Чем отличается вариатор от автоматической коробки. Чем автомат отличается от вариатора? Вариатор или автомат, что же все-таки лучше

Впервые столкнулся с этим типом коробки передач, взяв в середине нулевых в аренду в Италии Fiat Grande Punto с 90-сильным турбодизелем и однодисковым роботом.

Машина один раз настолько быстро предательски покатилась назад, что едва не повредила стену замка, стоявшего там с XIV века. Из других воспоминаний - безобразный разгон, неадекватное поведение в пробках. Редакционные Веста и Иксрей с АМТ также показали себя не с лучшей стороны во время поездок по городу. Дерганые и неприятные в управлении машины. Да и ресурс сцепления, по словам коллеги, постоянно ездящего на , оказался весьма невысок.

Короче, мое мнение: однодисковый робот - ни за что. Лучше танцевать джигу на педалях служебного в диких московских пробках, когда десяток километров порой продираешься час, чем такие автоматы.

Робот с двумя сцеплениями

Примеры использования: некоторые модели Mercedes-Benz, BMW, Mini, Ford, большинство автомобилей концерна Volkswagen, включая Audi, Skoda, Seat.

Суть идеи состоит в том, что за четные и нечетные передачи отвечают отдельные первичные валы и, соответственно, отдельные диски сцепления. Если вы движетесь на первой передаче, то второй вал уже вращается на второй! За счет этого переключение происходит очень быстро - за миллисекунды. Человек на такую проворность неспособен. При этом никакие рывки во время смены передач практически не ощущаются. Используются как «мокрые» диски сцепления, работающие в масле, - тогда это шестиступенчатая коробка DSG 6, так и «сухие» - 7-ступенчатая DSG. «сухих» сцеплений весьма ограничен и практически никогда не достигает 100 000 км пробега, а при агрессивной езде не превышает порой 30 000 км.


Шкода с роботизированной коробкой передач DSG. Мечта на протяжении первых 30–80 тысяч километров пробега.

Шкода с роботизированной коробкой передач DSG. Мечта на протяжении первых 30–80 тысяч километров пробега.

Личные впечатления ограничиваются поездками на автомобилях, которые нашему издательству предоставляют для испытаний российские представительства различных марок. Машины эти практически новые, с небольшими пробегами, на которых характерные проблемы двухдисковых роботов еще не успели проявиться. Все выглядит отлично: быстро, мощно, тихо - одни плюсы. Если же выбирать автомобиль для личного пользования, а пробег предстоит накатывать большой, то лучше предпочесть в качестве коробки передач традиционный гидромеханический автомат или старую добрую механику.

Вариаторы

Кайф от такой коробки состоит в том, что привычных ступенчатых переключений здесь нет в принципе! На входном и выходном валах закреплены конусообразные диски, образующие в сумме эдакий шкив с изменяемым диаметром. Валы соединяет передача - клиноременная, цепная и т.п. Смещая конусы друг относительно друга, можно плавно изменять передаточное число. Игрушка - не из дешевых. Для работы требуется особая трансмиссионная жидкость, уровень которой нужно тщательно контролировать.

Разновидностей довольно много - ниже перечислены основные.

Вариатор клиноременный

Примеры использования: Nissan Qashqai, Nissan X-Trаil, Mitsubishi Outlander и др.


Клиноременный вариатор на сегодняшний день наиболее распространенный тип бесступенчатых коробок передач. Крутящий момент транслирует металлический толкающий ремень. Торцы надетых на ленту трапециевидных элементов, соприкасаясь с конусами, приводят их во вращение. Вместе с тем применен обычный гидротрансформатор с блокировкой, как на гидромеханических автоматах. При троганье с места гидротрансформатор повышает крутящий момент двигателя вплоть до величины в четыре раза большей. Применение этого узла обеспечивает плавное начало движения при передвижении в городских пробках.

Вариатор клиноцепной

Примеры использования: Audi А6, Subaru Forester.

Устройство похоже на клиноременный вариатор, но вместо ремня в качестве передачи используется металлическая цепь, состоящая из пластин, соединенных клиновидными осями. Именно торцы этих осей и передают крутящий момент. Другое отличие состоит в том, что в коробках Audi используется пакет сцеплений и двухмассовый маховик вместо гидротрансформатора.

Оба типа бесступенчатых трансмиссий в последнее время стали делать с виртуальными ступенями. Якобы это больше нравится водителям, потому что двигатель не воет на одной ноте.


По потребительским свойствам вариатор - лучший тип коробки передач. Она обеспечивает быстрый разгон, а что до монотонного звука... Помнится, Хоттабыч удалил звук двигателей летящего самолета, а к чему это привело? Участники событий едва спаслись... На ровном шоссе при скорости автомобиля чуть за сотню обороты двигателя не достигают 2000. Торможение двигателем - есть. Лично я побаиваюсь за ресурс ремня и грею зимой даже больше не двигатель, а вариатор. А так - идеальная коробка (тьфу, не передач)!

И, да, забыл: вариаторы на склоне назад не откатываются!

Старая добрая гидромеханическая коробка передач

Примеры использования: практически весь модельный ряд корейских и американских брендов, а также относительно мощные автомобили других производителей.

Представляет собой ступенчатую планетарную коробку передач, соединенную с двигателем через гидротрансформатор. Выбор и переключение планетарных рядов раньше осуществлялись гидромеханически, а сейчас вездесущая электроника вместе с системой управления двигателем определяет, на какой передаче следует работать силовому агрегату в данный момент. Число ступеней постоянно увеличивается, достигая девяти на самых дорогих автомобилях.

Даже сейчас многие слабо себе представляют строение и сам принцип работы коробки передач. Поэтому и возникают вопросы вроде темы нашей статьи, чем отличается вариатор от «автомата»? Для начала нужно определить основные принципы работы обеих «коробок», понять что надежней и эффективней.

Устройство вариатора и АКПП

В состав механизмов «автомата» входят два главных узла – это редуктор и гидротрансформатор. За последним числиться основная функция, он заменяет сцепление и позволяет плавно переключать передачи.

Редуктор представляет собой механизм с несколькими ступенями с установленными в нем шестернями, находящимися в постоянной связке.

Вариатор работает без свыкшегося для всех переключения передач. В его устройстве разделяют два отдельных, конусных шкива (ведущий и ведомый). Они размещаются напротив друг друга с помощью металлического трапециевидного ремня, на некоторых модификациях могут применять даже цепи.

Работа вариатора

Шкивы не цельные, а состоящие из нескольких сдвижных частей. Когда основной шкив (ведущий) максимально раздвинут, то ремень двигается по меньшему диаметру, так называемая нижняя передача, то есть первая. При сдвинутом шкиве, цепь либо ремень проходит уже по большему отрезку (диаметру), то есть высокая передача.

Вот по такому принципу и работает бесступенчатый вариатор, постоянно сдвигая либо наоборот, раздвигая шкивы, тем самым меняя передаточное число, что впоследствии влияет на скорость.

Плюсы и минусы «автомата» и вариатора

Перед тем, как покупать машину нужно изучить все положительные и негативные стороны пользования с той или иной «коробкой». У обоих типов КПП имеются отличительные особенности, с главными из них мы уже успели познакомиться, теперь самое время узнать обо всех минусах и плюсах.


Вариатор все же еще молодой механизм, его время эксплуатации еще не настолько сравнялось с АКПП, чтобы его смогли изучить. Даже сравнивая стоимость работ, можно вынести на первый план по оптимальности именно «автомат». Кроме того, сам процесс облуживания, ухаживания за вариатором требует внимание и ответственности от владельца. В вариатор вам не удастся залить любое масло, нужно только специализированное для таких «коробок». Более того, каждый производитель в зависимости от типа механизма требует заливать определенное масло.

В принципе, если вы покупаете новый автомобиль, то можно сделать выбор на вариаторе, так как по условиям гарантии ремонт будет вписан в число гарантийных случаев. Если машина идет без гарантии, то здесь выбор очевиден – это «автомат», потратите меньше нервов в случае поломки.

Вывод

Можно подвести итог вышесказанного, чем отличается АКПП от вариатора и что лучше?

  • 1. Вариатор позволяет более динамично разгоняться, с комфортом.
  • 2. Автомобили с вариатором менее «прожерливые», чем их конкуренты с «автоматом».
  • 3. Вариатор капризный, требовательный с ГСМ, при этом объем потребляемого масла в объемах меньше, но и сам срок службы больше.
  • 4. У вариатора отсутствует гидротрансформатор, что позволяет ему переключать передачи без рывков и плавно.
  • 5. Вариатор существенно дороже в случае ремонта, всего его комплектующие, как правило, в два, а то и три раза дороже, аналогичных деталей АКПП. Кроме того, после пробега в 100 000 км., у вариатора требуется заменить цепь либо в зависимости от конструкции металлический ремень.

Надеемся, что представленная статья поможет вам сделать верный и обдуманный шаг при выборе автомобиля.

Перед автолюбителями при выборе нового авто встаёт вопрос, какой коробке переключения передач отдать предпочтение: классической автоматической, вариаторной либо роботизированной. Каждая из них имеет как позитивные, так и негативные стороны. Попробуем разобраться, какие у них отличия, и на чём остановить свой выбор.

Принцип работы КПП (коробки переключения передач)

Главное предназначение любого устройства, переключающего передачи, - принимать, преобразовывать, передавать и изменять направление крутящего момента. Современные автопроизводители выпускают транспортные средства с механической, автоматической КПП и автоматической в разных вариациях.

В механической переключение передач происходит при помощи человека. В остальных процесс автоматизирован, участия водителя не требуется. Чтобы разобраться в плюсах и минусах автоматической коробки переключения передач (АКПП), вариаторной (CVT) и роботизированной, детально остановимся на принципах работы каждой из них.

Знаете ли вы? Самый дорогой автомобиль произведён компанией Mercedes. Это - Mercedes-Benz CLK/LM. Его цена составляет свыше 1,5 миллиона долларов. Он развивает максимальную скорость 320 км/ч. и разгоняется с места до 100 км/ч. за 3,8 с.

Классический «автомат» (гидротрансформатор)

Коробка-автомат с гидротрансформатором впервые была выпущена в 40-х годах минувшего века. Массово ею стали оснащать авто с 60-х годов. Она представляет собой целый комплекс механизмов:


Коротко принцип работы можно описать следующим образом: гидротрансформатор, размещённый между КП и двигателем, меняет передачу крутящего момента. Работа гидротрансформатора базируется на беспрерывной циркуляции жидкости, транспортирующей энергию от мотора к трансмиссии. Масло передаётся от центробежного насоса к турбинному колесу, затем на реактор, где её поток увеличивается и провоцирует увеличение оборотов насосного колеса.

При задействовании обгонной муфты осуществляются вращательные движения реакторного колеса. Переключение передач между поочерёдно соединёнными планетарными редукторами осуществляется с помощью муфт. Работа этих механизмов обеспечивается благодаря гидроцилиндрам, процесс работы которых контролирует электронный блок управления.

Стандартными режимами работы АКПП, которые выбирает водитель при помощи рычага селектора, являются:

  • Р (Park), П - парковочная блокировка;
  • R (Reverse), ЗХ - задний ход;
  • N (Neutral), Н - нейтральная передача;
  • D (Drive), Д - движение вперёд;
  • L (Low), ПП (принудительно понижающая) или ТХ (тихий ход).
Преимущества АКПП:
  • плавность при смене передач;
  • высокая надёжность;
  • комфортность управления авто;
  • щадящая эксплуатация мотора и КП.

Недостатки коробки-автомата всё же имеются:
  • дороговизна;
  • высокий расход топлива;
  • высокая стоимость ремонта;
  • требуется больше времени для разгона;
  • небольшой срок службы;
  • невозможность заведения «с толкача».
Сегодня классическая АКПП существенно доработана - есть модели, которые отличаются хорошей реактивностью, имеют зимний, спортивный, экономичный режимы работы, до 8 передач.

Вариатор

Вариаторная КП - это вариация «автоматики». Однако её устройство и принцип работы имеют существенные отличия от классической АКПП. Это бесступенчатая трансмиссия, в состав которой входят:

  • собственно вариатор;
  • узел, осуществляющий разъединение двигателя с вариатором;
  • система управления;
  • механизм заднего хода.

Вариаторная КП может быть двух типов:


Принцип работы основан на том, что два раздвижных шкива (ведущий и ведомый), соединённых металлическим ремнём, автоматически меняют свой диаметр, изменяя при этом передаточное число. Запускается вариатор с помощью рычага селектора. Режимы передач идентичны с АКПП.

Позитивные стороны вариатора перед другими КП:

  • эффективность при использовании мощности мотора;
  • высокая экономия топлива;
  • комфортность управления и самого движения;
  • плавность хода авто;
  • ровный разгон и оперативный набор скорости;
  • экологичность;
  • высокий КПД.

Если вы всё-таки решили отдать предпочтение вариатору, то стоит учесть и его недостатки:
  • сложность конструкции и ремонта, в покупке запчастей;
  • малое количество сервисов, способных осуществлять ремонт;
  • быстрый износ при езде по плохим дорогам и бездорожью;
  • специфический шум при работе;
  • короткий срок эксплуатации;
  • не ставится на мощные машины.

Важно! Опытные автослесари и автолюбители советуют отказаться от приобретения авто с вариатором, которое уже было в употреблении. Если покупка уже сделана, то необходимо вовремя осуществлять полную замену масла, датчиков скорости и уровня топлива.

Роботизированная коробка передач вобрала в себя элементы «механики» и «автоматики». По сути, она представляет собой механическую КП с электронным блоком управления, осуществляющим выключение и включение муфты сцепления и переключения передач.
При управлении роботизированной КПП водитель, как и в автоматике, просто переводит селектор в необходимый режим, а переключение передач производит электронный блок. Также производители авто сохранили возможность перехода в ручной режим.

В «роботе» предусмотрены режимы: нейтральная передача (N), задний ход (R), движение вперёд (А/М либо Е/М), переключение передач (+/-).

Достоинства КП:

  • низкая цена (обычно «роботами» оснащены бюджетные авто);
  • экономный расход топлива;
  • возможность переключения в режим ручного управления.
Недостатками такого вида КП считают:
  • присутствие пауз, рывков и толчков при переключении передач;
  • заторможенность;
  • невозможность буксировки.

Стоит отметить, что производители стараются стабильно усовершенствовать трансмиссии. Так, сегодня самым современным вариантом роботизированной КП второго поколения является преселективная трансмиссия с двумя сцеплениями. Её составляющими являются 2 вала для чётных и нечётных передач. Каждый вал соединён с двигателем отдельным сцеплением.

Преимущества преселективной трансмиссии уже успели оценить:

  • возможность быстрого разгона;
  • экономичность при расходе масла и топлива;
  • максимально возможный на сегодня КПД среди «автоматики».

К недостаткам тоже не стоит подходить снисходительно. Сюда относятся:
  • высокая стоимость;
  • дорогостоящие ремонтные работы и замена масла;
  • рывки и провалы в динамике авто.

Чем отличается вариатор от «автомата» и «робота»

При покупке авто даже опытный автомобилист не всегда сможет разобраться, какая коробка передач в нём установлена. Приводим советы, как отличить АКПП, CVT и «робота» визуально.

Найти отличия между автоматической и вариаторной коробкой передач при посадке в салон авто невозможно. И та и другая выглядят идентично: один рычаг управления, одинаковое обозначение режимов.

Существует 4 основных признака, по которым можно определить тип КП:

  1. Количество режимов. Вариаторы могут содержать меньшее количество режимов - обычно 4: «P», «N», «D», «R». В современных «автоматах» присутствуют ещё и дополнительные.
  2. Указание типа КП рядом с маркой автомобиля. Чтобы разобраться, какая же всё-таки КП установлена в машине, следует осмотреть её снаружи сзади. Большинство производителей около обозначения марки и модели сообщают и тип трансмиссии - «AT» или «CVT».
  3. Разница в «поведении» транспорта в ходе езды. У авто с АКПП будут присутствовать рывки и толчки. У транспортных средств с вариатором их не будет. Кроме того, у последних будут слышны щелчки в коробке.
  4. Разное «поведение» машины при подъёме на горку. Если при движении под гору затормозить и отпустить педаль газа, автомобиль с АКПП будет плавно двигаться вперёд без отката назад. Автос вариатором сделает откат назад и не будет осуществлять движение вперёд на холостых оборотах.
При отсутствии возможности воспользоваться вышеперечисленными способами за информацией о типе трансмиссии следует обратиться:
  • к добросовестному продавцу,
  • к опытному автослесарю,
  • к сопроводительной документации авто.

Видео: отличия вариатора, автомата и робота Отличить вариатор от «робота» проще - достаточно взглянуть на внешний вид коробки передач в салоне и обозначения режимов. В вариаторе основным режимом движения вперёд является D, в «роботе» - А/М или Е/М (хотя в преселективной трансмиссии такого отличия уже нет).

Чтобы АКПП прослужила как можно дольше, следует строго придерживаться некоторых правил эксплуатации:

  1. При остановке на спуске либо подъёме нужно пользоваться стояночным тормозом.
  2. Производить переключение в режимы P, R после остановки движения машины.
  3. Незамедлительно обращаться в автосервис при наличии толчков и рывков в ходе переключения передач, а также горелого запаха, шума либо гула в районе КП.

Важно! При поломке машины с АКПП её нужно буксировать на нейтральной передаче с включённым мотором. Транспортировка на буксире на расстояние больше 80 км со скоростью свыше 30 км/ч. не рекомендуется из-за риска повреждения узлов и деталей самой коробки.

Чтобы продлить срок службы вариаторной коробки передач, следует:

  1. Осуществлять постоянный контроль за уровнем масла, менять его после каждых 30 тысяч км пробега.
  2. Использовать лишь качественное масло от хорошо зарекомендовавших себя производителей и строго подходящее к авто.
  3. В холодное время года не перегружать трансмиссию на старте движения.
  4. Периодически проверять состояние разъёмов и проводки.
  5. Предоставлять ремонт и диагностику вариатора только специалистам из автосервиса. Самостоятельно проникать в КП не стоит.
  6. Осуществлять буксировку лишь при работающем двигателе на недлин«««ные расстояния.
  7. Стараться не допускать резких разгонов и торможений, ударов трансмиссии.
  8. Не ездить по бездорожью либо просёлочным дорогам.
  9. Не буксировать другие транспортные средства.
  10. Следить за состоянием датчика скорости.

Роботизированная КП прослужит дольше, если придерживаться таких правил эксплуатации:
  1. Не допускать буксования в холодное время года.
  2. Производить простой автомобиля, включив режим «Е».
  3. При плохом дорожном покрытии осуществлять старт, не газуя, со 2-й передачи.
  4. При кратковременной остановке переходить в режим «А».
  5. Проводить диагностику несколько раз в год.

Какой вариант лучше и почему

Вряд ли можно однозначно ответить на вопрос, какая коробка переключения передач лучше, ведь каждый автомобилист будет выбирать её в соответствии с собственными целями и предпочтениями. Среди автомобилистов по-прежнему популярны авто с АКПП. Усовершенствованные вариаторы также не сдают свои позиции. Простые «роботы» отходят в прошлое. Им на смену приходят более современные трансмиссии (например, преселективная).

Знаете ли вы? Самым быстрым серийным легковым автомобилем сегодня является Bugatti Veyron Super Sport. В 2017 году на нём был установлен рекорд скорости в 457,4 км/ч.

В целом же, если подвести итоги, то среди рассмотренных нами вариантов наиболее оптимальным на сегодня решением является классическая «автоматика». Объясняется это следующими причинами:

  • надёжностью;
  • доступностью ремонта и замены запчастей;
  • возможностью ездить по любым дорогам.
Машины с вариаторными КП подойдут для тех, кто любит плавный ход. «Роботы» - тем, кто предпочитает небольшие автомобили, любит спокойную езду, передвигается по городским дорогам и шоссе, ставит во главу угла экономичность. Любителям активной езды, скорости и манёвров следует присмотреться к преселективной трансмиссии.

Если же верить экспертам мирового автомобильного рынка, то будущее за вариаторными и преселективными КП. Именно простым, комфортным и экономичным моделям автомобилисты всё чаще будут отдавать предпочтение.

Видео: какой вариант коробки передач лучше выбрать Таким образом, современные автомобили всё чаще оснащаются автоматическими коробками переключения передач и их вариациями - вариаторной и роботизированной. Каждая из них имеет достоинства и недостатки. Общим преимуществом для них являются простота в управлении и обеспечение плавного хода авто. Подбор КП следует осуществлять в соответствии со стилем вождения, собственными предпочтениями и предназначением автомобиля.

Подписывайтесь на наши ленты в

Понятие «вариатор» появилось в середине прошлого века, и на данный момент этот тип трансмиссии уже занял заслуженное место у производителей скутеров, байков и снегоходов. Современная автоиндустрия начала осваивать данную коробку передач не так давно, но ведущие компании уже выпустили модели, укомплектованные коробкой этого типа. В среде автолюбителей возникают сопутствующие вопросы: что лучше выбрать, автомат или вариатор; какая коробка надежнее; в чем состоит их отличие; какие преимущества и недостатки у данных коробок? Для того чтобы разобраться в этих вопросах следует выяснить, что представляют собой эти типы трансмиссий.

Вариатор (бесступенчатая коробка передач) - это устройство, которое передает крутящий момент от двигателя к колесам автомобиля. Благодаря тому, что работа вариаторам не требует переключения передач, он способен очень плавно менять скорости вращения дисков.

Автомат - тип трансмиссии, состоящий из 2 основных компонентов: гидротрансформатора, обеспечивающего функцию сцепления, а также переключение передач и редуктора.

Основные отличия вариаторов от автоматов

Транспортные средства, укомплектованные как вариатором, так и автоматом, имеют по 2 педали, что значительно упрощает процесс вождения и позволяет водителю не отвлекаться. Управление бесступенчатой коробкой происходит с помощью компьютера, именно он после анализа условий движения, выбирает наиболее приемлемое передаточное отношение. Благодаря этому работа двигателя происходит в щадящем режиме, плавно и без рывков. Также благодаря оптимизации работы двигателя, при наличии вариатора отсутствует звук, характерный для набора скорости.

Обе коробки требуют больших затрат при ремонте. Причем при поломке вариатора необходимо обращаться только к официальным дилерам, в связи с малоизученностью трансмиссии этого типа. Ремонт автомата, провести легче, но он потребует больших финансовых вложений.

Обе коробки требуют регулярной замены масла. Трансмиссионная смазка для вариатора отличается высокой ценой, но ее требуется меньше, а саму замену нужно проводить реже. Масло в автомате можно менять самостоятельно, в продаже есть огромный ассортимент смазочных материалов для АКПП, но заниматься заменой нужно чаще и требуемый объем масла гораздо больше.

Автомобили с вариатором и автоматом требуют специального режима при буксировке и имеют ряд ограничений для этого.

Сравнение бесступенчатых коробок и автоматов

Автомобили, оснащенные вариатором, имеют ряд преимуществ и недостатков по сравнению с автоматами.

Основные достоинства бесступенчатых КПП:

  • Разгон у них более стремительный, без рывков, что объясняется отсутствием необходимости переключения передач; набор скорости происходит без «провалов», в отличие от автоматов.
  • Автомобили, укомплектованные трансмиссией этого типа, прощают водителям некоторые ошибки при вождении. Например, на светофоре машина не заглохнет, не покатится назад при движении в гору, а процесс движения с места всегда будет плавным и комфортным, независимо от навыков и опыта водителя.
  • Благодаря выбору оптимального режима работы двигателя, автомобили с вариатором более экономичны.
  • Нагрузки на двигатель и другие элементы привода оптимизированы, по сравнению с автомобилями, укомплектованными автоматом, они в меньшей мере подвержены износу и требуют более редкого ремонта.
  • Уровень шумов, которые издают автомобили с бесступенчатой КПП, примерно вдвое ниже, чем у оборудованных автоматом.
  • Также уровень выброса вредных веществ в отработанных газах у транспортных средств с такой коробкой намного меньше.

Кроме преимуществ, автомобили с вариаторами имеют и ряд недостатков:

  1. Бесступенчатая коробка в основном не устанавливается на автомобили с мощным двигателем.
  2. После отключения на длительное время аккумуляторной батареи, включается режим принудительной калибровки работы КПП, который длится на протяжении первых 100 километров пробега.
  3. Ремонт вариаторов обойдется значительно дороже, к тому же специалистов, способных его произвести, найти тяжело.
  4. У автомобилей с этой КПП имеются ограничения при буксировке прицепа или другого транспортного средства.
  5. Для правильной работы вариаторов учитываются показатели огромного количества датчиков: скорости, положения коленчатого вала, контроля АБС, давления и многих других; при их выходе из строя трансмиссия будет работать некорректно.

Надежность вариаторов, используемых в автомобилях Тойота Королла

Короллы, оснащенные вариатором, появились еще в 2006 году. Надежность коробок этого типа у моделей до 11 поколения не является высокой и вызывала нарекания владельцев. Это было обусловлено такими причинами:

  • Вариаторы работали в основном за счет трения, что вызывало интенсивный износ ремня и рабочих поверхностей самой коробки.
  • Корректная работа этой КПП зависит от показаний большого количества электронных приборов; выход из строя одного из них способен вызвать сбой работы вариатора.

Исходя из этого, можно заключить, что у автомобилей Тойота Королла, выпущенных до 2013 года, коробка автомат надежнее, чем бесступенчатая КПП.

У Королл 11 поколения после долгой и кропотливой работы указанные недостатки вариаторов удалось устранить, поэтому новые модели с автоматом не выпускаются. Новая бесступенчатая коробка передач CVT Mulridrive S позволяет чувствовать себя надежно и уверенно за рулем автомобиля, а также существенно экономить на расходе топлива.

Правила использования бесступенчатых коробок автомобилей Тойота Королла

Для большей надежности работы вариатора следует соблюдать основные правила их эксплуатации:

  1. При использовании в зимний период не стоит давать на вариатор сильных нагрузок, особенно, если он не успел прогреться. Оптимальный температурный режим значительно продлит срок его эксплуатации.
  2. Состоянию и уровню жидкости в коробке этого типа нужно уделять особое внимание, вовремя ее менять и доливать.
  3. Так как этот тип трансмиссии не приспособлен для участия в гонках, не стоит ее перегружать.
  4. Своевременно производите осмотр датчиков, проверяя их целостность и работоспособность.
  5. При обнаружении каких-либо неполадок в вариаторе не пытайтесь устранить их самостоятельно, лучше обратитесь на специализированную СТО.

В середине прошлого века вариатор, как правило, можно было увидеть только на скутерах или мопедах. Сегодня же усовершенствованные виды передаточного устройства можно установить практически на любой автомобиль, что и делают многие производители. А это значительно усложняет выбор простому автолюбителю.

На чашах весов все чаще оказываются коробка автомат и вариатор, в чем разница между автоматическими устройствами и какому из них отдать предпочтение? Разберемся сегодня в этой статье.

В чем разница между вариатором и автоматической коробкой передач?

Итак, рассмотрим эти два механизма поближе. Оба прибора переключают скорости в автоматическом режиме, но на этом все сходства заканчиваются. Начнем с того, что знакомая многим АКПП, как правило, имеет до восьми передач и по сути - это блок, сочетающий в себе коробку переключения передач, гидротрансформатор и систему управления.

Гидротрансформатор заменяет в машине педаль сцепления и, собственно, отвечает за плавное изменение и передачу крутящего момента на ведущий вал КПП. В коробку передач входят такие составляющие как:

  • Планетарный редуктор;
  • Фрикционные и обгонные муфты;
  • Валы, которые соединяют все механизмы;
  • Барабаны, отвечающие за сцепление;
  • Тормозные ленты, которые применяют для лучшей функциональности барабанов.

Система управления в свою очередь отвечает за распределение потоков трансмиссионного масла, в нее входят такие компоненты как:

  • Масляный насос;
  • Гидроблок;
  • Различные золотники.

Вариатор в отличие от автоматической коробки не имеет ступеней передач и работает на основе клиноременной или тороидной системы.

Клиноременной вариатор работает по следующему принципу: два шкива, между которыми проходит ремень. Смена скорости происходит за счет изменения диаметра шкивов. Это достигается благодаря движению конических дисков, из которых и состоят шкивы. Эти конусы всегда находятся в движении. При сближении конусных дисков ремень начинает двигаться по большему радиусу, а при отдалении – по меньшему. Так и происходит изменение передаточного числа вариатора.

В тороидном вариаторе основу составляют диски и передающие ролики. При смене передаточного числа меняется расположение роликов и радиус обкатывания дисков. Сила давления в таких вариаторах может достигать 10 тонн. Поэтому материалы для производства подбираются особо прочные, что еще в большей мере увеличивает и так не маленькую стоимость устройства.

Преимущество вариатора над коробкой автомат

Автоматические коробки делают управление машиной более комфортным. Все, что нужно водителю – чувствовать педаль газа и следить за степенью ее нажима. Чем сильнее утоплен акселератор, тем быстрее разгонится и поедет авто, при этом коробка сама подберет оптимальный режим и переключит на нужную передачу. Более того смена скоростных режимов в автоматической коробке происходит плавно и равномерно, поэтому АКПП предохраняет двигатель от перегрузки и в значительной степени продлевают его срок эксплуатации.

А вот встроенный вариатор отличается от АКПП еще большей степенью автоматизации и эффективности. В процессе движения компьютер анализирует поступающие данные об условиях вождения и подбирает более подходящее передаточное число, не доводя работу двигателя до критических оборотов. Только в отличие от коробки автомат число передач у вариатора не ограничивается 8 вариантами. Поэтому благодаря широкому выбору передач и небольшому зазору между их значениями двигатель начинает работать в еще более щадящем режиме.

Подробнее о преимуществах и недостатках вариатора и коробки автомат можете узнать из следующего видео:

Динамические показатели АКПП и вариатора

Коробка автомат и вариатор, в чем разница при движении автомобиля? Что касается гоночных характеристик, то ни вариатор, ни коробка автомат здесь не подходят. Для этих целей лучше всего подойдет только механическая коробка передач. Хотя первые автомобильные вариаторы были опробованы именно на гоночных трассах.

Но если речь пошла именно о динамических показателях рассматриваемых трансмиссий, то АКПП на некоторый промежуток времени отстает при старте. А вот автомобиль, оснащенный вариатором вообще не способен делать резких рывков, к тому же быстрый старт может сильно навредить коробке и довольно быстро вывести ее из строя. Однако разгон все же происходит быстрее автомата при одинаковых мощностных характеристиках двигателя. «Пореветь» мотором в вариаторе у вас тоже не получиться. Машина будет скорее «плыть», а не ехать, издавая при этом монотонное легкое жужжание двигателя.

Смотрим видео, динамика разгона машины с вариатором до 100 км/ч:

Основные отличия двух трансмиссий в плане эксплуатации

Немаловажен при выборе трансмиссии и вопрос экономической целесообразности. Но с этим здесь немного сложнее. Так, если учитывать расход топлива, то вариатор окажется в более выгодном положении. Гидротрансформатор, отвечающий в АКПП за переключение скоростей, обладает низким КПД. Каждый раз при переключении передачи машина расходует повышенное количество бензина, что за несколько поездок может вылиться в кругленькую сумму.

Бесступенчатая трансмиссия выигрывает не только тем, что ей не нужно тратить энергию на переключение скоростных режимов, но и по весу она значительно легче коробки автомат. Поэтому высокие динамические характеристики у автомобилей с вариаторами сочетаются с хорошим показателем экономичности.

Зато при поломке коробки автомат и вариатора, в чем разница будет понятна из чека за услуги автомеханика. Разность конструкций требует и разного подхода в ремонте. При этом механизм вариатора хоть и с виду довольно прост, но на деле не все так просто. На данный момент не многие сервисы могут качественно провести ремонт вариатора, причем достаточно большое количество вообще не занимаются обслуживанием данной трансмиссии. Поэтому при поломке, как показывает практика, качественно выполнить ремонт сможет только высококвалифицированный мастер в официальном дилерском центе, а значит и стоимость починки обойдется значительно дороже. С автоматической коробкой передач в этом плане все гораздо проще и дешевле.

В обслуживании коробка автомат будет также более выгодной. АКПП требует больше масла по сравнению с вариатором, но менять его нужно реже. Вариатор же обходится меньшим количеством смазочного материала, зато цена его намного выше. Более того обычные масла для трансмиссии ему не подходят. Для каждой модели вариатора требуется индивидуальный подбор определенной по составу смазочной жидкости, иначе поломки не избежать.

Подведем итоги

Основываясь на вышесказанном можно выявить следующие преимущества вариатора над АКПП:

  • Вариатор обеспечивает более стремительный разгон;
  • Позволяет лучше оптимизировать нагрузку на двигатель;
  • Более экономичный расход топлива;
  • Снижает шум при работе авто;
  • Сокращает количество вредных веществ выбрасываемых в атмосферу.

Но, несмотря на положительные стороны, есть и недостатки данной трансмиссии в сравнении с коробкой автомат:

  • Вариатор не устанавливают на модели автомобилей с довольно мощными двигателями, что нельзя сказать об автоматической коробке передач;
  • Автомат дешевле в ремонте и обслуживании, и не требует специальных жидкостей;