Тормозной путь с абс и без. Специальный тест. Наука тормозить

Так нужна АБС или нет? Говорят, и без нее можно обойтись, причем в некоторых случаях она даже мешает эффективному торможению. Леонид ВОРОБЬЕВ решил сопоставить популярные мифы и современную реальность.

Антиблокировочную систему тормозов (сокращенно - АБС) с 2004 года в обязательном порядке устанавливают на все новые европейские автомобили. Мы привыкли к этому сочетанию из трех букв, хотя не до конца понимаем, какие преимущества дает АБС. Более того, некоторые считают, что она только мешает в экстренных ситуациях. И сказать, что они абсолютно неправы, нельзя: действительно, до недавнего времени эти системы имели откровенно слабые места.

Для начала заметим: наиболее эффективное замедление на идеально ровном покрытии достигается при торможении на грани блокировки колес. Именно такой режим и создает АБС: как только датчики фиксируют блокировку одного из колес, электроника дает

команду на снижение давления в тормозной магистрали, но ровно настолько, чтобы вернуть колесу свободу движения. О том, насколько быстро происходит этот процесс, можно догадаться по количеству щелчков и вибрации педали при торможении с АБС - за секунду проходит несколько циклов.

Однако сейчас мы рассматриваем идеальное покрытие. Если приблизить ситуацию к реальности и представить, что дорога изобилует мелкими неровностями, работа АБС будет не столь безупречной. При торможении колеса будут то и дело «подвисать» в воздухе, при этом мгновенно блокируясь. Электронике придется сбрасывать давление в магистрали практически до нуля. Разумеется, при контакте с поверхностью необходимо время, чтобы вновь развить достаточное давление для получения эффективного замедления. Однако, пока это произойдет, колесо может вновь «подпрыгнуть». Таким образом, в неидеальных условиях антиблокировочная система не сокращает, а увеличивает тормозной путь.

Именно так и было довольно долго. Алгоритм работы АБС совершенствовался с каждым годом и принес ожидаемый результат: с проблемами торможения.

Примерно так разработчики АБС пытались справиться и с другой ситуацией. Предположим, что автомобиль движется по рыхлому снегу и начинает тормозить. Поскольку коэффициент сцепления низок.

Алгоритмы работы АБС постоянно совершенствуются: с каждым годом эти системы избавляются от собственных недостатков на неровной дороге удалось справиться. Современные системы позволяют автомобилю остановиться быстрее вне зависимости от качества покрытия.

АБС то и дело будет снижать давление в магистрали, традиционно удерживая колеса на грани блокировки. При отсутствии же этой системы колеса действительно блокируются. Если это сделают все четыре колеса одновременно, траектория движения автомобиля будет достаточно стабильной. Колеса, подобно бульдозеру, начнут перебирать перед собой бруствер из нега, который будет оказывать дополнительное сопротивление. С тому же не исключено, что проектор шин заблокированного колеса за счет силы трения будет скользить не по рыхлому, а по боке твердому покрытию под сне-ом. Все эти факторы дают предсказуемый эффект: тормозной путь оказывается короче, чем на автомобиле с АБС при прочих равных условиях. Тут опять-таки следует дать носку - именно так происходило до момента, пока не оптимизировали алгоритм работы антиблокировочной системы. Сегодня электроника вполне успешно распознает раннюю блокировку колеса и делает выводы о состоянии покрытия, по которому движется автомобиль. Далее процесс торможения выглядит следующим образом: АБС некоторое время позволяет колесу оставаться заблокированным, затем снижает давление в магистрали. Колесо, успевшее нагрести перед собой бруствер, перекатывается через него (естественно, не без сопротивления) и вновь блокируется. Таким образом, замедление происходит максимально на снегу. Каким же образом АБС продержалась столько лет, если была столь несовершенна? Дело в том, что ее создавали отнюдь не для того, чтобы помочь автомобилю быстрее остановиться, точнее, эта функция была вторичной. Главная же цель внедрения АБС - сохранить управляемость автомобиля в критической ситуации. Пока колеса вращаются, на машине можно маневрировать - конечно, не так активно, как в режиме равномерного движения, но все же... Как только они окажутся заблокированными, автомобиль превратится в неуправляемый снаряд, предугадать траекторию движения которого практически невозможно. Даже зная это, в экстренной ситуации водители действуют инстинктивно: вдавливают педаль в пол. Некоторые при этом пытаются корректировать положение автомобиля рулем, что при отсутствии АБС и блокировке колес смысла не имеет.

Кстати, АБС здорово выручает при торможении на неоднородных покрытиях. Представьте себе, что автомобиль движется левыми колесами по асфальту, а правыми - по грязи или мокрой траве. При торможении на машине без антиблокировочной системы правые колеса быстро заблокируются, в результате возникнет вращающий момент, а значит, занос и вращение. Чтобы обеспечить автомобилю стабильность движения в такой ситуации, важно не позволить колесам, имеющим меньший коэффициент сцепления с покрытием, заблокироваться.

Конечно, некоторые водители, считающие себя опытными, убеждают, что прекрасно обходятся без АБС. Дескать, уже в совершенстве освоили технику прерывистого торможения и вполне могут самостоятельно добиться эффективного и безопасного замедления. От себя заметим, что «переиграть» антиблокировочную систему теоретически реально, но сделать это под силу лишь спортсменам, имеющим достаточный опыт езды в сложных условиях на больших скоростях и, разумеется, практику торможения. Создать необходимую дискретность изменения давления в магистрали в нужных пределах обычному человеку не под силу.

Более того, пытаясь имитировать работу АБС, водители действуют слишком медленно и предусмотрительно, не ощущают грань блокировки и поэтому не используют весь потенциал тормозной системы. Иными словами, «недотормаживают», боясь возникновения скольжения и срыва в занос. Не зря на большинстве автомобилей с АБС сегодня устанавливают усилитель экстренного торможения: если электроника замечает, что на педаль тормоза нажали резко, но не до конца, она увеличивает давление в магистрали до максимума (то есть до тех пор, пока колеса не будут двигаться на грани блокировки). Это сделано как раз для случаев, когда водитель боится сильно надавить на тормоз, имея в подсознании установки от инструкторов автошкол тормозить прерывисто.

Еще один важный вопрос: выжимать ли педаль сцепления при торможении на автомобиле с АБС и механической коробкой передач? Инструкции к автомобилям, как правило, рекомендуют это делать. Хотя быстрее остановиться выжим сцепления не поможет: при торможении с включенной передачей потребуется лишь сильнее нажать на тормоз, чтобы достичь максимального замедления.

Если вы в повседневной езде привыкли тормозить на включенной передаче без выжима педали сцепления (что очень даже правильно!), то выжимать ее при экстренном торможении - лишнее действие. Это не очень хорошо: в аварийной ситуации, чем меньше вариантов действий, тем лучше. С другой стороны, если не выжимать педаль сцепления (или пытаться сделать это непосредственно перед моментом остановки автомобиля), есть риск заглушить мотор. Несмотря на то что после остановки мы никуда не спешим, остановка двигателя сулит немало проблем.

К примеру, на заднеприводном автомобиле это означает блокировку задних колес - представьте, что вы на полном ходу дернули за ручник. Напомним: в этом случае перестает работать гидроусилитель руля (значит, маневрирование будет крайне осложнено). К тому же педаль тормоза становится «деревянной»: эффективность действия усилителя тормозов практически нулевая. Наконец, необходимость продолжения движения все-таки может возникнуть: если остановиться перед препятствием успели вы, это не значит, что то же самое удастся следующему за вами автомобилю. Значит, возможно, надо будет уйти с опасной траектории. Не исключено, что педалью газа придется корректировать и собственную траекторию - как известно, на переднеприводных автомобилях (каких сегодня большинство) для борьбы с заносом необходимо добавить газ.

Подведем итог: современная АБС значительно повышает активную безопасность автомобиля. И не верьте «бывалым» водителям, с пеной у рта доказывающим обратное. Когда-то и японские машины считали низкокачественным продуктом, сегодня же они занимают топовые места в рейтингах надежности.

Взято: Журнал "Автомир" №49, 2012

Правда ли, что ABS сокращает тормозной путь?

Это
не всегда так. Например, во время торможения на скользкой дороге ABS
обеспечивает управляемость автомобиля, предотвращая блокировку колес
(т.е. не давая автомобилю тормозить юзом). При этом тормозной путь
может увеличиться.

Также тормозной путь с ABS может увеличиться
при торможении на рыхлом снегу, на скользком спуске. Но однозначно
ответить на вопрос, как поведет себя автомобиль с ABS (или без таковой)
при экстренном торможении – невозможно.

Все зависит от скорости движения, погодных условий, дорожного покрытия, типа установленных шин и мастерства водителя.


Какие бывают ABS?

В
самых дорогих, а значит, и самых эффективных системах каждое колесо
имеет индивидуальное регулирование давления тормозной жидкости.
Естественно, что количество датчиков угловой скорости, модуляторов
давления и каналов управления в этом случае равно числу колес.

Дешевые
ABS обходятся двумя датчиками на задних колесах, одним общим
модулятором и одним каналом управления. Наибольшее применение получила
система с четырьмя датчиками, но с двумя модуляторами (по одному на
ось) и двумя каналами управления. Существует также трехканальная
система с четырьмя датчиками угловой скорости. Три модулятора этой
системы обслуживают три канала, производя индивидуальное регулирование
давления тормозной жидкости в магистралях передних колес по отдельности
и обоих задних колес.

В новейших ABS с помощью компьютера
оценивается динамика движения автомобиля, угол наклона дорожного
полотна, сцепление с поверхностью дороги, влияние включенного
круиз-контроля при замедлении автомобиля и другие факторы, и на
основании этих данных блок управления регулирует давление в тормозной
магистрали. Определив величину давления, его обеспечивают подачей или
стравливанием тормозной жидкости в гидроаккумулятор.

А если автомобиль оборудован ABS, то гололед ему не страшен?

Ни
в коем случае. Система ABS (равно как и ESP, и прочие системы активной
безопасности) лишь уменьшает вероятность потери контроля над
автомобилем, но отнюдь не гарантирует безопасной езды в любых условиях
и на любой скорости.

В гололед уверенному движению больше
способствует состояние протектора и тип шин (кстати, существуют модели
шин, разработанные специально для автомобилей с ABS), манера вождения и
навыки самого водителя. Поэтому в любой ситуации нужно правильно
выбирать дистанцию и скорость движения независимо от того, оборудован
ли ваш автомобиль электронными помощниками.

Как работает система ABS

Система
ABS состоит из основного блока, который на многих машинах, имеющих эту
систему, можно увидеть, заглянув под капот. Этот блок соединен
металлическими трубками с тормозным цилиндром и тормозной системой.
Каждое колесо автомобиля, оборудованного ABS, имеет датчик скорости; в
систему также входят электронный блок управления (отслеживающий
пробуксовку каждого колеса индивидуально) и гидроцилиндр
(распределяющий тормозные усилия).

Принцип работы заключается в
следующем: при резком торможении обычная тормозная система блокирует
колеса, ABS же при резком торможении отслеживает блокировку и
растормаживает колеса, таким образом сохраняется контроль над
автомобилем. При этом происходят достаточно сильные вибрации на педали
тормоза, и раздается характерный звук. На все это не стоит обращать
внимания, так как эти признаки свидетельствуют о нормальной работе
системы.

ABS мешает водителю правильно тормозить, от нее только вред!

Это
самое распространенное заблуждение. Антиблокировочная система тормозов
(ABS) на сегодняшний день является самой распространенной системой,
повышающей безопасность движения. Практически на все новые автомобили
эта система устанавливается в базовой комплектации. ABS очень полезна и
эффективна, главное – научиться ею правильно пользоваться.

ABS
последнего поколения позволяет водителю сохранить стабильность
направления движения даже в наихудших дорожных ситуациях. А дополняющие
ABS электронные помощники позволяют добиваться большей эффективности
торможения.

Так, например, существуют системы, увеличивающие
давление в тормозной системе при экстренном торможении, и электронные
регуляторы, оптимизирующие тормозной путь за счет перераспределения
давления в контурах тормозного привода всех четырех колес (в
зависимости от загрузки автомобиля и состояния дорожного покрытия).

Если ABS неисправна – неисправны тормоза

Это
не так. При неисправной ABS тормозная система работает как обычная. О
срабатывании системы ABS водитель узнает по загорающейся в момент
торможения надписи на панели приборов и по характерным толчкам педали
тормоза.

Если надпись на приборном щитке горит постоянно, то это
говорит о том, что система неисправна вследствие поломки, или о том,
что она отключена.

Как пользоваться ABS

Фактически
ABS имитирует действия опытного водителя, который на скользкой дороге
избегает блокировки колес, пользуясь прерывистым торможением. Водители
кремлевского гаража применяли такой способ экстренного торможения еще
до изобретения антиблокировочных систем и могли сделать до 7 нажатий
(торможений) в секунду. ABS делает около 15 циклов торможения в
секунду, такая частота человеку недоступна.

В результате
антиблокировочная система обеспечивает автомобилю минимальный тормозной
путь и делает его управляемым в торможении – ведь колеса катятся и
воспринимают боковую силу, насколько позволяет сцепление шин с
покрытием. И это основное преимущество ABS. Ведь с заблокированными
колесами автомобиль практически не управляем.

Профессиональные
опытные водители, которые не понаслышке знают, что такое ABS, на
большой скорости летом или на скользкой дороге зимой применяют технику
торможения «в пол». Заключается она в следующем: вы изо всех сил давите
на тормоз, не обращая внимания на вибрирование педали и неприятный
звук, и в результате получаете хорошее замедление, имея при этом
возможность маневрировать без потери контроля над автомобилем.

Самое
главное – это не бояться нажимать педаль до упора. Если ваш автомобиль
оборудован ABS, обязательно потренируйтесь, в противном случае в
экстренной ситуации вы можете не среагировать. Для этого можно выбрать
тихую спокойную площадку и попробовать на скорости около 40 км/ч резко
затормозить, поворачивая при этом рулевое колесо. Немного тренировки, и
вы запросто сможете объехать препятствия во время торможения, используя
ABS.

Следует помнить о том, что торможение автомобиля с ABS не
должно быть многократным и прерывистым. Тормозную педаль необходимо
удерживать нажатой со значительным усилием во время процесса торможения
– система сама обеспечит эффективное замедление.

Есть еще заблуждение – ABS не отключается

Это
не совсем так. На многих автомобилях систему ABS можно отключить,
обесточив электронный блок управления (т.е. снять предохранитель или
реле), при этом тормозная система будет исправно работать.

А, например, на некоторых моделях Audi и VW даже предусмотрена кнопка на панели, отключающая систему ABS.

ABS делает автомобиль неуправляемым

Это
не так. Наоборот, ABS не дает заблокироваться колесам при экстренном
торможении, тем самым помогая сохранить курсовую устойчивость и
возможность управлять автомобилем в торможении (например, чтобы
объехать препятствие).

По материалам российской прессы: kolesa.kz

Обучения в автошколе достаточно, чтобы выпустить на автомобильные дороги нового водителя. При этом за курс обучения будущий автомобилист не узнает практически ничего непосредственно о вождении машины, заучивая правила и выполнение упражнений на тренировочной площадке. Оказываясь на реальных дорогах и приобретая свой первый автомобиль, водитель может столкнуться с проблемой отсутствия или наличия антиблокировочной системы тормозов. Важно правильно уметь останавливать автомобиль на большой скорости, который снабжен систем АБС или на котором она отсутствует.


Из самого названия «антиблокировочная система» можно сделать вывод, что она необходима для предотвращения блокировки колес. Устанавливается она на большинстве современных автомобилей, но некоторые водители осознанно ее отключают, отмечая, что без нее удобнее контролировать процесс торможения автомобиля. Так же данная система может выйти из строя в процессе эксплуатации, о чем водителю просигнализирует . Если она загорелась во время движения, следует вспомнить о том, как правильно тормозить без АБС, иначе велик риск столкновения с другими автомобилями.

Опытные водители, которые часто управляют автомобилями без антиблокировочной системы, на подсознательном уровне чувствуют момент, когда чуть более сильное нажатие на педаль приведет к тому, что автомобиль «пойдет юзом». Правильное торможение на автомобиле без АБС в городском потоке – это прерывистые частые нажатия на педаль. Нажимая на тормоз и отпуская его, водитель избегает варианта с блокировкой колес, при возникновении которой машина рискует стать неуправляемой.

При этом резкое торможение на автомобиле без АБС отличается от снижения скорости в обычном режиме движения. Если необходимо срочно замедлить или остановить машину, чтобы объехать возникшее на дороге препятствие, можно выбрать один из следующих способов:

Главный принцип при торможении автомобиля без АБС – это плавная работа с педалью тормоза. Резкое нажатие на нее или резкое отпускание приведет к потере устойчивости автомобиля.


Антиблокировочная система упрощает процесс торможения для малоопытных водителей, позволяя им не задумываться о том, как необходимо нажимать на педаль тормоза, чтобы автомобиль остановился, и его не повело в сторону. Автомобиль с системой АБС не меняет направления движения, если зажать педаль тормоза и не отпускать ее. Система препятствует блокировке колес, и водитель может без опасения вращать рулем, если требуется преодолеть возникшее на дороге препятствие. По сути, данная система моделирует процесс прерывистого нажатия на педаль.

При необходимости резкого торможения на автомобиле с АБС следует вдавить в пол педаль тормоза и прикладывать к ней усилие до тех пор, пока машина не снизит скорость до требуемой или полностью не остановится. Если нажимать на педаль плавно, система АБС автомобиля может вовсе не сработать, и эффективность торможения будет пониженной.


Торможение автомобиля на автоматической коробке передач навряд ли может вызвать вопросы, тогда как с механикой чуть сложнее. Следует запомнить следующие правила, как тормозить на механической коробке передач:



Каждый автолюбитель должен уметь правильно тормозить на любом типе сцепления при наличии или отсутствии АБС. От правильного режима торможения зависит безопасность водителя, его пассажиров и окружающих автомобилистов.

С наступлением зимы напряженность на дорогах существенно возрастает, поскольку двигаться по заснеженной и местами обледенелой дороге в «летнем» режиме уже невозможно, а быстро изменить стиль вождения получается далеко не у каждого автовладельца. Ввиду отсутствия постоянного и качественного сцепления колес с дорожным покрытием, торможение, особенно в экстренных ситуациях, может привести к потере контроля над транспортным средством. Поэтому с наступлением холодов следует как минимум сменить агрессивный стиль вождения на более спокойный.

Опытные автовладельцы с многолетним стажем именно так и поступают, начинающие же учатся на своих ошибках. Для того чтобы чувствовать себя более уверенно на скользкой и обледенелой дороге, необходима постоянная практика, поскольку все вместе взятые теоретические советы не позволят обрести требуемый опыт, чувствовать автомобиль, интуитивно чувствовать приближающуюся опасность. При этом следует понимать, что несмотря на оснащение современных автомобилей разнообразными системами, помогающими в управлении, к примеру, ABS, слепо рассчитывать на них не следует.

ABS - помощь или помеха на льду

Оснащение автомобилей системами помощи в управлении привело к тому, что многие, особенно неопытные водители, стали слишком много доверять ей, забывая многие моменты безопасного вождения. Не следует забывать и о том, что с наступлением морозов следует заменить резину на шипованные варианты - это существенно сокращает тормозной пусть на скользкой дороге. Для того, чтобы знать, как правильно тормозить с АБС, следует познакомится с принципом работы этой системы, которая призвана предотвратить блокировку колес при торможении и потере контроля над транспортным средством.


При попытке резкого торможения на стандартном авто без АБС колеса просто блокируются, что приводит к резкому снижению управляемости и заносу ТС. Стоит отметить, что между заблокированной покрышкой и дорожным покрытием сила трения будет достаточно слабой, поэтому быстрая остановка автомобиля практически невозможна на скользкой дороге. Торможение, которое осуществляется без блокировки отличается большей эффективностью, нежели скольжение по обледенелому покрытию дороги. К тому же, это предотвращает неконтролируемое скольжение и занос автомобиля. О плюсах и минусах АБС подробно рассказано на видео:

Чтобы знать, как тормозить с АБС с максимальной эффективностью нужно понимать принцип работы этой системы, который достаточно прост. На каждой из ступиц автомобиля с АБС имеются специальные выступы по типу зубцов шестеренки. При движении авто они перемещаются под индуктивными датчиками, которые передают в систему управления авто импульсы. Датчиков несколько, и когда колесо при торможении перестает вращаться, передача импульсов прекращается, срабатывают перепускные клапаны и тормозное усилие ослабевает. Именно в этот момент водитель слышит характерный треск. Таким образом система АБС предотвращает стопорение колес, позволяя водителю контролировать процесс управление автомобилем.


Как правильно тормозить на автомобиле, оснащенным ABS

Перед тем как разбираться с вопросом - как правильно тормозить зимой на переднем приводе, следует вспомнить нехитрые правила «зимнего» поведения на дороге, которыми часто пренебрегают современные водители:

  • соблюдать дистанцию, которая отличается от летней чуть большим расстоянием;
  • резина должна соответствовать сезону - необязательно шипованная, но продолжать эксплуатировать авто на летних покрышках зимой недопустимо;
  • избегать резких торможений при совершении маневрирований, особенно при вхождении в повороты;
  • не следует чрезмерно сильно давить на педаль тормоза, когда авто преодолевает препятствия/неровности дорожного покрытия.

Последний пункт особенно актуален для автомобилей с АБС. Не стоит наивно полагать, что, если автомобиль новый и дорогой, все имеющиеся в нем системы безопасности и помощь водителю помогут сохранить управляемость в критичной ситуации, когда сам водитель не проявляет элементарного внимания к дорожной ситуации. Кроме того, существуют некоторые особенности, кроме вышеперечисленных, которые позволят тормозить на льду с АБС более корректно. К ним можно отнести следующие:



Внимание! Безусловная эффективность АБС резко снижается на таких покрытиях, как песок, лед, выраженные неровности - торможение на них должно проводится с учетом того, что АБС может сработать некорректно.

Как правильно тормозить зимой на механике

При торможении в зимнее время, когда дорога обледенелая или заснежена, необходимо понимать, что тормозной путь существенно увеличивается, и мероприятия по остановке автомобиля следует начинать заблаговременно. Наиболее оптимально использовать комбинированный способ торможения, то есть помимо педали тормоза, следует использовать коробку передач, особенно если позволяет дистанция. Такое торможение включает в себя не только нажатие на педаль тормоза, но и переход на пониженные передачи.

Но следует понимать, что понижать передачи следует постепенно, при соответствующих показателях на спидометре - если резко перейти на низкую передачу, когда скорость авто высока, есть вероятность «сбить» двигатель, что приведет к полной потере управляемости. Зимой необходимо полностью забыть о такой технике торможения, как «педаль в пол». Это не только неэффективно, но и опасно, поскольку при блокировке колес управление автомобилем становится практически невозможным.


Чтобы знать, как тормозить на льду, если автомобиль не оборудован АБС, следует вспомнить, как эта система работает. Достаточно часто и прерывисто нажимать на тормоз, когда требуется быстро снизить скорость, чтобы избежать потери управляемости и притормозить. Находясь на скользкой дороге очень важно сохранять спокойствие и избегать резких нажатий на педаль тормоза и движений рулевым колесом, помня о том, что такие действия в большинстве случаев способствуют потере контроля над автомобилем.

Особое внимание сложным участкам дороги

Если движение происходит преимущественно в городской черте, особую внимательность необходимо соблюдать на перекрестках. Они представляют повышенную опасность даже в летний период, зимой же риск ДТП здесь многократно повышается. Чтобы правильно тормозить с АБС зимой, процесс необходимо начинать за несколько десятков метров до самого перекрестка. Достаточно слегка нажать на педаль тормоза, позволив все остальное сделать АБС.

Если машина тормозит рывками не стоит паниковать - это нормальное явление, и любые действия водителя в этот момент могут помешать быстрой остановке. На перекрестах соблюдать особую аккуратность необходимо не только в момент остановки. Не следует стремиться стартовать одним из первых, едва красный начнет мигать. Другие участники дорожного движения могут запросто не успеть закончить маневр и полностью прекратить движение, особенно, если их автомобиль не оснащен АБС.

Добрый день, уважаемый читатель.

В четвертой статье серии "Системы безопасности автомобиля" рассмотрим очередной механизм обеспечения безопасности - антиблокировочную систему тормозов .

В отличие от рассмотренных ранее систем пассивной безопасности ( и ), которые помогают в случае ДТП, антиблокировочная система относится к системам активной безопасности , т.е. главным образом она помогает предотвратить столкновение автомобилей.

Простейший способ торможения автомобиля

Многие водители считают, что чтобы быстро остановить автомобиль, необходимо нажать и удерживать педаль тормоза (тормоз в пол). Безусловно, такой способ заставит автомобиль остановиться, но такое торможение не будет эффективным.

При торможении в пол происходит блокировка колес , т.е. колеса автомобиля перестают вращаться. На первый взгляд кажется, что с заблокированными колесами автомобиль остановится быстрее. Но это только на первый взгляд. Вспомним небольшой элемент школьного курса физики: "Сила трения покоя всегда больше, чем сила трения скольжения". Т.е. если колеса автомобиля катятся (незаблокированы), то автомобиль затормозит быстрее, чем в случае с заблокированными колесами. Это обусловлено тем, что в первом случае пятно контакта колес автомобиля находится в неподвижном состоянии относительно дорожного полотна, т.е. действует сила трения покоя. Во втором же случае, когда колеса автомобиля заблокированы, на него действует сила терния скольжения.

Существует также второй недостаток простейшего способа торможения - автомобиль с заблокированными колесами полностью теряет управляемость . Т.е. если в повороте заблокировать колеса, то автомобиль продолжит свое движение по инерции прямо, а не в сторону повернутых колес.

Очевидно, что простейший способ торможения несовершенен, а иногда и опасен. Поэтому для помощи водителю при торможении были разработаны специальные антиблокировочные системы тормозов (АБС) .

Антиблокировочная система тормозов

Как можно догадаться из названия, антиблокировочная система не позволяет блокироваться колесам автомобиля при торможении.

В простейшем случае система состоит из датчиков, снимающих скорость вращения каждого из колес и блока управления. При этом скорости вращения колес сравниваются, и если одно из колес вращается медленнее других (признак блокировки), то тормозное усилие на это колесо уменьшается. Колесо не блокируется. Система АБС проверяет колеса по несколько десятков раз в секунду, что позволяет сохранять для всех колес одинаковую скорость вращения.

Очевидно, что при использовании АБС в случае торможения в пол тормозной путь автомобиля уменьшается , и, что не менее важно, автомобиль сохраняет управляемость.

Торможение прерывистыми нажатиями на педаль тормоза

Существует еще один способ торможения, который может применяться как с АБС, так и без нее - торможение прерывистыми нажатиями на педаль тормоза. Заключается он в том, что водитель давит на педаль тормоза резко, сильно, но в течение коротких промежутков времени. Т.е. он то нажимает педаль, то отпускает ее.

При таком торможении колеса автомобиля блокируются-разблокируются. Такой способ позволяет уменьшить тормозной путь автомобиля. Это происходит за счет того, что при кратковременных нажатиях на педаль тормоза вес автомобиля переносится на его переднюю ось. Также в моменты отпускания педали тормоза автомобиль сохраняет управляемость.

Существует спорное мнение, что если человек умеет тормозить прерывисто, то ему не нужна система АБС. Хотя прерывистое торможение и позволяет снизить тормозной путь, у него есть недостаток. Для того, чтобы в критической ситуации затормозить таким способом, необходимо прерывисто тормозить постоянно. Это позволит выработать соответствующий навык. Но при прерывистом торможении автомобиль сильно раскачивается и, поэтому, постоянно тормозить таким способом некомфортно для водителя. И уж тем более постоянная раскачка не понравится Вашим пассажирам!

Ну а поскольку система АБС сама срабатывает в момент резкого торможения, она является незаменимым помощником в любом автомобиле.

Автомобили с АБС

Начиная с 2016 года все выпускаемые в обращение автомобили, включая отечественные, в обязательном порядке оборудуются антиблокировочной системой тормозов.