Немецкий грузовик "Опель Блиц": история и характеристики. Opel Blitz — рабочая лошадка Вермахта

Opel Blitz - самый известный полноприводный грузов во Второй мировой войне

Opel Blitz - один из самых массовых, а потому известных грузовиков Второй мировой. Конечно, эту машину очень хорошо знали и у нас. А вот полноприводная версия известна меньше, хотя это, пожалуй, один из самых совершенных военных автомобилей того грозного времени.

Первые трофейные немецкие машины, конечно же, вызывали у наших солдат и офицеров огромный интерес. И не только потому, что до конца 1941-го любой трофей Красной армии выглядел редкостью - в основном это наши бойцы, отступая, оставляли свою матчасть противнику. Немецкие машины удивляли и просто как явление автомобильной техники, как правило - куда более совершенной, чем советская. Ну а таких машин, как полноприводный Blitz, у нас попросту не было.

Шлите молнию

История одного из главных участников Второй мировой начиналась во вполне еще мирном 1930-м. Компания Opel, годом раньше ставшая собственностью заокеанского концерна GM, запуская в производство серию грузовиков грузоподъемностью от 1 т, думала в первую очередь отнюдь не о рейхсвере - в те годы армия Германии была в загоне и не отличалась ни силой, ни обеспеченностью. Стране просто нужны были недорогие, но крепкие и надежные грузовики.

Коммерческие машины и ныне редко нарекают именами собственными, а уж в те годы это и вовсе было необычно. Тем более что имя Blitz («Молния») подходило, скорее, спортивному автомобилю, а то и истребителю. Но молния от Opel, подчеркнутая формой логотипа на решетке радиатора, тоже была вполне мирной (на легковых Opel все 1930-е и вовсе ставили стилизованный дирижабль). Об ассоциации с руной «зиг» - эмблемой охранных отрядов СС - в самом начале 1930-х никто, в том числе и руководство Opel, еще не задумывался. А зря…

Новые времена для модели Blitz, да и для всей фирмы, настали совсем скоро. В 1935-м в Бранденбурге построили ультрасовременный завод специально для выпуска грузовиков. Их рейху и вермахту теперь нужно было все больше и больше. В широкой гамме моделей главным стал 3-тонный автомобиль 1937 года.

Машина для тех лет была весьма совершенной. Симпатичная 3-местная кабина, двигатель - 6-цилиндровый объемом 3,6 л, способный выдать 75 л.с. Точно такой же мотор ставили на легковой флагман фирмы Opel - Admiral. В паре с мотором работала 5-ступенчатая коробка передач. Грузовик оснащали гидравлическими амортизаторами и тормозами. На шоссе базовый Blitz разгонялся до 90 км/ч - очень много для тех лет - и, в зависимости от условий, расходовал от 26 до 35 л бензина на 100 км.

Такие машины стали в вермахте одними из наиболее массовых. Но военные, конечно же, хотели иметь и полноприводный вариант - предстояли компании в разных частях света, где автобанов, а иногда и приличных шоссе, не было.

И не два, а все четыре

Некоторые немецкие автомобильные историки писали, что полноприводный Blitz 3,6-6700А (А означало Allroad, «полноприводный») в 1938м начали проектировать вовсе не для вермахта. Вот уж не верится! Такая машина была просто необходима вермахту и СС, планы рейха по захвату все новых территорий были уже ясны. А кому, как ни компании Opel с ее инженерным и производственным потенциалом, делать подобный автомобиль? Тем более что с 1940

Базу автомобиля по сравнению с моноприводным уменьшили на 150 мм (у стандартного грузовика - 3600 мм). Кабину вместе с двигателем сместили вперед. Дорожный просвет остался таким же, как у моноприводного грузовика, - 225 мм. Для внедорожника, конечно, не очень много, но приемлемо. Задние колеса остались двухскатными. Благодаря хорошей тяге машина преодолевала подъем до 70 градусов.

В трансмиссию полноприводного Blitz вмонтировали двухступенчатую раздаточную коробку с передаточным отношением 1:1,93. Причем переключаться с верхнего ряда на нижний можно было даже на ходу, через двойной выжим сцепления, - очень большая редкость для тех лет.

Расход топлива, конечно, подрос и по заводским данным достигал на бездорожье 40 л/100 км. Впрочем, полноприводные Opel Blitz ждало такое бездорожье, на котором считать литры - просто бессмысленно. Но бак увеличили по сравнению со стандартным грузовиком на 10 л - до 92. На шоссе полноприводный грузовик достигал скорости 80–85 км/ч.

После испытаний, которые вызвали у представителей вермахта чувство, близкое к восторгу, в 1940-м автомобиль запустили в серийное производство. Первые не менее успешные жизненные испытания выпали уже в начале 1941-го в Африке - на службе в корпусе Роммеля. Ну а вскоре полноприводным «молниям» предстояли тесты посерьезней - нашими дорогами и климатом.

Тяготы и лишения

Полноприводный Opel Blitz у немцев явно получился лучше планируемого блицкрига. Легкая молниеносная война обернулась кровавой затяжной битвой, испытывавшей на прочность людей и машины так, как никто и никогда прежде не испытывал.

Пусть и технически совершенные, но разношерстные немецкие военные автомобили осенью 1941-го стали утопать в грязи, затем отказывались заводиться на российских морозах. В этих условиях полноприводные модели стали большим дефицитом и в вермахте, и в войсках СС.

И это - несмотря на далеко не идеальную проходимость (тут сказались и двускатные колеса , и невеликий дорожный просвет), а также сниженную до 68 л.с. мощность (немцам приходилось экономить дефицитное топливо). Но аналогов у Opel Blitz 3.6-6700А было мало.

Помимо бортовых грузовиков на полноприводных шасси делали цистерны-заправщики, различные спецкузова, включая полевые кухни, ставили зенитки. Такие пушки представляли особую опасность для авиации Красной ар мии и союзников, поскольку появлялись там, где их не ожидали.

Проходимость Blitz с литерой А в индексе, по сути, была даже лучше, чем у полугусеничных Opel Maultier («Мул»). Они, как, впрочем, и все подобные машины, будучи тихоходными и прожорливыми, плохо управлялись в густой грязи, зимой же к списку проблем добавлялось подклинивание забитых льдом и снегом гусениц.

Вермахту, несущему все большие потери, требовалось и все больше автомобилей. А одними из лучших были именно Opel Blitz. Уже с 1942 года военные и, как пишут историки, даже сам Гитлер склоняли концерн Daimler-Benz к постановке на производство в Мангейме Opel Blitz вместо более нежных и менее надежных собственных грузовиков. Концерн из гордости, естественно, упирался. Но в июле 1944-го его додавили. В Мангейме начали сборку Mercedes -Benz L701, представляющих собой Opel Blitz с упрощенной полудеревянной кабиной. Вовремя! 6 августа 1944-го завод Opel в Бранденбурге разбомбили так, что производить грузовики он больше не мог. С этого момента их собирали только в Мангейме. Планировали развернуть выпуск Opel и на заводе фирмы Borgward, но так и не успели. Не реализовали и более раннюю идею построить завод в Риге.

Ну а на полноприводный вариант в 1944-м у немцев уже попросту не хватало сил и ресурсов. Их производство прекратили, изготовив 24 981 экземпляр.

К концу войны многие Blitz служили уже не только в вермахте, но и в Красной армии. Трофейные машины шли на запад и дошли до Берлина, а некоторые из них повоевали еще и на Дальнем Востоке. Но уже в середине войны полноприводные Opel больше не выглядели техническим чудом - с ними успешно конкурировали американские Studebaker US6, которых в Красной армии теперь было в достатке.

После войны трофейные Opel, в том числе серии А, еще довольно долго работали в народном хозяйстве СССР. Причем в бережных руках, особенно в Прибалтике, отдельные машины ходили аж до конца 1970-х! Правда, как правило, уже с отечественными узлами и агрегатами.

Модель Blitz стала одной из первых, с которой компания Opel, вернувшаяся в лоно концерна General Motors, начала послевоенное производство. Это был уже другой грузовик, не имевший полноприводной версии. Правда, через десять лет после войны, в 1956-м, фирма Opel выставила на конкурс бундесвера легкий полноприводный автомобиль по имени Blitz A. Но конкурс он проиграл и в производство не пошел. Для фирмы эта потеря оказалась, конечно, куда меньшей, чем те, что она понесла во время Второй мировой. Не то хорошо, что новый полноприводный автомобиль не встал на конвейер, а то, что тем машинам, что опередили его в конкурсе, не пришлось воевать…

Технические характеристики Opel Blitz 3.6-6700А
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса снаряженная/полная, кг 3350/6100
Длина/ширина/высота, мм 5950 / 2340 / 3180
Колесная база, мм 3450
Колея спереди/сзади, мм 1630/1642
Дорожный просвет, мм 225
Размерность шин 7,25–20
ДВИГАТЕЛЬ
Тип и кол-во цилиндров Бензиновый, Р6
Рабочий объем, см 3 3626
Мощность, л.с. (кВт) при об/мин 68/50 при 3000
Крутящий момент, Нм при об/мин 200 при 1800
Коробка передач Механическая 5-ступенчатая
Раздаточная коробка 2-ступенчатая
Тип полного привода Подключаемый
Максимальная скорость, км/ч 80
Расход топлива на шоссе, л/100 км 31–40

Их и наш

Самым прямым аналогом Opel Blitz 3.6-6700А был немецкий же трехтонный Mercedes -Benz L3000A с 75-сильным дизелем. Машина для военного применения на Восточном фронте оказалась слишком нежной и не очень надежной. В 1940–1943 годах выпустили примерно 2500–3000 экземпляров.

Единственным советским аналогом полноприводного Blitz стал ЗИС-32. Грузовик с задними двухскатными колесами мог перевозить 2500–3000 кг груза. Мотор в 73 л.с. позволял развивать до 65 км/ч. Но в 1940–1941 годах построили лишь 197 таких автомобилей. После эвакуации завода советская промышленность не могла производить столь сложную модель.

Opel Blitz считается лучшим трехтонным грузовым автомобилем Вермахта, в то же время это единственный грузовик, который выпускался с предвоенных лет вплоть до поражения Германии. Производство осуществлялось на специально построенном автозаводе фирмы Opel в Бранденбурге — «образцовом национал-социалистическом предприятии». С 1944 года к выпуску этого автомобиля подключилась и фирма Daimler-Benz. Из изготовленных 129795 трехтонных грузовиков «Опель-Блиц» примерно 100 тысяч были поставлены Вермахту и войскам СС, остальные использовались в оборонных отраслях народного хозяйства Германии.

«Опель-Блиц» представлял собой двухосный грузовой автомобиль с трехместной металлической кабиной и кузовом, выполненным в виде бортовой платформы с тентом. Некоторые автомобили этого типа комплектовались также кузовами-фургонами, для Африканского корпуса выпускались автомобили без кабины. Установленный перед кабиной 6-ти цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения развивал максимальную мощность 68 лошадиных сил. В трансмиссии использовались сухое однодисковое полуцентробежное сцепление и 5-ти ступенчатая коробка передач.

Грузовики выпускались с ходовой частью двух типов: 3,6 — 36S — стандартное исполнение с колесной формулой 4х2; 3,6 — 6700А — полноприводной грузовик с колесной формулой 4х4. Проходимость первого грузовика по проселочным дорогам оценивалась как невысокая, второго — как удовлетворительная (недостатком этого варианта грузовика были сдвоенные задние колеса, значительно увеличивающие сопротивление движению автомобиля).

Из грузовиков, поставлявшихся вооруженным силам, полноприводным был каждый четвертый. На шоссе грузовики обоих типов развивали довольно высокую скорость — 90 км/ч. Топливный бак вмещал 92 литра бензина, запас хода по шоссе составлял 400 километров. Во фронтовых частях Вермахта и войск СС грузовики «Опель-Блиц» использовались не только для перевозки личного состава и грузов, но и как шасси для установки 20-ти и 30-ти миллиметровых зенитных автоматических пушек.

На базе этого же шасси было создано множество специальных машин — передвижных радиостанций, санитарных автомобилей, различных мастерских, автобусов и так далее. Кроме грузовика «Опель-Блиц» грузоподъемностью 3 т., выпускались унифицированные с ним автомобили меньшей грузоподъемности и с менее мощным двигателем. В общей сложности имелось 16 типоразмеров этого грузовика.

Немецкий грузовой автомобиль Opel Blitz (нем. Blitz - молния) активно использовался Вермахтом в годы Второй мировой войны. Существовало несколько поколений этого известного грузовика, которые отличались как дизайном, так и конструкцией. Разные версии автомобиля производились с 1930 до 1975 годов. При этом в России наиболее известны автомобили лишь первого поколения 1930-1954 годов в модернизированном варианте (после 1937 года). Известны они стали ввиду их широкого использования Вермахтом, в том числе на Восточном фронте, а также из-за значительного наличия в качестве трофейных автомобилей.

Грузовой автомобиль Opel Blitz признается лучшим трехтонным грузовиком Вермахта. В то же время это единственный грузовик, который производился на протяжении всей войны вплоть до поражения Германии. Данный грузовик производился на специально построенном для этих целей автомобильном заводе фирмы Opel в Бранденбурге - «образцовом национал-социалистическом предприятии». С 1944 года к производству данного грузового автомобиля подключилась компания Daimler-Benz. Из выпущенных 129 795 трехтонных грузовиков Opel Blitz приблизительно 100 тысяч были поставлены непосредственно Вермахту и войскам СС, а остальные применялись в оборонных отраслях народного хозяйства нацистской Германии.


Opel Blitz по праву считается одним из самых лучших и массовых немецких грузовых автомобилей. Его конструкция была стандартной, отличаясь при этом надежностью и относительной простотой. На базе данного грузового автомобиля было построено большое количество разнообразных машин специального назначения. Помимо этого, выпускались его модификации, оснащенные двигателями разной мощности. Выпускалась также полноприводная модель данного автомобиля. В целях экономии дефицитного металла в самом конце войны немцы начали выпускать грузовики с деревянными эрзац-кабинами.

Opel Blitz 3.6-6700A

На базе грузовика Опель Блиц было построено множество специальных автомобилей - санитарных автомобилей, мастерских, передвижных радиостанций, автобусов, пожарных автомобилей и т.д. Часто данное шасси использовалось также для размещения малокалиберных зенитных пушек. Кузова большинства грузовых автомобилей Opel Blitz имели вид платформы с установленными деревянными бортами и тентом, но производились также грузовики, оснащенные металлическими кузовами-фургонами.

Немецкая компания «Опель» пользовалась особым уважением со стороны нацистского правительства, что позволило ей во второй половине 30-х годов XX века быстро выбиться в лидеры по объемам выпуска автомобильной техники и стать крупнейшим в Германии производителем армейских грузовиков серии «Блиц».

В марте 1929 года американская компания General Motors приобрела долю в 80% в компании Adam Opel. При этом именно компания Opel первой в Германии основала банк и страховую компанию для финансирования продаж автомобилей в кредит. В 1931 году американская компания расширила свою долю в компании Adam Opel до полноценных 100%. При этом Опель получил за обе сделки 33,3 миллиона долларов США, превратившись в 100%-ный филиал «Дженерал Моторс». Любопытно, что данная компания активно финансировала НСДАП на парламентских выборах 1933 года. В компании трудилось около 13 тысяч человек, которые ежедневно собирали до 500 автомобилей и 6000 велосипедов.

В результате притока иностранных инвестиций к середине 1930-х годов Opel провел вторую волну перестройки и реконструкции производства. Всего за 190 дней в Бранденбурге был построен новый сборочный завод компании, а также создана сеть немецких предприятий - субподрядчиков, которые занимались поставками комплектующих изделий. Огромные инвестиции позволили увеличить численность персонала компании практически на 40%. В 1936 году компания Опель производила уже 120 923 автомобиля в год, став самым большим автомобильным производителем в Европе.

В 1937 году после долгих лет, в течение которых Opel был еще и крупнейшим производителем велосипедов, компания решила прекратить их производство, передав его фирме NSU. При этом было принято решение полностью сконцентрироваться на производстве автомобильной техники. В 1940 году на немецком предприятии был произведен миллионный автомобиль.

Так как американское руководство GM, которому принадлежала тогда компания, противилось выпуску военной продукции, к началу войны Опель Блиц опоздал, до 1940 года на заводе собирали только гражданский вариант грузовика. Однако в 1940 году компания Опель была национализирована нацистами. Тогда же в октябре 1940 года была полностью прекращена сборка легковых автомобилей. С 1940 года грузовой автомобиль Opel Blitz начал поступать в войска. В годы Второй мировой войны предприятия компании поставили примерно половину от общего количества грузовиков, имевшихся в немецкой армии.

Военнослужащие 5-й танковой дивизии СС «Викинг» (5 SS-Panzer-Division „Wiking“) ремонтируют колеса грузовика Opel Blitz 3.6-36S

Грузовик Opel Blitz

Наибольшую известность и распространение в войсках получил в итоге унифицированный 3-тонный грузовой автомобиль «Блиц» моделей «3,6-36S» (4х2) и «3,6-6700А» (4х4). Данные автомобили производились с 1937 года в огромном количестве - около 95 тысяч экземпляров. Это были прочные и простые в эксплуатации автомобили грузоподъемностью 3,3 и 3,1 тонны соответственно. Машины отличались наличием закрытых цельнометаллических кабин, высоким радиатором с вертикальной облицовкой и эмблемой в виде росчерка молнии, а также штампованными округлыми крыльями.

Данные грузовики оборудовались прочной лонжеронной рамой, состоящей из П-образных стальных профилей. Также на машину устанавливался 6-цилиндровый двигатель объемом 3,6 литра, он был позаимствован от легковой машины Опель Адмирал. Также на грузовике устанавливалось сухое однодисковое сцепление, новая 5-ступенчатая коробка переключения передач, гидропривод тормозов, нарезные мосты на продольных полуэллиптических рессорах и задние двускатные колеса. Автомобили обоих типов получали шины одинакового размера 7,25-20 с развитым рисунком протектора. Только два этих грузовика были выпущены сериями примерно в 70 и 25 тысяч штук соответственно. При этом в 1944-1945 годах концерн «Даймлер-Бенц» изготовил еще более 3,5 тысяч заднеприводных грузовых автомобилей «Блиц», оснащенных упрощенной кабиной под мерседесовским индексом L701.

Базовая модель заднеприводного грузового автомобиля «3,6-36S» (Blitz-S) обладала полной массой в 5800 кг и выпускалась с 1937 по 1944 год. Автомобиль имел колесную базу 3600 мм, а его снаряженная масса составляла 2500 кг. Машина снабжалась одним топливным баком емкостью 82 литра и была приспособлена к буксировке двухтонного прицепа. С 1940 года параллельно заводы Опель выпускали полноприводный вариант под обозначением «3,6-6700А» (Blitz-A), который оснащался дополнительной двухступенчатой раздаточной коробкой и укороченной до 3450 мм колесной базой. Помимо этого машина отличалась слегка выросшим размером колеи и большей вместимостью топливного бака - 92 литра. Снаряженная масса полноприводной версии составляла 3350 кг. Максимальная допустимая масса при движении по шоссе - 6450 кг, на местности - 5700 кг. Грузовик мог передвигаться со скоростью до 90 км/ч по шоссе, а расход топлива в зависимости от условия движения равнялся 25-40 литрам на 100 км, запас хода составлял 230-320 км.

То, что на Opel Blitz был установлен карбюраторный шестицилиндровый рядный двигатель от легкового автомобиля Opel Admiral рабочим объемом 3626 куб. см, было обычной практикой для тех лет. При 3120 об/мин данный двигатель выдавал 73,5 л.с., что совпадало по мощности с аналогичным показателем советского ЗИС-5, но при этом объем немецкого двигателя был меньше. Картер двигателя был алюминиевым, а головка цилиндров производилась из серого чугуна. На каждые 100 км пробега автомобиль расходовал при езде по асфальту 26 литров, по грунтовке 35 литров. Максимальный запас хода по шоссе составлял 320 км.

Главным достоинством немецкого грузовика была его высокая скорость. На хорошей дороге «Молния» могла развить скорость 90 км/ч. Причиной такого хорошего для грузового автомобиля тех лет показателя было применение в главной передаче того же передаточного числа (равного 43/10), что и на автомобиле Опель Адмирал. Однако такое решение привело к тому, что Блицы плохо справлялись с буксировкой тяжелых прицепов, а использование прицепа на бездорожье исключалось вовсе.

Степень сжатия также относилась к «легковушечной» величине - 6 единиц, что требовало использования только бензина первого сорта. По этой причине почти совсем исключалось применение трофейного бензина на Восточном фронте. Из-за этого в январе 1942 года в Германии приступили к выпуску модификации с уменьшенной степенью сжатия в двигателе. Таким образом, он был приспособлен под использование 56-го бензина, также было увеличено передаточное число в главной передаче. В ходе изменений мощность двигателя уменьшилась всего до 68 л.с., а максимальная скорость по шоссе упала до 80 км/ч. Для того чтобы автомобиль мог сохранить прежний запас хода, его оснастили 92-литровым топливным баком. Расход топлива при этом вырос до 30 литров по шоссе и до 40 литров по грунтовым дорогам.

Opel Blitz TLF15

Машины на базе Opel Blitz

Грузовые автомобили Опель Блиц 3-тонного класса использовались почти во всех немецко-фашистских военных формированиях и выполняли все воинские функции по транспортировке грузов, буксировке легких артиллерийских орудий, перевозке пехоты, несению надстроек специального назначения. На грузовики устанавливались разнообразные модели деревометаллических и деревянных кузовов с разной высотой бортов, с тентами и со скамьями, многочисленные варианты прямоугольных типовых фургонов или спецконструкций с разнообразными комплектующими. На этом шасси создавались топливозаправщики, цистерны, пожарные автомобили, газогенераторные установки и т.д. Автомобили для подразделений СС оснащались в основном закрытыми цельнометаллическими кузовами специального назначения.

Немецкая фирма «Майзен» устанавливала на стандартное шасси Блитца округлые санитарные кузова, которые предназначались для перевозки раненых или размещения в них полевых лабораторий и операционных. В самый разгар войны компания на базе данных грузовиков выпускала целый ряд простых армейских многоцелевых пожарных автомобилей. Базовым являлся типовой автомобильный насос LF15 на заднеприводном шасси, оснащенный упрощенным закрытым деревометаллическим кузовом с двойной кабиной. В задней части располагался водяной насос, обладающий производительностью 1500 л/мин. Пожарная автоцистерна TLF15 ставилась уже на полноприводную базу и оснащалась открыто расположенной емкостью с водой объемом 2000 литров.

Вариантом базовой заднеприводной версии автомобиля были две машины с удлиненной базой и грузоподъемностью 3,5 тонны - Opel Blitz «3,6-42» и «3,6-47», которые обладали колесными базами в 4200 и 4650 мм соответственно. Полная масса автомобилей составляла 5,7 и 6,1 тонны. Данные автомобили также оснащались разнообразными вариантами бортовых кузовов, специальными надстройками и оборудованием, фургонами. Широкого распространения эти грузовики не получили. Вермахт использовал их в основном для установки закрытых кузовов с двойной кабиной, также на них ставилось противопожарное оборудование и водяные насосы Коеbе. В бортовых грузовиках Blitz 3,6-47 обычно устанавливали пулеметные или пушечные системы с запасом боеприпасов.

Самым известным исполнением грузового шасси Blitz 3,6-47 стал армейский автобус W39, который обладал цельнометаллическим кузовом производства компании Ludewig (Людвиг). Вместимость автобуса составляла 30-32 места. С 1939 по 1944 год было выпущено 2880 таких автобусов. Автобусы Opel Blitz W39 применялись для перевозки офицерского состава Вермахта, расчетов бронетанковой техники, которую доставляли по шоссе на прицепах. Также они использовались как санитарные машины, штабные пункты, типографии, подвижные звуковещательные станции и т.д. Все эти варианты могли развивать по шоссе такую же скорость, что и базовая версия грузовика, а их средний расход топлива составлял 30 литров на 100 км.

В 1942-1944 годах на своем шасси 3,6-36S фирма Опель произвела также порядка 4 тысяч полугусеничных 2-тонных грузовиков-тягачей SSM (Sd.Kfz.3) серии Maultier (Мул). На этих грузовиках применялся облегченный гусеничный движитель от английской танкетки «Карден-Лойд». Лицензию на ее производство Германия купила у Великобритании еще до начала войны. «Мулы» оснащались четырьмя дисковыми опорными катками на рычажно-пружинной балансирной подвеске, а также рулевым устройством с механической системой изменения скорости перематывания гусениц, что позволяло тягачу выполнять более крутые повороты. При применении лишь передних управляемых колес радиус поворота равнялся 19 метрам, а с подтормаживанием одного из движителей - 15 метров. Дорожный просвет автомобиля вырос с 225 до 270 мм.

По набору эксплуатационных качеств полугусеничный грузовик компании Опель был самым удачным вариантом в серии Maultier, он занимал промежуточное положение между аналогичными автомобилями компаний «Клёкнер-Дойц-Магирус» и «Форд». Полная масса машины составляла 5930 кг, расход топлива - 50 литров на 100 км. При этом грузовик-тягач мог развивать скорость не более 38 км/ч. Недостатками машины называли повышенную нагрузку на трансмиссию, малую скорость движения, которая была ограничена искусственно по причине быстрого износа элементов движителей и, как ни странно, плохую проходимость. Из общего изготовленного количества 2130 таких полугусеничных грузовиков было отправлено на Восточный фронт.

Уже в разгар войны на полубронированном шасси 3,6-36S/SSМ с зенитной установкой или прожектором было собрано примерно 300 пусковых установок Sd.Kfz.4/1 - первых немецких самоходных систем залпового огня. Они оснащались пакетом из 10 трубчатых направляющих, предназначенных для запуска реактивных снарядов калибра 158,5 мм. Максимальная дальность ведения огня составляла 6,9 км. Немцы пытались противопоставить данные машины советским «Катюшам». Частично бронированные шасси могли также использоваться как транспортеры боеприпасов, но все подобные конструкции были малоподвижными и слишком тяжелыми.

Летом 1944 года в результате бомбардировок войск союзников оба главных завода компании Opel были серьезно разрушены. Выпуск 3-тонных грузовиков пришлось переносить на завод «Даймлер-Бенц». После войны сохранившееся оборудование из Бранденбурга было вывезено в Советский Союз. А компания Opel вновь с американской помощью смогла восстановить свое производство, выпуск прославленных войной грузовиков Opel Blitz был продолжен.

Источники информации:
http://voenteh.com/voennye-avtomobili/germaniya/gruzoviki-kommercheskogo-tipa/opel.html
http://retrotruck.ru/museum/cars-wehrmacht/191
http://www.tehnikapobedy.ru/opel.htm
http://drittereich.info/modules.php?file=viewtopic&name=Forums&t=1879

В 1930 году на свет появилась первая серия грузовиков Opel Blitz (Молния). Это название было выбрано в результате опроса полутора миллионов жителей Германии. Был объявлен конкурс на его название, основными условиями которого были: легкость произношения и понятность, как на немецком, так и на иностранном языках, а число букв в названии не должно было превышать пяти. В конце ноября 1930 года во Франкфурте-на-Майне были подведены итоги конкурса, в результате которого и появилось название нового грузовика.


Opel Blitz 2,5-32 - 1,5-тонный вариант знаменитого грузовика. В Советском Союзе выпускался аналогичный по грузоподъемности ГАЗ-АА, однако конструктивно советская «Полуторка» значительно уступала немецкой. Это вполне объяснимо, ведь к моменту создания Опеля конструкции ГАЗ-АА было почти десять лет.


Армейскую гамму грузовых Опелей открывал легкий и экономичный 1,5-тонный вариант «2,5-32», выпускавшийся с 1936 г. Он снабжался 2,5-литровым бензиновым мотором мощностью 53 л. с. от легкового автомобиля Opel Kapitan, новой 4-х ступенчатой коробкой передач. Благодаря такому силовому агрегату Опель мог развивать скорость по шоссе до 85 км/ч, при этом расход топлива составлял всего 16,5 л бензина на 100 км.


Для расширения производства всего за 190 дней был возведен новый автосборочный завод в Бранденбурге, а также создана сеть немецких предприятий - субпоставщиков различных комплектующих изделий. Солидные германские инвестиции позволили увеличить персонал фирмы почти на 40 %. Уже в середине 1930-х годов завод Опель ежегодно выпускал около 80 тысяч легковых машин, что было в два раза больше, чем делали на ДКВ. В период с 1932 по 1938 год общий годовой объем производства Опеля увеличился с 21,0 до 140,6 тысячи автомобилей всех видов, причем основной рост был достигнут благодаря интенсивному расширению выпуска грузовых машин, которые собирали уже полностью из немецких узлов и агрегатов.


Поначалу новая гамма состояла из двух моделей грузоподъемностью 1,5 и 2,0 т. На первой использовался 4-цилиндровый 2,6-литровый мотор, на второй - американский 6-цилиндровый моноблочный 3,4-литровый двигатель мощностью 55 л. с. (заимствованный от легковых автомобилей Buick ). С 1931 года на 2,5-тонном грузовике Opel Blitz его мощность возросла до 64 л. с., а масса машины при этом снизилась на 120 кг. Теперь она могла перевезти груза больше, чем весила сама (немалое достижение для тех лет). Этот популярный автомобиль был изготовлен в количестве 10 тысяч экземпляров. В 1933-35 годах выпускались также грузовики Блиц грузоподъемностью в 1,0-1,8 тонны с двигателями мощностью 32-36 л. с., идентичными моторам серийных легковых автомобилей Опель.


С 1936 г. главной сферой военной деятельности Опеля стал массовый выпуск на новом заводе в Бранденбурге целой гаммы грузовиков обновленного семейства Блиц для нужд вермахта. В эту серию достаточно простых и надежных капотных автомобилей классической конструкции с рядными 6-цилиндровыми двигателями, которые получили к тому же наклонную облицовку радиатора и скругленные формы оперения и кабины, входили многочисленные унифицированные модели грузоподъемностью от 1,0 до 3,5 тонны с основными агрегатами от серийных легковых автомобилей. Впрочем, самые легкие - 1-тонные грузовики с двигателями мощностью 36 л. с. - в военных целях практически не использовались.


1,5-тонный Opel Blitz нашел широкое применение в Вермахте. Он снабжался 6-и цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем объемом 2,5 литра мощностью 53 л. с., 4-х ступенчатой коробкой передач, задними двускатными колесами, закрытой цельнометаллической кабиной. В вермахте этот автомобиль использовался в качестве легкой бортовой машины для доставки небольших грузов, быстроходного транспортера личного состава, санитарного автомобиля, шасси для легких специальных надстроек и пожарного оборудования. Машин этой модели было построено около 10 тысяч единиц.

Наибольшую же известность и распространение получили унифицированные 3-тонные грузовики Opel Blitz, которых с 1937 года до начала августа 1944 г. произвели в общей сложности более 99 тысяч экземпляров. Базовая модель представляла собой двухосный грузовой автомобиль с трехместной металлической кабиной и кузовом, выполненным в виде бортовой платформы. На первые партии машин этого типа устанавливались 3,5-литровые двигатели мощностью 65 л. с., с 1937 года рабочий объем повысился до 3,6-литрового, а мощность - до 75 л. с., но позже в связи с появлением эксплуатационного ограничения мощность вновь снизили до 68 л. с.


Вес пустого автомобиля составляет 1,5 тонны - столько же, сколько и его грузоподъемность. Грузовик оказался очень удачным, однако достаточно сложным в ремонте и обслуживании. Большое количество таких автомобилей попало на дороги СССР в качестве трофейных, но «прожить» им было суждено недолго - уже к началу 50-х годов они активно заменялись новой советской техникой.


Нельзя не сказать нескольких слов и о внешности Opel Blitz. Она вовсе не возникла стихийно, как может показаться на первый взгляд, а наоборот, являлась хорошо продуманной и детально разработанной. Внешнему виду автомобилей в Германии вообще, и Опелей в частности немцы уделяли много внимания. Наряду с чисто техническими и эргономическими параметрами это имело и большое идеологическое значение: четкие изгибы, выверенные очертания и внушительный вид немецких автомобилей, по мнению нацистской пропаганды, должны были подчеркивать мощь и силу Третьего рейха, преимущества нацистского строя и почтение перед техникой Великой Германии. Разумеется, в первую очередь все вышесказанное относилось к легковым автомобилям, но и грузовики Opel Blitz внешне являлись прямым продолжением этой доктрины.

Во время Второй мировой. Машина известна, потому что была массовой. Знали этот автомобиль и в СССР. Существовала и полноприводная версия. Но о ней знали меньше, хотя это один из наиболее совершенных грузовиков того времени.

Самые первые грузовики «Опель Блиц», добытые в виде трофеев, естественно, вызывали у всех неподдельный интерес. Машина была интересна не только потому, что до конца 1941 г. любые трофеи, добытые советской армией, выглядели большой редкостью - чаще всего солдаты при отступлении отдавали свой транспорт и другое оснащение противникам. Продукция немецкого автопрома могла удивлять - машины были на порядок совершеннее. Таких автомобилей, как полноприводный «Блиц», в СССР и вовсе не было.

Молния

История немецкого грузовика «Опель Блиц» и по совместительству одного из основных участников войны начиналась более чем мирно. Автомобиль начали создавать в 30-м году. Компания «Опель», которая год назад перешла в собственность «Дженерал Моторс», запустила в производство серию моделей грузовых автомобилей с грузоподъемностью в одну тонну. В «Опеле», создавая эту машину, заботились совсем не о рейхсвере - тогда немецкая армия еще не отличалась ни силой, ни материальным обеспечением. Германии срочно требовались недорогие, при этом надежные и выносливые грузовички.

Коммерческие автомобили и сейчас редко называют собственными именами. В те годы такой подход и вовсе был новым. Тем более что «Молния» (а именно так и переводится «Блиц»), подошла бы больше спортивному авто или же военному истребителю. Но автомобиль «Опель Блиц (Молния)» был вполне мирным.

Но в 1935 году ситуация изменилась, как изменились и времена для немецкого автопроизводителя. Именно в этом году в Бранденбурге закончили строить современный завод, где планировалось выпускать только грузовую технику. Теперь рейху этих машин требовалось как можно больше. Особо выделялся грузовик, рассчитанный на 3 тонны. Он вышел на свет в 37-м.

Особенности и характеристики

Этот автомобиль на то время считался совершенством. Кабина, рассчитанная на трех человек, выглядела вполне симпатично. В качестве двигателя немцы использовали шестицилиндровый 3,6-литровый агрегат, который выдавал 75 л.с. Точно такой же агрегат тогда устанавливали на легковую флагманскую модель от немецкого бренда.

В пару к двигателю добавили пятиступенчатую механическую КПП и однодисковое сухое сцепление. Машина оснащалась гидравлическими амортизаторами. На ровном шоссе «Опель Блиц» с такой силовой частью мог разгоняться до 90 км/ч, чтобы было очень высокой скоростью для того времени. Расход топлива составлял от 25 до 36 литров на 100 км.

Именно эти модели впоследствии станут очень популярными в вермахте. Однако наряду с моноприводным автомобилем, очень был нужен и полноприводный грузовик. Военные вторжения и кампании должны были состояться в многих частях света - все они разные. Естественно, там, куда ходила армия рейха, дорог не было и в помине.

Базовая заднеприводная версия грузоподъемностью в 3,3 т имела полную максимальную массу в 5800 кг. Выпускали ее с 37 по 44 годы. Машина имела колесную базу в 3600 мм, а снаряженная масса грузовика составляла 2500 кг. Автомобиль оснащался единственным баком для топлива объемом 82 л. Грузовик также имел все возможности для буксировки прицепа весом в две тонны.

С 40 года параллельно с моноприводной версией начали выпускать и полноприводную модель. Здесь дополнительно к пятиступенчатой трансмиссии была установлена двухступенчатая раздаточная коробка.

Двигатель

Силовой агрегат выдавал 75 лошадиных сил мощности при объеме в 3,6 литра. Этот двигатель ранее устанавливали на легковые «Адмирал», и это была обычная практика для компании. Максимальный крутящий момент мотора проявлялся на 3120 об/мин. Характеристики двигателя совпадали с советским ЗИС-5, однако у немцев уже тогда был меньший объем, алюминиевый картер, головка блока цилиндров из серого чугуна.

Степень сжатия этого мотора также была достаточно «легковой». Для эффективной работы двигатель должен был потреблять только качественное топливо. Это полностью исключало возможность использования трофейного горючего на Востоке.

По этой причине в январе 1942 года на «Опеле» начали разрабатывать модификацию мотора с более низкой степенью сжатия. Эти изменения принесли снижение мощности до 68 лошадиных сил. Максимальная скорость снизилась до 80 км/ч. Чтобы машина имела хороший запас хода, грузовик комплектовался топливным баком на 92 литра.

С модернизацией вырос и расход топлива: автомобиль начал потреблять до 30 литров по качественному шоссе и около 40 л в условиях бездорожья.

Полный привод

Специалисты-историки, изучающие немецкую автомобильную промышленность времен войны, утверждали, что «Опель Блиц» вермахта с полным приводом (проектировался в 38-м году) вовсе не создавался для нужд армии. Поверить в это очень трудно. Автомобиль более чем необходим и вермахту, и СС. У рейха были огромные планы. И кому же, если не компании «Опель», спроектировать и построить такую машину.

База в сравнении с моноприводной моделью стала немного короче. Стандартный грузовик имеет базу в 3600 мм. Кабина вместе с мотором смещена назад. Клиренс оставили таким же, как и был. Он равен 225 миллиметров. Для грузового автомобиля повышенной проходимости это не много. Сзади установлены двускатные колеса. За счет хорошего тягового усилия грузовик мог преодолевать подъемы в 40 градусов.

В систему трансмиссии, как уже было замечено, добавили раздаточную коробку. Ее передаточное отношение составляет 1:1,93. При этом проводить переключение с верхнего ряда передач на нижний можно было даже на ходу - нужно просто использовать двойной выжим сцепления. Для тех лет такая конструкция была редкостью.

Полный привод - это повышенная проходимость и больше возможностей на бездорожье. Но достигаются эти преимущества немалыми жертвами. Так, повысилась проходимость, а вместе с ней увеличился и расход горючего. По паспортным данным грузовик “Опель Блиц” должен был потреблять до 40 л. горючего в условиях передвижения там, где нет дорог. Но нужно сказать, что там, где немецкие солдаты ездили на этих машинах, расход топлива был совсем не важен. Максимальная скорость машины по шоссе достигала 85 км/ч.

Проведенные испытания показали, что эта модель грузовика хорошо справляется со своими задачами. И вот, в 1940 году машину запускают в серию. Первые испытания на долю этого малотоннажного грузовика пришлись уже в 41-м году. Машина проходила испытания в Африке - грузовики приобрели для службы в корпусах Роммеля.

Лишения и тяготы

Полноприводная версия «Опель Блиц» (фото смотрите в нашей статье), получились заметно лучше, чем планируемый блицкриг. Война для Германии, да и для всего мира, превратилась в огромную кровавую трагедию. Она испытывала не только людей, но и технику, и в том числе автомобили.

И пускай были совершенными, но они осенью 1941 года буквально утопали в российской грязи. Зимой двигатели испытывались российскими морозами так, что вовсе переставали заводится. В таких условиях полноприводный немецкий грузовик «Опель Блиц» постепенно стал дефицитом.

Модификации

«Блиц» широко использовался практически во всех формированиях немецкой армии. На них доставляли грузы, буксировали орудия, транспортировали пехоту.

На шасси грузовика устанавливали самые разные модели металлических и деревянных кузовов с бортами разной высоты, укомплектованными тентами, скамьями и другими приспособлениями. На базе платформы создавались различные модификации. Модель «Опель Блиц» оказалась очень универсальной.

Грузовик для перевозки раненых

Немецкая компания «Майзен» установила на платформу грузовика округлый санитарный кузов, в котором перевозили раненых и размещали в них операционные и полевые лаборатории.

Также компания производила универсальные и пожарные автомобили. В качестве базовой модели использовался автомобильный насос, построенный на заднеприводный платформе. На полноприводной базе была создана пожарная цистерна.

Автобус W39

Это, наверное, самая известная модификация. Ее вы можете увидеть на фото ниже.

Предназначался автобус для нужд армии и шел с цельнометаллическим кузовом. Внутри могли поместится 30-32 человека. Выпускались эти машины с 39 по 44 год. Модель предназначалась для перевозки офицеров, в санитарных целях.

В этих автобусах обустраивали штабы, типографии. Грузовик мог развивать скорость такую же, как и базовая модель. Расход топлива составлял не менее тридцати литров на сто километров пути.

Модификация «Мул»

С 42 по 44 года на базе полноприовдного шасси «Опель» выпустил около четырех тысяч полугусеничных грузовиков-тягачей. Одну из моделей вы можете увидеть на фото ниже.

В модификации использовали облегченные двигатели. Лицензия была закуплена еще до войны. Грузовик оснащался опорными дисковыми катками, а также системой изменения скорости вращения гусениц.

Это был один из самых удачных грузовиков. Эта модель смогла занять место между аналогичной продукцией «Форд» и «Клекнер-Дойц». Масса автомобиля составляла почти шесть тысяч килограмм, а на 100 километров нужно было 50 литров горючего. Скорость, на которую был способен разогнаться грузовик, составляла не более 38 километров в час (ввиду высокой снаряженной массы).

Сегодня можно купить «Опель Блиц (Мул)» 1:35. Это уменьшенная точная модель. Это будет интересно тем, кто увлекается военной и автомобильной историей. На базе шасси создавали и другие модификации, однако - это самые основные из них и наиболее известные.

«Блиц» после войны

Летом 1944 года, после активных бомбовых ударов, два главных завода «Опель» разрушились. Производство этих грузовиков было решено перенести на заводы «Даймлер-Бенц». После завершения войны все оборудование вывезли в СССР, а «Опель» при помощи американцев занялся восстановлением производства и продолжил выпускать эти грузовики.

Через несколько лет будет выпущен «Опель Бедфорд Блиц», который будет отличаться неплохими техническими характеристиками и оснащением. Но это уже совсем другая история.

Заключение

Итак, мы выяснили историю создания грузовика «Опель Блиц». Немецкая «Молния» - это аналог горьковской «полуторки». Однако наша советская техника оказалась куда более выносливой. Грузовой «Опель» отказывался заводится в лютые морозы и легко садился «на брюхо» из-за 22-сантиметрового клиренса. На сегодняшний день эти машины можно увидеть лишь в качестве музейного экспоната или уменшенных моделей в частных коллекциях.