Влияние смазочных материалов на работоспособность технических систем. Основные понятия в области работоспособности технических систем

Рассмотрены основные процессы, вызывающие снижение работоспособности машин: трение, изнашивание, пластическое деформирование, усталостное и коррозионное разрушение деталей машин. Приведены основные направления и методы обеспечения работоспособности машин. Описаны методы оценки работоспособности элементов и технических систем в целом. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезен специалистам по сервису и технической эксплуатации автомобилей, тракторов, строительных, дорожных и коммунальных машин.

Технический прогресс и надежность машин.
С развитием научно-технического прогресса возникают все более сложные проблемы, для решения которых необходима разработка новых теорий и методов исследований. В частности, в машиностроении вследствие усложнения конструкции машин, их технической эксплуатации, а также технологических процессов требуются обобщение и более квалифицированный, строгий инженерный подход к решению задач обеспечения долговечности техники.

Технический прогресс связан с созданием сложных современных машин, приборов и рабочего оборудования, с постоянным повышением требований к качеству, а также с ужесточением режимов работы (увеличением скоростей, рабочих температур, нагрузок). Все это явилось основанием для развития таких научных дисциплин, как теория надежности, триботехника, техническая диагностика.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Глава 1. Проблема обеспечения работоспособности технических систем
1.1. Технический прогресс и надежность машин
1.2. История формирования и развития триботехники
1.3. Роль триботехники в системе обеспечения работоспособности машин
1.4. Трибоанализ технических систем
1.5. Причины снижения работоспособности машин в эксплуатации
Глава 2. Свойства рабочих поверхностей деталей машин
2.1. Параметры профиля рабочей поверхности детали
2.2. Вероятностные характеристики параметров профиля
2.3. Контакт рабочих поверхностей деталей сопряжения
2.4. Структура и физико-механические свойства материала поверхностного слоя детали
Глава 3. Основные положения теории трения
3.1. Понятия и определения
3.2. Взаимодействие рабочих поверхностей деталей
3.3. Тепловые процессы, сопровождающие трение
3.4. Влияние смазочного материала на процесс трения
3.5. Факторы, определяющие характер трения
Глава 4. Изнашивание элементов машин
4.1. Общая закономерность изнашивания
4.2. Виды изнашивания
4.3. Абразивное изнашивание
4.4. Усталостное изнашивание
4.5. Изнашивание при заедании
4.6. Коррозионно-механическое изнашивание
4.7. Факторы, влияющие на характер и интенсивность изнашивания элементов машин
Глава 5. Влияние смазочных материалов на работоспособность технических систем
5.1. Назначение и классификация смазочных материалов
5.2. Виды смазки
5.3. Механизм смазочного действия масел
5.4. Свойства жидких и пластичных смазочных материалов
5.5. Присадки
5.6. Требования, предъявляемые к маслам и пластичным смазочным материалам
5.7. Изменение свойств жидких и пластичных смазочных материалов в процессе работы
5.8. Формирование комплексного критерия оценки состояния элементов машин
5.9. Восстановление эксплуатационных свойств масел
5.10. Восстановление работоспособности машин с помощью масел
Глава 6. Усталость материалов элементов машин
6.1. Условия развития усталостных процессов
6.2. Механизм усталостного разрушения материала
6.3. Математическое описание процесса усталостного разрушения материала
6.4. Расчет параметров усталости
6.5. Оценка параметров усталости материала детали методами ускоренных испытаний
Глава 7. Коррозионное разрушение деталей машин
7.1. Классификация коррозионных процессов
7.2. Механизм коррозионного разрушения материалов
7.3. Влияние коррозионной среды на характер разрушения деталей
7.4. Условия протекания коррозионных процессов
7.5. Виды коррозионного разрушения деталей
7.6. Факторы, влияющие на развитие коррозионных процессов
7.7. Методы зашиты элементов машин от коррозии
Глава 8. Обеспечение работоспособности машин
8.1. Общие понятия о работоспособности машин
8.2. Планирование показателей надежности машин
8.3. Программа обеспечения надежности машин
8.4. Жизненный цикл машин
Глава 9. Оценка работоспособности элементов машин
9.1. Представление результатов трибоанализа элементов машин
9.2. Определение показателей работоспособности элементов машин
9.3. Модели оптимизации долговечности машин
Глава 10. Работоспособность основных элементов технических систем
10.1. Работоспособность силовой установки
10.2. Работоспособность элементов трансмиссии
10.3. Работоспособность элементов ходовой части
10.4. Работоспособность электрооборудования машин
10.5. Методика определения оптимальной долговечности машин
Заключение
Список литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы работоспособности технических систем, Зорин В.А., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Электрическое оборудование тепловозов и дизель-поездов, Белозеров И.Н., Балаев А.А., Баженов А.А., 2017
  • Теоретические основы ускоренной оценки и прогнозирования надежности технических систем, Гишваров А.С., Тимашев С.А., 2012
  • Неразрушающий контроль, Справочник, Том 1, Книга 1, Визуальный и измерительный контроль, Клюев В.В., Соснин Ф.Р., 2008

Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский государственный технический университет

А.С. Денисов

Основы работоспособности технических систем

Учебник

Допущено УМО вузов РФ по образованию

в области транспортных машин

и транспортно-технологических комплексов

в качестве учебника для студентов вузов,

обучающихся по специальностям

«Сервис транспортных и технологических

машин и оборудования (Автомобильный

транспорт)» и «Автомобили и автомобильное

хозяйство» направления подготовки

«Эксплуатация наземного транспорта

и транспортного оборудования»

Саратов 2011

УДК 629.113.004.67

Рецензенты:

Кафедра «Надёжность и ремонт машин»

Саратовского государственного аграрного университета

им. Н.И. Вавилова

Доктор технических наук, профессор

Б.П. Загородских

Денисов А.С.

Д 34 Основа работоспособности технических систем: Учебник / А.С. Денисов. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2011. – 334 с.

ISBN 978-5-7433-2105-6

В учебнике приведены данные по содержанию различных технических систем. Проанализированы элементы механики разрушения деталей машин. Обоснованы закономерности изнашивания, усталостного разрушения, коррозии, пластического деформирования деталей в процессе эксплуатации. Рассмотрены методы обоснования нормативов обеспечения работоспособности машин и корректирования их по условиям эксплуатации. Обоснованы закономерности удовлетворения сервисных потребностей с использованием положений теории массового обслуживания.

Учебник предназначен для студентов специальностей «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (Автомобильный транспорт)» и «Автомобили и автомобильное хозяйство», а также может быть использовано работниками автосервисных, авторемонтных и автотранспортных предприятий.

УДК 629.113.004.67

© Саратовский государственный

ISBN 978-5-7433-2105-6 технический университет, 2011



Денисов Александр Сергеевич – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Автомобили и автомобильное хозяйство» Саратовского государственного технического университета.

В 2001 году получил ученое звание профессора, в 2004 году избран академиком Академии транспорта России.

Научная деятельность Денисова А.С. посвящена разработке теоретических основ технической эксплуатации автомобилей, обоснованию системы закономерностей изменения технического состояния и показателей эффективности использования автомобилей в процессе эксплуатации в различных условиях. Им разработаны новые методы диагностирования технического состояния элементов автомобилей, контроля и управления режимами их работы. Теоретические разработки и экспериментальные исследования Денисова А.С. способствовали основанию и утверждению нового научного направления в науке о надежности машин, которое теперь известно как «Теория формирования ресурсосберегающих эксплуатационно-ремонтных циклов машин».

Денисов А.С. имеет более 400 печатных работ, в том числе: 16 монографий и учебных пособий, 20 патентов, 75 статей в центральных журналах. Под его научным руководством подготовлены и успешно защищены 3 докторских и 21 кандидатская диссертация. В Саратовском государственном техническом университете Денисов А.С. создал научную школу, разрабатывающую теорию сервиса машин, хорошо известную уже в стране и за рубежом. Награжден почетными знаками «Почетный работник транспорта России», «Почетный работник высшего профессионального образования РФ».

ВВЕДЕНИЕ

Техника (от греческого слова techne – искусство, мастерство) – это совокупность средств человеческой деятельности, созданных для осуществления процессов производства и удовлетворения непроизводственных потребностей общества. К технике относят все многообразие создаваемых комплексов и изделий, машин и механизмов, производственных зданий и сооружений, приборов и агрегатов, инструментов и коммуникаций, устройств и приспособлений.

Термин «система» (от греческого systema – целое, составленное из частей) имеет широкий диапазон значений. В науке и технике система – множество элементов, понятий, норм с отношениями и связями между ними, образующих некоторую целостность. Под элементом системы понимают часть её, предназначенную для выполнения определённых функций и неделимую на части на данном уровне рассмотрения.

В данной работе рассматривается часть технических систем – транспортные и технологические машины. Основное внимание уделено автомобилям и технологическому автосервисному оборудованию. За весь срок службы затраты на обеспечение их работоспособности в 5 – 8 раз превышают затраты на изготовление. Основой для снижения этих затрат являются закономерности изменения технического состояния машин в процессе эксплуатации. До 25% отказов технических систем вызываются ошибками обслуживающего персонала, а до 90% происшествий на транспорте, в различных энергосистемах являются результатом ошибочных действий людей.

Действия людей, как правило, обоснованы принятыми ими решениями, которые выбираются из нескольких альтернатив на основе собранной и проанализированной информации. Анализ информации производится на основе знания процессов, происходящих при использовании технических систем. Поэтому при подготовке специалистов необходимо изучать закономерности изменения технического состояния машин в процессе эксплуатации и методы обеспечения их работоспособности.

Данная работа подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по дисциплине «Основы работоспособности технических систем» для специальности 23100 – Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт). Она также может быть использована студентами специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» при изучении дисциплины «Техническая эксплуатация автомобилей», специальности 311300 «Механизация сельского хозяйства» по дисциплине «Техническая эксплуатация автотранспортных средств».

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ОБЛАСТИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

(Документ)

  • (Документ)
  • Зорин В.А. Основы работоспособности технических систем (Документ)
  • Зорин В.А. Основы работоспособности технических систем (Документ)
  • Ветошкин А.Г. Надёжность технических систем и техногенный риск (Документ)
  • Хубка В. Теория технических систем (Документ)
  • Гайкович А.И. Основы теории проектирования сложных технических систем (Документ)
  • Тарасик В.П. Математическое моделирование технических систем. Учебник для вузов (Документ)
  • Крюков В.В. Философия (Документ)
  • Костерев В.В. Надежность технических систем и управление риском (Документ)
  • Костерев В.В. Надежность технических систем и управление риском: Учебное пособие (Документ)
  • n1.doc

    КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Кафедра Автомобильных Двигателей и Сервиса

    ОСНОВЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

    Учебное пособие

    Составитель: Крюков В.Г.

    Казань - 2006

    ТЕМА 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КАЧЕСТВО, 4

    РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, ДИАГНОСТИКА
    ТЕМА 2. ПОКАЗАТЕЛИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ НАДЕЖНОСТИ 15

    ТЕМА 3. МОДЕЛИ НАДЕЖНОСТИ 27

    ТЕМА 4. СБОР ИНФОРМАЦИИ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ 47

    ТЕМА 5. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВ ОБСЛУЖИВАНИЯ 56

    ТЕМА 6. УПРАВЛЕНИЕ СТАНЦИЯМИ ТЕХНИЧЕСКОГО 65

    ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    В данном пособии излагается лекционный курс дисциплины “Основы работоспособности технических систем”, читаемой для студентов специальности “Эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования”. Это пособие составлено на базе одноименного курса лекций, который был разработан и читался в течение ряда лет преподавателем кафедры “Прикладной математики” Мелузовым Ю.В., так рано ушедшим от нас. При составлении этого пособия были также использованы следующие библиографические источники:
    1. Кузнецов Е. С. Управление техническими системами. – М., МАДИ. 1997.
    2. Колобов А.Б. Надежность технических систем. Ивановский Государственный Энергетический Университет. http://www.ispu.ru/library/lessons/Kolobov/index.htm.
    3. Фадеева Л. Н., Жуков Ю. В., Лебедев А. В. Теория вероятности и математическая статистика. Задачи и Упражнения, Москва, ЭКСМО, 2006.
    4. Надежность технических систем. Справочник / Под ред. И. А. Умакова. - М.: Наука, 1985.

    ТЕМА 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КАЧЕСТВО, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, ДИАГНОСТИКА
    1.1 Техническая система и ее жизненный цикл
    Понятие о технической системе

    Современное развитие науки позволяет дать достаточно четкое определение технической системы. Этот термин охватывает широкий класс объектов материального мира и ассоциируется с объектом составным, представляющим собой совокупность отдельных узлов и в тоже время объектом комплексным, отдельные части которого функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом. Под технической системой будем понимать совокупность агрегатов, технических узлов и деталей, объединенных в единое целое для достижения поставленной цели. Примерами технических систем являются: телевизор, компьютер, электрическая пила, гидроэлектростанция, заправочная станция, коробка с набором слесарных инструментов, мотор автомобиля, нефтепровод, навигационный спутник.

    С развитием науки и техники происходит увеличение сложности технических систем, и поэтому большое значение имеют общесистемные вопросы, которые рассматривают изменение системы, ее структуру, организацию взаимодействия подсистем, управление системой. В настоящее время сформировалась самостоятельная инженерная дисциплина, получившая название «теория технических систем». Хотя многообразие технических систем не позволяет провести их полную классификацию, можно выделить определенные направления и принципы, по которым эти системы допустимо классифицировать (Рис. 1.1).

    Рис. 1.1 Вариант классификации технических систем
    В рамках этой классификации можно указать следующие примеры систем:

    Централизованные: трактор, АТС на предприятии;

    Децентрализованные: двуручная пила, пульт запуска баллистических ракет, система водоснабжения города;

    Комбинированные: большие электронно-вычислительные системы, робот, пассажирский самолет в полете;

    Простые: ручная дрель, шест для прыгуна в высоту;

    Сложные: телевизор, сотовый телефон.

    Постоянного использования: доменная печь, Интернет, камера видеонаблюдения;

    Непостоянного использования: радиоприемник, видеокамера для съемок;

    Промышленного назначения: газовая печь на предприятии, вычислительная станция;

    Индивидуального назначения: кухонная газовая плита, персональный компьютер.

    Эта классификация не является полной, например, технические системы можно также классифицировать по типу: одноцелевая (обычный легковой автомобиль), многоцелевая (подвижная медицинская лаборатория). При выборе характеристик системы необходимо учитывать все многообразие функций, выполняемых данной системой. В общем случае техническая система может иметь множество характеристик, например, троллейбус может характеризоваться вместимостью, числом сидячих мест, максимальной скоростью, массой, стоимостью, числом дверей для входа, ценой гарантийным ресурсом, типом системы вентиляции салона и т.д. Такие характеристики очень важны для конкретной технической системы и они используются при разработке и эксплуатации таких систем, изучаемых на старших курсах. Наша дисциплина рассматривает обобщенные свойства технических систем и их обобщенные характеристики, к которым можно отнести характеристики: производительности, надежности, стоимости, весовые и геометрические характеристики и экологические характеристики.

    К характеристикам производительности можно отнести, например, количество изделий, выпускаемых предприятием в единицу времени, мощность автомобиля и его КПД, мощность гидроэлектростанции.

    К характеристикам надежности можно отнести вероятность безотказной работы в течение заданного промежутка времени (для автомобилей - пробег), интенсивность отказа элементов системы, средний срок службы и т.д.

    Стоимостные характеристики являются одной из важнейших характеристик системы во многом определяющей целесообразность ее применения. В них входят: стоимость разработки системы, стоимость, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских, стоимость серийного производства, изготовление образца и стоимость обслуживания, эксплуатации.

    Весовые и геометрические характеристики , описывающие массу и размеры системы, зависят от целевого назначения этой системы, конструктивного совершенства агрегатов и надежности узлов.

    Экологические показатели определяются свойствами используемых материалов, топлив, совершенством рабочих процессов, протекающих в технических системах.
    Жизненный цикл технической системы.

    Почти каждая техническая система “проживает” свою жизнь, которую обычно называют жизненным циклом (Рис. 1.2). Эта схема справедлива как для технической системы, так и для разработки ее подсистем.

    Целеполагание – это возникновение идеи о какой-то новой технической системе с учетом потребности рынка или народного хозяйства, например, идея сотового телефона, идея беспроводного утюга, идея воздушного велосипеда.

    Изыскание – это исследование возможных конструктивных схем, поиск аналогов, разработка конструктивного решения и исследование рынка. Несколько возможных схем изделия передаются на следующий этап

    Проектирование – это разработка аванпроектов, в ходе анализа и детализации которых остается один вариант для дальнейшего развития. Он разрабатывается подробно, так чтобы получить с высокой степенью достоверности основные характеристики системы. Разрабатывается также технический проект всего изделия, где в основном уже представляется конструкторское решение в целом.

    Конструирование – это детальная проработка всего проекта вплоть до самых мельчайших деталей, так чтобы на опытном производстве или в мастерской это изделие могло быть изготовлено.

    Рис. 1.2 Схема жизненного цикла технической системы

    Опытное производство и адаптация включает изготовление первого образца изделия или технической системы, а также испытание. Проводится совершенствование образца, его доработка (редко, когда первое испытание заканчивается успешно) с целью достижения наилучших показателей и обеспечения технологичности производства.

    Технология – это разработка технологической документации для внедрения в серийное производство. На этапе технологии вырабатывается технологический процесс т.е. на каком оборудовании производить детали, как осуществлять сборку с наименьшими затратами, какое необходимо вспомогательное оборудование, какие детали нужно испытывать, прежде чем приступить к сборке.

    Серийное производство – это изготовление множества технических изделий по разработанной технологии. Существует одиночное, мелкосерийное, крупносерийное и массовое производство. Каждый тип производства имеет свои особенности, которые изучаются в специальных дисциплинах

    Эксплуатация – это работа технической системы в реальных условиях. В результате эксплуатации появляется информация о достоинствах и недостатках технической системы, обусловленные: малым числом испытаний на предыдущих этапах, недостаточной квалификацией персонала и работой в реальных условиях. Ваша специальность непосредственно связана с этим этапом жизненного цикла технических систем.

    Реконструкция (модификация) – на этом этапе собираются и анализируются замеченные недостатки, выявленные на этапе эксплуатации (трудность управления, недостаточная надежность, неожиданные эффекты и аварии на некоторых режимах работы, необходимость увеличения ресурса, неповторяемость характеристик и т.д.). В ходе этого анализа в конструкцию вводятся изменения, устанавливаются дополнительные датчики, уточняется нормативно- техническая документация.

    Вся информация на каждом этапе собирается в базу знаний . Роль базы знаний очень важна и именно она определяет успех реализации технической системы, ее свойства и конкурентоспособность. Об этом свидетельствуют немецкие автомобили, японские роботы, американская авиация, советская ракетная техника и т.д. Для простых систем ряд этапов, естественно, может отсутствовать. В настоящее время с появлением мощных информационно-проектных систем: ANSYS КОМПАС FLUID и т.д. происходит значительное изменение в методологии проектирования и создания изделий.
    Эксплуатация автотранспорта .

    Автотранспорт, как некоторая важнейшая техническая система, к которой относится ваша специальность, также включает этап эксплуатации, который будем называть “Сервис и техническая эксплуатация системы автотранспорта”. Одной из важных задач его эксплуатации является поддержание автомобилей в технически исправном состоянии, на которое влияют следующие факторы:

    Климатические и дорожные условия;

    Скоростные и нагрузочные характеристики эксплуатации;

    Качество проведения технического обслуживания и текущего ремонта;

    Качество топлива и горюче смазочных материалов (ГСМ);

    Совершенство конструкции автомобиля;

    Методы управления автомобиля.

    В условиях перехода к рыночным отношениям перестроилась система управления всем автотранспортом, исчезли вертикальные связи управления, возникли специфические задачи использования автотранспорта, которые требуют от специалистов более своевременных управляющих действий, выработки экономически обоснованных решений и, как следствие, повышение квалификации руководителей всех уровней и специалистов. Сервис и техобслуживание автомобилей являются составными частями автотранспортного комплекса (АТК), и в условиях рыночной экономики их доля существенно возрастает. Обслуживание легковых автомобилей за рубежом по объему получаемых средств занимает первое место среди разнообразных видов обслуживания населения. Так годовой объем предприятий США специализирующихся в сфере автомобильного обслуживания составляет свыше 300 миллиардов долларов, что примерно вдвое превышает стоимость выпускаемых в год в США автомобилей. В этой сфере занято достаточно большая доля трудоспособного населения.

    При рыночной экономике также меняется схема ремонта и обслуживания автомобилей. При плановом хозяйстве обслуживание автомобилей, особенно государственного сектора, велось на основе оперативно-командного планирования. В условиях рыночной экономики их обслуживание производится на основе определения его технического состояния, и ремонта по потребности. Такой подход позволяет сократить затраты на поддержание работоспособности автомобиля примерно на 15-20%. Таким образом, происходит перераспределение средств на поддержание транспортных средств в рабочем состоянии по всем этапам жизненного цикла автомобиля. Примерное распределение затрат на 1 автомобиль показано в Таблице 1.1
    Таблица 1.1. Распределение затрат на 1 автомобиль


    Затраты

    Россия

    США

    Германия

    Приобретение автомобиля

    49%

    28%

    23%

    Обслуживание, ремонт, запчасти

    21%

    16%

    17%

    Топливо и ГСМ

    18%

    28%

    30%

    Стоянка

    4%

    10%

    12%

    Страхование

    5%

    12%

    11%

    Налоги

    3%

    8%

    7%

    Обычно техническая эксплуатация и сервис включают следующие основные виды работ:

    Подбор и доставка необходимых для автотранспортного предприятия автомобилей, запасных частей, оборудования, инструментов, покупку и продажу новых и подержанных автотранспортных средств;

    Предпродажную подготовку и ремонт в течении гарантийного периода; предоставление автотранспортных средств в аренду, прокат и лизинг;

    Модернизацию, переоборудование и дооснащение транспортных средств, тюнинг;

    Техническая помощь на дорогах, сборка и утилизация отходов, образующихся при эксплуатации и износе транспортных средств.

    Надежность - это свойство любого изделия, в том числе автомобиля или трактора, выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах. Допустимые пределы эксплуатационных показателей определяются соответствующей документацией (стандартами, правилами, положениями, техническими условиями) а в ряде случаев – сложившимся опытом. Надежность характеризует и позволяет количественно оценить, насколько быстро происходит изменение показателей качества машины при ее работе в определенных условиях эксплуатации.

    Надежность является сложным комплексным свойством, которое включает в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

    Безотказность – это свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособность в течение определенного времени или пробега. Для оценки безотказности применяют следующие основные показатели: вероятность безотказной работы; средняя наработка до и между отказами; интенсивность отказов для невосстанавливаемых изделий; параметр потока отказов для восстанавливаемых изделий. Применительно к автомобилю обычно рассматривают безотказность в течение смены, в течение заданного пробега или между очередными ТО. В последнем случае показатели безотказности характеризуют эффективность и качество ТО. Оценка безотказности по интервалам пробега в течение всего срока работы автомобиля характеризует темп его старения.

    Долговечность – свойство автомобиля сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при проведении установленных работ ТО и ремонта. К основным показателям долговечности относятся: средний ресурс или средний срок службы; гамма-процентный ресурс (срок службы); вероятность достижения предельного состояния. При определении надежности эти показатели обычно рассматриваются как для отдельных деталей, так и для агрегатов или машины в целом. Для деталей указанные показатели определяются при проведении их ремонта или реже – при списании деталей. Для агрегатов определяются ресурсы до ремонта и между ремонтами. Для автомобилей, кроме ресурсов до ремонта, определяются и нормируются, как правило, сроки службы до их списания.

    Ремонтопригодность (эксплуатационная технологичность) – свойство автомобиля, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, выявлению и устранению отказов и неисправностей при проведении ТО и ремонта. Основными показателями ремонтопригодности являются средние продолжительность и трудоемкость выполнения операций ТО и ремонта, которые применяются при нормировании и сравнении различных автомобилей. Определяются также вероятность выполнения операций (вида) ТО и ремонта в заданное время и гамма-процентное время выполнения операций (вида) ТО или ремонта. Эти показатели необходимы для определения возможности проведения операций в заданное (или лимитированное) время. Для характеристики ремонтопригодности используются и ряд частных показателей, определяющих влияние конструктивных особенностей машины на трудоемкость ее обслуживания или ремонта. К ним относятся, например, абсолютное или относительное количество мест (точек) обслуживания на автомобиле (агрегате и т.д.) и их доступность, а также легкость снятия узлов, агрегатов и деталей, количество марок применяемых эксплуатационных материалов, номенклатура необходимого оборудования, инструмента и др.

    Сохраняемость – свойство машины сохранять работоспособное и исправное состояние в течение срока хранения и при транспортировании. Сохраняемость характеризуется средним и гамма-процентными сроками сохраняемости изделий. На транспорте эти показатели применяются: для машин – при длительном хранении (консервации) или транспортировании; для материалов (масел, жидкостей, красок) и некоторых видов изделий (шин, аккумуляторных батарей и др.) – при их кратковременном и длительном хранении.

    Темы рефератов по дисциплине «Основы работоспособности технических систем»:

    Отказы машин и их элементов. Показатели надежности Технический прогресс и надежность машин. История формирования и развития триботехники. Роль триботехники в системе обеспечения долговечности машин. Трибоанализ механических систем Причины изменения технического состояния машин в эксплуатации Взаимодействие рабочих поверхностей деталей. Тепловые процессы сопровождающие трение. Влияние смазочного материала на процесс трения Факторы, определяющие характер трения. Трение эластомерных материалов Общая закономерность изнашивания. Виды изнашивания Абразивное изнашивание Усталостное изнашивание Изнашивание при заедании. Коррозионно-механическое изнашивание. Избирательный перенос. Водородное изнашивание Факторы, влияющие на характер и интенсивность изнашивания элементов машин. Распределение износа по рабочей поверхности детали. Закономерности изнашивания элементов машин. Прогнозирование износа сопряжений Назначения, классификация и виды смазочных материалов Механизм смазочного действия масел Требования, предъявляемые к маслам и пластическим смазочным материалам Изменения свойств смазочных материалов в процессе работы Усталость материалов элементов машин (условия развития, механизм, оценка параметров усталости методами ускоренных испытаний) Коррозионное разрушении деталей машин (классификация, механизм, виды, методы защиты деталей) Восстановление работоспособности деталей смазочными материалами и рабочими жидкостями Восстановление деталей полимерными материалами Конструктивные, технологические и эксплуатационные мероприятия повышения надёжности. Сравнительная характеристика и оценка степени влияния на ресурс деталей.

    Требования:

    К оформлению. Объём не менее 10 листов печатного текста (оглавление, введение, заключение, список литературы не требуется). Шрифт 14 Times New Roman, выравнивание по ширине, междустрочный интервал 1,5, отступы 2 см везде.

    К содержанию. Работа должна быть написана студентом с обязательными ссылками на источники. Копирование без ссылок запрещается. Тема реферата должна быть раскрыта. Если примеры имеют место быть, то они должны быть отражены в работе (например, тема «абразивное изнашивание» должна быть подкреплена примером – шейка коленчатого вала - коренные подшипники или другим, в рамках данной темы, на усмотрение студента). Если в источниках имеются формулы, то в работе должны быть отражены только основные из них.

    К защите. Работа должна быть прочитана студентом неоднократно. Время защиты не более 5 мин + ответы на вопросы. Тема должна быть представлена сжато, выделены ключевые моменты с примерами, если таковые требуются.

    Основная литература:

    1. Зорин работоспособности технических систем: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. УМО. – М.: Изд. Центр «Академия», 2009. –208 с.

    2. Шишмарев автоматического управления: учебное пособие дл я вузов. – М.: Академия, 2008. – 352 с.

    Дополнительная литература:

    1. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов. Под ред. . - М: Наука, 2001.

    2. Российская автотранспортная энциклопедия: Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автотранспортных средств. Т. 3 - М.: РООИГ1 -«За социальную защиту и справедливое налогообложение», 2000.

    3. Кузнецов техническими системами. Учебное пособие. - М.: Изд. МАДИ, 1999, 2000.

    4. Венцель операций. Задачи принципы методология. - М.: Наука, 1988.

    5. Кузнецов и тенденции технической эксплуатации и сер­виса в России: Автомобильный транспорт. Серия: «Техническая эксплуа­тация и ремонт автомобилей». - М.: Информавтотранс, 2000.

    6. Транспорт и связь России. Аналитический сборник. - М: Госкомстат России. 2001.

    7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: