Бронеавтомобиль «Медведь»: кому это нужно? «медведь» специальных сил.

Опытная партия новых бронированных машин СПМ-3 (БТР ВВ, "Медведь") поступит во внутренние войска (ВВ) в рамках гособоронзаказа 2013 года, сообщил 18 сентября 2012 года заместитель главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ по вооружению Сергей Ерыгин. 1 В начале 2012 года разработчик и производитель бронированных автомобилей Военно-промышленная компания (ВПК, Москва) сообщала о планах поставки во внутренние войска опытной партии таких автомобилей до конца 2012 года.

"В ходе испытаний какие-то недостатки вылезают, их приходится устранять, а за этим - время. Так получилось, что машина вместо двух лет (разработки) перешла уже на третий (год). Мы включили в гособоронзаказ опытную партию", - сказал С. Ерыгин, не уточнив количество единиц техники, которые планируется закупить.

По его словам, до конца текущего года будет вестись доработка автомобиля совместно специалистами ВПК и внутренних войск.



Ранее гендиректор ВПК Дмитрий Галкин заявил, что большую часть парка бронетранспортеров внутренних войск (ВВ) РФ планируется перевооружить на новые специальные полицейские машины СПМ-3 "Медведь".

"Военно-промышленная компания" - единственный в России разработчик и производитель легкой колесной бронетехники. Это бронетранспортеры БТР-80 и БТР-82А и созданные на их базе машины, а также семейство многоцелевых бронированных автомобилей "Тигр".

"В перспективе планируется большую часть парка бронетранспортеров внутренних войск МВД РФ перевооружить на новые СПМ-3 "Медведь"" ,- сообщил он.

По его словам, какое количество "Медведей" придет на замену бронетранспортерам, будет решать командование внутренних войск. В то же время он отметил, что оптимальное сочетание СПМ-3 и БТР позволит ВВ РФ успешно решать самые сложные боевые и оперативные задачи по обеспечению правопорядка. 2



Напомним, что первые лица государства Президент РФ и Председатель Правительства 4 ноября 2011 года посетили Горьковский автозавод «Группы «ГАЗ», где в рамках визита на автозавод они ознакомились с новыми проектами и перспективными моделями автомобилей «Группы «ГАЗ», а также с новыми разработками в области колесных бронированных машин, которые представили на площадке спецтехники «Военно-промышленная компания». 3

В ходе демонстрационного показа колесной бронированной техники пояснения Президенту РФ и Председателю Правительства РФ давали генеральный директор компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска и генеральный директор «Военно-промышленной компании» Дмитрий Галкин.

По окончании демонстрации ходовых возможностей техники, руководители страны не удержались и захотели сами попробовать на ходу одну из бронемашин. Выбор пал на СПМ-3 «Медведь», разработанной и построенной в «Военно-промышленной компании».



Д. Медведев и В. Путин заняли места в кабине 13-тонного броневика. Первым за руль машины сел Д. Медведев. Он уверенно провел машину по маршруту трассы, легко маневрируя на ночной трассе.

После завершения вождения и остановки машины, место за рулем занял В. Путин, а Д. Медведев занял место в отсеке для десанта, чтобы лично оценить эргономику машины, созданную конструкторами для транспортировки личного состава.



В. Путин резво тронул машину с места, уверенно преодолел несколько препятствий, включая горку с 30-градусным подъемом и каменистый участок, где были навалены огромные валуны. Было любопытно смотреть, как легко это сделал человек, впервые севший за руль «Медведя».

После остановки машины, спустившись из кабины «Медведя» Д. Медведев и В. Путин поделились с руководителями предприятий «Группы «ГАЗ» и «Военно-промышленной компании», а также с представителями некоторых СМИ, приглашенных на мероприятие, своими впечатлениями. Д. Медведев отметил, что «13 тонн совсем не чувствуется».

«Молодцы, хорошую машину создали!» - резюмировал Д. Медведев.



"Медведь" является первым образцом машины в РФ, разработанной по так называемой на Западе технологии MRAP (бронемашины с усиленной противоминной защитой). Благодаря ряду новшеств, значительно снижена трудоемкость обслуживания и ремонта машины. Сейчас опытный образец СПМ-3 "Медведь" находится на завершающей стадии государственных испытаний.

После череды пробеговых и других специальных испытаний, проходивших в пустынях и горах, машина отправлена в районы российского Крайнего Севера. Там "Медведь" больше месяца будут подвергать проверке в условиях низких температур и труднопроходимой местности. В прошлом году СПМ-3 подтвердила заявленные характеристики в условиях высокогорья, а также высоких температур на Кавказе и в астраханских степях, где температура достигала +45 градусов по Цельсию в тени.

В общей сложности, машина преодолела более 25 тысяч километров. СПМ-3 "Медведь" разработали инженеры ВПК совместно со специалистами ФКУ НПО "Спецтехника и связь" МВД РФ по заказу внутренних войск. ООО "ВПК" является управляющей компанией для входящих в состав холдинга "Русские машины" предприятий, полностью или частично специализирующихся на выпуске военной техники, в том числе ОАО "Арзамасский машиностроительный завод" (Нижегородская область, Арзамас), ОАО "Завод Корпусов" (Нижегородская область, Выкса) и ООО "Военно-инженерный центр" (Нижний Новгород).

ВПК - единственный в России разработчик и производитель легкой колесной бронетехники. Это бронетранспортеры БТР-80 и БТР-82А и созданные на их базе машины, а также семейство многоцелевых бронированных автомобилей "Тигр". Кроме того ВПК изготавливает бронированные корпуса для различной бронетанковой, автомобильной военной техники и зенитных ракетных комплексов, а также модули для бронирования автомобильной техники как отечественного, так и иностранного производства.

Бронированный автомобиль СПМ-3/ВПК-3924/ «Медведь» является российским аналогом машин типа MRAP. Данная аббревиатура означает Mine Resistant Ambush Protected и дословно переводится как «защищенные от нападения с засады и подрыва». Авто предназначено для защиты личного состава в условиях партизанской войны, антитеррористических операций и пресечения массовых беспорядков. В этой статье мы поближе познакомимся с «Медведем», рассмотрим историю его создания, технические и тактические характеристики, а также многие другие интересные данные. Для начала выясним, чем был вызван спрос на подобного рода автомобили.

Предпосылки для создания

Впервые бронемашины с повышенной степенью защиты от подрывов на стандартных противотранспортных минах появились в 70-х годах прошлого столетия в Южно-Африканской Республике. Первой моделью был БТР «Каспер», созданный для противопартизанских военных действий в Намибии. В начале двадцать первого века войска США и их союзники, воюя в Афганистане и Ираке, столкнулись с проблемой широкомасштабного партизанского сопротивления. Тогда ими было принято решение перенять опыт коллег из ЮАР. Великобритания вместе с США начали массово закупать лицензии на южноафриканские броневики, чтобы создавать их обновленные модификации. Тогда и появилась аббревиатура MRAP, которая обозначала программу бронированных авто с высочайшим уровнем баллистической защиты и стойкости к подрывам на и фугасах.

Первые попытки

В России о подобных автомобилях впервые задумались во время второй вспышки чеченской войны. В 2004 году командование Внутренних войск РФ инициировало начало опытно-конструкторских работ по созданию бронеавтомобиля. Решение было следствием тщательного анализа действий на Кавказе. В условиях военного конфликта, который протекал довольно вяло, основные потери личный состав нес в результате нападения бандитских формирований на автомобильные колонны. Применение БМП, БТР и танков для сопровождения колонн - весьма затратная мера. Да и к тому же ресурс автомобильной техники в разы больше ресурса штатной бронетехники. В этой связи в броню «одели» «Уралы» и КамАЗы. Надо признать, такая доработка грузовичков имела положительный эффект.

Однако заминированные дороги все равно приводили к весомым потерям личного состава. Особенно сильно страдали КамАЗы. Тогда была предпринята попытка создания полноприводной (он же КамАЗ-43269, или «Выстрел»). Однако эта разработка тоже не увенчалась успехом. Машина могла выдержать подрыв типа Ф-1, которая имеет мощность заряда всего в 60 г в тротиловом пересчете. Были также проблемы с размещением личного состава в кабине, а также с обслуживанием узлов трансмиссии и ходовой части.

Разработка машины «Медведь»

После перечисленных выше неудач за дело взялись специализированный холдинг «Военно-промышленная компания» и сотрудники кафедры колесных машины МГТУ. Ими и был разработан бронированный автомобиль «Медведь». Главным конструктором стал сотрудник ООО «Военно-промышленная компания» Станислав Анисимов. Его работу продолжил Михаил Киреев - руководитель программы усовершенствования БРДМ-2. Коллектив конструкторов из МГТУ был возглавлен

Первая и основная задача, с которой столкнулись разработчики, - достижение такого уровня защиты, как на автомобилях программы MRAP. Бронеавтомобиль «Медведь» не стал модернизацией уже известных моделей СПМ-1 и СПМ-2. Он представляет собой абсолютно новую разработку.

Для чего нужен такой автомобиль

Мишины такого класса используются в качестве транспортного средства или оперативно-служебной машины для перевозки внутренних войск в случаях:

  1. Проведения контртеррористических операций.
  2. Проведения операций по пресечению массовых беспорядков.
  3. Решения задач территориально обороны.
  4. Содействия пограничным войскам.
  5. Транспортировки личного состава в условиях, когда необходима защита экипажа от бронебойного огнестрельного оружия и каких-либо поражающих факторов.

Технические характеристики

В обитаемые отсеки машины могут поместиться 7-8 человек в полном обмундировании. И это не считая командира и водителя. Благодаря широким распашным дверям, расположенным в кормовой части, десантники могут осуществить комфортную посадку и быстрое спешивание под прикрытием автомобиля. В отличие от простых бронетранспортеров, ВПК-3924 считается полноценным участником дорожного движения. Поэтому автомобиль не нуждается в сопровождении органами ГИБДД. Авто развивает вполне приличную скорость - порядка 90 км/ч по хорошей дороге.

В машине применены серийные узлы и агрегаты с «Урала». Они обеспечивают высокий уровень надежности, большой ресурс (800 000 км), простоту, а также минимальные затраты на эксплуатацию и ремонт автомобиля. На СПМ-3 «Медведь» устанавливается мощный 300-сильный дизельный мотор ЯМЗ-7601 и независимая с телескопическими гидравлическими амортизаторами, позаимствованная у БТР-90. Благодаря этому машина обладает плавностью хода, высокой скоростью движения и отличной проходимостью. Ямы, бетонные балки, грязь, крутые косогоры - все это бронеавтомобиль «Медведь» преодолевает на ура. Характеристики автомобиля:

  • Масса - 12 тонн.
  • Габариты корпуса - 5900/2500/2600 мм.
  • Дорожный просвет - 500 мм.
  • Скорость по шоссе - до 90 км/ч.
  • Скорость по бездорожью - 35 км/ч.
  • Запас хода по шоссе - 1400 км.
  • Привод - полный.

Испытания

Прежде чем бронированный автомобиль предстал перед боевыми офицерами, инженеры практически на протяжении года подвергали его серьезнейшим испытаниям с целью установки порога прочности. Машину в упор расстреливали из автоматов и снайперских винтовок. Броня выстояла, и это самое главное. При обстреле из бронебойной снайперской винтовки ОСВ-96 калибром 12,7 миллиметров со стометровой дальности борт был пробит, но сердечники пуль либо остались торчать в броне, либо застревали в спинках сидений. В результате испытаний было принято решение в перспективе повысить баллистическую защищенность машины.

Защита автомобиля «Медведь»

Тип брони, используемой в данном авто, - разнесенная дифференциальная. Машина выполняется в виде монокока. Согласно отечественному ГОСТу 50963, авто по уровню баллистической защиты относится к шестому классу (3 класс STANAG), а по уровню противоминной защиты - ко 2 классу STANAG. Простыми словами, корпус и стекла могут выдержать попадание бронебойной пули калибром 7,62 мм, выпущенной с винтовки СВД с расстояния в 100 метров. Что касается стойкости к подрыву - авто может продолжить свою работу после взрыва под днищем или колесом снаряда, эквивалентного 6 килограммам тротила. Экипаж при этом не получит серьезных травм и сохранит свою боеспособность.

Высокий уровень защиты от мин обеспечивается использованием несущего корпуса, который имеет V-образное днище и большую высоту обитаемого отсека относительно земли. Клиренс автомобиля равен 50 см, что превосходит тот же параметр у БТР, БМП и танков. Поэтому конструкторы, разрабатывающие российский броневик «Медведь», утверждают, что прочнее его может быть только танк. Благодаря системе мгновенной постановки дымовых завес машина может за считанные секунды скрыться от прицельного огня противника. Завеса, образующаяся при использовании этой системы, способна скрыть бронеавтомобиль «Медведь» не только от простых оптических приборов для прицеливания и наблюдения, но и от оптико-электронных современных устройств, в том числе тепловизоров.

Вооружение

Главное вооружение, которое конструкторы предлагают ставить на бронированный автомобиль «Медведь», - пулеметная дистанционная установка, в основе которой лежит пулемет 6П50 «Корд» калибром 12,7 мм. Система управления огнем включает в себя две телевизионные камеры (обычную и низкоуровневую), лазерный дальномер, бортовой компьютер, а также жидкокристаллический цветной экран, на который выводится вся необходимая информация. Главное достоинство системы состоит в том, что она позволяет наводчику прицеливаться, не выходя из зоны бронированной защиты. В зависимости от решаемых задач в качестве основного оружия вместо пулеметной установки на машине может использоваться автоматический гранатомет калибром 30 мм или пулемет ПКТМ калибром 7,62 мм. Система управления огнем одинаково хорошо и удобно работает с любым из указанных видов вооружения. Стоит отметить, что столь универсальная установка применяется в российской армии впервые.

Специальное оборудование

Бронеавтомобиль «Медведь» оснащается разными комплектами специального оборудования, предназначенными для эффективного ведения боевых действий и обеспечения безопасности экипажа. Среди них могут быть:

  1. Дистанционные системы вооружения.
  2. Блокиратор взрывных устройств на радиоуправлении.
  3. Система постановки дымовых завес.
  4. Установка для фильтрования и вентиляции воздуха ФВУ-100.
  5. Периметровая защита «Рулет ВВ».
  6. Система тушения воспламенившихся колес «Допинг».
  7. Кондиционер.
  8. Прожектор ОУ-5М. Имеет ксеноновые лампы, дистанционное управление, возможность фокусировки луча и работы в режиме статоскопа.
  9. Радиостанция «Эрика-201».
  10. Громкоговорящее устройство.
  11. и прочие менее примечательные опции.

Стоит отметить, что все указанное выше оборудование, начиная от серьезных систем и заканчивая мельчайшими деталями, сделано на предприятиях РФ.

Презентация

Бронеавтомобиль «Медведь», технические характеристики которого заслуживают восхищения, впервые был представлен в конце осени 2008 года на выставке средств по обеспечению безопасности государства под названием INTERPOLITEX. Позже автомобиль показали Министру обороны России А. Э. Сердюкову и высшему руководству Министерства внутренних дел РФ. Руководитель военного ведомства попросил о скорейшем завершении испытаний уникального автомобиля. А министр внутренних дел РФ Р. Г. Нургалиев выказал уверенность в том, что «Медведь» в скором времени поступит в ряды техники МВД.

Бронетранспортер с колесной формулой 4*4 также был выставлен перед сотрудниками ОДОН - отдельной дивизии особого назначения Внутренних войск. Генерал Н. Е. Рогожин - главнокомандующий ВВ - лично проверил ходовые качества автомобиля. Он проехал на нем по всем видам препятствий, преодолел вертикальную стену и «гребенку». После испытаний генерал отметил, что очень доволен результатом работ по транспортным средствам специального назначения. В 2013 году по итогам последних баллистических испытаний автомобиль был включен в гособоронзаказ для МВД.

Заключение

Сегодня мы узнали, что собой представляет бронированный автомобиль «Медведь». Машина заслуживает внимания благодаря своим техническим и защитным характеристикам. Она подтверждает высокий уровень боевой подготовки РФ и профессионализм отечественных инженеров-конструкторов. Безусловно, это гениальная разработка, которая будет сохранять свою конкурентоспособность еще долгое время. А нам с вами лишь остается надеяться, что подобного рода машины никогда и никому не понадобятся на практике.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

На ресурсе был коротенький цикл стаей под названием "БТР независимой Украины". Замечу, что в данных статьях рассматривались не совсем БТР, а, скорее, машины построенные по идеологии MRAP. В России разработана машина аналогичного назначения, известная под обозначением СПМ-3 (специальная полицейская машина) и именем собственным "Медведь".

Но сперва немного о самой концепции MRAP (мine resistant, ambush protected, «защищенный от мин и нападения из засады»). Предпосылки к их созданию весьма и весьма серьезные: в Ираке и Афганистане 63% смертей происходили по причине подрыва.

MRAP - это нечто среднее между бэтээром и бронированным грузовиком: броневик, построенный на серийных «грузовых» агрегатах, очень хорошо защищенный и тяжелый (чем тяжелее машина, тем меньше последствия при взрыве), с большим клиренсом и днищем V-образной формы (чтобы взрывная волна и осколки ушли в стороны).

По сути в данном случае американцы заимствовали опыт и инженерные решения из ЮАР, где подобные боевые машины используют с середины 80-х годов.

Южноафриканский Casspir - одна из первых «фугасозащищенных» бронемашин.
Этот экземпляр служит в полиции Перу

Собственно говоря, программа MRAP была принята с подачи тогдашнего президента США, Дж. Буша младшего, после того, как выяснилось ненадежность кустарных и полукустарных мероприятий по повышению защищенности штатного армейского транспорта. Программа развивается полным ходом, например, в 2007 году Пентагон заказал десять тысяч машин MRAP на общую сумму около $10 млрд, а общее количество броневиков планируется довести до 20 тысяч.

Наиболее массовой машиной является MaxxPro фирмы Navistar International (ниже на фото представлен наиболее защищенный её вариант, MaxxPro Plus).

Использование машин, построенных по идеологии MRAP позволило резко сократить число потерь (соответственно, ввиду низкой эффективности, снизилось и количество выставленных партизанами мин), к примеру за 2008 г. из-за подрывов погибло всего 8 солдат американских оккупационных сил. Тем не менее, в большой бочке меда не обошлось без своей ложки дегтя: во-первых эти бронемашины весьма и весьма массивны:соответственно большой расход топлива, не очень хорошая проходимость по грязи (в интернете есть инфа о том, что в некоем подразделении за вечер завязли пять броневиков сразу); к тому же водители зачастую не могут справиться с управлением перетяжеленными машинами с высоким центром тяжести: только за половину 2007 произошло 66 аварий MRAP, включая перевороты, в которых погибло пять человек (сравните со смертностью от подрывов). Во-вторых дороговизна и самих броневиков, и их доставки (для сравнения, примерная стоимость машины 500 тыс. $; доставка в ИРАК самолетом 750 тыс. $; доставка морским транспортом дешевле, но занимает 1.5 месяца).

Тем не менее, овчинка стоит выделки: еще раз позволю себе сказать о резком снижении количества погибших от подрывов солдат.

Ну и теперь перейдем непостредственно к "Медведю". Предпосылки создания данной машины, в общем-то, те-же самые, что и у пиндосов. Если кто не в курсе - посмотрите на поисковиках новостных сайтов, введя слова "Дагестан", "Кавказ" и "Теракт". Взрывали, взрывают и продолжают взрывать.

К сожалению, имеющаяся в распоряжении как армейских частей, так и у частей ВВ техника в основном не рассчитана на минную угрозу. Более того, даже разрабатываемая в 90-х годах техника этот фактор почему-то не учитывала.

Например, такая машина, как КАМАЗ-43269, он-же БПМ (боевая пограничная машина), он-же "Выстрел".

К сожалению при таких плюсах, как простота и относительная дешевизна (в качестве базы взято шасси серийного грузовика), неплохая бронезащита и довольно мощное вооружение, имелись недостатки как конструктивные (неудобные люки для посадки/высадки десанта - боковые, по типу люков БТР-60; правда имеются кормовые люки), так и производственные (низкое качество изготовления бронекорпусов, ненадежная трансмиссия). Все это привело к тому, что на данный момент еденичные экзепляры состоят на вооружении спецподразделений московской ФСИН. Кроме того, 16 машин были приобретеы Казахстаном, и тоже показали себя не с лучшей стороны.

Недостатки Выстрела решила учесть компания ВПК, принадлежащая холдингу Русские машины (она выпускает обычные бронетранспортеры и броневик Тигр). Новейшая модель СПМ-3 (специальная полицейская машина), созданная в рамках программы «БТР-ВВ» (для Внутренних войск).

В отличие от камазовского Выстрела, БТР-ВВ построен не на шасси грузовика, а «с нуля» с использованием отдельных готовых агрегатов. Двигатель - ярославский, 330-сильный, трансмиссия - от Урала, независимая торсионная подвеска и колеса - от БТР-90. Бронекузов - несущий и, как полагается, с V-образным днищем. При этом за счет отсутствия жестких мостов клиренс больше, чем у американских аналогов.

Днище - V-образное, подвеска - независимая, от БТР-90. А клиренс - 50 сантиметров!

Хотя кузов отделан и оборудован еще на скорую руку, видно, что экипажу здесь удобнее, чем в Выстреле: машина, по сути, представляет собой «бронемикроавтобус» на десять человек. Да и водительское место более привычное, нежели в Выстреле, а передняя панель позаимствована у Тигра.

Кроме того, запланирована установка различных «систем» - от кондиционера в придачу к простецкой «фэвэушке» (фильтро-вентиляционной установке) до системы пожаротушения колес.

«Бочонок» - это ФВУ, фильтро-вентиляционная установка

Отсутствие бойниц (которых, заметим, нет и у американских аналогов) создатели аргументируют требованиями заказчика - МВД. Но вот с утверждением, что бойницы не нужны, поскольку из них невозможно вести прицельный огонь, мы готовы поспорить! Зато тут есть пулемет - НСВ Утес калибра 12,7 мм с дистанционным управлением (и прицелом, применяемом на Т-90; см. фото слева), а в перспективе может устанавливаться и более мощный Корд калибра 14,5 мм. (на картинке справа вариант СПМ-3 с башней от БТР-80; почему КПВ 14.5 мм. перепутали с "Кордом" 12.7 мм. отдельный вопрос к авторам журнала "Авторевю" - прим. doktorkurgan)

Что касается защиты, то каждый борт равен по толщине двум бортам БТР. Конечно, от крупнокалиберного пулемета броня не защитит (хотя это есть в планах), но выдерживает выстрелы из снайперской винтовки СВД даже самой мощной бронебойно-зажигательной пулей Б-32 - правда, с расстояния 100 метров (хотя по ГОСТу дистанция обстрела должна равняться 5-10 метрам).

По имеющейся информации, СПМ-3 выдерживает подрыв на фугасе мощностью 6 кг. в тротиловом эквиваленте (примерно соответствует мощности противотанк овой мины - ТМ-57, к примеру, содержит 6.5-7.0 кг. взрывчатки; 100 мм. артиллерийскому снаряду либо 2 минометным минам калибра 120 мм.). Кроме этого, кнструкторы утверждают, что по результатам проведенных испытаний машина будет доработана, в результате устойчивость к подрыву будет увеличена (мощность взрывного устройства до 10 кг. в тротиловом эквиваленте, а это уже примерно соответствует 122 мм. гаубичному снаряду).

Кроме того, по результатам испытаний выявлена неплохая проходимость машины по снегу и грязи.

Основной материал и фотки взяты отсюда:

Ну и до кучи видеоролик.

В ближайшее время планируется заменить значительную часть парка БТР внутренних войск новыми спец. полицейскими машинами СПМ-3 "Медведь". Д. Галкин, генеральный директор ООО "Военно-промышленная компания" (ВПК), рассказал об этом в интервью РИА " ".

Гендиректор отметил, что на данный момент непонятно, на сколько "Медведей" сделают заказ. Галкин, однако, подчеркнул, что некоторое количество бронетранспортеров на вооружении данного рода войск все же останется, поскольку именно сочетание БТР и СПМ-3 позволит командованию решать оперативные и боевые задачи.


СПМ-3 "Медведь" является бронемашиной, имеющей усиленную противоминную защиту. Данное транспортное средство было разработано по заказу командования внутренних войск входящим в ВПК "Военно-инженерным центром" совместно со специалистами кафедры колесных машин МГТУ имени Баумана. "Медведь" обеспечивает защиту от поражающих факторов взрывных устройств под колесом и под днищем мощностью до 7 килограмм в тротиловом эквиваленте и баллистическую защиту.

СПМ-3 может применяться как транспортное средство и оперативная служебная машина во время проведения контртеррористических акций, выполнения задач территориальной обороны, а также операций по пресечению беспорядков.

Дмитрий Галкин ранее отмечал, что при создании "Медведя" были учтены и успешно реализованы два основных фактора – новый автомобиль может передвигаться по дорогам общего пользования и при этом не пугать своим военизированным видом население. Российской полиции серийные поставки "Медведей", по расчетам ВПК, начнутся с 2013 г.

Кроме "Медведей", основной производитель бронетехники для армии ВПК выпускает и другую легкую колесную технику данного класса – БТР-82А, БТР-80 и бронированные автомобили "Тигр".

На БТР-82А также делается ставка

Дмитрий Галкин не исключил, что в некоторых из округов Внутренних войск имеющиеся боевые машины пехоты (БМП-2) будут заменены новыми бронетранспортерами БТР-82А. Несомненным преимуществом данной машины перед БМП является их возможность передвигаться по трассам общего пользования.

В этом году в армию уже поступили новые БТР-82А. Башня данных бронемашин в отличие от старой модели БТР-80 оснащается системой электронного наведения, значительно улучшающей точность стрельбы. Машина теперь может прицельно стрелять на полном ходу. Также БТР-82А оснащен более мощным двигателем, имеющим мощность 300 лошадиных сил.

Напомним, об отказе Министерства обороны от новых БТР-90 стало известно осенью. На данные машины возлагались большие надежды, а на их разработку были потрачены огромные бюджетные средства. Как пояснил Дмитрий Галкин РИА "Новости", главной причиной данного решения стали изменившиеся взгляды на методы ведения вооруженной борьбы. Как следствие, к данному классу боевых автомобилей выдвинуты новые требования.

Разработкой БТР-90 занимался Арзамасский машиностроительный завод, входящий в "ВПК". Ранее Сергей Суворов, представитель ВПК, сообщал, что основной претензией Министерства к БТР-90 стало невозможность выхода на корму десанта.

Однако в ВПК отмечается, что, несмотря ни на что, средства, потраченные на БТР-90, не пропали даром. При создании данной машины компанией были отработаны инновации, не применявшиеся ранее для создания легкой бронетехники. Это обеспечивает предпосылки для создания новейших машин данного класса.

В ВПК разрабатывается унифицированная бронеплатформа

В интервью РИА "Новости" Д. Галкин рассказал, что по заданию Минобороны России ВПК проводит работы над разработкой колесной унифицированной бронеплатформы для семейства новых машин. "Это не один конкретный автомобиль, а будет целая линейка, семейство машин, различных по своему назначению, на одной универсальной базе", - сказал он.

Гендиректор, сказав, что работы ведутся согласно графику, отказался сообщать, на какой стадии они находятся, в связи с секретностью данной информации.

О разработке новейшей боевой платформы среднего типа (бронетранспортер), носящей условное название "Бумеранг", заявлял в начале октября подполковник Сергей Власов, официальный представитель Сухопутных войск.

Минобороны с "ВПК" в рамках ГОЗ контракты уже заключило

В "ВПК" заинтересованность Министерства обороны в сотрудничестве с предприятием отмечают особо. Как сообщил Дмитрий Галкин РИА "Новости", военное ведомство уже заключило с "ВПК" договоры в рамках гособоронзаказа-2012.

Ранее Анатолий Сердюков, глава Минобороны России, сообщил, что большая часть контрактов в рамках государственного оборонзаказа на 2012 г. военным ведомством будет заключена в этом году. О конкретных суммах и условиях договоров генеральный директор не распространялся. Другие силовые структуры России, по его словам, еще не определились. Ими проводятся тендеры.

Необходимо отметить, что в текущем году Минобороны с договорами в рамках ГОЗ тянуло до последнего. Военное ведомство яростно сражалось с ВПК за снижение стоимости продукции. Лишь после вмешательства правительства и премьер-министра ситуация наконец была разрешена. Последние крупные договоры на АПЛ типа "Ясень" и "Борей" были подписаны в Северодвинске 9 ноября в присутствии В. Путина.

Говоря об этой проблеме, Галкин отметил, что вопрос ценообразования на продукцию военного характера до сих пор остается открытым. Главной причиной этого, по его словам, является то, что Министерство обороны договаривается об окончательной стоимости только с головным производителем.

В этом случае поставщиками комплектующих может повышаться стоимость на продукцию при сохранении цены финального изделия. Конечно, головному производителю поставлять заказчику продукцию по утвержденным ранее ценам становится невыгодно, пояснил Галкин. Выход из данной ситуации – утверждение стоимости комплектующих изделий второго и третьего порядков.

Как иногда умиляют отдельные блоги, сообщения, статьи. Вот в сети появилась статья о новом российском бронеавтомобиле «Медведь» . «Минобороны готовит броню от террористов», «Медведь на страже» - это только некоторые заголовки сообщений. И если в первом конкретно сказано от кого эта броня, то во втором состорожничали и скромно умолчали. Давайте попробуем разобраться, для кого все же предназначен этот бронеавтомобиль.

Обе статьи начинаются словами: «Опыт боевых действий на Кавказе определяет потребности Минобороны. На полигонах завершаются испытания бронированных грузовиков, способных выдержать и обстрелы, и подрывы. Броневики семейства «Медведь» должны составить основу парка спецподразделений. » Давайте посмотрим на фото, насколько пригоден этот «броневик» для участия в боевых действиях. Броня, установленная строго вертикально, категорически не позволяет пуле уйти рикошетом, а примет всю ее энергию на себя. Колеса, открытые для обстрела, пусть даже и пуленепробиваемые, сделанные из кевлара, применяемого в бронежелетах, вряд ли устоят против обыкновенного гранатомета. Ведь даже гусеницы танка достаточно легко повреждаются. В общем, это «живая» мишень из тира.

Примечательно, что «Медведь» обладает высокой защитой. Он бронирован по классу 6А. Корпус машины не пробьет даже бронебойная пуля калибра 7,62 мм. Защищена не только кабина, но и топливный бак. Стекла также пуленепробиваемы ». Заметьте, ни слова о гранотамете. Не думаю, что террорист, имеющий автомат стоимостью 1-3 тысячи долларов, «пожлобится» на гранатомет, который по слухам стоит 100-200 тех же американских денежных знаков.

Радует, что в новинке есть и «непривычный для российской и советской техники комфорт для водителя и десанта. В кабине и транспортном модуле установлены кондиционеры, печки, радиосвязь, вентиляционные фильтры для прохождения зараженной местности. Стекла – с подогревом, зеркала управляются автоматически ». Если все это перечисленное верно так же, как и зеркала, управляемые автоматически, то… Присмотритесь к фотографиям. Никогда не видел, чтобы на наших Газонах они автоматически управлялись. А ведь именно обыкновенные Газоновские зеркала установлены на «Медведе». Поэтому управлять ими можно только силой мысли (возможно, в тайных лабораториях нашей «оборонки» уже дошли до этого). Впрочем, в экспортном варианте весь этот «фарш» конечно же, будет. Ведь музыку заказывает тот, кто платит.

Но, как говорится «ларчик просто открывался». Достаточно обратить внимание на маркировку этого автомобиля, чтобы окончательно понять, против кого направлен этот бронемобиль. Ведь перед словом «Медведь» есть еще СПМ-3, означающее Специальная полицейская машина. Изначально эта техника действительно создавалась для армии, но на практике ее закупают только МВД и страны Ближнего Востока (в виду их демпинговых цен). «Медведь» - это последняя разработка российских конструкторов. До него были «Водник», «Тигр» и «Каратель». Их производство налажено на Арзамасском машиностроительном заводе (АМЗ), входящем в группу «ГАЗ».

Создание «Медведя» было инициировано в 2004 году руководством войск МВД России. Привлекли к разработкам лучшие инженерные умы МГТУ им. Баумана и военно-инженерный центр ООО «Военно-промышленная компания» (входит в группу «ГАЗ»). Пресс-секретарь ООО «ВПК» Сергей Суворов не скрывал гордости, когда рассказывал журналистам, что «Медведь» может передвигаться по городу без сопровождения ГИБДД, непосредственно в потоке автомобилей. Это значит, что в отличие от обычных бронетранспортеров, СПМ-3 «Медведь» является сертифицированным транспортным средством и полноправным участником дорожного движения, не требующим специального сопровождения ГИБДД.

Сразу стоит пояснить, что специальная бронированная полицейская машина СПМ-3 «Медведь» не является какой-либо дальнейшей модернизацией уже хорошо известных машин СПМ-1 и СПМ-2 «Тигр», а представляет собой принципиально новую машину. Она предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины МВД России или полицейских структур при проведении контртеррористических операций, операций по пресечению массовых беспорядков , выполнения задач территориальной обороны, оказания содействия пограничным органам, включая транспортирование личного состава при совершении марша, защиту экипажа от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств, отравляющих и специальных веществ.

Уровню защищенности «Медведя» было уделено первоочередное внимание. Баллистическая защита выполнена по 6-му классу (ГОСТ 50963) или классу 3 (STANAG). На практике это означает способность выдержать попадание бронебойной пули Б-32, выпущенной из снайперской винтовки СВД с дистанции всего в 100 метров. На машине применена оригинальная разнесенная дифференцированная защита (два слоя металла с воздушным зазором), плюс внутреннее противоосколочное покрытие. При этом, как говорят на заводе, ходовая часть имеет запас по грузоподъемности, что позволяет повысить уровень защиты за счет специального наполнителя между двумя слоями брони. В перспективе, эта доработка позволит СПМ-3 выдерживать попадание пули калибра 12,7 мм.

Оснащение СПМ-3 осуществляется по желанию заказчика. В комплексе имеются как «полицейские», так и «армейские» образцы оборудования и вооружения. Наиболее интересной для армии представляется дистанционно-управляемая турель, на которую может быть установлен пулемет 6П50 «Корд» калибра 12,7 мм, либо ПКТМ/ПКП «Печенег» (7,62 мм), либо автоматический гранатомет АГ-17/АГ-30М, либо ПТРК - главное чтобы в бортовой компьютер (цифровой вычислитель) были введены соответствующие баллистические данные того или иного оружия, остальное он сделает все сам. СУО (система управления оружием) дистанционно управляемой турели построена на основе ТВ-камеры, работающей при низком уровне освещенности (НУТ), и лазерного дальномера. В нее также входят цифровой вычислитель и цветной жидкокристаллический монитор, на который выводится изображение и через который наводчик осуществляет наведение пулемета, не выходя из-под бронированной защиты.

В перечне образцов специального оборудования СПМ-3 есть «Пелена» (система блокировки радиоуправления взрывных устройств), модули постановки дымовых завес БТД, система нелетальной защиты периметра «Рулет ВВ», что позволяет говорить о «Медведе» как о системе коллективной защиты всех транспортных средств, находящихся рядом с ним на определенном расстоянии, причем это может быть применено, как при сопровождении колонн, так и на «привале». Перечень спецоборудования внушительный, можно упомянуть еще, например, фильтровентиляционную установку ФВУ-100 и систему пожаротушения колес «Допинг», а также ксеноновый управляемый прожектор ОУ-5М (при работе «на улице» он может работать в стробоскопическом режиме – специалисты говорят, что это весьма эффективно).