Сборник научных трудов кафедры. Как взыскать с водителя перерасход бензина? Размер имеет значение

Налаженный контроль расхода топлива на предприятии - это одно из обязательных условий эффективной работы транспортного департамента. Затраты на закупку ГСМ составляют львиную долю расходной части бюджета таких структурных подразделений, и потому их стоит минимизировать - в первую очередь за счет исключения злоупотреблений.

Организация системы контроля расхода топлива на предприятии (СКРТ) должна включать целый комплекс мероприятий. Но ключевым аспектом все равно будет установка специального оборудования, способного фиксировать фактические затраты горючего в автоматическом режиме, при минимальном влиянии персонала на этот процесс.

Способы хищений ГСМ и других махинаций с топливом

Чтобы эффективно контролировать расходование топлива коммерческим транспортом, необходимо иметь хотя бы поверхностное представление о том, как может осуществляться его хищение. Существует довольно много способов:

  1. Слив бензина или дизельного топлива. Этот способ – самый простой. Он предполагает фактическую кражу горючего из топливных баков. Слитое топливо либо используется в личных целях, либо продается.
  2. Использование чеков о заправке. Если заправка осуществляется не на предприятии, а самим водителем с последующим отчетом в бухгалтерию, то недобросовестный сотрудник может приобрести чеки у третьих лиц. После предъявления чеков водитель получает финансовую компенсацию.
  3. Махинации с одометром. Если автомобиль не оборудован современными навигационными системами и бортовыми самописцами, то путем относительно простых манипуляций величина суточного пробега может завышаться. После этого водитель использует один из двух способов, описанных выше: либо покупает чеки, либо сливает и продает «излишек» бензина.

Кроме того, к злоупотреблениям относится и нецелевое использование служебного либо коммерческого транспорта. При отсутствии должного контроля водитель может выполнять рейсы без отчета, присваивая оплату за них. В этом случае увеличивается расход ресурса автомобиля и расход ГСМ (бензина/дизельного топлива, масла и т.д.).

Как видите, способов обмана предприятия довольно много. При этом организация несет потери не только из-за перерасхода горючего, но и из-за того, что транспорт либо простаивает, либо эксплуатируется нецелевым способом.

Системы контроля расхода топлива на предприятии

Чтобы избежать описанных выше злоупотреблений, контроль расхода ГСМ на предприятии должен носить системный характер. Внедрение комплекса контрольных процедур – как организационных, так и технических - позволит снизить расходы на закупку горючего, а также на профилактическое обслуживание и ремонт самой техники.

Для контроля расхода топлива могут применяться самые разные методики:

Топливные карты

Ранее для децентрализации закупки горючего использовались топливные талоны. Но они обладали существенным минусом: их можно было легко подделать. Таким образом, создавалась почва для злоупотреблений, описанных выше.

Альтернативной талонам на сегодняшний день служат топливные карты . У них есть ряд особенностей:

  • Учет на карте ведется не в денежных единицах, а в литрах. Т.е. на рейс выделяется определенный объем горючего, конвертировать который в финансы будет в разы сложнее, чем при использовании талонов.
  • Существуют как универсальные карты, так и карты, рассчитанные на определённый вид топлива. Это также усложняет махинации.
  • Наконец, получить информацию о списании объемов топлива с карты можно в любое время – эти сведения доступны онлайн. Это также облегчает контроль и затрудняет хищения.

Кроме того, карты весьма удобны в использовании: они защищены пин-кодом, а при утере или краже их можно заблокировать.

В целом же переход на карты для топлива повышает и уровень безопасности: водителю не приходится возить при себе большие суммы денег.

Контроль расхода топлива и мониторинг транспорта ГЛОНАСС/GPS

Впрочем, несмотря на всю эффективность, система топливных карт все еще оставляет возможности для махинаций. Именно поэтому внедрять ее стоит параллельно с системой GPS/ГЛОНАСС мониторинга транспорта .

Такой подход предусматривает оборудование всего автопарка, выполняющего коммерческие рейсы, GPS трекерами с подключением к общей системе мониторинга. Это позволяет:

  • В режиме реального времени отслеживать перемещение каждой единицы транспорта.
  • Контролировать соблюдение маршрутов, повышая водительскую дисциплину и заблаговременно пресекая злоупотребления.
  • Исключить использование служебного автотранспорта в личных целях.
  • Повысить уровень безопасности движения.

Эффективность работы этой системы достаточно высока. Контроль расхода топлива и мониторинг транспорта позволяют отслеживать все перемещения максимально точно. Поэтому руководитель предприятия либо транспортного департамента может в любой момент узнать, где находится тот или иной автомобиль - а значит, завысить расход горючего будет предельно сложно.

Системы контроля уровня топлива

И все же наиболее эффективной мерой по предотвращению хищений горюче-смазочных материалов, приписок и злоупотреблений будет применение специальных систем, включающих:

  • программное обеспечение;
  • систему передачи информации;
  • датчики топлива , отслеживающих уровень горючего в баке.

Работают такие системы по такому алгоритму:

  • В бак для горючего устанавливается датчик, фиксирующий фактический уровень топлива и регистрирующий изменение этого уровня.
  • Датчик присоединяется к основному GPS трекеру системы (терминалу мониторинга транспорта), расположенному в кабине автомобиля. Этот блок пломбируется, что исключает вмешательство в его работу.
  • Система мониторинга передает информацию об уровне горючего на сервер – и владелец может следить за расходом ГСМ и периодичностью заправок в удаленном режиме.

При работе модуля используются ресурсы систем глобального позиционирования ГЛОНАС/GPS, что позволяет контролировать перемещения автомобиля и соотносить эти данные с информацией, поступающей от емкостных датчиков в топливных баках.

Плюсы систем контроля расхода топлива

Внедрение комплексных систем контроля расхода топлива на предприятии обеспечивает целый ряд преимуществ:

  • Эффективную борьбу со злоупотреблениями (это повышает не только финансовую эффективность организации, но и дисциплину в целом).
  • Контроль закупок и расходования ГСМ, обеспечивающий сокращение затрат.
  • Оптимизацию использования автотранспорта за счет минимизации простоев и нецелевых рейсов.
  • Получение объективной информации об использовании автопарка.
  • Снижение уровня аварийности и травматизма (оно также обеспечивается за счет дисциплинирующего эффекта и отсева сотрудников, склонных к злоупотреблениям).

Все эти преимущества делают инвестиции в закупку контрольного оборудования и внедрение системы контроля расхода топлива и ГСМ весьма выгодными!

Учет расхода ГСМ по документам

Помимо действенной системы мониторинга расхода ГСМ для достижения максимального эффекта необходимо внедрение единых правил и стандартов учета. Как правило, основой для бухгалтерской части учета является положение «О бухгалтерском учете и отчетности».

Документами, подтверждающими расход топлива для осуществления коммерческой деятельности предприятия, являются:

В первичных документах обязательно должна содержаться такая информация:

  • величина пробега;
  • масса перевозимого груза;
  • сведения о заправках.

На основании этих данных рассчитывается нормируемый расход ГСМ для конкретного транспортного средства.

Расходы на горючее могут учитываться двумя способами:

  • Для производственных целей - в составе материальных затрат;
  • Для управленческих и организационных целей - в составе прочих расходов, связанных с основной деятельностью.

В любом случае необходимо экономическое обоснование и документальное подтверждение этих расходов. Использование топливных карт упрощает учет расхода ГСМ и формирование отчетности – но в любом случае необходимо контролировать оборот документов, получаемых от процессингового центра.

Наладить эффективно работающий контроль расхода топлива на предприятии непросто: он должен включать целый комплекс организационных и технических решений. Но и временные, и финансовые затраты на внедрение системы отслеживания расхода горючего быстро окупаются, в первую очередь – за счет сведения к минимуму уровня хищений и снижения затрат на закупку ГСМ.

Специалисты нашей компании подберут оптимальный вариант отслеживания и управления расходом топлива на Вашем предприятии. В списке наших услуг есть как готовые решения, так и разработка индивидуальных систем контроля.

д. т.н., профессор МАДИ

Для автотранспортных предприятий в условиях экономического кризиса на первый план выходят задачи сокращения всех видов расходов. Основную долю затрат в себестоимости перевозок приходится на топливо. Для эффективного управления расходом топлива необходимо иметь достоверную информацию о выполненной транспортной работе, автоматизировать все процессы, связанные с нормированием, отпуском и учетом топлива. При решении задачи управления расходом топлива инженерный персонал автотранспортных предприятий сталкивается с целым рядом трудностей. Это в первую очередь несовершенная система нормирования и планирования потребностей в топливе, отсутствие технических средств, обеспечивающих достоверность первичной информации и исключающих субъективный человеческий фактор при учете топлива и обработке первичной транспортной документации, отсутствие комплексных информационных систем , обеспечивающих оперативную обработку больших массивов первичной информации. Все это способствует легализации завышенных нормативов расхода топлива, припискам транспортной работы и как следствие - к повышению себестоимости перевозок и возможности хищения топлива.

Особенно эта проблема актуальна в зимний период времени, когда нормы расхода топлива формально увеличиваются на 5-10%, а погодные условия (температура воздуха, высота снежного покрова и пр.) в условиях смягчения климата не сильно отличаются от осенних месяцев. На пассажирском транспорте в зимние месяцы для обогрева салона автобусов вводятся специальные надбавки. Поскольку время работы обогревателей салона инструментально не контролируется, появляется возможность формально списания топлива без его фактического расхода. В больших городах резко повысилась загруженность дорожной сети, появляются пробки, которые в корне меняют скоростной режим работы на линии, и как следствие фактический расход топлива может увеличиваться в 2 и более раза. Пробки чаще возникают хаотически, но могут быть и регулярными в определенные часы суток. Их продолжительность заранее нельзя спрогнозировать. Эти случайные факторы не дают возможности обосновано планировать и нормировать расход топлива, и нормативы расхода топлива на городских автобусных маршрутах, как правило, насколько завышены. В условиях постоянно растущих цен на топлива и финансового кризиса актуальность создания инструментального контроля и системы управления расходом топлива выходит на первый план.

В целях расширения функциональных возможностей системы планируется реализовать учет расход топлива не только на автомобиль, но и на водителя, а также относить расход топлива к маршруту, на котором работало транспортное средство. Последнее особенно актуально для автобусов, поскольку расход топлива на разных маршрутах (городские, пригородные, междугородние) имеет существенные различия. На первом этапе достаточно доработки программного обеспечения с реализацией ручного ввода в систему нескольких дополнительных параметров. В дальнейшем планируется модернизировать бортовое оборудование. В качестве такого устройства может использоваться ридер для чтения данных с пластиковых карт или GPRS-модем для приема SMS-сообщений с сотового телефона.

Испытания системы управления расходом топлива показали, что на маршрутных автобусах за счет индивидуального нормирования (на маршрут и транспортное средство) фактический расход топлива снижается в среднем на 13%. Выявлены транспортные средства, которые не укладываются в существующие нормативы и требуют соответствующего технического воздействия. Система позволяет выявить факты несанкционированной работы на линии, что обеспечивает собираемость доходов, особенно при работе транспорта на коммерческих маршрутах. Она дает возможность оценить квалификацию водителя и степень влияния стиля его работы (скоростной режим, замедления, ускорения) на расход топлива. При эксплуатации автомобилей в зимний период времени обеспечивается учет расхода топлива на обогрев салона автобусов. Для ряда маршрутов показана необходимость учета при нормировании расхода топлива и загруженности дорожной сети, когда в определенные дни (из-за пробок) расход топлива может возрастать более чем в 2 раза.

Следует отметить, что эффективность работы системы управления расходом топлива в значительной степени будет зависеть от заинтересованности персонала предприятия в экономии топливно-энергетических ресурсов. При внедрении подобных систем должны быть четко проработаны вопросы материального стимулирования работников предприятия. Весь персонал от водителя до директора должен быть заинтересован в конечном результате.

Групповые нормы расхода масел. Групповые нормы расхода масел рассчитываются на основе индивидуальных норм расхода масла, с учетом состава, структуры парка подвижного состава и времени нахождения автомобилей в эксплуатации отдельно на каждый вид масла (моторные, трансмиссионные, специальные и т.п.) или смазки:

где
- групповая норма расхода масла для автопарка, л/100 л расхода топлива,

- коэффициенты, учитывающие время нахождения в эксплуатации,

- индивидуальная для данной возрастной группы автомобилей норма расхода масла (смазки) по табл. 1. Принять для всех возрастных групп одинаковую норму.

- количество автомобилей данной возрастной группы (до 3 лет, от 3 до 8 лет, свыше 8 лет).

Таблица 1

Величина временных норм расхода масел

Виды и сорта масел (смазок)

Временная норма расхода масел в л (смазок в кг) на 100 л

общего расхода топлива для:

легковых, грузовых автомобилей и автобусов,

работающих на бензине и сжиженном газе

грузовых автомо-

билей и автобусов,

работающих на дизельном топливе

внедорожных авто-

мобилей-самосвалов,

работающих на

диз. топливе

Моторные

Трансмиссионые

Специальные

Пластические смазки

Примечание . 1. Для автомобилей ВАЗ всех марок норма расхода моторных масел устанавливается в размере 0,8 л независимо от возраста.

2. Для автомобилей, оборудованных гидромеханическими коробками передач (ЛиАЗ-677 и др.), норма расхода специальных масел увеличивается до 0,3 л на 100 л общего расхода топлива.

Нормы расхода смазочных масел для двигателей установлены в процентах от расхода топлива, выраженного в килограммах: для автомобилей, работающих на бензине и газе, не прошедших капитального ремонта, в размере 2,4, для автомобилей с дизельными двигателями в размере 3,2.

Расход трансмиссионных масел установлен в процентах от расхода топлива в размере соответственно 0,3 и 0,4.

Расход консистентных смазок установлен в размере соответственно 0,2 и 0,3 % расхода топлива.

Нормы расхода масел (смазок) снижаются для автомобилей и автобусов, находящихся в эксплуатации менее 3 лет, на 50 % и могут быть увеличены до 20 % для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет.

6. Учет расхода топлива и смазочных материалов

Транспортная система страны является одним из ведущих потребителей топливно-энергетических ресурсов. В целом на транспорте расходуется около 260 млн. т. условного топлива, при этом автомобильный транспорт является основным потребителем (свыше 65 %) наиболее дефицитных и ценных видов топлив - светлых нефтепродуктов.

На новых условиях хозяйствования самоокупаемости и самофинансирования безубыточная деятельность автотранспортных предприятии во многом зависит от правильного и рационального применения TCМ. Подсчитано, что затраты на добычу и производство топлива в 2-3 раза выше, чем на мероприятия по его экономии. Именно поэтому стоит задача, обеспечив к 2010 г не менее 65…70 % прироста потребности в ТЭМ за счет их экономии.

Успешное решение проблемы рационального использования ТСМ на автомобильном транспорте связано, прежде всего, с организацией эффективного управления их расходом, реализацией комплекса ресурсосберегающих мероприятии и обеспечением контроля качества.

Обеспечение рационального примененияТСМ начинается с организации эффективного управления их расходом. Напомним, что управлением называется деятельность, направленная на достижение поставленной цели Чем больше степень достижения поставленной цели и ниже сопутствующие этому затраты, тем выше качество и эффективность управления.

В управлении выделяют управляемую и управляющую системы.

Управляемая система осуществляв производственный процесс и использует ресурсы для его обеспечения. Управляющая система вырабатывает управляющие (воздействующие) сигналы для управляемой системы (объекта). Управление осуществляется путем взаимного обмена информацией, осуществляемого по каналам связи.

Реализация поставленной цели достигается путем выполнения определенных функций управления.

Функцией управления называется определенный вид работы, характеризующий, что должна делать (или делает) управляющая система. Управление обычно осуществляется на конкретном отрезке времени, в зависимости от которого оно может носить долгосрочный характер (перспективное планирование) или решать текущие вопросы (оперативное управление).

Главной целью управления расходом ТСМ на автомобильном транспорте является обеспечение его бесперебойной работы в условиях ограничений на потребление топливно-энергетических ресурсов и роста их стоимости. Эта цель достигается выполнением следующих основных функций управления:

Планирование и нормирование расхода ТСМ;

Учет и контроль расхода ТСМ;

Контроль качества ТСМ;

Анализ эффективности использования ТСМ и выявление причин их перерасхода;

Разработка и осуществление мероприятий по экономии ТСМ и устранению причин их перерасхода при эксплуатации автомобилей.

Чтобы управлять, необходимо хорошо знать не только объект управления (управляемую систему), но и эффективные меры воздействия на него. С этой точки зрения возможности управления расходом ТСМ определяются внешними и внутренними факторами, которые делятся на неуправляемые, консервативные и управляемые.

К числу внешних факторов (рис. 2) относятся природно-климатические условия и продукция обеспечивающих отраслей, прежде всего топливно-смазочные материалы и системы снабжения ими, подвижной состав, дорожная система и система организации движения.

Рис. 2. Основные факторы эффективности использования

автомобильных ТСМ

Часть этой продукции поступает непосредственно на АТП (автомобили, топливо, масла), часть же оказывает косвенное влияние на расход ТСМ при эксплуатации автомобилей (дорожная сеть, организация движения, сеть АЭС).

Природно-климатические факторы являются неуправляемыми и учитываются посредством корректировки нормативов расхода топлива. Вместе с тем следует иметь в виду, что отрицательное влияние данных факторов на расход ТСМ (например, низких температур) может быть в определенной степени компенсировано с помощью приспособления автомобилей к окружающей среде (температурная и высотная регулировка топливной аппаратуры, применение специальных шин, топлив и масел).

На продукцию обеспечивающих отраслей автотранспортная отрасль может оказывать влияние косвенным путем, главным образом с помощью разработки и представления требований к техническому уровню этой продукции и установления входного контроля за ее качеством.

Поэтому данные факторы являются консервативными. Тем не менее определенными резервами экономии в этом направлении можно управлять с помощью про ведения таких мероприятий, как рационализация структуры эксплуатируемого автопарка и потребляемых ТСМ с позиций обеспечения минимального расхода топлива, строительства АЗС на крупных автопредприятиях и др.

Внутренние факторы , находящиеся непосредственно в сфере деятельности автомобильного транспорта, могут быть разделены на следующие основные группы: структура автомобильного парка, структура потребления ТСМ, структура выполнения перевозок и их технико-эксплуатационные показатели, производственно техническая база и состав (квалификация) персонала.

Первые две группы факторов являются консервативными, так как связаны с производством и поступлением продукции обеспечивающих отраслей. Вместе с тем следует отличать их высокую эффективность по различным оценкам в сфере производства автомобилей и топливо смазочных материалов находится не менее 50…60 % потенциальных резервов экономии топлива на автомобильном транспорте.

К наиболее управляемым внутренним факторам использования ТСМ относятся технике эксплуатационные показатели перевозок; уровень оснащенности производственно-технической базы, определяющий техническое состояние и топливную экономичность эксплуатируемых автомобилей, квалификация персонала различных категорий, в первую очередь водителей и ремонтных рабочих, система управления расходом ТСМ, определяемая ее организацией, нормативной базой и техническим обеспечением.

Учет расходования горючего и смазочных материалов. Только при правильном и точном учете топлива и смазочных материалов можно говорить о возможности их экономии.

Учет осуществляется на топливном складе, при заправке и в процессе эксплуатации.

Отпущенное количество горючего и смазочных материалов заносят в путевой лист, и это служит основанием для подсчета расхода горючего и смазочных материалов в соответствии с проделанной работой и пробегом автомобиля.

На автотранспортных предприятиях, в автомобильных (технических) школах, и других организациях при использовании транспортных средств и учебных автомобилей применяются путевые листы установленной формы.

Путевой лист является основным первичным документом учета работы автомобилей. При отсутствии или неправильно оформленном путевом листе выпуск из гаража или парка автомобиля категорически запрещается.

Бланки путевых листов подготавливаются службой эксплуатации на местах. Предприятия получают их по накладным, приходуют и хранят в бухгалтериях.

Путевые листы выписываются мастером или другим ответственным лицом накануне дня выхода автомобилей в соответствии с утвержденным нарядом на их использование, подписываются руководителем организации и заверяются печатью.

При оформлении путевого листа технический руководитель совместно с лицом, ответственным за организацию движения заполняет графы: дата выдачи, марка машины, государственный номер, фамилия мастера, планируемое время выезда и возвращение в парк, задание мастеру (основное и дополнительное).

Лицо, ответственное за выдачу топлива, записывает в путевом листе данные о наличии топлива в баке и его получении в талонах.

После первичного заполнения путевые листы передаются начальнику (механику) колонны или другому должностному лицу по указанию руководителя организации, который выдает их водителям. Убедившись в исправности автомобиля, мастер расписывается в графе «Автомобиль в технически исправном состоянии принял». Путевой лист вручается водителю при условии сдачи им правильно оформленного предыдущего листа.

Путевые листы выдаются водителю только на день поездки при выполнении транспортной работы. Начальник (механик) колонны (гаража) или другое должностное лицо, ответственное за выпуск транспорта, проверяет техническое состояние автомобиля. Убедившись в его исправности, проставляет в путевом листе фактическое время и показание спидометра в графе «Автомобиль технически исправен, «выезд разрешаю» и расписывается.

Медицинский работник после проведения предрейсового медосмотра мастеров и водителей на лицевой стороне путевого листа (в разделе «Задание мастеру») рядом с фамилией обследуемого ставит штамп «Допущен к рейсу» и свою подпись.

По окончании работы мастер на лицевой стороне путевого «листа с учетом наличия талонов проставляет остаток горючего в баке и заполняет графу «Отметка о простоях».

После выполнения транспортной работы и прибытия автомобиля в парк начальник (механик) колонны (гаража) или лицо его замещающее делает отметки в путевом листе о фактическом времени развращения и показании спидометра.

Оформленный путевой лист мастер сдает начальнику (механику) колонны (гаража) или другому лицу по указанию руководителя организации.

После проверки оформления путевые листы подписываются и сдаются на хранение в бухгалтерию. Неправильно оформленные путевые листы возвращаются водителю и мастеру для устранения недостатков.

Необходимые данные о путевых листах заносятся в карточку учета эксплуатации автомобилей, которые ведутся в бухгалтериях АТП.

После окончательной обработки путевые листы хранятся в бухгалтерии АТП как документы строгой отчетности в течение одного года. Испорченные и неиспользованные бланки путевых листов погашаются и хранятся наравне с использованными.

Путевые листы по истечении срока их хранения, но не ранее осуществления ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций АТП подлежат списанию и уничтожению.

Для проверки правильности хранения, оформления и обработки путевых листов за истекший год (период после предыдущей ревизии финансово-хозяйственной деятельности АТП), а также их уничтожения приказом руководителя АТП назначается комиссия, в состав которой входит бухгалтер. По результатам проверки составляется акт, в котором указываются:

Правильность определения расхода горючего и выполненной автомобилем работы;

За какой период путевые листы подлежат уничтожению, их количество и номера;

Результаты сверки записей о расходе моторесурсов в паспортах (формулярах) автомобилей с карточками учета их эксплуатации.

Путевые листы с отметками о происшествиях и злоупотреблениях автомобилем, а также имеющие подчистку и оформленные не полностью не уничтожаются, а прикладываются к акту ревизии и хранятся вместе с ним в соответствии с установленными сроками.

Спидометр, его техническое состояние и исправность работы. Спидометр показывает пройденный автомобилем путь. С этим показателем связан учет транспортной работы и расход горючего и смазочных материалов. Неисправный спидометр не позволяет проконтролировать использование автомобиля и правильно учесть его работу.

Новые автомобили в период действия заводской гарантии должны эксплуатироваться со спидометрами, имеющими пломбу завода-изготовителя.

Опломбирование спидометров должно соответствовать «Техническим требованиям к опломбированию спидометров и их приводов на грузовых автомобилях и автобусах в производстве», утвержденным Министерством автомобильной промышленности и согласованным с Главным управлением ГИБДД МВД РФ.

В случае нарушения заводской пломбировки в гарантийный период необходимо составить акт (вместе с представителем незаинтересованной организации), в котором должны быть указаны причины переопломбирования, дата и показания спидометра. В этом случае, а также в случае нарушения заводской пломбировки после истечения срока гарантии переопломбирования производятся по схемам, указанным в Инструкции.

Клеймо на пломбе должно иметь четкий оттиск . На одной ее стороне указано наименование организации, а на другой - номер клейма и квартал года. Пломба должна быть прочной и надежно обеспечивающей зажим проволоки.

Опломбирование спидометров, их приводов, электродатчиков, штекерных соединений выполняют с таким расчетом, чтобы исключить доступ к счетному механизму спидометров, приводу и электродатчику и сделать невозможным искажение показаний спидометра.

Если обнаружена техническая неисправность спидометра или необходимо нарушить пломбировку (ремонт автомобиля, спидометра, других приборов), в присутствии водителя составляется специальный акт. В нем указывают сведения об автомобиле, дату его возвращения в гараж с неисправным спидометром (число, год, часы, минуты), номера оттисков пломб, показание счетчика (в км), причины выхода из строя спидометра и другая информация. Срок хранения актов - 1 год.

Учет замены или ремонта спидометра ведут в отдельном журнале. В нем указывают дату подачи заявки на ремонт, модель снятого спидометра, его показания, перечень выявленных дефектов, объем выполняемых работ, начало и окончание работ, показания установленного спидометра и т. д. Учет использованных спидометров также ведут в отдельном журнале. Если необходимо списать спидометр, то это делает комиссия. Еще в одном журнале ведут учет осмотров спидометров, государственных проверок Госстандарта. В нем регистрируют также акты, составленные на неисправные спидометры.

Ежедневно в АТП должна проверяться исправность спидометра, гибкого вала или электродатчика, их опломбирование, а также соответствие записей в путевых листах показаниям счетчиков спидометров. За выпуск на линию автомобилей с нарушенной пломбировкой или неисправными спидометрами несут ответственность должностные лица, контролирующие техническое состояние и эксплуатацию автомобилей в установленном порядке и в соответствии с действующим законодательством.

Водители также обязаны следить за исправностью и состоянием пломб спидометра и его привода. За выезд и работу на линии на автомобиле с неисправным спидометром или с нарушенной пломбировкой водители несут ответственность в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством. Исправные спидометры позволяют вести активный контроль за расходованием горючего. Надежность, долговечность и продление срока службы спидометров во многом зависят от бережного отношения к ним, своевременного и полного их технического обслуживания и ремонта.

КАК ВЗЫСКАТЬ С ВОДИТЕЛЯ ПЕРЕРАСХОД БЕНЗИНА?

Травина Татьяна Сергеевна

Чернышова Светлана Александровна

студент 4 курса, кафедра «Экономика и организация предприятий энергетического и транспортного комплексов», Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Хегай Юрий Александрович

научный руководитель, канд. тех. наук, профессор кафедры «Экономика и организация предприятий энергетического и транспортного комплексов», Сибирский Федеральный университет, г. Красноярск

На сегодняшний день проблема перерасхода топлива является одной из главных для многих автотранспортных предприятий.

В большинстве случаев виновниками перерасхода топлива являются именно водители.

С одной стороны, они используют технику и транспорт в личных целях: «левые рейсы», работа на стороне, не соблюдают условия экономичной езды.

С другой, осуществляют слив и воровство топлива, списание денег в счет закупки. В этом случае приобретаются поддельные чеки, а деньги списываются, или, например машину заправляют некачественным суррогатом на трассе за полцены, довольно часто водитель сговаривается с оператором АЗС (в чеке указан один объем, а на самом деле топливо в бак поступило в меньшем объеме, разница выдается водителю в виде наличных). Возможна заправка топлива в одной стране за свои деньги и предоставление чека из другой страны на большую сумму или заправка по карточке чужой машины. Часто практикуется слив топлива из бака, при этом подкручивают показания спидометра или моточаса. В данных случаях дополнительный «доход» водителей составляет не менее половины их официальной заработной платы.

В итоге предприятие теряет деньги не только на украденном топливе. Расходуется моторесурс техники, ухудшается техническое состояние машин.

Зачастую, о том что топливо разворовывают, знают все - и директор, и зам. директора, и начальник гаража, и главбух, и это считается нормой. Проблема в том, что доказать вину водителя без использования специального оборудования или особых методов практически невозможно.

Единственный способ взыскать с водителя перерасход ГСМ - это возложить на сотрудника полную материальную ответственность.

Случаи полной материальной ответственности изложены в статье 243 .

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

· когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

· недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

· умышленного причинения ущерба;

· причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

· причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

· причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

· разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

· причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Полная материальная ответственность за причиненный работодателю ущерб может быть установлена трудовым договором, либо специальным договором.

Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 настоящего Кодекса), , то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

В этом случае, при выявлении перерасхода бензина водителем, руководство организации может взыскать денежную сумму в полном размере понесенных убытков.

Статья 242. Полная материальная ответственность работника

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами, но на сегодняшний день применение данного способа в большинстве случаев возможно только в теории. На практике же все наоборот. Для того, чтобы в итоге привлечь водителя к ответственности нужно вначале доказать, что перерасход бензина - это следствие его противоправных действий, а не каких-либо других лиц или факторов.

Дело в том, что существуем множество причин перерасхода топлива, начиная от класса дороги, по которой приходится ехать и заканчивая техническим состоянием машины.

Технические неисправности автомобиля, вызывающие перерасход топлива представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Технические неисправности автомобиля, вызывающие перерасход топлива


Автомобили с впрыском топлива

Дизельные автомобили


Снижена по какой-то причине мощность двигателя;

Неисправен датчик кислорода или его цепи;

Неисправен какой-нибудь из датчиков температуры или их цепи;

Неисправна система опережения зажигания;

Неисправен датчик расхода воздуха или его цепи;

Неисправен датчик положения дроссельной заслонки или его цепь;

Подтекание какой-нибудь форсунки (чаще всего форсунки холодного пуска, если она есть);

Засорен воздушный фильтр;

Слабая искра зажигания;

Неисправна система наддува;

Снижена мощность двигателя;

Неисправны форсунки;

Недостаток подаваемого во впускной коллектор воздуха;

Неправильное опережение впрыска;

Двигатель не прогревается до рабочей температуры;

Неправильная работа систем снижения токсичности.


Неправильно установлены метки привода газораспределения;

Неисправна система контроля давления во впускном коллекторе;

Неправильное давление бензина;

Не отрегулированы клапанные зазоры;

Плохой накат (например, из-за спущенных колес);

Неисправна гидромуфта (у машин с «автоматом»);

Неправильная работа автоматической коробки передач;

Неисправен ведущий мост.


Наиболее распространенными считаются случаи, когда не отремонтирован карбюратор или инжектор. Конечно. Крупные АТП обычно имеют в своем составе мастерские по ремонту подвижного состава, но регулировка карбюратора может быть правильно произведена только на специальном стенде, на котором точно определяется расход воздуха и расход топлива, пропущенных через карбюратор. Если такого стенда нет, то можно считать, что карбюратор, в принципе, не может быть отрегулирован точно.

Важным моментом считается качество топлива. Например, если залить в бак «прямогонку» или какой-нибудь суррогат, он приведет к снижению крутящего момента и мощности, а водитель подсознательно будет «давить на газ» (т. е. увеличивать подачу топлива в цилиндры двигателя), чтобы ехать в привычном режиме.

Также на расход топлива влияет стиль езды. У одних водителей он более экономичный, у других более агрессивный. Реально экономичный стиль езды можно выработать только при езде на автомобиле, оснащенном электронным впрыском топлива и борткомпьютером, который показывает мгновенный расход топлива в л/100 км. Визуальные ощущения и субъективные привычки водителей существенной экономии не дадут.

Кроме того сегодня распространены так называемые «недоливы» на АЗС. В среднем они составляют 50-100 мл на 1 литр бензина.

Большинство организаций зачастую не хотят искать реальных причин перерасхода бензина. А просто собственными методами взыскивают с водителей денежную компенсацию.

Некоторые организации лишают сотрудников премий. Но, во-первых, премия - это стимулирующая выплата, которая выплачивается при условии достижения определенных показателей, в данном случае - соблюдение норм расхода топлива. Поэтому применять лишение не совсем корректно. Во-вторых, премируются действия работника, т. е. если перерасход бензина вызван не действиям водителя, а премии он лишен, рано или поздно он тоже начнет «воровать».

Другие - удерживают перерасход ГСМ у сотрудников из заработной платы. При этом, не имея доказательств его вины. Но в данном случае не стоит забывать о том. Что водитель вполне может обратиться с заявлением в суд о признании незаконным приказа об удержании заработной платы. В итоге, проблем с судебными разбирательствами будем масса.

Ряд организаций - подают на сотрудников в суд. И в большинстве случаев, даже имея основательные доказательства вины водителей. Проигрывают. Потому что, во-первых. Приходится проводить автотехническую экспертизу, выяснять, действительно ли техническое состояние машины позволяет выполнять нормативы по расходу. Но даже новые машины, только что выпущенные с конвейера, не всегда соответствуют нормам, что уж говорить о машинах, которые имеют приличный пробег. Кроме того, экспертиза - это дополнительные затраты. Но даже если удастся доказать, что бензина машиной расходуется по норме, доказать вину водителя можно только в одном случае - «поймав эго за руку».

Уличить конкретного водителя в перерасходе топлива конечно можно. И способов существует достаточно много. Например, проведение выборочных «слежек», прикрепление контролеров, проведение тестовых ездок для измерения нормальной нормы потребления машиной топлива и т. д. Но все это затрачивает, как правило, массу времени и денег, а главное - результат носит только временный характер.

Наилучший выход из данной ситуации - применение специальных систем и оборудования. Сегодня на рынке автотранспорта и спецтехники представлено немало систем. Основная задача которых - контроль и экономия топлива.

Диаграмма снижения расходов на ГСМ при эксплуатации спецтехники представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Диаграмма снижения расходов на ГСМ при эксплуатации спецтехники

Системы аналитического типа создают на базе бортовых компьютеров. Их принцип работы основан на вычислении объема топлива, поданного в цилиндры двигателя. Главное достоинство системы - возможность контролировать мгновенный расход топлива. При таком контроле водитель вынужден постепенно приучаться к экономному стилю езды. Главный недостаток метода - вычисления расхода топлива производят по алгоритму, который настроен на стандартные дорожные условия и среднюю температуру. Как только параметры выходят за эти рамки, увеличивается вероятность ошибки. Такие системы не фиксируют слив топлива и его заправку. Более того. при нажатии определенных комбинаций клавиш, система сбрасывает все показания, а водитель может установить расход топлива по своему усмотрению. Контроль махинаций, связанных с «левыми» чеками, также невозможен.

Системы проточного типа получают информацию от расходомера-турбинки, установленного в топливопроводах автомобиля. Достоинство этого прибора в том, что он показывает фактическое количество топлива, прокачанного о магистрали, недостаток - большая погрешность и возможность вмешательства водителя в такую систему. К тому же в российской солярке может содержаться большое количество твердых частиц, что сокращает ресурс турбинки. В холодное время года могут возникнуть проблемы с отложениями парафина в магистралях и на турбинке. Водители продувают турбинку сжатым воздухом до тех пор, пока не «надуют» нужный объем топлива. Мошенничество с чеками также не блокируется.

Приборы, контролирующие расход топлива с помощью штатного датчика уровня топлива, не способны контролировать ни передвижение автомобиля, ни работу двигателя, к тому же их легко вывести из строя. Есть возможность обмануть прибор, если слить топливо на стоянке с включенным зажиганием. Невозможно проследить и «левый» пробег машины, рассчитать расход на 100 км пути. При анализе данных от таких устройств резко повышается трудоемкость работы менеджера предприятия. Датчики обеспечивают достаточно хорошую точность, но, в большинстве случаев, боятся загрязненного топлива. На машину требуется устанавливать и периодически менять дополнительные топливные фильтры, иначе датчики «заклинивает».

Система FMS. Преимущества такой системы, обрабатывающей данные, полученные от высокоточного емкостного датчика уровня топлива, в том, что это устройство закрытого типа. Информация, считываемая с него, доступна только руководству предприятия. Программное обеспечение системы позволяет получать данные о работе, как отдельной машины, так и всего парка техники. Информация полностью недоступна водителю, а значит, исключены махинации.

Система FMS включает в себя три основных компонента - устройство FMS («черный ящик») и высокоточный емкостный датчик уровня топлива, которые в комплексе устанавливают на транспортное средство, и устройство считывания для компьютера в офисе. Устройство FMS - черная пластиковая коробка размером с сигаретную пачку, его монтируют в кабине и подключают к бортовой сети машины. В дальнейшем производится считывание информации с датчика скорости, датчика топлива в баке, генератора, двигателя и других объектов, дающих информацию о работе машины и расходе топлива. Устройство FMS хранит информацию о работе машины за два месяца. Его легко снять с машины и вставить в разъем персонального компьютера, оснащенного необходимой программой. Далее показания с датчика за несколько секунд переносятся в компьютер. Впрочем, возможно производить считывание автоматически, не снимая прибор с техники. Устройство возвращают водителю, а с полученными данными начинает работать персонал компании. Информацию о работе автомобиля можно архивировать на любых носителях, данные обрабатывать на компьютере. Экспортировать в Excel и другие программы.

Помимо контроля расхода топлива по показаниям прибора FMS ответственный сотрудник предприятия может анализировать эффективность работы техники, определять, простаивала она или работала, просто был включен двигатель или техника находилась в движении, а также как именно она передвигалась. Основными показателями, которыми оперирует программа, являются количество топлива в баке на начало и на конец периода, общее количество заправленного и истраченного топлива. Общее количество слитого топлива, пробег машины в километрах, средний расход топлива в литрах на 100 км, на 1 машино-час, на холостом ходу, время работы двигателя, время нахождения транспортного средства в движении. Все эти данные приводятся в виде таблиц и графиков.

Недостатком системы является низкая точность. Особенно при эксплуатации машины в «городском» режиме. Кроме того, FMS не определяет медленный слив и слив через «обратку» и не дает информации о текущем расходе в двигателе машины.

Есть также системы контроля расхода топлива (СКРТ). Это целая линия изделий, от недорогих до развернутых систем с проходным датчиком, комплексным контролем штатных датчиков машины (обороты, скорость, уровень топлива в баках и т. д.) и графическим терминалом. Особенностью систем является датчик расхода дизельного топлива, который не боится загрязнений. Информация о расходе топлива, пройденном пути, объеме заправок и слива топлива выводится на экран электронного блока и сохраняется в памяти для последующего анализа в офисе. Еще одним достоинством СКРТ является защищенность от махинаций. Система анализирует текущий расход топлива в зависимости от скорости движения, режимов двигателя и принимает решение, соответствует ли расход норме или есть нештатный перерасход/слив. В этом случае автоматически включается счетчик «перерасхода» или счетчик «сливов». Информация о текущих параметрах и счетчиках может быть закрыта паролем, то есть скрыта от водителя. Кроме расхода топлива, СКРТ контролирует также скорость, пройденный путь, отработанные двигателем моточасы, график движения и простоев машины. Фактически СКРТ выполняет роль счетчика расхода топлива, тахографа и маршрутного компьютера. Пример действия системы контроля расхода топлива представлен на рисунке 2.


Рисунок 2. Пример действия системы контроля расхода топлива

При этом у таких систем существует возможность добавления в систему датчиков нагрузки на ось, датчиков температуры груза и приемника GPS.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что простого решения проблемы привлечения водителей к ответственности за перерасход ими бензина вследствие их неправомерных действий нет. Если автомобили неисправны, руководство организации не может привлечь сотрудников к ответственности. Если же машины исправны, и топливо, крадут нужно организовывать наблюдение, проводить проверки, прикреплять к водителям контролеров, и привлекать водителей к ответственности по ст. 243 ТК РФ; либо использовать специальные системы и оборудование, которые, в принципе, позволяют избежать перерасход топлива.

Список литературы:

1.Грибков А.Ю. Учет ГСМ в организациях различных форм собственности. М.: Омега-Л, 2010. - 72 с.

2.Ногин Б.А., Бутков П.П. Экономия горюче-смазочных материалов. М.: Вузовская книга, 2004 - 220 с.

3.Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2007. - 224 с.

Автотранспортные предприятия являются крупными потребителями материальных и энергетических ресурсов, которые разделяются на первичные и вторичные.

Первичные ресурсы, используемые АТП в ходе производственной деятельности,- это новые автомобили, агрегаты, узлы, приборы, запасные части, автошины, аккумуляторы, технологическое оборудование и инструмент; топливные, смазочные и другие эксплуатационные материалы, различные изделия и материалы для хозяйственных нужд. Кроме того, АТП потребляют значительное количество тепловой и электрической энергии и воды.

Вторичные ресурсы - это отработавшие свой срок агрегаты, узлы и детали автомобилей, аккумуляторы, моторные и трансмиссионные масла, технические жидкости, шины, отходы черных и цветных металлов и др. Они являются частью отходов АТП, образующихся в процессе работы автомобилей и проведения ТО и ТР на АТП.

Две другие части отходов разделяются на утилизируемые и неутилизируемые. Утилизируемые отходы не годны для переработки (невозвратная тара, коксовый и сварочный шлак, сметаемый с территории АТП мусор, твердые бытовые отходы и др.), они собираются на АТП и вывозятся для захоронения на свалках. Неутилизируемые отходы - это газообразные и пылевые выбросы, образующиеся при движении автомобилей и поступающие в окружающую среду (СО, СН, N02, С02, продукты износа шин, тормозных накладок и др.).

Экономное расходование первичных ресурсов на АТП обеспечивается, во-первых, комплектованием парка автомобилями, имеющими высокую надежность, и применением качественных эксплуатационных материалов; во-вторых, соблюдением норм, правил и требований действующей системы ТО и ТР, предусматривающей своевременное проведение и выполнение в полном объеме регламентных работ ЕО, ТО-1, ТО-2, качественного ремонта и поддержание тем самым автомобилей в технически исправном состоянии - в обоих случаях увеличивается срок службы наличного подвижного состава, снижается расход запасных частей, топливно-смазочных и других эксплуатационных материалов, что существенно сокращает потребность АТП в первичных ресурсах; в-третьих, соблюдением действующих норм расхода изделий и материалов на ремонтно-эксплуатационные и хозяйственные нужды и организацией на АТП строгого учета их потребления; в-четвертых, использованием и переработкой вторичных ресурсов, образующихся в процессе ТО и ТР автомобилей.



Рассмотрим основные мероприятия, обеспечивающие экономию этих ресурсов.

1. Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии.

В целях экономии топлива нужно всегда поддерживать автомобиль в технически исправном состоянии, своевременно и в соответствии с графиком проводить ТО с выполнением необходимых регулировок и при высоком уровне диагностических работ.

2. Совершенствование организации перевозочного процесса, что обеспечивает значительное снижение удельного расхода топлива на единицу транспортной работы и позволяет в масштабах страны экономить сотни тысяч тонн бензина и дизельного топлива. Повышение коэффициентов пробега и грузоподъемности на 1% снижает удельный расход топлива бензиновых автомобилей на 0,62%, а дизельных - на 0,59%.

Большие резервы по рациональному использованию топлива кроются в правильном, экономичном, грамотном распределении имеющегося автопарка по видам перевозок. Очень важным мероприятием по экономии топлива является применение прицепов. Несмотря на абсолютное возрастание расхода топлива у автопоезда, удельный расход топлива снижается на 30% по сравнению с одиночным автомобилем.

3. Применение в качестве моторного топлива для грузовых и легковых автомобилей сжиженного и сжатого газа, что сокращает потребление жидких топлив и обеспечивает значительную экономию природных ресурсов нефти.

4. Использование бензинов повышенного качества, например неэтилированного бензина с добавкой метилтретбутилового эфира (МТБЭ), что снижает расход топлива на 3-5%. Применение дизельного топлива с содержанием серы 0,05% снижает износ, повышает ресурс двигателей и тем самым уменьшает расход запасных частей и других первичных ресурсов.

5. Оборудование открытых стоянок современными средствами подогрева или разогрева в зимний период эксплуатации, что позволяет исключить дополнительный расход топлива на прогрев двигателей.

6. Установка на серийных бензиновых автомобилях бесконтактных систем зажигания (БСЗ) высокой энергии и экономайзера принудительного холостого хода, что снижает расход топлива на 7-10% и одновременно улучшает экологические характеристики двигателей.

7. Обучение водителей рациональным приемам управления автомобилем в процессе движения, что обеспечивает заметную экономию топлива: разница в его расходе при вождении автомобилей по одному и тому же маршруту водителями разной квалификации достигает 18%.

8. Уменьшение потерь топлива в процессе его транспортировки, хранения и при заправке автомобилей. Общие потери бензина при несоблюдении правил транспортировки автоцистернами могут достигать 1,0-1,5% объема перевозки; потери при хранении в резервуарах на АЗС и в АТП - 4-5% объема хранения; потери при заправке автомобилей - 1,5% объема заправки.

Хранение и выдача топлива в настоящее время осуществляется главным образом на коммерческих АЗС общего пользования. При обслуживании АТП собственными заправочными пунктами необходимо организовать специальную подготовку работников складов по учету, хранению и выдаче горючесмазочных материалов (ГСМ), практиковать заключение договоров с нефтебазами на проверку технического состояния собственных цистерн и других емкостей, в которых хранятся нефтепродукты. Следует ежемесячно снимать остатки на заправочном пункте (складе) и на автомобилях и сличать фактические остатки, выявленные инвентаризационной комиссией, с данными бухгалтерского учета. На поступившее топливо составляют приемный акт с указанием количества, плотности топлива и излишков или недостач фактического наличия по сравнению с ордером. Учет топлива на складах ведется в весовых единицах, на заправочном пункте - в литрах с переводом в килограммы по установленной плотности. Перевод литров в килограммы делают по среднедневной плотности, устанавливаемой комиссией в составе техника по учету топлива, заправщика и бухгалтера.

Агрегаты, узлы, запасные части. Значительная экономия этих ресурсов обеспечивается за счет ремонта двигателей и других агрегатов автомобилей, а также топливных насосов и других сложных узлов, аккумуляторов, шин и восстановления основных деталей (блоков цилиндров, коленчатых и распределительных валов, шатунов, клапанов и т.д.). Эти работы следует выполнять на специализированных предприятиях, что может существенно сократить потребность в новых изделиях и запасных частях.

Вторичные ресурсы. По некоторым данным, около 50% вторичных ресурсов, образующихся на АТП, составляют отходы черных и цветных металлов (кузова и кабины списанных автомобилей, утильные детали и др.). Сдача образовавшегося металлолома непосредственно металлургическим заводам для переработки сокращает их потребность в соответствующем природном сырье.

В состав металлолома входят различные изношенные и непригодные для ремонта детали, изготовленные из качественных материалов (полуоси, шкворни, рессорные пальцы и т.п.), которые могут использовать сами АТП или другие предприятия в качестве заготовок.

Изношенные автомобильные шины (17% общего количества вторичных ресурсов) восстанавливаются на шиноремонтных заводах наложением нового протектора и повторно используются на АТП.

Не подлежащие восстановлению покрышки следует собирать и передавать специальным организациям для переработки и последующего изготовления различных изделий (отделочных плиток, наполнителя изделий из бетона и др.).

Отработанные моторные и трансмиссионные масла (16% общего количества вторичных ресурсов) АТП используют в качестве котельного топлива или сдают для переработки на маслорегенерационные станции или на нефтеперерабатывающие заводы.

Отработавшие свой срок аккумуляторы вместе с электролитом сдают специализированным организациям по сбору вторичного сырья или непосредственно на аккумуляторные или перерабатывающие заводы, где они используются для производства вторичного свинца, сурьмы и серной кислоты.

Люминесцентные лампы также сдают организациям вторичного сырья. Содержащаяся в них ртуть извлекается и повторно используется при производстве.

Загрязненная при мойке автомобилей вода и стоки с территории АТП также являются вторичным ресурсом. В связи с этим АТП обязаны с помощью специальных сооружений очищать сточные воды от взвешенных частиц и нефтепродуктов. Очистные сооружения с системой оборотного водоснабжения обеспечивают вторичное использование воды непосредственно на АТП. Собранные нефтепродукты и нефтешлам очистных сооружений также сдают для вторичного использования.

На каждом АТП должен осуществляться контроль за соблюдением установленных норм расхода топлива, эксплуатационных и ремонтных материалов с целью снижения расхода материальных ресурсов, снижения себестоимости перевозок. В связи с этим на предприятиях ведется ежедневный учет расхода эксплуатационных материалов по каждому автомобилю. На основе сопоставления имеющегося расхода с нормативным определяют перерасход или экономию материалов. При наличии перерасхода принимают действенные меры по устранению его причин.

Экологический сбор с владельцев грузовых автомобилей и автобусов устанавливается дифференцированно в зависимости от модели АТС, типа двигателя и места регистрации АТС.

Концентрация вредных веществ в воздухе зависит от типа двигателя, грузоподъемности автомобиля, организации движения, технических параметров дорожной сети, технического состояния автомобилей, квалификации и опыта работы водителей и ремонтных рабочих, организации производства ТО и ТР, качества контрольно-измерительных приборов, топлива и т.д.

Снижению токсичности отработавших газов кроме качественного и своевременного обслуживания и регулировки способствуют внедрение газовых нейтрализаторов, перевод автомобилей на дизельное и газообразное топливо.

Большая часть перечисленных мероприятий по снижению вредного воздействия автомобилей на состояние окружающей среды требует от АТП и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, соответствующих затрат, которые в совокупности с экологическим сбором удорожают себестоимость услуг и уменьшают прибыль АТП.