаузена.

В 1998 г. на Северный полюс на парашюте приземлилась Нива ВАЗ-2131. Это была очень сложная задача - сбросить на лед большую машину с удлиненным кузовом. Но машина все же приземлилась, завелась, объехала вокруг земной оси и обратно улетела на самолете. В этом же году «Нива» своим ходом забралась на Эверест на высоту 5200 м.

В 1999 г. «Нива ("МАРШ") ещё раз сумела покорить Северный полюс. В этом же году «Нива» с группой альпинистов преодолела восхождение на Тибет на высоту 5726 метров. Это было беспрецедентно, потому что на такую высоту на колесной технике не поднимался никто в мире.

Можно вспомнить и десятки побед на международных ралли, в том числе «Париж-Дакар», где несколько раз завоёвывала бронзу и серебро.

Интересно, что за полгода до начала выпуска Vitara японцы приехали в Тольятти и подарили Прусову П. М. красочно оформленный проспект этого автомобиля с надписью: «Соавтору Suzuki Vitara от фирмы Suzuki». Поскольку прототипом Suzuki Vitara послужила «Нива».

И вот, когда мы познакомились с историей LADA 4х4 («Нивы») как можно относится к этому автомобилю? Только с большим уважением, например, как немцы относятся Фольксвагеновскому «Жуку»!

Как всякая легендарная машина, находящаяся в производстве столь долгое время, непременно приходит в противоречие с современностью. С одной стороны её нельзя сильно менять, потому что её любят такой какая она есть, а с другой стороны другие автомобили уже используют в полной мере инновации современного мира.

Поэтому мы постараемся не судить строго LADA 4х4 за то, в чём она сильно отстала от современности, а попробуем найти те качества, которые и сегодня является сильными её сторонами. А в том, что у автомобиля по-прежнему они есть, свидетельствует присвоение LADA 4x4 в номинации «Компактный внедорожник» премии «Внедорожник года 2016» по версии профессионального жюри. А сам автомобиль был выставлен на Московском автосалоне ММАС-2016 на «Подиуме Победителей».

На тест из пресс-парка АВТОВАЗа на этот раз мы получили LADA 4х4 Urban 5-дверную.

Снаружи и внутри

LADA 4х4 Urban стал более приспособленным к ежедневной эксплуатации в современных городских условиях и его внешний образ стал немного современнее.

Литые 16-дюймовые диски колес. Появились ходовые огни, хорошо различимые днём. Боковины теперь защищены широкими пластиковыми накладками, а бамперы облицевали пластиком. Наружные зеркала стали заметно больше и снабжены электрообогревом и электрорегулировкой. Теперь есть электростеклоподъёмники и подогрев передних сидений, а ещё и гидроусилитель руля. А венцом летнего комфорта стал кондиционер. Написал, а сам думаю, а как же раньше без всего этого машина отвечала своему званию комфортабельного автомобиля для сельских жителей?

Сиденья тоже стали новыми для этого автомобиля - их «позаимствовали» от LADA Samara.

В салоне просторно по всем направлениям, а на заднем диване трое взрослых усядутся с комфортом.

Оснащение

Lada Urban 5 дв. предлагается в единственном исполнении «Люкс» и оснащается 83-сильной 8-клапанной атмосферной «четвёркой» объёмом 1.7 литра в паре с пятиступенчатой МКП. Такой же, как у всех модификаций Lada 4x4.

Как и у всех модификаций у Urban есть возможность блокирования межосевого дифференциала и включения высшей и низшей передачи.

Теперь у Lada 4x4 Urban имеется сразу 3 электронные системы активной безопасности: ABS, распределение тормозных усилий и помощь при экстренных торможениях. В пакет Urban входит дополнительная виброизоляция салона.

Единственное, чего не хватает, на мой взгляд, для минимальных требований к современному автомобилю - это пары передних фронтальных подушек безопасности.

При оценке LADA 4х4 и её модификаций надо не забывать, что автомобиль изначально создавался как комфортабельный автомобиль для сельских жителей. Его эксплуатация предполагалась в основном на сельских грунтовках или покрытых щебёнкой дорог. Поэтому у машины и постоянный полный привод, что для города не всегда является необходимым.

Подвеска машины довольно мягкая и поглощает практически все виды неровностей. У Urban такой же высокий дорожный просвет и короткие свесы - при парковке к бордюру любой высоты можно подъезжать до упора, не задумываясь. В условиях городского движения нет никаких проблем поддерживать ритм городского потока. Хотя, конечно можно отметить некую неуклюжесть (по сравнению с современными легковыми автомобилями) в маневрировании при парковке в ограниченном пространстве, да рулевому управлению с гидроусилителем не хватает чёткости в нулевой зоне и усилия.

Мы попытались найти предел проходимости тестируемому автомобилю и загнали его в места, куда не поехали бы ни на одном другом автомобиле. (см. фото). Автомобилю всё было «не почём».

Мы так и не смогли найти в условиях сельского бездорожья на пересечённой местности ситуации, когда бы нам пришлось пользоваться специальными внедорожными качествами автомобиля - блокированием дифференциала и включением понижающей передачи.

Стало понятно, что такое бездорожье можно создать только искусственно. На самом деле, такие ситуации мы видели только на специальных соревнованиях внедорожников (см. фото).

Для кого этот автомобиль

Уникальное сочетание компактности, просторного салона, проходимости и доступной цены обеспечивает внедорожнику высокую популярность в России и за рубежом. Автомобиль востребован в Западной Европе, северной Африке и в Азии. В структуре экспорта АВТОВАЗа LADA 4х4 занимает от 50% до 80%, правда это относится к трёхдверной версии.

По итогам первого полугодия 2016 г. LADA 4х4 входит в десятку в общероссийском рейтинге продаж новых легковых автомобилей. На вторичном же рынке LADA 4х4 является одним из самых ликвидных автомобилей, и абсолютным лидером среди внедорожников, сохраняя через три года после покупки более 85% стоимости.

Пятидверная машина, наверное, отличный выбор живущей далеко за городом большой, но небогатой и непритязательной семьи. И наоборот, отличный вариант для тех жителей города (в качестве второго автомобиля), которые любят выезжать на «дикую» природу. Например, забираться в верховья рек для сплава по реке, для поездки на охоту, на рыбалку, за грибами и т. д.

Сейчас Lada 4x4 Urban можно купить у официальных дилеров за 522 100 руб. (с учётом действующих акций). Кстати, за эти деньги с полным приводом, кондиционером и другими опциями ничего кроме этого замечательного автомобиля сейчас не купить.

Технические характеристики

Двигатель

1,7 л. 8-кл., распр. впрыск

Макс. мощность, л.с. /об/мин

Макс. момент, Нм/об/мин

Трансмиссия

Механическая, пятиступенчатая

Тип привода

Постоянный полный

Максимальная скорость, км/ч

Расход топлива (смеш. ц.), л/100 км

Объём топливного бака, л

Размер шин

Дорожный просвет, мм

Габариты (ДхШхВ), мм

4 140 х 1 680 х 1 640

Объём багажника, л

Эксперт Семь Верст И. Бадаев