Форма бланка на списание масла моторного. Бюджетный учет списания гсм

Немало бюджетных учреждений используют в своей деятельности автомобили. Очевидно, что ни один из них не может функционировать без моторного масла. Его периодическая замена необходима для нормальной работы двигателя авто. Но это вовсе не новость для бухгалтеров бюджетных учреждений. А вот как часто следует менять моторное масло, какие нормы его расхода и, самое главное, что потом делать с отработанным маслом, знают не все. Тем, что нам известно по данному вопросу, охотно поделимся с вами в этой статье.

Мы с вами уже знаем, как правильно заправить «железного коня» (см. статью «Талоны, смарт- и скретч-карты на горючее: что и как правильно применять» // «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 41), а также как заменить в нем тормозную и охлаждающую жидкость (см. «Списываем тосол и тормозную жидкость» // «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 20). Остается лишь заменить моторное масло и - полный вперед!

Однако моторное масло отличается от того же горючего тем, что последнее полностью сгорает в процессе работы автомобильного двигателя. Тогда как масла после отработки ими своего функционального ресурса требуют слива из автомобиля. И с учетом этого возникает закономерный вопрос: что делать с таким отработанным материалом? Но, чтобы было, что сливать, сначала нужно что-то залить. Поэтому для начала выясним нюансы замены моторного масла.

Замена моторного масла

С какой периодичностью следует проводить замену масла в двигателе автомобиля?

Порядок проведения технического обслуживания (в том числе замены моторного масла) и ремонта дорожных транспортных средств определен Положением № 102 . Согласно п. 3.7 этого Положения техническое обслуживание транспортного средства необходимо выполнять в планово-обязательном порядке, включая определенный этим документом и инструкциями производителей перечень обязательных работ. В частности, первое техническое обслуживание рекомендовано осуществлять с периодичностью в соответствии с таблицей 1 ( п. 3.9 Положения № 102 ). Примерный перечень операций ТО-1 приведен в приложении А к Положению № 102 . Работы по замене масла в поддоне картера двигателя как раз входят в этот перечень операций. Согласно таблице 1 такое техобслуживание для легковых автомобилей и автобусов должно проводиться каждые 5000 км .

Важно! Если определенная в таблице 1 периодичность обслуживания отличается от периодичности, установленной документацией завода-производителя, следует руководствоваться указанной документацией .

Также периодичность техобслуживания в целом и замены моторного масла в частности в значительной степени зависит от условий эксплуатации (рельефа местности, технической категории автомобильных дорог и т. п.). Таким образом, в первую очередь нужно ориентироваться на периодичность замены моторного масла, определенную заводом-изготовителем соответствующего автомобиля. На практике моторное масло меняют, как правило, через каждые 7000 - 8000 км . Также желательно каждые 1000 - 2000 км пробега все-таки заглядывать под капот и проверять уровень масла. Чтобы определить, нужно ли добавлять моторное масло, следует воспользоваться масляным щупом, который отражает его уровень в двигателе.

Какими нормами расходов моторного масла следует руководствоваться?

Для планирования потребности в горюче-смазочных материалах, контроля за их расходами и ведения отчетности бюджетные учреждения руководствуются Нормами № 43 . Об этом должно быть указано в приказе об учетной политике учреждения или же в отдельном приказе, которым будет установлено, что при списании горюче-смазочных материалов надо использовать именно Нормы № 43 .

Для дизельных и газодизельных грузовых автомобилей и автобусов с полной массой свыше 3,5 т:

моторное масло - до 2,8 л/100 л (л/100 м 3 СПГ) Q н;

трансмиссионное масло - до 0,4 л/100 л (л/100 м 3 СПГ) Q н;

специальные масла - до 0,1 л/100 л (л/100 м 3 СПГ) Q н;

пластичные (консистентные) смазки - до 0,3 кг/100 л (кг/100 м 3 СПГ) Q н;

Для остальных автомобилей и автобусов:

моторное масло - до 1,8 л/100 л (л/100 м 3 СПГ) Q н;

трансмиссионное масло - до 0,15 л/100 л (л/100 м 3 СПГ) Q н;

специальные масла - до 0,05 л/100 л (л/100 м 3 СПГ) Q н;

пластичные (консистентные) смазки - до 0,1 кг/100 л (кг/100 м 3 СПГ) Q н.

При этом нормативы расходов смазочных материалов уменьшаются на 50 % для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации менее 3 лет . В то же время для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет или имеющих пробег свыше 150 тыс. км , такие нормы могут быть увеличены до 20 % . Но такое увеличение обязательно должно быть надлежащим образом обосновано .

Необходимо понимать, что нормативы расходов смазочных материалов включают в себя замену смазочных материалов во время технического обслуживания и периодическое их добавление в процессе эксплуатации.

Внимание! Нормативные расходы соответствуют предельно допустимым расходам. То есть они могут быть значительно выше, чем обычные расходы смазочных материалов автомобилей в удовлетворительном техническом состоянии. Особенно это касается авто современных конструкций.

Временные нормы расходов смазочных материалов вводятся в действие приказом руководителя учреждения и распространяются только на автомобили данного учреждения. Причем уже из названия таких норм понятно, что они будут действовать не постоянно, а только в течение определенного времени. А конкретно, при введении в действие в Украине постоянных норм расходов топлива и смазочных материалов на соответствующие модели (модификации) автомобилей эти нормы утратят свою силу.

Теперь о том, как определить предельно допустимые расходы смазочных материалов для конкретного пробега служебного автомобиля. Для этого нужно воспользоваться следующей формулой:

Q с = Q н х Q г : 100 л ,

где Q с - нормативные расходы смазочных материалов для фактического пробега автомобиля;

Q н - временный норматив расходов смазочных материалов на 100 л израсходованного горючего;

Q г - нормативные (исходя из базовой линейной нормы) расходы горючего исходя из фактического пробега автомобиля.

Пример 1 . Заведение здравоохранения имеет на балансе специализированный медицинский автомобиль ГАЗ-32214. Приказом руководителя заведения установлен временный норматив расхода моторного масла для этого автомобиля на уровне 1,8 л в расчете на 100 л израсходованного горючего. С учетом инструкции производителя руководителем учреждения принято решение о проведении замены моторного масла через каждые 7000 км пробега. Нормативный расход горючего (с учетом базовой линейной нормы) на этот пробег - 1456 л (20,8 л/100 км х 7000 км).

Таким образом, нормативные расходы моторного масла равны: 1,8 л х 1456 л: 100 л = 26,21 л. То есть это максимально возможное количество моторного масла, которое можно списать на работу такого автомобиля в течение выполнения им пробега в 7000 км.

Для замены масла в картере двигателя, как правило, требуется 5,5 - 6 л масла. Остальные 20,21 л (26,21 - 6) водитель может добавлять по мере необходимости.

По каким КЭКР планировать расходы на замену моторного масла?

Для того чтобы правильно запланировать расходы на замену моторного масла в служебном авто, прежде всего нужно четко понимать, каким способом будет проводиться такая операция. Ведь здесь есть два варианта развития событий:

Или замена выполняется собственными силами учреждения без привлечения сторонних специалистов (штатным водителем, механиком учреждения). Этот вариант выполнения работ по замене моторного масла является более распространенным;

Или замена производится на СТО .

Если вы избрали первый вариант, тогда сначала нужно приобрести моторное масло. Расходы на приобретение таких материалов согласно п. 15 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333 следует планировать и осуществлять по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь».

Если же в учреждении нет специалиста, который мог бы заменить моторное масло в автомобиле, то придется обратиться в СТО. Оплату услуг по техобслуживанию транспортных средств (в том числе и замене масла в двигателе) следует проводить по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Этого требует п. 8 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333 . По большей части, исполнитель работ использует собственные расходные материалы, поэтому в отдельном приобретении масла нет необходимости.

Как правильно отразить в учете операцию по замене моторного масла?

Для учета смазочных материалов в Плане счетов предназначен субсчет 235 «Топливо, горючие и смазочные материалы». Учет по этому субсчету следует вести в разрезе видов горючего и смазочных материалов. То есть для учета моторного масла определенного вида и производителя необходимо открыть отдельный аналитический счет в рамках субсчета 235.

Что касается документального оформления операции по замене моторного масла в служебном автомобиле, то здесь опять-таки все зависит от способа выполнения такой замены. В частности, при проведении замены собственными силами учреждения списание моторного масла следует оформлять Актом списания по типовой форме № З-2, утвержденной приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130 . В акте обязательно нужно указать, для техобслуживания какого конкретно автомобиля было использовано моторное масло. Основанием для выполнения работ по техническому обслуживанию служебного автомобиля должно быть распоряжение руководителя учреждения.

Зато, если замена масла осуществляется на СТО, отношения с исполнителем работ прежде всего следует оформить договором . Также взаимоотношения между заказчиком и исполнителем услуг по техническому обслуживанию и ремонту колесных транспортных средств (далее - КТС) урегулированы Правилами № 615 . Так, в момент передачи подрядной организации транспортного средства оформляется Акт передачи-приема КТС, его составных частей (систем) для предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту ( приложение 2 к Правилам № 615 ), который составляется в двух экземплярах. В свою очередь, Акт передачи-приема КТС, его составных частей (систем) после предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту ( приложение 3 к Правилам № 615 ) удостоверяет факт предоставления услуг. В случае замены эксплуатационных жидкостей (в том числе моторного масла) при техническом обслуживании КТС исполнитель указывает в данном акте их наименование, маркировку и необходимые эксплуатационные параметры. Кроме того, после завершения работ исполнитель должен предоставить заказчику следующие документы ( п. 8 разд. VІІ Правил № 615 ):

1) счет-фактуру, наряд-заказ, накладную, квитанцию и т. п.;

2) гарантийный талон (один экземпляр);

3) приложения к эксплуатационной документации;

4) справку-счет на составные части, приобретенные и установленные исполнителем на КТС.

Утилизация отработанных моторных масел

Что делать с отработанным моторным маслом?

Ответ однозначный - утилизировать . Ведь отработанные нефтепродукты, не пригодные для использования по назначению (в том числе отработанные моторные, индустриальные масла и их смеси), являются опасными отходами . Они относятся к разделу А Желтого перечня отходов .

Механизм сбора, перевозки, хранения, обработки (переработки), утилизации и/или обезвреживания отработанных моторных масел регламентирован Порядком № 1221 . Действие этого Порядка распространяется на субъектов хозяйствования всех форм собственности , в процессе деятельности которых на территории Украины образуются отработанные масла ( п. 3 Порядка № 1221 ). Такие субъекты хозяйствования считаются потребителями масел (смазок).

Основные обязанности потребителей масел (смазок) приведены в п. 6 Порядка № 1221 . В частности, они должны:

Обеспечить раздельный сбор отработанных масел;

Сдавать отработанные масла на приемные пункты или непосредственно переработчикам отработанных масел (смазок);

Осуществлять первичный учет в отношении приобретенных масел, их использования, дальнейшего обращения с отработанными маслами;

Подавать информацию о состоянии обращения с отработанными маслами. Такая информация подается ежеквартально до 10 числа следующего месяца в Госэкоинспекцию по форме в соответствии с приложением 5 к Порядку № 1221 . Это требование не касается субъектов хозяйствования, которые проводят замену масел (смазок) в транспортных средствах в пунктах замены.

Таким образом, каждое учреждение должно либо самостоятельно обеспечить утилизацию отработанных масел, либо поручить это специализированному предприятию. Если учреждение не может самостоятельно обеспечить их утилизацию, оно должно заключить договор или с переработчиком масел, или с пунктом их приема.

Факт приема отработанного моторного масла специализированное предприятие должно подтвердить актом приема отработанных масел (смазок) в соответствии с приложением 3 к Порядку № 1221 . Этот документ оформляется в двух экземплярах. Один из них предоставляется учреждению, которое сдает указанные отходы, а второй остается у принимающего их субъекта хозяйствования, который имеет лицензию на право осуществления хозяйственной деятельности в сфере обращения с опасными отходами ( п. 13 Порядка № 1221 ).

Самым правильным будет сдать отработанное моторное масло на переработку специализированному предприятию. Сейчас пунктов приема таких отходов немало в каждом городе. Однако они часто устанавливают минимально допустимое для сдачи количество таких масел. Поэтому возможно его придется некоторое время накапливать, прежде чем сдать на переработку.

Также отработанное масло может быть использовано в хозяйственных целях. Например, его иногда применяют для смазывания деталей в разных инструментах (бензопила, сучкорезы, мото-косы и т. п.). Не секрет и то, что обработка деревянных поверхностей (исключительно для наружных работ) отработанным маслом предотвращает их порчу под воздействием окружающей среды.

Именно от того, как вы планируете в дальнейшем использовать отработанное моторное масло, и будет зависеть порядок его учета.

Нужно ли оприходовать отработанное моторное масло? Каков порядок его учета?

Запасы признаются активом при условии, что их можно достоверно определить, а также если использование таких запасов предусматривает получение будущих экономических выгод . Указание на это содержит п. 1 разд. ІІ НП(С)БУ 123 . Значит, отработанное моторное масло следует оприходовать на баланс учреждения, если вы можете сдать его на переработку и получить за это хоть какой-нибудь доход. Также нужно оприходовать такое масло, если вы планируете его использовать для хозяйственных нужд учреждения. Зато в случае, когда за утилизацию отработанного масла вам не платят, а вам самим придется заплатить (и такое возможно), тогда зачислять его на баланс учреждения нет никакого смысла. Достаточно будет вести только количественный учет этих отходов.

Для учета запасов, удерживаемых с целью дальнейшего распределения, передачи или продажи, Планом счетов предусмотрен субсчет 261 «Запасы для распределения, передачи, продажи». Поэтому отработанное масло, которое учреждение планирует передать (реализовать) специализированному предприятию для утилизации, следует учитывать на этом субсчете. Тогда как учет отработанного масла, которое планируется оставить в учреждении и использовать для хозяйственных целей, целесообразно вести на субсчете 239 «Прочие материалы».

В целом порядок учета отработанного масла мало чем отличается от порядка учета металлолома, о котором мы уже не раз рассказывали на страницах нашей газеты. Оприходование такого масла (аналогично оприходованию металлолома) следует оформлять накладной (актом о приеме материальных ценностей). Результаты его оценки также нужно отразить в акте оценки произвольной формы. Стоимость таких материалов определяют исходя из цены их возможной реализации.

Важно! Если отработанное масло остается для непосредственного использования в учреждении (не сдается специализированному предприятию для переработки), не позднее последнего рабочего дня месяца на сумму таких материалов необходимо составить и подать в органы Госказначейской службы Справку о поступлениях в натуральной форме .

Рассмотрим порядок отражения операций по замене моторного масла в служебном автомобиле на счетах бухгалтерского учета на условном примере.

Пример 2 . Больница приобрела 6 л моторного масла для технического обслуживания кареты скорой помощи (ГАЗ-32214). Стоимость моторного масла - 420 грн. (в том числе НДС - 120 грн.). Замену масла в поддоне картера двигателя автомобиля произвел водитель больницы. Стоимость использованного масла списана на фактические расходы на основании акта списания по типовой форме № З-2.

При замене моторного масла из автомобиля было слито и оприходовано 5,5 л отработанного масла. Согласно акту оценки его стоимость составляет 27,50 грн. (5,5 л х 5 грн.). Руководством было принято решение о передаче отработанного масла на переработку специализированному предприятию. Факт передачи отходов специализированному предприятию был удостоверен актом приема отработанных масел (смазок).

Денежные средства за сданное отработанное масло в сумме 27,50 грн. поступили на специальный регистрационный счет бюджетного учреждения.

В бухгалтерском учете эти операции следует отображать так:

№ п/п

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

Перечислены средства поставщику за приобретенное моторное масло

Оприходовано моторное масло

Списано использованное моторное масло для техобслуживания автомобиля

Оприходовано отработанное масло, которое подлежит сдаче специализированному предприятию

Начислен доход от реализации отработанного масла

Передано на основании акта отработанное масло специализированному предприятию

Поступили средства от специализированного предприятия на специальный регистрационный счет учреждения

* Считаем использование субсчета 711 «Доходы по средствам, полученным в качестве платы за услуги» при оприходовании отработанного масла нецелесообразным, поскольку у учреждения в таком случае возникают не доходы, а обязательства по передаче его специализированному предприятию.

Начисление дохода проводится при реализации отработанных масел специализированному предприятию.

На этом все. Берегите природу и уважайте закон!

Нормативные документы

КоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Желтый перечень отходов - Желтый перечень отходов, утвержденный постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1102.

Порядок № 1221 - Порядок сбора, перевозки, хранения, обработки (переработки), утилизации и/или обезвреживания отработанных масел (смазок), утвержденный постановлением КМУ от 17.12.2012 г. № 1221.

Постановление № 118 - постановление КМУ «Об утверждении Порядка подачи декларации об отходах и ее формы» от 18.02.2016 г. № 118.

Положение № 102 - Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102.

Нормы № 43 - Нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43.

Инструкция № 333 - Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

План счетов - План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Правила № 615 - Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту колесных транспортных средств, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 28.11.2014 г. № 615.

ДСанПіН 2.2.7.029-99 - Государственные санитарные правила и нормы «Гигиенические требования обращения с промышленными отходами и определение их класса опасности для здоровья населения» ДСанПіН 2.2.7.029-99, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 01.07.99 г. № 29.

НП(С)БУ 123 - Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 123 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Линкольн А.) anonymous (гость) #5 8 июля 2010, 14:21 Ой, а скажите пожалуйста если масло было заменено не собственными силами а с привлечением сторонней организации по заказ-наряду, я его с 10,5 перекинула на 10,7 можно ли с 10,7 списывать не сразу а согласно расходу топлива? Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… Тати Беларусь, Между Минском и Римом #6 8 июля 2010, 14:27 я понимаю, что списывать вы должны согласно имеющимся документам. т.е. масло ваше вы передали на ТО для замены? Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления…

400 bad request

В данном случае заказ-наряд, оформленный ОДО «Альфа», будет выглядеть следующим образом: ОДО «Альфа» (предприятие) Серия БА УНН 100000252 ЗАКАЗ-НАРЯД № 0383258 Заказчик: ООО «Сигма», р/с 3012300001111 в ОАО «Белгазпром- оформления 12.09.2008 банк», г.Минск, ул.Притыцкого, 60/2, код 742 Дата исполнения 12.09.2008 Адрес: г.Минск, ул.Осипенко, 50 фактического исполнения 12.09.2008 Владелец: ООО «Сигма» Исполнитель: ОДО «Альфа», р/с 3012000000222 Принадлежность Код оплаты в ОАО «Белорусский Народный Банк», г.Минск, пр-т Независимости, д.87А, код 765 Транспортное средство Модель Год выпуска Показания спидометра Двигатель № Кузов № Номерной знак Легковой автомобиль VW Passat 2008 30 172 б/н WVW078789DVG342 1111MI-7 1. Выполненные работы Номер позиции Наименование работ (код) Норматив времени, ч Процент надбавки Стоимость услуг Исполнитель 1 2 3 4 5 6 1.

Вход на сайт

Перечислены денежные средства за масло и фильтр 60 51 50 111 Оприходовано масло и фильтр 10-5 60 42 467 Отражена сумма НДС, выставленная поставщиком маслаи фильтра 18 60 7 644 Принята к вычету сумма НДС в общеустановленном порядке 68 18 7 644 Переданы масло и фильтр для замены исполнителю 10-7 10-5 42 467 Отражена стоимость услуги по замене масла и фильтра 20, 26, 44 60 29 400 Отражена сумма НДС по услуге по замене масла и фильтра 18 60 5 292 Перечислены денежные средства за услугу по замене масла и фильтра 60 51 34 692 Принята к вычету сумма НДС в общеустановленном порядке 68 18 5 292 Списана стоимость фильтра и масла на основании заказа-наряда 20, 26, 44 10-7 42 467 Пример 3 ООО «Сигма» осуществляет замену масла и фильтра собственными силами.

Бухгалтерский учет: бухгалтерский учет операций по замене масла моторного

И еще бывает масло летнее и зимнее, хотя многие сейчас заливают круглый год одинаковое масло, которое и для жары и для холода.Если вы заливаете масло летнее и зимнее, и документально характеристики масла позволяют определить — летнее оно или зимнее, значит его нужно менять в зависимости от сезона, и в акте указать — что произведена замена летнего масла на зимнее к примеру, в связи с наступлением соответствующего сезона. Но исходя из того, что замена масла согласно Правил по нормированию расходов по ГСМ зависит от пробега, кол-во масла, которое соответствует пройденному километражу, я бы списала на вычеты, а кол-во масла сверх этого — на расходы за счет чистой прибыли.

Как правильно оформить списание моторного масла?

Согласно рекомендации завода-изготовителя определяется ресурс наработки транспортного средства, по истечении которого масло подлежит замене. Учет расходов, связанных с заменой моторного масла Работы, связанные с заменой масла, можно осуществлять как с привлечением сторонней организации (индивидуального предпринимателя), так и собственными силами.


Внимание

В зависимости от этого различается также бухгалтерский учет операций по замене моторного масла. Надо также отметить, что работа по замене масла моторного и фильтра оформляется заказом-нарядом формы 3Н-1, бланк которого утвержден приказом Минфина РБ от 30.09.1999 № 267.

Заказ-наряд применяется для определения объема услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, оказываемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Бланк заказа-наряда является бланком строгой отчетности, имеет учетную серию и номер.

Важно

При работе автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических условий районов страны – от 5 до 20 %. Например, в Центральной части России надбавка в зимнее время установлена в размере 10 % с 1 ноября по 31 марта.

При значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температуры от средних суточных или среднестатистических значений (температурная граница -5 град. С) руководителем учреждения может быть принято решение об уточнении начала и конца периода применения зимних надбавок, но только по согласованию с региональными (местными) службами Гидрометцентра РФ.
2. При работе автотранспорта в городах с населением: – свыше 3 млн человек – до 25 %; – от 1 до 3 млн человек – до 20 %; – от 250 тыс. до 1 млн человек – до 15 %; – от 100 до 250 тыс.

Как списать масло моторное при замене

Значительно ухудшаются его противоизносные свойства. В случае разжижения масла топливом снижается его вязкость, возрастает скорость изнашивания трущихся деталей.

Инфо

Некоторые неисправности двигателя сопровождаются ускоренным загрязнением масла сажей, которая увеличивает его вязкость сверх нормы и ухудшает противоизносные свойства. Таким образом, замена масла в неисправном двигателе на практике означает, что мотор длительное время будет работать на непригодном масле, а это еще более снизит его ресурс, надежность, а в иных случаях даже приведет к аварийному выходу из строя.

С транспортным средством заказчику передается сервисная книжка, где подробно указана последовательность действий механика при проведении технического обслуживания, а также перечислены все необходимые расходные материалы.
Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Списание израсходованных материальных запасов, в том числе ГСМ, на основании оправдательных документов отражается по дебету счета 0 401 01 272 «Расходование материальных запасов» и кредиту счета 0 105 03 440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов». Пример 29. Согласно принятой медицинским учреждением учетной политики на 2006 г. списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости. Медицинское учреждение за счет средств, полученных от бюджетной деятельности, приобрело в марте 2006 г. 10 канистр тосола на общую сумму 1500 руб. По состоянию на 01.03.2006 по этой группе оставались остатки в количестве 3 канистр, стоимостью 360 руб. В течение марта 2006 г. по указанной группе материальных запасов списано 9 канистр тосола.

Как списать масло моторное при его замене в бюджетных организациях

Сумма руб.(прописью) Семьдесят одна тысяча восемьсот шестьдесят семь рублей Кассир штамп (сумма прописью) Окончательная стоимость заказа Получено в окончательный расчетСумма руб.(прописью)« » г. Кассир штамп работ запчастей всего ставка НДС, % сумма НДС, руб. окончательная стоимость заказас НДС, руб. 29 400 42 467 71 867 18 12 936 84 803 Восемьдесят четыре тысячи восемьсот три рубля (сумма прописью) С объемом работ согласен, с правилами пользования СТО ознакомлен В.Н.Побат(подпись заказчика) Заказ оформил Т.П.Горбач(подпись) (И.О.Фамилия) Заказ исполнил слесарь С.П.Бурко(должность) (подпись) (И.О.Фамилия) Объем и качество выполненных работ проверил начальник пр-ва (должность) В.П.Иванов(подпись) (И.О.Фамилия) «12» сентября 2008 г. Претензий к выполненным работам не имею, заказ получил В.Н.Побат(подпись)«12» сентября 2008 г.

Способ списания материалов отражается в учетной политике учреждения. Отметим, что средняя фактическая стоимость определяется с учетом запасов, поступивших в течение текущего (ранее – данного) месяца на дату списания.

Обратите внимание: отражение в учете операций по перемещению ГСМ внутри учреждения осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально-ответственного лица на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). В бухгалтерском учете данные операции отражаются по дебету счета 0 105 03 340 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» и кредиту счета 0 105 03 340 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов».

Все виды топлива и смазочных материалов списываются в расход на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) и Путевого листа (ф.

Наличие автотранспорта заставляет автономное учреждение приобретать ГСМ. Основной целью учета данного вида нефинансовых активов является обеспечение правомерности его расходования. Особое значение приобретает четкое исполнение требований нормативных актов, регулирующих его нормирование. Как показывает практика проверок, наибольшее количество нарушений связано именно со списанием топлива с учета. О том, как избежать ошибок в учете, мы расскажем в статье.

Нормы расхода Горюче - смазочных материалов

Свою деятельность автономное учреждение осуществляет в соответствии с планом финансовохозяйственной деятельности. Планирование расходов на ГСМ, а также ведение статистической отчетности, определение себестоимости перевозок АУ осуществляется в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ23р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных средств на автомобильном транспорте" (далее. Рекомендации).
В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др.
Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры их потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
1) базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;
2) транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:
- автобуса, где учитываются снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
- самосвала, где учитываются снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);
3) транспортная норма в литрах на 100 ткм (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля.
Учет дорожнотранспортных, климатических и других факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходной нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего транспортное средство, или местной администрации).
Нормативный расход топлива определяется по формулам. Для каждого вида автотранспортного средства (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, самосвалов, специальных и специализированных автомобилей) предназначена специальная формула расхода топлива. Например, для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D), где:
Qн. нормативный расход топлива, л;
Hs . базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S . пробег автомобиля, км;
D . поправочный коэффициент к норме (суммарная относительная надбавка или снижение), %.

Для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую нормы расхода топлив отсутствуют в Рекомендациях, руководители местных администраций регионов и организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программеметодике (п. 6 Рекомендаций).
В соответствии с приложением 1 к Рекомендациям нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок. в килограммах на 100 л расхода топлива.
Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей, прошедших капитальный ремонт и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводовизготовителей, инструкциями по эксплуатации и т. п.
Бухгалтерский учет Горюче - смазочных материалов
В соответствии с п. 118 Инструкции N 157н для учета ГСМ предусмотрен счет 105 03 "Горюче - смазочные материалы", на котором учитываются все виды топлива, горючего и смазочных материалов: дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т. д.
В автономных учреждениях, использующих различные виды Горюче - смазочных материалов, должен быть организован их раздельный учет в зависимости от их видов (бензин, дизельное топливо, керосин и т. д.) и направлений их расходования (например, при использовании в платной деятельности или при выполнении государственного (муниципального) задания).
Учет расходов на приобретение ГСМ. Горюче - смазочные материалы, как и другие группы материальных запасов, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. Перечень расходов, включаемых в фактическую стоимость материальных запасов, установлен п. 102 Инструкции N 157н. К ним, в частности, относятся:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;
суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки (вместе. расходы по доставке).
Следует обратить внимание, что если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований ГСМ, то расходы по их доставке (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования Горюче - смазочных материалов в их общей стоимости. Например, согласно договору поставки каждый месяц в АУ поставляется: бензин А92 на сумму 230 000 руб.; бензин А95 . 125 000 руб.; бензин А80 . 60 000 руб. Общая стоимость составляет 415 000 руб. (230 000 +125 000 + 60 000). Расходы по доставке ГСМ на склад хранения составляют 10 800 руб. Таким образом, распределение стоимости расходов по доставке на каждый вид топлива будет соответственно следующим: бензин А92 . 5 980 руб.; бензин А95 . 3 250 руб.; бензин А80 . 1 560 руб.
Описанная выше ситуация встречается на практике довольно редко, это связано с тем, что в большинстве случаев государственные (муниципальные) учреждения не располагают собственными заправочными пунктами, поэтому зачастую приобретение ГСМ осуществляется посредством закупки топливных талонов, с помощью пластиковых карт или за наличный расчет через подотчетных лиц.
Далее при формировании фактической стоимости ГСМ следует учитывать, что в соответствии с п. 105 Инструкции N 157н в их фактическую стоимость не включаются сумма общехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материальных запасов.
Формирование стоимости всех видов топлив осуществляется с использованием счета 106 04 "Вложения в материальные запасы" (п. 133 Инструкции N 157н). В случае если учреждение дополнительных расходов, связанных с приобретением ГСМ, не несет, расходы по оплате их стоимости поставщику относятся сразу на счет 105 03 "Горюче - смазочные материалы".
Суммы НДС, уплаченные при приобретении ГСМ, не включаются в их фактическую стоимость, за исключением случаев, когда деятельность АУ не подлежит обложению НДС (ст. 149 НК РФ) либо налогоплательщик имеет освобождение от исполнения данных обязанностей в соответствии со ст. 145 НК РФ.
Принятие к учету расходов, связанных с приобретением ГСМ, будет отражено следующим образом (п. 51 Инструкции N 183н):
Дебет счета 0 106 04 000 "Вложения в материальные запасы"
Кредит счетов 0 302 34 000 "Расчеты по приобретению материальных запасов", 0 302 22 000 "Расчеты по транспортным услугам", 0 302 26 000 "Расчеты по прочим работам, услугам"
Оприходование ГСМ в сумме их фактической стоимости, сформированной при их приобретении, в том числе по нескольким договорам, отражается так (п. 34 Инструкции N 183н):
Дебет счета 0 105 03 000 "Горюче - смазочные материалы" (105 23 000, 105 33 000)
Кредит счетов 0 106 04 000 "Вложения в материальные запасы", 0 302 00 000 "Расчеты по приобретению материальных запасов", 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", 0 304 04 340 "Внутренние расчеты по приобретению материальных запасов" (в рамках движения ГСМ между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами))
Рассмотрим на примерах принятие к учету ГСМ посредством их приобретения:
- по безналичному расчету;
- по топливным талонам;
- с использованием топливных карт;
- за наличный расчет через подотчетных лиц.

АУ приобрело три канистры масла по цене 1 500 руб. за штуку (в том числе НДС 18% . 228,80 руб.). Расходы по доставке составили 200 руб. (в том числе НДС 18% . 30,50 руб.). Оплата производилась в безналичном порядке за счет средств от приносящей доход деятельности, облагаемой НДС. Счет учреждения обслуживается кредитной организацией.
Данные операции будут отражены в бухгалтерском учете следующим образом:

* Оприходование ГСМ от топливной компании производится на основании накладной и счетафактуры.

АУ в апреле 2011 г. приобрело за счет приносящей доход деятельности 100 талонов на бензин А80. Каждый талон рассчитан на 20 л бензина. Цена 1 л. 20 руб. (в том числе НДС). Договором предусмотрено перечисление аванса в размере 30% (12 000 руб.) и окончательный расчет в конце месяца (28 000 руб.). Учреждение обслуживается в Федеральном казначействе.
Талоны на бензин оприходованы в кассу учреждения и затем выданы под отчет водителям на месяц: 10 талонов. Иванову В. В. и 15 талонов. Сидорову И. И. В конце месяца водители представили авансовые отчеты с корешками от талонов. АУ освобождено от обязанности плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,руб.
Перечислен аванс поставщику 2 206 34 000 2 201 11 000 12 000
Оприходованы талоны на бензин в кассу АУ(100 шт. x 20 л x 20 руб.) 2 201 35 000* 2 302 34 000 40 000
Произведена окончательная оплата поставленных в учреждение талонов 2 302 34 000 2 201 11 000 28 000
Произведен зачет аванса 2 302 34 000 2 206 34 000 12 000
Выданы в подотчет талоны водителю Иванову В. В.(10 шт. x 20 л x 20 руб.) 2 208 34 000 2 201 35 000* 4 000
Выданы в подотчет талоны водителю Сидорову И. И.(15 шт. x 20 л x 20 руб.) 2 208 34 000 2 201 35 000* 6 000
Приняты к учету ГСМ при проверке авансовых отчетов: - Иванова В. В. - Сидорова И. И. 2 105 33 000**2 105 33 000* * 2 208 34 0002 208 34 000 4 000 6 000

* Согласно п. 169 Инструкции N 157н талоны на бензин являются денежными документами и должны храниться в кассе учреждения. Прием талонов в кассу производится по Приходному кассовому ордеру (ф. 0310001); по Расходному кассовому ордеру (ф. 0310002) водителям выдаются талоны под отчет.
** Получаемые по талонам ГСМ приходуются на основании корешков талонов, приложенных к авансовым отчетам водителей. В корешке содержится такая информация, как марка ГСМ и номер талона. Номер на отрывном корешке подтверждает факт использования именно тех талонов, которые были получены под отчет.

АУ осуществляет заправку ГСМ с использованием пластиковой карты на сумму 50 000 руб. Топливная организация изготавливает одну пластиковую карту на сумму 500 руб. (в том числе НДС. 76,27 руб.), которая переходит в собственность учреждения. Для заправки автомобиля топливная карта выдана в подотчет водителю легкового автомобиля.
В конце месяца водитель представил авансовые отчеты, подтверждающие заправку по пластиковой карте на сумму 50 000 руб. Все расходы оплачиваются с лицевого счета, открытого в ОФК, за счет субсидий, выделенных на выполнение государственного задания. Деятельность учреждения не подлежит обложению НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ.
При отражении операций с использованием топливных карт следует отметить, что ни Инструкцией N 157н, ни Инструкцией N 183н порядок их отражения не разъяснен. Однако ранее Минфином в Письме от 03.06.2008 N 02 14 10а/1611 были даны рекомендации о том, что приобретенные карты по предварительно оплаченным товарам рассматриваются в целях бухгалтерского учета как документы, подлежащие учету в порядке, установленном для учета бланков строгой отчетности. Таким образом, карты ГСМ следует учитывать в соответствии с Инструкцией N 157н на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности".
Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется по каждому виду бланков и месту их хранения в Книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045) (п. 338 Инструкции N 157н). В ней указываются виды, серии и номера бланков, даты их получения (выдачи), цена, количество и подписи лиц, их получивших.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующими записями:

* Поступление бланков строгой отчетности отражается записью на забалансовом счете 03 в условной оценке 1 руб. за 1 бланк или по стоимости приобретения бланков (порядок оценки устанавливается учреждением в учетной политике). Учет бланков строгой отчетности ведется в разрезе ответственных за их хранение и выдачу лиц и мест хранения (п. 337 Инструкции N 157н).
** Внутреннее перемещение бланков строгой отчетности в учреждении отражается путем изменения ответственного лица и (или) места хранения на основании оправдательных первичных документов (п. 337 Инструкции N 157н).
*** Количество заправленного бензина и его стоимость подтверждаются документами, выданными водителю на заправочной станции, которые он прилагает к авансовому отчету. В конце месяца количество и стоимость сверяется со счетомфактурой и накладной, выданной топливной компанией.

АУ выдало водителю под отчет денежные средства в сумме 1 100 руб. на приобретение бензина А92. Им в установленные сроки представлен авансовый отчет с приложенными к нему кассовыми чеками на эту сумму. Расходы осуществляются за счет субсидий, выделенных на выполнение государственного задания.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

* Сроки выдачи денежных средств под отчет на приобретение ГСМ и представления авансовых отчетов отражаются в учетной политике учреждения.
Учет списания ГСМ. Сама процедура списания ГСМ не вызывает особой сложности в учете. В соответствии с п. 108 Инструкции N 157н выбытие (отпуск) данного материального запаса производится по фактической стоимости каждой единицы (литра, килограмма и т. д.) либо по средней фактической стоимости.
Применение одного из указанных способов определения стоимости материальных запасов при выбытии по их группе (виду) закрепляется в учетной политике АУ и осуществляется в течение финансового года непрерывно.

Определение средней фактической стоимости материальных запасов производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из средней фактической стоимости (количества) остатка на начало месяца и поступивших материальных запасов в течение текущего месяца на дату их выбытия (отпуска) (п. 108 Инструкции N 157н).
Списание бензина (дизельного топлива) производится на основании правильно оформленных путевых листов (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007) водителей автотранспортных средств АУ, отражающих его использование (п. 36 Инструкции N 183н). Иные Горюче - смазочные материалы (масла, тосол, охлаждающая жидкость и т. п.) списываются согласно Акту о списании материальных запасов (ф. 0504230). Расходование масел, указанное в акте, должно соответствовать количеству использованного бензина, отраженному в путевых листах. Как было уже отмечено выше, это связано с тем, что смазочные жидкости расходуются по норме, рассчитанной на 100 л расхода топлива автотранспортного средства.
Выбытие израсходованных ГСМ отражается следующей бухгалтерской записью (п. 37 Инструкции N 183н):
Дебет счетов 0 401 20 272 "Расходование материальных запасов", 0 109 00 272 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" (0 109 60 272, 0 109 70 272, 0 109 80 272, 0 109 90 272)
Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 03 000 "Горюче - смазочные материалы" (0 105 23 000, 0 105 33 000)
Рассмотрим списание ГСМ на примере.

Согласно представленным водителем путевым листам за апрель 2011 г. пробег автомобиля ГАЗ3102 составил 886 км. Автомобиль эксплуатируется в городе с населением 1,5 млн человек, в связи с чем приказом руководителя АУ установлена надбавка в размере 20% по городу. Базовая норма расхода бензина составила 12,5 л/100 км. Срок эксплуатации автомобиля. менее 5 лет. Стоимость одного литра бензина. 23 руб.
В бухгалтерию, помимо путевых листов, был представлен акт на списание масла моторного за апрель. Его стоимость по документам равна 52 руб. за литр, норма расхода. 1,7 л/100 л бензина (цены в примере условные).
Автомобиль используется в деятельности, приносящей доход.
Рассчитаем расход бензина автомобиля ГАЗ3102 за апрель: 0,01 x 12,5 л x 886 км x (1 + 0,01 x 20) = 132,90 л.
Определим расход масла моторного за апрель: (132,90 x 1,7 / 100) л = 2,26 л.
В бухгалтерском учете данные записи будут отражены следующим образом:

Перерасход Горюче - смазочных материалов: особенности списания

В государственных (муниципальных) учреждениях расход по ГСМ можно принять к учету только в пределах норм, установленных организацией. Если фактический расход превысил утвержденную норму, то списать его на затраты АУ можно только по письменному распоряжению руководителя. Однако для принятия такого распоряжения водитель должен письменно изложить причину произошедшего перерасхода. В случае если причина уважительная (сложные дорожные или климатические условия, авария и т. д.), производится списание, в ином случае факт перерасхода ГСМ должен быть отнесен на виновное лицо.
В последнем случае не следует забывать о нормах Трудового кодекса. В соответствии со ст. 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Полная материальная ответственность за причиненный ущерб в силу ст. 243 ТК РФ может возлагаться в случае недостачи ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.
Сумма выявленного перерасхода списывается следующими бухгалтерскими записями:
- на сумму списанных ГСМ согласно принятому учреждением решению (п. 37 Инструкции N 183н):

Кредит счета 0 105 03 000 "Горюче - смазочные материалы"
- одновременно на сумму потери по рыночной стоимости с отнесением на виновное лицо (п. 112 Инструкции N 183н):
Дебет счета 0 209 74 000 "Расчеты по ущербу материальных запасов"
Кредит счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами"
Возмещение ущерба, нанесенного учреждению виновным лицом, может осуществляться:
- путем внесения денежных средств в кассу АУ;
- путем самостоятельного приобретения виновным лицом необходимых ГСМ (возмещение в натуральной форме);
- путем удержания из заработной платы сотрудника.
Операции по уменьшению расчетов по ущербу имуществу оформляются следующими бухгалтерскими записями (п. 113 Инструкции N 183н):
- поступление денежных средств от виновных лиц в кассу АУ:
Дебет счета 0 201 34 000 "Касса"

- возмещение ущерба виновными лицами в натуральной форме:
Дебет счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами"
Кредит счета 0 209 74 000 "Расчеты по ущербу материальных запасов"
- возмещение ущерба виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведенных в порядке, предусмотренном законодательством РФ:
Дебет счета 0 304 03 000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда"
Кредит счета 0 209 74 000 "Расчеты по ущербу материальных запасов"
Рассмотрим операции по списанию перерасхода ГСМ на примере.

Воспользуемся условиями примера 5. Предположим, что фактический расход бензина автомобиля ГАЗ-3102 составил 200 л при норме 132,90 л. Согласно письменному объяснению водителя автомобиля перерасход горючего в количестве 67,10 л произошел по его вине. Руководителем АУ принято распоряжение о взыскании с виновного лица стоимости перерасхода бензина путем удержания суммы недостачи из его зарплаты.
Учетная стоимость одного литра бензина. 23 руб., рыночная стоимость на момент обнаружения факта перерасхода. 23,50 руб.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

* В соответствии со ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, . 50% заработной платы, причитающейся работнику.

Для моторного топлива порядок списания по фактической цене единицы недопустим, поскольку цена единицы имеет смысл только для штучных материальных запасов.

Выбор способа

В отношении выбора порядка учета (списания) моторного топлива для транспорта наиболее правильным представляется организация учета с усреднением цены по каждой единице транспорта отдельно без разбивки бензина по сортам.

В отношении автотранспорта, кроме моторного топлива, в составе счета 0 10533 000 также подлежат учету смазочные материалы. По назначению смазочные материалы разделяются на:

Моторное масло, заливаемое в двигатель;

Трансмиссионное масло, заливаемое в коробку передач;

Специальные масла (например, для гидравлической системы);

Пластичные смазки.

Для каждой марки автомобилей производителями устанавливается ряд параметров, определяющих периодичность и необходимое количество масла для замены. Этими параметрами являются:

Заправочные объемы;

Периодичность проведения технического обслуживания (ТО) и состав проводимых работ;

Норма угара масла (сколько масла может расходоваться на долив в межсервисный период).

Пример №1

Для автомобиля ВАЗ-2110 производителем установлены следующие параметры.

Заправочные объемы:

Система смазки двигателя, включая масляный фильтр, - 3,5 л моторного масла;

Коробка передач - 3,3 л трансмиссионного масла;

Система охлаждения двигателя, включая отопитель, - 7, 8 л охлаждающей жидкости (тосол, антифриз).

Периодичность работ по техническому обслуживанию: плановое техническое обслуживание - каждые 15 тыс. км до 120 тыс. км, далее не регламентировано, но не реже чем через 10 тыс. км (периодичность ТО следует установить распоряжением руководителя). Замена моторного масла производится при каждом ТО. Замена масла в коробке передач и охлаждающей жидкости - при каждом пятом ТО.

Знание перечисленных параметров позволит бухгалтеру проконтролировать обоснованность списания смазочных материалов:

Разовый расход жидкостей при выполнении ТО не должен превышать заправочного объема. Так, исходя из параметров, приведенных в примере, неоправданно расходовать пятилитровую канистру моторного масла на ТО автомобиля ВАЗ-2110, потому что заправочный объем составляет всего 3,5 л, залить 5 л просто некуда;

Если замена масел (и других жидкостей) производится чаще, чем регламентировано, это может свидетельствовать либо о недостоверности документов, либо о неисправности автомобиля. Непринятие мер к устранению неисправности может быть квалифицировано как предумышленное причинение ущерба имуществу учреждения;

Если замена масел (и других жидкостей) производится реже, чем регламентировано, речь идет не об экономии, а о нарушении правил эксплуатации, что также может быть расценено как предумышленное причинение ущерба имуществу учреждения.

Для обеспечения полноценного контроля за приобретением и расходованием масел следует:

Отражать в учете масла с указанием типа (моторное, трансмиссионное), сорта (минеральное, полусинтетическое, синтетическое), торговой марки и цифровых индексов - от этих характеристик зависит цена, их отсутствие в документах поставщика может свидетельствовать о недостоверности документов;

Сопоставлять расход масел при плановом техническом обслуживании с объемом, указанным в технической документации автомобиля;

Сопоставлять расход масел в период между плановыми техническими обслуживаниями с пробегом и нормами;

Иметь в виду, что при замене моторного масла всегда выполняется замена масляного фильтра. Списание моторного масла в объеме полной замены без соответствующего списания фильтра может свидетельствовать о недостоверности документов списания.

Казенные учреждения

Нередко встречаются ситуации, когда в рамках одного ведомства одно казенное учреждение производит операции перевозки для другого учреждения с последую- щей компенсацией расходов на топливо.

Пример №1.

В число подведомственных учреждений районного отдела культуры входят районная библиотека и районный Дом культуры, получающие финансовое обеспечение в форме бюджетных ассигнований по разным кодам бюджетной классификации. В библиотеке есть автобус, а в Доме культуры - автомобиль «Волга». Периодически библиотека предоставляет свой автобус Дому культуры либо использует принадлежащий Дому культуры легковой автомобиль, в зависимости от того, какому учреждению сколько человек необходимо перевезти.

Правильное документальное оформление и отражение в учете таких операций вызывает у бухгалтеров проблемы.

Общий принцип здесь должен быть такой:

1) учреждение, которому требуется воспользоваться автомобилем другого учреждения, составляет заявку в письмен- ном виде;

2) учреждение, предоставляющее автомобиль, оформляет отдельный путевой лист. Рекомендуется заправить полный бак, чтобы потом определить точный фактический расход методом «заправки до полного»;

3) после поездки учреждение, предоставлявшее транспорт, передает копию путевого листа учреждению, использовавшему автомобиль;

4) учреждение, использовавшее автомобиль, производит его заправку за счет своих средств в объеме в соответствии с путевым листом;

5) в учете операция отражается как внутриведомственная передача топлива через счет 1 30404 340 с использованием кода КБК учреждения, которое эксплуатировало автомобиль и произвело дозаправку за счет своих средств. При этом произойдет некоторое несогласование по времени операций - по датам документов списание топлива на основании путевого листа пройдет раньше, чем его поступление на основании извещения. Учреждению, предоставлявшему автомобиль, важно в своем учете операцию по поступлению и списанию топлива отразить по коду КБК учреждения, использовавшего автомобиль, что необходимо для четкого про- ведения консолидации отчетности главным распорядителем бюджетных средств:

Бухгалтерская запись

дебет счета

кредит счета

Приобретение топлива уч- реждением, использовавшим автомобиль

КБК1 10533 340

КБК1 30234 730

Передача топлива по извеще- нию учреждению, предостав- лявшему автомобиль

КБК1 30404 340

КБК1 10533 440

Отражение поступления то- плива в учете учреждения, предоставлявшего транспорт

КБК1 10533 340

КБК1 30404 340

Отражение списания топлива в учете учреждения, предо- ставлявшего транспорт

КБК1 40120 272

КБК1 10533 440

Обоим учреждениям впоследствии необходимо предоставить главному распоряди- телю бюджетных средств соответствующие Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) по счету 0 30404 000.

Типичной ошибкой при осуществлении таких операций является списание топлива непосредственно в учете учреждения, использовавшего автотранспорт. В этом слу- чае возникают две проблемы:

В учете учреждения, использовавшего автомобиль, будет отражено списание материальных запасов на основании первичного документа, оформленного другим учреждением (путевой лист выписан другим учреждением на автомобиль другого учреждения);

В учете учреждения, предоставлявшего автомобиль, один путевой лист выпадет из общей последовательности.

Списание ГСМ производится на основании Руководящего документа Р3112194-0366-03 «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» утвержденного Минтрансом России 29.04.2003 г.

Нормы расхода топлива предназначены для организаций, эксплуатирующих автомобильную технику на территории РФ, независимо от их формы собственности.

Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы. Нормы списания ГСМ установлены в литрах на 100 км.

Для учреждения нормы расхода ГСМ. смазочных материалов и поправочных коэффициентов, которые увеличивают или уменьшают базовую норму на каждое автотранспортное средство устанавливаются приказом руководителя в соответствии с требованиями Норм расхода топлива.

Нормы расхода топлива могут повышаться при следующих условиях:

1. При работе автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических условий районов страны – от 5 до 20 %. Например, в Центральной части России надбавка в зимнее время установлена в размере 10 % с 1 ноября по 31 марта. При значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температуры от средних суточных или среднестатистических значений (температурная граница -5 град. С) руководителем учреждения может быть принято решение об уточнении начала и конца периода применения зимних надбавок, но только по согласованию с региональными (местными) службами Гидрометцентра РФ.

2. При работе автотранспорта в городах с населением:

– свыше 3 млн человек – до 25 %;

– от 1 до 3 млн человек – до 20 %;

– от 250 тыс. до 1 млн человек – до 15 %;

– от 100 до 250 тыс. человек – до 10 %;

– в городах и поселках городского типа (при наличии светофоров и других знаков дорожного движения) с населением до 100 тыс. человек – до 5 %.

3. При работе автотранспорта, требующей частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, обслуживания пенсионеров, инвалидов, больных и т. п. (при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) – до 10 %.

4. При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями (обкатке) и автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии – до 10 %, при перегоне автомобилей в спаренном состоянии – до 15 %, в строенном – до 20 %.

5. Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет, – до 5 %, более 8 лет – до 10 %.

6. В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже + 5 град. С) время года при простоях и прогреве автомобилей и автобусов, а также при простоях с работающим двигателем в ожидании пассажиров (в том числе больных, инвалидов и т. п.) устанавливается нормативный расход топлива из расчета один час простоя соответствует 10 км пробега автомобиля.

Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) до 15 %. В случае эксплуатации автотранспорта в пригородной зоне вне границы города поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01х Нs x S x (1+0,01х D), где

Qн – нормативный расход топлива, литры;

Hs – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S – пробег автомобиля, км;

D – поправочный коэффициент (суммарная относительная поправка или снижение) к норме в процентах.

Расчет нормативного расхода масел и смазок производится по формуле:

Мн = 0,01х Нм x Qн x (1+0,01+D), где

Мн – нормативный расход масел и смазок;

Нм – базовая норма расхода масел и смазок;

Qн – нормативный расход топлива;

D – корректирующие коэффициенты.


Пример 27.

На балансе учреждения находится легковой автомобиль ГАЗ-3102 2000 г. выпуска с двигателем ЗМЗ-4022.10. Согласно данным путевого листа от 15 апреля 2006 г. ГАЗ-3102 пройдено 400 км, в том числе: в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн чел. – 50 км, в пригородной зоне – 330 км и в поселке городского типа (при наличии светофоров и других знаков дорожного движения) с населением до 100 тыс. чел. – 20 км.

Согласно данным транспортного средства базовая норма расхода топлива на 100 км пробега составляет 13 л.

Определим расчетное нормативное значение расхода топлива:

– расход топлива в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн человек – 50 км – может быть увеличен на 15 %:

50 км x 13 л x 115 % / 100 км = 7,5 л;

– в пригородной зоне пройдено 330 км – увеличение базовой нормы не производится:

330 км x 13 л / 100 км = 42,9 л;

– в поселке городского типа (при наличии светофоров и других знаков дорожного движения) с населением до 100 тыс. человек автомобилем пройдено 20 км. В данном случае базовая норма может быть увеличена на 5 %:

20 км x 13 л x 105 % / 100 км = 2,7 л.

Кроме того, данный автотранспорт 2000 г. выпуска, то есть автомобиль эксплуатировался более 5 лет, поэтому приказом руководителя учреждения определена надбавка – 5 %, таким образом, количество израсходованного топлива составит 55,76 л (53,1 л x 105 %).

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Так, нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, а нормы расхода смазок – в килограммах на 100 л расхода топлива.

Нормы расхода масел могут быть увеличены до 20 % для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.

Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т. п.


Пример 28.

Используя условия предыдущего примера, рассчитаем норму списания моторного и специального масел.

Норма расхода моторного и специального масел согласно Нормам расхода топлива составляет:

– моторные масла – 1,7 л на 100 л топлива;

– специальные масла и жидкости – 0,05 л на 100 л топлива.

Списание моторного масла в апреле 2006 г. должно быть произведено в количестве 6,8 л (400 x 1,7 / 100).

Списание специальных масел и жидкостей произведено в количестве 0,2 л (400 x 0,05 / 100).

С 2006 г. материалы могут списываться либо по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости (на усмотрение бюджетного учреждения). Способ списания материалов отражается в учетной политике учреждения.

Отметим, что средняя фактическая стоимость определяется с учетом запасов, поступивших в течение текущего (ранее – данного) месяца на дату списания.

Обратите внимание: отражение в учете операций по перемещению ГСМ внутри учреждения осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально-ответственного лица на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

В бухгалтерском учете данные операции отражаются по дебету счета 0 105 03 340 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» и кредиту счета 0 105 03 340 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов».

Все виды топлива и смазочных материалов списываются в расход на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) и Путевого листа (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), а также Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Списание израсходованных материальных запасов, в том числе ГСМ, на основании оправдательных документов отражается по дебету счета 0 401 01 272 «Расходование материальных запасов» и кредиту счета 0 105 03 440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов».


Пример 29.

Согласно принятой медицинским учреждением учетной политики на 2006 г. списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости.

Медицинское учреждение за счет средств, полученных от бюджетной деятельности, приобрело в марте 2006 г. 10 канистр тосола на общую сумму 1500 руб.

По состоянию на 01.03.2006 по этой группе оставались остатки в количестве 3 канистр, стоимостью 360 руб.

В течение марта 2006 г. по указанной группе материальных запасов списано 9 канистр тосола.

Лицевой счет медицинского учреждения обслуживается территориальным органом Федерального казначейства.

Средняя фактическая стоимость тосола составит 143,08 руб. ((1500 + 360) руб. / (3 + 10) кан.).

Средняя фактическая стоимость остатка 1 канистры тосола по состоянию на 01.04.2006 равна 143,07 руб. ((1500 + 360) руб. / (3 + 10) кан. – (9 кан. x 143,08 руб.)).

Операции по списанию ГСМ в данном случае отразятся в бюджетном учете учреждения в следующем порядке:

Аналитический учет ГСМ ведется материально-ответственными лицами на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей по их наименованиям, сортам и количеству.