Противопоказания к управлению транспортным средством. Машины для людей с ограниченными возможностями: своими руками

Ручное управление на автомобиль для инвалидов – весьма необычное изобретение. Многим сложно представить, каким образом можно организовать полнофункциональную, безопасную и удобную систему, которая бы заменила сразу три педали для механической коробки передач. Однако специалисты компании HURT смогли разработать инновационное ручное управление, с помощью которого водить авто без проблем сможет каждый! ручное управление для инвалидов фото Да, транспортное средство, оборудованное механической…

Стоимость: от 90 200 руб.

MERO 2A – это ручное управление для инвалидов, которое может устанавливаться на транспортное средство как с механической коробкой передач, так и с автоматической. В первом случае автомобиль необходимо будет дооборудовать электронным адаптером, который имитирует работу узла сцепления в автоматическом режиме. Для автоматической коробки передач установки дополнительного оборудования помимо основной системы не требуется. Авто для инвалида в комплектации MERO 2A предусматривает…

Стоимость: от 60 900 руб.

Адаптированное ручное управление для инвалидов может быть выполнено в разных вариантах. Конечно, модели MERO 1 (МЕРО 1) и MERO 2А (МЕРО 2А) обладают высокой эргономикой, и авто для инвалидов, оборудованные такими системами, весьма просты в управлении. На наш взгляд, ручное оборудование для инвалидов должно отвечать задачам простоты, надежности и качества. Но случаются ситуации, когда по ряду причин нужно иное конструктивное…

Стоимость: от 49 500 руб.

Механическое управление сцеплением Меро 1-с рекомендуется в основном тем водителям, у которых не функционирует левая нога, при этом автомобиль имеет механическую коробку переключения передач. Рычаг управления, как правило, располагается под рулем с правой стороны. При его полном смещении к приборной панели сцепление легко будет отключено. В нижнем положении сцепление можно зафиксировать. Рычаг можно также зафиксировать в положении сцепления, а именно, когда сцепление не совсем отпущено и одновременно автомобиль начинает движение –…

Стоимость: от 66 000 руб.

Незаменимое приспособление для инвалидов-колясочников, которое заполняет пространство между коляской и сидением автомобиля. Во время пересадки площадка недвижима, что делает ее значительно удобнее мобильный аналогов. Пересадочная площадка может быть установлена как со стороны водителя, так и со стороны пассажира. Площадка крепится к центральной стойке кузова, что обеспечивает ее надежность, а в сложенном виде находится между сидением и центральной стойкой, не занимая практически места и не мешая. Площадка может быть изготовлена по запросу клиента в стандартном размере или в…

Стоимость: от 34 500 руб.

Иногда в авто для инвалида достаточно внести всего несколько конструктивных изменений для того, чтобы таким транспортным средством можно было управлять безо всяких проблем. Для лиц с ограниченной функцией правой ноги адаптация автомобиля с автоматической коробкой передач не требует существенных доработок. В частности, единственный аспект, который следует поменять в авто для того, чтобы им было удобно управлять – расположение педали газа.…

Стоимость: от 29 800 руб.

Ручное управление на авто оставляет все педали транспортного средства в полнофункциональном состоянии. Самым же главным требованием, предъявляемым к авто для инвалида, остается безопасность, а не только степень комфорта. Именно по этой причине наличие обычных педалей в транспортном средстве может оказаться далеко не всегда допустимым: любое случайное нажатие может привести к непредсказуемым последствиям. Инженеры HURT используют специальные кожухи на педали для…

Стоимость: от 19 500 руб.

Часто авто для инвалидов должно быть оборудовано и механизмами, делающими посадку внутрь более легкой, тут уже лучше обратиться за помощью к профессионалам. Одной из таких модификаций и является поворотное сидение, которое можно установить и с пассажирской, и с водительской стороны. Важно понимать, что в части моделей авто (например, в Ford Fusion, Ford Fiesta или же в Peugeot 308) установка не…

Стоимость: от 184 500 руб.

Данный механизм в первую очередь предназначен для автомобилей, где значительна разница высот между коляской и сидением автомобиля. Сидение после поворота выезжает из автомобиля и опускается до уровня коляски. Стоимость: от 346 000 руб.

Стоимость: от 346 000 руб.

Часто человеку самостоятельно трудно сесть в автомобиль, а сопровождающие лица не имеют возможности и сил помочь пересадке человека. В этом случае перемещение может стать проблемой, но не с краном для перемещения. К поворотному крану с электромеханизмом прикрепляется специальное сидение. С помощью данного механизма любая посадка и высадка из автомобиля будут производиться с легкостью. Стоимость: от 125 900 руб.

Стоимость: от 125 900 руб.

С помощью крана можно легко погрузить электрическую коляску в багажник автомобиля. Погрузка коляски происходит просто и не требует усилий. Крюк цепляется к заранее подготовленной распорке на коляски и поднимает ее на необходимую высоту. Кран рассчитан на вес до 130 кг, так что подходит практически для любой коляски Стоимость: от 71 200 руб.

Стоимость: от 71 200 руб.

Транспортная коляска – идеальный вариант для перемещения людей с наиболее серьезными физическими ограничениями в автомобиль. Пользователю нет нужды пересаживаться в автомобиль, он перемещается вместе с креслом. По желанию заказчика транспортная коляска может быть дополнительно оснащена четырехточечными ремнями безопасности и абдукционным клином. Стоимость: По запросу

Стоимость: По запросу

Устройство подходит для людей, которым трудно вставать с сидения самостоятельно. Устройство управляется электромотором, позволяющим легко вставать с сидения людям практически с людям весом. Устройство можно сложить, если в автомобиль садится человек, не нуждающийся в его помощи. Стоимость: от 82 500 руб.

Стоимость: от 82 500 руб.

Обеспечение безопасного вождения – вот один из главных критериев, по которому должно комплектоваться авто для инвалида. Ручное управление дает возможность управлять транспортным средством с предельным комфортом, однако ряд ограничений могут поставить вождение под вопрос. В частности, если функция правой руки водителя сильно ограничена, то использование ручного тормоза может оказаться затруднительным. Специалисты компании HURT спроектировали насадку для того, чтобы решить эту…

Стоимость: от 8 500 руб.

Насадки могут быть полезны любому водителю с ручным управлением или без, поскольку позволяют полностью управлять рулевым колесом одной рукой. Насадки на руль особенно необходимы тем людям, для которых проблематично плавно поворачивать руль, чаще всего это люди с ограниченными функциями всех четырех конечностей и проблемами с моторикой или травмой шейного отдела. Насадка устанавливается на руле в специальной защелке, её можно отключать…

Стоимость: от 8 700 руб.

Стоимость: от 15 300 руб.

Насадки могут быть полезны любому водителю с ручным управлением или без, поскольку позволяют полностью управлять рулевым колесом одной рукой. Насадки на руль особенно необходимы тем людям, для которых проблематично плавно поворачивать руль, чаще всего это люди с ограниченными функциями всех четырех конечностей и проблемами с моторикой или травмой шейного отдела. Можно выбрать из нескольких типов насадок: шарик, вилка, трезубец. Производимые…

Отечественный пример - автомобиль LADA GRANTA, массовые продажи которой стартовали в этом году. Сменившая классику новинка оказалась востребована не только на территории РФ, но и за рубежом. Более того, бюджетный вариант автомобиля максимально соответствующего формуле цена-качество, особенно оценили люди с ограниченными возможностями движения. Во-первых, потому что это недорогой автомобиль. Во-вторых, его можно переоборудовать с учетом потребности автовладельца, имеющего определенную группу инвалидности.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Как правило, переоборудование проводится в соответствии с правилами. Но важно, чтобы эти правила не нарушали уровень комфорта водителя: было удобно сидеть, управлять, не прилагая дополнительных усилий. Немаловажный фактор - стоимость машины, возможность переоборудования, доставка в города (сервисных центров, оказывающих подобную услугу - единицы), тем более специализированных, имеющих сертификат на установку ручного управления на автомобили различных марок.

Насколько эта проблема актуальна для российского общества, комментирует Сергей Дьячков, социолог, общественный деятель, публицист, редактор всероссийской газеты для инвалидов «Вместе».

В начале 80-х у меня, наверное одного из первых в стране, появился автомобиль с ручным управлением. Я в то время работал социологом на ВАЗе. Формированием заявок, распределением, обеспечением - централизовано занимались социальные органы. Эту тему разрабатывал «Серпуховский механический завод» (в народе эту аббревиатуру расшифровали по-своему - «смерть министру здравоохранения»): выпускали «инвалидки», затем «ОКУ». Вначале автомобили выделялись бесплатно, а в 90-е нуждающиеся приобретали за собственные средства. Переоборудованием автомобилей занимались и на заводе: о масштабах не стоит говорить, отдельные партии…

Я ездил практически на всех моделях специализированных автомобилей отечественных и на Фольксваген Гольф. Немецкая машина, конечно, вне конкуренции, продумано все до мелочей, сделано идеально.

Сегодня на западе это не проблема - там используют электронные виды ручного управления, да и отношение к людям с ограниченными возможностями совсем иное: программы, средства, уровень жизни...

В России решать этот вопрос в большинстве случаев приходится самостоятельно: вначале купить автомобиль на свои деньги (если они есть), затем переоборудовать его опять же за свой счет. Хорошо, если в родном городе есть такой центр, к тому же имеющий всю разрешительную документацию, поскольку, так или иначе это вмешательство в конструкцию автомобиля. Следовательно, потом могут возникнуть проблемы с техосмотром, эксплуатацией, гарантией и прочее. Если нет - то заказывать в соседнем регионе. К тому же, для каждого недуга (в контексте темы) необходима адаптированная конструкция. Для инвалида-колясочника - одна, для этой категории граждан сложно не только управлять автомобилем, но даже сесть в салон, необходимы определенные усилия. Для тех, у кого отсутствует конечность - рука, нога - другая. В общем, «удовольствие» не из дешевых, учитывая общественный статус клиента.

Требований к такой машине достаточно много - технических, функциональных, юридических.

В масштабах страны эта проблема, конечно, не столь глобальна, но, безусловно, для каждого отдельного инвалида в отдельности - актуальна. Быть мобильным - это требование времени и определенные новые возможности для скованных недугом людей.

Геннадий Вагин, генеральный директор ООО «Сервис Моторс» - компании по установке ручного управления.

Переоборудование автомобилей на ручное управление имеет давнюю историю.

Вначале его устанавливали на автомобиль «Ока», потом появилась необходимость в переоборудовании автомобилей других брендов. Такое производство существовало на АВТОВАЗе, затем было выведено на внешнюю площадку. Компания «Сервис Моторс» начинала с небольших заказов, сегодня это системный подход: заказы по федеральной программе, динамичное развитие и наращивание объемов, потому что направление очень важное и востребованное. Спрос огромный, я имею ввиду среди целевой аудитории. И мы готовы увеличить производство в разы, однако вопрос установки оборудования не первичный. Мы ведь устанавливаем его на готовый автомобиль, купить который, а иногда и оплатить установку, человеку, получающему пенсию по инвалидности, просто не под силу. Между тем обращений гораздо больше. Мы готовы выстраивать отношения в городскими и губернскими властными структурами, вести диалог с федеральными чиновниками, потенциал у нас огромный, технические наработки тоже есть Мы плотно сотрудничаем с Инспекционной комиссия Органа по сертификации «САТР-Фонд» и Испытательного центра НИЦИАМТ ФГУП НАМИ.

В конце прошлого года, к уже имеющимся сертификатам на установку оборудования на автомобили марки LADА типов 2105, 2107, LADA KALINA (категории Ml) в России, компания получила «одобрение типа транспортного средства» на автомобили с ручным управлением «Лада Гранта», в соответствии с требованиями технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.

Специалисты, проводившие проверку установили, что условия производства позволяют предприятию обеспечить стабильный уровень характеристик и показателей специализированных транспортных средств, для людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата различной степени.

ОТ «ОКИ» ДО «МЕРСЕДЕСА»

На протяжении многих лет «Сервис Моторс» эффективно работает с органами Федеральной службы Социальной защиты населения в 33 регионах России. География поставок - от Калининграда до Камчатки. В минувшем году в рамках федеральной программы по линии ФСС совместно с дилерами ОАО «АВТОВАЗ» было дооборудовано 800 автомобилей LADA. В ближайших планах - увеличение производства до 2000 машин. Между тем профессионализм специалистов и технологические возможности производства позволяют устанавливать ручное управление индивидуально под каждого заказчика на любой автомобиль отечественного и зарубежного производства - от «Оки» до «Мерседеса».

Сжатые сроки и качественное исполнение, удобство эксплуатации и доступная цена - главные составляющие фирменного стиля компании. Компания «Сервис Моторс» успешно прошла сертификационный аудит системы менеджмента качества на соответствие международному стандарту ISO 9001:2008. Группа аудиторов заключила, что организация установила и поддерживает систему ручного управления в соответствии с требованиями стандарта и продемонстрировала ее способность систематически достигать согласованные требования к продукции или услугам в рамках области применения системы ручного управления на автомобиль. Компания получила от АВТОВАЗа и переоборудовала тестовую модель LADA GRANTA.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Николай Невский, заведующий лабораторией эргономики и потребительских свойств Отделения безопасности автомобилей Испытательного центра НИЦИАМТ ФГУП НАМИ:

Еще на этапе тестовых испытаний потребители оценили его технические характеристики, интерьер, экстерьер, преимущества. Что касается автомобилей с ручным управлением, производство которых основано в Тольятти, то «СервисМоторс» - единственная компания на рынке, кто делает специализированые автомобили в промышленных масштабах. Более того, развивает это направление, патентует технологии и работает с органами Федеральной Службы соцзащиты в 33 регионах страны. Это «не гараж на коленках» - слепить и продать. Это действительно надежная компания, которая делает качественный автомобиль. Деятельность компании поддерживается не только АВТОВАЗом, но и на государственном уровне поддерживается президентом. И объемы выпуска говорят сами за себя. Потребность в такого рода автомобилях, не обязательно отечественного производства, огромная. Платежеспособный рынок составляет около 5 тысяч автомобилей в год, потребность гораздо выше - порядка 10 тысяч. Мы (группа экспертов) приехали не просто посмотреть новый автомобиль, а максимально помочь. Наша задача - протестировать машину с измененным рулевым управлением. Предусмотрены определенные типы испытаний: тормозной системы в целом и в экстремальных ситуациях, все эргономические характеристики и многое другое. Самый главный документ - свидетельство на одобрение типа - у «Сервис Моторс» есть, а условия производства позволяют предприятию обеспечить стабильный уровень характеристик и показателей специализированных транспортных средств. Но одно дело, технические условия, свод правил, другое - реальный человек и его потребности. «Сервис Моторс»???- гибкая структура, клиентоориентированная компания, поэтому запросы заказчика - приоритет.

Денис Загарин, руководитель научно-исследовательского центра по испытаниям и доводке автомототехники ФГУП НАМИ:

Безусловно, тестировать такой автомобиль могли бы эксперты из числа потенциальных клиентов компании, но нам важно учесть мнение большинства и оптимизировать конструкцию, адаптировать параметры, создав травмобезопасный интерьер и конструкцию (чтобы не было выступающих конструктивных элементов, зазоров, скрипов и других несоответствий...). Потенциальные клиенты, во всяком случае, большинство из них, ездили на переоборудованных самостоятельно машинах или привыкли к какой-то одной конструктивной особенности, адаптированной под собственные нужды, поэтому их оценка может быть субъективной. Эксперты анализируют максимум параметров. Оборудование устанавливается под рулевой колонкой, не изменяя заводской конструкции автомобиля. Конструктивные особенности системы позволяют управлять автомобилем и человеку с ограниченными возможностями движения, и водителю без подобных отклонений. Система-дублер ручного управления реализована двумя рычагами, педали работают параллельно с рычагами. Важная деталь: при экстренном торможении водитель одновременно может «сбросить газ», выключить сцепление и нажать на тормоз. Время на выполнение маневра с ручным управлением автомобилем не превышает времени при управлении традиционным способом.

Ручное управление на автомобиль — это не просто механизм привода педалей, а надежный и эффективный способ управлять автомобилем. Автомобиль регистрируется в ГАИ, владелец получает все необходимые документы. Постоянные поставщики имеют сертификаты качества. Для автомобилей разных марок и производителей устанавливается единый механизм ручного управления педалями. Отличие возможно только в длине и изгибе рукояток ручного управления. Для иномарок, как правило, незначительно дорабатывается панель приборов. Сборку механизмов компания ведет на своих площадках, а установку ручного управления осуществляет как на своей территории, так и на территории заказчика.

По заказу ОАО «АВТОВАЗ» компания «Сервис Моторс» изготовила специальную партию из 5 автомобилей с ручным управлением для вручения их Правительством РФ участникам Паралимпийских игр.

Елена Славина(с)

категорий М1 и N1, предназначенным для лиц с ограниченными физическими возможностями .

(пункт 15 Приложения № 3 к ТР ТС 018/2011)

15.1. Транспортные средства, предназначенные для лиц с ограниченными физическими возможностями, должны иметь адаптированные органы управления.
15.2. В отношении транспортных средств, предназначенных для лиц с ограниченными физическими возможностями, применяются все
требования настоящего технического регламента для соответствующей категории транспортного средства. Особенности применения требований к
эффективности тормозных систем установлены в пункте
15.3. При проверке эффективности рабочей и запасной тормозных систем усилие на ручном органе управления рабочей тормозной системы
должно быть не менее 65 Н и не более 275 Н, при этом рабочий ход органа управления должен быть в сторону от водителя.
При превышении величины усилия на ручном органе управления проводятся дополнительные испытания с начальной скоростью
торможения менее 80 км/ч, и определяется максимальная начальная скорость с заданной эффективностью торможения, при которой усилие на
ручном органе управления не превысит 275 Н. Эта скорость должна быть рекомендована изготовителем как максимальная разрешенная скорость
транспортного средства.
В руководство по эксплуатации транспортного средства вносится предупреждение о недопустимости превышения максимальной
разрешенной скорости в связи с возможным возрастанием усилия на органе управления рабочей тормозной системой, которое может быть не
реализовано водителем с ограниченными физическими возможностями.
15.4. Органы управления, адаптированные для лиц с ограниченными
физическими возможностями:
15.4.1. Должны обеспечивать удобство доступа в салон транспортного средства и на рабочее место водителя;
15.4.2. Должны иметь возможность регулировки для индивидуальной адаптации под конкретного водителя;
15.4.3. Должны соответствовать требованиям Правил ЕЭК ООН № 12-03 и 21-01 в отношении травмобезопасности;
15.4.4. Не должны мешать друг другу при одновременном манипулировании несколькими органами управления при совершении
управляющих воздействий;
15.4.5. Не должны препятствовать возможности управлять транспортным средством при помощи штатных органов управления (при
наличии);
15.4.6. Не должны ухудшать доступность и удобство пользования другими органами управления транспортным средством.
15.5. Рабочий ход органов управления должен обеспечивать неизменность рабочей позы водителя при выполнении управляющих
воздействий.
15.6. Привод органов управления должен обеспечивать надежную передачу и плавное изменение усилий без люфтов, заеданий и рывков и
траекторию движения органов управления без заметных деформаций элементов и звеньев приводов.
15.7. Усилие на ручном органе управления скоростью движения транспортного средства не должно превышать 35 Н.

Я стучусь в один из боксов в гаражном кооперативе, которых в Тольятти бесчисленное множество. О том, что я не ошибся адресом, свидетельствуют лишь аккуратные роллетные ворота, белеющие в тусклом свете ртутных ламп. Указателей нет ни на въезде в ГСК, ни на самóм боксе, но это клиентам и не требуется: мир инвалидов тесен - и клиенты находят сюда дорогу.

Рольставни прячутся под потолок, и навстречу мне на инвалидной коляске выезжает Сергей - владелец компании по установке органов ручного управления на обычные автомобили. Когда после аварии у Сергея отнялись ноги, он быстро понял, что существующие конструкции разработаны инженерами, мало знакомыми с реальными нуждами инвалидов. Сначала Сергей разработал механизм для себя, затем с его изобретением ознакомились друзья по несчастью, а сейчас к нему обращаются не только жители Самарской области, но и люди с ограниченными возможностями из соседних регионов.

Конструктив

Что же не так с конструкциями, которые выпускаются годами? Их разрабатывали в то время, когда инвалидам по программе социального страхования предлагали автомобили из числа самых доступных - Оку и классические Жигули, на смену которым пришла Гранта. Ирония судьбы в том, что все конструкции проектировались для машин с механической коробкой передач, а с 2015 года по техрегламенту переоборудовать разрешено только машины с автоматической трансмиссией. Фактически инспектор может остановить автомобиль с наклейкой «Инвалид» и, указав на несоответствие техрегламенту, снять номера и отправить на штрафстоянку.

А как же Ока с электромагнитным сцеплением, которую выпускали в Серпухове? Это были машины серийного производства с оригинальным VIN-кодом, изначально лишенные педалей (их функции выполняли рычаги ручного управления), - но узел показал себя ненадежным. Поэтому многие владельцы были вынуждены устанавливать педали и навешивать дублирующее оборудование.

Еще одна сложность в том, что разработчики решали компоновочные задачи, плохо представляя потребности людей с ограниченными возможностями. Придумали, сертифицировали - и пустили в серию: всё равно Фонд социального страхования распределит эти машины среди инвалидов, которым некуда деваться. Хотя, как считает Сергей, по-хорошему надо такие проекты выставлять на конкурс, чтобы инвалиды могли выбрать наиболее удобную конструкцию, - и именно ее нужно дорабатывать и доводить до конвейера.

Вы никогда не видели навесные комплекты? Они громоздкие, металлоемкие, требуют регулярного обслуживания. Только через десять лет после внедрения разработчики из «Унио Плюс» взялись за модернизацию своей конструкции. А каково инвалидам управляться с тремя рычагами! В иной ситуации приходится бросать руль, чтобы одной рукой выжать сцепление, а второй интенсивно тормозить…

Помимо челнинской фирмы «Унио Плюс» Сергей вспоминает компании Manual-Auto и «Мастер Химичев», базирующиеся, соответственно, в Ставропольском крае и под Челябинском. В выпускаемых ими навесных органах управления функции газа и тóрмоза совмещены в одной рукоятке, но вторая всё равно управляет сцеплением. И размещается эта сложная конструкция справа от руля - иначе будет затруднен доступ на водительское сиденье.

Зарубежные производители тоже предпочитают правостороннее расположение; их оборудование изначально рассчитано только на машины с автоматом и смонтировано не на рулевой колонке, а на полу, с тягами вдоль центрального туннеля. Делают неплохо, но и цена не бросовая - система с установкой тянет на 100 тысяч рублей.

Я с самого начала столкнулся с тем, что ездить на механике мне крайне сложно, - продолжает Сергей. - С иностранными комплектами для машин с автоматом тоже не всё гладко: ручку «газ - тормоз» монтируют у туннеля, поэтому есть риск зажать ее парализованной ногой и лишить подвижности. Конечно, можно, садясь за руль, стягивать конечности ремнем, но нам и без того хватает сложностей. И я разработал конструкцию, которая оказалась удобнее всех аналогов.

Итак, если классическое отечественное оборудование является навесным (крепится оно на рулевую колонку), а зарубежные разработки условно назовем напольными, то запатентованный Сергеем механизм предполагает скрытую установку под передней панелью. Есть в его портфолио и традиционная навесная конструкция - но в обоих случаях рычаг управления газом и тормозом размещен слева от руля. Более простую схему демонстрирует Opel Astra хозяина фирмы, а скрытым комплектом оснащен Mercedes-Benz E 220d инвалида-колясочника Алексея, который накатал на нем уже 70 тысяч километров.

Вниз - ускоряешься, вверх - замедляешься. Всё просто, - комментирует Алексей. - Я могу, сидя в неподвижном автомобиле, нажать левой рукой тормоз, чтобы правой передвинуть селектор автомата в «драйв», и спокойно тронуться. А в движении левой рукой управляю со штатного подрулевого рычажка световыми сигналами и - это же Mercedes! - стеклоочистителями.

При этом конструкция очень простая, компактная и прячется под панель так, что снаружи остается только рычаг управления. С педалью тормоза он соединен жесткой тягой с шарнирами, с педалью газа - тросом. Я проехал на этой машине несколько километров по городу, специально не касаясь педалей, - и даже без устойчивого навыка преодолел все светофоры и кольцевые развязки, используя только рычаг.

Если потребуется, рычаг можно снять всего за минуту - и за такое же время вернуть его на место, - комментирует Сергей. - С навесным оборудованием так не получится: люди тратят много времени на его демонтаж, а потом вынуждены заново его настраивать. В моей конструкции механизм скрыт панелью и никому не мешает.

В этом еще одно его достоинство. Традиционные комплекты громоздки, и никто не может предсказать, как они проявят себя в случае аварии - сертификация не предполагает краш-тестов. Представьте, что в современной машине сработает коленная подушка безопасности, а на ее пути окажется мешанина рычагов. А каково в случае аварии приложиться об эти рычаги коленями или руками?

Какие же требования предъявляются к производителям органов ручного управления? -

Наша деятельность не лицензируется, - отмечает Сергей. - Необходимо организовать серийное производство, чтобы выдерживать качество, - и можно получать сертификат в организации, которая выдает сертификаты на запасные части. Мы делаем образцы, оформляем документы, едем в сертификационный орган и получаем сертификат качества продукции. Второй документ - сертификат качества услуг, который дает право устанавливать выпущенное оборудование на автомобили. Для его получения необходимо иметь помещение, инструмент и квалифицированного установщика. Мастер производит монтаж в присутствии инспектора, который составляет заключение и выдает разрешительный документ. Технические условия на свою установку я разрабатывал самостоятельно. Затем мы пригнали Гранту с допоборудованием в московскую лабораторию, где ее сертифицировали за 17 тысяч рублей. А процесс монтажа инспектировал региональный инспектор - здесь, на месте, и обошлось это в восемь тысяч.

Предъявите документы

Для людей с ограниченными возможностями с прошлого года процедура оформления автомобилей с ручными органами управления усложнилась.

Купив автомобиль - обязательно с автоматом, - владелец до посещения установщика должен обратиться в аккредитованный центр НАМИ, который дает заключение о возможности установки выбранного оборудования на конкретную модель. Этот центр расположен в Москве, поэтому обычно заключение делают по фотографии (ориентируясь на сертификат производителя) и затем по почте высылают разрешение на установку. Получив его, инвалид отправляется в ГИБДД и подает заявление о том, что хочет смонтировать на свою машину дополнительные органы управления. С этими двумя документами он обращается к установщику, тот монтирует оборудование, затем инвалид вновь отправляет фото в НАМИ и получает заключение, что транспортное средство безопасно. С новой бумагой, сертификатом установщика и паспортом на устройство автовладелец обращается в ГИБДД, где ему ставят отметку в ПТС и СТС: «С ручным управлением».

Кстати, знаете, какие изменения отражены в документах на переоборудованную машину? Увеличение массы на два килограмма - и всё! Нужно ли тратить столько сил, особенно с учетом того, что машину в НАМИ на самом деле в глаза не видели?

Причем это далеко не все сложности, которые приходится преодолевать. Заключение о допуске инвалида к управлению автомобилем дает врач из медкомиссии, который в зависимости от возможностей будущего водителя указывает вариант управления - например, левой рукой и правой ногой или только руками. Здесь кроется еще одна проблема: чтобы инвалиду разрешили сесть за руль, необходимо развить на динамометре определенное нормативами усилие, - если после травмы руки слабы, за руль не пустят.

Скажете, такое ограничение - ради всеобщей безопасности? Так ведь требования писали, когда слаще вазовской «восьмерки» ничего не было. А теперь все автомобили - с усилителем рулевого управления, автоматом, системой стабилизации, и для управления ими не надо быть чемпионом по армрестлингу. Нормативы нужно пересматривать!

При этом инвалиды водят, как правило, аккуратнее обычных водителей. И понятно почему. Представьте, какие мучения их ожидают, если произойдет ДТП: нужно выбраться из машины на месте, потом мотаться в ГИБДД и страховую... И хотя сейчас госучреждения оборудуют пандусами, сделаны они для галочки, а не для людей.

А какова реальная потребность в машинах с органами ручного управления? Сейчас фирма Сергея производит не меньше 100 комплектов в год. В рамках программы Фонда социального страхования оборудуют по 30–60 машин в разных городах. Частные заказчики из Башкирии, Оренбурга, Пензы и Саратова приезжают в Тольятти два-три раза в месяц. Около 50 навесных комплектов с левосторонним рычагом управления уходят почтой для установки в сертифицированных центрах.

Органы управления для скрытой установки Сергей пока готов монтировать только у себя - он дает трехлетнюю гарантию на изделия и работы. Сейчас такими комплектами интересуется половина покупателей, благо разница в ценах не критическая: навесное оборудование на иномарку обходится в 14–15 тысяч рублей, а скрытое, вместе с монтажом, - в 20–25 тысяч. Комплект для трехпедальных Грант без монтажа стоит 12 тысяч, для тех, что с автоматом, - на пару тысяч дешевле.

Если оценивать спрос, то объем производства мог бы составить 30 тысяч комплектов за десять лет. Но для этого придется искать в регионах партнеров, нацеленных не на сверхприбыль, а на социальную сторону проекта. И выходить на автомобильных производителей - сначала тех, кто развивается на российском рынке. Потом, возможно, левосторонний рычаг с легким и компактным механизмом для скрытой установки придется по душе инвалидам, живущим за рубежом.

Городская инфраструктура в России создает множество проблем для комфортной жизни людям с ограниченными возможностями. Причем ввод новых объектов, адаптированных для инвалидов, ситуацию не меняет, все определяется давно построенными сооружениями. Общественный транспорт также системно не подготовлен для лиц с ограниченными возможностями.

Соответственно, возможность водить личный автомобиль может кардинально поменять жизнь таких людей. И это часто реально – современные автомобили легко управляемы и могут быть оснащены различными средствами, помогающими рулить ими.

В 2013-2016 года прошла большая реформа получения водительского удостоверения, в том числе, изменения затронули медицинские требования к водителям. Были систематизированы различные ограничения в водительских правах. Изменились требования к вождению автомобиля и водительским удостоверениям (правам) для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).

В целом ситуация стала более понятной и прозрачной для людей с ограниченными возможностями, как это все работает на практике – другой вопрос (жду от вас отзывов).

Какие ограничения к вождению по медицинским показаний имеются

Ограничения по медицинским показаниям управления транспортными средствами всех категорий и подкатегорий, проставляются в разделе 14 водительского удостоверения и указываются в кодированном виде.

Список ограничений по состоянию на апрель 2017 года следующий:

MC - медицинские показания к управлению транспортным средством с ручным управлением;

AT - медицинские показания к управлению транспортным средством с автоматической трансмиссией;

APS - медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой;

GCL - медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения;

HA/CF - медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для компенсации потери слуха.

Соответственно, первое что нужно сделать для получения водительского удостоверения пройти водительскую медкомиссию, получить медсправку и понять ваш случай. Какие ограничения наложит ваш диагноз можно посмотреть в постановлении правительства (там имеется перечень диагнозов). После получения водительской медицинской справки станет понятно водительское удостоверение для управления какими транспортными средствами вы можете получить.

Перечень заболеваний с медицинскими показаниями

Цитата из постановления правительства с перечнем заболеваний.

О ПЕРЕЧНЯХ МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ, МЕДИЦИНСКИХ ПОКАЗАНИЙ И МЕДИЦИНСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

I. Медицинские показания к управлению транспортным средством с ручным управлением (отметка MC в водительском удостоверении)

1. Деформация стопы, значительно затрудняющая ее движение.
2. Укорочение нижней конечности более чем на 6 см (за исключением случаев, когда конечность не имеет дефектов костей, мягких тканей и суставов, объем движений сохранен, длина конечности от пяточной кости до середины большого вертела бедра составляет более 75 см).
3. Ампутационные культи обоих бедер.
4. Ампутационные культи обеих голеней.
5. Культя бедра или голени одной конечности при значительном нарушении двигательных или статических функций другой нижней конечности (ампутационная культя стопы, деформация, сосудистое заболевание, поражение крупных периферических нервных стволов и др.).
6. Стойкая деформация или заболевание нижних конечностей, таза или позвоночника, значительно затрудняющее стояние и ходьбу (анкилозирующий полиартрит нижних конечностей, тяжелый кифосколиоз и спондилит с явлениями компрессии, псевдоартроз, эндартериит II и III степени, слоновость и др.).
7. Паралич и парез нижних конечностей при возможности сидения.
8. Повреждение нервно-сосудистого пучка одной нижней конечности со значительными трофическими нарушениями (обширные незаживающие язвы).

II. Медицинские показания к управлению транспортным средством с автоматической трансмиссией (отметка ATв водительском удостоверении)

9. Отсутствие верхней конечности или кисти.
10. Отсутствие нижней конечности или стопы.
11. Деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы.
12. Культя бедра или голени при одновременном отсутствии одной из верхних конечностей.
13. Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах:
а) отсутствие 2 фаланг большого пальца на руке;
б) отсутствие или неподвижность 2 или более пальцев на правой руке или полного приведения хотя бы одного пальца;
в) отсутствие или неподвижность 3 или более пальцев на левой руке или полного приведения хотя бы одного пальца.
14. Остаточные явления поражения центральной нервной системы в виде гемиплегии.

III. Медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой (отметка APS в водительском удостоверении)

15. Слепота одного глаза.

IV. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения(отметка GCL в водительском удостоверении)

16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.

V. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для компенсации потери слуха(отметка HA/CF в водительском удостоверении)

17. Болезни уха и сосцевидного отростка, снижающие слух ниже разрешенного уровня, при условии улучшения слуха с использованием технических средств реабилитации (слуховой аппарат, речевой процессор) до разрешенного уровня.

Использование автоматической коробки передач как медицинское ограничение

Принципиальный момент в проведенной реформе что была добавлена автоматическая коробка передач как одно из медицинских ограничений. В ходе реформы получение водительского удостоверения автоматическая коробка полностью уравнена с механической (вы может выбрать как вам учиться), это существенно упрощает обучение.

Автомобили с ручным управлением

Потребность в автомобилях с ручным управлением велика, существует три принципиальных варианта как купить такой автомобиль:

1. Производители выпускают автомобили в комплектации с ручным управлением и адаптированные для инвалидов с конвейера;
2. Автомобильные компании предлагают варианты переоснащения автомобиля;
3. Есть независимые компании, которые готовы переоснастить практически любой автомобиль на ручное управление.

В России основным вариантом стал третий, есть множество сервисных фирм готовых переоснастить автомобиль и помочь с согласованием, например, компания «UNIO +»

Второй вариант так же доступен, например, оснащение своих автомобилей предлагает концерне VW и Skoda (традиционно дружественная к инвалидам марка)

Первый вариант (адаптированный автомобиль с конвейера) я не смог найти. Естественно наряду с новыми автомобилям могут интересны автомобили с пробегом.

Автомобили для инвалидов бесплатно

Предоставление автомобиля за счет госсредст было законодательно прекращено в 2005 году, ранее некоторым категориям инвалидов бесплатно предоставляли автомобиль Ока и Таврия. Поставки автомобилей были нерегулярными и часто предлагали денежную компенсацию за неоказанную поставку. Довелось прочесть про некоторые инициативы, в том числе региональные, но в нынешних экономических условиях это скорее популизм чем реальное предложение

Правила дорожного движения и инвалиды

Правилами дорожного движения установлены требования к оборудованию транспортного средства в случае управления им лицом, которому присвоена инвалидность. И ряд преимуществ при движении по дороге. Отдельные правила касаются инвалидов-пешеходов, которые передвигаются в инвалидных колясках без двигателя.
Инвалидами признаются люди, имеющие медицинские заболевания, прошедшие процедуру присвоения инвалидности по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ). До принятия соответствующего решения, человек инвалидом не считается.

Для получения преимуществ на дороге инвалид должен установить особенный знак «инвалид» - в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа. Это право водителя, а не обязанность. Устанавливается он спереди и сзади транспортного средства, когда автомобиль управляется инвалидом 1 и 2 группы, а также на транспортные средства, которые перевозят инвалидов или детей-инвалидов.

Инвалид в автомобиле: преимущества на дороге

ПДД прямо предусмотрено, что на транспортные средства, которые управляются инвалидами 1 и 2 групп, перевозящие таких инвалидов, детей-инвалидов, не распространяется действие следующих знаков:

3.2. Движение запрещено
3.3. Движение механических средств запрещено
3.38. Стоянка запрещена
3.29. Стоянка запрещена по нечетным числам месяца
3.30. Стоянка запрещена по четным числам месяца

Автошколы для инвалидов

Как инвалиду выбрать автошколу, научиться водить и получить водительское удостоверение можно прочитать в специальном материале:

Темы инвалидов за рулем и получение инвалидами водительских удостоверений на Рулимс предложила и поддержала

Если Рулимс помог вам (упростил получение водительского удостоверения или позволил сэкономить в чем-то) помогите и ему, буду благодарен за любые суммы, перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.

Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.

Также можно помочь опубликовав ссылку на Рулимс () в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме (особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо). Так же буду благодарен за участие в группах в социальных сетях и исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны ваши комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая, предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей. Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице .